Практическая на тему ожоги

Практическая на тему ожоги thumbnail

Практическая работа №7

«Оказание первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах, тепловом ударе, утопающему».

Цель: Закрепить теоретические знания по оказанию первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах, тепловом ударе, утопающему. Отработать последовательность оказания первой помощи утопающему и проведения сердечно – легочной реанимации.

Оборудование: медицинская аптечка, тесты, тренажер «Максим»

Указания к выполнению работы:

  1. Выполните письменно следующие ситуационные задания:

1.Из окна второго этажа горящего дома выпрыгнул человек. Он катается по снегу, пытаясь сбить пламя. Его рубашка на спине уже перестала тлеть, под остатками ткани видна черная кожа с множеством влажных трещин и пузырей. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения:

А. Снять с пострадавшего рубашку

Б. Положить его на спину.

В. Перевернуть на живот.

Г. Набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину.

Д. Удалить остатки одежды и промыть кожу чистой водой.

Е. Обработать обожженную поверхность спиртом, одеколоном или водкой.

Ж. Удалить остатки одежды и пузыри.

З. Наложить на места ожогов стерильные повязки.

И. Накрыть спину чистой простыней.

К. Предложить пострадавшему две, три таблетки анальгина.

Л. Густо посыпать место ожога мукой.

М. Присыпать обожженную поверхность содой.

Н. Предложить пострадавшему обильное теплое питье.

4 балла

2. Что надо сделать в первую очередь при небольшом ожоге (покраснение кожи)?

А. Смазать место ожога спиртом или одеколоном, не накладывая повязку.

Б. Наложить стерильную повязку.

В. Подставить обожженное место под струю холодной воды.

1 балл

3. Как поступить с одеждой при ожогах?

А. Оторвать прилипшие участки одежды.

Б. Отрезать ее вокруг места поражения.

В. Не трогать ее до прибытия врача.

1 балл

4. Чего нельзя делать при сильных ожогах и образовании пузырей?

А. Давать пострадавшему как можно чаще пить.

Б. Снимать сгоревшие или дымящиеся предметы, если они прилипли к пораженным участкам тела.

В. Укрывать пострадавшего проглаженной простыней или полотенцем.

1 балл

5.Чего нельзя делать при сильном отморожении?

А. Растирать снегом отмороженные места.

Б. Закрывать отмороженные части тела мягкой повязкой.

В. Поднимать вверх пораженные части тела для уменьшения боли.

1 балл

6. Что надо сделать в первую очередь при сильном перегревании (тепловом ударе)?

А. Дать холодное питье.

Б. На три, пять минут завернуть пострадавшего в мокрую простыню.

В. Положить больного, приподняв ему голову.

1 балл

7. Что нужно сделать в первую очередь при отморожении?

А. Проколоть пузыри, забинтовать.

Б. Осторожно растереть отмороженный участок шапкой, шерстяной материей.

В. Наложить повязку.

1 балл

8.Что надо сделать в первую очередь при оказании помощи человеку, находящегося под действием электрического тока?

А. Быстро доставить его в больницу.

Б. Наложить повязку на место ожога.

В. Освободить его от действия электротока.

1 балл

9.Что нужно делать, если пострадавший находится без сознания, и у него нет пульса на сонной артерии?

А. Перевернуть пострадавшего на живот.

Б. Дать понюхать нашатырный спирт.

В. Приступить к искусственной вентиляции легких и непрямому массажу сердца.

1 балл

10. Что нужно делать, если пострадавший находится без сознания и у него есть пульс на сонной артерии?

А Дать понюхать нашатырный спирт.

Б. Полить лицо холодной водой.

В. Перевернуть пострадавшего на живот.

1 балл

11. Какой основной признак остановки кровообращения?

А. Потеря сознания.

Б. Отсутствие пульса на сонной артерии.

В. Отсутствие реакции на болевые и звуковые раздражители.

1 балл

12. Через сколько минут после остановки кровообращения происходят необратимые процессы в коре головного мозга?

А. Через 4 мин.

Б. Через 6 мин.

В. Через 8 мин.

1 балл

13. Выберите правильные действия по определению признаков клинической смерти и установите их последовательность:

А. Определить наличие отёчности нижних и верхних конечностей.

