Урок по теме солнечный ожог

Урок по теме солнечный ожог thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Солнечные ожоги.

Первая помощь при ожогах.

(инструктаж)

Цель: рассказать о правилах профилактики и способах оказания первой помощи при солнечном ожоге.

Ожоги, которые человек получает на ярком солнце, точно такие же, какие можно получить, случайно прикоснувшись к утюгу или брызнув на себя кипятком. От обычных термических ожогов они отличаются только тем, что вызываются воздействием ультрафиолетового излучения.

Солнечный ожог — это острое воспаление кожи в ответ на действие естественного (солнечного) или искусственного ультрафиолетового излучения.

Симптомы солнечного ожога

  • покраснение и припухлость кожи;
  • болезненность;
  • волдыри (могут появиться через несколько часов или дней);
  • шелушение кожи и зуд;
  • повышение температуры тела, озноб, тошнота, слабость, головная боль, потеря сознания;
  • шок (при тяжелых ожогах).

Причина возникновения ожога: длительное воздействие солнечных лучей (инфракрасного излучения, невидимого глазу)на незащищенную кожу.

Основные места появления ожогов:

  • лицо;
  • плечи;
  • спина;
  • верхняя часть груди;
  • ноги;
  • боковая поверхность бёдер.

Одни люди спокойно проводят время на открытом солнце и не получают серьёзных ожогов. Их кожа, наоборот, приобретает приятный бронзовый оттенок. Другим достаточно полчаса пробыть под палящим солнцем – и плачевный результат налицо.

Разница – в количестве красящего пигмента меланина, содержащегося в клетках эпидермиса.

Чем смуглее человек, тем большее количество меланоцитов продуцирует организм. Кожные покровы проще приспосабливаются к воздействию солнечных лучей, ожоги случаются реже. У светлокожих людей всё наоборот. Количество меланина минимально, кожа не справляется с количеством ультрафиолета. Воздействие солнца раздражает эпидермис, легко появляется краснота, волдыри, жжение. Люди со светлой кожей могут получить ожог при ярком солнце ожог за очень короткий период (до 30 мин.).

Помните! Ультрафиолет в разумных дозах полезен для организма. Без него невозможна выработка витамина D.

Как и обычные ожоги, повреждения кожи под действием солнечных лучей различаются по тяжести симптомов и могут быть следующими:

  • 1 степень (легкая) – легкое покраснение кожи, слабые болезненные ощущения, чувство горения и стягивания, поднимается местная температура, тело слегка шелушится; через некоторое время краснота превращается в загар. Серьёзных последствий нет. Хорошо помогают народные средства. Местного лечения достаточно.
  • 2 степень (средняя) – появление на поврежденных участках волдырей, наполненных жидкостью, краснота ярко выражена, даже без прикосновения поражённый участок болит, ощущается стянутость кожных покровов, поднимается не только местная температура. Характерны головные боли, слабость, кажется, что тело «горит». Требуется применение лекарственных препаратов не только местно, но и внутрь.

3 степень (тяжелая) — кожа приобретает багрово-красный цвет, температура тела нередко достигает 38–39 градусов. Появляется озноб, лихорадка, сильно болит голова, мучает жажда. Волдыри на теле увеличиваются, сливаются в одну воспалённую поверхность. По мере выздоровления кожа «слезает» целыми кусками. Без современных медпрепаратов, не обойтись. Понадобятся мази, кремы, спреи от ожогов, противовоспалительные, общеукрепляющие средства, анальгетики. В крайне тяжёлых случаях при поражении большой поверхности тела требуется госпитализация.

Первая помощь при солнечном ожоге:

Шаг 1: Уйдите в тень или помещение.

Шаг 2. Покрасневшую кожу необходимо увлажнить водными растворами или гелями и кремами, обладающими ранозаживляющими и антисептическими свойствами.

