Способность мышцы принимать прежнее положение после растяжения называют

Способность мышцы принимать прежнее положение после растяжения называют thumbnail

Тесты по анатомии и физиологии для самоподготовки к экзамену

Преобразование энергии раздражителя.

Преобразование энергии раздражителя.

Рецепторы, их функции, классификация.

Рецепторы – конечные специфические образования, которые преобразуют энергию раздражителя в электрохимический потенциал и затем в форму нервного возбуждения.

Классификация рецепторов:

По характеру ощущений:

1) зрительные

2) слуховые

3) обонятельные

4) вкусовые

5) осязательные

По месту расположения:

1) экстерорецепторы – внешние (слуховые, зрительные)

2) интерорецепторы – внутренние (вестибулорецепторы, проприорецепторы)

По характеру раздражителя:

1) фоторецепторы — (зрительные)

2) механорецепторы – (прикосновения и давления)

3) терморецепторы – (холодовые и тепловые)

4) терморецепторы – (вкусовые, обонятельные)

5) ноцицептивные (болевые)

По месту расположения раздражителя:

1) дистантные — (слуховые, зрительные)

2) контактные – (вкусовые, температурные, рецепторы давления)

Все рецепторы обладают адаптацией. Адаптация это снижение чувствительность к длительному действию раздражителя.

В результате взаимодействия раздражителя и мембраны рецептора возникает рецепторный потенциал (РП). Каким образом это происходит?

При контакте раздражителя с мембраной рецептора происходит увеличение проницаемости мембраны для ионов натрия и он входит в чувствительное окончание, которое деполяризуется и возникает рецепторный потенциал.

Первичная трансформация стимула в рецепторный потенциал называется преобразованием.

РП возбуждает начальный сегмент чувствительного нерва и возникает нервный импульс, частота которых зависит от силы РП.

Различают первичные рецепторы, которые представляют собой окончание чувствительного нерва и вторичные рецепторы – отдельная клетка, которая воспринимает раздражение. Эта клетка имеет контакт с окончанием чувствительного нерва. Из этой клетки выделяется медиатор, который и приводит к образованию нервного импульса.

Совокупность рецепторов, которые приводят к возбуждению собственного нейрона называют рецептивным полем, а области сосредоточения рецепторов, которые принадлежат к определенным сенсорным системам – рефлексогенными зонами.

1.Функция эритроцитов: а) транспорт газов в организме; б) обеспечивают иммунитет; в) усиливают регенерацию тканей.

2.Лордоз представляет собой изгиб позвоночного столба выпуклостью: а) вперед; б) назад; в) в сторону.

3.Длинные мышцы располагаются преимущественно на: а) конечностях; б) туловище; в) голове.

4.К органам пищеварительного канала относятся:

а) ротовая полость, пищевод, желудок; б) желудок, печень, кишечник; в) печень, поджелудочная железа, желудок.

5.Носовая полость соединяется с носоглоткой через:а) хоаны; б) ноздри; в) хоаны и ноздри.

6.Структурно-функциональная единица почки:

а) нефрон; б) ацинус; в) почечная пирамида.

7.Мышечная оболочка стенки сердца называется: а) миокард; б) эндокард; в) эпикард.

8.Гормон гипофиза, участвующий в регуляции роста:а) гонадотропин; б) соматотропин; в) окситоцин.

9.Продолговатый мозг является центром:а) слуха; б) зрения; в) жизненно-важных безусловных рефлексов.

10.Количество отделов в анализаторе:а) 2; б) 3; в) 5;

11.Увеличение общего количества крови в организме называется:а) гиповолемия; б) гиперволемия; в) эритропения.

12.Непарные кости мозгового отдела черепа:а) затылочная; б) теменная; в) височная.

13.Мышцы противоположного действия:а) синергисты; б) антагонисты; в) двусуставные.

14.Размеры желудка: а) постоянные; б) непостоянные; в) варьируют от степени наполнения органа пищей.

