Я долго греб веслами отчего на руке вздулся огромный мозоль

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Статистика

УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Исправьте речевые ошибки.
1. У стены стоит черная рояль.
2. На ужин мы приготовили жареную картофель.
3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.
4. Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.
5. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.
6. В зале сидит компетентный жюри.
7. Ребенок с удовольствием есть картофельный пюре.
8. В праздники в доме обычно варили вкусную студень.
9. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.
10. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.
11. Лицо дамы скрывал густой вуаль.
12. Отличник гордился своей табелью.
13. Машина ехала по асфальтированной шоссе.
14. На озере плавала черная лебедь.
15. Голову моют шампунью.
16. Я не нашла в магазинах ни апельсин, ни мандарин, ни баклажан, зато купила 5 килограмм помидор и килограмм яблок.
17. Солнечное Сочи – мой любимый город.
18. Иван Андреевич Крылов написал много басней.
19. Я встала, сняла ребенка с коленей.
20. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулков и носок.
21. В МГУ работают известные профессоры.
22. В нашем городе много грузин, туркмен, узбек, цыган, армян.
23. Осенью всегда бывает много свадьб.
24. Мы с мамой испекли пирожки с повидлой.
25. Гринев, как он сам говорил, был недорослью.
26. Золушка так торопилась, что потеряла один туфель.
27. Мы выехали на просторное авеню.
28. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери.
29. В этом ей должны были помочь двое подруг.
30. Катя научила меня танцевать старинный танго.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. У стены стоит черный рояль.
2. На ужин мы приготовили жареный картофель.
3. По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.
4. Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.
5. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.
6. В зале сидит компетентное жюри.
7. Ребенок с удовольствием есть картофельное пюре.
8. В праздники в доме обычно варили вкусный студень.
9. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.
10. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивый тюль.
11. Лицо дамы скрывала густая вуаль.
12. Отличник гордился своим табелем.
13. Машина ехала по асфальтированному шоссе.
14. На озере плавал черный лебедь.
15. Голову моют шампунем.
16. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила 5 килограммов помидоров и килограмм яблок.
17. Солнечный Сочи – мой любимый город.
18. Иван Андреевич Крылов написал много басен.
19. Я встала, сняла ребенка с колен.
20. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков.
21. В МГУ работают известные профессора.
22. В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, армян.
23. Осенью всегда бывает много свадеб.
24. Мы с мамой испекли пирожки с повидлом.
25. Гринев, как он сам говорил, был недорослем.
26. Золушка так торопилась, что потеряла одну туфлю.
27. Мы выехали на просторную авеню.
28. Жестокий юноша не слушал мольбы своей старой матери.
29. В этом ей должны были помочь две подруги.
30. Катя научила меня танцевать старинное танго.

Категория: УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | Добавил: admin (17.01.2012)

Просмотров: 6285
| Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики
| Рейтинг: 5.0/1
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

«УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ»
РЕКОМЕНДУЕТ


Презентации к урокам

Источник

Итоговый контроль по блоку №3

I вариант

1. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной

Голосишк_, зайчишк_, мостишк_, пальтишк_, плутишк_, сараюшк_, трусишк_, коровушк_

2. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-

Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом

3. Определите род данных существительных

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь,

казино, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню

4. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки

1) У стены стоит (черный) рояль. 2) На ужин мы приготовили (жареный) картофель. 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть (толь). 4) Друг пригласил меня на чашечку (черный) кофе. 5) Для прослойки торта можно использовать (яблочный) повидло. 6) В зале сидит (компетентный) жюри. 7) Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре. 8) В праздники в доме обычно готовили (вкусный) студень.

5. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).

1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор

6. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн.ч.

Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск,

конструктор, приговор, клапан, ревизор, повар, паспорт, слесарь, офицер, фронт, мастер

7. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.

8. Спишите, раскрывая скобки

1) На Черном море много песчаных (побережье). 2) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 4) Я встал, сняв ребенка с (колени). 5) В саду много (яблони), (вишни), (смородина). 6) Сколько же (платья) тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 8) Над болотом кружила пара (цапли). 9) Сколько (доли) от наследства ты получил? 10) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры).

9. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания

1) Многие полотна написанные Поленов_м можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленов_м. 2) Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг совершенный Гагарин_м. Город Гжатск где родился и вырос первый космонавт теперь называется Гагарин_м. 3) Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвин_м в 1848 году.

