Занятие по первой медицинской помощи растяжения
Растяжение связок и мышц можно получить в любом возрасте. От грамотно оказанной первой помощи зависит время лечения, риск развития осложнений. Травма приносит много негативных симптомов, требует длительного лечения. Важно не растеряться и действовать чётко. Рассмотрим, какая должна быть оказана первая помощь при растяжении связок и мышц.
Что такое растяжение
Разрыв
связок или мышечных волокон (частичный или полный) именуется растяжением. Дети
и спортсмены больше всего подвержены травме. Причиной становится непосильная
физическая нагрузка, неловкие движения, неудачный прыжок, падения.
Степени растяжения
На практике
различаются три степени растяжений в зависимости от числа повреждённых связок
или мышц:
- 1 степень. Это лёгкое травмирование, при котором
чувствуется небольшая боль, отёк бывает в редких случаях. Повреждение
существенно не влияет на способность передвигаться, осуществлять иные
действия. Разрыв способен пройти без дополнительного лечения. Нужно только
уменьшить нагрузку на больное место. - 2 степень. Тяжесть повреждений средняя, при которой
произошли одиночные разрывы ткани. Пострадавший ощущает постоянную боль,
видны отёки тканей и гематомы. На восстановление потребуется от 1 до 2
месяцев. Лечение можно проходить дома под контролем врача. - 3 степень. Произошёл полный разрыв, чувствуется сильная
боль, видны отёки, многочисленные гематомы. Нужна серьёзная терапия в
условиях стационара. В тяжелых случаях прогноз неблагоприятный. Требуется
длительное восстановление.
Большое значение при повреждении мышц и связок имеет грамотное оказание помощи в первые минуты. Неправильные действия способны привести к негативным последствиям в дальнейшем.
Симптомы растяжения связок
Большое
количество кровеносных сосудов и нервов находится в связках. Их повреждение
сопровождается неприятными ощущениями.
Основные признаки
растяжения в связках:
- отёк тканей распространяется на
большую площадь; - острая, стреляющая боль
чувствуется при любом движении, пальпации, иногда в состоянии покоя; - гематомы на участке повреждения
из-за разрыва кровеносных сосудов; - покраснение кожи, повышение
температуры на повреждённом участке; - повышается общая температура
тела при 3 степени разрыва; - ограничение двигательной
способности, невозможность нормального выполнения стандартных действий.
Растяжение отличается от вывиха. В последнем случае кость смещается, что визуально будет заметно.
Признаки растяжения мышц
Проявления
растяжения зависит от поражённой мышцы и степени травмирования.
Симптомы
растяжения мышц:
- тупая боль в области травмы
даже в покое; - отёк, покраснение;
- гематомы на участке
повреждения; - слабость повреждённой мышцы;
- невозможность использования
больной мышцы для движения или других действий.
Болезненность
усиливается при попытках пошевелиться.
Первая помощь при растяжении связок
Алгоритм оказания первой помощи:
- Важно при первых действиях обездвижить пострадавшего и обезболить повреждённое место. Если пораженное место будет меньше двигаться, то это позволит избежать повторной травмы и снизит боль.
- Хорошим средством будет холод. Для этого подойдет снег, лёд, холодные продукты из морозильника (нужно обернуть в чистую салфетку), бутылка со льдом. Прикладывать нужно на 20 минут, затем убирать на 5 минут и прикладывать снова. Каждые 4 часа нужно делать такие охлаждающие компрессы. Они необходимы в течение первых двух суток. Так удастся избежать отёка ткани и появления новых кровоизлияний.
- Для снятия болевого синдрома пострадавшему нужно дать любой анальгетик. Это может быть Анальгин, Пенталгин, Кетанов. Ибуклин.
- Повреждённую конечность нужно положить на возвышенность. Это примерно на 10 см выше всего тела. Отток жидкости не будет приводить к отёкам тканей. Постепенно боль будет уменьшаться.
- На повреждённый участок следует наложить тугую повязку. К пострадавшему нужно вызвать доктора.
Когда нужно обращаться к врачу
Растяжения
при грамотном лечении и уходе заживают через 2 недели. Хорошие результаты
показывает использование специальных мазей и гелей. Их противовоспалительное
действие снижает риск возникновения осложнений.