15.Правое легкое разделено на доли:а) верхнюю и среднюю; б) верхнюю и нижнюю; в) верхнюю, среднюю и нижнюю.

16. К мочевыводящим органам относятся:а) почки; б) мочеточники; в) нефроны почки.

17.Гормон щитовидной железы:а) адреналин; б) тироксин; в) окситоцин.

18.В состав промежуточного мозга входит:а) таламус; б) четверохолмие; в) мозжечок.

19. В норме систолическое давление у здорового человека молодого и среднего возраста составляет:а) 110-120 мм рт.ст.; б) 130-140мм РТ.ст.; в) 100-110мм рт.ст.

20.Структура среднего уха, соединяющая его с носоглоткой:а) барабанная перепонка; б) слуховая труба; в) наружный слуховой проход.

21.Количество лимфоцитов в норме:

а) 50-70%; б) 20-40%; в) 3-11%.

22.Позвонки, имеющие отверстия в поперечных отростках:

а) шейные; б) грудные; в) поясничные.

23.Передняя группа мышц плеча осуществляет:

а) сгибание предплечья; б) разгибание предплечья; в) отведение плеча.

24.Желудок расположен в области брюшной полости:

а) в надчревной; б) в левом подреберье; в) в левом подреберье и в надчревной.

25.Топографические части трахеи:

а) шейная; б) грудная; в) шейная и грудная.

26.В норме вторичной мочи образуется в сутки:а) 150-180 л.; б) 1,5-1,8 л; в) 70-100 л.

27.Отдел мозга, осуществляющий нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гормонов:

а) гипоталамус; б) продолговатый мозг; в) таламус.

28.Повышение артериального давления по сравнению с нормой называется:

а) артериальная гипертензия; б) артериальная гипотензия; в) пульсовое давление.

29.В состав периферической системы не входит:

а) нервы; б) ганглии; в) спинной мозг.

30.Внутреннее ухо имеет:а) барабанную перепонку; б) полукружные каналы; в) ушную раковину.

31.Белок, придающий красный цвет крови:

а) фибриноген; б) гемоглобин; в) глобулин.

32. Соединение костей, между которыми располагается костная ткань, называется:а) синхондроз; б) синдесмоз; в) синостоз.

33.Мышца тазового пояса:а) дельтовидная; б) большая ягодичная; в) икроножная.

34.В желчном пузыре происходит:а) образование желчи; б) накопление желчи; в) накопление и концентрация желчи.

35.Верхние дыхательные пути:а) носовая полость, гортань; б) гортань и бронхи; в) трахея и бронхи.

36.Органы, участвующие в образовании мужских половых гормонов:а) яичники; б) яички; в) предстательная железа.

37.Болезнь человека, вызванная недостатком гормона инсулина:а) акромегалия; б) микседема; в) сахарный диабет.

38.В норме диастолическое давление у здорового человека молодого и среднего возраста составляет:а) 70-80мм рт.ст; б) 90-100 мм рт.ст; в) 100-120 мм рт.ст.

39.Белое вещество головного мозга представлено:а) волокнами проводящих путей; б) подкорковыми ядрами; в) корой больших полушарий.

40.Преломляющие структуры глазного яблока:а) сосудистая оболочка; б) стекловидное тело; в) сетчатка.

41.Форменный элемент крови, не относящийся к лейкоцитам:а) моноцит; б) нейтрофил; в) тромбоцит.

42.Структурной единицей кости является:а) ацинус; б) остеон; в) нефрон.

43.Способность мышцы принимать прежнее положение после растяжения называют:а) возбудимостью; б) растяжимостью; в) сократимостью.

44.Аппендикс — червеобразный отросток кишки:а) подвздошной; б) ободочной; в) слепой.

45.Ворота легкого находятся на поверхности:а) реберной; б) диафрагмальной; в) медиальной.

46.Стенка матки имеет:а) эндокард; б) миокард; в) эндометрий.

47.Физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции:а) ферменты; б) гормоны; в) секреты.

