Урок на тему ушиб

Урок на тему ушиб thumbnail

Классный час.

Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях.

Цели занятия:

Образовательная:

  • Познакомить через беседу с общими рекомендациями пооказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.

  • Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим.

Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательная: Воспитать бережное отношение к жизни человека, сострадание и соучастие.

Ход занятия.

1.Постановка темы беседы.

-Представьте вы стали случайным очевидцем происшествия, какие ваши действия?

— Предположите, на какую тему будет наша беседа?

Сегодня мы поговорим об оказании первой помощи при травмах и несчастных случаях, об общих советах и рекомендациях. Цель нашего занятия — познакомимся с основными видами травм и научимся оказывать первую помощь при травмах. Несмотря на то, что вы еще не достаточно взрослые, вы должны быть соучастными к чужой беде.
Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарайся запомнить, как необходимо поступить в различных ситуациях, когда может потребоваться твоя помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут тебе
спасти чью-то жизнь.

Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, — вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда
тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно. Гlомни — главное: все твои действия должны быть обдуманными, быстрыми и спокойными.

2.Работа над темой занятия.

Сначала запомни несколько общих рекомендаций:
• первым делом обязательно сообщи кому-либо из взрослых о несчастном случае;
• если нужно — кричи, громко зови на помощь;
• как можно скорее вызови скорую медицинскую помощь
сам или попроси об этом кого-нибудь;
• если в результате несчастного случая человек потерял сознание — не пытайся перемещать его : это может ухудшить его состояние. Пострадавшему лучше всего лежать на спине так, чтобы ноги были немного выше, чем туловище. Его голова должна оставаться слегка запрокинутой;
• чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегни его воротник, развяжи галстук, ослабь туго затянутый пояс.

Порезы и ссадины .
• Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.

• Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.
• Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.
• Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу — может быть, понадобится накладывать швы.
• Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Ушибы .
При падениях или ударах можно получить различные ушибы. При лёгких ушибах происходит подкожное кровоизлияние и на коже появляются синяки. Обыкновенный синяк (синего или даже чёрного цвета) проходит за несколько недель. Сначала он постепенно желтеет, а потом исчезает совсем. При сильном ушибе на коже появляется вздутие — гематома.
• Если ушиб лёгкий, то облегчить боль и предотвратить образование синяка можно, наложив ватный тампон, смоченный в растворе перекиси водорода.
• Если после ушиба гематома увеличивается, сильно прижми ладонь к месту ушиба и продолжай надавливать на ушибленное место 10-15 минут.
• Приложи лёд или холодный компресс к месту ушиба — это поможет остановить подкожное кровотечение. Лёд можно держать не более 15 минут, чтобы не вызвать переохлаждение кожи.
• Если гематома не прошла через несколько дней после ушиба и до неё больно дотрагиваться, необходимо обратиться к врачу.
• При ушибах конечностей (рук или ног) необходимо сразу уменьшить приток крови к ним, подняв руку или ногу вверх.

Ожоги.

Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, С различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже
самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.
• Место ожога необходимо охладить под струёй воды.
• С несильными ожогами — ожогами первой степени не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то
лучше обратиться к врачу — в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.
• Ожоги второй степени затрагивают не только кожу, но и подкожные ткани. Получившего такой ожог необходимо госпитализировать. До приезда врача пострадавшего нужно поместить в холодную ванну на 10-15 минут. Затем обожжённый участок, ничем не смазывая, накрыть чистой салфеткой, носовым платком, марлей или полотенцем.
• Ожоги третьей степени — очень тяжёлые. Первая помощь должна быть такой же, как и при ожоге первой степени. Сначала надо подставить обожжённое место под холодную проточную воду. Если к этому месту прилипла одежда, не пытайся снять её самостоятельно. Человеку, получившему такой ожог, необходимо много пить, чтобы у него не было шока. И ни в коем случае не смазывай место ожога никакими мазями! Ожоги третьей степени опасны для жизни — пострадавшего необходимо как можно скорее до ставить в больницу .
• При ожогах глаз необходимо широко открыть их и промывать под струёй холодной проточной воды в течение не скольких минут. Затем нужно немедленно обратиться к врачу.

Читайте также:  Ушиб ноги в области лодыжки

Поражение электрическим током .
• Не дотрагивайся до человека, поражённого электрическим током до тех пор, пока он находится в контакте с электричеством. Если ты прикоснёшься к нему, то и сам получишь удар током.
• Если несчастье случилось в помещении, немедленно выключи электричество.
• Если электрический провод всё ещё соприкасается с телом пострадавшего, возьми сухую палку или деревянную рукоятку швабры и её концом отбрось от него провод.
• Вызови врача скорой медицинской помощи — поражение электрическим током может иметь очень тяжёлые последствия.

Если КТО-ТО тонет.

