Испытания на растяжение на усталость

Испытания на растяжение на усталость thumbnail

Экспериментальным методам исследования усталости металлов и конструктивных элементов уделялось и уделяется большое внимание, поскольку полученные с использованием этих методов результаты являются основой обеспечения надежности и долговечности конструкций, работающих в условиях переменных нагрузок.

Испытания на усталость производят как для пластичных, так и для малопластичных и хрупких материалов (ГОСТ 2860—65).

Предел выносливости чаще всего определяют на вращающемся образце (гладком или с надрезом) в условиях знакопеременного (симметричного) цикла (омакс = амин), т. е. с приложением изгибающей нагрузки, вызывающей знакопеременные напряжения (растяжение-сжатие); при этом число циклов знакопеременных нагружений может быть установлено достаточно большим.

Испытания на усталость могут быть длительные и ускоренные. Длительные испытания производятся на круглых образцах.

Схема испытания на машинах, работающих по методу консольного изгиба, показана на рис. 4.6, а. Один конец образца 2 зажимается во вращающемся шпинделе 1 машины, а на другой конец надевается подшипник 3, к которому подвешивается груз Р. При вращении образец подвергается повторно-переменному нагружению. При каждом обороте изменение величины напряжения совершит полный цикл от амакс через нуль к амин и т. д. (рис. 4.6, б). В этом случае изгибающие моменты распределяются по закону треугольника.

При заданной нагрузке испытание продолжается до разрушения образца, при этом регистрируется число выдержанных циклов.

После разрушения образца его заменяют другим и уменьшают или увеличивают груз. Так испытания повторяют несколько раз, определяя каждый раз число циклов, доводящее образец до разрушения. Для определения предела выносливости испытывают целую серию (не менее шести) одинаковых образцов, изготовленных из одного и того же материала.

Первый образец испытывают при напряжении cjj (для стали = 0,6ав, а для легких сплавов aj = 0,4ав); при этом определяют число циклов N, вызвавшее разрушение образца. Для второго и последующих образцов напряжения а2, аз и т. д. каждый раз снижают или повышают на 2 или 4 кгс/мм2 (на 19,62 или 39,24 МПа) в зависимости от числа циклов, вызвавшего разрушение первого

Длительное испытание на усталость

Рис. 4.6. Длительное испытание на усталость:

а — схема испытания; б — диаграмма циклического изменения напряжений

образца. Разность между напряжениями для двух последних образцов проверяемой серии не должна превышать 19,62 МПа.

С уменьшением нагрузки число выдержанных циклов возрастает.

Испытания заканчиваются построением диаграммы кривой усталости в координатах «напряжения — число циклов» в пропорциональном или логарифмическом масштабах.

Кривая вначале быстро падает, а потом приближается к прямой, параллельной горизонтальной оси. Горизонтальный участок, т. е. максимальное напряжение, не вызывающее разрушения при бесконечно большом числе перемен нагрузки, соответствует пределу выносливости. Пределы выносливости выражают в номинальных напряжениях и обозначают r в кгс/мм2 (МПа).

Предел выносливости можно определить по формуле

Испытания на растяжение на усталость

где Р — вес груза, кгс (Н); / — длина образца, мм (м); d — диаметр образца, мм (м); R — коэффициент асимметрии цикла.

Следовательно, при напряжениях меньше cyR материал, не разрушаясь, выдерживает большое число циклов.

Предел выносливости обычно считают достигнутым при числе циклов N — 5 • 106 (если испытания проводились при комнатной температуре).

Для новых сталей, впервые применяемых для изготовления деталей, длительность работы которых может значительно превышать 5 млн циклов, базу испытаний устанавливают от 10 млн циклов.

Предел выносливости образцов из легких литейных сплавов (алюминиевых или магниевых) определяют на базе 10 млн циклов или на иной базе, задаваемой техническими условиями в зависимости от условий работы детали.

При указании предела выносливости отмечают базу испытаний, при которой они проводились.

При длительных испытаниях образцов на машинах с постоянным изгибающим моментом, работающих по методу чистого изгиба, испытываемый образец, закрепленный в шпиндельных бабках, приводится во вращение электродвигателем. При этом рабочая часть нагруженного образца испытывает повторно-переменное напряжение изгиба, постоянное по всей длине образца. Число сотен оборотов образца (циклов нагружения) определяется по показаниям счетчика.

При разрушении образца по сигналу датчика электродвигатель машины отключается.

