Занятия для растяжения уздечки языка

Занятия для растяжения уздечки языка thumbnail

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь.
Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.
Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если втечение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.
Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.
Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.
Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.
Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку.
Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.
Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.
Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

Желаем удачи!

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

уздечкаВ норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т. д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по [6]):

1.  При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

( [4],   [5], [7]):

«Маляр»

упражнение на развитие уздечки малярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Читайте также:  Условие жесткости при растяжении формула

Едем, едем на лошадкезанятие на развитие уздечки лошадка
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

упражнение на растягивание уздечки грибокУлыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.занятие на развитие уздечки

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. упражнение барабанЧтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.Занятия для растяжения уздечки языка

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Занятия для растяжения уздечки языкаУлыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались упражнение футболмячики.

«Котёнок»

Занятия для растяжения уздечки языкаНа блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажаЗанятия для растяжения уздечки языка

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Занятия для растяжения уздечки языкаМеханическая помощь при выполнении артикуляционных упражненийЗанятия для растяжения уздечки языка

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

массаж уздечки языкаБольшим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

    Прием [6]

Занятия для растяжения уздечки языка

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по (а)

Занятия для растяжения уздечки языка

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

    Упражнение  «Крот»

Занятия для растяжения уздечки языкаПрием [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

Занятия для растяжения уздечки языка( [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

·  Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
Так качаются качели.
Выше дуба, выше ели 
На качелях мы взлетели. 
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

     «Лошадка»   Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.

    Едем, едем на лошадке
    По дорожке гладкой.
    В гости нас звала соседка
    Кушать пудинг сладкий.
    Мы приехали к обеду,
    А соседки дома нету.
    Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.   Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

    «Вкусное варенье»  Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    «Маляр»

Занятия для растяжения уздечки языка

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

Занятия для растяжения уздечки языка

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

Занятия для растяжения уздечки языка

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” — ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем

    «Барабан» Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
    Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.
    «Грибок»   Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. 
    Повторить упражнение 2-3 раза.
Читайте также:  Поможет ли мумие от растяжений

«Гармошка»

  Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Помните!

    Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее  растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Источник

Если вы получили рекомендацию специалиста о необходимости растянуть подъязычную уздечку своему ребёнку и избежать операции, то эти 10 специальных упражнений вам просто необходимы. Так же они помогут в послеоперационный период, если вы приняли решение и согласились на её подрезание.

Возможно, вас еще терзают сомнения: подрезать или не подрезать?

В статье «Подрезать короткую уздечку? Примите решение уже сегодня!» на моём канале «Малясики»,вы можете узнать, что такое подъязычная уздечка, какую роль она играет в жизнедеятельности и нужно ли её подрезать

Существует ряд эффективных упражнений для растяжения короткой уздечки языка. Их апробировали логопеды, родители и отметили отличный результат.

Но, не стоит забывать о главном правиле: «Для достижения необходимых результатов, гимнастику для языка следует проводить регулярно!» Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с логопедом, попросите показать, как правильно выполнять упражнения.

Требования, которые сопровождают манипуляции с языком:

· Ребёнок должен находится в спокойном состоянии: не возбуждён, не расстроен, не уставший

· Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы малыш видел своё отражение и мог себя контролировать

· Время проведения 10 – 15 минут

· Движения выполнять медленно с максимальной отдачей

· Между упражнениями делать перерыв: закрывать рот, облизывать губы, сглатывать слюну. Данная тренировка в правильном выполнении – большая физическая нагрузка на артикуляционный аппарат, поэтому отдых в 5-10 секунд необходим.

Комплекс упражнений:

1. «МАЛЯР» — Рот широко открыт — это домик языка. Язык – это маляр, который пришел красить потолок. Кончик языка – кисточка с краской. Начинаем красить «потолок». Проводим по нёбу кончиком языка от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть неподвижна (пол не поднимается!). Комментируйте ребёнку: «Маляр-язык красит медленно, аккуратно, так чтобы краска не брызгала в разные стороны. «Прокрасить» потолок надо полностью». Движения выполнять до 10 раз.

