Способность мышцы принимать прежнее положение после растяжения называют
Тесты по анатомии и физиологии для самоподготовки к экзамену
Преобразование энергии раздражителя.
Преобразование энергии раздражителя.
Рецепторы, их функции, классификация.
Рецепторы – конечные специфические образования, которые преобразуют энергию раздражителя в электрохимический потенциал и затем в форму нервного возбуждения.
Классификация рецепторов:
По характеру ощущений:
1) зрительные
2) слуховые
3) обонятельные
4) вкусовые
5) осязательные
По месту расположения:
1) экстерорецепторы – внешние (слуховые, зрительные)
2) интерорецепторы – внутренние (вестибулорецепторы, проприорецепторы)
По характеру раздражителя:
1) фоторецепторы — (зрительные)
2) механорецепторы – (прикосновения и давления)
3) терморецепторы – (холодовые и тепловые)
4) терморецепторы – (вкусовые, обонятельные)
5) ноцицептивные (болевые)
По месту расположения раздражителя:
1) дистантные — (слуховые, зрительные)
2) контактные – (вкусовые, температурные, рецепторы давления)
Все рецепторы обладают адаптацией. Адаптация это снижение чувствительность к длительному действию раздражителя.
В результате взаимодействия раздражителя и мембраны рецептора возникает рецепторный потенциал (РП). Каким образом это происходит?
При контакте раздражителя с мембраной рецептора происходит увеличение проницаемости мембраны для ионов натрия и он входит в чувствительное окончание, которое деполяризуется и возникает рецепторный потенциал.
Первичная трансформация стимула в рецепторный потенциал называется преобразованием.
РП возбуждает начальный сегмент чувствительного нерва и возникает нервный импульс, частота которых зависит от силы РП.
Различают первичные рецепторы, которые представляют собой окончание чувствительного нерва и вторичные рецепторы – отдельная клетка, которая воспринимает раздражение. Эта клетка имеет контакт с окончанием чувствительного нерва. Из этой клетки выделяется медиатор, который и приводит к образованию нервного импульса.
Совокупность рецепторов, которые приводят к возбуждению собственного нейрона называют рецептивным полем, а области сосредоточения рецепторов, которые принадлежат к определенным сенсорным системам – рефлексогенными зонами.
1.Функция эритроцитов: а) транспорт газов в организме; б) обеспечивают иммунитет; в) усиливают регенерацию тканей.
2.Лордоз представляет собой изгиб позвоночного столба выпуклостью: а) вперед; б) назад; в) в сторону.
3.Длинные мышцы располагаются преимущественно на: а) конечностях; б) туловище; в) голове.
4.К органам пищеварительного канала относятся:
а) ротовая полость, пищевод, желудок; б) желудок, печень, кишечник; в) печень, поджелудочная железа, желудок.
5.Носовая полость соединяется с носоглоткой через:а) хоаны; б) ноздри; в) хоаны и ноздри.
6.Структурно-функциональная единица почки:
а) нефрон; б) ацинус; в) почечная пирамида.
7.Мышечная оболочка стенки сердца называется: а) миокард; б) эндокард; в) эпикард.
8.Гормон гипофиза, участвующий в регуляции роста:а) гонадотропин; б) соматотропин; в) окситоцин.
9.Продолговатый мозг является центром:а) слуха; б) зрения; в) жизненно-важных безусловных рефлексов.
10.Количество отделов в анализаторе:а) 2; б) 3; в) 5;
11.Увеличение общего количества крови в организме называется:а) гиповолемия; б) гиперволемия; в) эритропения.
12.Непарные кости мозгового отдела черепа:а) затылочная; б) теменная; в) височная.
13.Мышцы противоположного действия:а) синергисты; б) антагонисты; в) двусуставные.
14.Размеры желудка: а) постоянные; б) непостоянные; в) варьируют от степени наполнения органа пищей.
15.Правое легкое разделено на доли:а) верхнюю и среднюю; б) верхнюю и нижнюю; в) верхнюю, среднюю и нижнюю.
16. К мочевыводящим органам относятся:а) почки; б) мочеточники; в) нефроны почки.
17.Гормон щитовидной железы:а) адреналин; б) тироксин; в) окситоцин.
18.В состав промежуточного мозга входит:а) таламус; б) четверохолмие; в) мозжечок.
19. В норме систолическое давление у здорового человека молодого и среднего возраста составляет:а) 110-120 мм рт.ст.; б) 130-140мм РТ.ст.; в) 100-110мм рт.ст.
