Методика мяч батут растяжение

Методика мяч батут растяжение thumbnail

спортивная медицина, ортопедия, реабилитация

Методика мяч батут растяжение

методика нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами дцп (по В.Т. Кожевниковой)

Методика разрабатывалась для детей с дцп в позднем резидуальном периоде, т.е не для самых маленьких пациентов, а значит для выполнения упражнений может потребоваться участие двух и даже трех методистов или помощь родителей.
Покачивания выполняются медленно, с небольшой амплитудой. При этом обязательно контролировать положение головы ребенка. Растягивание выполняются без болевых ощущений, медленно, вдоль оси мышечных волокон. После растягивания следует пауза — расслабление с покачиванием на мяче по кругу или вперед-назад.

Методика мяч батут растяжение

Первым исходным положением при выполнении упражнений на мяче всегда должно быть положение на животе как более благоприятное для больного ДЦП (он видит и ощущает ладонями опору), и только затем — исходное положение на спине. В положении на животе голова ребенка не должна запрокидываться назад. При необходимости положение головы регулируется рукой методиста и прокатыванием мяча назад, в направлении ног.
Мяч должен быть большого диаметра. При разработке методики использовались мячи диаметром 100-120 см для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Вначале выполняется упражнение на предварительное общее расслабление. Ребенок укладывается животом на мяч, фиксируется руками в области плечевых суставов и бедер.
Выполняются медленные покачивания вперед-назад, влево-вправо и по кругу. Бедра ребенка при этом постепенно разводятся в стороны. Голова ребенка поворачивается из стороны в сторону через несколько покачиваний, по мере расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Желательно, что бы повороты выполнялись активно, с минимальным участием методиста, с максимальной амплитудой: голова должна лежать ушком на мяче. Постепенно пассивные повороты должны стать самостоятельными и сочетаться с различными положениями рук: согнутыми, выпрямленными, отведенными назад. Стимулируйте активное выполнение поворота головы сопровождая свои действия вербальными командами: «Поворачиваем голову вправо и ложимся на левое ушко, поворачиваем влево и ложимся на правое ушко»
Движение головы в одну, а затем в другую сторону может оказаться разным по амплитуде из-за более высокого спастического тонуса мышц шеи с одной стороны. Поэтому вначале движение выполняется в сторону спастических мышц ( туда, куда поворот осуществляется легче), голова фиксируется методистом в этом положении на некоторое время, происходит расслабление спастичных мышц благодаря сближению мест их прикрепления. Затем выполняется медленный мягкий поворот в противоположную сторону.

Методика мяч батут растяжение

Во время выполнения этого подготовительного упражнения создаются облегченные условия для активных поворотов головы, изолированных от движения конечностей. А это одна из самых основных задач для снижения патологического влияния шейно-тонических рефлексов.
После выполнения подготовительных упражнений, направленных на общее расслабление, выполняются упражнения на растягивание. При этом необходимо строго соблюдать следующие правила:
1. Переходить к выполнению упражнений на растяжение можно только убедившись в том, что достигнуто предварительное расслабление, свободные повороты головы из стороны в сторону. У ребенка нет чувства страха, н комфортно чувствует себя на мяче.
2. Если при выполнении упражнения работают два или три человека, то все участники процедуры должны четко выполнять инструкции методиста, который осуществляет процедуру и действовать слаженно и синхронно.
3. Растяжение мышц осуществляется при постоянном плавном покачивании ребенка на мяче вверх-вниз. Конечности и туловище должны всеми участниками процедуры растягиваться строго симметрично с одинаковым усилием в горизонтальной плоскости.
4. Растягивание должно быть мягким и выполняться медленно с тем, что бы его можно было контролировать и сочетать с поворотами головы.
5. Продолжительность одного растягивания не должна превышать 3-5 сек, усилие его не должно быть чрезмерным. Растягивание производится вдоль оси мышечных волокон с постепенным натяжением, не причиняя неприятных ощущений. При появлении болевых ощущений растягивание приостанавливается, и конечность с потряхиванием выводится в положение со сближением мест прикрепления растягиваемых мышц.
6. После растягивания следует пауза — расслабление. Конечности ребенка симметрично укладываются на мяч (руки в стороны, ноги — в возможном разведении), покачивания вверх-вниз прекращаются и используются покачивания вперед-назад и по кругу.

