Переломы вывихи и растяжения связок 4 класс

Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Демонстрационный материал: модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей», «Оказание первой помощи при переломах»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.

Ход урока

  • Введение

Организационный момент.

Актуализация знаний. В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.

  • Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Это ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространёнными видами травм.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

  • Основная часть

  • Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они всё-таки могут быть повреждены? Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в её естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом.

Строение сустава также приспособлено к выполнению определённых движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.

  • Что же необходимо сделать, если повреждение произошло?

Работа в группах. Рассматриваются 3 ситуации.

Ситуация 1. Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, её нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками, но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Её подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Ситуация 2. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девочки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девочки не знали, что делать.

Ситуация 3. Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои – индейцы. Как-то раз, в момент ожесточённой схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький индеец, боли не выдержал и зарыдал. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом».

Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае? Ваши действия? (Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему).

Необходимо!

  • Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы;

  • Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованы!

Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д.

  • Какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихах суставов и растяжениях связок?

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Параграф 16, стр.76-79.

Учащиеся в группах составляют памятку «Как распознать перелом, вывих, растяжение связок?»

(1.b)Вывих

(1.c)Растяжение связок

  • Резкая боль.

  • Припухлость в области травмы.

  • Невозможность движений.

  • Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление.

  • Точность определит рентген!

    • Боль.

    • Изменение формы сустава.

    • Невозможность движения в суставе (сразу после травмы).

    • Боль.

    • Быстро растущий, иногда синюшный отёк вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

    • При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу.

    После того, как мы определили характер повреждения, необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь.

    1. Остановить кровотечение.

    2. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.

    3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность повреждённых органов и частей тела.

    4. Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травмпункт.

    Запомните!Лечение травм – дело специалистов, вооружённых необходимыми знаниями, навыками и техникой.

    Давайте обсудим поставленные вопросы.

    1. Как остановить кровотечение? Каковы правила наложения жгута?

    2. Как предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования раны?

    3. Как уменьшить боль? Как обеспечить неподвижность повреждённой части тела? Каковы правила наложения шины?

    Для того, чтобы ответить на 2 и 3 вопросы давайте просмотрим видеорекомендации.

    1. Ушибы, растяжения, вывихи.

    Читайте также:  Вывих ноги в районе щиколотки фото симптомы и лечение у взрослых

    Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.

    Первая медицинская помощь:

    • наложить давящую повязку;

    • приложить холод;

    • приподнятое положение конечности;

    • при сильных болях – иммобилизация (обездвиживание);

    • введение ненаркотического анальгетика.

    1. Переломы (закрытые и открытые).

    Признаки делятся на достоверные и относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная подвижность в области подозреваемого перелома, хруст в костях в момент получения травмы, крепитация (характерное похрустывание при ощупывании), неестественное положение конечности, наличие в ране обломков кости при открытом переломе. Относительные признаки перелома: деформация конечности, болезненность в области перелома при ощупывании, нарушение функции поврежденной конечности.

    Первая медицинская помощь:

    • обезболивание – внутримышечное введение анальгетиков

    • транспортная иммобилизация

    • остановка кровотечения и наложение стерильной повязки при открытом переломе

    согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.

    Заключение.

    Закрепление изученного материала на практике.Практические задания выполняются в группах. (На столах перевязочный материал, шины из различного материала).

    • Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.

    • Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), если у него растяжение связок голеностопного сустава. Обоснуйте свои действия.

    • Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), у которого вывих в локтевом суставе.

    • Пострадавший (одноклассник) испытывает боль в области ключицы, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. При осмотре заметно, что концы сломанной ключицы как бы приподнимают кожу изнутри. Какой способ оказания первой помощи вы можете предложить?

    Молодцы! И все-таки, каковы же причины травм и их профилактика?

    Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный. Первая причинадетского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

    Вторая причинатравм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.

    Третья причинапренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.