Но бывают
ситуации, когда необходимо дополнительно обратиться за медицинской помощью:
- боль не становится меньше даже под действием лекарственных препаратов;
- чувствуется озноб, повысилась температура;
- уже была травма на этом месте;
- не восстанавливается движение на повреждённом участке;
- симптомы повреждения усиливаются;
- подозревается перелом (был слышен хруст при травме);
- онемение на участке повреждения;
- боль продолжается дольше трёх суток.
Использование компресса, бинта, шины
При растяжениях применяются охлаждающие компрессы. Они помогают уменьшить отёки тканей, предотвратить подкожные кровоизлияния, снизить болевой синдром. Хорошо подходит для этого сухой лёд. Можно использовать любые предметы из холодильника, но следует накрывать их тканью, чтобы кожа не получила переохлаждения.
Через месяц
после травмы растяжение считается хроническим. Уже нет необходимости снимать
воспаление. Больное место нуждается во влажных тёплых компрессах. Повреждённые
связки или мышцы находятся в состоянии спазма. Для расслабления применяются
компрессы с успокаивающими травами и эфирными маслами.
При
растяжениях связок и мышц важно обеспечить повреждённым местам полный покой. В
этом помогают бинты и шины.
- Фиксация должна быть обеспечена как
можно быстрее. Лучшим вариантом будет эластичный бинт, ведь он имеет нужную
ширину и упругость. - Обычный бинт тоже подойдёт,
закрепить его поможет компрессионная трубчатая повязка. - Если под рукой не окажется
специальных медицинских материалов, то подойдёт любая ткань. Это может быть
платок, шарф. Нужно несколько раз плотно обернуть повреждённое место, не надо
завязывать концы, лучше заколоть булавкой.
Шина
позволяет поддержать неподвижность при получении растяжения 3 степени. При
полном разрыве связки или мышечных волокон пострадавший испытывает сильную боль
из-за отёка и многочисленных гематом. Сразу сложно выявить — растяжение это или
перелом.
Изготовить шину можно из подручного материала, в крайнем случае, прибинтовать конечность к здоровой ноге (при травмировании ноги) или к туловищу (при получении повреждения руки). Нужно срочно доставить человека с такими травмами в медицинское учреждение.
Реабилитация после травмы
Для
восстановления при растяжениях требуется длительный период. Полностью разрыв
зарастает только в молодые годы. Для реабилитации растяжения применяется:
- медикаментозная терапия;
- физиопроцедуры;
- лечебная физкультура
Длительность
реабилитации зависит от степени растяжения, возраста пострадавшего, грамотно
оказанной первой помощи.
Применение лекарственных препаратов
Лекарственные
средства помогают уменьшить боль и отёк, улучшить состояние пациента:
- Для обезболивания применяют мази Индометацин, Салвисар, Вольтарен.
- Уменьшают воспалительный процесс при помощи препаратов Пролид, Ортофен, Ксефокам.
- Хорошие результаты показывают согревающие препараты Меновазин, Капсикам, Апизартрон. Их наносят только после снятия отёков.
- Необходимы при лечении ангиопротекторы – Аэксин, Троксевазин, Венорутан.
- Обязательно назначают рассасывающие средства – Гепариновую мазь, Гепатромбин, Венолайф.
Физиопроцедуры
Для
возобновления подвижности, улучшения движения крови и лимфы необходимо использовать
физиопроцедуры:
- электрофорез;
- криотерапию;
- УВЧ;
- ультразвук;
- амплипульстерапия;
- магнитные токи.
Назначения
делает врач. Физиопроцедуры позволяют предупредить развитие осложнений,
например, при травме голеностопного сустава ускоряют срастание тканей,
предотвращают хромоту.
Специализированные упражнения
Занятия лечебной
физкультурой начинаются по разрешению врача. Без движения связки и мышечные
волокна будут замещаться соединительной тканью, это будет провоцировать
ограничения в движении. В среднем занятия начинаются через месяц после травмы.
Хорошо помогает йога, плавание.
В первые дни
нужно заниматься только с инструктором. Далее можно проводить занятия дома по
рекомендациям тренера.
Упражнения
способны улучшить кровообращение в повреждённой области, восстановить
подвижность, укрепить связки и мышцы. Если при выполнении комплекса упражнений
возникает боль, то упражнения прекращают, переносят занятия на следующий день.
Упражнения подбираются индивидуально для каждого конкретного случая, учитывается возраст, состояние здоровья, физические возможности.
