Распредели имена существительные по родам мозоль

Олимпиадные задания по русскому языку для младших школьников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Олимпиадные задания по русскому языку

1. Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыши, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

2. Замени выражения одним глаголом.

3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги

Но зато теперь я знаю . березку и . мох,

4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

5. Поставь знак ударения в словах.

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.

6. Распредели имена существительные по родам.

Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль.

7. Замени данные словосочетания близким по значению глаголом.

8. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».

9. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.

10. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно?

Ком, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.

11. От данных существительных образуй глаголы.

Звон—. звук— зелень—. блеск—свет—. корм—. крик—. рассказ—.

12. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

13. Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить.

Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

14. Придумай клички животным.

Собака — корова — кошка — конь — попугай — воробей —.

15. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.

Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на улице русакова. Я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в Парк Сокольники.

16. Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу
существительным.

17. У К. И. Чуковского есть замечательная книга — «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Ознакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.

Стрелка на часах ходнула разок.

Я только немножко откуснул от пирожка.

Смотри, какая жукашечка ползет!

18. Какие из данных слов рифмуются со словом ПАЛКА? (Придумай любое двустишие или четверостишие с этими словами.)

Полька, селедка, полка, скалка, валко.

19. Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка.

Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.

20. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit .
Помоги ему выбрать верный вариант:

Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.

21. Какие из данных слов обозначают группу людей?

Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча?

22. Какие из данных слов по смыслу существенно отличаются
от остальных?

Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.

23. Дополни фразу: «они друг с другом. » .

На равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах.

24. Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»?

25. Укажи все сочетания слов, составленные неправильно.
Исправь ошибки.

Пара носок, без чулок, нет солдат, пять помидор, группа гру-зинов.

26. В песне Вадима Егорова «Облака» есть строчки:

Над землей бушуют травы, Облака плывут, как павы.

Здесь павы — это: а) корабли; б) самолеты; в) лодочки; г) птицы; д) бревна?

27. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?

Сломя голову, так, что за ушами трещит, свернув шею, во весь опор, без задних ног, как угорелый.

Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

29. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что
же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

Отольются кошке Мишкины слезки.

Пуганая ворона куска боится.

30. Вспомни всю поговорку по ее началу.

Слово не воробей. Цыплят по осени.

31. Поставь ударение в словах.

Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ, портфель, добыча, столяр.

32. Напиши слова правильно.

Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета

33. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.

34. Объясни значения слов. Составь с ними предложения.

35. Прочитай загадки, вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.

а) Через поле и л. сок Подается г.. л. сок, Он б. жит по пр. в. дам Скажешь здесь, А слышно там.

б) В Полотняной стране, По реке Простыне Плывет парохо.

То наза. то впере. А за ним такая гла. ь, Что и зыби не видать.

36. Злой волшебник перепутал звуки и буквы в словах. Наве-
ди порядок, запиши слова правильно.

Агарот, райа, йула, марос, дуп.

37. Сколько звуков [п] в предложении?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

Читайте также:  Удаление мозолей в липецке

38. Учительница попросила детей придумать слово, в кото-
ром 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква — гласная, а третья — согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала свое слово.

группа — «рак» 4 группа — «русь»

группа — «род» 5 группа — «рябь».

39. Какие из перечисленных слов сочетаются и со словом «маленькая», и со словом «маленькая»?

Грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

40. Найди синоним устойчивого словосочетания «попасть
впросак».

Сесть в калошу, отбиться от рук, заблудиться в трех соснах, повесить нос, уйти в свою скорлупу.

41. Сколько звуков [ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке,

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

42. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, угол» — в топливо, «шест» — в число?

43.В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р* ] и [н’]?

44. Определи, какое третье слово является лишним в каждой строчке?

Конечно, нарочно, игрушечный

Чувство, баловство, да здравствует.

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. –

45. Найди слова, в которых находятся радом два гласных звука.

Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук?

46. Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясни, куда они подевались?

Я — в озерах, и реках, но в воде меня нет.

Я — в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

48. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычитании ошибку?

49.Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?

50. Поставь слова во множественное число.

Человек —лист (бумаги) —лист (дерева); зуб (волка) —. ; зуб (пилы) — .

51. Подбери к данным словам созвучные им (рифмующиеся). Сочини четверостишие, используя любые получившиеся
рифмы.

Биться — . ; граница — . ; дрозд — . ; гвозди — . ; помог — . ; красив — . ; смех — .

52.Из букв каждой пары слов составь название животного:

Поле + дар = Шаль + до = Лов + буй =

53. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А.
Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.

А мартышка не страдает —
уплетает.

54. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.

55. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число.

Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.

56.Найди словосочетания, в которых находятся одушевленные существительные мужского рода.