48.Митральный клапан расположен между:а) правым предсердием и правым желудочком; б) левым предсердием и левым желудочком; в) в устье легочного ствола.

49.Структуры периферической нервной системы:а) головной мозг; б) черепно-мозговые нервы; в) спинной мозг.

50.Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза:а) роговица; б) хрусталик; в) слезный аппарат.

Источник

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «Общей биологии».

                                                                          Вариант 1.

ЗАДАНИЕ 1. Дать определение терминам: эволюция, вид, естественный отбор, ароморфоз, мимикрия.

ЗАДАНИЕ 2. ТЕСТ.

1.Автор первого эволюционного учения:

 а. К. Линней;            б. Ч. Дарвин;              в. Ж. Б. Ламарк.

2. Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длинной шеи у жирафа – результат:

 а. прямого приспособления к влиянию условий среды;         в. изначальной целесообразности в строении органа;

 б. упражнения органа под влиянием условий среды;             г. стремления организма к совершенствованию.

3. Сравните микро — и макроэволюцию и назовите особенность,  характерную в основном для микроэволюции.

  А. доступна для непосредственного наблюдения;                          в. ведет к образованию новых классов, отрядов;

  б. эволюционным материалом для нее являются мутации;     г. основным эволюционным фактором является естественный    

                                                                                                               отбор.

Читайте также:  Внецентренное растяжение сжатие формула

4.Укажите пару гомологичных друг другу органов.

 А. рога оленя и рога быка;                                               в. крыло летучей мыши и крыло орла;

 Б. крыло бабочки и крыло летучей мыши;                    г. глаз млекопитающих и глаз кальмара.

5. Элементарная единица эволюции:

 а. отдельный вид;                                                               в. отдельная популяция какого- либо вида;

 б. совокупность видов, объединенных родством;          г. генотип отдельной особи какого- либо вида.  

6. Назовите геологическую эру, в которую  происходил расцвет земноводных, появилось огромное многообразие их видов, возникли первые крылатые насекомые и первые пресмыкающиеся.

 А. палеозойская;        б. протерозойская;         в. архейская;             г. кайнозойская;               д. мезозойская.

7. Какая из палеонтологических находок относится к ископаемым переходным формам:

 а. зверозубые рептилии;          б. мамонты;              в. ихтиозавры;             г. птеродактили.

8. Впервые в 1953 г. экспериментально осуществили абиогенный синтез органических веществ из неорганических:

 а. С. Миллер, Г. Юри;            б. А. Опарин, Дж. Холдейн;            в. С. Фокс, С. Миллер;         г. Дж. Холдейн, Г, Юри.

9. Правильная геохронологическая последовательность периодов палеозоя:

 а. кембрий, силур, ордовик, пермь, карбон, девон;                           в. ордовик, кембрий, силур, девон, карбон, пермь.

 Б. кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь;                          г.  девон, карбон, силур, пермь, ордовик, кембрий.

10. В архейскую эру возникли:

  а. все типы беспозвоночных;       б.первые живые организмы;        в. процесс фотосинтеза;       г. половой процесс.

  1. Появление и развитие человека относится к:

  А. палеогеновому периоду;    б. неогеновому периоду;     в.антропогеновому периоду;     г. кайнозойской эре.

  1.  Среди современных человекообразных обезьян наименьшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:

    А. гиббон;          б. горилла;         в. шимпанзе;       г. орангутан .

  1. К биологическим факторам антропогенеза относятся:

    А.групповое сотрудничество, сознание и речь;     б. изготовление орудий труда и общественный характер жизни;   в.борьбу за существование и естественный отбор;       г.удленение сроков ухода за детьми, заботу о стариках и больных.

  1. Стадия питекантропа в эволюции гоминид соответствует:

    А.предшественнику человека;    б. древнему человеку;   в. древнейшему человеку;    г. ископаемой человекообразной обезьяне.

  1. Возникновение общества, одомашнивание животных, окультирование растений и овладение природной средой произошли в антропогенезе на стадии:

    А. предшественника человека;    б. древнейшего человека;    в. древнего человека;     г. человека современного типа.