Как правильно растягивать мышцы
Растяжка
нужна для предотвращения спазмирования травмированных связок и мышц. Выполнять
небольшие упражнения на растягивание нужно уже на третий день после травмы. Проводить
растяжку нужно 15 секунд по 2-3 раза в день. Выполнять ее следует на глубоком
вдохе. Если есть хронические повреждения, то их тоже нужно растягивать, но
увеличивая продолжительность действия до 30 секунд, частота повторений при этом
тоже возрастает до 3-5 раз.
Если
растяжение выполняется правильно, то на следующий день нет боли в этой области.
При появлении дискомфорта нужно снизить интенсивность – происходит
перенапряжение мышц.
Профилактика растяжения
Обезопасить
себя от растяжений можно, выполняя следующие рекомендации:
- для повседневного ношения
выбирать удобную обувь; - надевать защитные
ортопедические изделия при занятиях активными видами спорта; - выполнять зарядку и активно
двигаться для поддержания мышц и связок в хорошем состоянии; - избегать непосильных физических
нагрузок; - на скользкой дороге нужно быть
внимательным и осторожным, не торопиться.
При подозрении на растяжение нужно обращаться к травматологу, не заниматься самолечением.
Источник
Урок № Открытый для членов аттестационной комиссии 5.02.11г Никитин Н.И.
6 класс, 10учащихся
Тема. Оказание первой медицинской помощи при травмах /практическое занятие/
(потертости, ссадины, ушибы, растяжения и разрывы мышц и связок, вывихи ).
Цель. Сформировать навыки приемов оказания ПМП при травмах: потертости, ссадины, ушибы, растяжения и разрывы мышц и связок, вывихи с использованием табельного набора аптечки, природных лекарственных средств.
Задачи урока. 1. Изучить и закрепить теоретический материал, сформировать навыки приемов оказания ПМП при травмах с использованием табельной аптечки, лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.
2.Формивание психологической и физической готовности к действию в экстремальной ситуации по сохранению жизни и здоровья себе и окружающим (т.е. продолжение работы по главному правилу выживания « предвидеть (знать) опасность, по возможности избежать ее, при необходимости действовать»).
3.Учить наблюдать, анализировать, оценивать, сравнивать, обобщать, делать выводы, разрешать проблемы. Учить работать с учебником, наглядным материалом.
4. Воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки, самосохранения.
Методы и приемы преподавания.
1.Сообщения учащихся и демонстрация приема ПМП.
2.Диалоговая беседа, словесный метод.
3.Групповой метод работы.
4. Игровой и эвристический метод.
5. Тестирование.
Средства обучения.
1.Плакаты: «Костно-мышечная система человека»,оказание ПМП при травмах.
2.Аптечка ПМП. 3. Лед (снег) в целлофановых пакетах.
4.Определители (гербарии, ксерокопии) лекарственных растений, ягод, грибов с рецептами их использования в медицинских целях.
5.Учебник ОБЖ 5кл., п.7.1, 7.2., учебник ОБЖ 6кл, п.6.1, 6.2+приложения 3.4, с.169-174.
6.Учебное пособие « ПМП» с.5-9, 26.
7. Раздаточный материал по ОБЖ 5-9 кл., с.42-46.
8. Тематический контроль по ОБЖ 5-6 кл., с.92-94.
9.Оценка качества… по ОБЖ выпускников неп. шк. с. 61-65.
10. Руководство по выживанию. с.310-312, 330, 334.
11.Таблички с оценками, протоколы.
