Ушиб головы в шлеме

Ушиб головы в шлеме thumbnail

Шлем снижает вероятность получения травмы головы на 50%, вероятность получения серьезной травмы головы на 69%, также снижает вероятность смертельных травм головы на 65%, по данным исследования в 11 странах с участием 64 тысяч велосипедистов. Почему нельзя садиться на велосипед, не надев шлем, и какими последствиями опасна езда без защиты, «Правмиру» рассказал травматолог Илья Зеленкин.

— Какие основные травмы бывают при падении с велосипеда?

Ушиб головы в шлеме

Илья Зеленкин

— Если мы говорим о детях, то на первом месте ушибы, ссадины мягких тканей и переломы. Но больше всего врачи озабочены черепно-мозговыми травмами, так как, в зависимости от тяжести, это может быть угрожающее жизни ребенка состояние.

Чаще всего ребенок при падении с велосипеда падает на бок или летит кувырком через руль, соответственно, риск получения травмы головы достаточно высок. А если ребенок не защищен шлемом, этот риск возрастает в сотни раз.

— Какие травмы предотвращает ношение шлема при езде на велосипеде?

— Во-первых, ушибы мягких тканей, синяки, поверхностные ссадины, различные раны, если ребенок наткнулся на что-то, падая, или обо что-то ударился — о землю, камень или дерево. А во-вторых, защищает от более серьезных повреждений: сотрясения головного мозга, ушиба мозга, повреждения костей черепа, если была высокая скорость или серьезное столкновение с препятствиями.

— Какие бывают наиболее серьезные проблемы?

— Сотрясение мозга — легкая закрытая черепно-мозговая травма, ребенок должен находиться несколько дней в стационаре под наблюдением врачей.

Ушиб головного мозга отличается от сотрясения более выраженной степенью тяжести протекания патологического процесса, когда под воздействием травмирующего фактора возникают очаги кровоизлияния в тканях мозга. Часто ушиб мозга сочетается с переломами костей черепа. Это очень серьезная травма, здесь уже требуется компьютерная томография или МРТ и, в зависимости от размера гематомы и ее локализации, или трепанация черепа, или консервативное лечение в условиях стационара.

Ушиб головы в шлеме

Сдавление головного мозга — это прогрессирующий патологический процесс в полости черепа, возникающий после травмы головы (переломы костей черепа с проникновением осколков черепа в мозговое вещество, внутричерепные гематомы). Этот процесс приводит к ущемлению ствола мозга с развитием угрожающего жизни состояния и требует сложнейшего нейрохирургического вмешательства и нахождения пациента в условиях реанимационного отделения.

— Какие самые важные зоны защищает шлем?

— Он закрывает практически все области черепа: теменную, затылочную, височные и лобную области, то есть те, где наиболее вероятны повреждения костей черепа с серьезными дальнейшими последствиями для здоровья ребенка.

— Шлемы при езде на велосипеде стали использовать не так давно. Стало ли меньше характерных травм?

— Травм стало меньше не намного, но снижается их тяжесть, видимо, за счет активного использования средств защиты, в том числе и шлемов. Эта тенденция прослеживается в течение последних нескольких лет.

Родители стали заставлять детей младшего возраста активно использовать шлемы. Большинство родителей показывают своим примером, что это необходимо делать.

Подростки же менее склонны использовать шлемы, потому что они считают, что выглядят глупо в шлеме. Дети подросткового возраста с черепно-мозговыми травмами поступают в приемные отделения стационаров довольно часто именно потому, что не надевают шлем при катании.

Возможно, в пользу более активного использования шлема подростками будет актуален такой аргумент:

«Почему ты используешь специальный чехол для защиты своего телефона, но не надеваешь шлем для защиты собственной головы?»

— Как правильно подобрать шлем?

— С этим вопросом лучше обратиться к консультанту в магазине, он поможет подобрать шлем, в котором ребенку будет и удобно, и безопасно кататься на велосипеде.

— Нужно ли надевать шлем ребенку, которого родители везут в специальном кресле на велосипеде?

