Растяжка при вывихе бедра новорожденного
ÐÑождÑннÑй вÑÐ²Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ´Ñа- ÑÑжÑлое и ÑаÑÑо вÑÑÑеÑаÑÑееÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ðµ опоÑно-двигаÑелÑного аппаÑаÑа, ÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² непÑавилÑном взаимоÑаÑположении ÑлеменÑов ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑепени ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¸ бедÑенной коÑÑи в веÑÑлÑжной впадине ÑазлиÑаÑÑ Ð²ÑÐ²Ð¸Ñ , подвÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑедвÑÐ²Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ´Ñа.
ÐиÑÐ¿Ð»Ð°Ð·Ð¸Ñ ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава- ÑÑо поÑок ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑÑÑава, вÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑлеменÑов, ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из оÑновнÑÑ Ð¿ÑиÑин ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐ²Ð¸Ñ Ð° бедÑа. СледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑождÑнного ÑоÑмиÑование ÑÑÑÑава еÑÑ Ð½Ðµ завеÑÑено, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐºÑайне важна ÑаннÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑика Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ макÑималÑно Ñаннее наÑало леÑениÑ, в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑ Ð² Ñоддоме каждого новоÑождÑнного оÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑпеÑиалиÑÑ, Ñем не менее ÑодиÑелÑм ÑледÑÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе, наиболее ÑаÑÑÑе ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑой паÑологии.
СамÑй поÑÑоÑннÑй пÑизнак вÑождÑнного вÑÐ²Ð¸Ñ Ð° бедÑа (диÑплазии ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава)- ÑÑо огÑаниÑение паÑÑивного оÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдеÑ, ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине, ÑогниÑе его ноги в ÑазобедÑеннÑÑ Ð¸ коленнÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ пÑÑмÑм Ñглом и мÑгко ÑазведиÑе его бÑдÑа в ÑÑоÑонÑ, паÑÑивное оÑведение огÑаниÑено Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑÑава.
Ðногда, когда ÑебÑнок не даÑÑ Ð¾ÑвеÑÑи бÑдÑа в положении на Ñпине, легко опÑеделиÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑение Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² положении ÑебÑнка на живоÑе пÑи Ñгибании ног, как пÑи ползании. Ðоложив малÑÑа на Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ Ð¸ вÑпÑÑмив его ноги, внимаÑелÑно оÑениÑе ÑиммеÑÑиÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑгодиÑнÑÑ Ñкладок и Ñкладок на бÑдÑÐ°Ñ , аÑиммеÑÑÐ¸Ñ Ñкладок на бÑдÑÐ°Ñ Ð¸ ÑгодиÑÐ°Ñ - ÑаÑÑÑй пÑизнак поÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, в гÑÑбÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑкоÑоÑение ноги, наÑÑжнÑй повоÑÐ¾Ñ (наÑÑÐ¶Ð½Ð°Ñ ÑоÑаÑиÑ) бедÑа и ÑимпÑом ÑоÑкалÑзÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ (ÑелÑка) опÑеделÑÑÑÑÑ Ñеже.
ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ иÑклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾ обÑаÑиÑеÑÑ Ðº оÑÑопедÑ, ÑенÑгеновÑкое иÑÑледование Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑÑоÑниÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð·. ÐеÑение наÑинаеÑÑÑ Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð´Ð½ÐµÐ¹ жизни ÑебÑнка, ÑиÑоко пÑименÑеÑÑÑ ÑÑнкÑионалÑнÑй меÑод, вклÑÑаÑÑий леÑение положением (Ñ Ð¸ÑполÑзованием ÑазлиÑного Ñода Ñин, ÑиÑокого пеленаниÑ), ÑпеÑиалÑнÑй маÑÑаж и пÑиÑÐ¼Ñ Ð»ÐµÑебной гимнаÑÑики.