Методика мяч батут растяжение

Первое растягивание по методике МБР всегда должно быть направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей, не зависимо от уровня двигательного развития ребенка.

за интереснейший материал огромная благодарность Василию Перебайлову.

Дополнение от наших читателей : Сенсорная интеграция

Военно-медицинский клуб «Плюс Р»

Что даёт членство клуба? Зачем нужна вся та история? И почему быть в клубе «Плюс Р» хорошо?

Мимическая гимнастика в постинсультном состоянии

ЦМР «Благополучие»

Инсульт может вызвать паралич лицевого нерва или частичную потерю мышечного контроля мимических мышц. Эти последствия инсульта затрудняют или делают невозможным речь, прием пищи, выражений эмоций и общей мимики лица. Специальные разработанные упражнения включают переподготовку воздействующую на ЦНС и нервные пути, помогая пациентам, перенесшим инсульт, восстановить или частично обрести мобильность лицевых мышц.

Все новости

Источник

МЯЧ-БАТУТ-РАСТЯЖЕНИЕ: методика нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами дцп (по В.Т. Кожевниковой)

Метод, при котором все упражнения выполняются на мяче большого диаметра, который накачивают не полностью. При этом увеличивается горизонтальная площадь соприкосновения с телом ребенка, а волнообразные покачивания вверх-вниз способствуют общему расслаблению и снижению мышечного тонуса. На этом фоне выполняются упражнения на растяжение различных мышечных групп, которые в таком режиме становятся безболезненными, комфортными и эффективными.

Методика разрабатывалась для детей с дцп в позднем резидуальном периоде, т.е не для самых маленьких пациентов, а значит для выполнения упражнений может потребоваться участие двух и даже трех методистов или помощь родителей.

Покачивания выполняются медленно, с небольшой амплитудой. При этом обязательно контролировать положение головы ребенка. Растягивание выполняются без болевых ощущений, медленно, вдоль оси мышечных волокон. После растягивания следует пауза — расслабление с покачиванием на мяче по кругу или вперед-назад.

Читайте также:  Прочность полиэтиленовой пленки на растяжение

Первым исходным положением при выполнении упражнений на мяче всегда должно быть положение на животе как более благоприятное для больного ДЦП (он видит и ощущает ладонями опору), и только затем — исходное положение на спине. В положении на животе голова ребенка не должна запрокидываться назад. При необходимости положение головы регулируется рукой методиста и прокатыванием мяча назад, в направлении ног.

Мяч должен быть большого диаметра. При разработке методики использовались мячи диаметром 100-120 см для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вначале выполняется упражнение на предварительное общее расслабление. Ребенок укладывается животом на мяч, фиксируется руками в области плечевых суставов и бедер.
Выполняются медленные покачивания вперед-назад, влево-вправо и по кругу. Бедра ребенка при этом постепенно разводятся в стороны. Голова ребенка поворачивается из стороны в сторону через несколько покачиваний, по мере расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Желательно, что бы повороты выполнялись активно, с минимальным участием методиста, с максимальной амплитудой: голова должна лежать ушком на мяче. Постепенно пассивные повороты должны стать самостоятельными и сочетаться с различными положениями рук: согнутыми, выпрямленными, отведенными назад. Стимулируйте активное выполнение поворота головы сопровождая свои действия вербальными командами: «Поворачиваем голову вправо и ложимся на левое ушко, поворачиваем влево и ложимся на правое ушко»

Движение головы в одну, а затем в другую сторону может оказаться разным по амплитуде из-за более высокого спастического тонуса мышц шеи с одной стороны. Поэтому вначале движение выполняется в сторону спастических мышц ( туда, куда поворот осуществляется легче), голова фиксируется методистом в этом положении на некоторое время, происходит расслабление спастичных мышц благодаря сближению мест их прикрепления. Затем выполняется медленный мягкий поворот в противоположную сторону.