20.Структура среднего уха, соединяющая его с носоглоткой:а) барабанная перепонка; б) слуховая труба; в) наружный слуховой проход.
21.Количество лимфоцитов в норме:
а) 50-70%; б) 20-40%; в) 3-11%.
22.Позвонки, имеющие отверстия в поперечных отростках:
а) шейные; б) грудные; в) поясничные.
23.Передняя группа мышц плеча осуществляет:
а) сгибание предплечья; б) разгибание предплечья; в) отведение плеча.
24.Желудок расположен в области брюшной полости:
а) в надчревной; б) в левом подреберье; в) в левом подреберье и в надчревной.
25.Топографические части трахеи:
а) шейная; б) грудная; в) шейная и грудная.
26.В норме вторичной мочи образуется в сутки:а) 150-180 л.; б) 1,5-1,8 л; в) 70-100 л.
27.Отдел мозга, осуществляющий нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гормонов:
а) гипоталамус; б) продолговатый мозг; в) таламус.
28.Повышение артериального давления по сравнению с нормой называется:
а) артериальная гипертензия; б) артериальная гипотензия; в) пульсовое давление.
29.В состав периферической системы не входит:
а) нервы; б) ганглии; в) спинной мозг.
30.Внутреннее ухо имеет:а) барабанную перепонку; б) полукружные каналы; в) ушную раковину.
31.Белок, придающий красный цвет крови:
а) фибриноген; б) гемоглобин; в) глобулин.
32. Соединение костей, между которыми располагается костная ткань, называется:а) синхондроз; б) синдесмоз; в) синостоз.
33.Мышца тазового пояса:а) дельтовидная; б) большая ягодичная; в) икроножная.
34.В желчном пузыре происходит:а) образование желчи; б) накопление желчи; в) накопление и концентрация желчи.
35.Верхние дыхательные пути:а) носовая полость, гортань; б) гортань и бронхи; в) трахея и бронхи.
36.Органы, участвующие в образовании мужских половых гормонов:а) яичники; б) яички; в) предстательная железа.
37.Болезнь человека, вызванная недостатком гормона инсулина:а) акромегалия; б) микседема; в) сахарный диабет.
38.В норме диастолическое давление у здорового человека молодого и среднего возраста составляет:а) 70-80мм рт.ст; б) 90-100 мм рт.ст; в) 100-120 мм рт.ст.
39.Белое вещество головного мозга представлено:а) волокнами проводящих путей; б) подкорковыми ядрами; в) корой больших полушарий.
40.Преломляющие структуры глазного яблока:а) сосудистая оболочка; б) стекловидное тело; в) сетчатка.
41.Форменный элемент крови, не относящийся к лейкоцитам:а) моноцит; б) нейтрофил; в) тромбоцит.
42.Структурной единицей кости является:а) ацинус; б) остеон; в) нефрон.
43.Способность мышцы принимать прежнее положение после растяжения называют:а) возбудимостью; б) растяжимостью; в) сократимостью.
44.Аппендикс — червеобразный отросток кишки:а) подвздошной; б) ободочной; в) слепой.
45.Ворота легкого находятся на поверхности:а) реберной; б) диафрагмальной; в) медиальной.
46.Стенка матки имеет:а) эндокард; б) миокард; в) эндометрий.
47.Физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции:а) ферменты; б) гормоны; в) секреты.
48.Митральный клапан расположен между:а) правым предсердием и правым желудочком; б) левым предсердием и левым желудочком; в) в устье легочного ствола.
49.Структуры периферической нервной системы:а) головной мозг; б) черепно-мозговые нервы; в) спинной мозг.
50.Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза:а) роговица; б) хрусталик; в) слезный аппарат.
Источник
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «Общей биологии».
Вариант 1.
ЗАДАНИЕ 1. Дать определение терминам: эволюция, вид, естественный отбор, ароморфоз, мимикрия.
ЗАДАНИЕ 2. ТЕСТ.
1.Автор первого эволюционного учения:
а. К. Линней; б. Ч. Дарвин; в. Ж. Б. Ламарк.
2. Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длинной шеи у жирафа – результат:
а. прямого приспособления к влиянию условий среды; в. изначальной целесообразности в строении органа;
б. упражнения органа под влиянием условий среды; г. стремления организма к совершенствованию.
3. Сравните микро — и макроэволюцию и назовите особенность, характерную в основном для микроэволюции.
А. доступна для непосредственного наблюдения; в. ведет к образованию новых классов, отрядов;
б. эволюционным материалом для нее являются мутации; г. основным эволюционным фактором является естественный
отбор.
