Причина растяжения цепи раздатки

Причина растяжения цепи раздатки thumbnail

Приветствую!

На днях появились щелчки, при том только на полном приводе, как позже выяснилось- растянулась цепь в раздатке и проскакивает через зубья!
Как всё началось:
Сначала был треск при трогании, подумал на хабы, поставил заводские заглушки- не помогло, вернул хабы назад. Потом треск начал увеличиваться прогрессивно, примерно за 70 км пробега. Его зависимость строго от нагрузки на передний мост, при том, если хабы не выключать, а на селекторе раздатки выбрать режим 2Н, то симптомы пропадают.

Перебрал передний мост: разобрал весь: главную пару, извлек дифф Спрут, разобрал его до каждого сателитика- как новый, шрусы: все отлично. Прощупал передний кардан на наличие люфтов- на допустимом уровне. Далее с помощником определили, что источник раздатка: определить, не имея опыта с такой поломкой сложно, ведь через кардан треск передается на мост! Далее вердикт: вскрытие РК Dymos. Оказалось, что разобрать Dymos лучше не снимая с авто, ничего сложного!
Вскрыл: цепь привода переднего моста сильно провисла, и если дать нагрузку на передок, то эта цепь проскакивает через зубья шестерни, которая на одном валу с передним карданом (нижняя на фото). Сижу у колеса, руки по локти в мазуте, думаю: нахрена я ставил СПРУТы в мосты и 33ю резину, ежели слабое звено то, на чтобы и не подумал?! 30000км и сломалась раздатка?! Как так?! Не примите за жалость, но я давно мечтал о Патриоте, болел им, читал драйв и представлял, как буду строить экспедиционник, а дальше Саяны, Горный Алтай…Эх! Реально копил в коробке из под Чоко Пая десятиками, сотнями, тысячами, пятитысячками, как придётся!.. А тут!.. В моем, досташимся по наследству газ 69а от деда, с чугунным двигателем и 3х скоростной коробкой, я уверен был намного больше, чем теперь от новой машины, и не зря! С 69ым мы много прошли!..
После всего, слоган из рекламы: » Уаз Париот создан для бездорожья, обновлён для города» все больше и больше будоражит моё сознание!..

Итак:

Пробег реальный 31000 км, машину нигде не насиловал, при том пары давно сменил на 4.62! Передком пользовался только зимой, на бездорожье даже толком не успел, т.к. готовил тюнинговал авто.
Далее звоню » любимому» дилеру Красгазсервис.
Дилер предложил только полностью заменить РК, ссылаясь на то что цепи в рознице никогда не было. Звонил на горячую линию УАЗ, спросили Vin и данные владельца, приняли заявку 7-10 рабочих дней рассмотрение.

Я в большом отчаянии, ведь много планов на лето, а привод только задний! Да, и потом, к чему мне такой «надёжный» друг, если ГРМ уже сменил, теперь цепь раздатки?! Фото приложено не моё, для сути дела.
В задумках уже внедрить РК старого образца, но это только по осени смогу, когда у меня максимальная прибыль на работе.
Нужен совет, где взять эту долбаную цепь и, возможно от каких иномарок подойдет?
Кстати, на форумах внедорожников и паркетников, где подобные раздатки, люди пишут, что лить в раздатку трансмиссионное масло нельзя, только декстрон, иначе цепь быстро тянется! Правда ли это?
Я заводское масло сменил на 2500 км на Кастрол Сантракс, до этого проблем с раздаткой никогда не было, кроме шайбы переключения, поломка которой исправляется за 20 минут, при условии, что с паяльником » на ты».
Ребята, буду держать в курсе! Всем добра!)

Всем откликнувшимся СПАСИБО!

Продолжение тут: www.drive2.ru/l/6632281/

Источник

Статей про растяжение цепи ГРМ здесь море. Но копипаста, как известно, не предполагает погружения в вопрос, она призвана лишь привлечь внимание. Для получения заветных секунд удержания аудитории на странице. Но постоянные читатели знают, что мы здесь идём своим путём. А значит, пора по-человечески объяснить, за счёт чего же металлическая цепь вдруг берёт и растягивается… И для начала, чуть-чуть теории.

