Ван гог сен поль мозолей

Ван гог сен поль мозолей thumbnail

Я люблю Францию! Я люблю импрессионистов! Я люблю творчество Ван Гога! Поэтому монастырь в окретностях Сен Реми, при котором была больница для душевнобольных, в которой лечился Ван Гог, была для меня обязательной к посещению. В клинике до сих пор сохранилась палата Ван Гога. Его лечащий врач, Теофиль Пейрон, осмотрев пациента, пришел к выводу, что Ван Гог болен одной из форм эпилепсии. Когда приступы проходили, художник чувствовал себя довольно неплохо. Ван Гог много рисовал в клинике. За год, что он провел в Сан-Поль-де-Мозоль, он написал десятки картин!

Для меня осталось загадкой почему импрессионисты и Ван Гог в частности не рисовали лавандовые поля? Ван Гог в Провансе увлёкся рисованием кипарисов, оливковых деревьев, пшеницы, нарисовал знаменитые ирисы, цветущий миндаль, но не лаванду!?

Выращивали ли её вообще в Провансе 150 лет назал или это туристический маркетинговый ход?

Восьмого мая 1889 года после очередного приступа в сопровождении местного пастора Ван Гога вынуждены были отправить из Арля в клинику Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми. Постепенно состояние художника стало улучшаться, и ему выделили комнату для занятий живописью

Ван Гог испытывал то моменты душевного просветления, то приступы болезни, и эти перемены его состояния нашли отражение в работах, исполненных во время пребывания в Сен-Реми (с 8 мая 1889 года по 20 мая 1890 года). Лечебница в Сен-Реми была запечатлена Ван Гогом в нескольких полотнах.

А вот так выглядит вход в больницу и монастырь сейчас

Из окна больницы было видно хлебное поле, и Винсент писал брату Тео, что он может наблюдать восход солнца. И это хлебное поле тоже стало мотивом для ряда его картин, написанных в Сен-Реми. Во время депрессий у художника нередко возникали мысли о самоубийстве. В полотне «Жнец» (1889) образ жнеца, сменивший образ сеятеля, был задуман, судя по письмам Ван Гога, как олицетворение смерти, пожинающей свой урожай — человечество. «Это образ смерти в том входе, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине «почти улыбающееся настроение», и это кажется мне довольно забавным — я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки», — писал Ван Гог

А вот и окно, сейчас не зарешёченное

Вообще монастырь и его двор сейчас выглядят довольно живописно

А Ван Гог видел монастырь таким:

И даже вот таким

При монастыре есть небольшая церквушка

В монастыре Сен-Поль-де-Мозоль Ван Гог написал знаменитую «Звездную ночь». «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды». Винсент Ван Гог в одном из писем к брату Тео.

Здесь Ван Гог написал серию картин «Оливковые деревья» (Olive Trees). «Это серебро, играющее либо в голубой, либо в зеленый тона, с бронзовым отливом и почти белое на желтой, розово-фиолетовой или оранжевой почве, которая доходит до болотно-красной охры. Но очень тяжело, очень тяжело. Для меня же это и хорошо, это влечет меня широко работать в золоте и серебре». Винсент Ван Гог в одном из писем к брату Тео.

В 1890 году Ван Гог нарисовал картину «Сиеста»

В 1889 году здесб же Ван Гог нарисовал свои известные «Ирисы». В свое время эту картину приобрел французский искуствовед и писатель Октав Мирбо всего за 300 франков. Он стал первым ее владельцем. В 1987 году картина поставила рекорд, на два года став самой дорогой: она была продана за 53,9 млн долларов. Но покупатель не сумел завершить сделку, и картину в итоге выкупил музей Гетти

Картина «Цветущий миндаль», нарисованная Ван Гогом в 1890 году в этом монастыре, считается одной из самых необычных для творчества художника. В ней много из японской живописи — с ней художник познакомился в Париже. Эту картину Ван Гог планировал нарисовать для своего брата Тео, как подарок в честь рождения сына. По его задумке, картина должна была висеть над кроватью супругов, символизируя начало новой жизни. Миндаль начинает цвести очень рано и предвещает начало весны.

Здесь же Винсент рисует версию картины «На пороге вечности» (1890)

Ощущение напряжения и беспокойства, которое испытывает Ван Гог, передано в изображениях кипарисов, их он вводит в пейзажи с хлебным полем («Хлебное поле с кипарисами», 1889).