Б. Убедиться в полной дыхательной активности.

В. Убедиться в отсутствии дыхания.

Г. Убедиться в отсутствии сознания.

Д. Убедиться в отсутствии у пострадавшего речи.

Е. Убедиться в реакции зрачков глаз на свет.

Ж.. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.

З. Убедиться в отсутствии ушибов, травм головы или позвоночника.

И. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.

К. Определить наличие слуха.

3 балла

14. Пострадавшему необходимо нанести прекардиальный удар в область грудины. Как это делают? Выберите из приведенных ниже вариантов ответов правильные:

А. Удар наносят в точку, расположенную на грудине, выше мечевидного отростка на 1-2 см.

Б. Удар наносят в точку, расположенную на грудине, выше мечевидного отростка на 2-3 см.

В. Удар наносят ладонью.

Г. Удар наносят ребром сжатой в кулак ладони.

Д. Локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела

пострадавшего.

Е. Локоть руки, наносящей дар, должен быть направлен вдоль тела пострадавшего.

Ж. Удар должен быть скользящим.

Читайте также:  Ожог слизистой горла спиртом что делать

З. Удар должен быть коротким и достаточно резким.

И. После первого удара надо сделать второй.

К. Сразу после удара проверить, возобновилась ли работа сердца.

5 баллов

15. Пострадавшему необходимо сделать непрямой массаж сердца. Выберите правильные действия и их очерёдность:

А. На область сердца одновременно положить две ладони, при этом пальцы рук должны быть разжаты.

Б. Поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом левой ладонью.

В. Положить пострадавшего на кровать или на диван и встать от него с левой

стороны.

Г. Положить пострадавшего на ровную твердую поверхность.

Д. Встать на колени с левой стороны от пострадавшего параллельно его телу.

Е. В точку прекардиального удара положить ладони (наиболее выпуклую их часть) одна на другую, пальцы должны быть приподняты, большие пальцы должны смотреть в разные стороны.

Ж. Давить на грудину полусогнутыми пальцами.

З. Давить руками поочередно ритмично через каждые 2-3 с.

И. Давить на грудь только прямыми руками, используя вес тела.

К. Ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернётся в исходное положение.

4 балла

16. Из приведенных примеров выберите те, при которых необходимо проводить искусственную вентиляцию лёгких:

А. Отсутствует сердцебиение и дыхание.

Б. Отсутствует координация и речь.

В. Когда сохранено сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота

дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту.

1 балл

17. Внезапно возникающая кратковременная потеря сознания – это:

А. Шок.

Б. Обморок.

В. Мигрень.

1 балл

18. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при обмороке:

А. Обрызгать лицо холодной водой.

Б. Придать ногам возвышенное положение.

В. Пострадавшего уложить на спину с несколько откинутой назад головой.

Г. Расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха.

3 балла

19. Тяжелейшее состояние организма пострадавшего, наступившее в результате травмы, — это:

А. Травматический шок.

Б. Обморок.

В. Коллапс.

1 балл

20. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке:

А. Создать спокойную обстановку для пострадавшего (исключить раздражающие шумы).

Б. Дать обезболивающее средство.

В. Устранить действие травматического фактора.

Г. При необходимости провести временную иммобилизацию (обездвиживание).

Д. Остановить кровотечение, обработать рану, наложить давящую повязку.

Е. Обеспечить полный покой пострадавшему.

Ж. Направить пострадавшего в лечебное заведение.

4 балла

  1. Отработать последовательность проведения сердечно – легочной реанимации на тренажере.

Эталоны ответов:

  1. в,и, к, н

  2. в

  3. б

  4. б

  5. а

  6. б

  7. б

  8. в

  9. в

  10. а

  11. б

  12. б

  13. ж,и,в

  14. б, г, е, з, к

  15. г, д, е,и

  16. а

  17. б

  18. б,г,а

  19. а

  20. в, б, е, ж

Критерии оценок:

«5» — 37-36 баллов

«4» — 35-30 баллов

«3» — 29-23 балла

«2» — 22-11 балла

«1» — 10 баллов и менее

Источник

1.2. Применение  современных образовательных технологий

Тема: Ожоги

Цель занятия: сформировать представления о видах ожогах и оказании первой медицинской помощи

Задачи:

  1. Обучающие – расширить и углубить знания о видах ожогов; обобщить знания о причинах различных ожогов; сформировать представления о задачах первой медицинской помощи
  2. Развивающие — развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  3. Воспитательные — воспитывать интерес к урокам ОБЖ, толерантно относиться к людям, пострадавшим в ЧС.

Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология.

Учебно-методическое обеспечение: 

  1. учебник «Основы безопасной жизнедеятельности 11 кл.» М.П. Фролов;
  2. раздаточный материал (карточки с таблицами);
  3. презентация по теме: «Виды ожогов».

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, компьютер, широкоформатный телевизор, рабочие места обучающихся.

  1. Введение в изучение новой темы

Рассказ учителя:

Ребята, сегодня мы пройдем новую тему – ожоги (слайд №1). От чего могут возникнуть ожоги? Дети отвечают (от кипятка, пара, огня, солнечные ожоги). Правильно. Вы сейчас перечислили ожоги, возникающие при  воздействии высокой температуры, однако, это не единственная причина.  На самом деле ожоги возникают также под воздействием некоторых химических веществ и электрического тока (слайд №2)

По ходу рассказа, дети заполняют таблицу (слайд №3)

Причины ожогов

Виды ожогов

Обычно при ожогах поражается кожа, но иногда могут быть обожжены и подкожные ткани, а также внутренние органы, причем даже при отсутствии поражения кожи. Так, при употреблении внутрь очень горячей жидкости или едкого вещества (например, кислоты) может произойти ожог пищевода и желудка, а вдыхание дыма и горячего воздуха (например, при пожаре) может привести к ожогу легких.

Итак, ожог — повреждение ткани вследствие воздействия тепла, химических веществ или электричества (слайд №4)

Чаще всего, нам приходится сталкиваться с термическими и солнечными ожогами, о них мы сегодня и поговорим. О других видах ожогов вы узнаете на следующем уроке.

  1. Изучение новой темы
Читайте также:  Можно ли намазать ожог синтомицином

Часть 1. Термический ожоги

А) Термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

Слайд №5 (работа с рисунком и текстом учебником).  Составить таблицу или схему по степеням ожогов и их характеристикам.

Проверка выполненного задания. Слайд №6

Дополнения учителя. 

Ожоги I и II  степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению.

Заживление глубоких ожогов (III и IV степени) невозможно без врачебной помощи.

Слайд №7

Мотивационный момент

Проанализируйте ситуацию. В ожоговый центр поступило 10 человек, четверо из которых страдали ожогами 3 степени тяжести с поражениями кожных покровов небольшой площади. Больные были госпитализированы в стационар и через 5 дней они были переведены на амбулаторное лечение с ежедневным посещением больницы для перевязки и других необходимых процедур. А у остальных 6 пострадавших ожоги 2 степени тяжести, но площадь ожогов значительно больше. За этими больными был больничный уход в течение 12-14 дней. Объясните, какие еще причины, кроме степени тяжести, могут являться угрозой жизни при ожогах?

Дети называют причину (площадь поражения кожи).

Дополнения учителя

Общая площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет 1,5 – 2 м2.

Площадь ожога определяют по «правилу девяток» (голова — 9%, рука — 9%, передняя поверхность туловища — 9% х 2, нога — 18%). Слайд №8.

  Или по «правилу ладони», помня, что площадь ладони составляет приблизительно 1% площади поверхности кожи. Слайд №9

При обширных, даже неглубоких ожогах возникает шок, в обожженных местах образуются токсические вещества, которые, проникая в кровь, разносятся по всему организму. На обожженные участки попадают микроорганизмы; ожоговые раны, как правило, начинают нагнаиваться. Уже при ожоге II степени, охватившем одну треть поверхности тела, возникает серьезная опасность для жизни пострадавшего.

Изучение правил оказания помощи при термических ожогах с использование текста учебника, презентации и раздаточного материала.

Задание. Ученикам необходимо разложить карточки по порядку действий, а затем записать действия в тетрадь.

Проверка выполненного задания (слайд №10)

Правила поведения детей при пожаре

Часть 2. Солнечные ожоги

Рассказ учителя. После длительного пребывания на солнце без одежды нередко появляются ожоги кожи. Обычно это ожоги I степени, ожоги отдельных участков бывают II степени (слайд № 11).

