Растяжение вдоль осей координат

Растяжение вдоль осей координат thumbnail

Анна Малкова

В этой статье мы расскажем об основных преобразованиях графиков функций. Что нужно сделать с формулой функции, чтобы сдвинуть ее график по горизонтали или по вертикали. Как задать растяжение графика по горизонтали или вертикали. Как отразить график относительно оси Х или Y.

Очень жаль, что эта тема — полезная и очень интересная — выпадает из школьной программы. На нее не постоянно хватает времени. Из-за этого многим старшеклассникам не даются задачи с параметрами — которые на самом деле похожи на конструктор, где вы собираете решение из знакомых элементов. Хотя бы для того, чтобы решать задачи с параметрами, стоит научиться строить графики функций.

Но конечно, не только для того, чтобы сдать ЕГЭ. Первая лекция на первом курсе технического или экономического вуза посвящена функциям и графикам. Первые зачеты в курсе матанализа связаны с функциями и графиками.

Начнем со сдвигов графиков по Х и по Y.

Сдвиг по горизонтали.

Пусть функция задана формулой и Тогда график функции сдвинут относительно исходной на а вправо. График функции сдвинут относительно исходной на а влево.

Растяжение вдоль осей координат

1. Сдвиг по вертикали.

Пусть функция задана формулой и С — некоторое положительное число. Тогда график функции сдвинут относительно исходного на С вверх. График функции сдвинут относительно исходного на С вниз.

Растяжение вдоль осей координат

Теперь растяжение графика. Или сжатие.

2.  Растяжение (сжатие) по горизонтали.

Пусть функция задана формулой и Тогда график функции растянут относительно исходного в k раз по горизонтали, если , и сжат относительно исходного в k раз по горизонтали, если

Растяжение вдоль осей координат

3.  Растяжение (сжатие) по вертикали

Пусть функция задана формулой и Тогда график функции растянут относительно исходного в М раз по вертикали, если , и сжат относительно исходного в М раз по вертикали, если

Растяжение вдоль осей координат

И отражение по горизонтали.

4. Отражение по горизонтали

График функции симметричен графику функции относительно оси Y.

Растяжение вдоль осей координат

Растяжение вдоль осей координат

5. Отражение по вертикали.

График функции симметричен графику функции относительно оси Х.

Растяжение вдоль осей координат

Друзья, не возникло ли у вас ощущения, что вы все это где-то видели? Да, наверняка видели, если когда-либо редактировали изображения в графическом редакторе на компьютере. Изображение можно сдвинуть (по горизонтали или вертикали). Растянуть (по горизонтали или вертикали). Отразить. И все это мы делаем с графиками функций.

И еще два интересных преобразования. Здесь в формулах присутствует знак модуля. Если не помните, что такое модуль, — срочно повторите эту тему.

6. Графики функций и

На рисунке изображен график функции Она специально взята такая — несимметричная относительно нуля.

Растяжение вдоль осей координат

Построим график функции

Конечно же, мы пользуемся определением модуля.

Это мы и видим на графике. Для неотрицательных значений х график остался таким же, как был. А вместо каждого отрицательного х мы взяли противоположное ему положительное число. И поэтому вся та часть графика функции, что лежала слева от оси Х, заменилась на зеркально отраженную правую часть графика.

Растяжение вдоль осей координат

Теперь график функции Вы уже догадались, что будет. Вся часть графика, лежащая ниже оси Х, зеркально отражается в верхнюю полуплоскость. А верхняя часть графика, лежащая выше оси Х, остается на месте.

Растяжение вдоль осей координат

Как определить по формуле функции, будет график преобразован по горизонтали (по Х) или по вертикали (по Y)? Разница очевидна. Если сначала мы что-либо делаем с аргументом х (прибавляем к нему какое-либо число, умножаем на какое-либо число или берем модуль) — преобразование по Х. Если сначала мы нашли функцию, а затем уже к значению функции что-то прибавили, или на какое-нибудь число умножили, или взяли модуль, — преобразование по Y.

