Зона растяжения в бетоне

Зона растяжения в бетоне thumbnail

Бетон как искусственный камень хорошо работает на сжатие и плохо на растяжение. Бетонная балка при изгибе разрушается уже от незначительной нагрузки вследствие разрыва бетона в растянутой зоне, в то время как высокая прочность бетона в сжатой зоне остается неиспользованной.

Совсем другие свойства приобретает балка, если в бетон растянутой зоны, до его отвердения, заложить стальные стержни. В этом случае растягивающие усилия будут восприниматься сталью, хорошо работающей на растяжение, а сжимающие — бетоном, хорошо работающим на сжатие, при этом работой бетона на растяжение пренебрегают.

Что такое железобетон

Железобетон это такие комплексные конструкции, образованные из бетона и стальных стержней, работающих совместно, называются железобетонными, а стальные стержни — их арматурой.

В состав стальной арматуры балки, кроме продольных стержней, расположенных в растянутой зоне и воспринимающих нормальные растягивающие усилия, входят поперечные вертикальные стержни, работающие на главные растягивающие напряжения (ближе к опорам), и монтажные стержни. Все стержни в местах пересечений соединяются контактной точечной сваркой, образуя сварной арматурный каркас.

арматура в бетоне

Необходимая площадь сечения продольных и поперечных стержней арматуры определяется расчетом, а способ их объединения в сварные каркасы и количество таких каркасов в сечении балки — удобствами сварки и установки каркасов, удобствами укладки бетонной смеси и другими условиями.

Принципиально важным условием совместной работы арматуры с бетоном в железобетонных конструкциях является их сцепление, которое обеспечивается:

  • в арматуре периодического профиля — выступами на поверхности стержней,
  • в сварной арматуре — за счет сварных пересечений, в каждом из которых стержень одного направления служит анкером для стержня другого направления, и, кроме того,
  • во всех случаях за счет обжатия стержней арматуры бетоном при усадке.

Изгибаемые железобетонные элементы в строительстве:

  1. жб балки и
  2. железобетонные плиты,

Плиты отличаются от балок большей шириной и меньшей высотой поперечного сечения.

фото аррматуры

Изгибаемые железобетонные элементы очень часто делают таврового (Т-образного) и П-образного (ребристого) сечения. Смысл таких конструктивных форм в том, чтобы удалить возможно большую часть бетона растянутой зоны (не учитываемого при расчете прочности), оставив лишь часть, необходимую для размещения продольной и поперечной рабочей арматуры и связи ее со сжатой зоной. При этом уменьшается расход бетона и стоимость элементов и достигается очень большое снижение веса (в 5 раз и более).

работа железобетона на изгиб

Схема работы бетонных блоков при изгибе

Высокая прочность стальной арматуры делает целесообразным использование железобетона также и в сжатых элементах — колоннах, так как наличие в них арматуры дает возможность несколько уменьшить их поперечные размеры (по сравнению с бетонными) и повысить их надежность при случайных эксцентриситетах продольных сил и поперечных нагрузках. Продольные стержни арматуры колонн соединяют (также при помощи сварки) поперечными стержнямй во избежание потери устойчивости, вследствие работы на сжатие.

устройство монолитного каркаса

Раньше в железобетоне применялись в основном бетоны марок 100—200, в настоящее время обычными (для сборного железобетона) становятся марки 400—500. Для некоторых видов железобетонных конструкций, например колонн, работающих в основном на сжатие, целесообразно повышение марки бетона до 900. При этом повышение марок бетона в настоящее время лимитируется в основном недостаточно высокими качествами заполнителей.

Варьируя марку бетона и количество арматуры в железобетонном элементе (при сохранении его формы и размеров), можно довольно широко видоизменять его прочность. Это дает возможность в одной и той же форме изготовлять элементы различной несущей способности.

фото многоэтажный дом

Важными свойствами железобетона являются его огнестойкость и коррозионная стойкость, обусловленные тем, что стальные стержни арматуры укрыты в железобетоне защитным слоем бетона.

Жаростойкий железобетон отличается от обычного особыми свойствами материалов: бетон применяется жаростойкий, арматура только из горячекатаной стали, поскольку холоднотянутая проволока при нагревании теряет наклеп и как следствие свою прочность.

