Исследовалось зависимость растяжения жгута от приложенной силы

Исследовалось зависимость растяжения жгута от приложенной силы thumbnail

Продолжение. См. № 6/08

М.Ю.ДЕМИДОВА demidovaktv1@yandex.ru,
В.А.ГРИБОВ, Г.Г.НИКИФОРОВ nikiforow@telecont.ru,
ФПК по физике, г. Москва

1. Выбирать схему эксперимента для
проверки указанной гипотезы.

Пример 1. Пучок белого света,
пройдя через призму, разлагается в спектр. Была
выдвинута гипотеза, что ширина спектра зависит
от преломляющего угла призмы (угла при её
вершине). Чтобы экспериментально проверить эту
гипотезу, надо сравнить результаты опытов:

 

2. Строить графики и рассчитывать
заданный коэффициент.

Пример 2. Космонавты исследовали
зависимость силы тяжести от массы тела на
посещённой ими планете. Погрешность измерения
силы тяжести равна 4 Н, а массы тела 50 г.
Результаты измерений с учётом их погрешности
представлены на рисунке. Согласно этим
измерениям, ускорение свободного падения на
планете приблизительно равно:

1) 10 м/с2; 2) 7 м/с2; 3) 5
м/с2; 4) 2,5 м/с2.

Здесь необходимо учитывать, что в ряде
задач этого типа график не должен проходить
через начало координат. (Ответ неоднозначный. – Ред.)

3. Делать выводы по результатам
эксперимента.

Пример 3. Исследовалась
зависимость растяжения жгута от приложенной
силы. В таблице приведены результаты
соответствующих измерений.

F, Н

2

4

6

8

10

l, см

0,4

0,8

1,3

1,5

2,1

Погрешности измерений силы и длины
жгута равны соответственно 0,5 Н и 1 мм. На
основании этих результатов можно сделать вывод:

1) жёсткость жгута равна 200 Н/м;

2) закон Гука выполняется только при
силах растяжения, меньших 4 Н;

3) жёсткость жгута сначала уменьшается, а
при больших значениях l увеличивается;

4) с учётом погрешностей
измерений закон Гука выполняется при всех
значениях силы.

Пример 4. Ученику предложили
определить, на какую высоту h поднимется
шарик, выпущенный вертикально вверх из
пружинного пистолета. Опираясь на закон
сохранения энергии, ученик записал равенство:

Подставив известные ему значения
жёсткости пружины k, величину сжатия пружины
х и массу шарика от пинг-понга m, он
нашёл, что h = 8 м. Затем ученик решил
экспериментально проверить правильность
расчёта: вложил в пистолет шарик и выстрелил
вверх. Измерение показало, что шарик поднялся на
высоту 4,5 м. Погрешность измерения высоты подъёма
шарика составляла 0,5 м. Какой вывод следует из
эксперимента?

1) Погрешности измерений оказались
слишком большими, чтобы проверить верность
расчёта;

2) с учётом погрешности измерений
эксперимент подтвердил теоретический расчёт;

3) условия проведения
эксперимента не соответствуют теоретической
модели, используемой при расчёте;

4) теоретический расчёт оказался
неверным.

Существенные затруднения в КИМах ЕГЭ
вызывают задания, в которых при проверке
различных законов и формул делается акцент на
причинно-следственные связи между величинами.
Причём это проявляется не только в традиционных
вопросах о ёмкости конденсатора или
сопротивлении проводника (которые определяются
геометрическими размерами и материалами и не
зависят от заряда и напряжения между обкладками
конденсатора и соответственно от силы тока и
напряжения на концах проводника). Так, например,
при выполнении заданий, где встречаются графики
зависимости удлинения пружины от массы груза
(или его веса) l(Р),
учащиеся склонны «переформулировать» задание в
привычную для себя зависимость силы упругости от
удлинения F(l).

В ЕГЭ 2008 г. вводится новая форма
заданий, проверяющих этот вид деятельности. В
качестве В1 будут использоваться задания на
установление соответствия между элементами двух
столбцов. В них необходимо к каждой позиции
первого столбца подобрать соответствующую
позицию второго. Во всех заданиях этого типа в
первом столбце содержатся три элемента, к
которым нужно подобрать соответствие из трёх
элементов второго столбца. Следует обратить
внимание учащихся на то, что в этом случае не
используется однозначное соответствие каждого
элемента первого столбца одному из элементов
второго столбца. Поэтому цифры в ответе могут
повторяться.

