Конспект урока по обж 6 класс обморожение

Учебник для 6 класса

ОБЖ

   
   

Низкие температуры также могут привести к разрушению тканей организма человека. Многие могут вспомнить, как, гуляя на улице в сильный мороз, отморозили уши, нос или щёки. На сильном морозе, особенно без движения, человек может быстро закоченеть и замёрзнуть.

Обморожение и общее охлаждение организма обычно наступают при температуре воздуха ниже -6 °С. Тяжесть обморожения зависит от температуры окружающей среды, длительности пребывания на холоде, влажности воздуха.

Чем они больше, тем тяжелее обморожение. При температурах ниже -20 °С могут возникать мгновенные контактные обморожения (при соприкосновении с металлическими предметами кожа «прилипает» к ним). Снижение внутренней температуры тела ниже 24 °С при общем охлаждении приводит к гибели пострадавшего.

Определить степень обморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела.

Степени обморожения и их признаки

1-я степень — поражённый участок кожи бледный, после согревания он краснеет, в некоторых случаях приобретает багрово-красный оттенок. На вторые-третьи сутки развиваются шелушение кожи, незначительный отёк. Выздоровление наступает на седьмые—десятые сутки.

2-я степень — к признакам, характерным для 1-й степени, добавляются пузыри, содержащие прозрачную желтоватую или незначительно окрашенную кровью жидкость. Выздоровление наступает в течение 1—2 недель.

3-я степень — происходит омертвление всех слоев кожи, возникают участки тканей чёрного цвета, кожные пузыри, наполненные тёмной жидкостью. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2—3-й неделе, после чего происходит рубцевание, которое продолжается до месяца.

4-я степень — происходит омертвление не только кожи, но и мышц, костей, сухожилий. Кожа после согревания резко синюшная, отёк развивается сразу.

При всех степенях обморожения наблюдаются побледнение и утрата чувствительности кожи.

Конспект урока по обж 6 класс обморожение

Транспортировка пострадавшего при общем охлаждении организма

Общее охлаждение может наступить и при длительном воздействии на организм пониженной температуры (близкой к О °С) и высокой влажности воздуха. Это происходит примерно в течение 12 часов. Температура тела в этом случае падает до +35 °С и ниже.

Первая помощь при общем охлаждении и обморожении

  • Согреть обмороженную часть тела и пострадавшего в целом. Растирать замёрзшую обмороженную поверхность нужно от периферии к центру рукой или мягкой шерстяной тряпкой до появления розовой окраски кожи. Растирание пострадавшего снегом или льдом категорически противопоказано. Нельзя отогревать обмороженные участки горячей водой, грелками.
  • После отогревания наложить на обмороженный участок тела мягкую, желательно стерильную повязку. Если пострадавшего невозможно быстро доставить в тёплое помещение, то наложить толстую ватно-марлевую повязку, укутать пострадавшего одеялами, тёплой одеждой.
  • При общем охлаждении пострадавшего необходимо укутать и как можно быстрее доставить в ближайшую больницу или медпункт.
  • Всем пострадавшим с обморожениями и общим охлаждением желательно дать горячий чай или кофе, а для уменьшения боли в повреждённой части тела — одну таблетку аспирина или анальгина.

Обморожения 1-й степени излечиваются самостоятельно в течение 7—10 дней. При обморожениях других степеней нужно обязательно обратиться к врачу для лечения.

Вопросы и задания

  1. При какой температуре воздуха обычно наступают обморожения и общее охлаждение организма?
  2. От чего зависит тяжесть обморожения?
  3. При какой температуре тела может наступить гибель пострадавшего?
  4. Назовите и кратко охарактеризуйте степени обморожения.
  5. По каким признакам можно отличить обморожение 2-й степени от обморожения 3-й степени?
  6. Назовите последовательность оказания первой помощи при обморожениях.
  7. Договоритесь с родителями, что кто-то из них, возвращаясь с работы домой в сильный мороз, не надел перчатки и обморозил руки (условно). Окажите ему первую помощь. Сделайте это в соответствии с рекомендациями, приведёнными в учебнике. После этого можно представить, что обморожены щёки и уши, и оказать помощь ещё раз.

    Не забудьте, что после оказания помощи пострадавшему надо дать горячий чай или кофе. Остальные члены семьи могут присоединиться к пострадавшему. Приятного чаепития!

Источник

Урок по ОБЖ в 6 классе

ТЕМА: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТМОРОЖЕНИИ И ОЖОГЕ

Составил Гладков С.А.

Цель: обучение умению оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.