ЗАДАНИЕ 3. Дайте ответы на вопросы.

1. Что представляет собой борьба за существование? Назовите основные формы борьбы за существование. Приведите примеры.

 2. Назовите основные события, которые произошли в Палеозое. Какие ароморфозы сопровождали эволюционный процесс на данном периоде?

 3.Дайте характеристику биологических и социальных особенностей неандертальцев.

                                                                                Вариант 2.

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение терминам: антропогенез, идиоадаптация, популяция, изменчивость, раса.

ЗАДАНИЕ 2.ТЕСТ.

  1. Примером ароморфоза  может служить:

    А.покровительственная окраска;        б. половой прогресс;       В. уплощение тела придонных рыб;       Г. приспособление              цветков к опылению.

  1. Биологический прогресс подразумевает:

    А. повышение общей организации;      Б. свободный образ жизни;      В. увеличение численности вида;       Г. высокий уровень обмена веществ.  

  1. Главным событием палеозойской эры явился:

    А. выход растений на сушу;     б. возникновение животной клетки;      в. возникновение беспозвоночных;     г. появление настоящих птиц.

4.    Правильная геохронологическая последовательность периодов мезозоя:

     а. юра, триас, мел;      б. мел, триас, юра;        в. мел, юра, триас;        г. триас, юра, мел;

  1. Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь и абстрактное мышление.

    А. ароморфоз;            б. общая дегенерация;           в. идиоадаптация.

  1. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:

    А. Ч. Дарвин;       б. А. Северцев;          в. И. Шмальгаузен;            г. С. Четвериков.

  1. Пример покровительственной окраски:

 А. зеленая окраска у певчего кузнечика;                                 в. ярко- красная окраска у божьей коровки;

 Б. зеленая окраска листьев у большинства растений;            г. сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки.

8.Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

 а. крылья бабочки и крылья птицы;                                в. иглы дикобраза и иглы ежа;

 б. усики винограда и усики огурца;                                г. колючки кактуса и колючки барбариса.

9. Впервые показал, что изготовление и применение орудий труда привело к превращению обезьяны в человека:

 а. К. Линней;             б. Ж. Б. Ламарк;                   в. Ч. Дарвин;                г. Ф. Энгельс.

10. Стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид соответствует:

 а. древнему человеку;         б. древнейшему человеку;             в. предшественнику человека;         г. дриопитеку.

11. Объем головного мозга у кроманьонца достигал, в см. куб.:

 а. 800-1200;                б. 1200-1400;              в. 1400-1600;                      г. 1600-2000.

12.   Для человека характерны признаки типа Хордовых:

 а. теплокровность;          б. наличие позвоночного столба;      в. развитие плода в теле матери;      г. две пары конечностей.

  1. Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факты:

   А. их скелет имеет сходное строение;     б. многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы;    в. группы крови человека         и обезьян торжественны;         г. для тех и других характерна двусторонняя симметрия.          

  1. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
Читайте также:  Растяжение ноги в области колена

   А. жизнь завершается смертью;      б. адаптация целесообразна в определённых условиях;      в. идет борьба за существование;    г. приспособления могут не привести к образованию нового вида.

  1. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

   А. доклеточных форм  жизни – вирусов;       б. клеточных форм жизни;     в. биополимеров;        г. фазовообособленных систем.

ЗАДАНИЕ 3. Дайте ответы на вопросы.

  1. Естественный отбор как ведущая движущая сила эволюции. Назовите основные формы естественного отбора и приведите примеры.
  2. Основные события, происходящие в Мезозое. Какие ароморфозы сопровождали данную эру?
  3. Биологические и социальные особенности кроманьонцев.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла

Открытый урок

по биологии

«Мышцы, их строение, свойства и функции»

hello_html_45b76e9e.png

Подготовила:

учитель биологии Анохина Л.В.

