Занятие на тему обморожение
Урок: Первая помощь при несчастных случаях (обморожение).
Цели деятельности учителя:
Коррекционно-образовательная:
1. систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
2. формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.
3. формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
коррекционно-развивающая:
активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая:
Профилактика обморожений
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, мыслительная деятельность, дифференцированная работа.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер; видео ролик; карточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.
- Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».
В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.
Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.
- Актуализация знаний
Сообщение темы, целей урока
- Познакомимся с причинами обморожения
- Рассмотрим степени обморожения
- И научимся оказывать первую помощь при обморожениях
- Освоение нового материала
Беседа:
-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.
Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах. К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.
Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.
К обморожению на морозе приводят:
- Тесная и влажная одежда и обувь;
- Физическое переутомление;
- Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение;
- Предшествующая холодовая травма;
- Ослабление организма в результате перенесённых заболеваний;
- Голод;
- Потливость ног;
- Хронические заболевания;
- Курение и пр.причины.
Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.
IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов и костей.
Первая помощь при обморожениях.
Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку. Учитель на ученике показывает на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.
При обморожении II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».
Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?
Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.
Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом при глубоком обморожении.
Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.
- Физминутка
А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
- Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
- Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же сжимайте и разжимайте пальцы рук.
- При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
Профилактика обморожений (карточка – памятка №1)
Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать обморожений на сильном морозе:
- Не пейте спиртного – алкогольное опьянение на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла.
- Не курите на морозе – курение уменьшает циркуляцию крови, и таким образом делает конечности наиболее уязвимыми.
- Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» — при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
- Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для обморожения.
- Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа.
- Не носите на морозе металлических украшений – колец, серёжек и т.п. металл остывает гораздо быстрее тела, вследствии чего возможно «прилипание» к кожи с болевыми ощущениями.
- Пользуйтесь помощью друга – следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
- Не позволяйте обмороженному месту снова замёрзнуть – это вызовет куда более сильные повреждения кожи.
- Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до тёплого помещения. Если замёрзли руки – попробуйте отогреть их под мышками. Прячьтесь от ветра, вероятность обморожений на ветру значительно выше.
- Перед выходом на мороз нужно поесть – вам понадобиться энергия.
Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.
Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.
- Закрепление изученного материала.
-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.
- сижу верхом, не ведаю на ком (шапка)
- чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят (варежка).
- Весь в шерсти, а кожи нет (валенок).
- Два брата не могут расстаться: утром – в дорогу, ночью – к порогу (сапоги).
- Зимой протянулся, а летом свернулся (шарф).
-Как это всё называется? (одежда и обувь).
-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.
ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?
Работа с пословицами.
В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.
— На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.
( Да не велит стоять Мороз невелик)
Мороз невелик, да стоять не велит.
(ленивого хватает, а перед за нос шапку снимает Мороз проворным)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
( и железо рвёт, Мороз птицу бьёт и на лету)
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
( Два – мороз да вьюга друга)
Два друга – мороз да вьюга.
- Подведение итогов. Видео ролик как итог урока
-Закончите предложения, написанные на доске:
Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело…(не так уж плохо).
Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).
Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Дифференцированное.
Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.
Прочитать родителям памятки по профилактике обморожений.
Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать.
А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались подобным ситуациям.
Источник
Юлия Григорьева
Конспект занятия по ОБЖ (обморожение), подготовительная группа «Мороз, нас не заморозь»
Цели:
1. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних прогулок.
2. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
3. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
Предварительная работа: беседы с детьми о зимней погоде и безопасности зимних развлечений, рассматривание иллюстрация по теме «Зима», чтение художественных произведение.
Материал: презентация к данному занятию.
Педагог: — Зима загадочное и красивое время года. Но зимой на улице в сильные морозы бывает небезопасно. Как вы думаете, почему? (Слайд 1)
(Ответы детей)
Педагог корректирует ответы детей по ситуации.
Педагог:- Отгадайте загадки:
Рисовать на окнах – мастер,
Но не требует фломастер.
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний (мороз). (Слайд 2)
Все его зимой боятся
— Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице.
(Мороз) (Слайд 3)
— Сердит, — закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.
— Ударил как! — ворчал другой, поглаживая — ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой, в платок, упрятав нос,она сказала:
— Ишь какой! Кусается, как пес.
И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.
В тот день и впрямь сердитым был — вы догадались — кто!
(Мороз) (Слайд 4)
— Молодцы ребята, вы отгадали все загадки. А вот послушайте, какая история произошла с девочкой Викой. (Слайд 5)
Однажды Вику пригласила к себе погостить на выходные бабушка. Вика очень по ней скучала и была рада навестить свою любимую бабушку. Девочка собрала некоторые вещи, которые хотела взять с собой и сложила их в рюкзачок.
(Слайд 6) А тем временем на улице сильно похолодало, усилился мороз и ветер. Мама предложила Вике пойти к бабушке в другой раз, но девочка убедила маму, что она быстро добежит до дома бабушки и мороз не успеет ее заморозить.
