Вывихи и растяжения обж
Урок 7
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика
(ушибы, вывихи, растяжения и разрывы связок и мышц)
К опорно-двигательному аппарату относятся мышцы, кости, связки и сухожилия. Кости составляют каркас всего тела и служат местом прикрепления мышц. Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря им происходит перемещение тела в пространстве и изменение его положения. Именно опорно-двигательный аппарат чаще всего подвержен травмам в результате механических воздействий на него. При этом могут возникать и открытые повреждения (раны, сопровождаемые кровотечением), и закрытые (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления). В предыдущей теме мы рассмотрели правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях. В этой теме мы познакомим вас с правилами оказания помощи пострадавшим при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.
Ушиб
При ударе твердым тупым предметом или падении на твердую поверхность возникают закрытые повреждения тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтека (синяка). При этом могут быть повреждены не только кожные покровы, но и глубоко расположенные органы грудной клетки и полости живота. Характер повреждений зависит от силы удара, размера и места повреждений.
Типичные признаки ушиба: боль, усиливающаяся при движении, припухлость тканей (отек), кровоподтек, нарушение функций (например, при сильном ушибе ноги невозможно бегать, прыгать, ушибленной рукой трудно поднимать и даже передвигать вещи).
Порядок оказания первой медицинской помощи при ушибах показан на схеме 9.
Растяжение
Механическое воздействие на мягкие ткани не очень большой силы в виде продольной тяги может вызвать растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов. Чаще всего такие травмы бывают на верхних и нижних конечностях — в плечевом и голеностопном суставах.
Признаки растяжения: боль при малейшем движении, ограничение подвижности, припухлость (отек), которая быстро увеличивается в размере, незначительный кровоподтек, превращающийся потом в синяк.
Порядок оказания первой медицинской помощи при растяжениях показан на схеме 10.
Разрыв
Быстрое механическое воздействие на мягкие ткани с большой силой может вызвать разрывы связок, мышц, сухожилий, сосудов и нервов. Наиболее часто наблюдаются разрывы тканей на руках (запястье, плечо) и ногах (колено, стопа).
Признаки разрыва связок: пострадавший испытывает резкую боль, не может согнуть или разогнуть руку или ногу; поврежденный сустав быстро увеличивается в размере (опухает). При попытке встать на поврежденную ногу боль усиливается, а нога подворачивается.
Признаки разрыва мышц: пострадавший испытывает внезапную боль, в месте разрыва на коже появляется западение (вмятинка), ниже которого заметно выпячивание; появляется припухлость; изменяется цвет кожи (она становится синей); пострадавший не может пошевелить поврежденной рукой или ногой.
Порядок оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц показан на схеме 11.
Вывих
Вывихом называют смещение костей относительно друг друга в области сустава. Как правило, вывих возникает при сильном механическом воздействии на конечность.
Признаки вывиха: заметны изменение формы сустава, необычное положение конечности, изменение ее длины, пострадавший испытывает боль в суставе, невозможность движения в нем.
Порядок оказания первой медицинской помощи при вывихах показан на схеме 12.
Источник
Цели урока.
1. Раскрыть роль доврачебной помощи при вывихах.
2. Научить отличать виды повреждений друг от
друга.
3. Вспомнить о видах переломов и правилах
оказания первой помощи.
4. Научить оказывать первую доврачебную помощь
при растяжении,вывихах и других травмах.
Задачи урока.
Образовательные
сформировать знания об опорно-двигательной
системе человека, о функциях, о строении и
свойствах костей, их химическом составе, о типах
соединения костей, об особенностях их роста в
длину и толщину.
Развивающие
развивать умения анализировать, сравнивать,
делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитательные
воспитывать чувство ответственности за свое
здоровье, о необходимости следить за своей
осанкой.
Оборудование: таблицы “Скелет человека”,
“Строение костей и типы их соединения, шины,
жгут, медицинская аптечка, перевязочный
материал, бинты, косынка, кушетка, статист.
Ход урока
Повторение ранее изученного материала
Опрос:
1. Какие типы костей вы знаете?
Дайте краткую характеристику.
2. Охарактеризовать типы соединения костей.
3. Каков химический состав костной ткани?
При ответе на третий вопрос ученик при рассказе
использует результат опыта
Учитель:Давайте вспомним с прошлого урока,на
примере какого опыта доказали,что в состав кости
входят органические и минеральные вещества.
