Замер цепи на растяжение велосипед

Замер цепи на растяжение велосипед thumbnail

Чтобы поставить точку в вопросе «Часто ли нужно обслуживать велосипед«, решил написать отдельно про то, как узнать, когда нужно менять цепь из-за износа.

Износ цепи — это её удлинение вследствие растачивания пинами (осями) своих посадочных мест. На каждом звене по доле миллиметра, и в результате цепь уже не может нормально лечь на звезды кассеты.

После этого происходит подтачивание профиля звезды под новый посадочный размер звена. Цепь продолжает растягиваться, всё сильнее стачивая металл звезды и в конце концов, начинает «прыгать», срываться на соседние звезды или даже прокручиваться.

Такая участь настигает в первую очередь самые популярные звезды в кассете — средние передачи. Если взамен растянувшейся цепи поставить новую, то она уже не сможет нормально работать, так как посадочные места расточены.

Когда нужно менять цепь на велосипеде

В среднем, ресурс обычной цепи Sram или Shimano — 1000-1500 км до того, как растяжение станет таким, что дальнейшее использование начнет вредить кассете. Звезды системы гораздо лучше переносят воздействие растянувшихся цепей. Впрочем, километраж не может точно показать степень износа, так как условия эксплуатации у всех разные.

Чтобы измерить износ цепи, проще всего будет купить специальный калибр, хотя говорят, что точность измерения под вопросом. Более точно узнать износ можно при помощи штангенциркуля. Установите 119 мм на приборе, и вставьте губки для измерения внутреннего размера между звеньями. После этого растяните до упора штангель и посмотрите, что получилось.

Если расстояние от 119,7 до 120,6 мм, то всё в порядке, можно спокойно катать. Значение от 120,6 до 120,9 мм говорит о том, что процесс пошел, цепь начала подъедать звезды кассеты, и её нужно менять. Если же расстояние больше 120,9, то цепь растянулась больше критического уровня и теперь её уже менять придется вместе с кассетой.

Стратегия замены цепей

Некоторые велосипедисты используют стратегию «круговой замены» цепей. Каждую неделю калибром или штангенциркулем проверяется износ, и как только он начинает быть ощутимым, цепь вешается на гвоздь и устанавливается новая.

Обычно таким образом прокручивают три цепи. Затем, снова ставится первая, чуть износившаяся цепь, и катается на ней до появления ощутимого растяжения. Она снова вешается на гвоздь и устанавливается вторая.

После этого цикла снова берется первая цепь, и на ней ездят уже до критического износа, то же самое проделывают с оставшимися двумя. Несложно догадаться, что это все делается с целью получить очень равномерный износ звезд.

В процессе убивается три цепи и всего одна кассета, при этом нет негативных эффектов в виде «прыгающей» трансмиссии. Экономически это самый выгодный вариант, хотя и очень надоедливый.

В начале своего велосипедного пути я менял цепи по кругу, а так как тогда мои пробеги были не в пример выше, чем сейчас, то заниматься этим приходилось чуть ли не каждую неделю.

Более простой вариант «круговой замены» — это выбрасывать цепь, как только она покажет первые признаки растяжения, и ставить новую. В этом случае кассета и звезды системы у вас прослужат очень долго.

Что будет, если не менять цепь

Если цепь растянулась, то это ни в коем случае не означает, что трансмиссия сразу пришла в негодность. Как я сказал выше — при сильном износе возможны неприятности, но если у вас пробег в основном асфальтовый, без ломовых нагрузок, то можно вполне продолжать ездить.

Цепь будет продолжать растягиваться, убивая кассету (и заодно, звезды системы). Например, я смог вытянуть на одном комплекте трансмиссии более 10 тысяч километров на туристическом гибриде.

Впрочем, доводить до такого состояния трансмиссию никому не советую, потому что цепь может порваться в любой неподходящий момент, да и вообще, её работу в конце можно было описать, как очень нестабильную ????