4.Укажите пару гомологичных друг другу органов.
А. рога оленя и рога быка; в. крыло летучей мыши и крыло орла;
Б. крыло бабочки и крыло летучей мыши; г. глаз млекопитающих и глаз кальмара.
5. Элементарная единица эволюции:
а. отдельный вид; в. отдельная популяция какого- либо вида;
б. совокупность видов, объединенных родством; г. генотип отдельной особи какого- либо вида.
6. Назовите геологическую эру, в которую происходил расцвет земноводных, появилось огромное многообразие их видов, возникли первые крылатые насекомые и первые пресмыкающиеся.
А. палеозойская; б. протерозойская; в. архейская; г. кайнозойская; д. мезозойская.
7. Какая из палеонтологических находок относится к ископаемым переходным формам:
а. зверозубые рептилии; б. мамонты; в. ихтиозавры; г. птеродактили.
8. Впервые в 1953 г. экспериментально осуществили абиогенный синтез органических веществ из неорганических:
а. С. Миллер, Г. Юри; б. А. Опарин, Дж. Холдейн; в. С. Фокс, С. Миллер; г. Дж. Холдейн, Г, Юри.
9. Правильная геохронологическая последовательность периодов палеозоя:
а. кембрий, силур, ордовик, пермь, карбон, девон; в. ордовик, кембрий, силур, девон, карбон, пермь.
Б. кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь; г. девон, карбон, силур, пермь, ордовик, кембрий.
10. В архейскую эру возникли:
а. все типы беспозвоночных; б.первые живые организмы; в. процесс фотосинтеза; г. половой процесс.
- Появление и развитие человека относится к:
А. палеогеновому периоду; б. неогеновому периоду; в.антропогеновому периоду; г. кайнозойской эре.
- Среди современных человекообразных обезьян наименьшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:
А. гиббон; б. горилла; в. шимпанзе; г. орангутан .
- К биологическим факторам антропогенеза относятся:
А.групповое сотрудничество, сознание и речь; б. изготовление орудий труда и общественный характер жизни; в.борьбу за существование и естественный отбор; г.удленение сроков ухода за детьми, заботу о стариках и больных.
- Стадия питекантропа в эволюции гоминид соответствует:
А.предшественнику человека; б. древнему человеку; в. древнейшему человеку; г. ископаемой человекообразной обезьяне.
- Возникновение общества, одомашнивание животных, окультирование растений и овладение природной средой произошли в антропогенезе на стадии:
А. предшественника человека; б. древнейшего человека; в. древнего человека; г. человека современного типа.
ЗАДАНИЕ 3. Дайте ответы на вопросы.
1. Что представляет собой борьба за существование? Назовите основные формы борьбы за существование. Приведите примеры.
2. Назовите основные события, которые произошли в Палеозое. Какие ароморфозы сопровождали эволюционный процесс на данном периоде?
3.Дайте характеристику биологических и социальных особенностей неандертальцев.
Вариант 2.
ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение терминам: антропогенез, идиоадаптация, популяция, изменчивость, раса.
ЗАДАНИЕ 2.ТЕСТ.
- Примером ароморфоза может служить:
А.покровительственная окраска; б. половой прогресс; В. уплощение тела придонных рыб; Г. приспособление цветков к опылению.
- Биологический прогресс подразумевает:
А. повышение общей организации; Б. свободный образ жизни; В. увеличение численности вида; Г. высокий уровень обмена веществ.
- Главным событием палеозойской эры явился:
А. выход растений на сушу; б. возникновение животной клетки; в. возникновение беспозвоночных; г. появление настоящих птиц.
4. Правильная геохронологическая последовательность периодов мезозоя:
а. юра, триас, мел; б. мел, триас, юра; в. мел, юра, триас; г. триас, юра, мел;
- Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь и абстрактное мышление.
А. ароморфоз; б. общая дегенерация; в. идиоадаптация.
- Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:
А. Ч. Дарвин; б. А. Северцев; в. И. Шмальгаузен; г. С. Четвериков.
- Пример покровительственной окраски:
А. зеленая окраска у певчего кузнечика; в. ярко- красная окраска у божьей коровки;
Б. зеленая окраска листьев у большинства растений; г. сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки.
8.Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
а. крылья бабочки и крылья птицы; в. иглы дикобраза и иглы ежа;
б. усики винограда и усики огурца; г. колючки кактуса и колючки барбариса.