Три элемента – увеличится, уменьшится
или не изменится – используются в заданиях, где
необходимо определить изменение тех или иных
физических величин в указанных процессах. В этом
случае в ответе могут быть две одинаковые цифры,
поскольку две из перечисленных величин могут,
например, увеличиваться.

Пример 5. Материальная точка
движется с постоянной скоростью по окружности
радиусом R, совершая одни оборот за время Т.
Как изменятся перечисленные в первом столбце
физические величины, если радиус окружности
уменьшится, а период обращения останется
прежним?

     Физические
величины

     Их изменение

А) Скорость.1) увеличится.
Б) Угловая скорость…2) уменьшится.
В) Центростремительное ускорение…3) не изменится.

Пример 6. Плоский воздушный
конденсатор зарядили до некоторой разности
потенциалов и отключили от источника тока. Как
изменятся перечисленные в первом столбце
физические величины, если пластины конденсатора
раздвинуть на некоторое расстояние?

     Физические
величины

     Их изменение

А) Заряд на обкладках конденсатора…1) увеличится.
Б) Электроёмкость конденсатора…2) уменьшится.
В) Энергия электрического поля
конденсатора…
3) не изменится.

Всего для формирования КИМ ЕГЭ 2008 г.
используются планы, которые в целом
соответствуют обобщённому плану
экзаменационной работы, приведённой в
спецификации. С кодификатором элементов
содержания, спецификацией экзаменационной
работы и демонстрационным вариантом ЕГЭ-2008 можно
ознакомиться на официальном сайте ЕГЭ https://ege.edu.ru или на сайте ФИПИ https://www.fipi.ru.

Ниже приведён примерный вариант,
который по структуре и уровню сложности заданий
соответствует экзаменационным вариантам 2008 г.

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы
по физике отводится 3,5 ч (210 мин). Работа состоит из
трёх частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 содержит 30 заданий (А1–А30).
К каждому заданию даются 4 варианта ответа, из
которых правильный только один.

Часть 2 содержит четыре
задания (В1–В4), на которые следует дать
краткий ответ. Для задания В1 ответ
необходимо записать в виде набора цифр, а для
заданий В2–В4 – в виде числа.

Часть 3 состоит из пяти
заданий (С1–С5), на которые требуется
дать развёрнутый ответ. Необходимо записать
законы физики, из которых выводятся требуемые
для решения задачи соотношения.

При выполнении заданий части 2
значение искомой величины следует выразить в тех
единицах физических величин, которые указаны в
условии задания. Если такого указания нет, то
значение величины следует записать в
Международной системе единиц (СИ). При
вычислениях разрешается использовать
непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание
и предлагаемые варианты ответа, если они имеются.
Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос
и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в
котором они даны. Если какое-то задание вызывает
у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным
заданиям можно будет вернуться, если у вас
останется время.

За выполнение различных по сложности
заданий дается один или более баллов. Баллы,
полученные вами за выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно
больше заданий и набрать наибольшее количество
баллов.

Желаем успеха!

Читайте также:  Растяжение связок на лапе у собаки симптомы и лечение

Ниже приведены справочные данные,
которые могут понадобиться вам при выполнении
работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

гига-

Г

109

санти­

с

10–2

мега-

М

106

милли­

м

10–3

кило-

к

103

микро­

мк

10–6

гекто­

г

102

нано-

н

10–9

деци-

д

10–1

пико-

п

10–12

Константы

Число

= 3,14

Ускорение
свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

Гравитационная
постоянная

G = 6,7 · 10–11
Н · м2/кг2

Газовая
постоянная

R = 8,31 Дж/(моль
· К)

Постоянная
Больцмана

k = 1,38 · 10–23
Дж/К

Постоянная
Авогадро

NА = 6 ·
1023 моль–1

Скорость света в
вакууме

с = 3 · 108
м/с

Коэффициент
пропорциональности в законе Кулона

k = 1/(40) = 9 · 109 Н · м2 /Кл2

Элементарный
заряд

|e| = 1,6 · 10–19
Кл

Постоянная Планка

h = 6,6 · 10–34
Дж · с

Соотношения между единицами

Температура

0 К = –273 °С

Атомная единица
массы

1 а.е.м. = 1,66 · 10–27
кг

1 атомная
единица массы эквивалентна 931,5 МэВ

Электрон-вольт

1 эВ = 1,6 · 10–19
Дж

Масса частиц

Электрон

9,1 · 10 –31
кг 5,5 · 10–4
а.е.м.