Тема урока: « Мышцы, их строение, свойства и функции»

Тип урока: формирование и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях мышц, раскрыть особенности строения скелетных мышц, изучить основные свойства мышц, познакомить с основными группами мышц в организме человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани.

  • Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц.

  • Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

  • Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом).

Воспитательные:

  • Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи.

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

  • Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

  • Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

  • Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  • Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица.

Организационный

момент

Мотивация

Картинки на стене

Проблемный вопрос

Целеполагание.

Актуализация знаний

Работа в группах

Рефлексия

Объяснение учителя

Рефлексия

Итог урока (построение логической чепочки рассуждений)

Сообщение учащегося.

Рефлексия

Закрепление.

Задание на дом.

Выставление оценок.

Настраиваемся на поиск и творчество, и начинаем урок.

«Движение — это жизнь», — заметил Вольтер.

Движение — необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.

С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Движения человека многообразны и сложны: акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и наши каждодневные обычные движения не так уж просты.

Движения постоянно окружают нас.

А благодаря чему человек двигается? (Все это обеспечивает опорно-двигательный аппарат)

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Тема урока: «Мышцы, их строение и функции»

У вас на столах лежат рабочие листы. В течение всего урока вы будете вносить в них записи и результаты работы, запишите тему урока.

В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные. ( Зная свой вес, вы можете рассчитать сколько кг приходится на мышцы).

Мышцы или мускулы ( от лат. «musculus» )- мышка, маленькая мышь.

При чем здесь мышь?

Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Чтобы в этом разобраться, необходимо знать мышечную систему человека.

Как вы думаете, что мы должны для этого изучить?

Цели урока:

  1. Раскрыть особенности строение мышц.

  2. Изучить свойства мышц.

  3. Познакомиться с основными группами мышц.

В конце урока вы будете знать, что такое мышцы, как устроены мышцы, какими свойствами они обладают, и какие группы мышц выделяют.

Давайте сейчас вспомним, что нам уже известно о мышцах? (Функции )

Не забывайте заносить записи в рабочие листы

Функции мышц: 1. Двигательная. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.

2. Энергетическая. Превращают химическую энергию в механическую и тепловую.

3. Защитная. Ограничивают полости в которых расположены внутренние органы.

4. Формообразующая. Определяют форму и размеры тела.

Из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечнополосатая скелетная, сердечная).

В рабочих листах найдите задание №2.

Определите виды мышечной ткани по рисунку и подпишите их.

Обоснуйте свой ответ. (Признаки)

(Гладкая:состоит из волокон веретеновидной формы, без поперечной исчерченности.

Поперечно-полосатая скелетная:состоит из волокон, имеющих большую длину и выглядит как чередование темных и светлых полосок.

Сердечная:состоит из волокон, имеющих поперечную исчерченность, они разветвлены и образуют между собой соединения

Сверьте с образцом правильность выполнения задания

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? (Гладкая: мускулатура внутренних органов, сердечная образует стенку сердца, поперечно-полосатая скелетные мышцы).

На сегодняшнем уроке мы подробно разберем один из видов – скелетные мышцы.

Сейчас нам предстоит работа в группах. При входе в кабинет вы выбрали жетон с определенным цветом: красный, синий или зеленый.

Давайте вспомним правила работы в группе. Если кто-то забыл , то у вас на столах лежат памятки.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

-уважай и цени взгляды каждого ученика группы;

-не согласен, спокойно объясни почему;

слушай внимательно, уважай собеседника, не перебивай и не разговаривай, когда высказывается другой;

защищай свою точку зрения, аргументируй;

— поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы;

старайся, чтобы твои высказывания были чёткими, краткими и по существу.

Выберите капитана, который будет предоставлять отчет по работе и оценивать работу каждого ученика в группе.

Работаем по принципу телетайпной ленты.

У вас на столах лежат задания. Ответы оформляются в демонстрационных листах.

На эту работу вам отводится …… мин.

I группа « АНАТОМЫ».

( Задание: изучить особенности строения мышц).

II группа «ФИЗИОЛОГИ».