2. «БАРАБАН» — рот превращается в большой барабан – широко отрыт. Язык – это барабанная палочка. Скажите малышу: «Будем бить в барабан». Четко и многократно произносить звук [Д]. Вы заметите, что непроизвольно рот начнет закрываться. Спокойно, плавно своим большим пальцем опустите нижнюю челюсть вниз.

3. «ДОТЯНИСЬ ДО НОСА» — рот открыт, высунуть язык и тянуться им вверх, к носику. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть не мешали, были неподвижны. С каждым разом язык будет всё ближе к носу. Мы ведь тянем уздечку!

4. «КАЧЕЛИ» — пора покачать наш язычок. Рот также широко открыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на счет «раз». На счет «два» опускается за нижние зубы. Нижняя челюсть не качается, она не подвижна! Упражнение выполнять до 10 раз в каждом направлении.

5. «ФУТБОЛ» — Раз, два, три, забивать начнем голы. Объясните малышку, что открытый рот – это футбольное поле, щеки – ворота. Язычок станет футбольным мячом. В зеркало нам видно весть матч. Смотрим, как язык – мяч залетел в правые ворота, затем в левые ворота. При этом считаем забитые голы. В конце, на счёте 10:10, побеждает дружба. У всех перерыв (5-10 секунд)

6. «КОТЁНОК» — это станет любимым упражнением! На небольшую тарелочку положите немного варенья, йогурта, сметаны, мороженного (на ваше усмотрение). А теперь дайте ребёнку облизать это лакомство, как котёнок – язычком.

Дополнительные «вкусные» упражнения вы найдете в статье «Даём сладости и «запускаем» звукопроизношение ребёнка» на канале «Малясики»

7. «ГРИБОК» Покажите ребёнку модель грибочка с помощью рук. Для этого прямую ладонь горизонтально положите сверху на прямые вертикальные пальцы другой руки. Изображая шляпку и ножку гриба. Малыш повторяет ручную модель. Теперь такой же грибок «вырастет» во рту. Шляпка – это язык, ножка – это уздечка. Рот открыт на столько, сколько позволит длина уздечки. Язык надо присосать к нёбу, тогда уздечка станет тонкой ножкой вашего грибочка. Удерживайте такое положение как можно дольше. Сначала это может быть 2-3 секунды, со временем увеличится до 10-15.

8. «ГАРМОШКА» — это упражнение возможно сделать, только после того, как ребёнок научится удерживать «язык — грибок». Что для этого нужно? Прилепить язык к нёбу, закрывать и открывать рот, растягивая уздечку, имитировать игру на гармошке.

9. «ЛОШАДКА» — неторопливо цокать язычком, изображая лошадку. Рот широко открыт! Нижняя челюсть не подвижна! Язык должен щелкать всей своей поверхностью, а не только кончиком! Если у малыша не получается упражнение «Грибок», то видя в зеркало, как щелкает язык, прилипая при этом к нёбу, можно увидеть, как появляется «грибочек». На команду «Замри!» в верхнем положении языка, вы со временем научите ребёнка удерживать «Грибок».

Читайте также:  Инструкция по испытанию на растяжение

10. «ДОТЯНИСЬ ДО ПОДБОРОДКА» — аналог упражнения №3 «Дотянись до носа», только язык при этом упускаем вниз, как можно ниже. Чем дальше он будет тянуться, тем сильнее будет растяжение уздечки.

Здоровья Вам и вашему карапузу!

Подписывайтесь на канал, ставьте «лайк» и читайте еще больше о развитии ребенка

Источник

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается  произношение звуков,  требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

      Едем, едем на лошадке
     По дорожке гладкой.
     В гости нас звала соседка
     Кушать пудинг сладкий.  
     Мы приехали к обеду,
     А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 Я стою на ножке тонкой,

 Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

        На гармошке я играю,
        Рот пошире открываю,
        К нёбу язычок прижму,
        Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук  Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.    

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  2. Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.
  3. Косинова Е. М. Уроки логопеда  — М.: ЭКСМО, 2003 г.
  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Источник