    Домашнее задание: составить и заполнить таблицу по распознанию травм и оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах ОДС.

    Источник

    Комментарии преподавателя

    Вывихи

    Вывихи — полное смещение суставных концов костей, при котором утрачивается соприкосновение суставных поверхностей в области сочленения. Вывих наступает вследствие травмы, сопровождающейся, как правило, разрывом суставной капсулы, связок. Такое смещение концов костей происходит чаще — в плечевом, реже — в тазобедренном, локтевом и голеностопном суставах. Еще реже в результате ушиба.

    источник https://mypresentation.ru/presentation/pervaya_pomoshh_pri_povrezhdeniyax_skeleta

    Признаки вывиха:

    Смещение костей из нормального положения в суставе, резкая боль, невозможность движений в суставе.

    Оказание помощи:

    1. холод на область поврежденного сустава;

    2. применение обезболивающих средств;

    3. иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы;

    4. обратиться к хирургу.

    Вправление вывиха — врачебная процедура (!). Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто сопровождаются трещинами и переломами костей.

    Ушибы

    Ушибы — повреждения тканей и органов, при которых не нарушена целость кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела (ушиб пальца, естественно, не столь опасен, как ушиб головы). На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скоп-ления крови (гематомы).

    Читайте также:  Какие упражнения нельзя делать при вывихе плеча

    источник https://see2me.ru/ushib-goleni.html

    Признаки:

    Повреждены мягкие ткани, без нарушения целостности кожи. Кровоподтек (синяк), припухлость (отек). При ушибе, прежде всего, необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод — пузырь со льдом, холодные компрессы.

    Растяжение и разрывы связок

    Растяжение и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, превышающих физиологическую подвижность сустава. Причиной может быть резкое подворачивание стопы (например, при неудачном приземлении после прыжка), падение на руку или ногу. Такие повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.

    источник https://mypresentation.ru/presentation/pervaya_pomoshh_pri_povrezhdeniyax_skeleta

    Признаки:

    1. появление резких болей;

    2. быстрое развитие отека в области травмы;

    3. значительным нарушением функций суставов.

    В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности, например при давлении на пятку. Через несколько дней после травмы выступает кровоподтек, резкие боли в этот момент стихают. Если боли не исчезли через 2 — 3 дня и наступить на ногу по-прежнему нельзя, то в таком случае возможен перелом лодыжек в голеностопном суставе.

    Первая помощь

    Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т. е. прежде всего накладывают повязку, тугое бинтование, фиксирующую сустав, наложение холодного компресса на область сустава, давящей и шинной повязок, создание неподвижного состояния. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, наложении тугой по-вязки на область поврежденного сустава.

    Раны

    Раны — повреждения целости кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия на них. Чем больше повреждено тканей, сосудов, нервов, внутренних органов и чем сильнее загрязнены раны, тем тяжелее они протекают.

    источник https://ru.clipart.me/premium/7771

    Признаки

    Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда более глубоколежащих тканей и органов. Кровотечение, боль, расхождение краев раны Нужно обратить внимание на все повреждения тканей тела с нарушением целости кожи, начиная от ссадин и уколов и кончая обширными ранениями с повреждением глубоко лежащих органов. Многие считают, что ссадины, уколы или мелкие ранения безвредны, что с ними не стоит обращаться за первой помощью. Однако даже через небольшие повреждения в кожу проникают различные микроорганизмы, вызывающие гнойные воспаления кожи.

    Оказание помощи:

    1. остановить сильное кровотечение;

    2. принять противошоковые меры;

    3. при наличии перелома, иммобилизовать повреждённую часть тела;

    4. снять жгут после того, как место перелома перевязано;

    5. в кратчайшее время обеспечить квалифицированную медицинскую (врачебную помощь).

    Лечение ссадин, уколов и мелких ран заключается в смазывании повреж-денного места 5 % раствором йода или 2 % раствором бриллиантового зеленого и наложении стерильной повязки.