Во время выполнения этого подготовительного упражнения создаются облегченные условия для активных поворотов головы, изолированных от движения конечностей. А это одна из самых основных задач для снижения патологического влияния шейно-тонических рефлексов.

После выполнения подготовительных упражнений, направленных на общее расслабление, выполняются упражнения на растягивание. При этом необходимо строго соблюдать следующие правила:

1. Переходить к выполнению упражнений на растяжение можно только убедившись в том, что достигнуто предварительное расслабление, свободные повороты головы из стороны в сторону. У ребенка нет чувства страха, н комфортно чувствует себя на мяче.

2. Если при выполнении упражнения работают два или три человека, то все участники процедуры должны четко выполнять инструкции методиста, который осуществляет процедуру и действовать слаженно и синхронно.

3. Растяжение мышц осуществляется при постоянном плавном покачивании ребенка на мяче вверх-вниз. Конечности и туловище должны всеми участниками процедуры растягиваться строго симметрично с одинаковым усилием в горизонтальной плоскости.

4. Растягивание должно быть мягким и выполняться медленно с тем, что бы его можно было контролировать и сочетать с поворотами головы.

5. Продолжительность одного растягивания не должна превышать 3-5 сек, усилие его не должно быть чрезмерным. Растягивание производится вдоль оси мышечных волокон с постепенным натяжением, не причиняя неприятных ощущений. При появлении болевых ощущений растягивание приостанавливается, и конечность с потряхиванием выводится в положение со сближением мест прикрепления растягиваемых мышц.

6. После растягивания следует пауза — расслабление. Конечности ребенка симметрично укладываются на мяч (руки в стороны, ноги — в возможном разведении), покачивания вверх-вниз прекращаются и используются покачивания вперед-назад и по кругу.

Первое растягивание по методике МБР всегда должно быть направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей, не зависимо от уровня двигательного развития ребенка.

Продолжение темы и описание упражнений — в следующей статье.

Источник

Метод, при котором все упражнения выполняются на мяче большого диаметра, который накачивают не полностью. При этом увеличивается горизонтальная площадь соприкосновения с телом ребенка, а волнообразные покачивания вверх-вниз способствуют общему расслаблению и снижению мышечного тонуса. На этом фоне выполняются упражнения на растяжение различных мышечных групп, которые в таком режиме становятся безболезненными, комфортными и эффективными.

Методика разрабатывалась для детей с дцп в позднем резидуальном периоде, т.е не для самых маленьких пациентов, а значит для выполнения упражнений может потребоваться участие двух и даже трех методистов или помощь родителей.

Покачивания выполняются медленно, с небольшой амплитудой. При этом обязательно контролировать положение головы ребенка. Растягивание выполняются без болевых ощущений, медленно, вдоль оси мышечных волокон. После растягивания следует пауза — расслабление с покачиванием на мяче по кругу или вперед-назад.

Первым исходным положением при выполнении упражнений на мяче всегда должно быть положение на животе как более благоприятное для больного ДЦП (он видит и ощущает ладонями опору), и только затем — исходное положение на спине. В положении на животе голова ребенка не должна запрокидываться назад. При необходимости положение головы регулируется рукой методиста и прокатыванием мяча назад, в направлении ног.