Протон

1,673 · 10–27 кг
1,007 а.е.м.

Нейтрон

1,675 · 10–27 кг
1,008 а.е.м.

Плотность

Удельная теплоёмкость, Дж/(кг • К)

Вода

4200

Алюминий

900

Железо

640

Медь

380

Свинец

130

Чугун

500

Удельная теплота

Парообразования воды ……………………………
2,3 • 106 Дж/кг

Плавления льда ……………………………………….
3,3 • 105 Дж/кг

Плавления свинца ……………………………………
2,5 • 104 Дж/кг

Нормальные условия

Давление 105 Па, температура 0 °С.

Молярная маcса, кг/моль

Азот

28 ·10–3

Кислород

32 · 10–3

Аргон

40 · 10–3

литий

6 · 10–3

Водород

2 · 10–3

Молибден

96 · 10–3

Воздух

29 · 10–3

Неон

20 · 10–3

Гелий

4 · 10–3

углекислый газ

44 · 10–3

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке
ответов № 1 под номером выполняемого вами
задания (А1–А30) поставьте знак «» в клеточке, номер
которой соответствует номеру выбранного вами
ответа.

А1. Автомобиль движется
по прямой улице. На графике представлена
зависимость скорости автомобиля от времени.
Модуль ускорения  автомобиля максимален на
интервале времени:

1) от 0 с до 10 с; 2) от 10 с до 20 с;

3) от 20 с до 30 с; 4) от 30 с до 40 с.

А2. Мальчик тянет санки
за верёвку с силой 50 Н. Протащив санки на
расстояние 1 м, он совершил механическую работу 50
Дж. Чему равен угол между верёвкой и дорогой?

1) 0°; 2) 30°; 3) 45°; 4) 90°.

А3. На рисунке приведены
условные изображения Земли, летающей тарелки и
вектора Fт силы притяжения
тарелки Землёй. Масса летающей тарелки примерно
в 1018 раз меньше массы Земли. Тарелка
удаляется от Земли. Вдоль какой стрелки (1
или 2) направлена и чему равна по модулю сила,
действующая на Землю со стороны летающей
тарелки?

1) вдоль 1, равна Fт ; 2)
вдоль 2, равна Fт ;

3) вдоль 1, в 1018 раз меньше Fт
;

4) вдоль 2, в 1018 раз больше Fт
.

A4. На рычаг, находящийcя в
равновесии, действуют силы F1 = 10 Н и F2
= 4 Н. С какой силой рычаг давит на опору? Массой
рычага пренебречь.

1) 14 Н; 2) 10 Н; 3) 6 Н; 4) 4 Н.

A5. Конькобежец массой 70
кг скользит по льду. Чему равна сила трения,
действующая на конькобежца, если коэффициент
трения скольжения коньков по льду равен 0,02?

1) 3,5 Н; 2) 14 Н; 3) 35 Н; 4) 40 Н.

A6. Первоначальное
удлинение пружины равно l. Как изменится потенциальная
энергия пружины, если её удлинение станет вдвое
меньше?

1) Увеличится в 2 раза; 2) увеличится в 4
раза;

3) уменьшится в 2 раза; 4)
уменьшится в 4 раза.

A7. Мимо рыбака, сидящего
на пристани, прошли 5 гребней волны за 10 с. Чему
равен период колебаний поплавка на волнах?

1) 5 с; 2) 50 с; 3) 2 с; 4) 0,5 с.

A8. По горизонтальному
столу из состояния покоя движется брусок массой
0,8 кг, соединённый с грузом массой 0,2 кг невесомой
нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий
невесомый блок. Груз движется с ускорением 1,2 м/с2.
Коэффициент трения бруска о поверхность стола
равен:

1) 0,10; 2) 0,13; 3) 0,22; 4) 0,88.

A9. Доска массой 0,5 кг
шарнирно подвешена к потолку на лёгком стержне.
На доску со скоростью 10 м/с налетает
пластилиновый шарик массой 0,2 кг и прилипает к
ней. Скорость шарика перед ударом направлена под
углом = 60° к
нормали к доске. Высота подъёма доски
относительно положения равновесия после
соударения приблизительно равна:

1) 1,4 м; 2) 0,14 м; 3) 0,1 м; 4) 0,4 м.