ÐеÑение положением- ÑÐ¸Ð½Ñ Ð½Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²ÑаÑ-оÑÑопед, ÑодиÑели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑÑого вÑполнÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑекомендаÑии, еÑли леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñине не ÑÑебÑеÑÑÑ, Ñо пÑименÑеÑÑÑ ÑиÑокое пеленание: две пелÑнки ÑкладÑваÑÑ Ð½ÐµÑколÑко Ñаз и пÑокладÑваÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¾Ð¶ÐµÐº ÑебÑнка, ÑогнÑÑÑÑ Ð² ÑазобедÑеннÑÑ Ð¸ коленнÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¸ оÑведÑннÑÑ Ð² ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð° 60-80 гÑадÑÑов, в ÑÑом положении ноги ÑебÑнка ÑикÑиÑÑÑÑ ÑÑеÑÑей пелÑнкой или ÑÑаниÑками, пампеÑÑами. Такое пеленание можно ÑекомендоваÑÑ Ð²Ñем деÑÑм, Ñак как в положении оÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð³ ÑоздаÑÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑималÑнÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑавилÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, ÑиÑокое пеленание наÑинаÑÑ Ð¿ÑименÑÑÑ ÐµÑÑ Ð² Ñоддоме и пÑодолжаÑÑ Ð´Ð¾ ÑÑÑÑ -ÑеÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑного возÑаÑÑа. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ пÑавилÑно деÑжаÑÑ ÑебÑнка на ÑÑÐºÐ°Ñ , взÑоÑлÑй поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑебÑнка ÑÑками за ÑпинÑ, пÑÐ¸Ð¶Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ к Ñебе, ÑебÑнок ÑиÑоко ÑаÑÑÑавленнÑми ножками Ð¾Ð±Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑловиÑе взÑоÑлого. Ðе ÑекомендÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑебÑнка веÑÑ Ð¾Ð¼ на Ð±Ð¾ÐºÑ Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого, Ñак как пÑи ÑÑом положении ÑÑловиÑе ÑебÑнка аÑиммеÑÑиÑно. Ðожно полÑзоваÑÑÑÑ ÑÑкзаком (Ñ Ð¶ÑÑÑкой Ñпинкой), но ÑледÑÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð² видÑ, ÑÑо ежедневное длиÑелÑное ноÑение ÑебÑнка в Ñаком положении нежелаÑелÑно, Ñак как ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑивÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑоп. Рположении ÑебÑнка лÑжа на живоÑе ÑÑÐ¾Ð¿Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð²Ð½Ðµ маÑÑаÑа (ÑвиÑаÑÑ), ÑÑа поза ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑилакÑикой напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа.
ÐаÑÑаж и леÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°ÑÑика пÑоводÑÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове обÑеÑкÑеплÑÑÑего комплекÑа, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего возÑаÑÑÑ Ð¸ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑебÑнка. ÐÑобенноÑÑи маÑÑажа- пÑименÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑаÑелÑнÑй и диÑÑеÑенÑиÑованнÑй маÑÑаж поÑÑниÑной облаÑÑи (поглаживание и ÑаÑÑиÑание), ÑÐ³Ð¾Ð´Ð¸Ñ (поглаживание, ÑаÑÑиÑание, ÑÑимÑлиÑÑÑÑие пÑиÑмÑ- поÑипÑвание, поколаÑивание палÑÑами), облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава (кÑÑговое поглаживание, ÑаÑÑиÑание), маÑÑаж ÑеÑедÑеÑÑÑ Ñ ÑпÑажнениÑми леÑебной гимнаÑÑики. Рположении ÑебÑнка на живоÑе ÑделайÑе поглаживание и ÑаÑÑиÑание задненаÑÑжнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей ног, поÑле Ñего пооÑеÑÑдно оÑведиÑе ÑогнÑÑÑе ноги малÑÑа в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ (как пÑи ползании), ÑикÑиÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñаз, заÑем ÑогниÑе обе ножки, одновÑеменно ÑÐ°Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸ в ÑÑоÑонÑ. Рположении ÑебÑнка на Ñпине пÑоводиÑÑÑ Ð¼Ð°ÑÑаж пеÑедненаÑÑжнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей ног (поглаживание и ÑаÑÑиÑание) в ÑоÑеÑании Ñ Ð¿ÑиÑмами ÑаÑÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа, Ñгибание ног ÑебÑнка в коленнÑÑ Ð¸ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¸ мÑгкое плаÑÑиÑное Ñазведение бÑдеÑ, ÑÐ°Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð±ÑдÑа, не ÑледÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð¿ÑÑкаÑÑ ÑÐµÐ·ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ вÑзваÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ð¸ пÑи ÑеÑлекÑоÑном ÑокÑаÑении пÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа и негаÑивной ÑеакÑии ÑебÑнка на пÑоÑедÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑоÑеÑнÑй маÑÑаж (ÑаÑÑлаблÑÑÑий меÑод) Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð²ÑеменнÑм оÑведением ноги. ÐÑÑекÑивен ÑоÑеÑнÑй маÑÑаж в облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, подÑÑеÑкой ÑказаÑелÑного или ÑÑеднего палÑÑа мÑгко надавиÑе в облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, заÑем оÑведиÑе ÑогнÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ñ ÑебÑнка кнаÑÑжи, ÑоÑеÑÐ°Ñ ÑÑо движение Ñ Ð»Ñгким поÑÑÑÑ Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼. РаÑÑлабление пÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ ÑебÑнка (пеÑед Ð¸Ñ Ñазведением) доÑÑигаеÑÑÑ Ñакже вибÑаÑионнÑм маÑÑажем внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей бÑдеÑ, покаÑиванием Ñаза ÑебÑнка, лежаÑего на опоÑе, на веÑÑ. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑплой воде, поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑебÑнка под гÑÑÐ´Ñ Ð¸ живоÑ, подведиÑе его к ÑÑенке ваннÑ, добиваÑÑÑ ÑÐ³Ð¸Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð³. ÐÑаÑение бедÑа по его оÑи внÑÑÑÑ Ð¿ÑоводиÑÑÑ Ð² положении ÑебÑнка на Ñпине, одной ÑÑкой заÑикÑиÑÑйÑе ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав, ладонÑÑ Ð´ÑÑгой ÑÑки мÑгко Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°ÑиÑе колено ÑебÑнка и, Ñлегка Ð½Ð°Ð´Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° него, поÑÑепенно пÑоизводиÑе вÑаÑение бедÑа по его оÑи вовнÑÑÑÑ, ÑÑим ÑпÑажнением доÑÑигаеÑÑÑ Ð¼Ñгкое давление головки бедÑенной коÑÑи на ÑÑÑÑавнÑÑ (веÑÑлÑжнÑÑ) впадинÑ.
ÐÑеменно, до ÑазÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑопеда, нелÑÐ·Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑеÑлекÑоÑной Ñ Ð¾Ð´Ñбе, подÑанÑовÑвании, пеÑеводиÑÑ ÑебÑнка в положение на коÑÑоÑÐºÐ°Ñ , ÑÑоÑ, невÑполнение ÑÑого ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим деÑоÑмаÑиÑм ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава. РеÑлекÑоÑÐ½Ð°Ñ Ñ Ð¾Ð´Ñба, подÑанÑовÑвание Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑпаниÑ, Ñак как в воде Ñело ÑебÑнка знаÑиÑелÑно легÑе и, ÑледоваÑелÑно, оÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзка на ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав менÑÑе. ÐÐ»Ñ ÑÑениÑовки опоÑной ÑÑнкÑии ÑÑоп ÑекомендÑÑÑÑÑ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² положении ÑебÑнка лÑжа на живоÑе и Ñпине, на мÑÑе, опоÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑоп ÑоздаÑÑ ÑÑкой или мÑÑом. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾ ÑпÑажнение ладÑÑки ÑÑопами, коÑоÑое должно ÑÑаÑÑ Ð»Ñбимой игÑой ваÑего малÑÑа. ÐÑиÑÐ¼Ñ Ð»ÐµÑебной гимнаÑÑики и маÑÑаж ног ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑÑÑ Ð¿Ñи каждом пеленании по 10-15 Ñаз, пÑи леÑении ÑебÑнка в оÑÑопедиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑаж и ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоводÑÑÑÑ Ð² обÑÑме, допÑÑкаемом Ñкладкой. ÐÑимеÑное занÑÑие пÑи диÑплазии ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава Ñ ÑебÑнком в возÑаÑÑе Ð¾Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾ ÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев- иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ положение: ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине:
1. ÐбÑий поглаживаÑÑий маÑÑаж ÑÑк и ног.
2. Ðоглаживание живоÑа- иÑÑ
одное положение: РебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° живоÑе.
3. ÐÑкладÑвание на Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ Ñ ÑазведÑннÑми ногами.
4. Ðоглаживание ÑпинÑ.
5. ÐаÑÑаж поÑÑниÑной облаÑÑи.
6. ÐаÑÑаж ÑгодиÑнÑÑ
мÑÑÑ, облаÑÑи ÑазобедÑеннÑÑ
ÑÑÑÑавов.
7. ÐаÑÑаж задненаÑÑжной повеÑÑ
ноÑÑи ног.
8. ÐÑведение ÑогнÑÑÑÑ
ног в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ (как пÑи ползании).
9. паÑение- иÑÑ
одное положение: ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине.
10. ÐаÑÑаж пеÑедненаÑÑжной повеÑÑ
ноÑÑи ног.
11. Разведение ÑогнÑÑÑÑ
ног.
12. ÐÑаÑение бедÑа вовнÑÑÑÑ.
13. ÐаÑÑаж ÑÑоп.
14. РеÑлекÑоÑнÑе ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑоп.
15. УпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° мÑÑе.
Источник
Первыми моими пациентами с диагнозом дисплазия тазобедренных суставов (тбс) были мои пятеро детей. Сейчас у них есть уже свои детки. Старшей дочери диагноз был поставлен 23 года назад, было назначение – стремена. Уже тогда был не согласен с тем, что это единственный путь лечения. Это заставило меня искать альтернативные методы лечения и разработать свою методику для грудничков. Сейчас с уверенностью могу сказать, что такой путь есть. Результаты многолетней работы, статистика, истории болезней подтверждают это. Данную методику правильнее было бы назвать профилактикой, которая нужна абсолютно всем малышам. Профилактическое лечение сразу после рождения позволяет избавиться от многих сопутствующих болезней при заболевании сколиоз и остеохондроз во взрослом возрасте. И хоть многие родители считают, что сколиоза не избежать, могу с уверенностью сказать, что мои дети и пациенты, начавшие лечение с грудничкового возраста растут здоровыми, выносливыми и красивыми. Но каждый в праве сам решать какой метод лечения выбрать.
Что такое Дисплазия?
Дисплазия – это недоразвитие органа или ткани.
Дисплазия тазобедренного сустава (ТБС) – частая патология опорно-двигательного аппарата у новорожденных и детей грудного возраста, характеризующаяся недоразвитием, смещением, не центрированием, асимметрией элементов ТБС: вертлужной впадины, головки бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой.
Различают три вида дисплазии тазобедренных суставов:
1) предвывих
2) подвывих
3) вывих бедра.
Предвывих и подвывих встречается у каждого 2-3-го ребенка, бывает односторонним и двухсторонним протекает практически безболезненно в детском возрасте, ребенок при этом может свободно ходить, бегать и даже прыгать, родители при этом не замечают практически никаких отклонений, за исключением косолапости, вольгузности стоп, сколиотической осанки…
При предвывихе – головку бедренной кости можно свободно передвигать внутри сустава при этом окружающие сустав связки ослаблены, образуется нестабильность.
Подвывих – головка бедренной кости может выскакивать и возвращаться на свое место в сустав при этом, как правило, слышен глухой щелчок.
Вывих – крайне редкое явление, на 1000 рожденных детей у одного такая патология. При вывихе головка бедренной кости лежит вне сустава.
Причины дисплазии тазобедренных суставов (дисплазия ТБС):
1) Ягодичное предлежание плода, когда ножки согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных, стопы находятся у плеч (часто исход родов – кесарево сечение).
2) Внутриутробное обвитие пуповиной.
3) Родовые и послеродовые травмы
4) Гинекологические заболевания у матери, которые могут затруднять внутриутробное движение ребенка.
5) Генетическая предрасположенность, если у родственников наблюдалась данная патология.
6) Гормональные нарушения у женщин во время беременности.