Мяч должен быть большого диаметра. При разработке методики использовались мячи диаметром 100-120 см для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вначале выполняется упражнение на предварительное общее расслабление. Ребенок укладывается животом на мяч, фиксируется руками в области плечевых суставов и бедер.
Выполняются медленные покачивания вперед-назад, влево-вправо и по кругу. Бедра ребенка при этом постепенно разводятся в стороны. Голова ребенка поворачивается из стороны в сторону через несколько покачиваний, по мере расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Желательно, что бы повороты выполнялись активно, с минимальным участием методиста, с максимальной амплитудой: голова должна лежать ушком на мяче. Постепенно пассивные повороты должны стать самостоятельными и сочетаться с различными положениями рук: согнутыми, выпрямленными, отведенными назад. Стимулируйте активное выполнение поворота головы сопровождая свои действия вербальными командами: «Поворачиваем голову вправо и ложимся на левое ушко, поворачиваем влево и ложимся на правое ушко»

Читайте также:  Построение эпюра всф растяжение и сжатие

Движение головы в одну, а затем в другую сторону может оказаться разным по амплитуде из-за более высокого спастического тонуса мышц шеи с одной стороны. Поэтому вначале движение выполняется в сторону спастических мышц ( туда, куда поворот осуществляется легче), голова фиксируется методистом в этом положении на некоторое время, происходит расслабление спастичных мышц благодаря сближению мест их прикрепления. Затем выполняется медленный мягкий поворот в противоположную сторону.

Во время выполнения этого подготовительного упражнения создаются облегченные условия для активных поворотов головы, изолированных от движения конечностей. А это одна из самых основных задач для снижения патологического влияния шейно-тонических рефлексов.

После выполнения подготовительных упражнений, направленных на общее расслабление, выполняются упражнения на растягивание. При этом необходимо строго соблюдать следующие правила:

1. Переходить к выполнению упражнений на растяжение можно только убедившись в том, что достигнуто предварительное расслабление, свободные повороты головы из стороны в сторону. У ребенка нет чувства страха, н комфортно чувствует себя на мяче.

2. Если при выполнении упражнения работают два или три человека, то все участники процедуры должны четко выполнять инструкции методиста, который осуществляет процедуру и действовать слаженно и синхронно.

3. Растяжение мышц осуществляется при постоянном плавном покачивании ребенка на мяче вверх-вниз. Конечности и туловище должны всеми участниками процедуры растягиваться строго симметрично с одинаковым усилием в горизонтальной плоскости.

4. Растягивание должно быть мягким и выполняться медленно с тем, что бы его можно было контролировать и сочетать с поворотами головы.

5. Продолжительность одного растягивания не должна превышать 3-5 сек, усилие его не должно быть чрезмерным. Растягивание производится вдоль оси мышечных волокон с постепенным натяжением, не причиняя неприятных ощущений. При появлении болевых ощущений растягивание приостанавливается, и конечность с потряхиванием выводится в положение со сближением мест прикрепления растягиваемых мышц.

6. После растягивания следует пауза — расслабление. Конечности ребенка симметрично укладываются на мяч (руки в стороны, ноги — в возможном разведении), покачивания вверх-вниз прекращаются и используются покачивания вперед-назад и по кругу.

Первое растягивание по методике МБР всегда должно быть направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей, не зависимо от уровня двигательного развития ребенка.

Источник

Лечебная физкультура в поздней резидуальной стадии ДЦП представляет определенную сложность, но тем не менее не перестает быть актуальной. Оптимальный вариант — занятия на фитболе или гимнастическом мяче.

Во-первых, мяч позволяет решить сразу несколько реабилитационных задач, и главные из них — расслабление и нормализация мышечного тонуса, плюс — пассивное растяжение спастичных мышц с целью борьбы с контрактурами.

Во-вторых, мяч заменит собой руки одного из методистов. А поскольку речь мы ведем о детях от 7 до 18 лет, то учитывая вес, рост и тяжесть их патологии, порой для эффективных занятий необходимо участие 2-3 помощников (методистов).

Почему сложно заниматься со взрослыми пациентами

Обычно к 7 годам ребенка и тем более в старшем возрасте мы сталкиваемся с тем что:

  • Уже сформирован патологический двигательный стереотип
  • Движения в некоторых суставах ограничены или отсутствуют
  • Тонические рефлексы к этому времени уже стали патологическими и мешают формированию правильных движений
  • Расстройство функции вестибулярного аппарата препятствует удержанию равновесия в положении сидя, стоя, и тем более во время ходьбы

И тем не менее все вышеперечисленное совершенно не означает, что занятия ЛФК уже не имеют смысла, это означает лишь наличие дополнительных специфических возрастных сложностей.

В 2002 году в научно-практическом журнале «ЛФК и массаж» №2 была опубликована методика разработанная В. Т. Кожевниковой под названием «Мяч-батут-растяжение». Методика была успешно опробована во всем известной детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы и рекомендована к применению.

Основным инструментом методики является гимнастический мяч или фитбол. А основная фишка метода в том, что для занятия на фитболе используют не полностью накачанный мяч, который в таком состоянии обладает эффектом батута, но при этом удобнее батута.

Покачивания на таком мяче вверх-вниз как на батуте, создают специфическое ускорение, которое эффективно тренирует вестибулярный аппарат и способствует расслаблению. В ходе занятий мышечное расслабление дополняется упражнениями на растяжение.

Перед началом выполнения упражнений обязательно проводятся мероприятия, направленные на общее расслабление.

Упражнение для общего расслабления

Для общего расслабления пациент укладывается на мяч лицом вниз, один методист мягко фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки — симметрично вдоль туловища. Если такое положение рук затруднено, руки могут быть разведены в стороны.

Другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления, разводит их, как бы обнимая мяч ногами. При этом выполняются медленные покачивания мяча вперед-назад, вправо-влево и по кругу.

Во время проведения упражнения на общее расслабление голову пациента через несколько покачиваний мягко поворачивают то в одну сторону, укладывая на ушко, то в другую.

Комплекс упражнений метода «мяч-батут-растяжение»

Упражнение 1. Исходное положение (И.П.) на животе. Методист разводит руки ребенка и ладонями вниз укладывает на мяч. Продолжая колебания мяча вверх-вниз, руки, обхватывая мяч, медленно перемещаются вверх, сопровождаются поворотами головы. Два методиста выполняют упражнение на растягивание рук в стороны, третий фиксирует на поверхности мяча ноги в максимально возможном разведении. Растяжение осуществляется с захватом рук за предплечья, с поддержкой локтевых суставов в положении разгибания, продолжительностью — 3-5 секунд, при необходимости голова ребенка поддерживается с соблюдением ритма колебательных движений. Растяжения повторяются 2-3 раза, чередуются с паузами общего расслабления. Первое растягивание по методике «Мяч-батут-растяжение» (МБР) всегда направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей.

Упражнение 2. И.П. то же. Руки располагаются на мяче вверх относительно туловища, голова повернута в сторону. Методист сгибает одну ногу до 90-130° в коленном и тазобедренном суставах, скользя по поверхности мяча. Если выявляется ограничение сгибания, обусловленное выраженной спастичностью мышц, конечность фиксируется в достигнутом положении рукой методиста и, продолжая покачивание, ребенок расслабляется в сформированной позе. Объем сгибания через отведение постепенно увеличивается от процедуры к процедуре. Вторая нога фиксируется другим методистом в среднем положении.

Упражнение 3. При выявлении у больного эквинусной установки стоп из этого исходного положения выпрямленная нога ребенка мягко выводится в среднее положение так, чтобы надколенник ее располагался строго вниз, к поверхности мяча. Удерживая одной рукой стопу за голеностопный сустав, а другой рукой коленный сустав в разогнутом положении, стопа осторожно опускается на поверхность пола. Колебания мяча прекращаются и, слегка прокатывая мяч вперед-назад, достигается опора на полную стопу. С целью увеличения амплитуды разгибания в голеностопном суставе, с каждым покачиванием мяча эта нога «отступает» от мяча и тем самым увеличивалось тыльное сгибание (разгибание) стопы.