Начать стоит с того, что такое ГРМ вообще. Если кто совсем не в курсе, то расшифровываются эти три весёлых буквы как газораспределительный механизм. Что за газы, а также, с какой целью их куда-то распределять, я уже рассказывал в подробнейшей статье. А сегодня лишь напомню, что та самая волшебная цепь (или ремень, но сегодня именно о цепи) синхронизирует ни много ни мало, всю работу двигателя — с первой до последней секунды его работы. Стало быть, её роль трудно переоценить, как и последствия обрыва, что тоже иногда случается. А вот почему она тянется, сейчас расскажу.

Каким же образом стальная цепь растягивается?

Ну во-первых, цепь сия не имеет вид обычной цепки на шею или на привод гаражных ворот. Скорее, она похожа на велосипедную или мотоциклетную. Давайте для упрощения представим, что она самая обычная, однорядная, как на вашем заветном «Орлёнке» из детства. Стало быть, имеет звенья и соединяющие их «оси». А теперь внимательно смотрим на отверстия в звеньях под те самые оси.

Номинально они круглые. Но в процессе естественного износа их форма приближается к овалу. Ведь очевидно, что цепь при работе испытывает высокие нагрузки на растяжение, а значит — условно говоря, всегда стремится «порваться».

нормальная и растянутая цепь

Читайте также:  Лечение растяжение связок бедра

Рассмотрим вышенарисованную картинку. Наши цепи имеют два вида звеньев — «А» и «Б». Соединяются они теми самыми «осями» (втулками). Со временем отверстия под втулки (сами втулки обозначены зелёным) разбиваются и приобретают овальную форму. Соответственно, А и Б просто «отъезжают» друг от друга по мере износа и увеличения радиуса овала. Вот и вся магия. И главное, что здесь нужно запомнить: сам металл звеньев не тянется. Иначе, это был бы совсем абзац… 🙂

Бывают ещё варианты: например, разбиваются и сами втулки. Но повторюсь, общая длина цепи ГРМ увеличивается именно из-за разъезжания звеньев друг от друга. Но никак не из-за «тягучего» металла.

Почему так происходит?

  • Ну во-первых, ничто не вечно . Любой физический предмет в нашей вселенной (хоть это для многих и не очевидно) имеет свой ресурс. На истирание, на гибкость, на термостарение, и так далее. Даже сверхкачественная цепь не может служить вечно. Вечными бывают лишь автомобили многоуважаемых комментаторов. А в реальном мире всё подвержено износу и старению. Да и качество деталей может плавать в очень и очень широких пределах.

Классическая однорядная втулочная цепь ГРМ. Именно её мы рассматривали на первой иллюстрации

  • Масляное голодание. Здесь тоже всё понятно: ни одна трущаяся деталь не проживёт долго и счастливо без должного уровня смазки.
  • Проблемы с натяжителем цепи. Если цепь ГРМ хронически недонатянута, она постоянно будет подвержена ударным нагрузкам. Особенно при пуске двигателя. Особенно на-холодную, когда давление масла в первые секунды (сколько таких секунд — тут уж от ушатанности мотора зависит) минимально.

цепь ГРМ в естественной среде обитания

А чему верить не стоит?

А верить не стоит сказкам про то, что цепь растягивается если ставить машину на передачу при парковке без ручника… Сколько об этом везде писано-переписано, и сколько «понимающих» дяденек в комментах с умным видом кивают головами… Просто жесть. Видимо, у всех у них цепь из резины и реально растягивается даже находясь в статике, в состоянии покоя…

Ну или баечке о том, что езда на высоких оборотах убивает цепь быстрее. Потому что, к сожалению, единицы понимают, что высокие обороты и высокая нагрузка — это два разных понятия, которые совершенно не обязаны друг от друга зависеть. Ну и ещё вагону той классической ереси, что можно встретить на форумах и в комментариях (в том числе и под моими статьями, разумеется). Перечислять всю эту чушь не хватит и книги, да и едва ли имеет смысл.

бывает и так (фото: antara-club.ru)

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем надёжных цепей и правильных фаз ГРМ!

P.S.: Спасибо за лайки и подписку!

Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.