10. Укажите номер ряда, в котором все существительные женского рода

1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби

11. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов

Дыра, сапог, ураган, полотно, сила, кусок, сбор, грязь, рука, хвост.

12. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные

Проходить, советовать, притворяться, сварить, резать, рассказать, камень, пилить, баня, контора, стекло

13. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова;

б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Муж(?), тиш(?), витраж(?), задач(?), полноч(?), радиопередач(?), гуаш(?),

пейзаж(?), коллаж(?), свеч(?), бреш(?), лож(?), выигрыш(?), тиш(?),

манеж(?), роскош(?), монтаж(?), глуш(?), ключ(?), ноч(?).

II вариант

1. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной

Землишк_, горлышк_, зернышк_, нивушк_, парнишк_, полюшк_, соловушк_, хлебушк_

2. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-

Гнездо, комар, мать, трава, ива, усадьба, изба, поле, доля, горе, соловей, солнце

3. Определите род данных существительных

Метро, мозоль, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье,

рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.

4. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки

1) Я долго греб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль. 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила (красивый) тюль. 3) Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль. 4) Отличник гордится (свой) (табель). 5) Машина ехала по (асфальтированный) шоссе. 6) На озере (плавать) (черный) лебедь. 7) Голову моют (шампунь).

5. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн.ч. имеют окончание -а(я)

1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель

6. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, снайпер, шофер, штемпель, борт, юнкер,

веер, якорь, стог, корм, катер, жернов, лектор, аптекарь, торт.

7. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.

Сапоги, туфли, ботинки, чулки, носки, ступни, обои, ставни, блюдца, простыни, полотенца, плоскогубцы, оглобли, ружья, погоны, кресла, бревна, щипцы, очки, тиски, волокна, свадьбы, усадьбы, ясли, кегли, сакли, ноздри, распри, кочерги, дно, днища, грабли, сумерки

8. Спишите, раскрывая скобки

1) Мать велела мне купить несколько (простыни). 2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по два (килограммы) (яблоки) и (помидоры). 3) В углу стояло несколько (кочерга). 4) Рим пал от нашествия (варвары). 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли). 6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). 8) Осенью бывает много (свадьба). 9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 10) После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

9. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания

1) Сражение под Бородин_м стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение написанное Лермонтов_м и названное “Бородин_”. 2) Под городом Серпухов_м Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска по сей день именуемой Абрамцев_м гостили известные писатели и художники. Многими из них Васнецов_м Репин_м Серов_м здесь создавались прекрасные произведения.

10. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода

1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу

11. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов

Нога, нож, борода, топор, бревно, яма, кулак, дно, пожар, лапа

12. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные

Буфет, перевозить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, заказ, упаковать, подписать, обидеть.

13. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова;

б) ь не пишется после шипящих на конце слова

Суш(?), ландыш(?), камыш(?), мелоч(?), экипаж(?), тысяч(?),стриж(?),

антураж(?), репортаж(?), мыш(?). фальш(?), печ(?),массаж(?),

ковш(?), реванш(?), вкладыш(?), помощ(?), мираж(?), луч(?), доч(?)

Ключ 1 вариант

1. Голосишко (неодуш., м. р.), зайчишка (одуш., м. р.), мостишко (неодуш., м. р.), пальтишко (ср. р.), плутишка (одуш., м. р.) , сараюшко (неодуш., м. р.), трусишка (одуш., м. р.), коровушка (ж. р.).

2. Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.

3. Авокадо (ср. р.), алоэ (ср. р.), бандероль (ж. р.), бра (ср. р.), вуаль (ж. р.), вуз (м. р.), Гоби (ж. р.), денди (м. р.), жабо (ср. р.), желе (ср. р.), имбирь (м. р.), казино (ср. р.), кофе (м. р.), кашне (ср. р.), кашпо (ср. р.), кольраби (ж. р.), какао (ср. р.), маэстро (м. р.), меню (ср. р.).

4. 1) У стены стоит черный рояль (м. р.). 2) На ужин мы приготовили жареный картофель (м. р.). 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть толем (м. р.). 4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе (м. р.). 5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло (ср. р.). 6) В зале сидит компетентное жюри (ср. р.). 7) Ребенок с удовольствием ест картофельное пюре (ср. р.). 8) В праздники в доме обычно готовили вкусный студень (м. р.).

5. 1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.

6. Выборы, директора, бухгалтеры, договоры, доктора, инженеры, инспектора, округа, отпуска,конструкторы, приговоры, клапаны, ревизоры, повара, паспорта, слесари, офицеры, фронты,мастера.