Вика быстро оделась и отправилась к бабушке. (Слайд 7)
Когда она пробегала мимо игровой площадки она увидела свою подружку Лену, обрадовалась и подумала, что если они с подружкой немного покатаются на горке, то ни чего страшного не случится. Девочки весело играли, но вот Лену мама позвала домой и она ушла. Только хотела Вика отправится к бабушке, как на улицу вышла другая подружка Даша и девочки вновь начали играть и кататься с горки. Но вот и Дашу позвали домой и она ушла. Вика еще не много покаталась, но ей стало скучно, и она пошла к бабушке. (Слайд 8)
Радостная и счастливая, но сильно замерзшая и промокшая от снега Вика пришла к бабушке, которая очень волновалась, почему внучки так долго нет. А на следующий день девочка сильно заболела. (Слайд 9) У нее болело горло, поднялась температура и ее сильно знобило. Бабушка пригласила доктора, который назначил Вике много очень горьких и неприятных лекарств, да еще в добавок увидел, что у Вики отморожена мочка уха, которое очень сильно болело.
Теперь то уж Вика знала, что зимой в ветреный и морозный день нельзя долго гулять, что заигравшись можно не заметить, как замерзаешь и можно обморозить или пальцы, или нос и уши, или кожу. И что взрослые волнуются, если дети задерживаются где-то.
— Ребята, скажите, что Вика сделала неправильно?
(Ответы детей)
— А как надо было Вике поступить?
(Ответы детей)
— Молодцы! Ваши ответы были и правильными и интересными. А сейчас давайте немного разомнемся. (Слайд 10)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращаем вперед и назад).
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается).
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).
— Замечательно! Ребята, а знаете ли вы, чаще всего от холодного воздуха страдают уши, нос, пальцы. Обморожение может случиться не только зимой. Его можно получить на весеннем или осеннем ветру. (Слайд 11)
— Посмотрите на рисунок (педагог обращает внимание на слайд). Здесь показаны три стадии обморожения. 1 степень — потеря чувствительности, отечность; 2 – я степень – образование пузырей на коже; 3-я степень – омертвение обмороженных участков кожи.
— Так что же делать при обморожении? (Слайд 12)
— отвести человека в тепло, разуть, замерзшего человека нельзя растирать снегом,
— растереть конечности, пока не покраснеют. Можно руками, можно кусочком шерсти или дыханием,
— только после этого следует опустить замерзшие конечности в воду комнатной температуры,
— постепенно поднимать температуру воды до температуры тела,
— наложить сухую повязку и укутать.
Если чувствительность не возвращается, а площадь обморожения больше ладони, и появились пузыри, надо срочно вызвать врача.
— А как предотвратить обморожение? Может кто – то из вас уже догадался? Что надо сделать, что бы избежать такой беды?
(Ответы детей) (Слайд 13)
— Молодцы! Я еще добавлю, а вы запоминайте.
Носите в холодную погоду свободную и теплую обувь. Узкая обувь и перчатки сдавливают поверхностные сосуды. Нарушается кровоток, повышается риск обморожения.
Вставьте теплые стельки в обувь и надевайте шерстяные носки вместо хлопчатобумажных.
Варежки должны быть из водостойкой и непродуваемой ткани с мехом внутри.
Не мойте руки, выходя на улицу.
— Вы замечательно слушали и отвечали. Теперь вы знаете как надо себя вести, что бы не попасть в беду и что делать, если она случилась.
Закончить наше занятие я хочу стихотворением Ирины Золотухиной «Злой мороз».
Нынче, по утру, мороз
Ухватил меня за нос.
А потом щипнул за пятку,
Холодком заполз в перчатку.
Пробежался по спине.
Стало очень зябко мне.
А мороз не унимается,
И за ушки принимается,
И за щечки кусь да кусь,
Только слышно хрусть да хрусть.
Расхрабрился, затрещал,
А я взял и убежал.
Источник
Первая помощь при несчастных случаях (обморожение).
Цели деятельности учителя:
Коррекционно-образовательная: систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах; — формировать умения действовать в случае пребывания на морозе; — формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
Коррекционно-развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая:Профилактика обморожений
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер; вкарточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».
В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.
Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.
Актуализация знаний
Познакомимся с причинами обморожения
Рассмотрим степени обморожения
И научимся оказывать первую помощь при обморожениях
Освоение нового материала
Беседа:
-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.
Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах. К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.
Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.
К обморожению на морозе приводят:
Тесная и влажная одежда и обувь;
Физическое переутомление;
Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение;
Предшествующая холодовая травма;
Ослабление организма в результате перенесённых заболеваний;
Голод;
Потливость ног;
Хронические заболевания;
Курение и пр.причины.
Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.
IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов и костей.
Первая помощь при обморожениях.
Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку. Учитель на ученике показывает на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.
При обморожении II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».
Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?
Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.
Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом при глубоком обморожении.
Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.
Физминутка
А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же сжимайте и разжимайте пальцы рук.
При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
Профилактика обморожений (карточка )
Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.
Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.
Закрепление изученного материала.
-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.
-Как это всё называется? (одежда и обувь).
-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.
ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?
Работа с пословицами.
В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.
— На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.
Подведение итогов.
-Закончите предложения, написанные на доске:
Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело…(не так уж плохо).
Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).
Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).
Источник