Вот самые простые задачи на преобразование графиков.

1. Построим график функции 

Это квадратичная парабола, сдвинутая на 3 влево по x и на 1 вниз по y.

Вершина в точке

Растяжение вдоль осей координат

2. Построим график функции

Выделим полный квадрат в формуле.

График — квадратичная парабола, сдвинутая на 2 вправо по x и на 5 вниз по y.

Обратите внимание: график функции пересекает ось y в точке На нашем графике это точка

Растяжение вдоль осей координат

Продолжение — в статье «Построение графиков функций».

Источник

Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия

В чистом виде основные элементарные функции встречаются, к сожалению, не так часто. Гораздо чаще приходится иметь дело с элементарными функциями, полученными из основных элементарных при помощи добавления констант и коэффициентов. Графики таких функций можно строить, применяя геометрические преобразования к графикам соответствующих основных элементарных функций (или переходить к новой системе координат).

С помощью геометрических преобразований графика функции f(x) может быть построен график любой функции вида ( pm {k_1} cdot f( pm {k_2} cdot (x + a)) + b,) где ({k_1},{k_2} > 0) — коэффициенты сжатия или растяжения (в зависимости от их значений) вдоль осей oy и ox соответственно. Знаки «минус» перед коэффициентами указывают на симметричное отображение графика относительно координатных осей, а и b определяют сдвиг относительно осей абсцисс и ординат соответственно.

Читайте также:  Предел прочности на растяжение поликарбоната

Таким образом, различают три вида геометрических преобразований графика функции:

1. Первый вид — масштабирование (сжатие или растяжение) вдоль осей абсцисс и ординат.

На необходимость масштабирования указывают коэффициенты k1 и k2, отличные от единицы, если (0 < {k_1} < 1,0 < {k_2} < 1) , то происходит сжатие графика относительно oy и растяжение относительно ox , если ({k_1},{k_2} > 1) , то производим растяжение вдоль оси ординат и сжатие вдоль оси абсцисс.

2. Второй вид — симметричное (зеркальное) отображение относительно координатных осей.

На необходимость этого преобразования указывают знаки «минус» перед коэффициентами k1 (в этом случае симметрично отображаем график относительно оси ox ) и k2 (в этом случае симметрично отображаем график относительно оси oy). Если знаков «минус» нет, то этот шаг пропускается.

3. Третий вид — параллельный перенос (сдвиг) вдоль осей ox и oy.

Это преобразование производится в последнюю очередь при наличии коэффициентов a и b, отличных от нуля. При положительном а график сдвигается влево на |а| единиц, при отрицательных а — вправо на |а| единиц. При положительном b график функции параллельно переносим вверх на |b| единиц, при отрицательном b — вниз на |b| единиц.

Рассмотрим примеры

Пример1

Построить графики функции (y = {x^2} — 10) и (y = {x^2} + 10) в одной координатной плоскости.

Построим для начала график функции (y = {x^2}) , это парабола с вершиной в точке (0;0) и ветвями вверх.

Для построения искомого графика функции (y = {x^2} — 10) необходимо параболу параллельно перенести в отрицательном направлении по У, т.е. вниз. Для построения искомого графика функции (y = {x^2} + 10) необходимо параболу параллельно перенести в положительном направлении по У, т.е. вверх.

Пример2

Построить графики функций (y = {left( {x + 2} right)^2}) и (y = {left( {x — 2} right)^2}) .

За основу возьмем тот же график параболы, но параллельный перенос будем осуществлять вдоль оси Ох. По правилу переноса график сдвинется влево на 2 единицы для функции (y = {left( {x + 2} right)^2}) . А для функции (y = {left( {x — 2} right)^2}) сдвиг произойдет вправо.

Пример3

Построить график функции (y = — {x^2}) .

За основу возьмем тот же график параболы. Производимое изменение графика носит название -отображение. Картинка получится симметричной исходной параболе, симметрия относительно Ох.

Пример4

Построить графики функций (y = left( {3{x^2}} right)) и (y = left( {frac{1}{3}{x^2}} right)) .