Демонстрация опыта
Учитель. Два дня назад я поместила куриную
кость в 10% раствор соляной кислоты.
Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем,
например, коровья и на растворение солей,
входящих в ее состав, потребуется меньше и
кислоты и времени.
Кислоты влияют не только на неорганические, но
и на органические соединения, поэтому я выбрала
соляную кислоту, как кислоту более мягкого
действия. Чтобы ее воздействие на органические
вещества костной ткани было минимальным.
Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором
соляной кислоты, удаляю остатки кислоты
фильтровальной бумагой, и проверяю свойства
кости. Она способна гнуться во все стороны.
Учитель.К какому же выводу подводят нас
результаты эксперимента?
Органические вещества сообщают кости
упругость и эластичность.
Учитель: Теперь давайте решим проблему, как
удалить из кости органические вещества.
Их можно сжечь.
Учитель: Верно, органика прекрасно горит.
Когда мы изучали химический состав
растительного организма, то говорили, что
остатки растений (опавшие листья, сухие ветки,
стебли и пр.) отлично горят. На месте костра
всегда остается зола – это минеральные соли (т.е.
неорганические вещества), а все органические
вещества сгорают.
Кость обуглилась. Обугливание – верный признак
того, что органические вещества сгорели. Кость
твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Учитель.К какому же выводу подводят нас
результаты эксперимента?
Неорганические (нерастворимые соли кальция и
магния) придают кости твердость.
Итак, органические вещества (белки) придают
кости упругость, а неорганические (нерастворимые
соли кальция и магния) придают кости твердость.
Сочетание же твердости и эластичности сообщает
кости прочность.
Необходимо еще знать пропорции органических и
неорганических веществ. Потому что, если в костях
будет больше неорганических веществ, то они
будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток
органических веществ, то гости будут слишком
гибкими.
А теперь посмотрите внимательно на задание,
которое написано на доске.
Приложение 1 (Для учащихся)
Приложение 2. ( для учителя)
Изучение нового материала
Беседа с элементами рассказа.
Учитель. Да! Природа наделила нас прочной и
гибкой опорно-двигательной системой.Но как бы не
были прочны и гибки кости,нам нужно быть
осторожными по отношению к себе и друг другу.
В своей жизни вы наверное не раз встречались с
такими ситуациями, когда при неловком движении
получали травмы, которые возникали при беге
прыжках и т.д.
Учитель. Мы поговорим сегодня о травмах
опорно-двигательной системы, рассмотрим
симптомы различных повреждений научимся
оказывать доврачебную помощь практически.
Вопрос: 1. Какие виды повреждений
опорно-двигательной системы вы знаете?
Ответ: Учащиеся называют вывихи, растяжение
связок, переломы.
А сейчас мы разделимся на 7 групп и практически
будем оказывать первую помощь при переломах и
различных травмах с объяснением, которые вы
рассматривали в курсе ОБЖ.
Каждая группа получает задание и приступает к
её выполнению пользуясь учебником.
Название таблицы: Первая помощь при травмах:
Название таблицы: Первая помощь при травмах
(для учащихся).
№ п.п | Типы травм | Признаки травм | Правла оказания первой медицинской помощи | Не допускается |
1 | Повреждение,растяжение связок | |||
2. | Вывихи суставов | |||
3. | Перелом костей черепа | |||
4. | Перелом позвоночника | |||
5. | Перелом грудной клетки и рёбер | |||
6. | Перелом ключицы | |||
7. | Перелом конечностей |
Приложение 3 (ответы для
учителя)
4. Закрепление.
Рефлексия.
Причины травматизма.
Нарушение правил поведения:
— дома,
— на улице, в школе,
— при занятиях физкультурой и спортом,
— из-за повышенной двигательной активности,
— невнимательность,
— нарушение техники безопасности из-за экономии
сил и времени.
5. Оценка знаний учащихся.
6. Домашняя работа.
Д/З. Учебник “ОБЖ. 9 класс”, авторы: М.П.Фролов,
Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов.
§ 48, стр 150-153. Составить памятку на тему: Первая
помощь при растяжении связок, вывихах суставов и
переломах костей”.
Литература
1. М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов. ОБЖ: 9
кл.: Учебник.