Как уменьшить износ цепи

Цепи растягиваются, как я уже сказал, из-за расточки пинами своих посадочных мест. Смазывать нужно подходящими велосипедными смазками, которые не так сильно цепляют грязь. Грязь и песок — это как раз тот абразив, который может убить вашу новенькую цепь за 500 км езды по лесу.

Иногда задают вопрос — можно ли смазывать цепь WD40, ответ — категорически нет. WD40 — не смазка, а наоборот, средство для удаления остатков смазки, поэтому сразу после испарения летучих элементов, ваша цепь станет полностью сухая.

Если вы катаете там, где много глины, песка, грязи — следите за тем, в каком состоянии цепь. Если она нацепляла много грязи — снимите её и бросьте в бутылку с любым растворителем. За ночь отмокнет и станет как новенькая.

Самый простой способ

Многие умудренные жизнью велосипедисты, в том числе и один мой очень практичный знакомый, советуют навсегда расстаться с изделиями Sram и Shimano, по крайней мере в области цепей. 9-ти скоростная цепь Campagnolo Record, служит по 5-7 тысяч километров до появления первых серьезных признаков растяжения.

Читайте также:  Арматура бетон на растяжение

Они используют такую стратегию — покупают Campagnolo Record (она не такая уж и дешевая), к ней ставят самую простенькую шимановскую или срамовскую кассету и катают на этом комплекте тысяч десять, без малейших проблем. Потом покупают новую Кампу и кассету, и по новой.

Лично я еще не пробовал этих чудесных камповских цепей, но основания сомневаться в чужом опыте вроде бы нет. Так что советовал бы прислушаться всем, кому нужна ресурсная трансмиссия без всяких «круговых замен».

Я собираюсь поставить себе на складник такой комплектик, когда износится стоковая цепь и кассета. Надеюсь, этой заметкой я закрыл все вопросы, связанные с обслуживанием трансмиссии, контроля износа и замены цепей.

Расскажите, какой стратегии вы придерживаетесь в данном вопросе, какие у вас пробеги между сменой трансмисии и слышали ли вы что-то о камповских цепях?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание
  • Как снять цепь с велосипеда
  • Что делать, если новый велосипед скрипит

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Загрузка…

Источник

Износ цепи характеризуется ее удлинением ввиду постоянной расточки пином (осями каждого из звеньев). Каждое звено по небольшой доле миллиметра растачивается и, как результат, цепь уже не ложится должным образом на звезды кассеты.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс
Затем начинает растачиваться профиль звезды под новые посадочные места звена. Процесс растягивания цепи продолжается, а параллельно ему, идет видоизменение звезды под новые места посадочного размера звена. Процесс растягивания цепи и подтачивания звезды заходит так далеко, что в общем эффекте цепь начинает проскальзывать, срываясь на соседнюю звезду или же просто прокручиваться.

Такая грустная история касается, в первую очередь, самой часто используемой звезды велосипеда – средней (обычно она объемом от 32 до 40 зубьев). То есть, если запоздать с заменой цепи, новая не сможет нормально функционировать, так как ее посадочное место уже расточено.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Когда нужно производить замену цепи на велосипеде
По статистике, средним ресурсом самых обычных цепей (Sram, Shimano) принято считать 1000 – 1500 километров. Примерно после преодоления данного расстояния цепь уже износилась, но не критично. Звезды системы намного дольше переносят влияние растянутой цепи, нежели звезды кассеты. Однако, нагрузки для каждого велосипедиста разные, а потому подходить к вопросу износа стоит индивидуально. Степень износа проще всего определить при помощи штангенциркуля. Необходимо выставить 119 мм, вложить звенья, чтобы узнать внутренний размер между ними. После того, как проделана вышеуказанная процедура, требуется растянуть штангенциркуль и посмотреть на результат.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Показатели от 120,6-120,9 мм говорят о том, что неплохо было бы заменить цепь. В случае, если значение больше 120,9 мм, растяжение цепи достигло критического уровня, когда придется покупать новую кассету.