Этапы урока. Время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ОМУ (примечания) |
I.Вводная часть. Оргмомент мин. II. Основная часть. Проверка знаний предыдущего урока ……мин | Приветствие, сообщение темы и цели урока, краткое содержание ( план) урока, постановка задач группам. Поясняет систему оценок за каждый конкурс и итоговый балл. Дает карточку с вопросом каждой группе и через 1 мин уч-ся дают ответ | Подготовка для выполнения поставленных задач Учащиеся в группах обсуждают полученный вопрос и кто-то один из них озвучивает ответ на поставленный вопрос | Разделить учащихся на две соревнующиеся группы. Назначить экспертов из числа гостей. Объяснить их роль. Система оценок. Вопросы для карточек прилагаются к плану Группы по очереди озвучивают свой ответ. В группе может отвечать любой. Эксперты проставляют оценки за ответы по пяти бальной системе в итоговый протокол |
Изучение, закрепление знаний, формирование навыка. ….мин | Помогает, поправляет, комментирует, уточняет выступления и показ докладчиков. Углубляет знания с использованием имеющегося наглядного материала, Помогает в решении проблемных задач. Проставляет полученные баллы на экране на доске с названием каждого конкурсного этапа Вопросы:Какие лекарственные растения и подручный материал можно использовать при отсутствии табельной аптечки и каким образом? | Выступления учащихся 11класса с докладом по оказанию ПМП с демонстрацией на партнере: «Вывихи», «Растяжения и разрывы связок и мышц» Если не отвечают команды, то ответ дают докладчики или учитель | После показа учащиеся в парах выполняют данный прием по ПМП. Затем от каждой группы выходят по паре уч-ся и выполняют на скорость и правильность данный прием. После этого дается ответ на поставленный учителем вопрос по использованию подручных средств и лекарственных растений (по системе конкурса капитанов в КВН) Эксперты оценивают и заносят оценку в итоговую ведомость. |
Контроль усвоения знаний …..мин III. Заключительная часть. Подведение итогов урока. | Раздает дидактические карточки с тестовыми заданиями и определяет время на их выполнение. Подводит итоги данного задания. Подводит итоги урока: чему учились и чему научились, кто выиграл, кто какие оценки получил. Проставляет оценки в журнал и дневники уч-ся Домашнее задание: П.6.2, вопросы и задание на стр.137. | Выполняют тестовые задания, в парах проверяют по ключу, поменявшись листами. Докладывают учителю и членам жюри. Вопросы, мнения по оценке. Записывают д/з. Подают дневники для проставления оценок | Дидактические карточки даются каждому ученику. Эксперты проставляют средний бал команды в итоговый протокол, а учитель на экран. При неравном колличестве учащихся в группе не учитывается один из худших результатов. По итоговому протоколу и экрану на доске учитель подводит итоги урока, дает высказаться членам экспертной группы по работе учащихся |
Первая медицинская помощь при травмах
1.Повреждение целостности тканей и нарушение функций, сопровождающееся местной или общей реакцией организма, вызванное воздействием на человека факторов внешней среды,- это:
а) травма; б) рана; в) ушиб.
2. К закрытым повреждениям относятся:
а) вывихи, растяжения, ушибы; б) царапины и порезы; в) ссадины и раны.
3.К открытым повреждениям относятся:
а) раны, сопровождаемые кровотечениями; б)сдавливания мягких тканей;
в) разрывы связок, сухожилий мышц.
4. Какова последовательность оказания ПМП при ссадинах и потертостях:
а) промыть пораженное место перекисью водорода или водой с мылом, смазать зеленкой или детским кремом, наклеить бактерицидный пластырь;
б)промыть поврежденное место кипяченой водой, смазать йодом, наложить стерильную повязку поверх ваты.
5.Как следует оказывать ПМП при ушибе:
а) на место ушиба нанести йодную сетку, приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медучреждение;
б) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медучреждение.
6. Какова последовательность оказания ПМП при растяжении:
а) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медучреждение;
б) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придав ей возвышенное положение, и доставить пострадавшего в медучреждение.
7. ПМП при разрыве связок и мышц заключается в следующем:
а) на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медучреждение;
б) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство и доставить его в медучреждение
8. При вывихе прежде всего необходимо:
а) сделать тугую повязку; б) попытаться вправить поврежденный сустав;
в) дать пострадавшему обезболивающее средство; г) доставить пострадавшего в медпункт.
ПМП при травмах
1.Какие средства и медикаменты необходимо иметь в медицинской аптечке для оказания ПМП?
2. Какие лекарственные растения можно использовать при оказании ПМП?
3.Что такое травма? Какие бывают травмы? Какие травмы относятся к закрытым, к открытым?
4. Назовите признаки ушиба. Как оказать ПМП при ушибе?
5. Какие симптомы характерны для растяжения связок? Как оказать ПМП при растяжении связок?
6.Назовите признаки разрыва связок мышц. Как оказать помощь пострадавшему?
(РМ по ОБЖ 5-9 кл.,с.42-46)
Вопросы для проверки при повторении материала по п.6.1 ОБЖ 6кл и п.7.1,7.2 ОБЖ 5кл.
- Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать в походной жизни?
- Почему требования к соблюдению правил личной гигиены в походных условиях выше, чем в домашних?
- Почему в походных условиях необходим тщательный уход за ногами и как он обеспечивается?
- Что такое ПМП и в каких случаях она необходима?
- Почему каждому участнику похода на природу необходимо уметь оказывать ПМП?
- Назовите общие правила оказания ПМП.