7. Бананов, лимонов, яблок, апельсинов, помидоров, мандаринов, гренков, томатов, вафель, баклажанов, макарон, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, киргизов, казахов, узбеков, таджиков, якутов, туркмен, солдат, татар, цыган, партизан, граммов, килограммов,валенок, сапог, туфель, ботинок.

8. 1) На Черном море много песчаных побережий. 2) Отряд солдат и группа партизан встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок. 4) Я встал, сняв ребенка с колен. 5) В саду много яблонь, вишен, смородины. 6) Сколько же платьев тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме граблей (или) грабель. 8). Над болотом кружила пара цапель. 9) Сколько долей от наследства ты получил? 10) В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин, башкир.

9.1. Многие полотна, написанные Поленовым, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленовом. 2. Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершенный Гагариным. Город Гжатск, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарином. 3. Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвиным в 1848 году.

10.  1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби.

11. Дырища (ж. р.), сапожище (м. р.), ураганище (м. р.), полотнище (ср. р.), силища (ж. р.), кусище (м. р.), сборище (м. р.), грязища (ж. р.), ручища (ж. р.), хвостище (м. р.).

12. Проходчик, советчик, притворщик, сварщик, резчик, рассказчик,каменщик, пильщик, банщик, конторщик, стекольщик.

13. а) Тишь, полночь, гуашь, брешь, ложь, тишь, роскошь, глушь, ночь. б) Муж, витраж, задач, радиопередач, пейзаж, коллаж, свеч, выигрыш, манеж, монтаж, ключ.

Вариант 2

1. Землишка (ж. р.), горлышко (ср. р.), зернышко (ср. р.), нивушка (ж. р.), парнишка (одуш., м. р.),полюшко (ср.р.), соловушка (одуш., м. р.), хлебушко (неодуш., м. р.)

2. Гнездышко, комаришка, матушка, травушка, ивушка, усадьбушка, избушка, полюшко,долюшка, горюшко, соловушка, солнышко.

3. Метро (ср. р.), мозоль (ж. р.), ножище (м. р.), озимь (ж. р.), онтарио (ср. р.), плацкарта (ж. р.), повидло (ср. р.), пони (м. р.), портье (м. р.), рагу (ср. р.), рояль (м. р.), салями (ж. р.), Сочи (м. р.), толь (м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м. р.), хобби (ср. р.), шоу (ср. р.).

4. 1) Я долго греб веслами, отчего на руке вздувалась огромная мозоль (ж. р.). 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивый тюль (м. р.). 3. Лицо дамы скрывала густая вуаль (ж. р.). 4) Отличник гордится своим табелем (м. р.). 5) Машина ехала по асфальтированному шоссе (ср. р.). 6) На озере плавал черный лебедь (м. р.). 7) Голову моют шампунем (м. р.).

5. 1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель.

6. Профессора, сторожа, фельдшера, редакторы, торты, снайперы,шоферы, штемпеля, борта, юнкеры, веера, якоря, стога, корма,катера, жернова, лекторы, аптекари, торты.

7. Сапог, туфель, ботинок, чулок, носков, ступней, обоев, ставень, блюдец, простынь (или) простыней, полотенец, плоскогубцев, оглоблей или оглобель, ружей, погон, кресел, бревен, щипцов, очков, тисков, волокон, свадеб, усадеб, яслей, кеглей, саклей, ноздрей, распрей,кочерёг, доньев, днищ, грабель (или) граблей, сумерек.

8. 1) Мать велела мне купить несколько простын(ь)ей. 2) Я не нашла в магазинах ни апельсинов,ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила по два килограмма яблок и помидоров. 3) В углу стояло несколько кочерёг. 4) Рим пал от нашествия варваров. 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из яслей. 6) Отец привез из Самарканда несколько дынь. 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков. 8) Осенью бывает много свадеб. 9) Иван Андреевич Крылов написал много басен. 10) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

9. 1) Сражение под Бородином стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение, написанное Лермонтовым и названное “Бородино”. 2) Под городом Серпуховом Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска, по сей день именуемой Абрамцевом, гостили известные писатели и художники. Многими из них: Васнецовым, Репиным, Серовым – здесь создавались прекрасные произведения.

10. 1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.