Стратегия замены цепи
Для некоторых велосипедистов вопрос контроля износа цепи принципиален и они используют стратегию «круговой замены» цепи. Она характеризуется тем, что они производят замеры степени износа данной детали и как только замечают его наличие, цепь моментально снимается (и вешается на гвоздь), а вместо нее устанавливается новая. В классическом варианте данной стратегии необходимо использовать три цепи. После растяжения третьей цепи, которая была снята, снова ставится первая, на которой снова можно ездить до появления первых признаков более-менее ощутимого растяжения. После второй, разумеется, снова устанавливается третья.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

После вышеописанного цикла смены цепей снова берется первая цепь, на которой уже ездят до появления ее критических показателей износа, а потом так же «докатываются» и остальные цепи.

Как следствие, стратегия «круговой замены» полностью себя оправдывает: данный процесс постепенно убивает три цепи и всего одну кассету. Для большинства людей такой вариант утомителен в плане постоянного контроля над цепью и ее постоянной заменой, но в экономическом плане это наиболее выгодное решение.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Менее затратный по времени вариант стратегии «круговой замены»: выбрасывать цепь после обнаружения первых признаков растяжения. В таком случае звезды кассеты и звезд будут служить невероятно долго.

Какие будут последствия, если не менять цепь
Растянутая цепь — не повод менять трансмиссию. При езде по ровному асфальту неприятных ощущений будет минимум, можно не спешить с заменой.

Читайте также:  Сопромат решение задач осевое растяжение сжатие

Тенденция растяжения цепи не остановится, кассета будет продолжать стачиваться, но трансмиссии хватит ещё надолго. Однако, злоупотреблять тоже не стоит, ведь разрыв цепи — не самое приятное дело.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Уменьшение износа цепи
Как было указано выше, растяжение цепи происходит из-за расточки пинами посадочного места. Использование смазки, которая не сильно собирает грязь — неплохой вариант. Можно легко убить новую цепь, проехав всего 500 километров по лесной дороге, потому как грязь и песок являются идеальным абразивом для ее износа. Часто люди спрашивают о возможности смазывания цепи WD40. Ответ отрицательный. WD40 не является смазкой, скорее наоборот, средство для удаления смазки. Как только испарятся все летучие элементы данного средства, цепь будет абсолютно сухой.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Лучше всего почаще обращать внимание на цепь, если катание осуществляется по местности, где много песка, глины, грязи. К примеру, при налипании большого количества грязи, необходимо снять цепь и поместить в емкость с растворителем: за ночь она должна отмокнуть и стать почти что новой.

Самое простое решение
Многие профессиональные велосипедисты дают неожиданный для новичков в этом деле совет: просто расстаться с цепями брендов Sram, Shimano. Пример: цепь Campagnolo Record прослужит до семи тысяч километров перед тем, как на ней начнут появляться первые серьезные признаки растяжения.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Опытные велосипедисты использую следующую стратегию. Приобретают Campagnolo Record (она довольно дорогая) в связке с кассетой от Sram или Shimano и проезжают на данном комплекте не менее 10 тыс. километров без особых проблем. Потом просто покупают еще один комплект, и так по новой.
О горном велосипеде: Цепь и ее ресурс

Покупка данной цепи в связке с брендовой кассетой — идеальное решение для тех, кто отказывается морочить себе голову «круговой» сменой цепей. Как только износятся изначально установленные на велосипед цепь и кассета, стоит попробовать данный вариант. Своевременная замена цепи позволяет сохранить эффективность педалирования и удовольствие от езды.

Предлагаем дополнительно посмотреть видео, в котором подробно рассказывается, как нужно чистить цепь.

