Урок зоны корня деления растяжения всасывания проведения

Урок зоны корня деления растяжения всасывания проведения thumbnail

План-конспект урока

Тема: Зоны корня

Учебно-воспитательные цели: продолжить знакомство со строением корня, сформировать понятие о зонах корня и их функциях, раскрыть особенности строения различных зон корня на клеточном уровне, продолжить формирование понятий о тканях, познакомить с различными типами тканей на примере клеточного строения корня.

Оборудование: учебники, оборудование для выполнения лабораторной работы (проростки гороха или пшеницы, выращенные в грубой песчаной почве), лупы, проростки фасоли, гороха, пшеницы, результаты опыта, доказывающие верхушечный рост корня.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1.Организационный момент – 2 мин.

Создание коллабаративной среды.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

Настроение у нас

Ну конечно

Высший класс!

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы повторим с вами материал о корне, его значении. А кто поможет мне сформировать цель урока исходя из темы?

Молодцы!

2.Но, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю написать биологический диктант.

Запись на доске.

1)Боковые корни

2)Главный корень

3)Корневая система

4)Корень

5)Придаточный корень

6)Мочковатая корневая система

7)Фасоль

8)Стержневая корневая система

9)Пшеница

Последовательность диктовки

1)Один из основных вегетативных органов листостебельных растений.

2)Из зародышевого корешка семени развивается

3)Корень растущий от стебля или листа.

4)Корни отходящие от главного корня

5)Совокупность всех корней одного растения

6)Двудольное растение со стержневой корневой системой

7)Корневая система с равноценными придаточными и боковыми корнями

8)Однодольное растение с мочковатой корневой системой

9)Корневая система с четко выраженным главным корнем.

Ключ для проверки: 4,2,5,1,3,7,6,9,8 (взаимооценивание)

Дополните предложение

1)Если корни одинаковой длины и толщины отрастают от нижней части стебля, их называют….

2)Придаточными называют, корни, отрастающие от ………..

3)У растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют….

Физминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно,

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – кроль,

Все, как один

Плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой,

И отправились домой!

3)Актуализация знаний

Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала.

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала

«Ведь это дереву вредит»-

Ей с Дубу Ворон говорит-

Прав ли Ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?

Коль корни обнажить, оно засохнуть может?

«Пусть сохнет»,- говорит Свинья,-

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею,-

Неблагодарная!- промолвил Дуб ей тут,-

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было

Что эти желуди на мне растут.

4)Изучение новой темы (презентация по теме «Зоны корня»).

5)Работа с учебником (заполнить таблицу по тексту параграф 8 стр.29-31)

Зона корня

Какой тканью представлена

Функции

1.зона деления с корневым чехликом

Образовательная

Образование новых клеток, тканей

2.Зона роста (растяжения)

Образовательная

Рост корня в длину

3.Зона всасывания с корневыми волосками

Покровная

Всасывание почвенного раствора

4.Зона проведения

Проводящая древесина, луб

Проведение воды с минеральными солями, органических веществ

Самооценивание.

6)Лабораторная работа №7. (Формирование групп, с выбором консультанта при помощи конфет).

Оборудование: проростки пшеницы и гороха, фасоли, микроскоп, увеличительные приборы.

Ход работы

1.Сравнение корней проростков гороха (фасоли) и пшеницы с целью определения типа корневой системы.

2.Определение зон корня у пшеницы при помощи увеличительных приборов.

3.Определение размеров участка корня с корневыми волосками.

4.Работа с микропрепаратами верхушки корня (продольный разрез). Рассмотреть под микроскопом, обратить внимание на особенности клеток корневого чехлика. Зарисовать клеточное строение.

Выступление консультантов с критериальным оцениванием работы в своей группе.

7)Суммативное оценивание на стадии подведения итогов.

8)Домашнее задание параграф 8, подготовить презентацию по теме «Виды корней, с привлечением к работе своих родных и близких.

9)Рефлексия (дописать фразы)

-Я понял, что…….

-Оказывается…….

-Меня удивило то, что……….

-Я задумался над тем……

План-конспект урока

Тема: Видоизменения корней.

Учебно-воспитательные цели: познакомиться с многообразием корней, изучить видоизмененные корни, узнать их практическое значение, выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям существования.

Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, плющ. Оборудование для выполнения лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

Создание коллабаративной среды.

Читайте также:  Что мазать при ушибе или растяжении

Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас на уроке биологии и мне бы хотелось, чтобы свое настроение в начале урока вы отразили смайликами, лежащими на вашем столе.

Настроение у всех прекрасное, можно начинать. Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с видоизменениями корней. А кто поможет мне сформулировать цель урока. Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней, с растениями, имеющими видоизменения.

2.Проверка домашнего задания.

2.1.Фронтальный опрос.

Ребята, скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Мы познакомились с темой «Зоны корня».

Какие зона можно выделить во внутреннем строении корня?

-В корне выделяют зону деления, зону роста, зону всасывания, зону проведения.

Какую роль в корне выполняет корневой чехлик?

-Корневой чехлик выполняет защитную функцию. Предохраняет молодые клетки от повреждения почвенных комочков.

А теперь давайте, выполним функции каждой зоны.

Первая зона деления, в ней клетки делятся, образуя новые клетки корня;

-Зона деления образована образовательной тканью.

Зона роста.

-Здесь клетки вытягиваются, поэтому корень становится длиннее. Эта зона образована образовательной тканью.

Правильно. В какой зоне корня находятся корневые волоски.

Какую функцию они выполняют?

Корневые волоски характерны для зоны всасывания. Они выполняют самую главную работу- всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ.

Что представляют собой корневые волоски?

-Каждый волосок-это длинная клетка, имеющая тонкую оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль.

Как вы считаете, продолжителен ли срок существования корневых волосков?

-Нет, они постоянно разрушаются и вновь образуются.

А есть ли корневые волоски у корней водных растений? Свой ответ аргументируйте.

О какой зоне вы еще не сказали?

Зона проведения находится над зоной всасывания, она отвечает за снабжение других органов растения всасываемыми веществами.

Что произойдет с корнем при повреждении зоны деления? Можно ли использовать эту особенность? (обсуждение в паре с последующим ответом).

Молодцы! А теперь я предлагаю вам еще раз закрепить знания по пройденной теме и выполнить тест.

2.2. Тест

1.Рост корня обеспечивают клетки

А.покровной ткани

Б.механической ткани

В.образовательной ткани

Г.проводящей ткани

2.Корневой волосок – это…

А.группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных солей.

Б.вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных солей.

В.боковой корень

Г.придаточный корень.

3.Поглощение воды и минеральных солей из почвы обеспечивают клетки.

А.основной ткани

Б.образовательной ткани

В.проводящей ткани

Г.корневых волосков

4.В поглощении воды из почвы участвует зона

А.всасывания

Б.проведения

В.растяжения

Г.деления

5.Защиту корня обеспечивают клетки

А.образовательной ткани

Б.проводящей ткани

В.покровной ткани

Г.основной ткани

6.Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам

А.проводящей ткани

Б.образовательной ткани

В.механической ткани

Г.покровной ткани

7.Клетки корневого чехлика обеспечивают

А.поглощение воды

Б.защиту корня от повреждений

В.поглощение минеральных солей

Г.рост корня

8.Из почвы при помощи корня растения поглощают

А.органические вещества

Б.глину

В.воду и минеральные соли

Г.перегной

9.Вещества от листа в корень передвигаются

А.по древесине

Б.по лубу

В.по пробке

Г.по сердцевине

10.Вещества прекращают поступать из корня в лист при серьезном повреждении

А.семени

Б.плода

В.цветка

Г.стебля

Взаимооценивание Шкала оценивания

Ключ с ответами

1.в 6.а 10 букв – «5»

2.б 7.б 8-9 – «4»

3.г 8.в 5-7 – «3»

4.а 9.б менее 5 «2»

5.в 10.г

3.Физминутка (проводится учеником класса).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись

И друг-другу улыбнулись

Отдохнули, вот и славно,

Поговорим теперь о главном.

4.Изучение новой темы.

Ребята, при изучении корневых систем растений, мы выделили две основные, вспомните какие?

-Мочковатую и стержневую.

Хорошо. А кто может сказать какие факторы повлияли на изменения в строении корня?

-Я думаю почва.

-Я считаю, что основные изменения связаны с условиями, в которых растет растение.

Скажите, а отличается ли корневая система у растений, растущих на влажной почве от растений, растущих в пустыне?

Молодцы, вы совершенно правы!

А сейчас, я предлагаю вашему вниманию презентацию «Видоизменения корней». Прошу быть предельно внимательными, так как данная информация пригодится вам на последующих этапах урока. И методом пометок записывать в тетрадь название видоизмененных корней.

Итак, одинакова ли корневая система у разных растений?

Измелилось ли что-то в строении корней, их внешнем виде?

-Да у них изменились размеры и в целом весь внешний вид.

Да, и каждый из представленных видов видоизменений имеет свое название и назначение.

Читайте также:  Что делать после растяжения ноги

А кто может ответить на вопрос?

У Ивы ломкой и у некоторых других растений, произрастающих на топких берегах рек, образуются корни, которые растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. Как называются такие корни? Какую функцию они выполняют?

— Дыхательную, поглощение О2.

Какое растение умеет «шагать» по стенам?

Формирование групп для выполнения лабораторной работы (собери открытку), выбор консультантов.

5.Лабораторная работа №8. Видоизменение корней.

Оборудование: корнеплоды свеклы, моркови, лупа.

Ход работы

1.Сравнить и зарисовать корнеплоды свеклы и моркови.

2.Найти боковые корни и указать на рисунке.

3.Выявить черты различия. Определить, с чем связано утолщение и видоизменение главного корня?

4.Перечислить видоизменения корней.

5.Сделать вывод? Что влияет на видоизменение корней?

Критериальной оценивание.

6.Рефлексия.

-С какой темой вы познакомились на уроке?

-Вам было интересно на уроке?

-Что вы узнали нового на уроке?

-Как вы считаете, вам пригодятся эти знания в жизни?

-Как вы оценили свое участие на уроке?

7.Домашнее задание параграф 10.

Источник

Конспект урока по биологии в 6 классе.

Тема: «Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней».

Цель урока: познакомиться с зонами корня, корневыми волосками и их ролью в жизнедеятельности корня, ростом корня.

Задачи:

Образовательные:

изучить расположение зон корня, их функции;

— рассмотреть роль корневых волосков в жизнедеятельности корня;

— рассмотреть процесс роста корня;

Воспитательные:

— воспитание культуры труда;

— воспитание у учащихся биологического мышления, интереса к предмету;

— воспитание умения применения полученных знаний на практике;

Развивающие:

— развить практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем;

— расширить представление учащихся о жизнедеятельности растения;

— развитие умения обобщать, систематизировать, делать выводы.

Тип урока:

Комбинированный урок

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Повторение пройденного материала – 6 мин

  3. Самоопределение к деятельности – 2 мин.

  • Интеллектуальная разминка – 2 мин.

  • Целеполагание и мотивация – 2 мин

  • Планирование – 2 мин

  1. Открытие новых знаний и применение – 16 мин.:

  • Актуализация знаний

  1. Обобщение изученного материала – 5 мин.

  2. Домашнее задание – 1 мин.

  3. Рефлексия (итог урока) – 3 мин.

Ход урока

Этап урока

Структурный компонент урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организацион- ный момент

(1 мин)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, отсутствующих.

2

Повторение пройденного материала

(6 мин)

  • Задает вопросы

(фронтальный опрос):

— Что такое корень?

— Какие виды корней вы знаете?

  • Предлагает показать на изображенном рисунке виды корней (рисунок на доске)

  • На доске изображена таблица, в которую нужно вставить необходимое название вида корня по данному определению и наоборот.

hello_html_m7153dc50.png

  • Задает вопрос:

— Что образует совокупность всех видов корней растительного организма?

  • Одновременно с фронтальным опросом раздает дидактические карточки обучающимся для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные слова в текст:

Главный, боковые и придаточные корни формируют …………….. корневую систему. У ………… корневой системы главный корень слабо развит или быстро отмирает. Для двудольных растений характерна ………. корневая система. Для …………. характерна мочковатая корневая система. Например у пшеницы …………… корневая систему, а у фасоли……….. корневая система.

Прослушивание выполненной работы

  • Чтобы ответить на следующий вопрос предлагает прослушать стихотворение

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, 
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок!

— Почему без корней расти и жить не станет ни одно растение? Какие функции выполняет корень?

Отвечают на вопросы.

Желающий указывает виды корней на рисунке.