29 июля 1890 года после обеда Ван Гог в одиночку, без служителя ушел из приюта. Он немного побродил по полю, затем зашел на крестьянский двор. Хозяев не было дома. Ван Гог достал пистолет и выстрелил себе в сердце. Выстрел не был столь точен, как его мазки. Пуля, попавшая в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель. Вызвали врача Мазри из ближайшего поселка и полицию. То ли рана не причиняла Ван Гогу больших страданий, то ли он был малочувствителен к физической боли (вспомним историю с отрезанным ухом), но только, когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели. Ночью он умер. Тело Ван Гога положили на бильярдный стол, а по стенам повесили его картины. Последними словами художника были «la tristesse durera toujours» — «грусть будет вечной»…

Но мне всё-таки хочется закончить на позитивной ноте. Ведь память о Ван Гоге жива, его работы восхищают и вдохновляют миллионы людей!

Монастырь в июле весь в лаванде!

На меня это место произвело очень сильное впечатление, и если вы любите Ван Гога очнь советую его посетить, заставляет задуматься.

Содержание нашей поездки в Прованс в июле 2013

Прованс: первые впечатления
Прованс: План нашей поездки в айфонофото
Прованс: колоритный отель BB Moulin du Rossignol

День первый, приезд
Франция, Лазурный берег, Сен-Поль-де-Ванс
Франция: парфюмерный Грасс (Grasse)

День второй
Франция, Прованс: Вердонское ущелье! (Gorges du Verdon))
Франция, Прованс: Moustiers-Sainte-Marie (Мустье-Сан-Мари)
Франция, Прованс: лаванда

День третий
Франция, Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence)
Франция, Ansois (Ансуа) и Cucuron (Кюкюрон)
Франция, Прованс, Château de Lourmarin (Лурмаренский Дворец)

День четвёртый
Франция, Прованс, рынок Сен-Реми ( Saint-Rémy-de-Provence)

Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя

_______________________________________________________________________________________________

Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux

Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.

Источник

Я люблю Францию! Я люблю импрессионистов! Я люблю творчество Ван Гога! Поэтому монастырь в окретностях Сен Реми, при котором была больница для душевнобольных, в которой лечился Ван Гог, была для меня обязательной к посещению. В клинике до сих пор сохранилась палата Ван Гога. Его лечащий врач, Теофиль Пейрон, осмотрев пациента, пришел к выводу, что Ван Гог болен одной из форм эпилепсии. Когда приступы проходили, художник чувствовал себя довольно неплохо. Ван Гог много рисовал в клинике. За год, что он провел в Сан-Поль-де-Мозоль, он написал десятки картин!

Для меня осталось загадкой почему импрессионисты и Ван Гог в частности не рисовали лавандовые поля? Ван Гог в Провансе увлёкся рисованием кипарисов, оливковых деревьев, пшеницы, нарисовал знаменитые ирисы, цветущий миндаль, но не лаванду!?

Выращивали ли её вообще в Провансе 150 лет назал или это туристический маркетинговый ход?

 photo 20130710-StRemy_Moulin58of96.jpg

Восьмого мая 1889 года после очередного приступа в сопровождении местного пастора Ван Гога вынуждены были отправить из Арля в клинику Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми. Постепенно состояние художника стало улучшаться, и ему выделили комнату для занятий живописью

 photo 20130710-StRemy_Moulin53of96.jpg

Ван Гог испытывал то моменты душевного просветления, то приступы болезни, и эти перемены его состояния нашли отражение в работах, исполненных во время пребывания в Сен-Реми (с 8 мая 1889 года по 20 мая 1890 года). Лечебница в Сен-Реми была запечатлена Ван Гогом в нескольких полотнах.