11. Ножища (ж. р.), ножище (м. р.), бородища (ж. р.), топорище (м. р.), бревнище (ср. р.), ямища (ж. р.), кулачище (м. р.), днище (ср. р.), пожарище (м. р.), лапища (ж. р.).

12.Буфетчик, перевозчик, смазчик, извозчик, бетонщик, разведчик, текстильщик, заказчик,упаковщик, подписчик, обидчик.

13. а) Сушь, мелочь, мышь, фальшь, печь, помощь, дочь. б) Ландыш, камыш, экипаж, тысяч, стриж, антураж, репортаж, массаж, ковш, реванш, вкладыш, мираж, луч.

Источник

В.А. Серов. Автопортрет.
1880

1) Мать велела мне купить несколько (простыни). 2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по два (килограммы) (яблоки) и (помидоры). 3) В углу стояло несколько (кочерга). 4) Рим пал от нашествия (варвары). 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли). 6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). 8) Осенью бывает много (свадьба). 9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 10) После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1) Сражение под Бородин_м стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение написанное Лермонтов_м и названное “Бородин_”. 2) Под городом Серпухов_м Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска по сей день именуемой Абрамцев_м гостили известные писатели и художники. Многими из них Васнецов_м Репин_м Серов_м здесь создавались прекрасные произведения.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода.

1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Нога, нож, борода, топор, бревно, яма, кулак, дно, пожар, лапа.

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные.

Буфет, перевозить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, заказ, упаковать, подписать, обидеть.

Задание 15. Распределите слова в две группы: а) ь пишется после шипящих на конце слова; б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Суш(?), ландыш(?), камыш(?), мелоч(?), экипаж(?), тысяч(?), стриж(?), антураж(?), репортаж(?), мыш(?). фальш(?), печ(?), массаж(?), ковш(?), реванш(?), вкладыш(?), помощ(?), мираж(?), луч(?), доч(?).

Итоговая работа по теме: “Имя существительное”, 10-й класс

Задание 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Объясните выбор гласных в окончаниях выделенных слов.

Я не ищу гармонии (1-е скл., р.п.) в природе (1-е скл., п.п.).
Разумной соразмерности (3-е скл.) начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе (2-е скл.)
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир его дремучий!
В ожесточенном пении (на -ие) ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Дополнительно. Вспомните другие поэтические строки, содержащие слова с орфограммой “Правописание падежных окончаний имен существительных”. Объясните правописание указанных вами слов.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Имя, пламя, племя, семя, стремя, путь. (Разносклоняемые.)

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Голосишко (неодуш., м. р.), зайчишка (одуш., м. р.), мостишко (неодуш., м. р.), пальтишко (ср. р.), плутишка (одуш., м. р.) , сараюшко (неодуш., м. р.), трусишка (одуш., м. р.), коровушка (ж. р.).

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Авокадо (ср. р.), алоэ (ср. р.), бандероль (ж. р.), бра (ср. р.), вуаль (ж. р.), вуз (м. р.), Гоби (ж. р.), денди (м. р.), жабо (ср. р.), желе (ср. р.), имбирь (м. р.), казино (ср. р.), кофе (м. р.), кашне (ср. р.), кашпо (ср. р.), кольраби (ж. р.), какао (ср. р.), маэстро (м. р.), меню (ср. р.).

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

1) У стены стоит черный рояль (м. р.). 2) На ужин мы приготовили жареный картофель (м. р.). 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть толем (м. р.). 4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе (м. р.). 5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло (ср. р.). 6) В зале сидит компетентное жюри (ср. р.). 7) Ребенок с удовольствием ест картофельное пюре (ср. р.). 8) В праздники в доме обычно готовили вкусный студень (м. р.).

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).

1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Выборы, директора, бухгалтеры, договоры, доктора, инженеры, инспектора, округа, отпуска, конструкторы, приговоры, клапаны, ревизоры, повара, паспорта, слесари, офицеры, фронты, мастера.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн. ч.

Бананов, лимонов, яблок, апельсинов, помидоров, мандаринов, гренков, томатов, вафель, баклажанов, макарон, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, киргизов, казахов, узбеков, таджиков, якутов, туркмен, солдат, татар, цыган, партизан, граммов, килограммов, валенок, сапог, туфель, ботинок.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

1) На Черном море много песчаных побережий. 2) Отряд солдат и группа партизан встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок. 4) Я встал, сняв ребенка с колен. 5) В саду много яблонь, вишен, смородины. 6) Сколько же платьев тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме граблей (или) грабель. 8). Над болотом кружила пара цапель. 9) Сколько долей от наследства ты получил? 10) В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин, башкир.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1. Многие полотна, написанные Поленовым, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленовом. 2. Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершенный Гагариным. Город Гжатск, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарином. 3. Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвиным в 1848 году.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные женского рода.