Для построения этих графиков произведем сжатие графика (y = {x^2}) для первой функции и растяжение – для второй.

Источник

Если Вы знаете, как выглядят графики простейших элементарных функций, или умеете быстро строить их по характерным точкам, то сумеете также быстро построить на их основе графики более сложных функций того же класса. Для этого существуют правила преобразования графиков функций. Они легко запоминаются, но если Вы всё же не уверены в результате, проверьте его по одной-двум хорошим точкам. Эти правила, разумеется, общие для всех функций, а не только для тех, которые изучают в школе, поэтому известный график дальше будем называть заданным.

Пусть задан график функции y = f(x). Чтобы построить график функции

  1. y = mf(x), где m > 0 и m ≠ 1, нужно ординаты точек заданного графика умножить на m. Такое преобразование называется растяжением от оси x c коэффициентом m, если m > 1, и сжатием к оси x, если 0 < m < 1.
  2. y = −f(x) получается из графика функции f(x) преобразованием симметрии относительно оси x. (Преобразование симметрии — зеркальное отражение относительно прямой.)
  3. y = f(x) + n, получается из графика функции f(x) параллельным переносом последнего вдоль оси ординат на n единиц вверх, если n > 0 и, соответственно на |n| единиц вниз, если n
  4. y = f(kx), где k > 0 и k ≠ 1. Искомый график функции получается из заданного сжатием с коэффициентом k к оси y (если 0 < k < 1 указанное «сжатие» фактически является растяжением с коэффициентом 1/k)
  5. y = f(−x) получается из графика функции f(x) преобразованием симметрии относительно оси y
  6. y = f(x + l) получается из графика функции f(x) параллельным переносом последнего на l единиц влево, если l > 0 и, соответственно на |l| единиц вправо, если m < 0.

Например, пусть задан график функции y = √x_.

Растяжение вдоль осей координат

Чтобы построить графики других функций, содержащих аргумент (x) под знаком квадратного корня, воспользуемся перечисленными выше правилами. Заданный график повторим во вновь начерченных осях «карандашом бледно», требуемый график, который получится после преобразований, сделаем более интенсивным. В тетради лишнее можно будет удалить ластиком, останется только результат выполнения задания.

Пример 1a. Построить график функции y = 2√x_

Растяжение вдоль осей координат

Растянули в 2 раза от оси x. Ордината каждой точки увеличилась в 2 раза.

Пример 1b. Построить график функции y = √x_ /2

Растяжение вдоль осей координат

Сжали вдвое к оси x. Ордината каждой точки уменьшилась в 2 раза.

Пример 3a. Построить график функции y = √x_ + 2

Растяжение вдоль осей координат

Параллельно перенесли на 2 единицы вверх вдоль оси y. Ордината каждой точки увеличилась на 2.

Пример 3b. Построить график функции y = √x_ − 2

Растяжение вдоль осей координат

Параллельно перенесли на 2 единицы вниз вдоль оси y. Ордината каждой точки уменьшилась на 2 единицы.

Пример 4a. Построить график функции y = √2x__

Растяжение вдоль осей координат

Сжали вдвое к оси y. Абсцисса каждой точки уменьшилась в 2 раза.

Пример 4b. Построить график функции y = √x/2___

Растяжение вдоль осей координат

Растянули в 2 раза от оси y. Абсцисса каждой точки увеличилась в 2 раза.

Пример 6a. Построить график функции y = √x + 2____

Растяжение вдоль осей координат

Параллельно перенесли на 2 единицы влево вдоль оси x. Абсцисса каждой точки уменьшилась на 2 единицы.

Пример 6b. Построить график функции y = √x − 2____

Растяжение вдоль осей координат

Параллельно перенесли на 2 единицы вправо вдоль оси x. Абсцисса каждой точки увеличилась на 2 единицы.

Пример 2. Построить график функции y = −√x_

Растяжение вдоль осей координат

Применили преобразование симметрии – зеркально отразили относительно оси x.