А вот так выглядит вход в больницу и монастырь сейчас

 photo 20130710-StRemy_Moulin34of96.jpg

 photo 20130710-StRemy_Moulin37of96.jpg

Из окна больницы было видно хлебное поле, и Винсент писал брату Тео, что он может наблюдать восход солнца. И это хлебное поле тоже стало мотивом для ряда его картин, написанных в Сен-Реми. Во время депрессий у художника нередко возникали мысли о самоубийстве. В полотне «Жнец» (1889) образ жнеца, сменивший образ сеятеля, был задуман, судя по письмам Ван Гога, как олицетворение смерти, пожинающей свой урожай — человечество. «Это образ смерти в том входе, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине «почти улыбающееся настроение», и это кажется мне довольно забавным — я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки», — писал Ван Гог

А вот и окно, сейчас не зарешёченное

 photo 20130710-StRemy_Moulin44of96.jpg

Вообще монастырь и его двор сейчас выглядят довольно живописно

 photo 20130710-StRemy_Moulin41of96.jpg

 photo 20130710-StRemy_Moulin47of96.jpg

 photo 20130710-StRemy_Moulin48of96.jpg

 photo 20130710-StRemy_Moulin49of96.jpg
 photo 20130710-StRemy_Moulin50of96.jpg

А Ван Гог видел монастырь таким:

И даже вот таким

При монастыре есть небольшая церквушка

В монастыре Сен-Поль-де-Мозоль Ван Гог написал знаменитую «Звездную ночь». «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды». Винсент Ван Гог в одном из писем к брату Тео.

Здесь Ван Гог написал серию картин «Оливковые деревья» (Olive Trees). «Это серебро, играющее либо в голубой, либо в зеленый тона, с бронзовым отливом и почти белое на желтой, розово-фиолетовой или оранжевой почве, которая доходит до болотно-красной охры. Но очень тяжело, очень тяжело. Для меня же это и хорошо, это влечет меня широко работать в золоте и серебре». Винсент Ван Гог в одном из писем к брату Тео.

В 1890 году Ван Гог нарисовал картину «Сиеста»

В 1889 году здесб же Ван Гог нарисовал свои известные «Ирисы». В свое время эту картину приобрел французский искуствовед и писатель Октав Мирбо всего за 300 франков. Он стал первым ее владельцем. В 1987 году картина поставила рекорд, на два года став самой дорогой: она была продана за 53,9 млн долларов. Но покупатель не сумел завершить сделку, и картину в итоге выкупил музей Гетти

Картина «Цветущий миндаль», нарисованная Ван Гогом в 1890 году в этом монастыре, считается одной из самых необычных для творчества художника. В ней много из японской живописи — с ней художник познакомился в Париже. Эту картину Ван Гог планировал нарисовать для своего брата Тео, как подарок в честь рождения сына. По его задумке, картина должна была висеть над кроватью супругов, символизируя начало новой жизни. Миндаль начинает цвести очень рано и предвещает начало весны.

Здесь же Винсент рисует версию картины «На пороге вечности» (1890)

Ощущение напряжения и беспокойства, которое испытывает Ван Гог, передано в изображениях кипарисов, их он вводит в пейзажи с хлебным полем («Хлебное поле с кипарисами», 1889).

29 июля 1890 года после обеда Ван Гог в одиночку, без служителя ушел из приюта. Он немного побродил по полю, затем зашел на крестьянский двор. Хозяев не было дома. Ван Гог достал пистолет и выстрелил себе в сердце. Выстрел не был столь точен, как его мазки. Пуля, попавшая в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель. Вызвали врача Мазри из ближайшего поселка и полицию. То ли рана не причиняла Ван Гогу больших страданий, то ли он был малочувствителен к физической боли (вспомним историю с отрезанным ухом), но только, когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели. Ночью он умер. Тело Ван Гога положили на бильярдный стол, а по стенам повесили его картины. Последними словами художника были «la tristesse durera toujours» — «грусть будет вечной»…

Но мне всё-таки хочется закончить на позитивной ноте. Ведь память о Ван Гоге жива, его работы восхищают и вдохновляют миллионы людей!

Монастырь в июле весь в лаванде!

 photo 20130710-StRemy_Moulin64of96.jpg

 photo 20130710-StRemy_Moulin55of96.jpg

На меня это место произвело очень сильное впечатление, и если вы любите Ван Гога очнь советую его посетить, заставляет задуматься.

Ван гог сен поль мозолей

Отель BB Moulin du Rossignol

Сен-Поль-де-Ванс

Вердонское ущелье

Ван гог сен поль мозолей

Мустье-Сан-Мари

Ван гог сен поль мозолей

Лаванда

Экс-ан-Прованс

Лурмарен

Ансуа и Кюкюрон

Ван гог сен поль мозолей

Рынок Сен-Реми

Сен-Реми: Монастырь St-Paul-de-Mausole

Ван гог сен поль мозолей

Л’Иль-сюр-ла-Сорг-Венеция Прованса.