Для определения предела усталости испытывают также целую серию однотипных образцов, последовательно изменяя нагрузку, производят вычисление и построение диаграммы.

Пределы выносливости пластичных материалов, определенные в условиях изгиба и растяжения, мало отличаются по своим значениям. В то же время предел выносливости при кручении пластичных металлов составляет 0,5—0,6 от предела выносливости при изгибе в условиях симметричного цикла.

При наличии большого числа факторов, влияющих на циклическую прочность, и необходимости их одновременного учета наиболее показательными оказываются результаты испытаний реальных деталей (в их натуральную величину) в условиях, приближающихся к эксплуатационным. Детали, работающие в сопряжении с другими деталями, испытываются в сборе, в конструктивных узлах (болтовые рельсовые стыки, оси в запрессовке, рессорные листы в сборе и т. д.), поскольку в местах соединения деталей может развиваться коррозия, снижающая предел выносливости.

Несмотря на свои преимущества, натурные испытания значительно менее распространены, чем испытания моделей деталей или образцов, материала.

Металлы, работающие в сложных условиях, при повышенных или пониженных температурах, при коррозии и в других специальных условиях, испытываются на машинах, снабженных специальными установками и приспособлениями.

Нагружение образцов при испытаниях на усталость проводится по одной из основных схем, показанных на рис. 4.7—4.13. На рис. 4.7 приведена схема испытания при чистом изгибе при вращении круглого образца (схема I). По такой схеме можно проводить испытания при симметричном цикле, тогда напряжения определятся по формуле

Испытания на растяжение на усталость

где Л7И — переменный изгибающий момент; W3 — экваториальный момент сопротивления сечения.

На рис. 4.8 показана схема испытаний при чистом изгибе в одной плоскости круглых и некруглых образцов (схема 11). При такой схеме нагружения испытания проводятся как при симметричном, так и при асимметричном циклах нагружения. Амплитуда напряжения определяется по формуле, среднее напряжение цикла

Испытания на растяжение на усталость

где Мср — средний изгибающий момент.

Схема испытания при чистом изгибе при вращении образца

Рис. 4.7. Схема испытания при чистом изгибе при вращении образца

На рис. 4.9 показана схема испытаний при поперечном изгибе при вращении консольных круглых образцов (схема III). Напряжения определяются по формуле

Читайте также:  Растяжение связок голеностопа лфк

Схема испытания при чистом изгибе в одной плоскостиИспытания на растяжение на усталость

Рис. 4.8. Схема испытания при чистом изгибе в одной плоскости

где Ми — переменный изгибающий момент; W3 — экваториальный момент сопротивления сечения.

На рис. 4.10 дана схема испытаний при поперечном изгибе в одной плоскости консольных круглых и некруглых образцов (схема IV). Испытания проводятся как при симметричном, так и при асимметричном циклах нагружения. Напряжения подсчитываются по приведенным выше формулам.

На рис. 4.11 показана схема испытаний при поперечном изгибе консольных круглых образцов при вращении силовой плоскости

Схема испытаний при поперечном изгибе при вращении консольных образцов

Рис. 4.9. Схема испытаний при поперечном изгибе при вращении консольных образцов

Схема испытаний при поперечном изгибе в одной плоскости консольных образцов

Рис. 4.10. Схема испытаний при поперечном изгибе в одной плоскости консольных образцов

Схема испытаний при изгибе консольных образцов при вращении силовой плоскости

Рис. 4.11. Схема испытаний при изгибе консольных образцов при вращении силовой плоскости

(схема V). Испытания проводятся при симметричном цикле нагружения, напряжения определяются по формуле

Испытания на растяжение на усталость

где Мн — переменный изгибающий момент; W3 — экваториальный момент сопротивления сечения.

На рис. 4.12 приведена схема испытаний при переменном растяжении-сжатии круглых и некруглых образцов (схема VI). Испытания могут проводиться как при симметричном, так и при асимметричном циклах нагружения. Амплитуда и среднее напряжение цикла определяются по формулам:

Испытания на растяжение на усталость

где Ра — переменная нагрузка; Рср — средняя нагрузка; F — площадь поперечного сечения.