Постарайтесь охладить кожу под холодным душем (в ванне) или положите на обожженные участки кожи (на 15–20 минут) холодный компресс из крепко заваренного чая или настоя ромашки. Если под рукой нет вообще никаких средств, то на обожженную кожу просто положите полотенце или простыню, смоченную прохладной водой. Если вы выбрали ванну, добавьте в нее полчашки пищевой соды, картофельного или кукурузного крахмала (продолжительность ванны 10 минут).

Шаг 3. Если появились пузыри на коже, не трогайте их; если они вскрылись, нанесите на обожженную поверхность мазь с антибиотиком.

Шаг 4: Пейте как можно больше жидкости — свежеотжатый сок, морс, минеральную воду. Влага активно испаряется через обожженную кожу — ее потери нужно восполнять.

Запрещено!

Не мойте обожженную кожу жестким мылом и мылом со скрабом, они делают ее беззащитной перед различными инфекциями.

Профилактика солнечных ожогов:

  • избегайте полуденного летнего солнца — с 11.00 до 16.00 часов, даже если пользуетесь солнцезащитными средствами;
  • старайтесь носить темные солнцезащитные очки, шляпы с широкими полями, футболки и рубашки с длинными рукавами, длинные брюки из мягких материалов светлых тонов;
  • за 30 минут до выхода на пляж (на прогулку) нанесите на открытые участки кожи специальный крем с определенным номером (по крайней мере не меньше 30) солнцезащитного фактора — sun protection factor (SPF). Обратите особое внимание на нос, подбородок, щеки, уши и плечи. Чем выше значение SPF, тем больше защита. Через 2 часа после пребывания на солнце необходимо повторно нанести солнцезащитный крем;
  • пользуйтесь гигиенической помадой с солнцезащитным фактором.

https://www.7ya.ru/article/Solnechnyj-ozhog-pervaya-pomow/

https://momentpereloma.ru/ozhogi/lechenie-i-pervaya-pomoshh-pri-solnechnom-ozhoge/

Источник

Разработка технологической карты урока на основе применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в среднем и старшем звене.

Таблица 2.

Этап

урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Используемые ЭОРы

Время

(в мин.)

1.

Адаптационный этап.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие необходимых для урока предметов на парте.

Настраиваются на работу.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Эмоционально настраивает на работу.

Проверка домашнего задания.

Задание 1. (фронтальный опрос)

Что такое ссадина? Как оказать помощь?

Что такое потертость?

Что такое ушиб?

Что такое вывих и растяжение?

Создаёт проблемную ситуацию, подводит к теме урока.

Предлагает отгадать анаграмму (Гигиена)

Ребята, давайте попробуем определить тему и цель урока. Посмотрите на фотографии, изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом

Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:

1.солнечный удар

2.ожог

3.отморожение

4. тепловой удар

5.  оказание

6.   первая медицинская помощь

Тема урока: «Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге». Запишем в тетради.

Открываем учебник на стр. 142

Слайд 1-4

5 мин

2.

Основной этап.

Физкультминутка

Работают в группах. Отвечают на вопросы

Объяснение нового материала — работать будем в группах.

—  каждая группа получает текст. В предложенном тексте необходимо подчеркнуть признаки и назвать вид травмы.

—  время на работу 4 минуты

Текст№1

Однажды жарким солнечным днем Саша с Тузиком вышли на прогулку. Долгое время оно бегали и играли на солнце. Вдруг Саша почувствовал головокружение, но домой возвращаться не хотелось. Он присел на лавочку.

— какой ты бледный! – заметили друзья

— Мне что-то нехорошо: часто бьется сердце и дрожь в ногах.

— Может вызвать врача?

Текст №2

Однажды жарким солнечным днем Коля с друзьями вышли на прогулку.

—  Что-то ты тепло оделся – заметили друзья. Долгое время они бегали и играли на солнце. Вдруг Коля почувствовал головокружение, но домой не пошел. Он присел на лавочку.

Читайте также:  Мкб ожог 2 степени

— Мне что-то нехорошо: очень пить хочется.

— Да у тебя лицо покраснело, кровь из носа.

 — Может вызвать врача?

Текст №3

 Зимним морозным утром друзья отправились на лыжах в лес. Долгое время они катались с гор. К вечеру веселые и уставшие они засобирались домой.

—  У тебя уши и щеки побелели!

— А у меня нос щиплет и больно стало.

 Я варежку потерял! — сказал Юра, — пальцы замерзли так, что ничего не чувствуют.

— Поехали домой, скорей.

Текст №4

Зимним морозным днем друзья отправились на лыжах в лес и заблудились. Долго искали дорогу обратно. Наступил вечер. Поднялся сильный ветер.

—  Давай присядем, Юра, отдохнем, что-то говорить трудно.

—  А у меня «мурашки» по рукам «бегают»

 —  Возвращаемся домой скорей, дышать трудно стало.

— Вот бы в теплую ванну попасть.

— время закончилось.

— Какая группа готова выступить?

1 группа — зачитайте признаки у доски

— как вы считаете, какая травма у пострадавшего?             (на доску)

Слайд 5 Тепловой удар это — …

2 группа – зачитайте признаки (……)          

— как вы считает, какая травма у пострадавшего?  

 (Слайд 6)

Солнечный удар это -… (Слайд 7)

3 группа – зачитайте признаки    

— как вы считаете, какая травма у пострадавшего    

— хорошо Переохлаждение это — …

4 группа — зачитайте признаки    

(Слайд 8) Обморожение это -…

Вывод: мы определили признаки данных травм.

— как вы считаете, почему признаки теплового и солнечного удара похожи?

— что является причиной этих травм? …

– как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы предотвратить эти травмы? …

Потрем сильно ладошки, почувствуем тепло. Сидя на стуле, потянемся вверх, опустим вниз и соединим руки за спинкой стула! Встанем, потянемся высоко на носочках.  ОТЛИЧНО!  Садимся.

Слайд 5-8

18 мин

2 мин

3.

Творческий этап.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Работают в группах

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Я предлагаю выполнить следующее задание.

— для выполнения второго задания группам, работающим по теме «тепловой и солнечный удар», объединиться.

— ваши две группы тоже прошу объединиться

— каждая группа получает конверт, в котором находятся правила по предупреждению травм, полученных при воздействии высоких и низких температур на организм человека

— ваша задача выбрать необходимые правила по предупреждению указанных травм

— время работы 2 минуты

Правила:

•        Одевайтесь по сезону;

•        Одевайте теплую, удобную, сухую одежду и обувь;

•        В холодное время года одевайтесь как «капуста»- между слоями одежды есть прослойки воздуха, удерживающие тепло;

•        Не снимайте на морозе обувь;

•        В длительную прогулку в холодное время года следует взять: варежки, шарф, шапку, термос с горячим чаем;

•        В длительную прогулку в летний период необходимо взять с собой: прохладное питье, головной убор, зонт;

•        Одевайтесь в легкую, пропускающую воздух одежду;

•        Соблюдайте питьевой режим;

•        Обтираться водой, принимать душ.

— время работы закончилось.

— какая группа готова выступить?

Выступление                      

Слушаем первую группу.

— есть дополнение к этой группе?

— возникли вопросы?

      Слушаем вторую группу.

Выступление        

           — есть дополнения к этой группе?

          — возникли вопросы?

Ожоги (Просмотр видеоролика) Слайд 9

Рассказ об ожогах

. Ситуация на кухне. Папа по рассеянности взялся рукой за горячую сковородку. На его правой руке появились покраснение и отечность кожи.

Окажите папе первую медицинскую помощь. —

время на обсуждение 2 минуты.

— время закончилось.        

— какие приемы первой помощи вы использовали?

Молодцы

Сможете оказать первую доврачебную помощь, если в этом будут нуждаться?

Слайд 9

10 мин

5 мин

4.

Рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

—  У вас на столе есть карта для оценки своей работы.    Как бы вы оценили свою работу?

3 мин

5.

Домашнее задание

Учебник стр. 142-147

2 мин

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области»

Методическая разработка урока по биологии

Тема: Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном

ударе, солнечном ожоге, при укусах змей, насекомых, клещей.