    Мелкие раны и царапины можно смазывать клеем БФ-6, который дезинфицирует рану и предохраняет ее от дальнейшего загрязнения. Перед смазыванием ран перечисленными средствами надо дать стечь нескольким каплям крови, особенно после уколов. Загрязненную кожу следует очистить кусочками марли, смоченной в одеколоне, спирте, бензине. Ни в коем случае нельзя промывать рану. Лечение более обширных и глубоких ран в принципе такое же. Однако, прежде всего, необходимо остановить кровотечение. Предварительно важно определить вид кровотечения, чтобы применить самый эффективный способ его остановки.

    Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки, бывает наружное и внутреннее. Из наружных кровотечений часто встречаемые венозные и артериальные кровотечения.

    источник https://kaz.docdat.com/docs/index-72785.html

    Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

    источник https://simptomed.ru/pervaya-pomosch

    Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета. Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость. Внутреннее кровотечение выявить гораздо труднее, чем наружное, так как оно не так ярко выражено и может появиться спустя некоторое время. Наиболее опасны для жизни внутренние кровотечения.

    Первая помощь при наружном кровотечении:

    К способам временной остановки кровотечения относятся:

    1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;

    2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;

    3. прижатие артерии на протяжении;

    4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;

    5. круговое сдавливание конечности жгутом;

    6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.

    ИСТОЧНИКИ

    https://www.myshared.ru/slide/145047/#

    https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-pervaya-medicinskaya-pomosch-pri-ushibah-perelomah-krovotecheniyah-619837.html

    https://www.youtube.com/watch?v=unwUT87sf04

    https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/09/13/otkrytoe-zanyatie-okazanie-pervoy

    Источник

    Цели урока.

    1. Раскрыть роль доврачебной помощи при вывихах.

    2. Научить отличать виды повреждений друг от
    друга.

    3. Вспомнить о видах переломов и правилах
    оказания первой помощи.

    4. Научить оказывать первую доврачебную помощь
    при растяжении,вывихах и других травмах.

    Читайте также:  Вывих ручки у младенца

    Задачи урока.

    Образовательные

      сформировать знания об опорно-двигательной
      системе человека, о функциях, о строении и
      свойствах костей, их химическом составе, о типах
      соединения костей, об особенностях их роста в
      длину и толщину.

    Развивающие

      развивать умения анализировать, сравнивать,
      делать выводы, развивать логическое мышление.

    Воспитательные

    воспитывать чувство ответственности за свое
    здоровье, о необходимости следить за своей
    осанкой.

    Оборудование: таблицы “Скелет человека”,
    “Строение костей и типы их соединения, шины,
    жгут, медицинская аптечка, перевязочный
    материал, бинты, косынка, кушетка, статист.

    Ход урока

    Повторение ранее изученного материала

    Опрос:

    1. Какие типы костей вы знаете?

    Дайте краткую характеристику.

    2. Охарактеризовать типы соединения костей.

    3. Каков химический состав костной ткани?

    При ответе на третий вопрос ученик при рассказе
    использует результат опыта

    Учитель:Давайте вспомним с прошлого урока,на
    примере какого опыта доказали,что в состав кости
    входят органические и минеральные вещества.

    Демонстрация опыта

    Учитель. Два дня назад я поместила куриную
    кость в 10% раствор соляной кислоты.

    Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем,
    например, коровья и на растворение солей,
    входящих в ее состав, потребуется меньше и
    кислоты и времени.

    Кислоты влияют не только на неорганические, но
    и на органические соединения, поэтому я выбрала
    соляную кислоту, как кислоту более мягкого
    действия. Чтобы ее воздействие на органические
    вещества костной ткани было минимальным.

    Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором
    соляной кислоты, удаляю остатки кислоты
    фильтровальной бумагой, и проверяю свойства
    кости. Она способна гнуться во все стороны.

    Учитель.К какому же выводу подводят нас
    результаты эксперимента?