2. И.Ф.Богоявленский “Оказание первой
медицинской первой реанимационной помощи на
месте происшествиям в очагах чрезвычайных
ситуаций”. Справочник.
Источник
Инфоурок
›
ОБЖ
›Презентации›Презентация по ОБЖ «Первая помощь при, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывов связок и мышц, вывихах и переломах. Учитель МОУ Глебовская СОШ Баксаляр Н.М.
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Травмы опорно – двигательного аппарата являются наиболее распространенными ( от обычных синяков до тяжелых переломах и вывихов). Первая помощь при подобных травмах направлена на уменьшение боли и предотвращения дальнейших повреждений. Их можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии. Существует четыре вида основных травм: переломы, вывихи, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, ушибы.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Ушиб Растяжения и разрывы связок — повреждение тканей и органов без нарушения целости кожи. Признаки этих травм одни и те же — сильные боли, кровоподтек (синяк), припухлость, нарушение функций ушибленного органа или области (ограничение подвижности сустава). При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура. Особенно страдают ткани, прилегающие во время удара к костям. Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибе: Приложите холод для уменьшения кровоизлияния (но не на голое тело). Через 20 минут уберите холод. Через час можно повторить прикладывание холода. Делайте это в течение трех суток. Учтите, что людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями холод прикладывать нельзя. Если ушибленный орган когда-то был обморожен, то на него также не стоит класть холодное. Если есть ссадины, то продезинфицируйте их перекисью водорода, зеленкой или йодом. Но не обрабатывайте сам ушиб, а только ссадины. Наложите давящую повязку. Ушибленный орган должен находиться в покое. Например, ушибленную руку можно подвесить на косынке, а ногу положить на подушку. Спустя трое суток к ушибленному месту прикладывайте теплые грелки. Можно наносить на ушиб специальную мазь, содержащую гепарин. Обычно при ушибах помощь врача не требуется.
9 слайд
Описание слайда:
Растяжение При резких движениях суставов может возникнуть растяжение связок. В этом случае происходит повреждение (надрыв) мышц, сухожилий и нервов. При растяжении после резкого движения в суставе возникают боль, отек и кровоизлияние, которые могут длиться от одного дня (легкое растяжение) до трех недель (тяжелое растяжение, почти разрыв связок). Двигать травмированной конечностью при растяжении пострадавший может, хотя ему больно. Чаще всего от растяжения страдают связки голеностопного сустава.
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при растяжении: Как можно скорее туго забинтуйте травмированную руку или ногу. Для этой цели отлично подойдет эластичный бинт. Но не переусердствуйте – при этом нельзя нарушить кровообращение. При тугой перевязке оставляйте кончики пальцев не забинтованными: по их цвету можно определить, не слишком ли туго. Если пальцы станут бледными, онемеют, в них появиться покалывание – снимите бинт, подождите, пока эти симптомы пройдут, и снова забинтуйте, но уже не так туго. На ночь повязку снимайте. Обеспечьте травмированному органу покой (как описывалось в разделе про ушиб). Обратитесь в медицинское учреждение. Там, возможно, назначат рентген, чтобы исключить закрытый перелом, симптомы которого похожи на симптомы растяжения.
13 слайд
Описание слайда:
Вывих При вывихе происходит смещение суставных концов кости и разрыв суставной капсулы. Чаще всего происходят вывихи в локтевом, плечевом и тазобедренном суставе, вывих челюсти и большого пальца. При вывихе сустав визуально приобретает неестественную форму и припухлость. Кровоизлияния становятся видны дня через три. Если вывихнута челюсть, то рот не закрывается. Сразу же после травмы становится невозможно двигать поврежденным суставом, боль сильна даже в состоянии покоя.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при вывихах: Зафиксируйте поврежденную конечность шиной. Если пострадала нога, то можно прибинтовать ее к здоровой ноге, а если рука – к туловищу. Если вывихнута челюсть, то оденьте больному повязку, которая будет придерживать челюсть. Так как рот в этом случае не закрывается – прикройте его, чтобы в гортань не попал посторонний предмет. Приложите холод к больному суставу (как при ушибе или растяжении). Как можно быстрее обратитесь в больницу, иначе из-за отеков возникнут осложнения. Некоторые люди, насмотревшись фильмов, пытаются сами вправить вывих. На самом деле вправить вывих может только опытный врач, а такое самолечение приводит к ухудшению положения.
