Тема по обж обморожение

Тема по обж обморожение thumbnail

Comment are off

Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -10° С -20° С. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.

К обморожению на морозе приводят тесная и влажная одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, предшествующая холодовая травма, ослабление организма в результате перенесённых заболеваний, потливость ног, хронические заболевания сосудов нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы, тяжёлые механические повреждения с кровопотерей, курение и пр.

Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Первая помощь при обморожениях

Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения, наличия общего охлаждения организма, возраста и сопутствующих заболеваний.

Первая помощь состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения — доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложите на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или прорезиненную ткань). Поражённые конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.

Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, небольшое количество алкоголя, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина.

Не рекомендуется растирать больных снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи — втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении.

При общем охлаждении лёгкой степени достаточно эффективным методом является согревание пострадавшего в тёплой ванне при начальной температуре воды 24oС, которую повышают до нормальной температуры тела.

При средней и тяжёлой степени общего охлаждения с нарушением дыхания и кровообращения пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в больницу.

Профилактика переохлаждения и обморожений

Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать переохлаждения и обморожений на сильном морозе:

  • Не пейте спиртного — алкогольное опьянение (впрочем, как и любое другое) на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла. Дополнительным фактором является невозможность сконцентрировать внимание на признаках обморожения.
  • Не курите на морозе — курение уменьшает периферийную циркуляцию крови, и таким образом делает конечности более уязвимыми.
  • Носите свободную одежду — это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» — при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло. Верхняя одежда обязательно должна быть непромокаемой.
  • Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для появления потертостей и обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги нужно положить теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные — они впитывают влагу, оставляя ноги сухими.
  • Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Лучший вариант — варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Перчатки же из натуральных материалов хоть и удобны, но от мороза не спасают. Щеки и подбородок можно защитить шарфом. В ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела смажьте специальным кремом.
  • Не носите на морозе металлических (в том числе золотых, серебряных) украшений — колец, серёжек и т.д. Во-первых, металл остывает гораздо быстрее тела до низких температур, вследствие чего возможно «прилипание» к коже с болевыми ощущениями и холодовыми травмами. Во-вторых, кольца на пальцах затрудняют нормальную циркуляцию крови. Вообще на морозе старайтесь избегать контакта голой кожи с металлом.
  • Пользуйтесь помощью друга — следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
  • Не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть — это вызовет куда более значительные повреждения кожи.
  • Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей — они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до теплого помещения. Если замерзли руки — попробуйте отогреть их под мышками.
  • Вернувшись домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, спины, ушей, носа и т.д. Пущенное на самотек обморожение может привести к гангрене и последующей потере конечности.
  • Как только на прогулке вы почувствовали переохлаждение или замерзание конечностей, необходимо как можно скорее зайти в любое теплое место — магазин, кафе, подъезд — для согревания и осмотра потенциально уязвимых для обморожения мест.
  • Если у вас заглохла машина вдали от населенного пункта или в незнакомой для вас местности, лучше оставаться в машине, вызвать помощь по телефону или ждать, пока по дороге пройдет другой автомобиль.
  • Прячьтесь от ветра — вероятность обморожения на ветру значительно выше.
  • Не мочите кожу — вода проводит тепло значительно лучше воздуха. Не выходите на мороз с влажными волосами после душа. Мокрую одежду и обувь (например, человек упал в воду) необходимо снять, вытереть воду, при возможности одеть в сухую и как можно быстрее доставить человека в тепло. В лесу необходимо разжечь костер, раздеться и высушить одежду, в течение этого времени энергично делая физические упражнения и греясь у огня.
  • Бывает полезно на длительную прогулку на морозе захватить с собой пару сменных носков, варежек и термос с горячим чаем. Перед выходом на мороз надо поесть — вам может понадобиться энергия.
  • Следует учитывать, что у детей теплорегуляция организма еще не полностью настроена, а у пожилых людей и при некоторых болезнях эта функция бывает нарушена. Эти категории более подвержены переохлаждению и обморожениям, и это следует учитывать при планировании прогулки. Отпуская ребенка гулять в мороз на улице, помните, что ему желательно каждые 15-20 минут возвращаться в тепло и согреваться.