    Органические вещества сообщают кости
    упругость и эластичность.

    Учитель: Теперь давайте решим проблему, как
    удалить из кости органические вещества.

    Их можно сжечь.

    Учитель: Верно, органика прекрасно горит.
    Когда мы изучали химический состав
    растительного организма, то говорили, что
    остатки растений (опавшие листья, сухие ветки,
    стебли и пр.) отлично горят. На месте костра
    всегда остается зола – это минеральные соли (т.е.
    неорганические вещества), а все органические
    вещества сгорают.

    Кость обуглилась. Обугливание – верный признак
    того, что органические вещества сгорели. Кость
    твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

    Учитель.К какому же выводу подводят нас
    результаты эксперимента?

    Неорганические (нерастворимые соли кальция и
    магния) придают кости твердость.

    Итак, органические вещества (белки) придают
    кости упругость, а неорганические (нерастворимые
    соли кальция и магния) придают кости твердость.
    Сочетание же твердости и эластичности сообщает
    кости прочность.

    Необходимо еще знать пропорции органических и
    неорганических веществ. Потому что, если в костях
    будет больше неорганических веществ, то они
    будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток
    органических веществ, то гости будут слишком
    гибкими.

    А теперь посмотрите внимательно на задание,
    которое написано на доске.

    Приложение 1 (Для учащихся)

    Приложение 2. ( для учителя)

    Изучение нового материала

    Беседа с элементами рассказа.

    Учитель. Да! Природа наделила нас прочной и
    гибкой опорно-двигательной системой.Но как бы не
    были прочны и гибки кости,нам нужно быть
    осторожными по отношению к себе и друг другу.

    В своей жизни вы наверное не раз встречались с
    такими ситуациями, когда при неловком движении
    получали травмы, которые возникали при беге
    прыжках и т.д.

    Учитель. Мы поговорим сегодня о травмах
    опорно-двигательной системы, рассмотрим
    симптомы различных повреждений научимся
    оказывать доврачебную помощь практически.

    Вопрос: 1. Какие виды повреждений
    опорно-двигательной системы вы знаете?

    Ответ: Учащиеся называют вывихи, растяжение
    связок, переломы.

    А сейчас мы разделимся на 7 групп и практически
    будем оказывать первую помощь при переломах и
    различных травмах с объяснением, которые вы
    рассматривали в курсе ОБЖ.

    Каждая группа получает задание и приступает к
    её выполнению пользуясь учебником.

    Название таблицы: Первая помощь при травмах:

    Название таблицы: Первая помощь при травмах
    (для учащихся).

    № п.пТипы травмПризнаки травмПравла оказания первой
    медицинской помощи
    Не допускается
    1Повреждение,растяжение связок   
    2.Вывихи суставов   
    3.Перелом костей черепа   
    4.Перелом позвоночника   
    5.Перелом грудной клетки и рёбер   
    6.Перелом ключицы   
    7.Перелом конечностей   

    Приложение 3 (ответы для
    учителя)

    4. Закрепление.

    Рефлексия.

    Причины травматизма.

    Нарушение правил поведения:

    — дома,

    — на улице, в школе,

    — при занятиях физкультурой и спортом,

    — из-за повышенной двигательной активности,

    — невнимательность,

    — нарушение техники безопасности из-за экономии
    сил и времени.

    5. Оценка знаний учащихся.

    6. Домашняя работа.

    Д/З. Учебник “ОБЖ. 9 класс”, авторы: М.П.Фролов,
    Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов.

    § 48, стр 150-153. Составить памятку на тему: Первая
    помощь при растяжении связок, вывихах суставов и
    переломах костей”.

    Литература

    1. М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов. ОБЖ: 9
    кл.: Учебник.

    2. И.Ф.Богоявленский “Оказание первой
    медицинской первой реанимационной помощи на
    месте происшествиям в очагах чрезвычайных
    ситуаций”. Справочник.

    Источник