Мечтать о лете, спрятаться за дуб,ом, сидеть на берегу, стоять перед отцом, наблюдать за домом, рисовать карандашом, отдыхать под деревом, искать под столом, играть с другом.

57. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Скоро сказка сказывается.
Это все присказка. /

58.Перепиши слова, вставь «ь» или «ъ».

С.езд, счаст. е, об. явление, л. ется, обез. яна, в. тся, с. э-кономить.

а) избушка, где живет сторож;

в) твердая застежка на поясе;

60.Вставь пропущенные буквы.

Ено. — красавец смотрит вни.

Там потянулась сла. ко ры. ь.

И белый голу. ь там летает,

Всех отдохну. ь нас приглашает.

61. Чем отличается буква от звука?

62.В Москве — москвичи, а в Киеве — ? Продолжи строчку до конца.

Москва — москвич — москвичка — москвичи.

Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.

Возможен такой вариант: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за (от).

Бор, беда, холод, извещение, диковинный.

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свёкла.

Женского рода: мозоль, фланель, полынь; среднего рода: какао, шоссе, повидло; мужского рода: толь, туннель, ферзь, тюль.

Задаваться, бездельничать, отвлекаться.

Семь бед — один ответ. Семь раз отмерь, а один — отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой — семеро с ложкой.

10.«Лишние» слова: карман, мандат, анаконда.

11. Например: звонит, звучит, зеленеет, блестит, светит, кормит, кричит, рассказывает.

12. Не-да-ле-ко от на-ше-го до-ма пре-крас-ный парк.

13. Оля, стол, лес, семья, герб.

15. Мою бабушку зовут Вера Петровна. Она живет в Москве на улице Русакова. Я часто бываю у бабушки. Мы любим ходить в парк Сокольники.

16. Например: хлеб — свежий, ржаной; ландыш — душистый, серебристый; речка — горная, мелководная; метро — московское, столичное.

17. Возможно: сходила, кольнуло, откусил, червивое, сыпучий, зубной, устрашающие, букашечка, непроходимый.

Читайте также:  Геволь пластырь от мозолей

20. Жвачка (предпочтительнее: жевательная резинка).

23. Они друг с другом на короткой ноге.

25. Пара носков, группа грузин, пять помидоров.

27. Заяц мчится, как угорелый.

28. Туфля (ж. р.), поэтому «обе туфли»; надеть на кого-либо, одеть кого-либо, следовательно верный вариант — «надеть обе туфли».

29. Слова, в которых допущены ошибки: мышкины, овощу, голод, куста, щепки, хата, игра, дареной, дороги, тянет.

30. . не. кормят;. свое болото хвалит; куста боится;. вылетит — не поймаешь;. считают.

32. Портрет, центнер, трамвай, комфорт, коридор, котлета.

33. Се новал , столяр, залежи, газон, грибочки, хо ровод , борода.

34. Съезд — 1) собрание представителей каких-нибудь орга-
низаций, групп населения. 2) Место, по которому съезжают, спуск.

Прошмыгнуть — пройти внутрь чего-либо или исчезнуть.

36. Огород, Рая, юла,, мороз, дуб.

38. Правильно выполнили задание 1, 2, 3 группы (рак, род, рот).

39. Существительные грязнуля, зануда, плакса, тупица в зависимости от контекста могут быть мужского и женского рода. Это слова так называемого общего рода. Слово красавица женского рода и сочетается только со словом маленькая.

41. В стихотворении 27 звуков [ш]: в словах дорожке, ложки, ножки, порожка тоже слышится [ш]. Автор использует звукопись.

42. Надо «смягчить» конечные согласные. Получится: мель, уголь, шесть.

43. Январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

44. «Лишние» слова: игрушечный (произносится не [шн], а [чн]); нечто (произносится не [шт], а [чт]); баловство и нравственный ([ф] произносится, а не выпадает, как в других словах).

45. Два гласных звука рядом в словах: театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. В других словах между гласными — [й]: си[йа]ть, стру[йа], бо[йэ]ц, со[йу]з.

46. В предложении 5 букв О, а звуков — ни одного: без ударения на месте буквы О звучит [а].

48. Нет. Если он правильно поставил ударение в слове соро х к.

49. В русском языке не пишется больше двух согласных подряд. А написание подряд трех одинаковых гласных допустимо. Например, змееед, длинношеее.

50. Люди, листы, листья, зубы, зубья.

51. Задание творческого характера.

52. Кролик, леопард, лошадь, буйвол.

53. Возможны различные варианты ответа, например, такой: август, аппетит, астры, ананасы.

54. За каждое правильно написанное слово — 1 балл.

55. Курицы, суда, чудеса, небеса, дети, люди.

56. Стоять перед отцом. Играть с другом.

57. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все присказка, сказка — впереди.