Увидев тонущего человека, громко позови на помощь.
• Самостоятельно оказывать помощь тонущему человеку можно только в том случае, если ты умеешь хорошо плавать и обучен технике спасания. Помни, что утопающий цепко хватается за всё, что находится рядом с ним, и может утащить тебя под воду.
• При спасении утопающего подплывать к нему следует сзади. Ilравильнее всего хватать его за волосы или подмышки. Переверни утопающего вверх лицом и плыви к берегу, не давая ему схватить себя.
• После того как утопающий вытащен на берег, необходимо. прежде всего удалить попавшую в его дыхательные пути воду, освободить полость рта от водорослей и не допустить переохлаждения. Сними с пострадавшего мокрую одежду, укрой его одеялом, полотенцем или сухой одеждой. Разотри его конечности сухими руками.
• Вызови врача скорой помощи.

Попадание ИНОРОДНЫХ тел в глаза, УШИ ИЛИ НОС.
Инородные тела — это всё, что не принадлежит твоему телу. В глаза, уши и нос могут попасть частички пыли, осколки стекла и другие мелкие предметы.
• Если инородное тело попало в глаз, нельзя тереть глаза пальцами или пытаться вынуть его кончиком носового платка — можно повредить нежную оболочку глазного яблока.
Нельзя использовать вату и острые предметы.
• Попытайся, оттянув веко, промыть глаз под струёй чистой воды.
• Если инородное тело попало в глаз и его не удаётся вынуть самостоятельно более двух часов, необходимо обратиться к врачу-травматологу. Нельзя оставлять инородное тело в глазу на ночь — может возникнуть сильное воспаление, которое потом придётся долго лечить.
• При попадании в глаза химического вещества пострадавший может ощущать жжение в глазах, слезотечение, боль, отёчность век и даже ослабление зрения. Если в глаза попало химическое вещество, их надо промывать большим количеством чистой воды 30 минут. Для этого пострадавшему необходимо наклониться над сосудом с водой и промывать глаза, открывая и закрывая их .
• Иногда инородные тела попадают в нос. Маленькие дети часто засовывают в ноздри — неизвестно зачем мелкие предметы, или же случайно в нос залетит какая – нибудь мошка. Нельзя извлекать инородное тело при по мощи каких-либо предметов — можно протолкнуть его ещё глубже. Самый простой способ удалить инородное тело из ноздри — заставить человека сильно чихнуть (например, пощекотать внутри другой ноздри травинкой или понюхать молотый перец).Кровотечение из носа .
Кровотечение из носа, вызванное ударом, ушибом или перегревом, обычно прекращается уже через несколько минут. Помни, что человек, у которого идёт из носа кровь, должен находиться в положении сидя.

Если кровотечение не прекращается, выполни такие не сложные действия:
• ноздрю, из которой идёт кровь, плотно заткни ватным тампоном. Если под рукой не окажется ваты, используй для этого бумажную салфетку или кусок туалетной бумаги;
• после того как ватный тампон введён в ноздрю, плотно зажми нос пальцами и держи в таком положении не менее 10 минут!
• на переносицу желательно положить кусочек льда или мокрый носовой платок ;
• чтобы кровь не затекала в гортань, голову нужно слегка наклонить вперёд;

• после остановки кровотечения ватный тампон следует оставить в носу ещё на несколько часов;
• если кровотечение не удаётся остановить, обратись в травматологический пункт или вызови врача скорой помощи.

Укусы насекомых .
Чаще всего людей кусают комары, клещи, осы и пчёлы. В момент укуса жалящих насекомых (ос или пчёл) возникает жгучая боль, а вскоре на месте укуса появляется отёк. Такие укусы очень опасны для людей, склонных к аллергии. Но если тебя покусали обыкновенные комары, Паниковать
не стоит. И хотя места комариных укусов сильно чешутся и даже болят, в большинстве случаев такие укусы не опасны. Что же делать, если тебя покусали насекомые?
• Не расчёсывай место укуса. При расчёсывании в ранку может попасть инфекция.
• Если тебя ужалила оса или пчела, нужно обязательно извлечь оставшийся кончик жала.
• Если аллергия на укусы насекомых, необходимо срочно вызвать скорую помощь или в течение получаса доставить пострадавшего в больницу.
• При укусе клеща необходимо как можно скорее промыть место укуса водой с мылом и капнуть сверху скипидаром. От этого клещ либо погибнет, либо выползет наружу. Можно смазать место укуса вазелином или растительным маслом.
Обязательно обратись к врачу, если тебя укусил клещ!

Читайте также:  При ушибе может отекать сильно рука

Укусы животных .
Любое животное, с которым общается человек, может его укусить. Такое поведение животного может быть вызвано разными причинами: может быть, животное чем-то напугано, рассержено или его не вовремя потревожили. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову дразнить крупных хищников, но даже укус маленькой белочки может быть опасным , у этих зверьков бывает бешенство, да и просто через укус они могут занести инфекцию в кровь. По этой причине обязательно сообщай взрослым, если какое-либо животное. Все любят собак, поэтому дети и взрослые бывают укушенными чаще всего именно этими животными. И не всегда кусаются бездомные и злобные собаки.
Обычно детей кусают вполне дружелюбные домашние !

Запомни!
• Нельзя игнорировать даже самые незначительные укусы!
• Не стремись к немедленной остановке кровотечения, так как кровотечение способствует выведению слюны животного!
• В течение 10-15 минут промывай ранку проточной водой!
• Несколько раз обработай большой участок кожи вокруг места укуса дезинфицирующим раствором (спиртовой раствор йода, спирт, раствор марганцовки).
• Забинтуй обработанную ранку стерильным бинтом.
• Обязательно сообщи о происшествии родителям или взрослым.
• Собаку, которая тебя укусила, желательно найти и убедиться, что она не больна бешенством. Бешенство — опасное заболевание, которым может заразиться человек.
• Ты обязательно должен показаться врачу — даже в том случае, если укусившая тебя собака совершенно здорова.

Обморожение.

Меры, которые следует принимать при обморожении:
• пострадавшего необходимо доставить в тёплое — но не жарко натопленное — помещение;
• согревать пострадавшего надо постепенно. Ему необходимо есть тёплую пищу и пить тёплые напитки — это поможет повысить общую температуру его тела;
• обмороженные части тела нельзя массировать или растирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует занесению инфекции;
• нельзя помещать обмороженные участки тела ни под горячую, ни под холодную воду;
• если кожа на обмороженном участке тела потрескалась, нужно наложить на неё чистую повязку;
• если обмороженные участки тела сильно болят, можно принять болеутоляющие таблетки;
• если самочувствие пострадавшего не улучшается, следует вызвать врача.

Тепловой удар.
Наш организм защищает себя от жары — происходит сильное потоотделение. Вот почему в жаркую погоду мы всегда потеем. Но когда человек долго находится на солнце, интенсивное потоотделение выводит из его организма слишком много соли и жидкости, а это приводит к перегреву и повышению температуры тела. Сильный перегрев на солнце называется тепловым ударом. Больше всего тепловым ударам подвержены дети и люди пожилого возраста.
Вот как можно помочь человеку, получившему тепловой удар — пострадавшего необходимо перенести в прохладное место или в помещение;
• чтобы снизить температуру тела, пострадавшего желательно поместить в ванну с прохладной водой, а затем за вернуть в холодную влажную простыню. Также можно охладить его мокрыми полотенцами. Прежде всего, необходимо охлаждать голову и область сердца;
• пострадавшего следует уложить в постель, дать ему много прохладного питья или какую-либо солёную еду — ведь с сильными потовыми выделениями из его организма вы шло много соли. Можно выпить полстакана подсоленной воды (одна чайная ложка на литр воды);
• если получивший тепловой удар потерял сознание, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

3.Рефлексия (разбор ситуаций по выбору учителя)

-Какие бывают травмы?

— Какие основные правила запомнили?

Нарисуйте листовку – памятку на тему «Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях»

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:

Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Цель урока:

Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.

Задачи:

образовательные:

Дать представление оушибах, переломах, вывихах.

Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, речь;

  • Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;

  • Развивать умение самостоятельно мыслить;

воспитательные:

  • Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;

  • Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.

  • Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

— словесные: ( рассказ, беседа)

— наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)

— практический (составление опорного конспекта)

  • формы организации учебной деятельности – фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» — строение кровеносной системы, типы тканей.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент — 2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты

Изложение нового материала.- 25 минут

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Подведение итогов. – (3 минуты)

Домашнее задание – (2 минуты).

Читайте также:  Мазь от ушибов действие

Приложение№1

Виды травм и способы оказания первой помощи.

Травма

Определение

Симптомы

Помощь

1

Ушибы

Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.

Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).

Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.

Носовое кровотечение

Кровотечение

Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.

Ушиб или сотрясение головного мозга

Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.

Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

2

Перелом

это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Холод, покой, иммобилизация шинированием.

3

Вывихи

Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.

Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.

Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.

4

Растяжение связок

 надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.

Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.

Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.

Синдром длительного сдавливания конечностей

Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.

Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.

Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основное содержание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

( 2 МИН.)

ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания

Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.

Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.

Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.

По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.

У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.

Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.

Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.

Изучение нового материала ( 25 минут)

Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.

Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.

Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.

Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.

Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)

Подведение итогов. – (3 минуты)

Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.

Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?

Домашнее задание ( 2 мин.)

Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.

Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.

Основные понятия.

— Ткань – группа клеток одного вида.

— Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.

— Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. — Ростов н/Д, 2012. — С.447.

  2. Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.

Дополнительная:

  1. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. — С. 101-119.

  2. Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .

Источник