Задачи

образовательные:

  1. Ознакомить с понятиями » Тепловой, солнечный удар, отморожение, ожог»

  2. Научить различать степени отморожений и ожогов.

  3. Ознакомить, с правилами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе отморожении и ожоге.

развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка работы с учебником.

  2. Способствовать развитию монологической речи учащихся.

  3. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.

Читайте также:  Что делать при обморожении кожи

воспитательные:

Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в критических ситуациях.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

3. Изучение новой темы.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель входит в класс, приветствует детей. Отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Что такое ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение?

Ситуационные задачи.

  • Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появи­лась кровоточащая ссадина. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Играя в футбол, один из игроков оступился и упал, жалуется на боль в ступне. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как Вы будете оказывать ему первую помощь?

3. Изучение новой темы.

Солнечный удар это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. (слайд 2).

Первые признаки солнечного удара покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. (слайд 3).

Причины:

Возникновению солнечного удара способствует душная безветренная погода, длительное воздействие солнечных лучей на затылочно-теменную часть головы.

Во время похода необходимо в качестве профилактики покрывать голову легкой шапочкой, не совершать в жаркое время дня длительных переходов, не спать на солнце, обливать голову холодной водой. (слайд 4).

Тепловой удар — это болезненное состояние, вызванное перегревом тела. (слайд 5).

Причины:

Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.

Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды. (слайд 6).

Признаки:

Признаки теплового удара: вялость, усталость, головная боль, головокружение, покраснение лица, повышение температуры тела, сонливость, ухудшение слуха, нередко рвота. (слайд 7).

Первая помощь:

• перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;

уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок.

Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;

• расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;

• тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего. (слайд 8).

Если человек в сознании, ему надо давать обильное питье (холодный чай или слегка подсоленную воду).

Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нем ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего. (слайд 9).

Отморожение.

Во время зимнего лыжного похода может возникнуть отморожение. Отморожение — это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры. Наиболее часто отмораживают пальцы ног и рук, уши, щеки, кончик носа. (слайд 10).

Симптомы:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 11).

Причины:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 12).

Первая помощь:

  • Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.

  • Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой, если есть возможность разместить его в тепле. (слайд 13).

  • После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела мягкую стерильную повязку, укутать его теплой одеждой.

  • При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними вату или марлю. Нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.

  • При любой степени отморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (для чего нужно иметь при себе термос с кипятком). (слайд 14-15).

Термический ожог это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др. (слайд 16).

Читайте также:  Делать при обморожении кожи

Степени термического ожога.

Ожог первой степени,при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени,при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертойстепени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация. (слайд 17).

(слайд 18-21).

Первая помощь:

• Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);

• снять одежду и обувь с пораженного участка;

• охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;

  • обработать обожженный

участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой;

  • наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;

  • приложить к месту ожога свежую тертую морковь, луковую или картофельную кашицу.

  • дать обильное питье; (слайд 22).

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо срочно доставить в лечебное учреждение. (слайд 23).

При термических ожогах запрещается:

  • оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;

  • отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;

  • вскрывать ожоговые волдыри;

  • обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир;

  • оставлять на длительное время (более 1 ч) открытым пораженный участок. (слайд 24).

4. Физкультминутка.

Представьте, что ваш товарищ получил солнечный удар, Вы отнесли его в прохладное место, расстегнули тесную одежду. У Вас в руках полотенце. Покажите как Вы будете обмахивать пострадавшего?

Вы находились на морозе, Ваши щеки побелели. Покажите ваши первые действия по возвращению домой?

5. Закрепление новой темы.

Работа в группах. (Упражнения для закрепления темы)

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

2. Дополните предложения

Отморожение и общее переохлаждение организма могут наступить при …

3. Выпишите необходимые вещи для оказания первой помощи при солнечном ударе.

4. Решите задачу.

Две девочки катались на лыжах, не обращая внимания на мороз. Одна заметила, что у другой побелел нос.

Как поступить девочкам?

1. Что есть силы растереть нос снегом.

2. Сунуть нос в сугроб, ведь трава под снегом не мёрзнет.

3. Прикрыть нос варежкой и идти домой.

4. Не обращать внимания, всё пройдёт само.

6. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Можно ли протыкать пузыри при II степени обморожения и ожога? Почему?

— Нужно ли накладывать повязку на место ожога?

7. Домашняя работа.

8. Рефлексия.

Отметить настроение групп на уроке.

Было грустно

Было интересно

Заставляет задуматься

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

Источник

6 класс

Тема: «Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге».

Цель: ознакомить учащихся .