Наконец, помните, что лучший способ выйти из неприятного положения — это в него не попадать. Если вы не любите экстремальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.

Источник: www.87.mchs.gov.ru

02.04.2014 8:47

Источник

Слайд 1

Обморожение

Слайд 2

Отмороже́ние , или обмороже́ние (лат. congelatio ) — повреждение тканей организма под воздействием холода. Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает такие части тела, как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног. Чаще всего отморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже −20—10 °C.

Читайте также:  Что защищает кожу от обморожения

Слайд 3

Общая классификация поражения низкими температурами Острое поражение холодом Замерзание (поражение внутренних органов, и систем организма) Отморожение (развитие местных некрозов с обширными вторичными изменениями) Хроническое поражение холодом Холодовой нейроваскулит Ознобление

Слайд 4

Степени отморожения тканей (по глубине) Отморожение I степени (наиболее лёгкое) обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Омертвения кожи не возникает. Поражённый участок кожи бледный, после согревания покрасневший, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отёк. чувство жжения, покалывания с последующим онемением поражённого участка кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает к 5 — 7 дню после отморожения.

Слайд 5

Отморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. имеется побледнение похолодание, утрата чувствительности образование в первые дни после травмы пузырей, наполненных прозрачным содержимым. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1 — 2 недель, грануляции и рубцы не образуются. При отморожении II степени после согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при отморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение.

Слайд 7

Отморожение III степени продолжительность периода холодового воздействия и снижения температуры в тканях увеличивается. Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи с развитием в исходе отморожения грануляций и рубцов. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2 — 3-й неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до 1 месяца. Интенсивность и продолжительность болевых ощущений более выражена, чем при отморожении II степени.

Слайд 9

Отморожение IV степени возникает при длительном воздействии холода, снижение температуры в тканях при нём наибольшее. Оно нередко сочетается с отморожением III и даже II степени. Омертвевают все слои мягких тканей, нередко поражаются кости и суставы. Повреждённый участок конечности резко синюшный, иногда с мраморной расцветкой. Отёк развивается сразу после согревания и быстро увеличивается. Отсутствие пузырей при развившемся значительно отёке, утрата чувствительности свидетельствуют об отморожении IV степени.

Слайд 11

Первая помощь при обморожениях При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

Слайд 12

При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует . Наложите на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или прорезиненную ткань). Поражённые конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.

Слайд 13

Не рекомендуется растирать больных снегом , так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи – втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении. Не рекомендуется!

Слайд 14

Спасибо за внимание! Берегите себя!

Источник

Урок 28

Тема: Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении

Цель: предполагается, что к окончанию урока в результате деятельности учащиеся будут знать:

• понятия «обморожение» и «переохлаждение»;

• причины обморожения и переохлаждения;

• признаки обморожения и переохлаждения;

• о мерах по предупреждению обморожения и переохлаждения;

• о мерах оказания помощи при обморожении и переохлаждении;

уметь:

• правильно действовать для обеспечения собственной безопасности в сильный мороз.

Задачи личностного развития:

• способствовать развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности; умений учащихся привлекать личный опыт при изучении темы; обогащению словарного запаса;

• содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации.

Ход урока

I. Организационный этап.

— Ребята, вы любите сказки и разные истории? (Ответы.) И я люблю, потому что каждая из них со смыслом и всегда нас учит уму-разуму, преподносит жизненный урок. Хотите услышать, что мне рассказал доктор Витаминкин? Тогда аккуратно и правильно сидите, внимательно слушайте и будьте готовы к работе. Готовы?

П. Повторение изученного материала.

1. Анализ ситуации.

— Послушайте историю от доктора Витаминкина.

Однажды жарким летним днем Саша с друзьями встретился во дворе.

Не тепловато ли оделся? — заметили друзья. Но мальчик ответил, что он себя прекрасно чувствует. Сначала ребята играли в догонялки, затем в футбол. Вдруг Коля почувствовал головокружение, перед глазами замелькали звездочки. Мальчик присел на траву.

Что-то мне нехорошо и очень хочется пить.

Да у тебя лицо покраснело. Смотри, кровь из носа пошла!

Сейчас вызовем врача.

— Что случилось с мальчиком? (Получил солнечный удар.)

— По каким признакам вы поняли, что это солнечный удар?

— Как бы вы поступили на месте ребят?

2.Игра «Верители вы, что…».

— А теперь ответьте на вопросы игры «Верите ли вы, что…». Отвечая, дайте обоснованный ответ. Итак, верите ли вы, что…

• тепловой удар и солнечный — это одно и то же?

• солнечные ожоги опасны?

• люди не могут себя обезопасить от солнечных лучей в жаркую погоду?

• младшие школьники тоже могут оказать помощь при солнечном ударе?

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сейчас с жаркого лета перенесемся в морозную зиму. Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать.

Злой мороз

Нынче поутру мороз А мороз не унимается,

Ухватил меня за нос. И за ушки принимается,

А потом щипнул за пятку, И за щечки кусь да кусь,

Холодком заполз в перчатку. Только слышно хрусть да хрусть.

Пробежался по спине. Расхрабрился, затрещал,

Стало очень зябко мне. А я взял да убежал.

И. Золотухина

— Напомните, что делал мороз.

— Интересно, как это мороз может «ухватить за нос», «щипать за пятку», «заползти в перчатку», «пробежать по спине», и какие последствия для человека от таких действий мороза. Можно ли от этого уберечься? Если да, то как? А если пострадаем от мороза, можно ли как-то себе помочь? На все эти вопросы сегодня вы получите ответы. А тема урока звучит так «Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении». Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться? Какая цель урока? (Учитель дополняет ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

— Зима прекрасная, но и коварная пора года. Выйдя на улицу в морозную погоду нужно быть постоянно начеку. Вы в этом убедились, когда слушали стихотворение, да и из своего опыта знаете тоже, что мороз не любит, когда люди не соблюдают определенные правила, тогда он доставляет им неприятности в виде обморожения и переохлаждения организма. Что же это такое? Продолжите: обморожение — это… (Ответы.) А теперь загляните в словарь и прочтите формулировку данного понятия (с. 96). (Обморожение — повреждение тканей (кожи) организма под воздействием холода.) А что же тогда переохлаждение? Ваши ответы. (Пауза.) Теперь загляните в словарь. (Переохлаждение — это общее состояние человека, при котором нормальная температуры тела падает до +35 °С и ниже под воздействием холода.)

Читайте также:  При сильном обморожение конечностей

2.Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (03:56—05:04, продолжительность 01:08).

— Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже 10—20 °С мороза. Обморожению способствует длительное пребывание на улице, высокая влажность воздуха и сильный ветер.

— Какие части тела часто подвергаются обморожению? (Ответы.)

— А теперь внимание на экран.

— При каких погодных условиях можно обморозиться? (При сильном морозе, а также при высокой влажности воздуха: чем она выше, тем легче обморозиться.)

— Какие части тела чаще всего подвергаются обморожению? (Щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.)

— Почему? (Все тепло концентрируется на жизненно важных органах, а этим частям тела не хватает тепла.)

3.Работа с текстом (карточка).

Учащиеся, не прочитав текст, пробуют ответить на вопрос учителя. После своего ответа, читают интересующуюся информацию и, если надо, дополняют сказанное.

— Мы узнали, какие части тела и почему подвергаются обморожению. Можем ли мы защитить их с помощью правильно подобранной одежды? Ответы на мои вопросы найдете в тексте, который есть у вас на партах.

Для того, чтобы предотвратить обморожение ушей, пальцев на руках и ногах, ступни ног и кисти рук, нужно чтобы одежда и обувь были не столько красивыми, сколько теплыми и удобными.

Начнем с головного убора. Теплая меховая шапка должна быть по размеру головы, закрывающая уши.

В чем лучше согреются пальчики: в перчатках или варежках? Отдать предпочтение нужно варежкам, так как они хорошо согревают руки за счет самих пальцев, которые находятся плотно друг к другу. Самые теплые варежки из шерсти с ворсом, выдерживают мороз в -15 «С Но для игры они не годятся, так как быстро впитывают влагу и покрываются льдом. А вот варежки, пошитые из непромокаемого синтетического материала и утепленные синтепоном или подкладкой из меха, подходят и для прогулок, и для игр.

Обувь должна быть с толстой подошвой, теплой, влагоотталкивающей, а также быть на размер больше. Это надо для того, чтобы не нарушилось кровообращение и небольшая прослойка воздуха между поверхностью ступни и обуви способствовало сохранению тепла.

Верхняя одежда должна быть теплой, непромокаемой и чуть свободной, чтобы сохранялась прослойка воздуха между одеждой и верхней одеждой, что будет способствовать сохранению тепла.

Для носа и щек одежды не существует, но эти части тела можно прикрыть шарфом или поднятым воротником, а также руками, конечно же, в варежках. Можно также воспользоваться специальным жирным кремом для рук и лица.

— Какой должны быть одежда и обувь? (Ответы.) Что об этом сказано в тексте?

— Какой должна быть шапка? (Ответы.) Найдите ответ в тексте.

— Что лучше выбрать для защиты пальцев: варежки или перчатки и почему? (Ответы.) Зачитайте третий абзац. Что узнали нового?

— Какой должна быть зимняя обувь, чтобы не пострадали пальцы и ступни ног? (Ответы.) Что об этом сказано в следующем абзаце? (После чтения.) Что узнали?

— Какой должна быть верхняя одежда? (Ответы.) Прочтите об этом в тексте.

— Можно ли защитить от обморожения нос и щеки? Как вы это делаете? Что сказано об этом в тексте?

— Запомните: через вашу голову, руки и ноги идет наибольшая теплоотдача, поэтому очень важно, чтобы шапка, шарф, варежки и обувь были теплыми. А верхняя одежда не должна быть тесной, иначе кровь не будет нормально циркулировать, а это, в свою очередь, увеличит риск обморожения Вроде бы и оделись правильно, но придя домой услышали от мамы: «Ты же обморозил себе нос?»

— Какие еще факторы способствуют обморожению? Во-первых, длительная неподвижность или малоподвижность, когда кровь плохо циркулирует, а значит, плохо согревает организм. Во-вторых» физическое переутомление. Во время активного движения не чувствуется, что нос или щеки подвергаются обморожению. Во время движений тело потеет, а значит, одежда становится влажной или мокрой. А влажные ноги или пальцы рук подвержены обморожению, В-третьих, голод. Перед тем как выйти на улицу следует хорошенько поесть. Пища дает нам энергию, которая пойдет на поддержание внутренней температуры тела.

4. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (05:05—06:05, продолжительность 01:00).

— Как же узнать, что ваш нос или кончики пальцев пострадали от мороза и на сколько это серьезно? В просмотренном фрагменте прозвучал один из первых признаков обморожения. Вспомните, какой? (Потеря чувствительности.) Давайте посмотрим следующий фрагмент. Внимание на экран. (После просмотра.)

— Назовите симптомы при I степени обморожения. (Все конечности бледнеют и теряют чувствительность. А уши сильно краснеют, потому что на них практически нет мяса, одни хрящи да кожа.)

— Обморожение I степени обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Первые признаки такого обморожения — чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. Пораженный участок кожи — бледный, покрасневший — после согревания, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отек. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает на 5—7 день после обморожения.

— Как помочь своим конечностям при I степени обморожения? (Растирать конечности сухими руками, а не снегом или колючей варежкой, растирать дома, а не на морозе, до тех пор, пока они не согреются. Рекомендуют делать ванны с прохладной водой и постепенно повышать ее температуру до температуры тела. Потом обмороженные конечности осушить полотенцем или наложить мягкие согревающиеся повязки.)

— Назовите симптомы при II степени обморожения. (На коже появляются пузыри.)

— Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. Кроме пузырей, наполненных прозрачной жидкостью, наблюдается тоже побледнение, похолодание, утрата чувствительности обмороженного участка. После согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1—2 недель, рубцы не образуются.

— Как помочь при обморожении II степени? (Быстрее обратиться к врачу.)

— Не следует делать быстрое согревание или растирание при обморожениях I—II степени. Надо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой чаты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Сраженные конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань. Пострадавшему дают горячее питье и пищу.

— Назовите симптомы при III степени обморожения. (Начинается омертвление ткани, которое приходится удалять хирургическим путем.)

— Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2—3 неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до одного месяца.

Читайте также:  Что делать при покраснении обморожения

— Если вы почувствовали, что пальцы онемели, т. е. не чувствительны, немедленно идите домой или зайдите в ближайший магазин, аптеку и т. д., чтобы согреться. Когда придете домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, ушей, носа, щек. Если пустить на самотек, обморожение может привести к серьезным последствиям, а именно, к гангрене и последующей ампутацией конечности.

5. Учебный диалог с просмотром фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (06:05—07:50, продолжительность просмотра 00:45).

— Теперь давайте поговорим о переохлаждении организма. Напомните, что это такое. (Ответы.) Иными словами, нельзя мерзнуть на улице, тогда и организм наш не переохладиться. А для этого нужно в первую очередь, правильно одеться.

— Напомните, каким должен быть головной убор, верхняя одежда, обувь. (Ответы.)

— А теперь немного поговорим про то, как вы должны одеваться, готовясь выйти на холод, особенно зимой. Говорят, что нужно одеваться, как капуста. Что это значит? (Ответы.) Одежды должно быть много, но теплой, удобной и свободной. Это даст возможность сохраняться теплу за счет прослоек воздуха между одеждой и поверхностью тела. Кроме того, одежда не будет сковывать движения и сжимать ткани организма, не станет мешать нормальной циркуляции крови. А активное кровообращение — это главная теплоцентраль нашего тела!

— Что же вы наденете? (Ответы.) Надо выбирать не майку, а фуфайку, если майку, то потом выбираем гольф, а наверх шерстяной свитер. Девочки не забывают про теплые колготки, а мальчики про легинсы, только потом брюки. Хлопчатобумажные носки заменяем на шерстяные, они хорошо впитывают влагу. Запомните, лучше тепло удерживают натуральные ткани — натуральная шерсть, мех и хлопок, а вещи из синтетики плохо «дышат», не только хуже справляются с защитой тела от холода, но и могут повысить риск замерзания. Поэтому, если правильно подобрать одежду и обувь для прогулок или игр, то ваш организм не переохладится. Но, не смотря на все, каждый из нас хоть раз да замерзал, а значит — переохлаждался.

— Вспомните, какие признаки указывают на то, что вы замерзли, что организм переохладился. (Дрожь, скованность движений, побледнение кожного покрова, нечеткая речь, безразличие к происходящему.)

— А теперь внимание на экран.

— Когда можно замерзнуть? Приведите примеры. (Детом, попав под холодный ливень. На осеннем ветру, который пробирает до костей. Обмануться, глядя на весеннее солнце, которое светит, но не греет.)

— Как можно замерзнуть зимой? (Достаточно постоять без движения 15 минут.)

— Чего нельзя делать, если замерзли? (Нельзя дрожать и стучать зубами. От этого становиться холоднее еще больше.)

— Что нужно делать для того, чтобы не замерзнуть? (Двигаться, расслабиться, унять дрожь и выровнять дыхание, дышать носом.)

— Как на морозе можно согреться? (Растирать ладони одна об другую. Делать энергичные махи руками, при этом руки должны быть максимально расслаблены, а пальцы напряжены. Использовать «эскимосский» способ: руки вытягиваются вдоль тела, пальцы растопыриваются, плечами делают резкие и частые движения вверх-вниз. Когда руки согреются, их можно засунуть подмышки.)