Пример 5. Построить график функции y = √−x__

Растяжение вдоль осей координат

Применили преобразование симметрии – зеркально отразили относительно оси y.

Заметим, что параллельный перенос графика относительно одной из осей в какую-либо сторону равносилен переносу этой оси относительно графика в противоположную сторону. Поэтому 3-е и 6-е правила можно объединить следующим образом: чтобы построить график функции
y = f(xm) + n
нужно выполнить параллельный перенос всей плоскости координат так, чтобы началом новой системы координат xy была точка O(m;n). Очевидно, что вместо того, чтобы дважды перерисовывать график, проще перечертить оси.

Пример 7.
Задан график функции y = √x_. Построить график функции y = √x + 3____ − 1.

В этом случае m = −3, n = −1. Если есть затруднения в определении знаков m и n, то записывайте формулу функции так, чтобы она совпадала с правилом

y = f(xm) + n;   y = √xm_____ + n;   y = √x − (−3)_______ + (−1)

Построение выполняем так. Чертим оси нужной системы координат. Находим точку с координатами (−3;−1). Проводим через неё «бледно карандашом» прямые параллельные основным осям. Это вспомогательная система координат. В этой (карандашной) системе координат строим график y = √x_. Относительно основной системы координат, он является графиком функции y = √x + 3____ − 1. Т.е., если карандаш удалить ластиком, то останется график, который требовалось построить.

Если нужно скомбинировать только параллельные переносы, чтобы построить график функции, то всё равно в каком порядке их выполнять, и всё равно, что переносить — оси или кривые. Но если нужно построить график сложной функции, используя и перенос, и растяжение-сжатие, и отражения, то следует тщательно соблюдать порядок выполнения операций.

Последовательность преобразований при построении графиков.

Пусть задан график функции y = f(x) и нужно построить график функции y = m·f(kx + l) + n, где k, l, m, n — числа.

  1. Записываем формулу функции в виде
    y = m·f(k·(x + l/k)), т.е. выносим за скобки коэффициент при х в аргументе функции.
  2. Производим сжатие с коэффициентом k вдоль оси Ох к оси Oy. (Если k Oy.)
  3. Если k Oy.
  4. Осуществляем параллельный перенос (сдвиг) полученного графика на l/k единиц влево или вправо (в зависимости от знака, для положительного числа влево).
  5. Производим растяжение с коэффициентом m от оси (вдоль оси Оy). (Если m Ox.)
  6. Если m Ox.
  7. Осуществляем параллельный перенос (сдвиг) полученного графика на n единиц вверх или вниз (в зависимости от знака, при n >0 вверх).

Пример 8.
Задан график функции y = √x_. Построить график функции y = −0,5√3x − 12______ + 2.

1. Записываем формулу функции в виде y = −0,5·√3·(x − 4)_______ + 2,
т.е. выносим за скобки коэффициент при х под знаком квадратного корня с учетом того, что 12/3 = 4.
2. Строим известный график функции. ——
3. Производим сжатие в 3 раза к оси Oy. ——

4. —   (преобразование симметрии относительно оси Oy не требуется, т.к. k = 3 > 0).

5. Сдвигаем полученный график на 4 единицы вправо. ——
6. Производим сжатие в 2 раза (растяжение с коэффициентом 0,5) к оси . ——
7. Симметрично отражаем график относительно оси Ox. ——
8. Сдвигаем последний на 2 единицы вверх. Получили требуемый график. ——

преобразование графика функции

Проверим результат по «удобным» точкам. Например, x1 = 4 и x2 = 16.
y1 = −0,5√3·4 − 12_____ + 2 = 2.
y2 = −0,5√3·16 − 12_____ + 2 = −1.
Точки с координатами (4;2) и (16;−1) действительно принадлежат последнему графику.