Источник

Все описанное ниже происходило за определенный срок до сегодняшнего дня, но я публикую это сейчас ибо сам зарегался недавно:) Вдруг кому-то пригодится.
Закончив разбираться с регулятором давления топлива, машина вела себя как ни в чем не бывало, ну а мы с женой продолжили ездить на ней как «ч0ткие ребята» (все никак нарадоваться не могли), ну а чё нет то: комфорт (один SuperTOD чего стоит), музычка (магнитола Pioneer AVIC-HD1BT), шумка на уровне, высокое положение над остальными участниками дорожного движения (приятное чувство, когда смотришь сверху вниз:), но пришла зима и возникла как идея, так и необходимость в полном приводе, все-таки полноприводный рамный внедорожник как никак, а не УАЗик Кевина Спейси (m.lenta.ru/news/2017/11/03/like_spacey/amp/). Благо на Супертод’е включить полный привод не составляет особого труда. Зимой езда на полном приводе одно удовольствие: 4 колеса рвут все под собой толкая машину вперёд, а ESP (электронная система стабилизации курсовой устойчивости) не даёт машине войти в занос как бы Вы не старались «дрифтануть». Минимально о ESP: можете выключить ее только в двух случаях: 1) если Вы это Кэйити Цутия; 2) Ваш опыт вождения ± 45-50 лет. !ИМХО!
Итак, продолжим. Частая езда на полном приводе не может пройти незаметно для трансмиссии машины, тем более для соренты, где подключение переднего моста происходит с ударом (чем больше скорость, тем сильнее удар и именно поэтому рекомендуется подключать передок остановившись и либо на нейтральной передаче либо при заглушенном двигателе, так как при подключении переднего моста нехилую нагрузку на себе испытывает цепь в раздаточной коробке). Так вот ездили мы ездили и появилась проблема, которая рано или поздно появляется в машинах с раздаткой (ни одна марка не является исключением из этого: ни паджерики, ни БМВ, ни крузаки, ренджи и тд., грубо говоря, принцип раздатки приблизительно одинаковый, разница в самой цепи — количество звеньев разное): стала машина дёргаться и пинаться при резком разгоне, а так же при езде с полным выворотом руля и воткнутой задней передачей в раздатке что-то очень жестко щелкало, что аж дергало машину. При плавном разгоне на круизе — все тихо, спокойно, никаких рывков, а стоит только надавить на педаль газа и машина начинает пинаться и дёргаться (проверял на разных скоростях с одинаковых положений стрелки спидометра ускорялся круизом и педалью). Изучив книжные носители (Руководства по ремонту и эксплуатации Киа Соренто), полазив в интернете, был сделан вывод, что это цепь в раздаточной коробке. Чтобы оценить минимальную стоимость работ по замене данной цепи, сначала нужно узнать ее стоимость.
…Лучше бы я не смотрел ее стоимость…
…И тем более не смотрел стоимость ее замены на СТО…
Значит, единственный оставшийся вариант=> аккуратная езда в гараж к тестю=>дикая еб… гм, трудоёмкая работа с заменой цепи=>дальнейшая эксплуатация автомобиля.
1-ый пункт опустим ибо ничего интересного там нет, 3-ий пункт будет далее в бортовом, а сейчас приступаем к пункту #2.
В первую очередь сливаем из раздатки масло. А потом все остальное:)

Читайте также:  Расчетное сопротивление растяжению а500с

На этой картинке четко видно, что нужно отсоединить для снятия РК: передний и задний карданы по 4 болта на каждом(не забудьте нанести метки на фланцы и карданы, если их нет), кулису(4 болта), саму раздатку от коробки(8 болтов), ну и разъемы, естественно

Полный размер

Болты кулисы откручиваются из салона, если хотите комфорта, либо можно их открутить под машиной — кому как удобнее. Я предпочел первый вариант. Как разбирать консоль между сиденьями(для подтягивания ручника) опишу позже

Открутив все болты, останется всего лишь разъединить РК от КП… Ага, да, всего лишь **ять. Тяжесть их разъединения будет зависеть от качества герметика, степени «закорения» и силы того, кто будет с помощью тяжёлого молотка либо кувалды(тут на выбор) помогать раздатке расстаться с коробкой передач. Стоит учитывать, что РК может навсегда затаить на вас обиду, если удары будут приходиться прямиком по ней, а не через посредника (деревянный брусок, к примеру) и в будущем она может не захотеть исправно работать. Так же стоит быть готовым, что как только они начнут расходиться, станет сочиться или даже течь масло. Когда все получится, то будет как на фото снизу:

Полный размер

Вот так выглядит эта не очень большая и достаточно весомая коробочка

Полный размер

А это вид снизу

Отмыв и располовинив раздатку, мы(мы — снимали и ставили с тестем, а отмывка была уже на мне) поняли, что виновата во всем цепь.