Источник

Велосипедной цепью называется такое устройство, которое предназначается для передачи крутящего момента от ведущей звездочки к ведомой. При вращении педалей, которые соединены с ведущей звездочкой, происходит передача вращающего момента на заднее колесо. Таким способом осуществляется передвижение велосипеда. В процессе эксплуатации все детали нуждаются не только в обслуживании, но и в замене. Для беспроблемной эксплуатации приходится время от времени производить замену и цепи на велосипеде.

Когда нужна замена цепи

Велосипедная цепь нуждается не только в регулярной смазке, но иногда и в замене. Для этого нужно узнать, как часто осуществляется ее замена. Время эксплуатации зависит от таких показателей, как пройденный километраж, условия эксплуатации, а также техническое состояние других деталей трансмиссии.

Это интересно! Как бы хорошо владелец велосипеда не ухаживал за своим стальным конем, приходит время, когда все детали нуждаются в замене.

Менять цепь на велосипеде следует в случаях, когда наблюдаются следующие негативные признаки:

  1. Возникновение подозрительных звуков, которые издаются с этого механизма.
  2. Появляются проскакивания(провалы) при интенсивном нажатии на педали.
  3. Неточное переключение передач на скоростном велосипеде.
  4. Замер длины показывает большую степень износа.

Длина велоцепи (12 звеньев) в нормальном состоянии составляет 304,8 мм, если это значение больше 308 мм, то требуется осуществить ее замену. Многие велосипедисты еще определяют степень износа путем отгибания изделия от ведущей звездочки, и просмотр этого расстояния. Если при таком оттягивании цепь уже не пересекается с зубом звездочки(между ними появляется промежуток), то нужно провести срочную замену.

Многих велобайкеров новичков интересует вопрос о том, что будет, если не менять цепь. Все довольно просто, если ездить долгое время на цепи без ее замены, то последствия могут быть следующими:

  • Изделие начинает проскакивать, в результате чего наблюдается возникновение неуверенного педалирования во время езды;
  • Спадание или соскакивание изделия со звездочки, что может привести к возникновению ДТП;
  • Обрыв, посредством которого также ничего хорошего не происходит;
  • Ухудшение технического состояния кассеты(ускоренный износ), а также передних звездочек(системы);
  • Ухудшение качества управления ТС.

Замена рассматриваемого изделия может проводиться своими руками, так как в этом нет ничего сложного. При проведении работ может также понадобиться замена кассеты, что зависит от степени ее износа. Система(передние звездочки) ходят обычно дольше, переживают несколько замен кассет и цепей.

Это интересно! Ориентировочный пробег цепи составляет 3-5 тысяч км, однако эти цифры являются приблизительными, так как все зависит от качества изделия, характера вождения и особенностей ухода.

Выжимка и индикатор износа цепи

О том, нужно ли менять цепи на велосипеде, подскажут такие способы, как проведение соответствующих замеров, визуальный осмотр, а также поведение изделия во время эксплуатации. Продлить срок службы изделия поможет регулярная чистка и смазка, причем проводить эти процедуры нужно правильными материалами, иначе это грозит сокращением срока службы.

Читайте также:  При растяжении связок следует

Для замены велосипедных цепей понадобится воспользоваться специальным инструментом, который называется выжимка. Провести эту процедуру можно без выжимки, воспользовавшись молотком, зубилом и плоскогубцами, но для велосипедистов со стажем рекомендуется отдать предпочтению заводским устройствам.

Процедура замены вовсе не сложная, особенно если знать принцип и порядок проведения действий. На данный процесс уходит не более 30 минут. Если понадобится произвести замену звездочек и кассеты, то продолжительность выполнения работ соответственно выше.

В продаже имеется такой прибор, как индикатор износа цепи. С его помощью можно определить износ, после чего делать соответствующий вывод. Индикатор имеет вид обычного ключика, который представлен на фото ниже.