58. Съезд, счастье, объявление, льется, обезьяна, вьется, сэкономить.

59. Сторожка, сережка, пряжка, ножка.

60. Енот, вниз, сладко, рысь, бегемот, медведь, ревет, голубь.

61. Буквы пишут и читают, а звуки произносят и слушают.

источник

Определите род следующих существительных.
Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тёзка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, жалюзи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, азу, равиоли, кольраби, коала, мачо, манго, сафари, хиппи, мулине.

Ответ

. Определите род следующих существительных.

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тёзка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, жалюзи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, азу, равиоли, кольраби, коала, мачо, манго, сафари, хиппи, мулине.

2. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

3. Образуйте форму женского рода следующих национальностей:

Армянин, индиец, китаец, малаец, португалец, финн, чех, бразилец, казах, кореец, поляк, турок, черкес.

4. Образуйте множественное число у следующих существительных:

Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер, автор, аптекарь, брелок, выбор, жемчуг, пекарь, соболь, слесарь, токарь, цвет, учитель, орден, сын, купол, герб, мех, договор.

5. Образуйте форму множественного числа родительного падежа:

Ампер, апельсин, армяне, баклажаны, башкиры, ботинки, буряты, валенки, вафли, граммы, грузины, гусары, дно, дупла, кадеты, караты, килограммы, кишки, колени, копья, кочерги, носки, чулки, рельсы, плечи, помидоры, свечи, свадьба, ставни, туфли, цапли.

6. Образуйте название жителей города:

Анапа, Архангельск, Владивосток, Ижевск, Иркутск, Киев, Керчь, Киров, Кострома, Кривой Рог, Курск, Минеральные воды, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Пенза, Псков, Смоленск, Тула.

7. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Читайте также:  Чем обезболить мозоль на пальце ноги

источник

Презентация и конспект урока по русскому языку на тему»Род мён существительных» (5 класс)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Выбранный для просмотра документ мой конспект 16.03.docx

ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ: РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

ЗАДАЧИ: Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА: урок совершенствования и углубления знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, сотрудничества

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

— Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. (СЛАЙД1)

— Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

Я знаю в вашем классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок

Скрести же шпаги наших мнений

У вас на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы работаем в них. Запишите фамилию и имя.

2.Орфографическая пятиминутка. (СЛАЙД 2, )

Вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их.

Карандаш…, ноч…, передач…, ключ…к, ореш…к, овраж…к, бельч…нок, ш…пот, врач…м, камен…ик, рассказ…ик.

-Проверим работу. (СЛАЙД 3). Оцените работа по критериям.

-Объясняем выбор той или иной орфограммы.

— Кто не согласен с ответом?

— Какие правила необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли. (Слайд 4)

Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

— Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

— Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока. (СЛАЙД 5)

— Запишите тему в тетрадь – «Р од имён существительных»

— Для того, чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки Майкла.

Заполним цель урока.(СЛАЙД 6)

Ребята. Я просила вас подумать, для чего нужно знать род сущ. И что было бы, если не было бы рода в русском языке?(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

Умение определять род вам знакомо из начальной школы. Вспомним это.

-Распределите существительные по родам(СЛАЙД9)

А можем ли мы определить род у сущ. СИРОТА, ВОРОТА, БАЛИ, ТИХОНЯ? СЛАЙД 10)

Для этого исследуем правило на стр 125-128. Заполним таблицу. Работаем группами. 5 мин.

Озвучиваем материал. Оцените свою работу.

Предположите, какой алгоритм необходим, чтобы правильно определить род существительных?

мужской род — тюль, лебедь, шампунь, толь;
женский род — мозоль, вуаль, бандероль;

средний род — какао, повидло.

Распределительный диктант .Задание слайд 20 слова по родам.

Камыш, радость, плакса, неряха, мыло, шампунь, повидло, Сухуми, , какао, жюри, рояль, мораль, вуаль, стыд

6.Самостоятельная работа (СЛАЙД )

Ваша задача — вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.
Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.

Учитель : Интересные информации: «Знаете ли вы, что. »

-есть языки, в которых у существительных нет никакого рода- ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, казахский. Их называют «безродовыми» языками.

-есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

-есть языки, в которых родов намного больше, чем в русском языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей ( сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей ( стол, нож), класс круглых предметов ( колесо, яблоко, мяч), класс деревьев ( клен, тополь) и другие классы.

— Подведем итог урока. (СЛАЙД 17)

— Какие слова помогали определять род существительных?

Достигли ли вы цель урока, поставленную в начале урока? Если да, поставьте улыбающийся смайлик, если нет – грустный.

-Вы хорошо поработали, я вами довольна. Молодцы. Оцените себя

10.Домашнее задание: §6, (СЛАЙД 29)

Спасибо за работу.

источник

Источник