Полный размер

Соблазн поиграться с цепью был слишком велик)

Полный размер

Плотно прилегающие звенья видно невооружённым взглядом

Описывать и показывать, что в какой последовательности снимается и разбирается думаю не нужно, ибо тема конкретно про цепь, но если кому-то будет интересно, напишите в комментариях и я в новой записи подробно напишу что, как и где крепится.

Полный размер

По идее, ничего пояснять не нужно (если нужно, то, как я писал выше, напишите об этом в комментариях)

Сейчас ещё расскажу про процесс укорачивания цепи, пару фото раздатки и, в принципе, все на этом.

Полный размер

Непосредственно сама цепь. Массивная как на вид так и на ощупь

В самой цепи, звенья формируются из двузубчатых пластин закреплённых в шахматном порядке шплинтами, если можно так сказать. Шплинты имеют трапециевидную форму, поэтому при удалении звена, придется затратить некий промежуток времени — сдвинуть все двузубчатые пластины, чтобы они сформировали звено и вставить два шплинта «спиной» друг к другу. Дальше все описывать излишне, а то уже получится: «возьмите молоток в правую руку, а в левую…и тд. Хотя местами уже так получилось, ну да ладно.
Закончив с цепью ее нужно будет сначала одеть на две шестерни, и потом насаживать шестерни вместе с цепью на валы. Нужно понимать, что цепь уже короче чем была и посадив ее на штатное место, она стянет валы, а это породит очень и очень неприятную проблему, которая при одном неловком движении может подарить Вам «непередоваемые очучения» (Петросян). Если конкретно — крышка раздаточной коробки не будет садиться на свое место, потому что валы не будут попадать в отверстия подшипников. Далее, если взглянуть на схему РК, то можно увидеть, что в раздатке помимо «основных» двух валов есть ещё два вала поменьше: на одном крепится вилка включения блокировки полного привода, а на втором червяк. Вот у этого червяка очень маленькая и хрупкая ось. ***ка! Кто вообще придумал такую миниатюрную ось ***ять! Во время сборки нужно соединить вилку с червяком, при этом ось червяка должна находиться в «своей норе» и вот если крышка РК будет одеваться быстро, неаккуратно и с ударами, то Вам придется либо покупать новый вал для червяка(он разборный, видно на схеме) либо приваривать ось(тут может одной бутылки сварщику и не хватить).
По большому счету, это все. Сейчас пару фото и хватит)

Полный размер

Корзина фрикционов самая тяжелая, но оно понятно)

Полный размер

Вымытая как внутри так и снаружи. Как и в случае с регулятором давления топлива, керосин пропущенный через компрессор не оставил шансов грязи и прочему шлаку

Кстати! Чуть не забыл упомянуть свою жену! Именно она внесла неоценимый вклад в работу, когда дала кухонную металлическую губку, с помощью которой очень легко чистилась раздатка и старый герметик. Спасибо тебе Любимая;)

Читайте также:  Прочность шпилек на растяжение

В итоговую стоимость работ по замене цепи вошло:
— 4 сальника в раздатку(3 в корпусе и один маленький за фланцем заднего кардана) — около 70$;
— масло в РК 2л (1,8л нужно) Декстрон III, пусть Вас не смущает красное масло, а то многие удивляются — около 25$;
— нервные клетки — они бесценны:)

Источник

Пока я не писал случилось довольно много. И в основном все связано с раздаткой. Так получилось, что укорачивание цепи растянулось почти на полтора месяца. Но обо всем по порядку 🙂

Как уже писал ранее после предыдущего скидывания коробки я накосячил с датчиками и они послужили виной неотключения передка. Много летних дальних поездок, как я считаю поспособствовали скорейшему растяжению цепи, что в итоге вылилось в треск при сколь угодно малой нагрузке на 4wd. Решено было ее укоротить.

Полный размер

Износ шестерней

Полный размер

След от цепи внутри корпуса

Полный размер

Не забудьте запастись прокладочками

Снялась раздатка без особых проблем, но здесь начинаются нюансы.