Варианты поддержки коленного сустава при выполнении этого упражнения зависят от его установки: при наличии у ребенка сгибательной установки в коленном суставе, методист одной рукой фиксирует стопу на поверхности пола, а другой содействует разгибанию в коленном суставе, при тенденции к рекурвации коленного сустава — с удержанием коленного сустава в согнутом состоянии. Упражнение на растяжение повторяется 2-3 раза.

Упражнение 4. Одновременное растяжение всех конечностей и позвоночника. Руки направлены вверх и несколько в стороны в виде буквы «У», ноги в положении возможного разведения. Длительность растяжения 3-5 секунд, число повторений 2-3.

Упражнение 5. И.П. на спине. Один методист находится со стороны головы ребенка и надежно фиксирует плечевые суставы и руки ребенка в положении вдоль туловища своими ладонями и предплечьем. Второй методист, управляя движениями мяча и фиксируя тело ребенка на мяче с захватом в нижней трети бедер, прокатывает мяч на себя с тем, чтобы создать возвышенное положение для головы — облегченное положение для сгибателей шеи, находящихся в состоянии некоторого растяжения вследствие запрокинутого положения головы на круглой поверхности мяча. Выполняется тренировка правильного сгибания головы — без смещения ее к грудине. Важность этой тренировки обусловлена усилением шейного лордоза с наклоном головы кпереди у больных при ходьбе. Подъем головы из положения лежа на спине или на животе осуществляют с помощью блока с перемещением верхней части туловища, а повороты головы из стороны в сторону в неполном объеме, амплитуда их может быть различна, особенно при выраженной сторонности поражения. Достигнутая в результате этих мероприятий стабилизация положения головы является в ряде случаев показателем значительного улучшения в состоянии ребенка.

Упражнение 6. ИП на спине. Упражнение на растяжение мышц плечевого пояса и верхних конечностей. После растягивания руки укладываются вдоль туловища или свободно располагаются на мяче.

Упражнение 7. ИП то же. Сгибание головы сопровождается сгибанием одной ноги и подтягиванием ее к животу до образования туловищем вогнутой дуги. Если во время сгибания у ребенка выявляется тибиальная синкинезия, методист неподвижно фиксирует стопу в положении сгибания и, приложив адекватное усилие, растянув разгибатели стопы, удерживает ее в этом положении. Вторая нога фиксируется на мяче.

Упражнение 8. И.П. то же. Руки ребенка несколько в отведении, плечи надежно фиксируются ладонями и предплечьем методиста со стороны головы ребенка. Второй методист, стоя справа от ребенка, заводит левую руку (ладонью вниз) под правое бедро ребенка, захватывает левую ногу и перемещает ее к себе свободной, осуществляя постепенный плавный поворот таза влево и оказывая правой рукой содействие повороту ладонью, лежащей на крестце. Третий участник поддерживает колено и голень правой ноги, совершающей поворот, в одной плоскости с поверхностью, выполняя синхронные покачивания вместе со всеми участниками процедуры. По показаниям, предварительно может выполняться локальная гипотермия или криоконтраст на спастичные мышцы, ответственные за формирование у больного патологической установки.

Упражнение выполняют очень плавно, с приложением адекватных усилий в момент поворота, до постепенного, этапного достижения поворота таза по отношению к туловищу не более 90-130°. После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд следует медленный возврат туловища и конечностей в исходное положение и расслабление. Аналогично выполняется поворот в другую сторону.

Что еще нужно учесть для того что бы занятия на фитболе были эффективными

  • Первое занятие обычно является ознакомительным, для того что бы ребенок привык к самому мячу, новым ощущениям и перестал его бояться
  • Занятия лучше проводить курсами по 10-12 процедур, 3-4 раза в год
  • Занятия по методу «мяч-батут-растяжение» рекомендовано проводить на фоне медикаментозного лечения, тепловых процедур, спирт-новокаиновых блокад.
  • Противопоказанием для занятий являются органические контрактуры, деформации суставов, заболевания и деформации позвоночника
Читайте также:  Растяжение нерва в голеностопе

ИСТОЧНИК

Источник