8 класс урок биологии первая помощь при растяжениях и вывихе

8 класс урок биологии первая помощь при растяжениях и вывихе thumbnail

  Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

                   переломах костей.       8 класс

                                                   Филькина В.И., учитель биологии

        Цели:     — научить различать признаки повреждения скелета,

                       —  выработать умения оказывать первую медицинскую помощь                                                                                                                                      

                          при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

                       —  совершенствовать навыки работы с учебником,

                       —  осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

        Оборудование:     таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,

                                        бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

Ход урока.

    Оргмомент

    1. Актуализация знаний.

     Мы с вами в течении 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета.

     Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

1 – вариант:

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – вариант:

Задание 1:  Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2:  Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка                                         знаюсь
  2. лопатки                                                          я вас
  3. тазовые кости                                                труд и
  4. запястье                                                          шусь
  5. предплюсна                                                    и в этой
  6. надкостница                                                   сти
  7. ключица                                                          лю…
  8. бедро                                                               стыд
  9. компактное вещество                                    несчаст…
  10. плечо                                                               блю…
  11. большая берцовая кость                                прас…
  12. фаланги пальцев кисти                                  это
  13. лучевая кость                                                  бе
  14. суставная впадина                                          при…
  15. надколенник                                                на…
  16. локтевая кость                                             хоть я
  17. суставная жидкость                                    я
  18. фаланги пальцев стопы                              по…
  19. губчатое вещество                                      ной
  20. суставная сумка                                          ших ног
  21. пястье                                                           хоть
  22. малая берцовая                                           ный
  23. костный мозг                                              у ва…
  24. плюсна.                                                       глу…
Читайте также:  Лангета при вывихе голеностопа

              Я вас люблю – хоть я бешусь,

              Хоть это труд и стыд напрасный,

              И в этой глупости несчастной

              У ваших ног я признаюсь!

              А.С. Пушкин «Признание» (к Александре Ивановне Осиповой)

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Вспомним:

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?          

Растяжения :   В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе.  Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется  — растяжением.

    При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих:  неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

     Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей:  Несмотря  на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

  При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

   Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

    При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

      При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

     При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

           Первая помощь при повреждениях скелета.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь рассказывает фельдшер.

3. Домашнее задание:   выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.

4.Закрепление:    

   Решение биологических задач:

  1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
  2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа №6

Конспект урока на тему:

« Первая помощь при растяжении связок,  вывихах суставов, переломах костей»

         Предмет: биология 8 кл.                            

         Учитель: Пигалова Е.В.

г.Сергач

Цели:

  1. Образовательная:

— учащиеся должны углубить знания о видах травм скелета, их признаках, последовательности действий при оказании первой помощи;

— учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей;

  1. Развивающая:

— учащиеся развивают навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

  1. Воспитательная:

— учащиеся воспитывают ответственность  и неравнодушие за жизнь и здоровье окружающих.

Оборудование: скелет человека, проектор,  бинты, шины, стерильные                                                                            

                                    повязки, раздаточный материал    

Читайте также:  Что делать при вывихе позвонка

Тип урока: комбинированный                      

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

(Для проведения урока класс делится на группы)

Учитель:  Каждый живой организм, относящийся к п/типу Позвоночные, в том числе и человек способен к движению.

Что мы изучали на прошлом уроке? О чем шла речь?

Дети: отвечают

Учитель:  мы рассмотрели строение скелета человека. А сегодня для проверки ваших знаний мы проведем турнир знатоков.  А чтобы ваши знания оценить объективно, все полученные баллы будем заносить в таблицу. В таблице имеется колонка для штрафных баллов. За лишний разговор и не серьезное отношение к учебе будут даваться штрафные баллы.

(по жребию один из группы дергает номер конверта и получает пакет с заданиями)

  1. (СЛАЙД) Из перечисленных систем органов выберите те, которые обеспечивают подвижность нашего организма: покровная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, скелетная, выделительная, мышечная, нервная, эндокринная, система органов размножения. (скелетная, мышечная, нервная)

Возьмите конверт с заданием № 2

  1. (СЛАЙД)   Определите, каким отделам скелета соответствуют кости (задания для каждой группы), после завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ)

1-ая гр. – Грудина (грудная клетка)

                  Теменная кость (мозговой отдел черепа)

             Лобная кость (лицевой отдел черепа)

             Малая берцовая кость (скелет нижних конечностей)

        Поясничный позвонок (поясничный отдел позвоночника)

2-ая гр. – Шейный позвонок (шейный отдел позвоночника)

             Скуловая кость (лицевой отдел черепа)

              Затылочная кость (мозговой отдел черепа)

              Большая берцовая кость (скелет нижних конечностей)

              Нижнечелюстная кость (лицевой отдел черепа)

3-ая гр. —   Лопатка (пояс верхних конечностей)

                   Бедренная кость (скелет нижних конечностей)

                   Носовая кость (лицевой отдел черепа)

                   Фаланги пальцев кисти (скелет верхних конечностей)

               Ребро (грудная клетка)

4-ая гр. —   Лучевая кость (скелет верхних конечностей)

                Верхнечелюстная кость (лицевой отдел черепа)

                Ключица (пояс верхних конечностей)

                Тазовая кость (пояс нижних конечностей)

                Предплечье (скелет верхних конечностей)

Возьмите конверт с заданием № 3

  1. (СЛАЙД) Назовите и покажите отдел скелета человека и составляющие его кости
  1. Лицевой отдел черепа
  2. Позвоночник
  3. Скелет свободных нижних конечностей
  4. Скелет свободных верхних конечностей

III. Изучение нового материала

Учитель: Теперь я вижу, что вы знаете как устроен скелет. А зачем мы изучали строение скелета? Для чего это нужно, чтобы просто знать, где какая кость находится.