Предварительно напряженный железобетон

Характерной особенностью изгибаемых железобетонных элементов является образование трещин в бетоне растянутой зоны уже при нормальных эксплуатационных условиях, обусловленное малой растяжимостью бетона (относительная предельная деформация εб-пред =0,0001).

Рассмотрим железобетонную балку с арматурой из Ст. 3. При напряжении в растянутой арматуре δ = 1000 кг/см2, т. е. в пределах, допускаемых для Ст. 3 при нормальной эксплуатации, удлинение арматуры на участке длиной 1 м будет равно

удлинение арматуры

В то же время предельное возможное удлинение бетона

удлинение бетона

Недостаточная растяжимость бетона компенсируется образованием трещин и суммарная ширина раскрытия трещин на длине 1 м равна 0,5—0,1=0,4 мм. Однако при большом количестве трещин ширина каждой из них настолько мала, что наличие их не препятствует нормальной эксплуатации конструкции.

Имея в виду экономию металла, повысим марку стали, приняв Ст. 5 при σ = 2000 кu/см2. При этом на длине 1 м

длина металла

При той же величине ΔLб.пред суммарная ширина раскрытия трещин на длине 1 м равна 1,0—0,1 =0,9 мм, т. е. возросла более чем в 2 раза. Вследствие неравномерности раскрытия трещин отдельные из них могут получить такое раскрытие, что это сделает недопустимой нормальную эксплуатацию конструкции (хотя даже и такие трещины в неработающем бетоне растянутой зоны практически не сказываются на несущей способности балки в целом).

железобетонные плиты

При арматуре из стали той же марки Ст. 5, но периодического профиля, будет обеспечиваться надежное сцепление бетона с арматурой по всей ее длине, растянутый бетон будет лучше следовать за деформациями арматуры и при той же суммарной ширине раскрытия трещин количество их будет больше, а наибольшая ширина раскрытия меньше (примерно как при арматуре из Ст. 3).

Однако дальнейшее повышение марки арматурной стали из-за большего раскрытия трещин практически невозможно.

Предварительное напряжение железобетона обеспечивает возможность дальнейшего и очень большого повышения напряжений в арматурной стали вплоть до применения высокопрочной проволоки с пределом прочности до 20000 кг/см2 .

предварительно напряженные железобетон

Схема экономии преднапряженного бетона

Идея предварительного напряжения заключается в том, чтобы предварительно, т. е. до нагружения балки эксплуатационной нагрузкой, создать сжимающие напряжения в той зоне балки, которая при эксплуатации работает на растяжение. Тогда при нагружении балки эксплуатационной нагрузкой растягивающие напряжения в бетоне появятся лишь после того, как будут погашены предварительные напряжения сжатия. И так как величина усилия предварительного обжатия поддается широкой регулировке, балка может быть запроектирована и выполнена даже так, что в бетоне и при эксплуатационных нагрузках не будет растягивающих напряжений.

Читайте также:  Как разрабатывать руку после растяжения

Предварительное напряжение железобетонных конструкций осуществляется двумя способами:

  1. натяжением арматуры на упоры и
  2. натяжением на бетон.

железобетонные конструкции

При натяжении на упоры арматура до укладки бетонной смеси натягивается гидравлическими домкратами до определенного напряжения, не превышающего предела упругости, и закрепляется концами в упорах. После этого укладывают бетонную смесь и арматура остается натянутой на протяжении всего времени твердения бетона. После отвердения бетона концы арматуры освобождают и она, стремясь вернуться к первоначальной длине, обжимает бетон.

При стержневой арматуре из горячекатаной стали периодического профиля используют электротермический вариант этого способа, который отличается от описанного выше тем, что необходимое удлинение стержней достигается без помощи домкратов путем нагревания их пропусканием электрического тока. Нагретые стержни закрепляются в упорах, и при остывании получают необходимое натяжение.

каркас из арматуры

При натяжении на бетон арматура натягивается после отвердения бетона. Для этого при изготовлении конструкции в ней оставляют каналы. После отвердения бетона в каналы заводят стержни горячекатаной арматуры или пряди из высокопрочной проволоки и натягивают их домкратом с передачей реактивных усилий непосредственно на бетон самой конструкции, чем и создается обжатие бетона. По достижении необходимого усилия арматура закрепляется в вытянутом состоянии, домкраты отключаются и в бетоне сохраняется достигнутое при натяжении арматуры предварительное обжатие. Затем канал заполняют (под давлением) цементным раствором.