A10. В процессе перехода
вещества из кристаллического состояния в жидкое:

1) уменьшается упорядоченность
в расположении его молекул;

2) молекулы перестают притягиваться друг
к другу;

3) существенно увеличивается расстояние
между его молекулами;

4) существенно увеличиваются силы
отталкивания между молекулами.

A11. При изотермическом
увеличении давления одного моля идеального газа
его внутренняя энергия:

1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) увеличивается или уменьшается в
зависимости от изменения объёма;

4) не изменяется.

A12. При температуре T
и давлении p0 1 моль идеального газа
занимает объём V0. Каков объём 2 молей
газа при давлении 2p0 и температуре 2T0?

1) 4V0; 2) 2V0;
3) V0; 4) 8V0.

A13. На рисунке
представлен график зависимости абсолютной
температуры T воды массой m от времени t
при осуществлении теплоотвода с постоянной
мощностью P. В момент времени t = 0 вода
находилась в газообразном состоянии. Какое из
приведённых ниже выражений определяет удельную
теплоту плавления льда по результатам этого
опыта?

4) 

A14. На Т, р-диаграмме
показан процесс изменения состояния неизменной
массы идеального одноатомного газа. Газ совершил
работу, равную 5 кДж. Количество теплоты,
полученное газом, равно:

1) 0 кДж; 2) 3 кДж; 3) 3,5 кДж; 4) 5 кДж.

A15. В сосуде, закрытом
поршнем, находится идеальный газ. Процесс
изменения состояния газа показан на диаграмме.
Как менялся объём газа при его переходе из
состояния А в состояние В?

1) Всё время увеличивался;

2) всё время уменьшался;

3) сначала увеличивался, затем
уменьшался;

4) сначала уменьшался, затем
увеличивался.

A16. Два стеклянных кубика
1 и 2 сблизили вплотную и поместили в
электрическое поле, напряжённость которого
направлена горизонтально влево, как показано в
верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули, и
уже потом убрали электрическое поле (нижняя
часть рисунка). Какое утверждение о знаках
зарядов разделённых кубиков 1 и 2
правильно?

1) Заряды первого и второго кубиков
отрицательны;

2) заряды первого и второго
кубиков равны нулю;

3) заряды первого и второго кубиков
положительны;

4) заряд первого кубика положителен,
заряд второго – отрицателен.

A17. Напряжённость
электрического поля измеряют с помощью пробного
заряда qп. Если величину пробного
заряда уменьшить в n раз, то модуль
напряжённости измеряемого поля:

1) не изменится; 2) увеличится в n
раз;

3) уменьшится в n раз; 4) увеличится в n2
раз.

A18. На рисунке показан
участок цепи постоянного тока, содержащий 3
лампочки накаливания. Если сопротивление каждой
лампочки 21 Ом, то сопротивление всего участка
цепи:

1) 63 Ом; 2) 42 Ом; 3) 14 Ом; 4) 7 Ом.

A19. В электрической цепи,
представленной на рисунке, сопротивления
резисторов R1 = 20 Ом и R2 = 30 Ом.
Отношение выделяющихся на резисторах мощностей P2/P1
равно:

1) 1; 2) 2; 3) 1,75; 4) 1,5.

A20. Электрическая цепь,
состоящая из четырёх прямолинейных
горизонтальных проводников (1–2, 2–3, 3–4,
4–1) и источника постоянного тока, находится
в однородном магнитном поле, вектор магнитной
индукции которого направлен горизонтально влево
(см. рисунок, вид сверху). Куда направлена
вызванная этим полем сила Ампера, действующая на
проводник 3– 4?

1) вертикально вверх на
читателя ;

2) вертикально вниз от читателя ;

3) горизонтально вправо ;

4) горизонтально влево 

A21. На плоскую
непрозрачную пластину с двумя узкими
параллельными щелями падает по нормали плоская
монохроматическая волна из зелёной части
видимого спектра. За пластиной на параллельном
ей экране наблюдается интерференционная
картина, содержащая большое число полос. При
переходе на монохроматический свет из
фиолетовой части видимого спектра:

1) расстояние между интерференционными
полосами увеличится;

2) расстояние между
интерференционными полосами уменьшится;

3) расстояние между интерференционными
полосами не изменится;

4) интерференционная картина станет
невидимой для глаза.

