Таблица ушибов 8 класс
Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.
Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.
При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).
При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.
Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.
Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов
У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.
При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.
Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.
При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.
Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).
Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.
Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.
При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.
Чаще происходят переломы костей конечностей.
Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.
При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.
На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.
Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.
При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.
При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.
При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.
При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.
Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Источник
Цель:
- сформировать представление о различных видах
травм опорной системы; - развивать умение оказывать первую помощь при
повреждении суставов, костей и растяжении
связок; - воспитывать бережное отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: Модель скелета
человека, таблицы “Строение костей”, “Типы
соединения костей”, электронное приложение к
учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие
шины, перевязочный материал, косынки.
Раздаточные карточки (Приложение 1);
презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.
План урока
I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка
отсутствующих).
II. Повторение.
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Повреждения костей и суставов – наиболее
распространенные виды травм
опорно-двигательного аппарата.
3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.
4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.
5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Практическая работа.
Ход урока
I. Оргмомент (приветствие обучающихся,
проверка отсутствующих).
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в
полном составе.
II. Повторение ранее изученного материала.
Мы с вами в течение последних уроков изучали
тему “Скелет”, рассмотрели его строение,
свойства и типы соединения костей.
Давайте с вами вспомним:
1) из каких отделов состоит скелет (скелет
головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних
конечностей).
2) Что входит в состав верхних конечностей?
3) Что входит в состав нижних конечностей?
4) Выполнение творческого задания по группам.
1 – группа:
Задание 1: Выберите номера, под
которыми обозначены кости скелета верхних
конечностей, расположите их в порядке
очередности сверху вниз.
Задание 2: Выберите номера, под
которыми последовательно расположены
составляющие образующие кость.
2 – группа:
Задание 1: Выберите номера, под
которыми обозначены кости скелета нижних
конечностей, расположите их в порядке сверху
вниз.
Задание 2: Выберите номера, под
которыми последовательно расположены
составляющие образующие сустав.
суставная головка …ера”. лопатки 30 тазовые кости писа… запястье семьдесят предплюсна …писав… надкостница со ключица ноября бедро теля компактное вещество дня плечо исполня… большая берцовая кость Твена, фаланги пальцев кисти лет лучевая кость сто суставная впадина Сой… надколенник Марка локтевая кость …ется суставная жидкость Тома фаланги пальцев стопы “Приклю… губчатое вещество рождения суставная сумка …чения пястье пять малая берцовая на.. костный мозг американского плюсна. … шего
Слайд №5
Правильные ответы
1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12
Задание №2: 6,9,19,23
2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18
Задание №2: 20,17,14,1
30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения
американского писателя Марка Твена, написавшего
“Приключения Тома Сойера”.
Индивидуальные задания: подписать рисунок
“Строение скелета”, вставить пропущенные буквы
в слова, написанные на доске: пл…чевая кость, кр…стец,
л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатая
стопа, ам…ртизатор.
III. Изучение нового материала. Слайд
№6
1. Актуализация знаний учащихся.
– Два ученика спорили. Один утверждал, что
кость – сложный живой орган, другой отрицал это.
Кто из них прав и почему?
– У молодого петуха удалили часть бедренной
кости, оставив надкостницу. Через некоторое
время кость у петуха восстановилась. Что
доказывает этот опыт?
Слайд № 7. – Какие особенности человека
связаны с прямохождением?
изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа
больше лицевого, большой палец противопоставлен
остальным, сводчатая стопа.
Слайд №8. – Каково строение сустава?
- Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой
кости? (хрящами) - Что находится в суставной полости? (суставная
жидкость) - Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)
1. Повреждения костей и суставов – наиболее
распространенные виды травм
опорно-двигательного аппарата.
Слайд №9. В различных житейских ситуациях
внезапно происходят несчастные случаи. Именно
внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как
поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера,
медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему
во время прогулки, в походе, да просто на улице?
Надежда только на себя и тех людей, которые
оказались поблизости.
Слайд №10,11,12
Проанализируйте ситуации.