Монолитный и сборный железобетон

При своем зарождении в промышленном строительстве железобетон применялся только в виде монолитных конструкций, т. е. таких, которые полностью возводятся на том месте и в том положении, как это предусмотрено проектом здания или сооружения.

Процесс возведения монолитных конструкций:

  • а) заготовка и установка лесов и укрепляемых на них форм, предназначенных для заливки в них бетонной смеси; такие формы, называемые опалубкой, обычно делают из досок;
  • б) заготовка и установка арматурных каркасов;
  • в) приготовление и укладка в опалубку бетонной смеси;
  • г) уход за бетоном в процессе его твердения, имеющий целью обеспечить нормальный температурно-влажностный режим твердения бетона;
  • д) распалубка, т. е. освобождение отвердевшего бетона от форм после достижения им необходимой прочности.

Большое число отдельных операций, выполнение которых возможно только в последовательном порядке, делает процесс возведения монолитных конструкций весьма длительным, сдерживающим общие темпы строительства, а в зимнее время — требующим дополнительных затрат для обеспечения нормальных условий твердения бетона.

фото сборные железобетонные конструкции

Однако и до настоящего времени некоторые железобетонные промышленные сооружения, например, отличающиеся большой высотой при ограниченных размерах в плане (дымовые трубы, угольные башни коксохимических заводов, силосы для хранения сыпучих материалов, башенные копры каменноугольных шахт), строят монолитными — с применением подвижной (скользящей) или переставной опалубки.

В первом случае пояс опалубки высотой 1 —1,5 м без разборки, медленно (периодически) поднимается вверх, при этом все нагрузки (кроме веса бетона) посредством выступающих вверх стальных стержней передаются на нижнюю, ранее, забетонированную часть самого сооружения.

Во втором случае пояс опалубки периодически разбирается и в строго организованном порядке собирается на новом, выше расположенном уровне, при этом все нагрузки (кроме веса бетона) передаются на специальную решетчатую башню.

Сборный железобетон это, в отличие от монолитного, такой бетон, в котором отдельные элементы (колонны, балки, плиты и др.) изготовляются вне места их будущего существования, чаще всего — на заводе. При этом железобетонные элементы называются сборными независимо от того, изготовляются они целиком или из отдельных частей.

Таким образом, например, фундамент под колонну, забетонированный на месте, называется монолитным, а такой же точно фундамент, целиком изготовленный в стороне и потом установленный на место краном, называется сборным, хотя он сам по себе и представляет единый цельный монолит.

Отдельные элементы сборного железобетона соединяют между собой двумя основными способами:

а) из соединяемых сборных элементов выпускают арматуру и стык на монтаже заливают бетонной смесью, после отвердения бетона в стыке конструкция приобретает свойства монолитной;

б) при изготовлении сборных элементов в них предусматривают закладные стальные детали, выступающие на поверхность элемента, но надежно закрепленные в бетоне приваренными к ним анкерами. Соединение сборных элементов достигается в этом случае сваркой закладных деталей. Такие стыки тоже заливают бетоном, однако в основном для защиты от коррозии.

 фото дома

Существуют также сборно-монолитные железобетонные конструкции. Часть сборно-монолитного элемента (например, нижняя часть балки) изготовляется как сборная, а остальной объем бетонируется на месте.

Основные преимущества сборного железобетона:

  • а) при сборном железобетоне резко увеличивается оборачиваемость опалубки (возможность ее многократного использования) и этим экономятся лесоматериалы, при массовом заводском способе изготовления конструкций вместо деревянных форм применяют стальные. Ускорение оборота форм на заводах достигается ускорением твердения бетона путем пропаривания изделий или применением быстротвердеющих цементов;
  • б) при применении сборного железобетона резко сокращаются сроки строительства за счет совмещения различных работ во времени, поскольку сборные конструкции изготовляют заблаговременно, а монтаж их при помощи кранов производится быстро и практически почти не зависит от времени года;
  • в) заводской способ изготовления сборного железобетона дает возможность широко применять механизацию и предварительное напряжение и этим путем резко снижать трудоемкость и уменьшать расход металла.

 заливка бетона в фундамент

При этом предварительное напряжение дает возможность изготовлять из железобетона такие изделия, как напорные водопроводные трубы (взамен стальных, подверженных коррозии), железнодорожные шпалы (взамендеревянных, подверженных гниению) и др.

