Профилактика ушибов у подростков

Профилактика ушибов у подростков thumbnail

Травматизм
– совокупность травм, полученных  при определенных обстоятельствах. Слово « травма»  (переводится как рана)    повреждение  в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.   Чаще травмы возникают  дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

Без имени-8.jpg

Чаще  травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще(73,3%) , чем у девочек.  Травмы являются ведущей причиной смерти детей  старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей,  чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно  обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений  имеют значение  анатомо-физиологические и психологические особенности детей,   их физическое и психическое развитие, недостаточность  житейских навыков.

Чаще смертельные  исходы (более 75%) встречаются у детей  с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % — двигательную заторможенность.

Причины травм:                                        

1.Беспечность взрослых — когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых  произошло 98,7% автотравм.

 В 78,9%  случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых —  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей ( более25% случаев).

4. Несчастные случаи — непредвиденные  события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства(5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины(10% случаев)

Бытовой травматизм
у детей занимает первое место среди повреждений и составляет   70-75%. Бытовые травмы снижаются  в школьном возрасте. Уличный  нетранспортный травматизм  обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная  транспортная травма  является самой тяжелой.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены,  в основном,  нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения  спортивных упражнений.

Существует еще одна классификация  по характеру повреждений:Утопления  и другие виды асфиксий;

  • Дорожно-транспортные происшествия;

  • Травмы от воздействия температурных факторов(ожоги, обморожения);

  • Отравления (лекарства  из аптечки);

  • Повреждение электрическим током;

  • Огнестрельные ранения;

  • Прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм и его предупреждение – очень  важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают  свободным временем, чаще находятся на улице и остаются  без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики  травматизма.

 Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя  правильно.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему  правила техники безопасности.

Без имени-6.jpg

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

— находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

— ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

— на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком — вас могут вытолкнуть под колеса;

— при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

Как уберечь детей от ожогов?

— нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

— ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под  пищевых  продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых  маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

Важно помнить правила поведения на воде:

— дети могут утонуть менее  чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда  не следует оставлять одних в воде или близ воды. 

Читайте также:  Как снять сильный ушиб пальца

Без имени-7.jpg

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм  на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

Источник

Авторы-составители: Митраков А. В., Зубков В. Г., методисты ГМЦ ДОгМ

Введение

Методические рекомендации предназначены в помощь педагогическим работникам в рамках проведения профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной среде.

В методических рекомендациях изложены основные принципы работы по профилактике детского травматизма среди несовершеннолетних обучающихся. Методические рекомендации по профилактике травматизма среди несовершеннолетних рассматривают возможные ситуации поведения несовершеннолетних подростков, связанные с экстремальными ситуациями-развлечениями. В современном представлении такие развлечения могут быть связаны с зацепингом. В данных методических рекомендациях рассматриваются проблемы, связанные с личностным развитием и становлением несовершеннолетних подростков, их вовлечением в такую опасную деятельность как «зацепинг». возможные пути их разрешения и методы профилактической работы в этом направлении.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению», предусмотрена отдельная уголовная статья за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни.

Особенности подросткового возраста

Современные подростки обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Современные подростки в общении, проведении свободного времени, самоутверждении могут реагировать на окружающую среду в силу незначительного опыта по-разному, не всегда с правильной жизненной позиции.

Среди подростков есть группы, которые могут быть закрыты для окружения, способны замыкаться, совершать хулиганские поступки, в том числе и антисоциальной направленности. Такие поступки представляют угрозу для жизни и здоровья подростков.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются.

Основные противоречия личности в подростковом возрасте:

— между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления;

— подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребёнком («Я сам взрослый, а поэтому взрослым не доверяю и они мне не указ»);

— подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться её полноправным членом, жить по её законам. Но именно группы подростков наиболее замкнуты и трудно принимают в себя «новичков», что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении;

— для подросткового возраста характерно стремление отстаивать своё право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все».

Основными причинами интереса современных подростков к зацепингу являются их возрастное развитие и социальная среда.

Как понимается зацепинг несовершеннолетними подростками

Экстремальное поведение поведение подростка на железной дороге может иметь формы зацепинга (или трейнсерфинга).

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing) – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодёжи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа «Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг – это молодёжное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения. Многочисленные группы зацеперов общаются в Интернете, создают сообщества, обсуждая модели поездов, время и место сбора зацеперов. Могут выкладывать видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы» и т. д.

По мнению несовершеннолетних подростков зацепинг может обеспечить:

— получение удовольствия от скорости и процесса езды;

— расширение обзора окружающей местности;

— возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

— возможность сэкономить на оплате проезда;

— возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

— возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

— повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или выйти из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т. д.);

— развитие общей физической подготовки, что может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и получению адреналина нормальны для подросткового возраста.

Читайте также:  От ушиба почернела нога

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг в качестве возможности доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти «путь героя»), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта.

Проблемы и опасности зацепинга

Никто из подростков, занимающихся этим опасным видом развлечений, не задумывается о том, насколько опасной может стать такая поездка на подвижном составе в любом из перечисленных мест. Так, катаясь на крыше электропоезда, молодые люди всегда остаются в «зоне риска» по получению электротравмы!