— Да, конечно. Потому что ребенок там зафиксирован, но голова этим креслом не защищена. Если родитель не справится с управлением и произойдет падение, то ребенок может получить травму головы, поэтому защита необходима.

Ушиб головы в шлеме

— Если ребенок в шлеме, он может получить травму?

— Шлем снижает риск получения серьезной черепно-мозговой травмы.

В 2016 году было проведено 40 отдельных научных исследований в 11 странах с участием 64 000 травмированных велосипедистов.

Выводы были сделаны такие: шлем снижает вероятность получения травмы головы на 50%, вероятность получения серьезной травмы головы на 69%, также снижает вероятность смертельных травм головы на 65%. Кроме того, использование шлема уменьшает вероятность повреждения зоны лица на 33%.

— Какие наиболее серьезные травмы у детей при падении с велосипеда встречались в вашей практике?

— Наиболее серьезный травматизм — у подростков, которые практикуют езду на специальных велосипедах, предназначенных для экстремального катания или для выполнения трюков, без защиты и без шлемов. Это тяжелая черепно-мозговая травма в сочетании с повреждением внутренних органов, а также различные виды переломов костей конечностей, требующие оперативного лечения и дальнейшей реабилитации.

— Нужно ли менять шлем после падения?

— Да, нужно. Конструкция шлема такова, что он предназначен для поглощения одного удара, его лучше заменить, второй раз он уже не защитит должным образом. Даже если удар был не очень сильным, в этом случае происходит сжатие внутреннего слоя пены, которое можно не заметить, но целостность конструкции шлема уже будет нарушена, что потребует его замены.

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

В предыдущей статье мы в общих чертах коснулись причин травмирования как мотоциклистов, так и их пассажиров. Сейчас мы  рассмотрим некоторые самые распространенные, опасные травмы, причины их возникновения, возможные последствия.

Переломы костей

Нужно понимать, что травмы складываются из очень многих факторов, такие как способ приложения силы и место, к которому она приложена. Вы знаете, что кости на концах переносят травмы легче, чем в середине? Нет? Возьмите палку и попробуйте ее сломать, на концах это сделать труднее, зато по середине об колено ломается на раз-два. Почти так же, как при авариях кости.

Читайте также:  Ушиб ноги его последствие

В топе переломанных костей у мотоциклистов:

  • Кости рук — лучевая, локтевая, подключичная и мелкие кости кисти.
  • Ребра — особенно после сильных падений или столкновения. Не каждая экипировка защищает ребра от удара, как спина или жилет позвоночник.
  • Кости ног — берцовая кость (большая и маленькая) получают переломы при зацепе стопой о подножку или часть мотоцикла, когда самого пилота выкидывает из седла. Тазовая и бедренная кости страдают при прямых столкновениях, так как эти кости одни из самых крепких, поэтому приложение силы для их перелома требуется в колоссальных размерах. Кости свода стопы так же уязвимы как и кости кистей рук.

Переломы у мотоциклистов чаще всего открытые, потому что сила воздействия настолько большая, что деформация кости выходит за грани мягких тканей.

Травмы головы

К сожалению, львиная доля смертей происходит из-за травм головы или из-за суммы травм на фоне кровоизлеяний. Травма головы опасна в первую очередь из-за повреждения мозга. Не к столу будет сказано, но после моей первой аварии, когда меня с ветерком прокатили на карете скорой помощи с перебитой левой рукой, я поверила в силу мотошлемов. Наверное, потому что в этой же скорой везли мужчину с открытой черепно-мозговой травмой с той же аварии.

Когда говорят, что шлем не спасает при ДТП, хочется спросить, о каком шлеме идет речь? Если у вас шлем с характеристиками целлофанового пакета, то да, чуда не будет. Даже средний по качеству шлем, нет-нет, да спасет ваше лицо от асфальта. Даже если у него раскроется визор (а в хорошем шлеме этого не произойдет!), то контакт лица с проезжей частью будет минимальным. А вот насколько сам удар нанесет вред мозгу, уже вопрос к материалам шлема.

При падении головой вперед, вы стираете лицевую часть шлема. Здесь могут пострадать глаза, нос. При ДТП очень распространены травмы челюсти, зубов, водители или пассажиры прикусывают язык из-за резкого толчка.