При помощи такого нехитрого приспособления, стоимость которого невелика, можно убедиться в том, что пришло время произвести замену цепного устройства на велосипеде. Как происходит измерение износа или применение инструмента, показано на видео.

Пошаговая инструкция проведения работ

На односкоростном велосипеде процесс замены рассматриваемой детали проходит несколько легче, чем на горном или скоростном. Принцип заключается в том, что разъединяется соединяющее звено, после чего извлекается изделие, и аналогичным образом производится установка новой цепи.

Это интересно! При покупке нового устройства для велосипеда немаловажно обратить внимание на количество передач. В зависимости от количества скоростей на велобайке, требуется покупать соответствующий вид изделия.

Перед тем, как приступать к демонтажу старого устройства, нужно определить его тип, и купить подходящую замену. В настоящее время на рынке представлено несколько основных производителей: Shimano, SRAM и KMC. Каждый из них делает цепи для различных классов и видов велосипедов. Кому отдать предпочтение – не столь важно, и каждый решает сам.

Снятие старой цепи

Цепи бывают замочными и сплошными. Замочное устройство оснащено специальным соединительным звеном, изъять которое не представляет никаких трудностей. Для этого понадобится воспользоваться плоскогубцами или отверткой плоского типа.

Если нет замка, то разъединение производится при помощи выжимки, осуществляется выдавливание одного из валиков или пинов изношенной цепи. После изъятия соединителя, следует демонтировать цепь с велобайка.

Если длительное время не осуществлялась замена кассеты, то ее также следует демонтировать(с помощью специального съемника). После снятия изделия, следует приступать к следующему процессу — установка нового изделия.

Снятие замера цепи

Замер длины цепи нужно производить для того, чтобы удостовериться в отсутствии недостаточного или избыточного натяжения новой цепи после установки, что влияет на качество переключений передач при езде. Лучше всего для этого сравнить старую(снятую) и новую цепи.

Для сравнения потребуется воспользоваться спицей или проволокой. Надеваем оба устройства крайними отверстиями на спицу, подвешиваем ее и сравниваем длины двух цепей(считаем количество звеньев). После этого лишние звенья подлежат удалению, и проводится процедура установки на вел.

Это интересно! Для установки без замков, на одном краю цепочки должны оставаться внутренние, а на втором внешние пластины. Для установки изделий с замком, на концах должны остаться звенья с внутренними пластинками.

Установка и соединение звеньев

Установка велосипедной цепи начинается с переключения задней и передней передачи на звезды больших размеров. При наличии сцепления, следует произвести его ослабление.

  1. Первым делом цепь набрасывается на переднюю звездочку, протянув ее через передний механизм переключения передач.
  2. После этого педали следует прокрутить так, чтобы конец цепи свисал со звездочки примерно на 10 см.
  3. Второй конец нужно протянуть в заднюю часть вела, после чего набросить его на большую звезду кассеты.
  4. Провести цепь через обе шестерни заднего переключателя.
  5. Соединить оба конца вместе.

Для устройств без замка, процесс соединения представляет собой объединение обоих концов при помощи валика(пина). Его необходимо загнать в отверстие внешних пластинок одного конца цепи и внутренних – другого, предварительно совместив их. Для изделий с замком, нужно установить специальное звено(замок) в крайние отверстия, после чего защелкнуть пластину.

После установки изделия, следует покрутить педали, и попереключать передачи. На этом процесс замены закончен, и можно отправляться в путь.

Уход и уменьшение износа

Чтобы снизить износ цепных механизмов, понадобится регулярная смазка цепи. От качества ухода за изделием, будет зависеть срок его службы. Для смазывания нужно использовать специальные жидкости. В смазке нуждается каждый ролик, поэтому обязательно уделяйте внимание этому немаловажному механизму железного коня.

Если все сделано правильно, то при езде не будет ощущаться дискомфорт, а велосипед будет ездить так, как будто только из магазина.

Источник