Учитель биологии Галкина С.А.

2015 г.

Тема: Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, солнечном ожоге, при укусах змей, насекомых, клещей.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Цель:

1.Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.

2 Изучить основные причины и правила оказания доврачебной помощи при солнечном ожоге.

3.Изучить основные причины и правила оказания помощи при укусе насекомых, змей, клещей.

Задачи:

Образовательная:

Объяснить признаки и значение оказания первой медицинской помощи пострадавшему в первые минуты; — научить оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, солнечном ожоге, укусах змей, насекомых, клещей.; —

Воспитательная: воспитать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, чувство взаимовыручки и взаимопомощи..

Развивающая: формирование коммукативной культуры.

Оборудование: презентация, тесты.

(урок проводила в апреле, перед уроком учащиеся предварительно готовили сообщения по материалу урока: солнечный, тепловой удар, солнечный ожег, укусы змей, змеи нашего района и области, клещи)

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Изучение нового материала. Слайд1.

Учитель:

Здравствуй, Лето!

Сколько солнца! Сколько света! 
Сколько зелени кругом! 
Что же это? Это лето,
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной.

Т. Бокова

Учитель:

— Не смотря на то, что наступает самое хорошее время года, случаются определенные неприятности из– за нашего где– то неправильного поведения в природе, на речке, из-за насекомых ит.д. Сегодня на уроке мы должны поговорить о оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, солнечном ожоге, при укусах змей, насекомых, клещей. Слайд 2.

Рассказ учащихся: Слайд 3

Солнечный удар — это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове.

Читайте также:  Что такое ожог кратко

Учитель:

— Каковы признаки солнечного удара? Слайд 4-5.

Первые признаки солнечного удара — покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота.

Ученик: Слайд 6-8..

-Тепловой удар это болезненное состояние, вызванное перегревом тела.

Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.

Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды.

Учитель:

— Как оказать первую медицинскую помощь при солнечном и тепловом ударах? Слайд 9.

Первая помощь:

перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;

уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок,

если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;

расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;

тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего.

Ученик: Слайд 10.

— Солнечный ожог является результатом слишком интенсивного влияния солнца или эквивалентного ему источника света. Почти каждый человек хотя бы раз в жизни получал или получит солнечные ожоги. Им подвержены те, кто посещает пляжи, ездит на рыбалку, работает во дворе или просто находится на улице в солнечную погоду.

Небольшие солнечные ожоги проявляются дискомфортом, общей слабостью, покраснением и раздражением кожи. Температура, тошнота или рвота также могут сопутствовать солнечным ожогам.

Сильные ожоги, проявляющиеся волдырями на коже и сопровождающиеся головной болью не «залечивают» в домашних условиях. В острых случаях поражения кожи следует обратиться в медицинское учреждение за квалифицированной помощью.

Учитель:

— Как оказать первую медицинскую помощь при солнечном ожоге? Слайд 11.

Первая помощь при солнечных ожогах:

1. После солнечного ожога в первую очередь скройтесь от солнца в помещении, так как на улице под навесом вы все равно подвергаетесь УФ-облучению.

2. Оцените степень солнечного ожога, есть ли волдыри. Наличие волдырей говорит о том, что на коже серьезные повреждения, при лечении могут возникнуть различные осложнения.

Если волдыри очень большие, немедленно обращайтесь к врачу.

3. Уменьшить боль поможет холодный компресс или душ.

4. Нанесите на больной участок кожи холодный сок алоэ или успокаивающий крем после загара, хорошо применять примочки из настоя ромашки, череды и подорожника. Помните, что смазывать ожог сливочным или растительным маслом ни в коем случае нельзя!

Учитель:

-Сформулируйте правила нахождения на солнце в летний период. Слайд12.

Ученик:

Укусы змей Слайд 13-15.

От укусов змей в мире ежегодно страдает около 2 млн человек. Из них умирает около 40 тыс. В России ядовитые змеи встречаются в Закавказье, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири. Отравление змеиным ядом всегда бывает опасно для жизни. Поэтому очень важно уметь оказывать пострадавшему скорую помощь, т. к. от быстроты оказания помощи очень часто зависит жизнь человека.