НЮАНС #1 Чтобы снять раздатку нужно выбить штифт фиксирующий бабуйню, в которую заходит рычаг МКПП и собственно с помощью которой происходит мешание передач. И не потярять этот штифт. При сборке я его потерял, пришлось колхозить.

НЮАНС #2 НЕ ПОТЕРЯТЬ при съеме раздатки ту самую бабуйню, которую фиксирует штифт. Если все делаешь в одного и гаражная яма представляет из себя черную дыру, то потерять — проще простого. Мне, несмотря на соблюдение первых двух условий, повезло 🙂

Разборка произошла легко, выбив еще два пружинных штифта и открутив все болты, сняв датчик скорости все разобралось легким поддеванием плоской отверткой.

Далее была традиционная картина растянутой цепи.

Не менее традиционно укоротив на ползвена мы с Happy-D начали вкорячивать обратно. Из-за того что натяжка неслабая, вал идет немного с перекосом, но мы справились.

И дальше идут нюансы сборки. Как известно, разобрать — это не собрать. Итак, понеслась.

НЮАНС #3 Не похерить шарики. И шариков этих не 2, и даже не 3, как вы могли подумать, а 4 ! 3 побольше — шарники под датчиками раздатки, и один, мать его, диаметром около пяти миллиметров — шпонка для маслоотражательного кольца. Вот последний я и обнаружил. на полу, когда РК была полностью собрана. Повторная разборка-сборка прошла гораздо быстрее, не смотря на то, что в одного.

НЮАНС #4 Яичко. Да, не два, а одно. Оно стоит в задней половине корпуса между двумя ползунами и регламентирует их перемещения относительно друг друга.Так вот, сначала вставляем правый ползун в переднюю часть корпуса (на нем же одета пружина с двумя опорными колечками), левый же ползун вставляем в заднюю часть корпуса и фиксируем этим яйцом, так, чтобы оно зашло в паз на ползуне. И только после этого соединяем половинки. Тогда все зайдет без проблем. Тут же, кстати, вспомнились ранее упущенные ещё два шарика, которые вместе с пружинками фиксируют ползуны и находятся под болтами вкрученными в корпус.

При первой сборке я это не просек и со всей молодецкой удалью пытался длинными болтами совместить половинки, что послужило причиной трещины на стенке окна под рычаги. Пришлось замазать холодной сваркой, ибо искать аргон было ваще не жилу.

А теперь парочка лайвхаков.

ЛАЙВХАК #1 Вместо дорогущих родных пыльников рычагов великолепно подходят оные от ВАЗ 2101 %) Никакие хомуты из проволоки накручивать не стал — буртик пыльника прекрасно зажимается между двумя пластинами. Сапун дырявить в пыльнике рычага понижайки тоже не стал.

Полный размер

Как тянется 🙂 Главное смазать получше 😉

ЛАЙВХАК #2 Уже второй раз мянял передний сальник РК. До этого были оригиналы, но все одно — течет из-за выработки на кардане. В закромах был оригинальный сальнык и Febest. Потыкав в них карданом, было принято решение поставить Febest — в нем кардан поплотнее себя чувствует. Эксплуатация покажет жизнеспособность данного решения.

ЛАЙВХАК #3 Подсмотрен у Aksell70rus. Кратко о сути. Изнашивается муфта подключения полного привода. Гравером ее дорабатываем. Получается не так аккуратно как у первоисточника, но работает хорошо.

ЛАЙВХАК #4 Чтобы было все удобно кувырять, я вырезал лишний метал в окрестностях тоннеля

И еще… растянулось все (работа, а не цепь %) ) из-за того, что ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ ждал посылку с датчиками из Нижнего Новгорода. МЕСЯЦ. Доставку осуществляла ТК Энергия. При этом они его потеряли, и если бы не долбил их звонками, не известно, когда Жорж поехал бы. Делаете выводы.

В общем, по традиции в воскресенье вечером все было готово. Пришлось немного привыкать к полному приводу без треска — измесил все сугробы в гаражах )))) Все работает, все лампочки SS горят как надо. Единственное, что смущает — при подключении передка появляется неслабый шумо-гул — видимо из-за немалой натяжки цепи. Может притрется, а может нет. Километры покажут 🙂

Тихого вам полного привода и отсутствия форс-мажоров 😉

Источник