Ситуация 1.
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в
школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти
перед уроками в библиотеку. Когда они
поднимались по школьной лестнице, навстречу им
шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не
заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От
боли чуть не заплакала. Через некоторое время
Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает.
Девчонки не знали, что делать.
– Что бы вы сделали на месте девочек?
(Предполагаемый ответ – вывих)
Ситуация 2.
Прозвенел звонок с урока. Впереди большая
перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный
двор. Здесь каждый занимался своим делом.
Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки
увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.
Она было очень модной в этой четверти среди
девчонок. Ирина развеселилась и захотела
непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога
зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно
стыдно перед одноклассниками за свою неловкость.
Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка,
прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла
только утешить Иру. Они не знали, что делать.
(Предполагаемый ответ – растяжение связок )
Ситуация 3.
Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне.
Этим летом она поехала туда с младшим братишкой
Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры.
Однажды кто-то из ребят принес книгу про
индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много
времени проводили, лазая по деревьям. Они думали,
что именно так живут их любимые герои — индейцы.
Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между
враждебными племенами, Пашка свалился с дерева.
Но так как он был еще маленький индеец, боли не
выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались
все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо.
Никто из ребят не знал, что делать. Только
мальчик, которого все называли Мудрая Голова,
мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле
стало плохо, и она повела братика к бабушке на
работу. “Я очень боялась, что с ним случилось
что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я
ничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля…
(Предполагаемый ответ – перелом)
Слайд №13
Задача нашего урока рассмотреть и обсудить
различные повреждения скелета, а также научиться
оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)
2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении
скелета.
Слайд № 14. Определение видов повреждения
скелета.
Рассмотрите рисунки и определите, где здесь
перелом, вывих и растяжение связок
— Попробуйте охарактеризовать каждое
повреждение скелета
Слайд №15
– Чем сопровождается вывих сустава? Что
ощущает человек при этом?
– Какую помощь необходимо оказать
пострадавшему при вывихе?
Если вам недостаточно имеющихся знаний,
обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся
внимательно читают и записывают в тетради, что
такое вывих)
Вывих — неловкое движение в суставе,
сопровождающееся смещением костей. При вывихе
суставная головка выходит из суставной впадины.
Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок,
что сопровождается сильной болью. Попытка
вправить вывих без врача может повлечь за собой
еще более серьезные повреждения.
Первая помощь при вывихе заключается в том,
чтобы прежде всего обеспечить полный покой
суставу. Руку следует подвесить на косынке или
бинте, а на ногу наложить шину, используя
подручные средства. Для уменьшения боли к
травмированному суставу следует приложить
пузырь со льдом или холодной водой. Затем
пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Слайд №16
– Какие симптомы наблюдаются при растяжении
связок?
– Какую помощь необходимо оказать
пострадавшему?
Растяжения: В результате неловких
движений или ушибов могут повреждаться связки,
соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава
появляется отечность, иногда кровоизлияние,
возникает сильная боль. Такое повреждение
сустава называется — растяжением.
При оказании помощи к поврежденному месту
нужно приложить пузырь со льдом или смоченное
холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает
боль, предупреждает развитие отека, уменьшает
объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении
связок нужна и тугая фиксирующая повязка.
Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную
конечность нельзя. После оказания первой помощи
нужно обратиться к врачу.
Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы
симптомы при переломе? Как оказать помощь?
Переломы костей: Несмотря на прочность, при
ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда
ломаются. Чаще происходят переломы костей
конечностей.
При подозрении на перелом полная неподвижность
поврежденной части тела облегчит боль и
предупредит смещение обломков кости, которые
могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной
повязкой. Специальные шины есть в лечебных
учреждениях и аптеках. На месте происшествия их
можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы
шина не давила на перелом, под нее подкладывают
мягкую подстилку. Шина должна находиться не
только на поврежденном участке, но и на соседних.
Так, при переломе костей предплечья шина должна
заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае
части сломанной кости не смещаются. Шину плотно
прибинтовывают к конечности широкими бинтами.
Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к
туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной
кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы,
кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую
повязку, а затем шину.
Не при всяком переломе можно наложить шину. При
подозрении на перелом ребра пострадавшему
предлагают выдохнуть из легких как можно больше
воздуха и после этого – дышать неглубоко. При
таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.
При переломах позвоночника необходимо уложить
пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз
и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя
перевозить пострадавшего в сидячем положении,
так как под тяжестью тела позвоночник может
сдвинуться и повредить спинной мозг.
При переломах черепа пострадавшего надо
уложить на спину, голову слегка приподнять во
избежание внутричерепного кровоизлияния и
немедленно вызвать врача.
Слад №18. Схема: “Виды повреждения
скелета”.
Подведем итог. Сегодня мы узнали как
оказать первую помощь при растяжении связок,
вывихах суставов и переломах костей.
Закрепление изученного материала
Практическая работа.(Слайд №19)
Окажите первую помощь однокласснику с
переломом костей предплечья, голени (подручный
материал для оказания помощи на столах).
(дополнительно, если останется время, то
следующий слайд)
Слайд №20
– Какая травма изображена на рисунке?
– Как оказать первую помощь?
– Чем отличается закрытый перелом от
открытого?
– Какие меры первой помощи необходимо оказать
пострадавшему при открытом переломе?
Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд
№21)
Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни
не возникла ситуация “и вдруг…”
Домашнее задание.
Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)
(Слайд №23)
Источники информации:
- https://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
- https://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
- https://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
- Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек.
Издательский центр “Дрофа”. - Семенцова В.Н. Биология. 8 класс.
Технологические карты уроков: методическое
пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия
“Поурочное планирование”.) - Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные
разработки к учебным комплектам “Биология.
Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И.
Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В
помощь школьному учителю). - Конспект урока Атнагуловой Марины
Александровны, учителя биологии - Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
- Презентация и разработка урока Ларионовой
Светланы Константиновны
Источник
Технологическая карта урока
Класс 6, дата 06.06. 2018, предмет:биология
Тема урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Тип урока: Урок рефлексии.
Вид урока: урок практических работ.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний на основе практического применения знаний, полученных обучающимися при изучении темы .
Задачи:
1. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Опорно – двигательная система».
2. Ознакомление обучающихся с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
3.Формирование самостоятельных действий учащихся при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Оборудование: учебник, видеоролики о мерах первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы, шины, перевязочный материал, лед, марля.
Планируемые результаты:
1.Предметные.
Объяснять значение понятий: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение, вывих, знать правила применения первой доврачебной помощи и применять их на практике, понимание важности знаний и навыков в этой области
2.Метапредметные:
Познавательные:
знать определения, осуществлять решение проблемных задач по изучаемым процессам и объектам, применять на практике полученные теоретические знания, работать с материалом разного уровня сложности, объяснять результаты работы по заданиям, формулировать выводы.
Регулятивные:
самостоятельно определять цели и задачи урока, выполнять задания по плану и представлять результаты деятельности, прогнозировать результат деятельности
Коммуникативные:
строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, вести диалог, работать в группе
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, практический, работы в группах.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Здоровается, проверяется готовность учащихся к уроку.
Учащиеся готовятся к уроку, эмоционально настраиваются на продуктивную деятельность
Определение цели и задач урока
На интерактивной доске проходит видеоряд рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.
Вопросы учителя:
1.Как вы думаете , ребята, какова тема нашего учебного занятия ?
2. Как можно сформулировать цель урока? Задачи урока?
Просмотр учащимися видеоряда рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.
Ответы на вопросы и формулирование цели и задач урока.
1. Тема — оказание первой помощи при травмах , повреждении опорно – двигательной системы.