9. Впервые показал, что изготовление и применение орудий труда привело к превращению обезьяны в человека:
а. К. Линней; б. Ж. Б. Ламарк; в. Ч. Дарвин; г. Ф. Энгельс.
10. Стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид соответствует:
а. древнему человеку; б. древнейшему человеку; в. предшественнику человека; г. дриопитеку.
11. Объем головного мозга у кроманьонца достигал, в см. куб.:
а. 800-1200; б. 1200-1400; в. 1400-1600; г. 1600-2000.
12. Для человека характерны признаки типа Хордовых:
а. теплокровность; б. наличие позвоночного столба; в. развитие плода в теле матери; г. две пары конечностей.
- Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факты:
А. их скелет имеет сходное строение; б. многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы; в. группы крови человека и обезьян торжественны; г. для тех и других характерна двусторонняя симметрия.
- Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
А. жизнь завершается смертью; б. адаптация целесообразна в определённых условиях; в. идет борьба за существование; г. приспособления могут не привести к образованию нового вида.
- Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А. доклеточных форм жизни – вирусов; б. клеточных форм жизни; в. биополимеров; г. фазовообособленных систем.
ЗАДАНИЕ 3. Дайте ответы на вопросы.
- Естественный отбор как ведущая движущая сила эволюции. Назовите основные формы естественного отбора и приведите примеры.
- Основные события, происходящие в Мезозое. Какие ароморфозы сопровождали данную эру?
- Биологические и социальные особенности кроманьонцев.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла
Открытый урок
по биологии
«Мышцы, их строение, свойства и функции»
Подготовила:
учитель биологии Анохина Л.В.
Тема урока: « Мышцы, их строение, свойства и функции»
Тип урока: формирование и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях мышц, раскрыть особенности строения скелетных мышц, изучить основные свойства мышц, познакомить с основными группами мышц в организме человека.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани.
Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц.
Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.
Развивающие:
Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал.
Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом).
Воспитательные:
Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.
Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.
Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.
Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.
Образовательные ресурсы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица.
Организационный
момент
Мотивация
Картинки на стене
Проблемный вопрос
Целеполагание.
Актуализация знаний
Работа в группах
Рефлексия
Объяснение учителя
Рефлексия
Итог урока (построение логической чепочки рассуждений)
Сообщение учащегося.
Рефлексия
Закрепление.
Задание на дом.
Выставление оценок.
Настраиваемся на поиск и творчество, и начинаем урок.
«Движение — это жизнь», — заметил Вольтер.
Движение — необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.
С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Движения человека многообразны и сложны: акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и наши каждодневные обычные движения не так уж просты.
Движения постоянно окружают нас.
А благодаря чему человек двигается? (Все это обеспечивает опорно-двигательный аппарат)
Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Тема урока: «Мышцы, их строение и функции»
У вас на столах лежат рабочие листы. В течение всего урока вы будете вносить в них записи и результаты работы, запишите тему урока.
В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные. ( Зная свой вес, вы можете рассчитать сколько кг приходится на мышцы).
Мышцы или мускулы ( от лат. «musculus» )- мышка, маленькая мышь.
При чем здесь мышь?
Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?
Чтобы в этом разобраться, необходимо знать мышечную систему человека.
Как вы думаете, что мы должны для этого изучить?
Цели урока:
Раскрыть особенности строение мышц.
Изучить свойства мышц.
Познакомиться с основными группами мышц.
В конце урока вы будете знать, что такое мышцы, как устроены мышцы, какими свойствами они обладают, и какие группы мышц выделяют.
Давайте сейчас вспомним, что нам уже известно о мышцах? (Функции )
Не забывайте заносить записи в рабочие листы
Функции мышц: 1. Двигательная. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.
2. Энергетическая. Превращают химическую энергию в механическую и тепловую.
3. Защитная. Ограничивают полости в которых расположены внутренние органы.
4. Формообразующая. Определяют форму и размеры тела.
Из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечнополосатая скелетная, сердечная).
В рабочих листах найдите задание №2.
Определите виды мышечной ткани по рисунку и подпишите их.
Обоснуйте свой ответ. (Признаки)
(Гладкая:состоит из волокон веретеновидной формы, без поперечной исчерченности.
Поперечно-полосатая скелетная:состоит из волокон, имеющих большую длину и выглядит как чередование темных и светлых полосок.
Сердечная:состоит из волокон, имеющих поперечную исчерченность, они разветвлены и образуют между собой соединения
Сверьте с образцом правильность выполнения задания
Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? (Гладкая: мускулатура внутренних органов, сердечная образует стенку сердца, поперечно-полосатая скелетные мышцы).