Назовите признаки солнечного ожога? (Ученики отвечают – покраснение кожи, жжение, боль и др.). Признаками солнечного ожога являются резкая краснота, боли, отек и пузыри беспокоят пострадавшего 3–5 дней. Признаки ожога кожи иногда дополняются признаками общего перегревания тела.

Оказание помощи при солнечных ожогах. 

Информацию об оказание помощи учащиеся записывают самостоятельно при просмотре фрагмента передачи «Здорово жить с Елей Малышевой».

Проверка выполненного задания

Дополнение учителя (слайд №12)

Три правила лечения солнечных ожогов

1. Поверхность кожи следует оберегать от проникновения бактерий;

2. Для устранения боли следует охлаждать поверхность;

3. Для предотвращения шелушения и отслоения эпидермиса следует проводить обработку питательными составами, раствором алое и витамина Е.

3. Итог урока

        Краткое повторение материала.

Учитель раздает карточки с таблицей для заполнения их учащимися.

Виды ожогов

Признаки ожогов

Первая помощь

Термические 1 степени

Термические 2 степени

Термические 3 степени

Термические 4 степени

Солнечные ожоги

Проверка выполненного задания (слайд №13)

4. Выводы

Сегодня мы узнали виды ожогов, критерии оценки степени тяжести ожогов и оказание первой медицинской помощи.

Умение квалифицированно и своевременно оказать первую помощь позволит уменьшить страдания потерпевшего, предупредит развитие возможных осложнений, облегчит тяжесть течения болезни и спасет жизнь пострадавшему.

Источник

Контрольно- измерительный материал.

Текст по ОБЖ для 8 класса

по теме «Ожоги. Первая помощь при ожогах».

1. Прочитайте предложенный текст.

Умному огонь — тепло, глупому – ожог.

( китайская пословица)

Ожог – это повреждение кожных покровов, слизистых оболочек, глубже лежащих тканей, которое вызывается воздействием высокой температуры, химических веществ, электричества или лучевой энергией.

В зависимости от причины, вызвавшей ожог, различают ожоги:

— термические (в результате воздействия высокой температуры);

— химические (в результате воздействия кислот, щелочей, солей тяжелых металлов и др.);

— электроожоги (в результате воздействия электрическим током);

— лучевые (вызываемые лучевой энергией).

Химический ожог — поражение ткани в результате контакта с химическим веществом. Выделяют кислотные, щелочные, фтористые, фенольные, фосфорные и другие виды ожогов.

Фактором, влияющим на тяжесть состояния пострадавшего и дальнейший прогноз, является степень и глубина ожога. Глубина поражения тканей во многом определяет тяжесть интоксикации продуктами распада, которая в большинстве случаев становится причиной смерти уже в первые сутки.

Различают 4 степени ожогов:

I степень – поражаются только поверхностные слои эпидермиса; для такого ожога характерно покраснение кожи, отечность и жгучая боль. Все явления через 3-7 дней проходят, иногда оставляя пигментированные участки кожи и шелушение .

Читайте также:  Температура при ожоге в солярии

II степень – эпидермис поражается более глубоко, возникает резкое покраснение кожных покровов, появляются различной величины пузыри, заполненные прозрачной желтоватой жидкостью. Верхняя стенка пузыря безболезненна (отслоившийся эпидермис). При разрыве или удалении пузыря обнажаются глубокие слои кожи ярко-розового цвета, резко болезненные, что указывает на сохранившуюся жизнеспособность глублежащих тканей (буллезная форма). Полное выздоровление наступает через 10-15 дней без образования рубцов (если нет нагноения пузырей), при инфицировании ожога заживление затягивается.

III степень – наиболее сложна и трудна для диагностики. В зависимости от того, частично или полностью происходит омертвение глубоких слоев кожи, различают ожоги III-а и III-б степени.

IV степень ожога – самая тяжелая, при которой происходит полное разрушение кожи, подлежащего мышечного слоя, сухожилий и костей, вплоть до их обугливания. При этом образуются участки черного цвета. После заживления ожоговой раны образуются глубокие обезображивающие рубцы, склонные к изъязвлению.