Ученики: (ответы)

Учитель:  Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. В этом случае нужно уметь оказать первую помощь другу или просто пострадавшему.

Так вот сегодня ваша задача научиться приемам оказанию первой доврачебной помощи при вывихах, растяжениях и переломах.

Запишите тему урока   (СЛАЙД) « Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».

На уроках ОБЖ вы знакомились с определениями этих понятий. Смотрим на слайд, читаем определение и кто первый поднимает руку отвечает, что это за термин.

(СЛАЙД)  

  • это повреждение кости с нарушением ее целостности; может быть без повреждения кожного покрова, или с повреждением кожного покрова.
  • это стойкое смещение суставных частей сочленяющихся костей, сопровождающееся повреждением суставной сумки.

Возьмите конверт с заданием № 4.

Откройте его, в нем находятся памятки для каждого ученика. Познакомьтесь  с памятками. Многое вам уже знакомо из курса ОБЖ, у каждой группы в конверте с памятками находятся еще задания с описанием жизненных ситуаций. Вам нужно показать и рассказать как вы будете оказывать первую доврачебную помощь, пользуясь памяткой. Для этого вам нужно выбрать в каждой группе по 1 учащемуся, на котором вы будете показывать все ваши знания по оказанию первой помощи. Для этого на столе находятся все, что вам понадобится. Работать вы должны быстро, четко, аккуратно (на это задание вам отводится _______ минут) и главное не забываем, что все же идет урок.

Затем каждый демонстрирует свою работу, и рассказывает свои действия по порядку

(оцениваем работу и комментируем)

Учитель: В нашем районе среди детей наиболее распространен бытовой, уличный, школьный травматизм. Травмы происходят из-за повышенной двигательной активности: вы бегаете, прыгаете, но при этом толкаетесь, ставите подножки. Самая главная причина травматизма – пренебрежение правилами техники безопасности. Количество травм возрастает в зимний и летний периоды. Скоро зимние каникулы – ребята будьте очень осторожны и бдительны.

Ребята, что интересного и может быть нового вы узнали на этом уроке? Вам урок понравился? Мне тоже.

Подведем результаты «таблицы достижений».

                                 Оценки за урок.  

Все молодцы, с заданиями справлялись очень хорошо, а оценки следующие…

                                 Домашнее задание:

  • Выучить памятку;
  •  В домашних условиях потренироваться проводить иммобилизацию плеча, ключицы, бедра при переломах.

Источник

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;

  • определить цели доврачебной помощи;

  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;

  • развивать логическое мышление, творческие способности  с помощью проблемных ситуаций;  

  • развивать умения работать с ЭОР, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;

  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;

  • обеспечить смену видов деятельности

     Тип урока: комбинированный

Оборудование: контрольный тест, карточки (ситуация №1, ситуация №2, ситуация 3), компьютеры, бинт, шины, косынка, портрет Рентгена, рентгеновские снимки, таблицы, скелет человека.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

  2. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений. (Приложение 1)

  1. Актуализация опорных знаний (прием «Горячий стул»)

Читайте также:  Лучшее средство от ушибов и вывихов

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

  1. Изучение новой темы

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача,  фельдшера,  медицинскую сестру…  А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

(Запись темы урока на доске и в тетради.)

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

Учащиеся, работая с медицинскими словарями, выполняют задание № 1 (Приложение 2)

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
(Работа в малых группах. Разбор ситуации. ) (Приложение 3)

— Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях?

(Учащиеся высказывают свои мнения. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.)

НЕОБХОДИМО!

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.

  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА упражнение «Росток» (для повышения активности организма)

        Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

 Учащиеся, работая с материалами учебника, ЭОР № 1 и ЭОР № 2, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение 4).

 Проверка выполненного задания.

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

5. Закрепление изученного материала.

Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах)

Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан большой палец руки.

2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.

3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.

4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.

6. Рефлексия

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

— Что лично вам дала такая работа?

Задание на дом.

§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.

Приготовить сообщения (по желанию)по теме «Причины травм и их профилактика»

Приложение 1

Тест. Выпишите номера правильных суждений.

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

Приложение 2

Задание № 1

Найдите соответствие цифры и буквы

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

Приложение 3

Ситуация 1

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях? Ваши действия.

           Ситуация 2

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Когда Нина с Наташей поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть  не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях? Ваши действия.

Ситуация 3

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои – индейцы. Как-то раз Пашка свалился с дерева. У Пашки сильно болело плечо. Он не выдержал боли и заплакал. Никто из ребят не знал, что делать. Только один мальчик мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо и она повела братика к бабушке на работу.

Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях? Ваши действия.

Приложение 4

Задание № 2

Используя ЭОР и текст учебника (параграф 16),  заполните таблицу.

ЭОР№1 «Первая медицинская помощь» https://www.fcior.edu.ru/card/18241/pervaya-medicinskaya-pomosh.html

ЭОР№2 «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» https://www.fcior.edu.ru/card/9994/pervaya-pomosh-pri-rastyazhenii-svyazok-vyvihah-sustavov-perelomah-kostey.html 

Источник