Желающий дополняет таблицу

Отвечают на вопрос.

Обучающийся, работающий с дидактической карточкой читает предложения с пропущенными словами.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопрос.

3

Подведение к определению темы урока,

целеполагание и мотивация

  • Задает наводящие вопросы, позволяющие сформировать тему и цель урока:

Мы с вами выяснили, что корень выполняет много функций.

— Как вы думаете, ребята, если корень – орган растения — он состоит из клеток?

— Как же заглянуть внутрь корня и увидеть, что он состоит из клеток?

Читайте также:  Мазь для растяжения мышцы

Рассказывает:

Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать.

Это потому что они образуют разные ткани.

— А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать?

— О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня

Отвечают на вопросы и сами определяют тему и цель урока, отвечая на вопросы учителя.

да

с помощью микроскопа

Да

Тема: Внутреннее строение корня

Цель:Изучение внутреннего строения корня

Планирование

(2 мин)

Проблема

— Необходимо составить план изучения нового материала.

— Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать. Вы можете правильно объяснить, чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия? А хотите узнать? Значит первое, что нам необходимо узнать — чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия.Идем дальше. Раз мы не знаем ещё какие клетки входят в строение этих участков корня, можем мы сказать какие ткани можно различить во внутреннем строении корня? Значит, это вторая задача наша – мы должны выяснить, какие ткани можно различить во внутреннем строении корня.А вы знаете, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга? А интересно узнать?

Значит, третья задача – выяснить, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга. Выполнив все эти задачи, мы достигнем цели урока: изучим внутреннее строение корня

Обучающиеся под руководством учителя составляют план урока:

Нет

Да

Нет

Нет

Да

4

Актуализация знаний

(16 мин)

  • Рассказ с элементами беседы:

— Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия!Тогда мы начинаем работу!
Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним,чем различаются клетки в разных участках (зонах) корня и почему они имеют такие различия.Лучше всего внутреннее строение корня можно рассмотреть, если разрезать молодой корень вдоль. Поскольку вы ещё только начали учиться пользоваться микроскопом, такой сложный микропрепарат вы ещё не сможете сделать и изучить самостоятельно. Поэтому нам сегодня на уроке поможет изучить внутреннее строение корня моя презентация. 

  • Демонстрация слайда №, задает вопросы:

— Что вы видите? Какие клетки по размеру? — Почему?

  • Закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде, продолжает беседу:

— Где находится ядро?

— Вакуоли есть?

Они заполнены цитоплазмой.

— В каких клетках такое наблюдается?
Эти клетки формируют образовательную ткань. Оболочки этих клеток очень тонкие и нежные. Их необходимо защищать. Поэтому зона деления снаружи защищена от повреждений– корневым чехликом.
Эта зона корня имеет размеры всего 1 мм.

  • Предлагает заполнить таблицу в раздаточном материале.

  • Демонстрация слайда №, Рассказывает:

Клетки этой зоны вытянуты, ядро сбоку, вакуоли большие, в которых накапливается клеточный сок, благодаря чему корень становится упругим, способным с большой силой протискиваться вглубь почвы. 
Эта зона имеет размеры — 3- 9 мм.

  • Предлагает посмотреть фрагмент видеоролика про зону всасывания. Обсуждение просмотренного фрагмента. Демонстрация слайда №, После чего вместе заполнить таблицу

  • Предлагает самостоятельно прочитать про зону проведения и заполнить таблицу. После чего идет проверка заполнения таблицы.

Да

Слушают рассказ учителя после чего вместе заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы:

Мелкие

Делятся постоянно

В центре

Нет

В молодых

Заполняют таблицу.

Проверка записей в тетради.

Читают

Слушают и после чего вместе с учителем заполняют таблицу.

Смотрят и затем заполняют таблицу.

Самостоятельно ищут необходимую информацию в заданном фрагменте текста учебника и заполняют таблицу.

5

Обобщение изученного материала

(5 мин)

Предлагает сопоставить термины и определения с целью составления слова.

Обучающиеся составляют слово

6

Домашнее задание

(1 мин)

Работа с текстом учебника на стр.

Составить синквейн

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники

7

Рефлексия (итог урока)

(2 мин)

Задает вопрос:

— Если вам понравился урок, хлопните в ладоши

Источник