7) Недоношенные дети.
8) Воздействия внешних факторов окружающей среды.
Откуда же берется дисплазия?
В данном случае без терминологии не обойтись. Опишем один из механизмов происхождения дисплазии у детей. При функциональном блокировании в шейном отделе позвоночника (которое возникает при родах и после), напрягается верхняя доля трапециевидной мышцы, одновременно происходит напряжение и в нижней доле, в грудном отделе позвоночника впоследствии происходит блокирование в пояснично-крестцовом и подвздошно-крестцовом сочлениях. В результате этого, поднимается выше с одной стороны гребень подвздошной кости, происходит перекос таза (скрученный таз). О каких стременах в таком случае можно говорить, если с одной стороны нога выглядит короче другой. Соответственно головка бедра по отношению к другой расположена ассиметрично. Любые динамические нагрузки в таком случае болезненны. И никакой массаж и никакие ортопедические приспособления не исправят данной ситуации. Теряется каждый час, каждый день, не говоря уже о неделях и месяцах. А если еще напомнить о смещении в шейном отделе (читайте о кривошеи)- что приводит к нарушению мозгового кровообращения и вспомнить о гипоталамусе, который регулирует выработку гормонов другими железами, в том числе и выработку гормонов, отвечающих за нормальный рост и полноценное развитие, то становится страшно.
Как видите лечение должно проходить комплексно, благодаря применению методов мануальной диагностики и терапии, можно успешно исправить многие проблемы не ожидая усугубления процесса.
Симптомы.
Что должно насторожить родителей.
До 1 месяца. Повышенный тонус мышц спины, визуально одна ножка короче другой, дополнительная складка на ягодице, асимметрия ягодичных складок и ягодиц, не полное разведение ножек, при согнутых коленях. Положение туловища у ребенка С-образное, головку держит на одной стороне, часто на одной руке ребеночек держит сжатый кулачок.
3 – 4 месяца. При сгибании ножек в коленных и тазобедренных суставах часто слышен щелчок, плосковольгузная стопа (пяточка находится не на одной линии с голенью). Одна ножка визуально короче другой.
6 месяцев и старше. Привычка вставать и ходить на пальчиках, при походке вывернутые вовнутрь или наружу пальцы одной или двух ног, косолапость. Чрезмерное искривление позвоночника в поясничном отделе – горизонтальный таз, походка, «как у уточки». Визуальное легкое искривление позвоночника, сутулость. Одна ножка короче другой за счет скошенного таза.
Лечение.
Традиционное лечение дисплазии тазобедренных суставов
Даже среди врачей ортопедов, травматологов, хирургов нет единого мнения и взаимопонимания о дисплазии. Дисплазия проявляется у всех детей по-разному и не всегда определяется сразу после рождения. Суставы могут быть «нормальными» при рождении и в первые несколько месяцев развития, но позже диагностироваться как аномальные-патологические к 6 -12 месяцам.
При первичном осмотре сразу после рождения дать точную диагностику не может даже очень опытный ортопед, хотя предрасположенность к дисплазии тазобедренных суставов можно спрогнозировать с первого дня. Если обратить внимание на кривошею, при которой ребенок голову постоянно держит в одну сторону.
Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно генетических особенностей родителей. Родителей не пугает то обстоятельство, что у ребенка в 7-8 месяцев еще нет зубов и, к примеру вовремя не «закрылся» большой родничок. Родители уверены, что и зубы вырастут и родничок затвердеет, хотя эти два состояния можно сравнить с «дисплазией рта» и «дисплазией черепа».
Но признаки дисплазии тазобедренных суставов нужно постоянно держать на контроле, ведь по сути, дисплазия у детей – это слабое, неполное развитие сустава, в большинстве случаев оно является естественной особенностью организма маленького ребенка, и гораздо реже признаком заболевания – истинного вывиха.