- Составьте перечень содержания индивидуальной аптечки ПМП с учетом местных условий
(т.е. необходимо найти заменители препаратов табельной аптечки первой помощи /см. стр.148 ОБЖ 5/ Например: лейкопластырь- подорожник, полынь; вата- камыш и т.д. )
Самоанализ урока. Класс 6.
Тема урока. Оказание первой медицинской помощи при травмах (потертости, ссадины, ушибы, растяжения и разрывы мышц и связок, вывихи).
Тип урока. Комбинированный.
- Урок по счету является вторым в теме «Первая медицинская помощь» и завершающим в теме « ПМП при травмах».
- Данный класс является средним по успеваемости: на «3» — , на «4» — , на «5» — .
Имеются дети очень стеснительные и теряются при ответах в присутствии посторонних, поэтому мною выбрана групповая и игровая формы работы, когда детям легче общаться и свободнее, раскрепощеннее себя чувствовать.
3.ТДЦ (триединая дидактическая цель) урока:
Изучить и закрепить теоретический материал, сформировать навыки приемов оказания ПМП при травмах с использованием табельной аптечки, лекарственных растений, произрастающих в нашей местности, с помощью подручных материалов.
Учить наблюдать, сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, делать выводы, разрешать проблемы. Учить работать с учебником, наглядным материалом.
Воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки, самосохранения.
4.Выбор содержания, форм и методов : использованы игровой и эвристический метод, групповая форма работы,, через вопросы на карточках к учащимся и устные ответы учащихся проводилось повторение и закрепление знаний учащихся, а во второй части- контроль знаний через тестовые задания. Кроме того, для объяснения и демонстрации вопросов нового материала привлекались учащиеся 11 класса, проходящие вопросы медицины по программе ОБЖ, что было для детей данного класса совершенно новым и интересным. В качестве приема оценки знаний использован такой, как оценка судейской бригадой, что явилось для детей неожиданным и интересным.
5.Дидактические материалы для тестирования били составлены по материалам «Оценка качества подготовки по ОБЖ выпускников неполной ср.шк.» в соответствии с содержанием изученного материала и в ходе выполнения тестовых заданий проводилось не только проверка, но и закрепление теоретического материала, так называемое «повторное погружение» в изученный материал. Наглядные пособия были отобраны в соответствии с содержанием материала и целями урока и использовались учащимися при ответах и изучении теоретического материала.
Кроме того использовались такие средства как медицинская аптечка ПМП, лекарственные растения и грибы(гербарии, картинки- определители с рецептами их применения)
6.Время, отведенное на этапы урока, было распределено верно ( не достаточно четко, ……)
7.Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная, спокойная (без нервных стрессов или напряжения, дети зажаты, чувствуют себя «не в своей тарелке» ). Общение: коммуникативный диалог.
8. Цели и задачи, поставленные на урок, выполнены полностью( не совсем, например не удалось…………………………………….)
9.Перспективы деятельности: (т.е какие элементы урока необходимо подработать)…
КРАПИВА ЖГУЧАЯ.
Отжать сок крапивы, помазать рану, смочить тряпку и перевязать ей рану. Можно размять листья до сока и прикладывать.
Смола-живица хвойных пород(сосна, ель, пихта, кедр).
В лесу в походе одно из прекрасных средств при ранах и порезах. Свежей живицей смазать раны, язвы, трещины, расколы. Смазывать ежедневно. Заживление наступает быстро.
ПОДОРОЖНИК
Свежие измельченные листья различных видов подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах как кровеостанавливающее и противовоспалительное средство. Применяют и при укусах насекомых. Измельченные до сока листья прикладывают на пораженное место, меняют повязку через 2-3 часа.
МЕДУНИЦА
Свежие лисья размять до сока, наложить на рану, порез, язву, ссадину, перевязать. Менять дважды в день. В народе медуница считается одним из лучших ранозаживляющих средств.
ГРИБ ДОЖДЕВИК
Белое тело гриба обладает сильным ранозаживляющим и кровоостанавливающим средством.
Разрезать гриб, внутренней мякотью приложить к ране. Прекращается кровотечение и рана заживает быстро, без нагноения.
Припудривание ран созревшими спорами действует также, как и мякоть гриба. Споры хорошо сохраняются при хранении, не теряя лечебных свойств.
РАСПЕЧАТАТЬ
«Урок №» (1,2,3стр.) -2экз., 4стр- 7экз, 5,6стр- по 1экз., «Самоанализ»(7стр)- 2экз,8стр-1экз.
Источник