A22. Предмет расположен
между собирающей линзой и её фокусом.
Изображение предмета:

1) мнимое, перевёрнутое;

2) действительное, перевёрнутое;

3) действительное, прямое;

4) мнимое, прямое.

Продолжение см. в № 8/08

Источник

Методические страницы

Н. Э.
Коган,
, ЦО № 345, г. Москва

Перевод системы контроля знаний учащихся на внешнюю проверку в тестовой форме создаёт у большинства учителей опасение, что это вызовет падение уровня преподавания. Однако форма тестирования вполне позволяет готовить учащихся к творческой работе. Необычные, «незатасканные» вопросы по традиционному материалу приучают внимательно изучать формулировку задания, требуют чёткого понимания сути процессов и явлений. Анализ ответов на такой тест, даже если выбраны неправильные варианты, позволяет определить суть ошибок и провести коррекцию. Начинать работу с учащимися по подготовке к тестированию следует с устной формы, ведь тест считается устным экзаменом. Обсуждение решения, проговаривание используемых приёмов настраивает учащихся на аналитическое отношение к тестовым заданиям, а не к попыткам угадать ответ. Но подготовка к работе с контрольными тестами требует качественных тренировочных тестов. А надо заметить, что обычно подготовка к районным и городским мониторингам, городским контрольным работам, к ЕГЭ превращается в натаскивание на набор стандартных вопросов.

Читайте также:  Можно ли при растяжении использовать разогревающую мазь

В каждом тестовом задании присутствуют в явном или неявном виде намерения автора теста проверить… что? какие элементы знания? Чаще всего это просто формальная проверка памяти. Такого типа вопросы на вспоминание формулы, тривиальную подстановку в неё, узнавание прибора и т.д. на самом деле уровня ученических компетенций не проверяют. А на современном этапе развития образования надо бы проверять специальные и общеучебные навыки, навыки анализа и использования информации. Формирование этих компетенций, в том числе и на уроках физики, – первая задача учителя.

Анализ материалов различных тестов навёл на мысль о попытке создания структуры анализа, оценки сложности и подготовки тестов в виде таблицы, которую можно использовать в самых разных целях. При анализе теста рассматриваются следующие положения:

  • На проверку какого сегмента знаний учащихся в соответствии со спецификацией направлен данный вопрос? Владения какой специальной терминологией он требует? Ответ определяется программными требованиями и требует владения специальной терминологией: определения физических величин, названия законов, характеристик процессов и т.д.
  • На какие ранее изученные или общие для предмета элементы знаний необходимо опираться учащимся для ответа на вопрос? Для ответа, как правило, необходимо опираться на ранее изученные или общие для предмета элементы знаний: понимание существенных признаков явлений, границ применимости законов, грамотное чтение формул, различных формулировок зависимостей, навык понимания неизбежности оценки погрешности эксперимента и т.д.
  • Владения какими предметными навыками, применяемыми при решении различных групп вопросов, требует от учащихся работа над ответом? Требуются навыки: расчёт по формуле, сравнение значений искомой величины в нескольких ситуациях, анализ решения в общем виде, сравнительный анализ явлений и величин, и т.д.
  • Владения какими базовыми компетенциями, применяемыми при решении различных групп вопросов, требует от учащихся работа над ответом? Это результативное чтение вопроса и его логический анализ, сравнительный анализ вариантов ответов, владение измерительными навыками и навыками оценки результатов измерений, привлечение знаний из других отраслей.
  • Какие элементы формулировки задания содержат в неявной форме ответ? Действительно, правильная формулировка тестового задания содержит ответ в неявной форме: размерность, параметры, отложенные по осям на графике, и его вид, имеющее физический смысл числовое значение величины и т.д.

В зависимости от того, насколько объёмны и глубоки данные положения для каждого вопроса теста, сколько компонентов знаний должны быть задействованы учащимся при формировании ответа на вопрос, можно оценить и уровень сложности вопроса.

При оценке уровня сложности тестов в предлагаемом анализе используется система баллов. Оценка в баллах, конечно, субъективна, но определить общий уровень теста позволяет. Чем больше баллов в пункте анализа, тем выше общая сложность. Вопросы на определения можно оценивать в 0,5 балла. Уровень сложности до 4 баллов можно считать низким, от 4 до 6 – средним, задания суммарной сложностью выше 6 баллов будут слишком сложными, они требуют достаточно больших затрат времени для среднего ученика.

Балльная система оценки сложности теста позволяет выявить и вопросы, сложность выполнения которых сильно различается по отдельным параметрам оценки. Так, например, задания, требующие объёмных расчётов, могут иметь низкую сложность в теории. При оценке тестовых заданий (типа групп А и В в ЕГЭ) каждое оценивается в 1 балл вне зависимости от сложности. Ранжирование заданий по сложности позволяет придавать заданиям разный «вес» в тестах, делать тестовые задания более гибким инструментом оценки знаний учащихся. Приводим примеры использования предлагаемой системы.

1. При работе учителя с готовыми тестами, которых сейчас очень много, полезно проанализировать, что именно можно проверить при помощи данного теста. Это не требует много времени, зато позволяет при проверке выполнения теста определить суть ученической ошибки. Очень полезно предложить учащимся аргументировать свой выбор ответа. Даже случайный выбор позволяет понять учебные проблемы школьника. Осознанное отношение учителя к тестовой проверке знаний учащихся позволяет более результативно готовить учащихся к ЕГЭ, а теперь и к Государственной итоговой аттестации (ГИА). Анализ демонстрационных вариантов экзаменов в тестовой форме по предложенной схеме позволяет учителю чётко сформулировать для себя те базовые компетенции, над формированием которых надо работать с учащимися. Для примера в «Дополнительных материалах» к № 2/09 приводится анализ варианта тестов ЕГЭ.

Читайте также:  Что бывает при растяжении связок

2. Результативным оказывается анализировать тесты, составленные самими учащимися: выбор заданий, их сложность и тематика, подбор вариантов ответов, их формулировка покажут имеющиеся проблемы как у данного ученика, так и у класса в целом. В качестве примера приводим анализ теста, составленного учеником 10-го класса по теме «Термодинамика». Тест содержит в основном вопросы на определения (хотя и с творчески подобранными вариантами ответов) и применения законов. Отсутствуют расчётные задания, очевидно вызывающие затруднения. Учащегося привлекают, как и многих его сверстников, отрицательные ответы на поставленные вопросы. Общий уровень сложности теста невысокий: от 2,5 до 4 баллов.

Содержание вопроса

Проверяемый элемент знаний по предмету

Проверяемый компонент навыков и умений

Основной

Вторичный

По предмету

Общеучебных

Термодинамика – это раздел физики, изучающий тепловые явления без рассмотрения:

1) формы тела;  2) количества вещества, содержащегося в теле;  3) молекулярного строения вещества тела. 4) Все ответы верны.

Понимание области изучения раздела физики.

Понимание различия макро- и микроскопических параметров.

Применение определения.

Грамотное и осмысленное чтение.

3 балла

0,5 балла

1 балл

0,5 балла

1 балл

Внутренняя энергия идеального одноатомного газа не зависит от:

1) массы газа; 2) рода вещества; 3) объёма, занимаемого газом; 4) температуры газа.

Зависимость внутренней энергии газа от его массы, рода вещества и температуры.

Газ занимает весь предоставленный объём.

Выделение существенных признаков явления.

Формулирование отрицательного ответа.

3,5 балла

1 балл

0,5 балла

1 балл

1 балл

Работа газа в термодинамике всегда численно равна:

1) длине пути, пройденного поршнем при расширении газа; 2) количеству теплоты, переданному нагревателем; 3) площади под графиком зависимости давления газа от изменения его объёма; 4) изменению температуры газа.

Знание графической интерпретации работы в термодинамике.

Применение I начала термодинамики к изопроцессам.

Формулировка «правдоподобных» вариантов ответов.

Чтение и анализ графиков, внутренняя визуализация.

4 балла

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

КПД реальных тепловых машин по сравнению с КПД идеальной тепловой машины всегда:

1)  больше; 2) меньше; 3) такой же. 4) Эти величины независимы.

Физический смысл КПД реальной и идеальной тепловых машин.

Формулы расчёта КПД.

Сравнительный анализ.

Понимание физического смысла работы и  энергии.

3,5 балла

1 балл

1 балл

0,5 балла

1 балл

Тепловыми двигателями являются устройства: 1) увеличивающие свою внутреннюю энергию тела за счёт совершения работы; 2) преобразующие потенциальную энергию тела в кинетическую; 3) совершающие механическую работу за счёт внутренней энергии вещества; 4)  использующие мускульную силу человека для обогрева.

Понятие «Тепловые двигатели».

Различные виды энергии и их различия.

Сравнительный  анализ величин.

Понимание физического смысла энергии.

2,5 балла

0,5 балла

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

I начало термодинамики для адиабатного процесса записывается как:

1) U = 3mRT/(2M); 2) A = рΔV;
3) Q =cmΔT; 4) A= –ΔU.

Знание особенностей адиабатного процесса и I начала термодинамики.

Применение I начала термодинамики к изопроцессам.

Чтение  и понимание формул.

Анализ процесса, записанного в формульном виде.

3 балла

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

1 балл

Уравнение теплового баланса неприменимо для:

1) систем из большого числа взаимодействующих тел; 2) разреженных газов; 3) раскалённых тел; 4) незамкнутых термодинамических систем.

Условия применения уравнения теплового баланса.

Суть понятия замкнутых и незамкнутых термодинамических систем.

Сравнительный анализ явлений.

Понимание всеобщего характера закона сохранения энергии.

3 балла

1 балл

1 балл

0,5 балла

0,5 балла

3. Используя предложенный подход, можно составлять тестовые задания различной сложности (по нарастающей) по стандартным тестовым вопросам. Такого типа задания можно использовать для занятий с учащимися разного уровня подготовленности в индивидуальной и групповой работе. Пример (тема «Тепловые явления», 8-й класс) дан в виде электронного приложения (см. рубрику «Дополнительные материалы» к № 2/09 на сайте газеты https://fiz.1september.ru).

4. Демонстрационные тесты ЕГЭ-2008 содержат вопросы, направленные на проверку умений анализировать результаты эксперимента, планировать эксперименты в простейшем варианте, оценивать погрешность опыта. Проанализировать предложенные вопросы в рассматриваемой системе чрезвычайно результативно, ведь это требует совсем другого подхода к подготовке учащихся. Предложенные вопросы проверяют не только и не столько формальные знания, сколько общий уровень развития аналитических способностей выпускников, что очень важно. Уровень сложности таких заданий высок, подготовка учащихся к выполнению такого рода заданий должна осуществляться в ходе изучения всего курса физики в школе. Приводим пример – тема «Оптика».

Содержание вопроса

Проверяемый элемент знаний по предмету

Проверяемый компонент

навыков и умений

Основной

Вторичный

По предмету

Общеучебных

1. Пучок белого света, пройдя через призму, разлагается в спектр. Была выдвинута гипотеза, что ширина спектра зависит от преломляющего угла призмы (угла при вершине). Чтобы экспериментально проверить эту гипотезу, надо сравнить результаты опытов:

1) А и Б; 2) А и В; 3) А и Г; 4) Б и Г. 

Явление дисперсии, понятия спектр, опыт Ньютона

Понятие светового луча

Понимание необходимости постановки в эксперименте однофакторной задачи. Выделение существенных признаков явления.

Чтение и понимание чертежа.

5,5 баллов

1 балл

1 балл

2,5 балла

1 балл

2. Исследовалась зависимость растяжения жгута от приложенной силы. В таблице приведены результаты соответствующих измерений.

F, Н

2

4

6

8

10

Δl, см

0,4

0,8

1,3

1,5

2,1

Погрешности измерения силы и длины жгута соответственно 0,5 Н и 1 мм. На основании этих результатов можно сделать вывод:

1) жёсткость жгута равна 200 Н/м; 2) закон Гука выполняется только при силе растяжения меньше 4 Н; 3) жёсткость жгута сначала уменьшается, а при больших значениях Δl увеличивается; 4) с учётом погрешности закон Гука выполняется при всех значениях силы.

Замечание: если ученик понимает, что результат 200 Н/ м выполняется не во всех опытах, что закон Гука выполняется и при гораздо больших силах, чем 4 Н, что жёсткость жгута в опыте не менялась, то может и, не учитывая погрешность, выбрать ответ 4.

Закон Гука, смысл  коэффициента жёсткости, физический смысл погрешности.

Экспериментальный способ определения жёсткости  жгута и условий проведения эксперимента.

Расчёт погрешности опыта при оценке его результата.

Навык формулировки вывода, анализа материала, представленного в виде таблицы.

8 баллов

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

В последнее время в тестовых заданиях появились вопросы, проверяющие умение учащихся работать с новым для себя научным или научн?