В нашей области обитают три вида ядовитых змей — гадюки обыкновенная, степная и Никольского . Первые две серовато-зеленого цвета с черной зигзагообразной полосой на спине, а вот Никольского — черная. Она водится в Правобережье, в поймах рек, в основном на Хопре. 
          Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея, обитающая в лесной зоне европейской части России. Внешний отличительный признак гадюки — характерный зигзагообразный узор на спине. Общий фон может быть серым, бурым, рыжим, вишнево-красным. Встречаются также гадюки, окрашенные в сплошной коричневый или черный цвета. В середине мая можно увидеть змей с зеленоватым оттенком.
Гадюки — некрупные змеи. Их обычная длина 40 — 50 сантиметров. Редко они встречаются длиной до 90 сантиметров. Весной их часто можно увидеть возле моховых болот — там они зимуют. А летом гадюки любят влажные луга, селятся по берегам озер и рек, на лесных полянах. 
Степная гадюка, — крупная змея с длиной тела около 550 мм и длиной хвоста 70 — 90 мм, самки часто крупнее самцов. В Поволжье максимальная длина тела самцов достигает 610 мм, самок — 630 мм. Голова слегка вытянута, края морды приподняты. Верхняя поверхность головы впереди лобного и надглазничных щитков покрыта мелкими щитками неправильной формы.        Сверху гадюка окрашена в буровато-серые тона, с более светлой серединой спины и с черной или темно-коричневой зигзагообразной полосой по хребту, иногда разбитой на отдельные пятна. По бокам туловища — ряд темных нерезких пятен. На верхней стороне головы расположен темный рисунок. Брюхо серое, со светлыми крапинами. 
        Для человека укус степной гадюки еще менее опасен, чем укус обыкновенной гадюки. При встрече с человеком степная гадюка стремится уползти и выбрасывает голову в сторону врага, только когда путь к отступлению отрезан. Случаи смертельных исходов при укусе степной гадюки достоверно не известны. Однако изредка от укусов этой гадюки погибают лошади и мелкий рогатый скот.

  Гадюка Никольского — Габитус более стройный, чем у обыкновенной гадюки. Длина тела достигает 765 мм, длина хвоста 80 мм; самки крупнее самцов. Голова крупная, широкая, слегка выпуклая, хорошо отграничена от шеи. Вокруг середины тела 20-23 ряда чешуй.. Радужная оболочка глаз чёрная. Взрослые особи всегда чёрного цвета, на верхнегубных щитках иногда сохраняются белые пятнышки. Кончик хвоста снизу жёлтый или желто-оранжевый. Молодые имеют серо-коричневую окраску с коричневым зигзагом на спине, к 3-му году жизни окраска темнеет и рисунок исчезает.
Яд гадюки Никольского сильнее яда других гадюк — (обыкновенной и степной), но смертельные случаи были отмечены только при укусах гадюки обыкновенной. 

В основном же в Саратовской области обитают ужи и полозы. Это неядовитые змеи. Ужей два вида – обыкновенный и водяной. Если обыкновенный уж имеющий на голове два оранжево-красных или желтых пятна  известен почти всем, то водяного   не имеющего светлых пятен и в массе встречающегося по берегам рек, озер и водохранилищ, многие считают гадюкой. Именно с этой змеёй, достигающей 1,5 м длины, связаны рассказы об огромных гадюках, кишащих по берегам, ныряющих и плавающих в воде. Ужи прекрасно чувствуют себя в водоёмах, где проводят значительную часть времени, охотясь на мелких позвоночных – рыб, лягушек или крупных насекомых. Уничтожают ужи и мелких грызунов.