Источник

Урок  по алгебре  и началам анализа

Автор:  Шенцева Татьяна Александровна

Предмет: алгебра и начала анализа, урок-закрепление

Тема: « Геометрические преобразования графиков»

Продолжительность: 45минут

Класс: 10

Цель урока: 1. образовательная:

систематизация теоретических знаний по теме, формирование умений выполнять преобразования графиков

  1. воспитательная:

воспитание активности, самостоятельности в поиске решения задач

  1. развивающая:

развитие навыков анализа и синтеза

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки-задания, презентация,

учебник: Алгебра и начала математического  анализа. 10 класс. В2ч.

Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений(профильный уровень). А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.

Ч.2.Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.

Ход урока.

1. Организационный момент (сообщение темы,  цели и хода  урока).

2. Актуализация:

(фронтальная беседа, с использованием презентации  по теории преобразования графиков)

Вопросы обучающимся:

Учитель:

  1. Что называется графиком?  (слайд №4)
  2. Какие виды графиков вы знаете?   (слайд №10-11)
  3. Как производится построение графика функции?
  4. Какие преобразования графиков вам известны?
  5. Каков механизм выполнения этих преобразований? (слайд №5-9)
  6. Можно ли с помощью ПК построить график? Каким образом?

3.Закрепление:

Демонстрируются преобразования графиков тригонометрических функций (учитель показывает на интерактивной доске происходящие изменения с графиком),  по каждому из них  отвечают на вопросы:

1. Какое  преобразование графика   вы видите?

2. Что происходит с графиком функции на периоде?

3. Как образом выполнить такое преобразование

Преобразование 1

Преобразование2

Преобразование 3

Преобразование 4

          Вопросы учителя:

1.Какова закономерность в построенных графиках?

2. Какую особенность вы заметили?

(после анализа всех преобразований по листам)

    3.Какие особенности при параллельном переносе вдоль оси Ох, Оу? При  растяжении вдоль осей Ох, Оу?

4.Каков механизм построения графиков, содержащих несколько преобразований?

Правило:

1. Построение основной функции

2. Преобразование относительно оси Ох: сначала растяжение или сжатие  вдоль оси (в зависимости от коэффициента); затем – параллельный перенос влево или право (в зависимости от знака)

3. Преобразование относительно оси Оу: растяжение или сжатие, затем параллельный перенос вдоль оси вверх или вниз (в зависимости от знака)

  • Выполнение построения графика функции:

 у = | 2sinх( 2х — π/4) — 1|

Цепочка преобразований:

у = sinх     →     у = sin 2х    →       у = sin( 2х — π/4)   →    у = 2sinх( 2х — π/4)                   →   у =  2sinх( 2х — π/4) — 1     →      у = | 2sinх( 2х — π/4) — 1|

Физкультминутка для глаз

Дополнительное задание:

                    а)  у = — 2cos(2х — π/4) + 1

                    б)  у = | — 0,25sin( 3х +   2π/3 ) -2  |

4.Домашнее задание: §§16-18,19, № 16.60(б,г), 17.10(б,г18.116(б,г) [1]

5.Итог урока:

— Какие преобразования графиков  вы сегодня выполняли?

— В чем особенность параллельного переноса вдоль осей координат? Растяжения и сжатия? Построение с модулем?

— Какими знаниями необходимо обладать, чтобы выполнять построения графиков?

            (Выставление оценок с комментированием)

Список использованных источников

Учебник: Алгебра и начала математического  анализа. 10 класс. В2ч.Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.Г.Мордкович и др. ; 5-еизд. М.: Мнемозина. 2008 год. Ч.2.Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.-С.97-108

Приложения к уроку:

  1. Проект « Графики в математике» (можно использовать полностью или частично)
  2. Построение преобразований через Excel
  3. Карточки-задания (на каждую парту)

Карточка-задание:

Построить в одной системе координат графики функций, выполнив предварительно цепочку преобразований:

  • у = | 2sinх( 2х — π/4) — 1|
  •   у = — 2cos(2х — π/4) + 1
  • у = | — 0,25sin( 3х +   2π/3 ) -2  |

Источник

Ìàñøòàáèðîâàíèå — îïåðàöèÿ ñæàòèÿ èëè ðàñòÿæåíèÿ ãðàôèêà ôóíêöèè âäîëü îñåé àáñöèññ è îðäèíàò.

Òî, ÷òî òðåáóåòñÿ âûïîëíèòü ìàñøòàáèðîâàíèå, ïîêàçûâàþò êîýôôèöèåíòû k1 è k2 â óðàâíåíèè y = ± k1 fk2 (x + a))+b. Îíè äîëæíû áûòü íå ðàâíû åäèíèöå.

Êîãäà 0 < k1,2 <1, ñîâåðøàåì ñæàòèå ãðàôèêà îòíîñèòåëüíî y è ðàñòÿæåíèå îòíîñèòåëüíî x , êîãäà k1,2>1, âûïîëíÿåì ðàñòÿæåíèå âäîëü îñè îðäèíàò è ñæàòèå âäîëü îñè àáñöèññ.

Êîãäà ôóíêöèÿ ïðèíèìàåò âèä y = f (k2x) ,òî åñëè k2 >1 – ïðîèçâîäèì ñæàòèå ãðàôèêà ê îñè îðäèíàò (y) â k ðàç, à åñëè 0 < k2<1 — ðàñòÿæåíèå ãðàôèêà îò îñè îðäèíàò â 1/k.

Ìàñøòàáèðîâàíèå - ïðåîáðàçîâàíèå ãðàôèêà ôóíêöèè.

Êîãäà ôóíêöèÿ ïðèíèìàåò âèä y = k1 f (x) , òî åñëè k1 >1 — îñóùåñòâëÿåì ðàñòÿæåíèå ãðàôèêà îò îñè àáñöèññ (0x) â k ðàç, à åñëè 0 < k1<1 — ñæàòèå ãðàôèêà ê îñè àáñöèññ â 1/k.

Ãðàôèê ôóíêöèè. Ìàñøòàáèðîâàíèå - ïåðâûé ýòàï ïðåîáðàçîâàíèÿ ãðàôèêà ôóíêöèè.

  

Êàëüêóëÿòîðû ïî àëãåáðå

Ðåøåíèÿ, ïîäñêàçêè è ó÷åáíèê ëèíåéíîé àëãåáðû îíëàéí (âñå êàëüêóëÿòîðû ïî àëãåáðå).
Êàëüêóëÿòîðû ïî àëãåáðå
  

Ìàòåìàòè÷åñêèå êàëüêóëÿòîðû

Ìàòåìàòè÷åñêèå êàëüêóëÿòîðû: êîðíè, äðîáè, ñòåïåíè, óðàâíåíèÿ, ôèãóðû, ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ è äðóãèå êàëüêóëÿòîðû.
Ìàòåìàòè÷åñêèå êàëüêóëÿòîðû
  

Àëãåáðà 6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî êóðñó àëãåáðû äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Àëãåáðà 6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
  

Ãðàôèêè ýëåìåíòàðíûõ ôóíêöèé

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî êóðñó ìàòåìàòèêè äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ãðàôèêè ýëåìåíòàðíûõ ôóíêöèé
  

Ôóíêöèÿ. Ïîêàçàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ.

Ïîêàçàòåëüíîé íàçûâàåòñÿ ôóíêöèÿ ó = à õ , â êîòîðîé à – ýòî ïîñòîÿííîå ïîëîæèòåëüíîå ÷èñëî.
Ôóíêöèÿ. Ïîêàçàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ.
  

Ôóíêöèÿ. Ëèíåéíûå ôóíêöèè.

Åñëè ïåðåìåííûå õ, ó âûðàæàþòñÿ ïîñðåäñòâîì óðàâíåíèÿ Àõ + By = Ñ , ïðè ýòîì ÷èñëà À,  èëè ïî ìåíüøåé ìåðå îäíî èç íèõ, íå ðàâíî íóëþ, òî ãðàôèêîì ôóíêöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè ÿâëÿåòñÿ ïðÿìàÿ ëèíèÿ .
Ôóíêöèÿ. Ëèíåéíûå ôóíêöèè.

Источник

Читайте также:  Что делать при растяжении связок тазобедренного сустава