На сегодняшнем уроке мы подробно разберем один из видов – скелетные мышцы.
Сейчас нам предстоит работа в группах. При входе в кабинет вы выбрали жетон с определенным цветом: красный, синий или зеленый.
Давайте вспомним правила работы в группе. Если кто-то забыл , то у вас на столах лежат памятки.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
-уважай и цени взгляды каждого ученика группы;
-не согласен, спокойно объясни почему;
—слушай внимательно, уважай собеседника, не перебивай и не разговаривай, когда высказывается другой;
— защищай свою точку зрения, аргументируй;
— поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы;
— старайся, чтобы твои высказывания были чёткими, краткими и по существу.
Выберите капитана, который будет предоставлять отчет по работе и оценивать работу каждого ученика в группе.
Работаем по принципу телетайпной ленты.
У вас на столах лежат задания. Ответы оформляются в демонстрационных листах.
На эту работу вам отводится …… мин.
I группа « АНАТОМЫ».
( Задание: изучить особенности строения мышц).
II группа «ФИЗИОЛОГИ».
(Задание: изучить свойства мышц).
III группа «СИСТЕМАТИКИ».
(Задание: изучить классификацию мышц).
Работа в группах закончена.
Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела человека.
Группе «АНАТОМОВ» было дано задание, изучить особенности строения мышц. Вам слово. Не забывайте вносить в рабочие листы соответствующие записи.
Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела. У большинства мышц выделяют утолщённую часть – брюшко и два сухожилия, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. Сухожилие, которое расположено ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.
Они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки .
Каждый пучок одет тонкой соединительнотканной оболочкой. А вся мышца в целом имеет общую оболочку – фасцию, которая защищает нежную мышечную ткань.
Внутри волокон проходят белковые нити миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов: толстых – белковых молекул миозина и тонких – белка актина. Эти белки чередуются (светлые и темные полосы) отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая. К каждой мышце подходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).
1.Сухожилие
2.Нерв
3.Кровеносный сосуд
4.Фасция
5.Мышечные пучки
6.Мышечные волокна
7.Ядра
мышца ↔ пучки мышечных волокон↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков актина и миозина.
Спасибо.
Такое строение влияет на удивительные свойства мышц, которые определяют значение мышц в теле человека.
Группе «ФИЗИОЛОГОВ» было дано задание, изучить свойства мышц. Вам слово.
К скелетным мышцам подходят нервы , содержащие чувствительные и двигательные волокна. Благодаря белковых нитей мышцы способны укорачиваться — сокращается.
Сокращение мышц приводит в движение определённую часть тела или поддерживает определённые позы тела.
Волокна в определенных участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно-полосатые мышцы способны быстро сокращаться.
Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.
СОКРАТИМОСТЬ – способность мышц уменьшать длину при увеличении толщины .
Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, эластичностью, растяжимостью.
ВОЗБУДИМОСТЬ – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность мышц принимать прежнее положение после растяжения.
РАСТЯЖИМОСТЬ – способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины.
Спасибо.
Несмотря на то, что все мышцы имеют схожее строение и свойства, каждая мышца обладает своими характерными признаками. И всвязи с этим все мышцы разделены на группы.
Группе «Физиологов»было дано задание, изучить классификацию мышц.Вам слово.
Существует несколько классификаций скелетных мышц.
Мышцы различаются формой, строением, расположением, функциями.
Форма мышц. А. Веретенообразная
Б. Двуглавая
В. Двубрюшная
Г. Лентовидная
Д. Двуперистая
Е. Перистая
Расположение мышц в организме.
По функциям. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц.
Сгибатели — разгибатели;
Поднимающие — опускающие;
— Выпрямляющие;
Отводящие — Приводящие;
Вращатели;
Сжимающие;
Жевательные;
Мимические и др.
Все мышцы в организме функционируют согласованно.
Согласованная работа мышц – это мышечная координация.
Синергисты – мышцы, выполняющие одно и тоже движение.
Антогонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.
Спасибо.
Оцените свою работу в группе ( самооценка). В рабочих листах поставьте оценку(по пятибальной шкале)
А теперь пришло время познакомиться с основными группами мышц человеческого тела. Мышц у человека много.Самые маленькие прикреплены к мельчайшим слуховым косточкам. Самые крупные большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Ваша задача знать основные группы мышц и уметь их показывать.
В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какую работу выполняют.