Совершенно в других условиях обитают три вида наших полозов – желтобрюхий, узорчатый и четырёхполосый. Эти змеи встречаются чаще всего в степи, в балках и на меловых обнажениях. Однако узорчатого полоза можно изредка встретить и в пойменных лесах юга области. Как и ужи, полозы не имеют ядовитых зубов и, несмотря на агрессивное поведение при попытке поймать их, не представляют никакой угрозы человеческой жизни, хотя могут довольно сильно прокусить руку неосторожного ловца. Это крупные змеи, длина тела которых достигает 1,5-2 метров, а у желтобрюхого, являющегося самой крупной змеёй в Европе, – даже 2,5 м.

Читайте также:  После ожога левомеколь можно мазать

Ужи и полозы не имеют ядовитых зубов и абсолютно безопасны для человека. Особенно часто с ними сталкиваются туристы и дачники, вверх по Волге – те, кто обосновался в Чардыме, Усовке и дальше до Хвалынска. Главный совет герпетологов – ученых, занимающихся изучением змей — «Увидел змею – обойди».  Змеи не воспринимают человека как объект питания. Они нападают только когда обороняются, если им делают больно или пугают. Если змея набрасывается, значит, ей некуда деться.

При укусе ядовитой змеи на коже человека остаются две небольшие красные точки — от проникновения ядовитых зубов. В первые минуты после укуса в этом месте возникает слабая боль и чувство жжения, кожа краснеет, нарастает отек. Появляется слабость, головокружение, тошнота, снижается артериальное давление. Эти явления достигают максимума через 8-36 ч после укуса. Слайд 16-17.

Учитель:

-Как оказать первую помощь при укусе ядовитой змеёй? Слайд 18-29

Оказание помощи:

Промыть ранки от укуса змеи водой или любым антисептиком. Ранки от укуса промывают кипяченой водой или слабым раствором перманганата калия (марганцовка), перекиси водорода (гидроперит). Накладывают сухую повязку (желательно стерильную).

Обеспечить пострадавшему полный покой (уложить, согреть, накрыть одеялами), придать конечности возвышенное положение для уменьшения отека

Не следует перетягивать конечность жгутами, пытаться высосать яд из ранки или рассечь ее. Наложить повязку.

Средства народной медицины при укусах змей Слайд 30-33.

По словам Авиценны, зола сожженной виноградной лозы является противоядием при укусе гадюк.

Свежий сок петрушки прикладывают на марлевых тампонах к местам укуса насекомых, змей, пауков.

Горчица с уксусом, приложенная к месту змеиного укуса, излечивает его.

Учитель:

-Какие насекомые нас могут кусать ?

Укусы насекомых. Слайд 34-38.

При укусах пчел, ос, шершней и шмелей в месте укусаразвивается боль, жжение, возникает отек и местное повышение температуры. При множественных укусах появляется слабость, головокружение, головная боль, озноб, тошнота, рвота, повышается температура тела.

Учитель:

-Как оказать помощь человеку, пострадавшему при укусах насекомых?
У людей с повышенной чувствительностью к пчелиному яду могут появиться боли в пояснице и суставах, возможны судороги и потеря сознания.

В первую очередь нужно удалить из кожи жало насекомого, ужаленное место смочить спиртом. Приложить к ужаленному месту холод (полиэтиленовый пакет с холодной водой). Давать пострадавшему обильное питье.

Из-за специфических свойств слюны комара в месте его укуса образуются небольшие пузырьки, возникает зуд, чувство жжения.

Зуд можно устранить, если смочить кожу нашатырным спиртом или
раствором питьевой соды(половину чайной ложки соды на
стакан воды).

Отметим, что в местах большого скопления комаров пользуются накомарниками, которые шьют из марли. Для отпугивания комаров применяют различные средства

Ученик:

Укусы клещей.

Лесной клещ — это маленький паразит, переносящий вирусы клещевого энцефалита — опасного заболевания центральной нервной системы, нередко оканчивающегося смертельным исходом. Зоны распространения иксодовых клещей: встречаются в России, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, во многих областях Казахстана. Родина клещей – Сибирь .Заболевания возникают весной, потому что клещ как переносчик вируса наиболее опасен в мае-июне, в июле и августе эта опасность намного снижается, а в сентябре практически сходит на нет. В 80 % случаев вирус проникает в организм человека при прямом присасывании зараженного клеща к коже. Возможно также заражение через желудочно-кишечный тракт, в том числе при загрязнении рук во время снятия клеща, на поверхности которого может находиться вирус, а также от употребления сырого козьего молока. Укус клеща безболезненный благодаря присутствию в слюне обезболивающего вещества. Далеко не каждый клещ является вирусоносителем и не всегда его укус опасен.

Учитель:

-Какие меры предосторожности следует соблюдать в местах скопления клещей?

Меры предосторожности:

Во время пребывания в местах распространения клещей большое значение имеет одежда. Она должна плотно облегать тело, брюки заправлены в обувь, рубашка — в брюки. Голова и шея должны быть закрыты.

В районах с повышенной клещевой опасностью следует производить само- и взаимоосмотры через каждые 1,5-2 часа, со средней клещевой опасностью — утром, днем и вечером.

— Как оказать доврачебную помощь при укусе клеща?

Присосавшегося клеща надо обязательно удалить, при этом ни в коем случае нельзя допустить, чтобы головка клеща оторвалась и осталась в теле человека. Существует два способа удаления присосавшихся насекомых:

а) захватив клеща пинцетом или пальцами, обернутыми в марлю, его извлекают медленными, плавными движениями;

б) при другом способе клеща обвязывают ниткой у места присасывания (между основанием головки и кожей человека) и, растягивая концы нити в стороны, вытягивают из тела.

Если клещ впился глубоко и удалить его не удается, надо смазать тело клеща вазелином, растительным или машинным маслом, лаком для ногтей. Через 10-15 минут повторять попытки удалить клеща.

Место укуса смазать йодом или зеленкой.

Наблюдать за местом укуса и общим самочувствием.

Обращаться в больницу обязательно, если:

а) произошел отрыв головки клеща при попытке его удаления, и она осталась в ранке;

б) место укуса сильно распухло и покраснело;

в) появились симптомы общего заболевания (повышение температуры, лихорадка, головные боли, светобоязнь, затрудненность движений глаз и шеи) через 5-25 дней после укуса.

3. Закрепление:

1. Ответить на вопросы:

1. Что такое солнечный удар, каковы его основные признаки?

2. Как проявляется тепловой удар?

3. В какой последовательности следует оказывать первую медицинскую помощь при тепловом и солнечном ударе?

4. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи?

5. К каким последствиям приводят укусы насекомых (пчел, ос, шершней)?

6. Как оказать первую медицинскую помощь при укусе насекомых?

7. Как защитить себя в походе от укусов комаров?

 8. Определите, какие меры предосторожности следует принимать в вашей местности весной, летом, осенью, чтобы избежать укусов змей и снизить возможность укусов насекомых и клещей.

2.Решение тестов (см. приложение).

4. Итог.

Учитель:

-Что нового узнали на уроке?

Ученики:

-О тепловом, солнечном ударах, правилах нахождения в летний период на солнце, оказании первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударах, перегреве, оказание первой доврачебной помощи при укусах насекомых, клещей, змей.

5. Вывод: Соблюдать правила поведения в природе.

Выставление оценок.

6. Д.з. С помощью сети Интернет и медицинской литературы заполните таблицу:

Болезненное состояние или травма

Оказание первой помощи

1.Солнечный, тепловой удар, перегрев организма

2.Солнечный ожог

3.Укусы змей

4.Укусы клещей

5.Укусы насекомых

Интернет – ресурсы:

1.https://survinat.ru/2010/03/pervaya-pomoshh-pri-ukuse-encefalitnogo-kleshha/#axzz3TAlFJ042

2. https://natural-medicine.ru/need-help/10768-pervaya-pomosch-pri-ukusah-nasekomyh.html

3. https://www.pervayapomosh.com/article/pri_ukuse_zmei/

4. https://survinat.ru/2011/10/solnechnyj-i-teplovoj-udar/#axzz3TAlFJ042

5. https://www.иванов-ам.рф/obzh_06/OBZH_materialy_zanytii_06_27.html

Источник