В.М. Васнецов.
Автопортрет. 1873

1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Дырища (ж. р.), сапожище (м. р.), ураганище (м. р.), полотнище (ср. р.), силища (ж. р.), кусище (м. р.), сборище (м. р.), грязища (ж. р.), ручища (ж. р.), хвостище (м. р.).

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик- -щик- имена существительные.

Проходчик, советчик, притворщик, сварщик, резчик, рассказчик, каменщик, пильщик, банщик, конторщик, стекольщик.

Задание 15. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова.

б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Муж, витраж, задач, радиопередач, пейзаж, коллаж, свеч, выигрыш, манеж, монтаж, ключ.

Задание 1. Составьте словосочетания с данными ниже словами, употребляя их в форме р.п., д.п., п.п.

Струнка, доля, акция, медаль, якорь, гений, стая, башня, студия, сочинение, ущелье, рысь.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Время, вымя, бремя, знамя, темя, путь. (Разносклоняемые)

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Гнездышко, комаришка, матушка, травушка, ивушка, усадьбушка, избушка, полюшко, долюшка, горюшко, соловушка, солнышко.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Метро (ср. р.), мозоль (ж. р.), ножище (м. р.), озимь (ж. р.), онтарио (ср. р.), плацкарта (ж. р.), повидло (ср. р.), пони (м. р.), портье (м. р.), рагу (ср. р.), рояль (м. р.), салями (ж. р.), Сочи (м. р.), толь (м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м. р.), хобби (ср. р.), шоу (ср. р.).

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

И.Е. Репин.
Автопортрет. 1878

1) Я долго греб веслами, отчего на руке вздувалась огромная мозоль (ж. р.). 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивый тюль (м. р.). 3. Лицо дамы скрывала густая вуаль (ж. р.). 4) Отличник гордится своим табелем (м. р.). 5) Машина ехала по асфальтированному шоссе (ср. р.). 6) На озере плавал черный лебедь (м. р.). 7) Голову моют шампунем (м. р.).

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн.ч. имеют окончание -а(я).

1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Профессора, сторожа, фельдшера, редакторы, торты, снайперы, шоферы, штемпеля, борта, юнкеры, веера, якоря, стога, корма, катера, жернова, лекторы, аптекари, торты.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн. ч.

Сапог, туфель, ботинок, чулок, носков, ступней, обоев, ставень, блюдец, простынь (или) простыней, полотенец, плоскогубцев, оглоблей или оглобель, ружей, погон, кресел, бревен, щипцов, очков, тисков, волокон, свадеб, усадеб, яслей, кеглей, саклей, ноздрей, распрей, кочерёг, доньев, днищ, грабель (или) граблей, сумерек.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

1) Мать велела мне купить несколько простын(ь)ей. 2) Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила по два килограмма яблок и помидоров. 3) В углу стояло несколько кочерёг. 4) Рим пал от нашествия варваров. 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из яслей. 6) Отец привез из Самарканда несколько дынь. 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков. 8) Осенью бывает много свадеб. 9) Иван Андреевич Крылов написал много басен. 10) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1) Сражение под Бородином стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение, написанное Лермонтовым и названное “Бородино”. 2) Под городом Серпуховом Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска, по сей день именуемой Абрамцевом, гостили известные писатели и художники. Многими из них: Васнецовым, Репиным, Серовым – здесь создавались прекрасные произведения.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода.

1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Ножища (ж. р.), ножище (м. р.), бородища (ж. р.), топорище (м. р.), бревнище (ср. р.), ямища (ж. р.), кулачище (м. р.), днище (ср. р.), пожарище (м. р.), лапища (ж. р.).

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные.

Буфетчик, перевозчик, смазчик, извозчик, бетонщик, разведчик, текстильщик, заказчик, упаковщик, подписчик, обидчик.

Задание 15. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова.

б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Ландыш, камыш, экипаж, тысяч, стриж, антураж, репортаж, массаж, ковш, реванш, вкладыш, мираж, луч.

Г.Н. МОРГУНОВА,
село Волчиха,
Волчихинский р-н,
Алтайский край

источник

Источник

Читайте также:  Яндекс как избавиться от мозолей