В процессе изучения я вам предлагаю зарисовать на шаблонах расположение мышц тела человека.
Мышцы головы и шеи:
Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;мимика лица;
Упражнение: закройтеглаза, откройте глаза, щурьте глаза.
Круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;
Упражнение:вытяните губы в трудочку, скажите слово «звук»
Это мимические мышцы.
Упражнение: возьмите зеркало и , а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;
Упражнение: положите руки на скулы, откройте и закройте рот.
Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;
Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.
Мышцы туловища:
Большая грудная мышца – приводит руки и вращает их вовнутрь;
Упражнение: вращайте плечом вовнутрь, сделайте глубокий вдох.
Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;
Упражнение: встаньте, поверните туловище вправо, а затем влево.
Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;
Упражнение: сведите лопатки.
Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;
Упражнение: отведите руки за спину, опустите плечи вниз.
Мышцы конечностей:
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча –сгибает и разгибает предплечье;
Упражнение: положите рукуна правое плечо, сгибайте и разгибайте правую руку.
Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;
Упражнение: встаньте, поднимите колено и прижмите к туловищу.
Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;
Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;
Упражнение: встаньте и отставьте ногу назад.
Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.
Упражнение: поднимите ногу на носок.
Покажите соседу слева, что у вас получилось и нарисуйте смайлик , который покажет ваше настроение после выполнения этой работы.
Изучив характерные особенности строения, свойства и функции мышц, давайте сформулируем определение этим органам.
В рабочие листы внесем недостающие понятия.
Что у вас получилось?
Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.
А теперь вернёмся к началу нашего урока и ответим на вопрос,
Что же может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?
Вспомните, что выделяют в строении мыщц.
Из каких частей она состоит? (Ответы детей)
У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.
Но есть и еще одно мнение.
С точки зрения этимологии есть другое мнение.
Этимология- раздел сравнительно-исторического языкознания, изучающий происхождение слов.
Макс Фасмер, знаменитый этимолог, пишет, что связь «объясняется некоторым сходством между сокращающейся мышцей, особенно под кожей плеча и бегающей мышью». В общем «качаешь» мышцу, а под кожей вроде как мышка бегает.
Итак , наш урок подходит к концу. Скажите , что мы сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока.
Заполните оценочную карту.
Для проверки усвоения материала предлагаю вам выполнить небольшой тест. Ответы записывайте в рабочих листах.
На эту работу вам отводится 3 мин.
Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»
Выберите правильный ответ.
1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет:
А. 45 – 50 % массы тела
Б. 30 – 35 % массы тела
В. 70 – 75 % массы тела
2. Мышцы крепятся к костям при помощи:
А. Надкостницы
Б. Сухожилий
В. Хрящей
3. Эмоциональное выражение лицу человека придают:
А. Мимические мышцы
Б. Жевательные мышцы
В. Гладкие мышцы
4. Движения головы обеспечивают:
А. Мышцы головы
Б. Мышцы шеи
В. Мышцы туловища
5. Способность мышц увеличивать длинну при уменьшении толщины:
А. Сократимость
Б. Растяжимость
В. Эластичность
6. Благодаря мышцам обеспечивается:
А. Регуляция организма
Б. Движение организма
В. Рост организма
Работа закончена. Обменяйтесь рабочими листами с соседом справа (взаимопроверка). Сверьте правильность выполнения задания с образцом. Оцените работу.
Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно исправить? (выучить домашний параграф и более внимательно изучить материал)
§19, записи в рабочих листах (выполнить п.6 ).
*Ответить на вопросы 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему оно так названо? 2).Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.
Наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке.
Рабочий лист ученика
ФИ ученика____________________________________________
Тема урока «_______________________________________________________________»
В теле человека более 600 мышц. Это 30% массы тела.
(Зная свой вес вы можете расчитать сколько кг приходится на мышцы). Результат _________.
1. Функции мышц: 1._________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2. Разновидности мышечной ткани . Задание. Подпишите виды мышечной ткани.
А). ___________________ Б). ___________________ В). ____________________________
3.Строение мышцы.
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
6.____________________________________________
7.____________________________________________
Задание. Заполните схему.
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина.
4.Свойства мышц.
ВОЗБУДИМОСТЬ — ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
СОКРАТИМОСТЬ — ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
ЭЛАСТИЧНОСТЬ — ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
РАСТЯЖИМОСТЬ — ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
5.Классификация мышц.
По форме По строению По функциям По расположению
______________ _____________ _____________ _______________
______________ _____________ _____________ _______________
_____