Массовое заводское производство сборного железобетона поставило с особой остротой проблему унификации конструкций, как необходимую предпосылку рентабельности такого производства.

Видео применения преимуществ сборного железобетона при постройке быстровозводимого частного дома из готовых комплектов:

Источник

Для начала немного истории. Изобретение железобетона началось с открытия цемента. Первый цемент был получен в 1796 году англичанином по фамилии Паркер. Цемент был получен путем обжига глины и известкового камня. Полученные смеси на основе цемента с добавлением песка и щебня применялись в строительстве для устройства перегородок, малопролетных балок. Материал получился высокопрочным на сжатие, огнестойким, достаточно дешевым. Применение его было ограниченно низкой прочностью материала на разрыв.

Читайте также:  Предел временного сопротивления и предел прочности при растяжении

Некоторые принципиально похожие на современный железобетон конструкции применялись даже в 1802 году при строительстве Царскосельского дворца в г. Царское село, пригороде Санкт-Петербурга. Тогда были использованы металлические стержни совместно с вяжущим веществом — известковым тестом для устройства перекрытий дворца.

Однако до совмещения бетона и арматуры было еще далеко. Как ни странно предложения по устройству конструкций из бетона, пронизанного металлическими стержнями поступавшие от строителей: в 1854 году английский штукатур Вильям Вилкинсон получил патент на использование железобетона и даже возвел из него небольшой домик, а в 1861 году независимо от него француз Куанье издал брошюру «Применение бетона в строительном искусстве» в которой описывал применение металлических стержней совместно с бетоном, не получили никакого распространения и массового применения.

А вот честь открытия железобетона почему-то принадлежит садовнику Жозефу Монье. Он изготавливал из цементобетона декоративные кадки для садовых деревьев, когда они трескались от прорастающих корней решил скрепить из железными обручами, а чтобы не портить внешний вид обручи снова обмазал пескобетоном. Получилась очень удачная конструкция, Монье как весьма предприимчивый человек начал думать над применением данной системы, разработал и построил мост, запатентовал железобетонные балки и в конце концов в 1880 году получил общий патент на применение железобетона. Не будучи строителем он не мог правильно оценить взаимодействие и совместную работу металла и бетона, в частности он рекомендовал располагать армирующие сетки по центру конструкции.

Но тут уже в дело вступили профессиональные строители усовершенствовавшие технологию, рассчитавшие и правильно расположившие армирующие сетки в бетоне. Не могу здесь не упомянуть немецкого инженера Гюстава Вайса, который выкупил патент Монье, произвел исследования конструкций соединяющих железо и бетон и в 1887 году перенес арматуру из середины бетонной плиты в ее нижнюю часть тем самым значительно увеличив ее рабочий пролет и положив начало современному монолитному строительству.

Итак, к чему же пришло современное представление о железобетоне. Здесь я расскажу о том как правильно в соответствии с нормами современного строительства произвести армирование конструкции и как проверить правильность выполнения этих работ если вы являетесь Заказчиком.

Основные направления применения монолитных конструкций — это различные виды балок. Да, и перекрытие — тоже технически балка, просто широкая и тонкая. Рассчитывается данная конструкция в сечении по пролету. Рассмотрим картинку:

Зоны работы свободной балки в пролете

Как видно в продольном сечении есть несколько зон. Верхняя часть белки в пролете — сжимается, нижняя — растягивается. Над опорами все ровно наоборот. Конечно если балка свободная, то есть ее опирание на опоры не защемлено, то растяжение над опорной части незначительно.

Как я писал выше в железобетоне на растяжение работает именно арматура, бетон же славится своей прочностью на сжатие.

На нижнем рисунке указан армирующий стержень который воспринимает нагрузку растяжения в нижней части пролета и не дает конструкции разрушится.

Теперь немного физики на пальцах. Все мы инстинктивно понимаем закон рычага, тот самый рычаг которым Архимед грозился перевернуть землю. Как ломается балка или другая конструкция. Мне почему-то легче представить это в вертикальном положении. Вот есть стержень, например карандаш, нижний конец жестко зажат в тиски, а верхний я начинаю изгибать. Естественно усилие воздействует на ту точку, которая зажата в тиски, чес длиннее карандаш тем легче его сломать, у моего воздействия больший рычаг.

Сопротивляется моему воздействию карандаш сжимая свою часть, направленную в сторону моего воздействия, растягивая противоположную. Рычаг этого сопротивления связан с толщиной этого карандаша. При этом если глянуть вглубь, то внутренние части стержня растягиваются и сжимаются меньше, то есть их вклад в сопротивление меньше.

Если развернуть горизонтально, положить наш карандаш-балку на опоры и начать на него давить картина будет приблизительно та же. Причем стоит отметить что если концы карандаша защемить то он будет выдерживать большую нагрузку ибо в работу включатся верхние части защемленных концов работая на растяжение.

Собственно на пальцах это и есть весь принцип сопромата. Приложили нагрузку — возникла деформация в результате возникло напряжение которое стало сопротивляться нагрузке, пока все в пределах нормы все это упруго, связи между атомами материала не нарушаются, если нагрузка слишком большая деформация становится слишком большой, расстояния между атомами вещества увеличиваются так сильно, что атомные связи разрушаются и все ломается, течет и падает. Задача инженера вовлечь в работу наибольшую часть конструкции обеспечив максимальную реакцию при небольшой деформации.

Теперь к нашему частному домику. Все эти описания наверху я делал для того, чтобы объяснить общие принципы работы армированной конструкции. Поняв эти принципы вы сможете на глаз определить правильно ли выполнено армирование, добавим некоторые способы соединений и собственно все, что вам надо знать.

Кстати на первой картинке:

Повторю

Сразу бросается в глаза ошибка — мы видим стену и над ней дополнительные стержни, которые как мы уже знаем усиливают прочность на разрыв. Но здесь зона сжатия, зачем здесь усиливать прочность на разрыв? Так не видя проекта можно замечать ошибки.

Теперь к производству работ: Сначала осмотрим арматуру — она должна быть в пачке с биркой, указывающей на марку, вес, номер партии и пр.

Арматура А500с, диаметром 12 мм, партия, плавка, вес.

Вес арматуры должен быть с запасом 10-12% с учетом отходов и реза.

Арматура должна быть ровной, не иметь изломов, замятий. Поверхность не должна иметь хлопьев ржавчины. Небольшие участки как на фото никак не влияют на качество изделий.

Количество арматуры обычно варьируется в пределах 80-100 кг/м3 конструкции, Если арматуры в проекте больше — то это говорить о нерациональности армирования, перезаложенности избыточности. Если конечно вы не строите противоатомный бункер или домик на скале около вулкана.

Читайте также:  Потенциальная энергия растяжения сжатия

Арматурный каркас состоит из продольных и поперечных стержней и отдельных изделий. Естественно исходя из вышеизложенной теории необходимо контролировать, чтобы арматурные стержни работали наиболее эффективно, то есть нижняя сетка или нижние рабочие стержни должны быть максимально близко к низу конструкции, верхние — максимально близко к верху. При этом мы должны понимать — что эффективность работы зависит также от того как арматура обжата бетоном, арматурные стержень, который торчит на поверхности — фактически на работает в конструкции. Следовательно второй этап контроля — защитные слои. Защитный слой обеспечивается установкой пластиковых фиксаторов.

Различные типы фиксаторов

Здесь на картинке нижние фиксаторы для перекрытий, грунтовые фиксаторы с широким основанием, предназначенные для установки на щебеночное или песчаное основание, звездообразные фиксаторы для обеспечения защитного слоя до боковых поверхностей опалубки.

На фиксаторах экономить не рекомендую, подкладывать камешки, кирпичики приточки или иной мусор настоятельно не рекомендую Цена изделий пара рублей на перекрытие в 100 м2 потратите несколько сотен рублей — не вопрос экономии.

Для обеспечения расстояния между сетками наиболее эффективно применение так называемых «лягушек»

Фиксатор расстояния между сетками.

Во такое несложное изделие из арматуры диаметром 10 мм. Арматура должна быть рифленая, так называемого периодического профиля так как она более жесткая и не будет гнуться.

Для гибки арматури применяется станок заводского

Или не заводского самодельного исполнения

Функциональны оба, второй естественно требует большей сноровки, если ваша бригада монолитчиков не имеет такой сноровки — вы лучше их сразу гоните, не арматурщики они совсем.

Резать арматуру для частного строительства вполне можно отрезной машинкой типа «Болгарка», На больших стройках применяют специальные рубочные станки с гидравлическим или механическим приводом. Стоит такой станок не мало, экономически себя на одном частном доме не оправдает.

Нарезанную и подготовленную арматуру мы подаем к месту работ. Технологически процесс устройства армосеток должен происходит так:

1. Раскладываем поперечные стержни — от стены к стене по наиболее короткому расстоянию. Фиксируем их укладкой продольных стержней в с шагом порядка 3 м. при этом вяжем все точки пересечения.

2. Раскладываем продольные стержни, с проектным шагом фиксируя к поперечным стержням через 2 узла пересечения. Вязать каждый узел смысла нет, прочности конструкции это не добавит так как вязальная проволока никак не участвует в работе армокаркаса и выполняет функцию фиксации арматуры в проектном положении. Сваривать арматуру не нужно, во первых долго, во-вторых в любом случае ослабляет стержни, кроме того высокая температура повреждает опалубку.

3. Вязка арматуры осуществляется крючком

Вот он, выверенный многими строителями инструмент заводского изготовления, дешовый и простой. Как ни странно именно такими строят те монолитчики, которые льют по 1500 м3 в месяц под один кран. Да кто-то его подтачивает чтобы было легче подсовывать и приподнимать с перекрытия арматуру, но форма, изогнутость практически оптимальны.

Если у бригады нет крючков — это Вас должно насторожить. Вязка чудоприспособами на шуруповерт поверьте — это еще один вид извращения кроме балета на льду и хоккея на траве. Есть еще автоматические вязальные пистолеты, но они дают выгоду только на больших и очень больших объемах.

4. Соединения стержней — выполняются с перехлестом длиной 30-40 диаметром арматуры, при этом на само соединение должно приходится не менее 3-х вязок.

5. После устройства нижней сетки выполняется установка «лягушек» Шаг подбирается исходя из толщины арматуры сетки, взрослый человек массой 80-90 кг должен ходить по верхней сетке свободно не вызывая значительных прогибаний. Обычный шаг 800х800 при использовании 12-й арматуры с ячейкой 200 мм. Лягушки ставятся в линию.

6. По лягушкам прокладывается направляющий стержень. желательно и красиво если его располагают точно над нижним стержнем арматуры.

Дальше я расскажу как правильнее, а потом как немного удобнее, но менее правильно.

7. Между проложенными направляющими, прокладывают но не привязывают стержни, арматуры ровно столько, сколько соответствующих по направлению стержней нижней сетки.

8. Затем устанавливают на нижнюю сетку все необходимые дополнительные изделия, выпуска, П-образные усиления и пр. При необходимостью производят закладку каналов под коммуникации, гильз и пр. Укладывают арматуру усиления проемов в перекрытии.

9. По направляющим прокладывают стержни верхней сетки фиксируя в каждой точке пересечения с направляющей. Очень красиво когда точно над нижними стержнями.

10. Приподнимают крючком те стержни которые мы бросили не привязывая и подвязывают их к верхним стержням через 2 пересечки.

11. Приподнимая собранный каркас монтажкой устанавливают фиксаторы нижнего слоя.

12. Выдувают или вычищают мусор, производят контроль защитных слоев, шага, расстояния между сетками при помощи рулетки и принимают бетон.

Трудности обычно возникают с моментом поднимания брошенных на нижнюю сетку стержней. Операция не удобная, без навыка не справиться.

Иногда делают так.

Раскладывают направляющие стержни, по ним продольные и по ним уже поперечные. Имеется при этом небольшой перерасход за счет дополнительных направляющих стержней, на маленьком доме он конечно не принципиальный, но все-же он есть.

Еще одна тонкость. Поскольку как мы говорили в теоретической части важной составляющей обеспечивающей прочность и надежность конструкции является расстояние между рабочими стержнями то правильным будет укладка сеток зеркально. Если не указано в проекте то начинаем мы укладку нижнего ряда арматуры по короткой стороне, заканчивать самый последний ряд нужно в том же направлении. Это обеспечит максимальное расстояние между наиболее эффективно работающими в конструкции элементами и несколько уменьшит прогиб. Впрочем это конечно актуально если перекрытие вам посчитали, а не сделали как сосед делал:).

В общем это все про армирование, что я хотел сказать. Естественно информации намного больше, но основное я надеюсь объяснил на пальцах.

Источник