ь

Испытания на растяжение на усталость

Ь

Рис. 4.12. Схема испытаний при переменном растяжении—сжатии

+ Л

11 р

СТ ,. о 1

I и

Образец | я ЧУ М/

………………………. +

О

D О

IIIII ММ II ММ II ММ II ММ III и I

гг ° R*

Р = Р +Р п% ь «

ср-‘а = и b

Г j

Схема испытаний при переменном кручении

Рис. 4.13. Схема испытаний при переменном кручении

На рис. 4.13 дана схема испытаний при переменном кручении круглых образцов (схема VII). При такой схеме испытания проводятся как при симметричном, так и при асимметричном циклах нагружения. Амплитуда и среднее напряжение цикла подсчитываются по формулам:
Испытания на растяжение на усталость

где Ма — переменный крутящий момент; Мср — средний крутящий момент; Wp — полярный момент сопротивления сечения.

Помимо основных схем нагружения, приведенных на рис. 4.7—

4.13, используются комбинированные схемы, когда совмещаются изгиб с кручением, изгиб с растяжением и т. п.

При испытании образцов и конструктивных элементов на усталость используются различные принципы возбуждения нагрузок.

  • 1. Возбуждение постоянной нагрузкой. В этом случае напряжения в образце создаются грузом, подвешенным к вращающемуся образцу с помощью подшипника. При вращении образца в поверхностных слоях материала возникают напряжения, изменяющиеся по гармоническому циклу. Такой принцип используется при реализации схем I и III. В том случае, если вращается не образец, а груз на конце образца, реализуется схема V.
  • 2. Возбуждение кривошипным механизмом. С помощью кривошипного механизма задается перемещение конца образца с заданной амплитудой, которая выдерживается в процессе испытания. Регулировка кривошипного механизма может быть осуществлена таким образом, чтобы реализовать симметричный или асимметричный цикл нагружения. Такой принцип возбуждения используется при реализации схем II и IV.
  • 3. Гидравлическое возбуждение. Нагрузка на образцы реализуется с помощью зажимов, соединенных с плунжером гидравлического цилиндра. При наличии дополнительного гидравлического цилиндра или пружин возможно осуществить симметричный цикл нагружения. Такая система применяется для реализации схемы VI.
  • 4. Инерционное возбуждение. Используется сила инерции вращающихся масс. Усталостные машины такого типа работают, как правило, в режиме резонанса, когда благодаря совпадению собственной частоты системы машина—образец с частотой возбуждающей нагрузки возможно реализовать большие напряжения в образце при малых затратах мощности. На таких машинах можно реализовать схемы II, IV, VI и VII.
  • 5. Электромагнитное возбуждение. Колебания исследуемого образца вызываются и поддерживаются периодическими электромагнитными силами притяжения, возникающими при прохождении магнитного потока через массу якоря, прикрепленного к испытываемому образцу. Испытания проводятся при частотах, близких к собственной частоте колебаний образца. Наиболее часто такой принцип возбуждения нагрузки используется при реализации схемы нагружения IV.
  • 6. Электродинамическое возбуждение. Колебания поддерживаются силами, возникающими при прохождении переменного тока через катушку, находящуюся в постоянном магнитном поле и прикрепленную к испытываемому объекту. При таком возбуждении реализуются схемы II, IV и VI. Испытания проводятся при частотах, близких к собственной частоте колебаний образца.
  • 7. Магнитострикционное возбуждение. Используется эффект магнитострикции, состоящей в том, что некоторые металлы (например, никель) при воздействии на них магнитного поля изменяют свои размеры с частотой действия этого магнитного поля. Этот эффект используется для возбуждения колебаний в системе, составной частью которой является исследуемый образец. Установки, созданные на таком принципе, используются для испытаний по схеме VI при весьма высоких частотах нагружения.
  • 8. Пневматическое возбуждение. Колебания образца в этом случае возбуждаются под действием переменного воздушного потока, проходящего через отверстия во вращающихся дисках. Такое возбуждение используется для реализации схемы II при высоких частотах нагружения.
  • 9. Электрогидравлическое возбуждение. Такое возбуждение близко по своему характеру к гидравлическому возбуждению и отличается от него тем, что усилие в гидравлическом цилиндре регулируется с помощью сервоклапана, управляемого электрическим сигналом. Установки, построенные на таком принципе возбуждения, имеют большие возможности по воспроизведению различных режимов программного и стохастического (при условии наличия в системе ЭВМ) нагружений. Они используются для реализации нагружения по схеме VI.

В табл. 4.1 показаны возможности установок с различными принципами возбуждения нагрузок по реализуемым усилиям, частотам нагружения и перемещения. Под малыми (М), средними (С) и большими (Б) усилиями подразумеваются соответственно усилия до 500, 2000, 100 000 кгс и выше; под малыми, средними и большими частотами — соответственно 5—15, 15—150 и выше 150 Гц; под малыми, средними, большими перемещениями — соответственно перемещения 1 — 10, 11—50, 51 —100 мм.