— Как можно согреть ноги? (Шевелить пальцами ног, танцевать, приседать, бегать на месте.)

— Что делать, если замерзли нос, щеки и уши? (Растереть сухими ладонями.)

— Чего нельзя делать, если вы согрелись? (Нельзя останавливаться, садиться на холодную скамейку.)

— Как же помочь себе или сестре (брату) дома при переохлаждении? (Ответы.) Необходимо снять мокрую одежду, переодеть II сухую, уложить в постель и укутать одеялом. Приложить к грудной клетке грелку с теплой водой. Дать горячий чай. Если человек не может согреться, можно принять ванну с теплой водой, не выше 37— 40 °С. Затем снова лечь в постель, укутаться одеялом. Запомните: согревать нужно постепенно и сразу принимать ванну нельзя.

— А теперь под музыкальное сопровождение выполним упражнения, которые помогут нам согреться во время мороза и не дадут не только переохладиться организму, но и обморозиться, так как обморожение и переохлаждение практически всегда идут рядом.

Музыкальная физкультминутка. Гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах.

— А теперь закрепим полученную информацию. Сделаем это, работая в группах.

• 1-я группа. Назвать причины обморожения и переохлаждения. (Низкая температура воздуха, влажный воздух, сильный ветер; тесная, неудобная и влажная одежда и обувь; длительное неподвижное или малоподвижное положение; длительный голод; переутомление.)

• 2-я группа. Назвать симптомы обморожения.

• 3-я группа. Назвать симптомы переохлаждения.

• 4-я группа. Назвать меры по предупреждению обморожения и переохлаждения. (Не выходить без надобности на улицу в сильный мороз; укрывать от ветра лицо; в ветреную и морозную погоду открытые участки тела смазывать специальным защитным кремом; не переутомляться; правильно подбирать одежду и обувь; не выходить голодным на улицу; не находиться длительное время в неподвижной позе.)

2.Работа в группах.

А теперь представьте себя в роли врачей. Вам нужно в группах

обсудить, рассказать и показать, что будете предпринимать в определенных случаях:

• 1-я группа — при обморожении лица;

• 2-я группа — при обморожении I степени пальцев рук;

• 3-я группа — когда замерзли пальцы рук и ног рук;

• 4-я группа — при переохлаждении всего организма.

3. Работа в тетради (с. 75—76).

— С устными заданиями справились хорошо, а как на счет письменных от доктора Витаминкина?

Задание № 1.

— В первом задании доктор Витаминкин просит вас выбрать правильный вариант формулировки. (Проверка.)

Задание № 2.

— В следующем задании выберите подходящую одежду для морозного дня. Объясните свой выбор.

Задание № 3.

— А теперь дополните предложения необходимыми словам (Проверка.) Я читаю предложение и делаю паузу на месте пропуск а вы называете, какое должно быть слово на месте пропуска. (Растирать, сухими руками, снегом, варежкой. Прохладной, повышат тела. Полотенцем, повязки.)

Задание № 4.

— Молодцы, а теперь небольшой тест. Помните про самооценку(Проверка.) Если у вас ответы 1 — в, 2 — б, 3 — а, помашите мне рукой. (Учитель комментирует результат и фиксирует его у себя в тетради.)

VI. Подведение итогов.

— Пришло время подвести итог урока. Что такое обморожение Переохлаждение?

— По каким причинам происходит обморожение? Переохлаждение?

— Назовите признаки обморожения и переохлаждения.

— Какие меры по предупреждению обморожения и переохлаждения нужно соблюдать?

— Какие меры нужно предпринять по оказанию помощи при обморожении и переохлаждении?

(Учитель напоминает цель урока.) Достигнута ли цель урока

— Всегда нужно заботиться о своем здоровье. В этом вам помогу как всегда, советы и рекомендации родителей, врачей и учителе И помните, своевременно оказанная помощь может предотвратит серьезные и неожиданные последствия для нас. Поэтому будьте всегда здоровы.

VII. Рефлексия.

Метод «Чемодан, мясорубка, корзина» (см. урок 6, с. 58).

Источник