После аварий распространенная травма головы, которая встречается в 99% случаев — сотрясение мозга разной степени тяжести.

При падении назад происходят удары затылком, а это опять-таки сотрясения и прикусывание языка. Если у вас шлем со встроенными очками и механизмы очков устали или изжили себя, они могут раскрыться и ударить по носу.

Шлем большего размера при аварии может перекрутиться на голове или же вовсе слезть с головы. По этой же причине всегда следите за состоянием застежек-ремней шлема. Асфальт жестоко спросит с вас за такие ошибки.

С травмами головы практически постоянно водители получают травмы шейных позвонков или верхних позвонков грудного отдела.

Травмы при падении вперед

Когда из-за аварии или при хайсайде (а это уже оплошность пилота) водителя швыряет через мотоцикл вперед, картина получается следующая:

Сначала вас встречает безнзобак, от этого страдают области паха и живота. При падениях на руль практически всегда образуются травмы грудной клетки, возможны разрывы внутренних органов. Первыми сдаются на разрыв селезенка, мочевой пузырь… При травме ребер нередко задевает легкие. Вообще травмы области живота одни из самых диких, потому что это скопление множества органов, большая потеря крови, очень-очень больно.

Сильный удар сзади может привести к серьезным травмам позвоночника. Эффект, который называют «хлыстовой», когда энергия удара передается по позвоночнику подобно поведению хлыста (позвоночник обладает той же подвижностью), а потом на выходе энергии щелчок, как правило, в области шеи. Щелк, минус позвонок, плюс прикушенный язык и потеря ориентации в пространстве.

Хайсайд, авария с перелетом через руль — гарантия травм передней части тела. Пилоты цепляются ногами за подножки, руль, другие части мотоцикла и тут уже колотые-резаные раны и переломы костей ног по принципу рычага, когда тело держится за мотоцикл, а инерция кидает тебя вперед. Страдают руки. Особенно кисти. Рефлекторно пилот старается защититься, падает на руки.

Мотоцикл летит следом.

Травмы при падении назад

Здесь меньше травм, но их все переплевывает травма позвоночника. Если при ударе сзади вам передается инерция волной через позвоночник, то при падении назад пилот всей своей массой падает на спину. Если он сгруппировался и приземлился на позвонки, то может быть компрессионный перелом. При падении на область копчика возможны переломы седалищных костей, происходят разрывы лонного сочленения. Происходит сильное общее сотрясение.

Фронтальные/боковые падения

Здесь логично страдает та сторона, которая ближе всего к источнику аварии. Тут у нас набор из ушибов и переломов той или иной стороны тела, страдают суставы, локти, колени, плечи. Таз и бедренная кость принимают на себя основной удар. Травмы таза вообще на первом месте, потому что сидя на мотоцикле именно таз держит мотоцикл, а при падении его и бедренную кость зажмет весом боевого коня.

Суставы плачут после таких аварий, потому что при боковых ДТП после падения на бок заворачивает голеностоп под мотоцикл, ты борешься с ситуацией и вместе с рулем выворачивает кисти, скребешь по дороге коленями, локтями и плечами. Прощай ключица — привет титановые вставки, которые потом тоже нужно вынимать хирургически.

Скользячка

Самая большая травма по площади. Скользяка опасна тотальным истиранием тела, сначала она забирает кожу и мягкие ткани, дальше снимает мышцы. Почему еще так популярны открытые переломы рук и ног? Особенно лучевые, локтевые, берцовые кости и косточки стопы? Пощупайте свои руки, а лучше ногу от колена вниз. Даже у мега продвинутого бодибилдера там нет рельефа. Если вы с нашей планеты, то на передней части берцовой кости мышц быть не должно. А это значит, что если вы поехали в шортиках и без защиты ног, скользячка оголит берцовую кость как нечего делать. Подумайте об этом, когда решите прокатить девочку в юбке без экипировки.

Читайте также:  Образование жидкости после ушиба

Выводы:

Травматизм в мотомире серьезная тема, потому что если новый пластик на мотоцикл вы сможете купить в любом магазине, то боль после ранений будет преследовать долго, некоторые травмы оставляют следы на всю жизнь. Не пренебрегайте экипировкой, она единственное, что в патовой ситуации стоит между опасностью и хрупким телом пилота/пассажира.

Источник

Как
известно, голова, чаще всего – наше слабое место. И посему нужно ее холить,
лелеять, и, по возможности, оберегать. Данные по

  развитым странам утверждают, что травмы
головы, вследствие самых разных причин являются лидирующей причиной смерти и
инвалидности у детей и взрослых. И, увы, байкеры вносят свою лепту в эту
печальную статистику.

Лучшая профилактика травм
головы (кроме, разумеется, варианта сидеть дома и на байке не кататься) — это
шлем.

Однако,
сразу повторю дежурную оговорку производителей. Шлем не гарантирует вам
безопасности при падении, но может существенно уменьшить его последствия. Если,
конечно, подобран и одет правильно. Здесь можно сказать несколько банальностей
про выбор шлема (вы, конечно же, это и так знаете, но все-таки): шлем нужен именно
вело (подойдет еще шлем для роллеров и скейтеров), он должен плотно прилегать к
голове, быть надетым под прямым углом, быть застегнутым. Считается, что
надевать шапку под шлем надо с осторожностью – при падении она может забиться
под шлем и вас задушит ремешком. Кстати, про ремешки хочется сказать отдельно –
при выборе шлема обратите внимание на прочность крепежей — в дешевых и
некачественных моделях чаще всего, именно они ломаются первыми, вынуждая
заменять шлем.

Какой
шлем безопаснее? Очевидно, что фуллфейс. Он с большой долей вероятности защитит
вашу голову, челюсти и шею от травм при падении. Почему же тогда не все
поголовно ездят в фуллфейсах? Ответ, увы, понятен. Во-вторых, дорого. А
во-первых, жарко и неудобно – целый день кататься в шлеме, целиком закрывающем
голову и шею, ты не будешь – мозги закипят. Поэтому большинство байкеров (кроме
тех, кто катается действительно экстремально) выбирает «котелки»
(«брэйнсэйверы»).

Котелки тоже бывают разные — самые легкие варианты прекрасно
дышат и удобны в носке. Но помните, что они защищают вашу голову только от
легких сотрясений мозга, и только сверху.

 

alt

Но
давайте перейдем уже к оказанию первой помощи — которому, собственно, и
посвящена данная статья. Начну я, пожалуй, с нескольких страшилок. С одной стороны,
они встречаются достаточно редко. С другой — именно они наиболее опасны…

Итак
— виной тому машина, рельеф, бордюр — неважно. Так или иначе, ваш товарищ
совершает хитрый кульбит, летит головой на землю и остается там лежать без
сознания…

ПАДЕНИЕ
– УДАР ГОЛОВОЙ — ЛЕЖИТ БЕЗ СОЗНАНИЯ :

 

      НЕ
СНИМАТЬ ШЛЕМ

 

      НЕ
ОЩУПЫВАТЬ ГОЛОВУ

Что
делать? Вернее, начнем с того,

чего
делать не надо…

Во-первых,

не надо доставать человека из фуллфейса.
Тем более, если он без сознания. Шлемы спроектированы таким образом, что они
максимально защищают голову и челюсти от всевозможных повреждений при
практически любом ударе. И, если уж шлем не помог человеку – то, как это ни
печально, вряд ли это сделаете вы. А вот повредить, вынимая из шлема, вполне
можете — фуллфейс практически невозможно снять, не тревожа голову и шею
(особенно его мотоциклетную модификацию). Что при травме шейного отдела
позвоночника крайне нежелательно — так как любое смещение может привести к
дальнейшим повреждениям, задевается спинной мозг – и, все – всем спасибо, все
свободны. А если бы не трогали, дождались врачей, которые аккуратно извлекут
пострадавшего и оденут воротник Шанца, чтобы зафиксировать шейный отдел
позвоночника. — то, глядишь и выкарабкается.

Вторая
причина, почему не надо доставать байкера из шлема, чтобы посмотреть, «не
случилось ли чего», заключается в том, что иногда и правда «что-то случилось».
А именно — одна из разновидностей черепно-мозговой травмы – повреждение
(перелом) костей черепа. Травма, несомненно, не очень приятная, и не стоит
ситуацию усугублять. Потому что если начать голову ощупывать, с целью
определения, все ли кости на месте (а удержаться от этого сложно – все в крови,
явно что-то не так), то как раз можно фрагменты костей продавить внутрь. Задев,
соответственно, какие-то участки мозга с разными последствиями вплоть до
летальных. Кстати, не стоит предполагать худшее только потому, что голова вся в
крови. Само себе кровотечение головы обычно выглядит страшно (к коже головы
примыкает большое количество поверхностных сосудов), но не сопровождается
большой кровопотерей и не очень опасно. Но, повторюсь, оставим окончательную
диагностику врачам.

Подробнее
о черепно-мозговых травмах мы поговорим ниже,

а пока резюмирую:

Фуллфейс
с головы пострадавшего не снимаем.

Голову
с целью проверки «все ли кости на месте» сами не ощупываем, и другим не даем. 

Продолжаем
страшилки. Другая неприятная травма —

перелом
основания черепа. Симптомы — кровавый след из ушей/из уха и иногда из носа,
кровоизлияние в область глазниц («синдром очков»). Через некоторое время
пострадавший теряет сознание, потом начинается травматическая кома, из которой
можно уже и не выйти… Ситуация, повторюсь, нехорошая.

Что можно сделать? Если нет дыхания/пульса – искусственное дыхание
(если не умеете – опять же, велкам на Курсы Первой Помощи). Если без сознания —
положить в восстановительное положение, чтобы не задохнулся. И — как можно
скорее оказать квалифицированную врачебную помощь. Почему важно уметь
опознавать перелом основания черепа? Дело в том, что при этой травме изменение
состояния пострадавшего происходит ступенчато. Сразу после удара может
показаться, что все в порядке – человек в сознании, ходит, улыбается, даже
вроде бы адекватен. Можно немного отдохнуть и продолжать движение…. А через
10-30 минут – щелк! Помутнение сознания, глаза расфокусируются… Еще один щелчок
– и вот уже человек падает без сознания… А драгоценное время упущено — мог бы
быть уже в реанимации…

Читайте также:  Лечение ушибов мазью вишневского

Еще раз
повторяю главное: перелом основания черепа (синдром очков, кровавый след из
ушей и носа) – травма очень опасная, требующая скорейшей госпитализации.


Одна
из травм, от которых защищает фуллфейс —

перелом
челюсти. Для этого перелома, помимо общих признаков переломов, характерно
смещение ряда зубов, нарушение нормального прикуса, затруднение или
невозможность жевательных движений. Травма тоже стремная, в том числе тем, что
при западании языка можно задохнуться. Кто придумал идею прикалывать язык
булавкой — я не знаю, на практике, опять же, лучше переложить человека в
восстановительное положение (важно не просто повернуть голову набок, а
перевернуть человека целиком). Челюсть фиксируется пращевидной повязкой. Как
останавливать кровотечение мы разбирали в первой статье серии. И — скорее
вызываем помощь.

Первая помощь при падении с байка. Часть 3. Травмы головы.

И
вновь возвращаемся к

Черепно-мозговым
травмам.

Самый
мягкий вариант ЧМТ — сотрясение мозга. Сотряс может быть малозаметным, и в этом
заключается его опасность. Итак, возвращаемся в ситуацию: ваш товарищ слетел с
байка, ударился головой. Подъезжаете, спешиваетесь — он сидит, улыбается.
Кивает, что-то отвечает, вместе с вами выражает огорчение — чего это он так
полетел… Дальше седлает байк — и отправляется прямиком под машину… Почему так
получилось??? Ни вы, ни пострадавший просто не успели понять, что что-то не
так. Вам может показаться, что все в порядке, а ваш напарник в этот момент
слабо осознает, что происходит вокруг, и не особо

  координирует свои движения и действия. При
сотрясении мозга показаны покой и отдых, и обязательна консультация врача (во
избежание осложнений, которые могут остаться на всю жизнь), а никак не
продолжение покатушек. Тем более что точно диагностировать серьезность и
опасность травмы (сотрясение ли это, или ушиб головного мозга) может только
врач.

Еще
раз: если пострадавший после удара головой встал и что-то делает — это еще не
значит, что с ним все в порядке. Как же можно проверить его состояние?

Симптомы черепно-мозговой травмы (может
присутствовать всего один признак или несколько):

* Головная боль;

* Возбуждение или сонливость;

* Спутанность сознания (очень часто человек
«зависает»: может повторять один и тот же вопрос или фразу несколько раз, не
понимать ответа);

* Головокружение и нарушения координации
(предложите пострадавшему проследить за вашим пальцем — после сотрясения у него
это скорее всего не получится). Именно из-за нарушения координации крайне
нежелательно продолжать движение на байке.

* Потеря сознания – от нескольких секунд до
часов;

* Нарушение памяти. Обычно выпадают из
памяти события, непосредственно перед травмой и/или сразу после травмы. Как
ехал на велосипеде помнит, как очухался и увидел окружающих — тоже. А между
этим — дырка. Хотя возможна и более давняя амнезия — нередко сразу после травмы
человек затрудняется сказать как его зовут, сколько ему лет, сколько будет
дважды два и т. п. Не волнуйтесь, со временем память скорее всего
восстановится. Возможны дезориентация во времени, пространстве, собственной
личности и т.п.

* Шум в ушах, двоение в глазах;

* Нарушение связности речи;

* Различная величина зрачков, глаза
«бегают». Если попросить пострадавшего проследить за пальцем, то у него скорее
всего ничего не получится — глаза будут бегать туда-сюда. Впрочем, повторюсь
еще раз — этот признак, как и любой другой в отдельности, может и отсутствовать
при сотрясении мозга. А вот его наличие — верный признак.

 

Ушиб головы в шлемеПервая помощь при
черепно-мозговой травме.

Если
человек без сознания — положите пострадавшего в восстановительную позицию
(этому учат на Курсах Первой Помощи, если не умеете – хотя бы просто на бок),
чтобы он не задохнулся от западания корня языка и не захлебнулся рвотными
массами. Даже если человек считает, что с ним все в порядке, лучше вызвать
врача — помните, после сотрясения пострадавшие обычно малоадекватны. Человек
может пытаться совершать всякие глупости (например, еще раз сесть на байк и
выполнить-таки этот трюк до конца!), которые ему лучше не давать делать.

 

Обеспечьте
покой и сопровождение до дома/больницы (так как состояние человека может резко
ухудшиться). Не давайте совершать резких движений, в частности резко вставать.
К голове полезно приложить холод, чтобы уменьшить нарастание отека мозга.

Тонкость
в том, что симптоматика сотрясения может проявиться сразу, а может через три
дня после травмы. Поэтому любой удар головой — это ситуация, когда «лучше
перебдеть, чем недобдеть». Приложить к голове холод, обеспечить покой. Вообще,
при черепно-мозговой травме крайне нежелательно никуда ходить(а тем более
садиться в седло) — поэтому до кареты скорой помощи лучше пострадавшего донести
(о методах транспортировки пострадавшего мы расскажем в следующих статьях, а
еще лучше научиться им на специализированных Курсах Первой Помощи). Почему не
надо давать пострадавшему ходить? Дело в том, что во время ходьбы у нас
повышается давление. Как следствие, увеличивается количество жидкости которое
приливает к голове, усиливается отек мозга, и ухудшается общее состояние.

Еще
раз напоминаю — последствия нелеченого сотрясения часто проявляются через
несколько месяцев, и могут оказаться крайне неприятными (как вы отнесетесь к
регулярным мигреням до конца жизни?).

Поэтому — к врачу обязательно!

Напоследок
— дежурное напутствие: желаем, чтобы вам все эти советы на практике не
пригодились. Но, тем не менее, кто предупрежден, тот вооружен — и всем
любителям катания я настоятельно рекомендую пройти двухдневные Курсы Первой
Помощи по стандарту Красного Креста.

Мария Темчина

Школа
Первой Помощи «Пространство Безопасности»

Источник