2.Цель – применение знаний для правильного оказания первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Задачи учебного занятия:
2. Ознакомление с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
3.Формирование самостоятельных действий при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Мотивация учащихся
Учитель: В настоящее время медицинской службой достигнуты определенные успехи в профессиональном оказании скорой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Однако даже при самой идеальной ее организации врачебная помощь может оказаться запоздалой, если люди, находящиеся рядом с
пострадавшим, не сумеют оказать ему необходимую экстренную первую помощь. Характерной особенностью всех несчастных случаев является
внезапность повреждения и угрожающее для жизни пострадавшего состояние, требующее неотложного достаточно квалифицированного вмешательства извне. Исход критических состояний, вызванных тяжелыми и опасными повреждениями, часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит прежде всего от своевременности и качества первой помощи, которую получит пострадавший. Поэтому важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте, где произошел несчастный случай, владел приемами оказания первой медицинской помощи.
Ребята, а вам известны случат, когда первая помощь , оказанная вовремя ,спасала жизнь человека?
Учащиеся отвечают, приводят примеры.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Класс поделен на группы. Группы учащихся получают карточки – задания:
Группа учащихся
Задания карточки
1 группа
1. Прочитав текст учебника на стр. 76 составьте кластер «Ушибы»
2. Почему при ушибах возникают кровотечения, от чего зависит сила кровотечения? Почему возникает чувство боли?
3. . Какие меры первой помощи можно оказывать при разных формах ушибов
?
2 группа
1. Прочитав текст учебника на стр.76 составьте кластер «Переломы».
2. Как влияет на ломкость костей химический состав костей? Кто чаще всего ломает кости при ударах – молодые или старые?
3. Какие меры первой помощи применяют при переломах костей?
3 группа
1. Прочитайте стр.78 учебника и составьте кластер «Растяжение связок».
2.Какие особенности строения сустава могут привести к растяжению связок? Ответ дайте развернутый.
3. Какие меры первой помощи применяют при растяжении связок?
4 группа
1.Прочитав в учебнике стр.79 составьте кластер «Вывихи суставов».
2. Почему после травмы сустава нередко происходит повторение вывихов суставов?
3. Какие правила первой помощи применяют при вывихах суставов?
:
Учащиеся выполняют задания, обмениваются мнениями в группе, заполняют таблицы и составляют схемы.
Физкультминутка
Учитель :
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Ученики выполняют движения физкультминутки
Первичная рефлексия
Учитель: группы готовы !
Как выполнены задания?
Учитель комментирует и корректирует ответы учащихся. Отмечает правильность составления кластеров.
Представители группы отвечают на вопросы карточек – заданий, демонстрируют кластеры, изготовленные на листах ватмана, объясняют принципы его составления.
Локализация индивидуальных затруднений
Учитель: А теперь проверим вашу готовность оказать первую помощь пострадавшему. Получите задания практической части учебного занятия.
Группа учащихся
Задания карточки
1 группа
Окажите первую помощь человеку с ушибом средней степени.
Объясните свои действия.
2 группа
Окажите первую помощь человеку с переломом предплечья.
Объясните свои действия.
3 группа
Окажите первую помощь человеку с растяжением связок кисти.
Объясните свои действия.
4 группа
Окажите первую помощь человеку с вывихом коленного сустава.
Объясните свои действия.
Обучающиеся выбирают разложенные на столе материалы для оказания первой помощи, выполняют задание, комментируют, объясняют причины выбранных действий .
Взаимопроверка групп.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Учитель
Комментирует и корректирует при необходимости ответы учащихся, отмечает возможные пробелы в знаниях.
Ученики выслушивают, понимают необходимость повторного изучения отдельных тем.
Рефлексия
Что больше всего вам запомнилось при изучении?
Какой материал вызвал наибольшую сложность ? Почему?
Нужно ли уметь оказывать практически первую помощь пострадавшим?
Ученики отвечают, объясняют причины успеха или неудачи в учебной деятельности.
Домашнее задание
Учитель : изучить параграф 16,выполните задание на стр.79
Повторить 10-16
Записывают в дневники домашнее задание
Литература для учителя и для учащихся:
1. Колесов Д.В., Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл».: учебник/. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014.
Источник