16 слайд
Описание слайда:
Переломы. Переломы – это серьезные повреждения костей, которые характеризуются нарушением целостности костей. При переломах одновременно нарушается и целостность мягких окружающих тканей, так как могут травмироваться близлежащие сосуды, мышцы, нервы. Если у больного перелом и повреждение кожи, а также присутствует рана, то это открытый перелом. Если же кожа не повреждена, то перелом закрытый.
17 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломах: Заключается в локализации перелома. Основной принцип связан с фиксацией пораженной конечности, сопоставлением отрезков кости и функциональной разгрузке на долгий промежуток времени. Переломы бывают закрытыми и открытыми. Открытые переломы отличаются от закрытых наличием кровотечения. При открытом переломе необходимо остановить кровопотерю и обработать рану. При травме кости таза пострадавшего транспортируют с осторожностью при помощи нескольких человек. Даже незначительное движение при данной травме может повлечь смещение осколков костей, поражение внутренних органов и вызвать сильную боль. Пострадавшего укладывают на твердую поверхность со слегка разведенными коленями и забинтовывают тазовую область.
18 слайд
Описание слайда:
Первая помощь в случае перелома позвоночника. При переломах позвоночника следует пострадавшего как можно скорее положить на твердую поверхность. В результате перелома позвоночника, полученного при падении с высоты на ноги, пострадавший первые несколько минут после падения не способен адекватно оценивать ситуацию и может отказываться от медицинской помощи. Пострадавшему не следует садиться, перегибать позвоночник и наклоняться, так как это может вызвать поражение спинного мозга и смещение осколков позвоночника. Больного необходимо транспортировать в отделение травматологии. При поражении шейного отдела позвоночника транспортировку осуществляют с подложенным под шею валиком. В травматологии проводится сопоставление обломков костей и фиксация (иммобилизация) с помощью наложения гипса или повязки вокруг туловища.
19 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломе конечностей. При переломе конечности первая помощь не отличается от вышеописанной. В результате открытого перелома в пораженном месте могут быть видны обломки костей. Самостоятельное сопоставление костей проводить нельзя. Фиксацию сломанных конечностей производят с помощью специальных шин или подручных средств (досок, прямых веток, деревьев). При этом следует соблюдать главные условия, которые включают в себя захват шиной два сустава, которые находятся ниже и выше перелома; при поражении ноги, суставы ноги не должны быть подвижными. Шину примеряют на другом человеке, а не на пострадавшем и накладывают на одежду. Шина не должна располагаться со стороны открытого ранения. Процедуру лучше проводить вдвоем, с осторожностью поднимая пораженные конечности. Шину фиксируют с помощью бинта, ремней, ткани и другими подручными средствами. Перелом плеча хорошо фиксируется специальной шиной, которая способна сгибаться под углом (шина Кремера). При ее отсутствии фиксацию проводят любыми подручными средствами: повязкой или косынкой, которые одевают через шею, при этом руку сгибают в локтевом суставе, образуя угол в 90 градусов.
20 слайд
Описание слайда:
В случае перелома кисти, в ладонь кладут кусок ваты или ткани, и фиксируют в данном положении. Снизу накладывают шину и фиксируют методом забинтовывания. Во избежание развития болевого шока врач-специалист проводит обезболивание. При переломах бедра следует накладывать шину по наружной поверхности до стопы начиная от подмышечной впадины, по внутренней поверхности до стопы начиная от паха. В случае невозможности данного наложения шины, пострадавшего укладывают на ровную поверхность и таким образом доставляют в медицинское учреждение. При переломе голени шина накладывается от середины бедра и до подошвы, с нескольких сторон.
21 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломе других костей. Перелом черепа может повлечь за собой серьезные осложнения. Пострадавшего следует уложить, голову обложить валиками и срочно доставить в отделение травматологии. При переломе челюсти тоже требуется фиксация повязкой до момента оказания медицинской помощи. Для профессиональной фиксации данных переломов существуют специальные шины – пращевидные шины. Переломы ребер и груди требуют тугой фиксации. Грудную клетку бинтуют на выдохе, на время вдохов бинтование приостанавливают. Методикой оказания первой доврачебной помощи должен обладать любой человек. После оказания первой помощи в любом случае следует обратиться к врачу.
22 слайд
23 слайд
24 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-075827
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник