Укажите четвертое лишнее носок мозоль
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Главная > Документ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного
350000 г. Краснодар, ул. Красная, 76
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Председатель ПМК: Исаева Л.А., доктор филологических наук, профессор
1. Как вы понимаете лингвистический термин полисемия ? Какими синонимами его можно заменить? Приведите примеры, демонстрирующие явление полисемии. Какими способами обычно возникает полисемия?
Ответ : Полисемия – наличие у одного и того же слова (1) нескольких связанных между собой значений (1), обычно возникающих в результате видоизменения и развития первоначального значения этого слова (1). Синонимы – многозначность (1), полисемантизм (1).
Способы возникновения полисемии: метафоризация (1) (сходство формы (1), внешнего вида (1), производимого впечатления (1), местоположения (1), функций (1) и т.д.), метонимизация (1) (смежность (1), соположение (1), действие – результат – действие (1), действие – инструмент – действие (1), вместилище – вместимое (1), часть – целое (1), материал – изделие (1) и др.). Добавляется 0,5 балла за каждый пример различных типов полисемии (не более одного примера для каждого типа).
2 . Первые знаки препинания упоминает в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов. Один из них Ломоносов называл «единительным». Каково современное его название? Как изменился его статус в пунктуационной системе русского языка? Назовите его основные функции.
Ответ: знак переноса (дефис) (3). Сейчас д ефис –знак орфографический (2). Он используется при написании сложных слов (1), для переноса части слова с одной строки на другую (1), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1).
3 . Что значит слово «днесь» в приведенном отрывке из произведения А.С. Пушкина?Какова частеречная принадлежность этого слова? Каким членом предложения оно является?
Певец бессмертный и маститый,
Пред коей Цербер днесь ревет.
(Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову)
Ответ: сегодня (3). Наречие (1). Обстоятельство времени (1).
4 . Образуйте имена существительные мужского и женского рода единственного числа и имена существительные множественного числа, называющие жителей данных городов. Какими словарями при этом вы могли бы воспользоваться?
Ответ: Брянск –бря́нец (ж – бря́нка, мн – бря́нцы) (3) или брянча́нин (ж – брянча́нка, мн – брянча́не) (1); Курск – курянин (ж – курянка, мн – куряне) (3); Одесса – одессит (ж – одесситка; мн – одесситы) (3); Тула — туля́к (ж — туля́чка, мн — туляки́) (3).
Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Русские названия жителей: Словарь-справочник. М., 2003 (2) и др.
5. Исключите четвертое «лишнее» в каждом ряду слов, учитывая морфологические свойства и формы слов.
1) Носок, чулок, георгин, помидор;
2) тюль, бюллетень, рояль, мозоль;
3) баня, пустыня, простыня, кухня;
4) инструктор, ректор, доктор, тенор;
5) лапти, сандалии, тапки, туфли.
Ответ : 1) Носок, чулок, георгин, помидор (род. п.: носков, георгинов, помидоров, НО чулок) – 2 б.
2) Тюль, бюллетень, рояль, мозоль (тюль, бюллетень, рояль – м.р., НО мозоль – ж.р.). – 2 б.
3) Баня, пустыня, простыня, кухня (бань, пустынь, кухонь, НО простыней). – 2 б.
4) Инструктор, ректор, доктор, договор (инструкторы, ректоры, договоры, НО доктора). – 2 б.
5) Лапти, сандалии, тапки, туфли (сандалия, тапка, туфля – ж.р., НО лапоть – м.р.). – 2 б.
6 . В представленных ниже предложениях допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Определите тип ошибки. Свой ответ аргументируйте.
1.Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодёжи.
2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах.
3. Он говорил о море и как он представляет себе свою будущую службу на флоте.
4. Североамериканские ралли широко освещались в прессе.
5. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
Ответ : 1.Необходимо гораздо больше внимания уделять (чему?) повышению культурного уровня современной молодёжи – грамматическая ошибка.
2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах (нарядах, сарафанах и др.) –речевая (лексическая) ошибка.
3. Он говорил о море и о том, как он представляет себе свою будущую службу на флоте –грамматическая ошибка.
4. Североамериканское ралли широко освещалось в прессе –грамматическая ошибка.
5. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом –грамматическая ошибка.
1 балл за исправление предложения, 1 балл за комментарий к исправлению, 1 балл за квалификацию ошибки.
7 . На основе каких прецедентных текстов созданы названия магазинов «Кафельный цветочек» и «Очарованный краник». Кто автор этих произведений? Как можно назвать явление, при котором в текст включаются видоизмененные цитаты? Оправдано ли, на ваш взгляд, такое их употребление? Приведите собственные примеры подобных видоизменений.
Ответ : Аленький цветочек (1) —русская народная сказка (1), записанная С.Т. Аксаковым (1 )и «Очарованный странник» (1) — повесть (1) Н.С. Лескова (1). «Раскавыченные цитаты», трансформация цитат, трансформация прецедентных текстов(2) и др. До 5 баллов за комментарий и примеры.
8 . Назовите известные Вам этимологические словари.
Ответ : 1) Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: В 2-х т. М., 1949.
2) Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Москва, 2003.
3) Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Издательство «Прогресс», 1964–1973.
4) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т.1-2. М., 1994.
5) Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М., 1975.
6) Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004.
По 2 балла за каждый указанный словарь (но не более 12 б.)
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Кто является автором данного текста? Какие особенности идиостиля автора позволяют обосновать Ваш ответ?
Каков смысл заглавия текста? Аргументируйте свой ответ.
Какими изобразительно-выразительными средствами достигается раскрытие авторского замысла?
И.С. Тургенев. Из цикла «Стихотворения в прозе». 5 баллов за верное определение автора текста. По 1 баллу за каждое обоснование (но всего не более 10 баллов).
До 3 баллов за формулировку +1 балл за каждый аргумент (но всего не более 10 баллов).
До 5 баллов за логичность, непротиворечивость, убедительность трактовки авторской позиции. По 1 баллу за каждое верно отмеченное изобразительно-выразительное средство (но всего не более 15 баллов).
Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса и диктант повышенной сложности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 класса за 2012 – 2013 учебный год. Школьный тур.
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.
- Замени выражения одним глаголом.
- Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – название блюда или название фруктов.
- Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
- Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? ……………….ошибок.
- Очки, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа.
- Запиши, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.
- Подчеркни лишнее слово в каждой строке. Докажи обозначая над словами признак, по которому видно, что слово лишнее.
Носок, мозоль, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
- Подчеркни главные члены предложения и обозначь знакомые части речи.
Дримбул латко крипетил горселёнка.
- Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий.
- Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.
Тр…пинка п…тляла от деревн… к деревн… и стр…лой выходила на дорогу. Мама пост…лила на стол скатерть. Со…нце согр…вало оттаявшее поле.
В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда – то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А житья от него не было никому.
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял гнёзда, дразнил гусей, гонял кур, кота дёргал за хвост, в коров бросал камни.
Так прожил он до двенадцати лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».
Включены задания повышенной трудности по темам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у.
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
источник
Источник