За последние 30-40 лет в лечении дисплазии тазобедренных суставов ничего не менялось, за исключением, различных ортопедических приспособлений и испытании их на детях. Стремена Павлика, шина Фрейка, ЦИТО, Розена, Волкова, Шнейдерова, аппарат Гневковского… – эти ортопедические приспособления нужны только при истинном вывихе бедра. А их назначают почти каждому ребенку от одного месяца до одного года постоянного ношения за исключением купания. Зачастую при этом психика ребенка нарушается – в первое время он плаксивый, беспокоен, а затем подавленный, угнетенный, замкнутый, безразличный ко всему. Ко мне неоднократно приносили детей в аппаратах в возрасте 2,5 года, они резко отличаются в физическом и психическом развитии. Хотя были и такие, которые приспосабливались и прыгали-бегали в аппарате наперегонки с ровесниками.
Современное лечение дисплазии у детей методами мануальной медицины
Для того чтобы пойти на прием к врачу необходимо взять с собой ксерокопии выписки из роддома, заключения и выводы ортопеда, рентгеновский снимок или УЗИ и ксерокопию их описания.
Если подойти к проблеме дисплазии у грудных детей по-новому, то следует признать: традиционное лечение зачастую только мучает малышей. Для того чтобы установить первопричину, будь то вывих, подвывих или предвывих. На самой ранней стадии не стоит мучить малыша ортопедическими приспособлениями. Ребенок с каждым днем должен познавать мир, испытывать динамические нагрузки на тазобедренные суставы, при которых улучшается кровообращение, восстанавливаются все функции, происходит нормальное физиологическое развитие тазобедренных суставов и тканей окружающих его.
Подходят к этой проблеме однобоко только лишь со стороны ортопедии, рассматривая только нарушения в тазобедренных суставах, забывая о целостности всего организма, как единой функциональной системе нельзя.
Большинство узких специалистов очень критически подходят к новшествам лечения – применении мануальной медицины, я считаю что если методика действует значит ее нужно применять. Я был приятно удивлен, побывав в 2002 году на Международной конференции по мануальной терапии, что я не один являюсь противником устаревших методов лечения дисплазии. Уже есть ортопеды, которые учатся приемам мануальной терапии, но на Украине это еще вопрос будущего.
Мануальная терапия в руках «не специалиста» может нанести непоправимый вред здоровью пациента.
Есть выбор – массаж и «ортопедические приспособления». К примеру, различные стремена, стельки от плоскостопия, приспособления – корсеты от сколиоза, воротник «шанс», корсетные пояса от радикулита, костыли, инвалидная коляска.
Либо мануальная медицина, но при этом должны помнить, что каждый потерянный день в детстве невосполним. На каждом этапе развития ребенка постоянно происходит формирование, как органов, так и тканей. Не давайте организму приспосабливается к проблемам – ищите пути решения их. «Таблетка под язык – самое простое». Движение – это жизнь. И если что-то в биомеханике не так, то это надо устранять, а не обезболивать и оттягивать время. Организм вам подскажет на первом этапе острой болью, о которой не может сказать малыш, но по тоническому напряжению мышц можно это определить. Ищите причину, от чего эта боль исходит, а не глушите эту боль.
В тяжелых случаях – истинном вывихе бедра – я за то, чтобы лечение проводилось комплексно, применяя совместно мануальную терапию и ортопедию, в крайних случаях и хирургию.
Каждый выбирает путь к решению проблемы, т. е. лечению, сам. И что было заложено в детстве, то и вырастет. В данном конкретном случае речь идет о детях, выбирают родители, так как с мнением грудничка, никто не считается. Он может какое-то время кричать, устраивать бессонные ночи, давая понять, что не согласен с этим, но изменить ничего не может – решают родители.
Если Вам говорят, что ребенок с дисплазией не будет ходить или будет хромать, то это не так. Вероятность хромоты есть только при крайней форме дисплазии – при истинном вывихе бедра. Остальные дети ходят нормально и внешне практически не отличаются от своих сверстников до определенного возраста. Но этим детям гарантировано не менее страшное заболевание – сколиоз, остеохондроз со всеми сопутствующими заболеваниями. К сожалению, сколиоз ждет и тех детей, которых мучали, одевая в детстве в стремена, различные приспособления, делали массажи, ультрафорезы, занимались плаванием и не провели действительно правильное лечение, т.е. не устранили изначально причину из-за чего это все произошло.
Источник