Урок обморожение и ожог
Тема: Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.
Приветствие: Добрый день ребята. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы сегодня с вами будем узнавать много интересного и нового.
А сейчас сядьте правильно, расправьте плечи. Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровни груди ладонями вверх. Закройте глаза и представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко, которое дарит вам свое тепло, энергию для работы и хорошее настроение. Сделайте глубокий выдох. Думаю вы все положительно настроены на урок. Начнем.
1 минута.
1.Выведение темы урока.
Каждый возьмите лист А4 который лежит у вас на парте, это ваша инструктивная карточка на урок, подпишите их. Класс ФИО. Здесь задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Все задания выполняем на этих листочках.
На карточке есть первое задание, которое вам необходимо выполнить.
Задании1.
Из предложенного списка характеристика кожи выберете, что относится к эпидермису, а что относится к собственно коже: ( при этом подумайте все ли характеристики кожи относятся либо к эпидермису, либо собственно коже)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ
Содержит пигмент меланин А) Эпидермис
Состоит из ороговевших клеток
Вызывает ожог и обморожения Б) Собственно кожа
Содержит потовые и сальные железы
Содержит рецепторы и кровеносные сосуды
Что лишнего вы нашли в ответе?
Вызывает ожог и обморожения это лишняя характеристика.
(ответ АА-ББ)
А теперь выполняем второе задание:
Задание 2.
Вычеркните в ниже записанных словах все буквы а,л,к и прочитайте что у вас получилось:
аапкааолмкаощллкаь
паркиалла
оакжаоллгккеаа
каик
кокаблкалмлолараколккажаеланклиаикал
помощь при ожоге и обморожении
Что у вас получилось? Значит какую тему мы с вами будем изучать?
( говорят дети – спрашиваю того кто поднимает руки)
Напишите на ваших карточках сегодняшнее число и тему урока. ( написать и на доске.
З минуты
2. актуализация знании:
Ребята скажите пожалуйста, а что такое обморожение и ожог? ( послушать нескольких, конкретно тот кто поднимает руки).
А какие бывают ожоги и обморожения?( если есть ответы слушаем, если нет продолжаем)
Я вижу что вы затрудняетесь с ответами, поэтому мы с вами выполним третье задание в ваших карточках. (или если есть ответы, сказать вы молодцы, но а для того чтоб еще раз вспомнить все что вы знаете и систематизировать ваши знания) Данный вид работы является одним из задании огэ по биологии, географии, истории, обществознанию – работа с текстом.
Задание 3
Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос. Каждый в своих карточках.
Текст обморожения.
Текст ожоги.
У нас семь групп поэтому семь разных вопросов.
Стол№1,2,3 работают с текстом обморожения.
Стол№4,5,6,7 работают с текстом ожоги.
Текст обморожения.
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза). К обморожению на морозе приводят: тесная и влажная одежда и обувь; вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела; одежда по не погоде; алкогольное опьянение. Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения: I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри. III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым. IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
1стол. Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза).
2 стол. Причины обморожения?
К обморожению на морозе приводят:
Тесная и влажная одежда и обувь;
Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела;
Одежда по не погоде;
Алкогольное опьянение;
3 стол . Степени обморожения и их признаки?
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым.
IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
Текст Ожоги.
Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды. Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение. Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов. Ожоги бывают разной степени: 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи; 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью; ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности; 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
4 стол. Что такое ожог? Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.
5стол. Причины ожогов кожи? Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение.
6 стол. Типы ожогов и их причины? Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов.
7 стол .Степени ожогов? Ожоги 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.
Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.
Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.
Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
На выполнение задания 2 минуты.
Задание 4
Теперь работаем в группах (объяснить работу с менеджметом).
Вам необходимо по очереди прочитать ответ на ваш вопрос. У вас в ваших группах у всех один вопрос. Отвечать начинает участник №1далее 2.3 и4.. На выполнение задания 1 минута. (Структура Раунд робин- задаем вопрос, ученики по очереди отвечают на данный вопрос, учитель объявляет номер ученика который начинает отвечать.)
Задание 5
Теперь ваши вопросы и ответы необходимо озвучить всем нам. Из вашей группы участник №2 читает вопрос, а участник №3 отвечает. Для этого встаем. Громко чтоб все ваши ответы услышали.
Начинает стол1 и так все семь. Семь групп на каждую группу 1-2 минуты итого 15 минут.
Молодцы у вас все хорошо получается. Пришло время и немножко отдохнуть.
Физминутка
Все встаем ,пожалуйста. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение , эти же упражнения вы можете делать и на холоде, на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
Если замерзают руки сжимайте и разжимайте пальцы рук.
При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
3 этап изучение темы:
Ребята что такое ожоги и обморожения, причины, их степени и типы мы с вами повторили.
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
А как же оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, чтоб ответить на этот вопрос мы в карточках выполним следующее задание.
Задание 6
Вам предлагаются несколько утверждений, ваша задача в колонке таблицы с названием до поставить + если вы согласны с утверждением, а если нет -. Третья колонка пока пустая, вы там ничего не пишите.
1. Прочтите утверждения.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение задания 2 минуты.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
4. Давайте просмотрим видео ролики. 5 минут
5. Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».
Теперь давайте с соседом по плечу поменяемся листочками и проведем взаимопроверку, правильно вы выполнили задания после.
Правильные ответы на экране.
.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
_
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
_
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
+
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
+
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
_
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
+
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
+
Поставим соседу оценку:
«5»- все ответы правильные (7 баллов)
«4»- правильных ответов 6,5
Если у вас только 4 и менее правильных ответа оценку пока мы не поставим, это новая тема и к следующему уроку вы все еще раз повторите.
Кто получил «5» ….; «4»…..,
На выполнение задания после видео 2 минуты
4 этап .закрепление изученного материала:
Ситуационные задачи. Работа в группах.
Задача 1. Во время прогулки я нашел неизвестный баллончик. Мне стало интересно, и я бросил его в костер. Баллончик взорвался, огонь опалил мне руки. На руках появились волдыри, было очень больно. (ожог второй степени)
Задача 2. Я катался на лыжах. Дул сильный ветер, шел мокрый снег. У меня промокли варежки. Сначала руки замерзли, появилась небольшая боль и покалывание. Потом кожа на пальцах побледнела. (Обморожения, первой степени.)
задача 1 стол №1,3,5,7
задача 2 стол №2,4,6
Задание 7
Прочитайте задачу и выполните задания в группе
1. определить тип и степень повреждения кожи.
2. вспомнить, как можно оказать помощь и какие нужны для этого средства из аптечки
3. участнику группы №4 подойти и выбрать из аптечки, что вам нужно для оказания помощи.
4. в этой же карточке описать план как вы будете оказывать помощь, и показать какие средства будете использовать.
5. подготовиться к устному выступлению
На выполнение задания 3 минуты.
Задание8. Выступление 2 групп, по каждой задаче, одна группа, но если другая группа не согласна послушать и их.
Первая помощь при обморожении .
Прекратить воздействие холода на кожу, отвести в тепло.
Если обморожение не сильное первой степени можно участок растереть , а если 2,3,4 степени накладываем сухую, стерильную повязку.
3. Дать горячее питье.
4. Если обморожения сильное обязательно госпитализация.
Нельзя растирать снегом, льдом, маслом, спиртом.
Первая помощь при ожоге
1.Прекратить воздействие на кожу того что вызвала ожог
2.При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.
3.Наложить асептическую повязку.
4.Дать обезболивающие.
5.При ожогах 3 и 4 степени госпитализация.
Нельзя протирать спиртом, маслом, льдом, покрывать ватой.
Выступление на все группы 3 минуты
Д/З.Молодцы на уроке вы отлично поработали. А дома вам необходимо выполнить следующее задание: повторить еще раз , все то что мы изучали, а также подумать над вопросом и написать в тетрадях. Участники №1и 3 профилактикаобморожении; Участники 2 и 4 профилактика ожогов. ( написать на доске)
Возвращаемся к нашим карточкам, где вы найдете последнее задание, с названием рефлексия. После выполнения задания, ваши карточки со всеми выполненными заданиями вы сдаете мне. Я их проверяю и возвращаю вам, через вашего учителя.
Задание 9 Этап рефлексия.
Ребята спасибо вам за урок. Мне было очень хорошо и комфортно работать с вами, Желаю вам дальнейших успехов. Урок окончен.
Источник
Урок по ОБЖ в 6 классе
ТЕМА: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТМОРОЖЕНИИ И ОЖОГЕ
Составил Гладков С.А.
Цель: обучение умению оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.
Задачи
образовательные:
Ознакомить с понятиями » Тепловой, солнечный удар, отморожение, ожог»
Научить различать степени отморожений и ожогов.
Ознакомить, с правилами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе отморожении и ожоге.
развивающие:
Способствовать развитию навыка работы с учебником.
Способствовать развитию монологической речи учащихся.
Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.
воспитательные:
Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в критических ситуациях.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление новой темы.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель входит в класс, приветствует детей. Отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Что такое ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение?
Ситуационные задачи.
Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появилась кровоточащая ссадина. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?
Играя в футбол, один из игроков оступился и упал, жалуется на боль в ступне. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?
Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как Вы будете оказывать ему первую помощь?
3. Изучение новой темы.
Солнечный удар — это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. (слайд 2).
Первые признаки солнечного удара — покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. (слайд 3).
Причины:
Возникновению солнечного удара способствует душная безветренная погода, длительное воздействие солнечных лучей на затылочно-теменную часть головы.
Во время похода необходимо в качестве профилактики покрывать голову легкой шапочкой, не совершать в жаркое время дня длительных переходов, не спать на солнце, обливать голову холодной водой. (слайд 4).
Тепловой удар — это болезненное состояние, вызванное перегревом тела. (слайд 5).
Причины:
Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.
Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды. (слайд 6).
Признаки:
Признаки теплового удара: вялость, усталость, головная боль, головокружение, покраснение лица, повышение температуры тела, сонливость, ухудшение слуха, нередко рвота. (слайд 7).
Первая помощь:
• перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок.
Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
• расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;
• тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего. (слайд 8).
Если человек в сознании, ему надо давать обильное питье (холодный чай или слегка подсоленную воду).
Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нем ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего. (слайд 9).
Отморожение.
Во время зимнего лыжного похода может возникнуть отморожение. Отморожение — это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры. Наиболее часто отмораживают пальцы ног и рук, уши, щеки, кончик носа. (слайд 10).
Симптомы:
Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 11).
Причины:
Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 12).
Первая помощь:
Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.
Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой, если есть возможность разместить его в тепле. (слайд 13).
После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела мягкую стерильную повязку, укутать его теплой одеждой.
При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними вату или марлю. Нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.
При любой степени отморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (для чего нужно иметь при себе термос с кипятком). (слайд 14-15).
Термический ожог — это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др. (слайд 16).
Степени термического ожога.
Ожог первой степени,при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.
Ожог второй степени,при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.
При ожоге третьей и четвертойстепени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация. (слайд 17).
(слайд 18-21).
Первая помощь:
• Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);
• снять одежду и обувь с пораженного участка;
• охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;
обработать обожженный
участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой;
наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;
приложить к месту ожога свежую тертую морковь, луковую или картофельную кашицу.
дать обильное питье; (слайд 22).
В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо срочно доставить в лечебное учреждение. (слайд 23).
При термических ожогах запрещается:
оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;
отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;
вскрывать ожоговые волдыри;
обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир;
оставлять на длительное время (более 1 ч) открытым пораженный участок. (слайд 24).
4. Физкультминутка.
Представьте, что ваш товарищ получил солнечный удар, Вы отнесли его в прохладное место, расстегнули тесную одежду. У Вас в руках полотенце. Покажите как Вы будете обмахивать пострадавшего?
Вы находились на морозе, Ваши щеки побелели. Покажите ваши первые действия по возвращению домой?
5. Закрепление новой темы.
Работа в группах. (Упражнения для закрепления темы)
1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.
Признаки
Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий
Вторая
Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей
чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью
Первая
2. Дополните предложения
Отморожение и общее переохлаждение организма могут наступить при …
3. Выпишите необходимые вещи для оказания первой помощи при солнечном ударе.
4. Решите задачу.
Две девочки катались на лыжах, не обращая внимания на мороз. Одна заметила, что у другой побелел нос.
Как поступить девочкам?
1. Что есть силы растереть нос снегом.
2. Сунуть нос в сугроб, ведь трава под снегом не мёрзнет.
3. Прикрыть нос варежкой и идти домой.
4. Не обращать внимания, всё пройдёт само.
6. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Можно ли протыкать пузыри при II степени обморожения и ожога? Почему?
— Нужно ли накладывать повязку на место ожога?
7. Домашняя работа.
8. Рефлексия.
Отметить настроение групп на уроке.
Было грустно
Было интересно
Заставляет задуматься
1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.
Признаки
Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий
Вторая
Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей
чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью
Первая
Источник