(Задание: изучить свойства мышц).

III группа «СИСТЕМАТИКИ».

(Задание: изучить классификацию мышц).

Работа в группах закончена.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела человека.

Группе «АНАТОМОВ» было дано задание, изучить особенности строения мышц. Вам слово. Не забывайте вносить в рабочие листы соответствующие записи.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела. У большинства мышц выделяют утолщённую часть – брюшко и два сухожилия, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. Сухожилие, которое расположено ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки .

Каждый пучок одет тонкой соединительнотканной оболочкой. А вся мышца в целом имеет общую оболочку – фасцию, которая защищает нежную мышечную ткань.

Внутри волокон проходят белковые нити миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов: толстых – белковых молекул миозина и тонких – белка актина. Эти белки чередуются (светлые и темные полосы) отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая. К каждой мышце подходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

Читайте также:  Уколы от растяжения мышц руки

hello_html_1d064ce6.png

1.Сухожилие

2.Нерв

3.Кровеносный сосуд

4.Фасция

5.Мышечные пучки

6.Мышечные волокна

7.Ядра

мышца ↔ пучки мышечных волокон↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков актина и миозина.

Спасибо.

Такое строение влияет на удивительные свойства мышц, которые определяют значение мышц в теле человека.

Группе «ФИЗИОЛОГОВ» было дано задание, изучить свойства мышц. Вам слово.

К скелетным мышцам подходят нервы , содержащие чувствительные и двигательные волокна. Благодаря белковых нитей мышцы способны укорачиваться — сокращается.

Сокращение мышц приводит в движение определённую часть тела или поддерживает определённые позы тела.

Волокна в определенных участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно-полосатые мышцы способны быстро сокращаться.

Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.

СОКРАТИМОСТЬ – способность мышц уменьшать длину при увеличении толщины .

Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, эластичностью, растяжимостью.

ВОЗБУДИМОСТЬ – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность мышц принимать прежнее положение после растяжения.

РАСТЯЖИМОСТЬ – способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины.

Спасибо.

Несмотря на то, что все мышцы имеют схожее строение и свойства, каждая мышца обладает своими характерными признаками. И всвязи с этим все мышцы разделены на группы.

Группе «Физиологов»было дано задание, изучить классификацию мышц.Вам слово.

Существует несколько классификаций скелетных мышц.

Мышцы различаются формой, строением, расположением, функциями.

hello_html_791b6faf.jpg

Форма мышц. А. Веретенообразная

Б. Двуглавая

В. Двубрюшная

Г. Лентовидная

Д. Двуперистая

Е. Перистая

Расположение мышц в организме.

По функциям. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц.

  1. Сгибатели — разгибатели;

  2. Поднимающие — опускающие;

  3. — Выпрямляющие;

  4. Отводящие — Приводящие;

  5. Вращатели;

  6. Сжимающие;

  7. Жевательные;

  8. Мимические и др.

Все мышцы в организме функционируют согласованно.

Согласованная работа мышц – это мышечная координация.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и тоже движение.

Антогонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

Спасибо.

Оцените свою работу в группе ( самооценка). В рабочих листах поставьте оценку(по пятибальной шкале)

А теперь пришло время познакомиться с основными группами мышц человеческого тела. Мышц у человека много.Самые маленькие прикреплены к мельчайшим слуховым косточкам. Самые крупные большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Ваша задача знать основные группы мышц и уметь их показывать.

В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какую работу выполняют.

В процессе изучения я вам предлагаю зарисовать на шаблонах расположение мышц тела человека.

Мышцы головы и шеи:

Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;мимика лица;

Упражнение: закройтеглаза, откройте глаза, щурьте глаза.


Круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;

Упражнение:вытяните губы в трудочку, скажите слово «звук»

Это мимические мышцы.

Упражнение: возьмите зеркало и , а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Упражнение: положите руки на скулы, откройте и закройте рот.


Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;

Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.