Задачи: сформировать представления обучающихся о целительном воздействии и об отрицательном влиянии солнечных лучей на организм человека; познакомить с признаками солнечного ожога и правилами оказания первой помощи при солнечных ожогах и при перегревании.

Оборудование: презентация Power Point, DVD–диск с м/ф,светофор (красный и зеленый цвет), ватман (в центре нарисован желтый круг), полоски желтого и оранжевого цвета, клей.

Ход урока

1. Организационный момент

Всем друзьям ты улыбайся,
Никогда не огорчайся.
В путь-дорогу собирайся.
За здоровьем отправляйся.

2. Сообщение темы и плана урока

Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если отгадаете загадку.

Что без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит (солнце)

Тема нашего урока “Волшебный солнца свет”

(Приложение 1, слайд 1.)

По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопрос:

– Полезно солнце или нет?

(Вопрос записан на доске)

3. Игра “Светофор”

На уроках окружающего мира вы уже знакомились с понятием “солнце”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Светофор”, я буду читать предложении, а вы, если согласны с моим высказыванием, показываете зеленый цвет светофора, а если не согласны – красный.

Читайте также:  Крем обморожение рук в руки

Солнце – огромный пылающий шар (зеленый)

Солнце – это ближайшая к Земле планета (красный)

По размерам Солнце меньше Земли (красный)

Земля вращается вокруг Солнца (зеленый)

Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли (зеленый)

4. Беседа по теме

Русский народ сравнивал солнышко с матушкой. “Солнце, как родная матушка, никогда не обидит”. Без волшебных лучей солнца не могут жить

– растения,  (Приложение 1, слайд 2)

– животные, (Приложение 1, слайд 3)

– люди (Приложение 1, слайд 4)

– А какую пользу приносит солнце для здоровья? (Ответы детей.)

Непродолжительное воздействие прямых солнечных лучей на незащищенную кожу полезно для здоровья. Только так организм сможет выработать необходимое количество витамина D, который активизирует процесс поглощения кальция из пищи и незаменим для формирования костей и зубов.

Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения и депрессии.

5. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”

Звучит расслабляющая музыка.

(Приложение 1, слайд 5)

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой)

6. Продолжение беседы по теме

Но солнце – не всегда друг. Если находится долго под прямыми лучами солнца, то есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. Поэтому в солнечную погоду необходимо гулять только в головном уборе.

Вспомните, какую одежду носят люди в пустыне, где солнце, особенно жаркое?

(Приложение 1, слайд 6)

Головные уборы, длинные халаты защищают человека от избыточного солнца.

7. Физкультминутка “Солнышко”

Кто-то утром, не спеша (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (поворот)
Что это за шар?(дети хором: “Солнце”.)

8. Просмотр мультфильма “Ну, погоди!” (16-й выпуск)

Посмотрите внимательно мультфильм и постарайтесь найти ошибки, которые совершил волк, находясь на пляже, и к чему это привело.

9. Анализ ситуации

Какие ошибки совершил волк, находясь на отдыхе?

В нашей местности, чтобы не доводить дело до солнечного удара, достаточно между 11 и 15 часами находиться в тени. Загорать в это время также нельзя. Можно получить солнечный ожог. Признаками солнечного ожога являются покраснение кожи, озноб, головная боль, рвота.

10. Помоги себе сам.

Если вы хотите уберечь себя от солнечного ожога, то используйте лосьон или гель на молочной основе для защиты от солнца.

Если кожа покраснела, обязательно скажите об ожоге взрослым. Погрузите обожженный участок в холодную воду или прикладывайте к обожженному участку кожи пропитанное водой полотенце по 15 мин 4 раза в день. Оставьте кожу влажной, чтобы вода, испаряясь, охлаждала ее.
Если кожа покрылась волдырями – это ожог II степени, следуйте обратиться к врачу.

11. Итог урока

В начале урока я задала вам вопрос: полезно солнце или нет?

Сейчас мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.

На доске вы видите солнышко, а у вас на партах его лучи (один желтый, другой оранжевый). На желтом напишите, чем полезны солнечные лучи, а на оранжевом, какой могут они нанести вред, если не соблюдать правила поведения во время отдыха в солнечный день.

(Дети приклеивают лучи к солнцу, зачитываю ответы на вопрос.)

Закончим урок такими словами:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

(Приложение 1, слайд 7)

Солнце будет для вас другом, если вы будете соблюдать правила поведения в солнечную и жаркую погоду. Вспомним все правила поведения, о которых мы говорили на уроке.

Литература

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – М., “ВАКО”, 2007.

Источник