Ван гог сен поль мозолей

Камарг

Ван гог сен поль мозолей

Фонтен-де-Воклюз

Орнитологический парк Камарг

Руссильон

Ван гог сен поль мозолей

Аббатство Сенанк

Оглавление по дням

Сводный отчет о нашем путешествии
Прованс: колоритный отель

День первый

Сен-Поль-де-Ванс
Грасс

День второй

Вердонское ущелье!
Мустье-Сан-Мари
Франция, Прованс: лаванда
Подсолнуховые поля!

День третий
Экс-ан-Прованс
Ансуа и Кюкюрон
Лурмарен

День четвертый
Рынок Сен-Реми
Монастырь Ван Гог
Мельница Доде
Les Penitents Des Mees

День пятый
Л’Иль-сюр-ла-Сорг-Венеция Прованса.
Фонтен-де-Воклюз
Аббатство Сенанк
Горд и окрестности
Руссильон

День шестой
Карпантра: рынок
Парк Камарга
Камарг

_______________________________________________________________________________________________

Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux

Организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре.

 photo 2012-05-21_wedding_Galina_Gregory-0209.jpg

Ван гог сен поль мозолей

Юлия

Путешествие-голик, в свободное от поездок время — аудитор и организатор фотосессий и свадеб на Кипре. Живу на Кипре уже почти 10 лет. Обожаю Европу, особенно Францию и Италию, замки, горы, море, бегать по безлюдному пляжу. Французским улиткам и устрицам предпочитаю флорентийский бифштекс. Веду домашнюю бухгалтерию, организованна, упряма. Левша. Люблю кошек, особенно черных. Обожаю делать несколько дел одновременно. Я- жаворонок, утром могу успеть переделать тысячу дел. Визуал. Люблю творчество импрессионистов.

Источник

«Пшеничное поле с кипарисом» — картина из серии пшеничных полей Винсента Ван Гога, написанная в трёх версиях в 1889 году в лечебнице для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс, где он проходил лечение с мая 1889 по май 1890 года. Вдохновением художнику послужил вид из окна лечебницы на альпийские предгорья.

На картине изображено поле спелой пшеницы с возвышающимся над ним провансальским кипарисом и оливковыми деревьями на фоне предгорьев и закрученных облаков в небе. Первая версия (F717) была написана в конце июня или начале июля 1889 года вскоре после «Звёздной ночи», в период психического расстройства Ван Гога и его одержимости кипарисами. Скорее всего, Ван Гог написал её на пленэре, когда ему было разрешено покидать лечебницу. Впоследствии он считал «Пшеничное поле с кипарисом» одной из лучших своих летних картин. В письме своему брату Тео от 2 июля 1889 года он сообщал: «У меня есть холст с кипарисом, колосьями пшеницы и маками под голубым небом, похожим на шотландский плед; его я написал густым импасто, как у Монтичелли, и пшеничное поле тоже густо, чтобы показать сильную жару».

Ван Гогу пришлось сделать перерыв в работе из-за серьёзных осложнений с психическим состоянием в конце июля — начале августа, но через месяц он вернулся к «Пшеничному полю». Сделав с оригинала рисунок калямом, ныне хранящийся в музее Ван Гога в Амстердаме, он выполнил две копии композиции, одну приблизительно того же размера (F615) и малую версию (F743). Первая, вероятно, была написана за один сеанс, с небольшим добавлением жёлтых и коричневых оттенков. Ван Гог обрисовал общую композицию углём, нанёс тонкий слой краски на кипарис и небо, а затем толстый слой на пшеницу и облака в технике импасто[1]. Для облаков он предпочёл блестящий белый цинк вместо свинцовых белил, несмотря на его плохие сушильные свойства. Остальная палитра включала кобальтовую синь для неба, хром-жёлтую краску для пшеничного поля, изумрудную и голубоватую зелень для кустарников и кипариса, киноварь для маков, а также синтетический ультрамарин[2]. Июльский пленэрный оригинал потребовал гораздо больших усилий и может рассматриваться как предварительная разработка сентябрьской версии.

Тогда же, в сентябре, Винсент отправил июльскую и сентябрьскую версии «Пшеничного поля» своему брату в Париж, а третью — в подарок сестре и матери. Вдова Тео продала июльскую художнику Эмилю Шуффенекеру в 1900 году. Пройдя через руки коллекционера Александра Бертье и галериста Пауля Кассирера, в ноябре 1909 года она оказалась в галерее фотографа Эжена Дрюэ, где была впервые выставлена и сфотографирована. В 1910 году её купил берлинский банкир Франц фон Мендельсон, и она оставалась в собственности семейства Мендельсон до 1952 года, пока её не приобрёл в Цюрихе оружейный промышленник Эмиль Бурле. В 1993 году его сын Дитер Бурле продал картину Метрополитен-музею в Нью-Йорке за 57 миллионов долларов при финансовой поддержке бизнесмена Уолтера Анненберга.

Сентябрьская версия была куплена фондом Курто в 1923 году и ныне хранится в Лондонской национальной галерее. Малая версия, проданная на аукционе Сотбис в 1970 году, а потом в США в 1987 году, находится в частной коллекции.

  • Рисунок калямом (F1538). Музей Ван Гога. Амстердам

  • Малая версия (F743). Частная коллекция 51.5×65 см

Ссылки[править | править код]

  • Страница картины на сайте Лондонской национальной галереи
  • Страница картины на сайте Метрополитен-музея

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Vincent Van Gogh’s A Cornfield, with Cypresses, John Leighton, Anthony Reeve, Ashok Roy and Raymond White, National Gallery Technical Bulletin, 1987, Volume 11, pp 42–59.
  2. ↑ Vincent van Gogh, A Wheatfield with Cypresses, illustrated pigment analysis at ColourLex

Источник

К зиме 1889/1890 года Ван Гог все больше хотел вернуться в Париж или его окрестности. К весне он пережил в лечебнице четыре приступа. Это вполне можно было считать поводом остаться там, однако пребывание в больнице ему не помогало.

Жизнь в этом месте повергала в депрессию, и Винсент жаждал поскорее избавиться от наводивших тоску местных ритуалов. Окрестности Сен-Поля восхищали художника, но он часто не мог там бродить. Кроме того, ему хотелось повидать брата и познакомиться с Джо и крестником.

Но важнее всего то, что Ван Гог обнаружил: пребывание среди «товарищей по несчастью» ухудшает его настроение. Пациенты вели однообразное существование, и он все сильнее страдал от тоски.

Ван гог сен поль мозолей

Как писал он Тео, «сборище этих сумасшедших в старом монастыре» опасно, и «рискуешь потерять последние остатки рассудка». Он все больше чувствовал, что «скорее перенимает болезни окружающих, чем лечит собственную».

Придя в себя после самого продолжительного приступа в конце апреля, Ван Гог был решительно, как никогда, настроен уехать, убежденный, что «слишком надолго задержался».

Позже он писал: «Мой последний кризис, который был ужасным, в значительной степени обусловлен влиянием других пациентов, — во всяком случае, эта тюрьма давила на меня».

В проникнутом сильными эмоциями письме Винсент объяснил Тео: «Окружение здесь начинает давить на меня мощнее, чем я могу выразить… Мне нужен воздух, я чувствую, что скука и горе причиняют мне вред». Трудно «жертвовать своей свободой, находиться вне общества и заниматься только работой». Годом ранее он ощущал, что пациенты не мешают ему трудиться, но ситуация изменилась, и «люди здесь слишком любопытны, праздны и невежественны в живописи, чтобы я мог заниматься своим делом».

К этому моменту Тео пришло в голову решение, которое оба брата сочли оптимальным, — переехать в деревню Овер-сюр-Уаз, в 30 километрах к северу от Парижа, где жил доктор Поль Гаше. Художник-любитель, коллекционер и друг многих импрессионистов, он казался идеальной кандидатурой, чтобы присматривать за Винсентом. Ван Гог мог жить в Овере свободно, в скромной гостинице, и иметь под рукой врача-единомышленника. Овер, окруженный восхитительной природой, находился всего в часе езды от Парижа на поезде, поэтому Винсенту было бы легко встречаться с Тео и его семьей.

Решение покинуть Сен-Поль было принято очень быстро, через несколько дней после выздоровления. Как только было определено, что Ван Гог переедет в Овер, он сделал последний рывок, взявшись за работу с прежним жаром.

В первые две недели мая, сразу после выхода из последнего кризиса, он написал восемь удивительных картин, половина из которых — натюрморты с цветами. Как художник писал Вил, он «трудится как одержимый, особенно над букетами».

Одной из двух первых картин Ван-Гога в Сен-Поле были «Ирисы», и почти год спустя он написал новые ирисы, на этот раз в вазе, совсем как в своих предыдущих натюрмортах «Подсолнухи». «Ирисы в вазе» — красочная картина, большой букет фиолетово-синих цветов и пучок похожих на кинжалы листьев на эффектно оттеняющем их желтом фоне. Один стебель только что сломался и свисает сбоку, нарушая симметрию и напоминая о скоротечности жизни.

Тринадцатого мая Винсент сообщил Тео, что «после заключительной беседы с господином Пейроном я получил разрешение упаковать багаж, который и отправил с товарным поездом». В тот день его доставили на вокзал в повозке, чтобы он отослал свой тридцатикилограммовый багаж в Париж. По пути он «наблюдал сельский ландшафт — очень свежий после дождя и покрытый цветами», задумчиво размышляя, чего мог бы достичь, поправив здоровье: «как много всего я бы сделал».

Три дня спустя — через год и восемь дней после приезда — Ван Гог наконец покинул лечебницу для душевнобольных. Утром 16 мая 1890 года доктор Пейрон написал медицинский отчет, где указал, что его пациент перенес «несколько приступов продолжительностью от двух недель до месяца», хотя в промежутках он был «совершенно спокоен, ясно мыслил и страстно отдавался живописи».

Врач пришел к выводу: «Он просит выписаться сегодня, чтобы жить на севере Франции, надеясь, что этот климат ему подойдет лучше». Затем добавил одно слово: «Излечен».

Ван Гог в последний раз прошел через ворота лечебницы. Он отправился на станцию в повозке, предположительно управляемой его знакомым Пуле. Вполне возможно, с ними поехал и доктор Пейрон, так как к этому времени он уже понял, какой необычный пациент ему достался. После прощания с консьержем они проехали мимо римских памятников, и Ван Гог снова окинул взглядом оливковые рощи на фоне Малых Альп. Затем они спустились к станции, чтобы в полдень успеть на поезд.

Пуле, вероятно, прокатился с Ван Гогом по узкоколейке до Тараскона, где им пришлось час ждать скорого поезда до Парижа. Винсент воспользовался возможностью и отправил телеграмму брату, сообщив время прибытия. Тео хотел, чтобы кто-то из работников лечебницы поехал с ним до места назначения, но художник отказался: «Справедливо ли, чтобы меня сопровождали, как опасное животное? Нет, спасибо, я против». Он благополучно прибыл в Париж на следующее утро, и Тео встретил его на вокзале Гар-де-Лион около шести утра. Год жизни в лечебнице закончился. Художника манила новая жизнь в Овер-сюр-Уаз.

***

Пребывание Ван Гога в Овере вышло слишком коротким. Казалось, что все идет хорошо, но 27 июля 1890 года с ним снова случился приступ во время пленэра на пшеничных полях у деревни.

Кроме мольберта, у него было с собой ружье, из которого он выстрелил себе в живот. Смертельно раненный, живописец, шатаясь, добрел до своей гостиницы, где рухнул замертво.

Однажды Винсент написал из Сен-Поля: «Художник слишком поглощен тем, что видят его глаза, и его жизнь не может принадлежать ему до конца». Однако это не все. Ван Гог, возможно, винил себя и свою одержимость живописью, но явно страдал от реальных физиологических и психологических проблем. Несмотря на то что творчество поглощало практически все его силы, без этого призвания у него было бы гораздо меньше стимулов жить — и, вполне вероятно, его нить судьбы оборвалась бы намного раньше.

Глядя в ночное небо Прованса, Ван Гог наблюдал за звездами и размышлял о вечном. Ему казалось, что так же, как сесть на поезд до Тараскона, можно отправиться в небо с помощью смерти. Болезни были средством передвижения, поэтому мирно умереть от старости, писал он Тео, значило идти туда «пешком». Смерть Ван Гога оказалась еще более внезапной, чем холера или рак, — она быстро довезла его до звезд, всего через 36 часов после выстрела.

Источник