Мышцы туловища:
Большая грудная мышца – приводит руки и вращает их вовнутрь;

Упражнение: вращайте плечом вовнутрь, сделайте глубокий вдох.

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Упражнение: встаньте, поверните туловище вправо, а затем влево.

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Упражнение: сведите лопатки.

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Упражнение: отведите руки за спину, опустите плечи вниз.

Мышцы конечностей:
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча –сгибает и разгибает предплечье;

Упражнение: положите рукуна правое плечо, сгибайте и разгибайте правую руку.


Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Упражнение: встаньте, поднимите колено и прижмите к туловищу.
Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Упражнение: встаньте и отставьте ногу назад.

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Упражнение: поднимите ногу на носок.

Покажите соседу слева, что у вас получилось и нарисуйте смайлик , который покажет ваше настроение после выполнения этой работы.

Изучив характерные особенности строения, свойства и функции мышц, давайте сформулируем определение этим органам.

В рабочие листы внесем недостающие понятия.

Что у вас получилось?

Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

А теперь вернёмся к началу нашего урока и ответим на вопрос,

Что же может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Вспомните, что выделяют в строении мыщц.

Из каких частей она состоит? (Ответы детей)

У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Но есть и еще одно мнение.

С точки зрения этимологии есть другое мнение.

Этимология- раздел сравнительно-исторического языкознания, изучающий происхождение слов.

Макс Фасмер, знаменитый этимолог, пишет, что связь «объясняется некоторым сходством между сокращающейся мышцей, особенно под кожей плеча и бегающей мышью». В общем «качаешь» мышцу, а под кожей вроде как мышка бегает.

Итак , наш урок подходит к концу. Скажите , что мы сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока.

Заполните оценочную карту.

Для проверки усвоения материала предлагаю вам выполнить небольшой тест. Ответы записывайте в рабочих листах.

На эту работу вам отводится 3 мин.

Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»

Выберите правильный ответ.

1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет:

А. 45 – 50 % массы тела

Б. 30 – 35 % массы тела

В. 70 – 75 % массы тела

2. Мышцы крепятся к костям при помощи:

А. Надкостницы

Б. Сухожилий

В. Хрящей

3. Эмоциональное выражение лицу человека придают:

А. Мимические мышцы

Б. Жевательные мышцы

В. Гладкие мышцы

4. Движения головы обеспечивают:

А. Мышцы головы

Б. Мышцы шеи

В. Мышцы туловища

5. Способность мышц увеличивать длинну при уменьшении толщины:

А. Сократимость

Б. Растяжимость

В. Эластичность

6. Благодаря мышцам обеспечивается:

А. Регуляция организма

Б. Движение организма

В. Рост организма

Работа закончена. Обменяйтесь рабочими листами с соседом справа (взаимопроверка). Сверьте правильность выполнения задания с образцом. Оцените работу.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно исправить? (выучить домашний параграф и более внимательно изучить материал)

§19, записи в рабочих листах (выполнить п.6 ).

*Ответить на вопросы 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему оно так названо? 2).Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

Наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке.

Рабочий лист ученика

ФИ ученика____________________________________________

Тема урока «_______________________________________________________________»

В теле человека более 600 мышц. Это 30% массы тела.

(Зная свой вес вы можете расчитать сколько кг приходится на мышцы). Результат _________.

1. Функции мышц: 1._________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

2. Разновидности мышечной ткани . Задание. Подпишите виды мышечной ткани.

hello_html_m35bdff09.png

А). ___________________ Б). ___________________ В). ____________________________

3.Строение мышцы.

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

4.____________________________________________

5.____________________________________________

6.____________________________________________

7.____________________________________________

Задание. Заполните схему.

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина.

4.Свойства мышц.

ВОЗБУДИМОСТЬ — ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

СОКРАТИМОСТЬ — ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

ЭЛАСТИЧНОСТЬ — ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

РАСТЯЖИМОСТЬ — ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

5.Классификация мышц.

По форме По строению По функциям По расположению

______________ _____________ _____________ _______________

______________ _____________ _____________ _______________

_____