Особенностью машин с электрогидравлическим принципом возбуждения нагрузок является взаимосвязь перемещения с частотой нагружения. С увеличением перемещения захватов реализуемая частота уменьшается.

Читайте также:  От растяжение руки пальцев мазь

Таблица 4.1

Возможности установок с различными принципами возбуждения нагрузок

Возбуждение

Усилие

Частота

Перемещение

Постоянной нагрузкой

М,С

М,С

М, С, Б

Кривошипным механизмом

М,С

м, С

М, С, Б

Гидравлическое

С, Б

м, с

С, Б

Инерционное

М, С, Б

с

м,с

Электромагнитное

М,С

С, Б

м,с

Электродинамическое

М,С

С, Б

м,с

Магнитострикционное

М

Б

м

Пневматическое

М

Б

м

Электрогидравлическое

С, Б

М, С

м

При испытаниях на малоцикловую усталость используются машины с электрогидравлическим и механическим принципами нагружения. Особое значение в этом случае имеет наличие возможности реализовать различные режимы по изменению нагрузок и деформаций.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многие изделия из металлов и сплавов в процессе эксплуатации подвергаются циклическому нагружению. В результате действия знакопеременных напряжений детали разрушаются еще до достижения предела упругости.

Процесс постепенного снижения прочности материала вследствие появления и развития в нем трещин под действием циклических длительно действующих нагрузок называют усталостью, а разрушение в результате этого процесса — усталостным. Свойство материала противостоять усталости называют сопротивлением усталости.

Усталостные трещины появляются на поверхности изделия и затем распространяются вглубь изделия. Распространение усталостных трещин происходит медленно. При испытаниях на усталость стремятся установить количественную оценку сопротивления усталости материала. Усталостное разрушение обычно начинается при напряжениях ниже не только предела прочности, но и предела текучести. Усталостное разрушение происходит хрупко, без заметных следов пластической деформации. Установлено, что усталостное разрушение наблюдается при циклических растяжении, сжатии, изгибе и кручении, а также при более сложных видах нагружения.

Методы испытаний металлов на усталость регламентированы ГОСТ 25.502: при растяжении — сжатии, изгибе и кручении; при симметричных и асимметричных циклах напряжений или деформаций, изменяющихся по простому периодическому закону с постоянными параметрами; при наличии и отсутствии концентрации напряжений; при нормальной температуре и влажности; при много- и малоцикловом нагружении в упругой и упругопластической областях.

Цикл напряжения — совокупность последовательных значений переменных напряжений за один период процесса их изменения. Напряжения σ цикла могут быть изображены графически, а также определены по формуле:

где σm — среднее напряжение цикла; σа — амплитуда цикла; f(t) — непрерывная периодическая функция, характеризующая форму цикла.

Максимальные напряжения цикла — наибольшие алгебраические значения напряжений цикла (рис. 5.29):

Минимальные напряжения цикла — наименьшие алгебраические значения напряжений цикла, равные разности среднего напряжения цикла и амплитуды:

Средние напряжения определяют по формуле

Амплитуды напряжений цикла — наибольшие (положительные) значения переменной составляющей цикла напряжений, определяемые по формулам:

Рис. 5.29 Цикл напряжений при испытании на усталость

При испытании образцов на усталость с постоянным средним напряжением цикла предел выносливости определяют как наибольшее значение амплитуды напряжений цикла, при которой не происходит усталостного разрушения после произвольно большого числа циклов нагружения. База испытаний — задаваемая наибольшая продолжительность испытаний на усталость (число циклов или время).

Под усталостной долговечностью понимают характеристику сопротивления усталости материала, которую определяют числом циклов нагружения, выдержанных образцом до разрушения при задаваемом напряжении. Типы образцов стандартизованы (ГОСТ 25.502).

Для построения кривой распределения долговечности и оценки среднего значения и среднего квадратического отклонения логарифма долговечности на заданном уровне напряжений испытывают не менее 10 одинаковых образцов до полного разрушения или появления макротрещин.

Для установления предела выноcливости материала испытуемый образец предварительно подвергают действию знакопеременных напряжений, превышающих предел выносливости для данного материала. Затем у последующих образцов уровень напряжений постепенно уменьшают до значения, при котором образец разрушается при заданном числе циклов. По результатам испытаний не менее 10 образцов строят диаграмму зависимости напряжения от числа циклов (кривая усталости). ГОСТом 25.502 рекомендовано построение кривых усталости в полулогарифмических или в двойных логарифмических координатах.

При испытаниях металлов на усталость напряжения в образце определяют в зависимости от схемы нагружения, например, при растяжении и сжатии

где Р — осевая сила (нагрузка), приложенная к образцу, Н; F — площадь расчетного поперечного сечения образца, м2.

Разрушение, возникающее под действием циклически изменяющихся напряжений, называетсяусталостью. Усталостью определяется степень долговечности почти всей техники. Это основной путь разрушения деталей транспортной техники — вагонов, мостов, шестерен, тросов, рельсов, подшипников и т.д. Многие металлы имеют предел выносливости σ-1, ниже которого металл не подвержен усталостному разрушению.

Усталостная долговечность N – характеристика выносливости материала, определяемая числом циклов, пройденных образцом перед разрушением при задаваемом напряжении.

Определение сопротивления усталости. Многие детали машин в процессе работы, кроме воздействия статических нагрузок, подвергаются знакопеременным (циклическим) нагрузкам, которые изменяются по величине или направлению. В результате длительной службы металл постепенно переходит из пластичного состояния в хрупкое («устает»). Это объясняется тем, что знакопеременные нагрузки приводят к образованию в изделиях микротрещин, которые постепенно расширяются и ослабляют связь между зернами металла, вследствие чего разрушение наступает при меньших напряжениях, чем предел текучести. Усталости подвержены вагонные оси, коленчатые валы, лопатки турбин, рессоры, пружины.

Способность металла противостоять действию знакопеременных нагрузок называют выносливостью металла. Пределом выносливости считается наибольшее напряжение, которое материал выдерживает, не разрушаясь, заданное число циклов. Число циклов может колебаться от 106 до 107.

Известно, что плохая обработка поверхности (надрезы, коррозия, дефекты материала конструкции) резко снижает предел выносливости. Тщательное шлифование, полирование и упрочнение поверхности деталей значительно повышают сопротивление усталости и увеличивают срок службы изделия.

Испытания на усталостную прочность производят на различных машинах в зависимости от характера работы изделий. Наиболее распространенными типами машин являются: машины для испытания на изгиб при вращении; машины для испытания на растяжение сжатие; машины для испытания на кручение.

Усталостью называют процесс изменения состояния и свойств материала под действием повторно-переменных напряжений, приводящий к появлению и развитию трещин, а затем к полному разрушению тела. Различают знакопеременность нагружения (рис. 4.7) и многократность.

Читайте также:  Предел прочности при растяжении бронз

Усталость уже проявляется при наличии повторности нагрузок одного направления, например пульсации с изменением нагрузки от нуля до некоторого максимума (рис. 4.7).

Знакопеременность нагружения значительно усиливает развитие усталостных процессов, и наиболее опасным является симметричный (а) цикл по сравнению с асимметричным (б-г) циклом с положительным средним напряжением σср.

t Рис. 4.7 Схематическое изображение типичных циклов повторно-переменного нагружения. Циклы: а — симметричный, б — знакопостоянный, в — асимметричный знакопеременный, г — асимметричный знакопостоянный
 

Опасность усталостного нагружения, по сравнению с однократным статическим, заключается в более низкой величине разрушающего напряжения, в более резком и неблагоприятном влиянии на прочность неоднородности микроструктуры, надрезов, остаточных растягивающих напряжений, коррозионного воздействия и т.д., в менее пластичном строении излома, что чаще приводит к внезапной заключительной стадии излома — долому.

Кривые усталости, называемые кривыми Велера, бывают двух типов: для невысоких температур кривые с некоторого известного числа циклов практически переходят в горизонталь (рис. 4.8); при высоких температурах испытания и для всех материалов в коррозионной среде кривые непрерывно понижаются.

lgN Рис. 4.8 Кривые усталости металлов. 1 — невысокие, 2 — повышенные температуры
 
 

Пределом выносливости называют наибольшую величину максимального напряжения цикла, не вызывающего разрушения практически при очень большом числе циклов. Очевидно, что такой предел (60-100 МПа) может быть установлен только для сталей, имеющих кривую усталости с горизонтальным участком. Левой части кривой усталости соответствует так называемая малоцикловая усталость при малом числе циклов или разрушение от повторно-переменных нагрузок (при числе циклов от тысяч до десятков и сотен тысяч).

На рис. 4.12 приведена схема полной кривой усталости, где в зависимости от приложенных напряжений и числа циклов представлен весь диапазон разрушений от статического (точка А), квазистатического (линия ВСD; здесь, несмотря на переменный характер напряжений, остаточные напряжения накапливаются, в конце линии DE развивается шейка и характер излома принципиально не отличается от статического) до многоцикловой усталости — участок FGH.

Рис. 4.12 Схема полной кривой усталости

Повторно-статическое разрушение может происходить и от нагрузок, которые прежде считали статическими, например, от пусков и остановов машин, турбин, котлов, от резких изменений режима их эксплуатации, от термических, магнитных, монтажных напряжений при их повторных изменениях в процессе длительной эксплуатации. Многие повреждения связаны с малоцикловой усталостью.

Кривую усталости можно строить только при доведении испытания до полного разрушения образца или изделия, по началу развития трещины, по накоплению определенной поврежденности. Существует большое число электрических, оптических, магнитных, акустических и других методов определения начала появления усталостной трещины. Ввиду трудоемкости испытаний разработано и предложено большое число упрощенных, ускоренных и косвенных методов определения усталостной прочности.

Возрастание роли усталостной прочности сталей связано в настоящее время с выработкой деталей машин расчетного ресурса, с необходимостью продления срока их дальнейшей эксплуатации. Кроме того, применение материалов с более высокой прочностью не приводит к пропорциональному увеличению усталостной прочности.

Характеристики усталостной прочности образцов и различных изделий получены преимущественно при стационарном циклическом повторении нагрузки. В реальных условиях эксплуатации подобные регулярные режимы являются редким исключением. Имеются различные сочетания нагрузок, вибраций (нередко одновременно несколько различных и не стационарных частот и амплитуд), кратковременных статических и ударных нагрузок. Диапазон изменения частоты в условиях работы различного оборудования чрезвычайно широк: от нескольких циклов нагружения в месяц до нескольких тысяч циклов в секунду.

Увеличение частоты (в определенной степени) эквивалентно увеличению скорости деформирования и нагружения. Наложение на повторные нагружения малой частоты небольших по амплитуде вибраций, но значительно большей частоты, во многих случаях приводит к значительному снижению прочности и долговечности деталей.

Наличие надрезов, царапин, рисок от резца и т.д. снижает сопротивление усталости сталей. Создание в поверхностном слое остаточных сжимающих напряжений за счет поверхностной обработки металла (наклепа, азотирования, цементации и т.д.) благоприятно влияет на усталостную прочность.

При повышении температуры форма кривой Велера снижается наиболее круто. Горизонтальный участок, существовавший при пониженной и комнатной температурах, переходит в наклонный, поэтому оценивают лишь ограниченный предел выносливости, отнесенный к определенной базе (числу циклов) испытаний. При повышенных температурах влияние концентрации напряжений обычно снижается из-за возрастания местной пластичности.

Влияние окружающей среды при усталостных явлениях отмечается довольно отчетливо. В течение практически всего времени работы оборудования усталостные процессы развиваются в поверхностной зоне из-за отсутствия макропластических деформаций. Следовательно, большая длительность нагружения способствует усилению влияния внешних воздействий, в том числе коррозионных, на усталостную прочность. Возникает смешанное разрушение от коррозионного и механического воздействий, т.е. происходит коррозионная усталость.

Микроструктура и химический состав существенно влияют на сопротивление усталости. Отмечают снижение усталостной прочности с увеличением размера зерна. Строгое соблюдение режимов термической обработки влияет на усталостную прочность. В сложных условиях эксплуатации прочность материала зависит в большой степени от температуры закалки. Так, заниженная температура закалки приводит к недостаточному сопротивлению ползучести, а повышенная — к значительному росту зерна, что может быть причиной преждевременного разрушения материала от недостаточной усталостной прочности.

В процессе циклических испытаний при высоких температурах изменяются состояния поверхностного слоя (обеднение углеродом и легирующими элементами, окисление по границам зерен, изменение микрорельефа и т.д.) и структуры в целом (выделение и коагуляция фаз, сдвиги, рекристаллизация), которые значительно влияют на физико-механические свойства материала. Существенное различие проявляется во влиянии неметаллических включений в сталях на усталостную и статическую прочность.

Неметаллические включения при однократных нагрузках обычно влияют слабее (местная пластическая деформация снижает концентрацию напряжений вблизи включений), чем при повторных (на физико-механические характеристики).

Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 10111; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник