Укажите четвертое лишнее носок мозоль

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Главная > Документ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного

350000 г. Краснодар, ул. Красная, 76

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Председатель ПМК: Исаева Л.А., доктор филологических наук, профессор

1. Как вы понимаете лингвистический термин полисемия ? Какими синонимами его можно заменить? Приведите примеры, демонстрирующие явление полисемии. Какими способами обычно возникает полисемия?

Ответ : Полисемия – наличие у одного и того же слова (1) нескольких связанных между собой значений (1), обычно возникающих в результате видоизменения и развития первоначального значения этого слова (1). Синонимы – многозначность (1), полисемантизм (1).

Способы возникновения полисемии: метафоризация (1) (сходство формы (1), внешнего вида (1), производимого впечатления (1), местоположения (1), функций (1) и т.д.), метонимизация (1) (смежность (1), соположение (1), действие – результат – действие (1), действие – инструмент – действие (1), вместилище – вместимое (1), часть – целое (1), материал – изделие (1) и др.). Добавляется 0,5 балла за каждый пример различных типов полисемии (не более одного примера для каждого типа).

2 . Первые знаки препинания упоминает в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов. Один из них Ломоносов называл «единительным». Каково современное его название? Как изменился его статус в пунктуационной системе русского языка? Назовите его основные функции.

Ответ: знак переноса (дефис) (3). Сейчас д ефис –знак орфографический (2). Он используется при написании сложных слов (1), для переноса части слова с одной строки на другую (1), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1).

3 . Что значит слово «днесь» в приведенном отрывке из произведения А.С. Пушкина?Какова частеречная принадлежность этого слова? Каким членом предложения оно является?

Певец бессмертный и маститый,

Пред коей Цербер днесь ревет.

(Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову)

Ответ: сегодня (3). Наречие (1). Обстоятельство времени (1).

4 . Образуйте имена существительные мужского и женского рода единственного числа и имена существительные множественного числа, называющие жителей данных городов. Какими словарями при этом вы могли бы воспользоваться?

Ответ: Брянск –бря́нец (ж – бря́нка, мн – бря́нцы) (3) или брянча́нин (ж – брянча́нка, мн – брянча́не) (1); Курск – курянин (ж – курянка, мн – куряне) (3); Одесса – одессит (ж – одесситка; мн – одесситы) (3); Тула — туля́к (ж — туля́чка, мн — туляки́) (3).

Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Русские названия жителей: Словарь-справочник. М., 2003 (2) и др.

5. Исключите четвертое «лишнее» в каждом ряду слов, учитывая морфологические свойства и формы слов.

1) Носок, чулок, георгин, помидор;

2) тюль, бюллетень, рояль, мозоль;

3) баня, пустыня, простыня, кухня;

4) инструктор, ректор, доктор, тенор;

5) лапти, сандалии, тапки, туфли.

Ответ : 1) Носок, чулок, георгин, помидор (род. п.: носков, георгинов, помидоров, НО чулок) – 2 б.

2) Тюль, бюллетень, рояль, мозоль (тюль, бюллетень, рояль – м.р., НО мозоль – ж.р.). – 2 б.

3) Баня, пустыня, простыня, кухня (бань, пустынь, кухонь, НО простыней). – 2 б.

4) Инструктор, ректор, доктор, договор (инструкторы, ректоры, договоры, НО доктора). – 2 б.

5) Лапти, сандалии, тапки, туфли (сандалия, тапка, туфля – ж.р., НО лапоть – м.р.). – 2 б.

6 . В представленных ниже предложениях допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Определите тип ошибки. Свой ответ аргументируйте.

1.Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодёжи.

2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах.

3. Он говорил о море и как он представляет себе свою будущую службу на флоте.

4. Североамериканские ралли широко освещались в прессе.

5. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

Ответ : 1.Необходимо гораздо больше внимания уделять (чему?) повышению культурного уровня современной молодёжи – грамматическая ошибка.

2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах (нарядах, сарафанах и др.) –речевая (лексическая) ошибка.

3. Он говорил о море и о том, как он представляет себе свою будущую службу на флоте –грамматическая ошибка.

4. Североамериканское ралли широко освещалось в прессе –грамматическая ошибка.

5. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом –грамматическая ошибка.

1 балл за исправление предложения, 1 балл за комментарий к исправлению, 1 балл за квалификацию ошибки.

7 . На основе каких прецедентных текстов созданы названия магазинов «Кафельный цветочек» и «Очарованный краник». Кто автор этих произведений? Как можно назвать явление, при котором в текст включаются видоизмененные цитаты? Оправдано ли, на ваш взгляд, такое их употребление? Приведите собственные примеры подобных видоизменений.

Ответ : Аленький цветочек (1) —русская народная сказка (1), записанная С.Т. Аксаковым (1 )и «Очарованный странник» (1) — повесть (1) Н.С. Лескова (1). «Раскавыченные цитаты», трансформация цитат, трансформация прецедентных текстов(2) и др. До 5 баллов за комментарий и примеры.

8 . Назовите известные Вам этимологические словари.

Ответ : 1) Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: В 2-х т. М., 1949.

2) Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Москва, 2003.

3) Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Издательство «Прогресс», 1964–1973.

4) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т.1-2. М., 1994.

5) Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М., 1975.

6) Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004.

По 2 балла за каждый указанный словарь (но не более 12 б.)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Кто является автором данного текста? Какие особенности идиостиля автора позволяют обосновать Ваш ответ?

Каков смысл заглавия текста? Аргументируйте свой ответ.

Какими изобразительно-выразительными средствами достигается раскрытие авторского замысла?

И.С. Тургенев. Из цикла «Стихотворения в прозе». 5 баллов за верное определение автора текста. По 1 баллу за каждое обоснование (но всего не более 10 баллов).

До 3 баллов за формулировку +1 балл за каждый аргумент (но всего не более 10 баллов).

До 5 баллов за логичность, непротиворечивость, убедительность трактовки авторской позиции. По 1 баллу за каждое верно отмеченное изобразительно-выразительное средство (но всего не более 15 баллов).

Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса и диктант повышенной сложности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 класса за 2012 – 2013 учебный год. Школьный тур.

Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

  1. Замени выражения одним глаголом.
  1. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – название блюда или название фруктов.
  1. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
  1. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? ……………….ошибок.
  1. Очки, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа.

  1. Запиши, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.
  1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке. Докажи обозначая над словами признак, по которому видно, что слово лишнее.

Носок, мозоль, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

  1. Подчеркни главные члены предложения и обозначь знакомые части речи.

Дримбул латко крипетил горселёнка.

  1. Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий.
  1. Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.

Тр…пинка п…тляла от деревн… к деревн… и стр…лой выходила на дорогу. Мама пост…лила на стол скатерть. Со…нце согр…вало оттаявшее поле.

В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда – то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А житья от него не было никому.

На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял гнёзда, дразнил гусей, гонял кур, кота дёргал за хвост, в коров бросал камни.

Так прожил он до двенадцати лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Включены задания повышенной трудности по темам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у.

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

источник

Источник