Здесь нелишними будут цифры. Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое – до 27 500 вольт. Для сравнения можно сказать, что для остановки сердца достаточно контакта продолжительностью в одну секунду с проводом, находящимся под напряжением в 110–230 вольт. Не ожидая удара током, можно совершить неосторожные действия, которые приведут к моментальной смерти.

Кроме того, нельзя забывать, что поезд проходит в туннелях, под деревьями. Скорость электропоезда может составлять 60–80 км/ч, поэтому любое препятствие, неожиданно для «зацепера» возникшее на пути движения состава, может привести к серьёзной травме или стать причиной смертельного исхода.

Кроме того, Московский регион привлекает «зацеперов» высокими скоростными характеристиками современных пассажирских поездов («Сапсаны», «Ласточки»), а также сложными условиями для осуществления «зацепинга» на них.

Высокая скорость, обтекаемая форма крыши, а также минимальное количество выступающих элементов на ней делают процесс «зацепинга» ещё более экстремальным, а значит,  более интересным для подростков. Стоит оступиться или поскользнуться – и удержаться будет практически невозможно. Причиной падения с крыши может стать даже сильный порыв ветра или резкое торможение поезда.

Причиной травмирования «зацеперов» при катании на поручнях, элементах сцепки между вагонами становится простое неумение рассчитывать свои силы. Чтобы держаться за выступающие части поезда, необходима достаточно большая физическая сила, тем более что во время движения поезд совершает иногда довольно резкие ускорения и торможения, его может трясти на рельсовых стыках. Случается, что ребёнок, физически не очень подготовленный к нагрузкам подобной интенсивности, просто быстро устаёт и срывается.

Выступающие элементы кабины машиниста электропоезда (стеклоочистители, элементы осветительных приборов, сцепка) также являются одними из самых опасных, причём неважно, в первом или последнем вагоне решили прокатиться «зацеперы». Напор потока воздуха, воздействующего на переднюю или заднюю часть поезда, чрезвычайно высок. Кроме того, за последним вагоном при движении электропоезда возникают завихрения потока воздуха. Удержаться при таких условиях становится очень тяжело, тем более для маленького человека, ещё не умеющего рассчитывать свои силы.

Профилактика зацепинга

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учётом его потребностей:

– во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия);
– в героях (подросток будет искать кумира для подражания, и этим кумиром чаще всего становится тот, кто, не жалея ярких красок и сильных эмоций, рассказывает о своих «громких делах»);
– в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;
– в сотрудничестве с другими людьми;
– в защите прав на яркие и сильные эмоции, приключения, романтику, увлечения и интересы;
– в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста.
2. Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию.
3. Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.

Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов профилактического воздействия.

Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

— проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;
— осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);
— использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фотоматериалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т. д.);
— осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;
— организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;
— в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические обоснования самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;
— разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;
— разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты;
— способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;
— способствовать созданию волонтёрских отрядов из участников неформальных объединений;
— организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т. д.

Читайте также:  Ушиб затылочной области и шеи

Особенно важна роль родителей, которые каждый день видят своего ребёнка и сразу могут понять, что с ним произошли какие-то перемены. Если ребёнок приходит домой поздно, от его одежды исходит специфический запах технической смазки, которой покрывают некоторые детали поездов, – пора «бить тревогу».

Родителям необходимо:

— вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
— обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
— предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т. д.;
— обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Наличие разнообразных кружков и секций в стенах образовательной организации, достаточная физическая и умственная нагрузка вне школы, а главное, заинтересованность родителей в развитии своего ребёнка, постоянный контакт с ним вполне могут стать «универсальным рецептом», который позволит избежать такого опасного увлечения, как зацепинг.

Что нельзя делать

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно, так как специфика возраста приведёт к внутреннему протесту и возрастанию  интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один — всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении необходимо:

– повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

— активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

— проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга.

Основные приемы работы:

— выявление мест проведения досуга молодёжи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма, особенно если подростки в наушниках или в капюшоне;

— своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

— при выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы, необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора вины у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

— проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

— при выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам, в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

— мониторинг социальных сетей в Интернете с целью своевременного получения информации о местах сходок (по возможности необходимо информировать сотрудников полиции о данном факте для проведения рейда);

— пропаганда в социальных сетях «антизацепинга»;

— при выявлении подростка, занимающегося зацепингом, в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Рекомендуемая литература

1. Лисеенко В. И. Кондуктор – союзник пассажира: методы профилактики падений пассажиров в общественном транспорте // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей Международной научно-производственной конференции. – Под общей редакцией В.В. Салмина, 2016.

2. Любцова А. А. Зацеперы, руферы, диггеры – проблема мегаполиса, пути решения. – М., 2013.

3. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. – М.: Прометей, 2016.

4. Письмо Минобрнауки России от 24.05.2017 № 07-2732 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних).

5. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП).

6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2017).

7. Федунина Н. Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга). – М., 2016.

Интернет-ресурсы

1. https://www.fcprc.ru – Центр защиты прав и интересов детей, Москва;

2. https://vk.com/cpzoficery – Центр профилактики зацепинга;

3. https://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Zatseping.pdf (презентации) – ОАО «РЖД» Московская железная дорога, Московский центр научно-технической информации и библиотек;

4. https://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka zheldor.pdf – Памятка о правилах нахождения учащихся на железнодорожных путях;

5. https://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka zheldor school.pdf – Памятка о правилах личной безопасности.

Источник