Ожоги I, II и III-а степени относятся к поверхностным ожогам, при них сохраняется возможность самопроизвольного заживления ожоговой раны при консервативном лечении.

Ожоги III-б и IV степени – глубокие, самостоятельное заживление их невозможно, обязательно подлежат оперативному лечению.

Тяжесть и опасность ожога зависят и от площади обожженной поверхности.

Наиболее простыми и удобными методами определения площади ожога является измерение ее ладонью («правило ладони») или с помощью «правила девяток».

Принцип определения площади ожога по правилу девяток основан на том, что вся поверхность тела разделяется на участки, площадь которых составляет примерно 9% поверхности кожных покровов:

— поверхность головы и шеи – 9%;

— поверхность одной верхней конечности – 9%;

— поверхность одного бедра — 9%;

— поверхность голени и стопы – 9%;

— площадь передней поверхности туловища = 9%х 2 (18%)

— площадь задней поверхности туловища – 9%х2 (18%)

— область промежности – 1%.

Практическая на тему ожоги

Первая помощь при термическом ожоге.

Обожженное место следует промывать не меньше 15 минут холодной водой. В некоторых источниках советуют брать для охлаждения лед или снег. Не следует этого делать, так как рана открытая и можно занести инфекцию. Если же другого выхода нет, и под рукой имеется только лед или снег, заверните их предварительно в пакет, и только тогда прикладывайте к месту ожога.

Далее место ожога следует обработать дезинфицирующим средством. Это может быть 3% перекись водорода, хлоргексидин. Также подойдет слабый раствор марганцовки. Для обработки нужно смочить в растворе бинт или ткань, но не вату, и протереть место ожога.

Когда препарат впитается в кожу, накройте ожог стерильной х/б тканью или бинтом, чтобы не занести инфекцию.

Запомните! Срывать пузыри нельзя – кожа под ним очень тонкая и нежная, а это открытый путь для инфекций.

Никакими мазями, маслами, жирами смазывать ожоги любой степени нельзя!

Задание 1. Используя предложенный текст, дополните схему «Классификация ожогов» недостающими элементами.

Практическая на тему ожоги

Задание 2. Выполните предложенные тестовые задания. В каждом вопросе возможен только один правильный ответ.

А 1. Покраснение кожи, боль, отслойка эпидермиса с образованием пузырей, наполненных прозрачной или мутноватой жидкостью указывает на ожог:

1. I степени;

2. II степени;

3. III степени;

4. IV степени.

А 2. Повреждение кожных покровов фосфором относится к :

1. термическим ожогам;

2. лучевым ожогам;

3. химическим ожогам;

4. электроожогам.

А 3. Что является причиной термического ожога?

1. воздействие радиоактивных веществ;

2. воздействие молнии;

3. воздействие пара;

4. воздействие щелочных веществ.

Задание 3: Используя предложенную в материале информацию, решите ситуационную задачу.

Из горящего дома вытащили женщину. Она получила ожоги нижних конечностей и спины. Нижние конечности покрыты пузырями с прозрачной жидкостью. На спине пузырей нет, но она красного цвета и очень болезненна.

А) Определите степень ожогов пострадавшей_________________________________

Б) Определите площадь ожогов на теле пострадавшей._________________________

В) Заполните алгоритм оказания первой помощи ожоге. Для этого расположите предложенные фразы в правильном порядке. Ответ занесите в таблицу.

а) Здоровую кожу вокруг ожога обработать раствором спирта, зеленки, марганцовки.

б) При обширных ожогах пострадавшего срочно направить в медицинское учреждение.

в) Убрать с поверхности тела горячий предмет.

г) На обожженную поверхность наложить стерильную повязку.

д) На поврежденную поверхность тела на 5-10 минут наложить холод ( грелка со льдом, холодной водой).

е) Срезать ножницами одежду.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

Задание1. Используя предложенный текст, дополните схему «Классификация ожогов» недостающими элементами.

Практическая на тему ожоги

Задание 2. Выполните предложенные тестовые задания. В каждом вопросе возможен только один правильный ответ.

А1- 2, А2- 3, А3-3

Задание 3. Используя предложенную в материале информацию, решите ситуационную задачу.

А) на нижних конечностях -2 степень, на спине -1 степень.

Б) 45%

В)

1. в

2. е

3. д

4. а

5.г

6.б

Источник