Связи работают на сжатие и растяжение
Внутренние усилия при растяжении-сжатии.
Осевое (центральное) растяжение или сжатие прямого бруса вызывается внешними силами, вектор равнодействующей которых совпадает с осью бруса. При растяжении или сжатии в поперечных сечениях бруса возникают только продольные силы N. Продольная сила N в некотором сечении равна алгебраической сумме проекции на ось стержня всех внешних сил, действующих по одну сторону от рассматриваемого сечения. По правилу знаков продольной силы N принято считать, что от растягивающих внешних нагрузок возникают положительные продольные силы N, а от сжимающих — продольные силы N отрицательны (рис. 5).
Чтобы выявить участки стержня или его сечения, где продольная сила имеет наибольшее значение, строят эпюру продольных сил, применяя метод сечений, подробно рассмотренный в статье:
Анализ внутренних силовых факторов в статистически определимых системах
Ещё настоятельно рекомендую взглянуть на статью:
Расчёт статистически определимого бруса
Если разберёте теорию в данной статье и задачи по ссылкам, то станете гуру в теме «Растяжение-сжатие» =)
Напряжения при растяжении-сжатии.
Определенная методом сечений продольная сила N, является равнодействующей внутренних усилий распределенных по поперечному сечению стержня (рис. 2, б). Исходя из определения напряжений, согласно выражению (1), можно записать для продольной силы:
где σ — нормальное напряжение в произвольной точке поперечного сечения стержня.
Чтобы определить нормальные напряжения в любой точке бруса необходимо знать закон их распределения по поперечному сечению бруса. Экспериментальные исследования показывают: если нанести на поверхность стержня ряд взаимно перпендикулярных линий, то после приложения внешней растягивающей нагрузки поперечные линии не искривляются и остаются параллельными друг другу (рис.6, а). Об этом явлении говорит гипотеза плоских сечений (гипотеза Бернулли): сечения, плоские до деформации, остаются плоскими и после деформации.
Так как все продольные волокна стержня деформируются одинаково, то и напряжения в поперечном сечении одинаковы, а эпюра напряжений σ по высоте поперечного сечения стержня выглядит, как показано на рис.6, б. Видно, что напряжения равномерно распределены по поперечному сечению стержня, т.е. во всех точках сечения σ = const. Выражение для определения величины напряжения имеет вид:
Таким образом, нормальные напряжения, возникающие в поперечных сечениях растянутого или сжатого бруса, равны отношению продольной силы к площади его поперечного сечения. Нормальные напряжения принято считать положительными при растяжении и отрицательными при сжатии.
Деформации при растяжении-сжатии.
Рассмотрим деформации, возникающие при растяжении (сжатии) стержня (рис.6, а). Под действием силы F брус удлиняется на некоторую величину Δl называемую абсолютным удлинением, или абсолютной продольной деформацией, которая численно равна разности длины бруса после деформации l1 и его длины до деформации l
Отношение абсолютной продольной деформации бруса Δl к его первоначальной длине l называют относительным удлинением, или относительной продольной деформацией:
При растяжении продольная деформация положительна, а при сжатии – отрицательна. Для большинства конструкционных материалов на стадии упругой деформации выполняется закон Гука (4), устанавливающий линейную зависимость между напряжениями и деформациями:
где модуль продольной упругости Е, называемый еще модулем упругости первого рода является коэффициентом пропорциональности, между напряжениями и деформациями. Он характеризует жесткость материала при растяжении или сжатии (табл. 1).
Таблица 1
Модуль продольной упругости для различных материалов
Абсолютная поперечная деформация бруса равна разности размеров поперечного сечения после и до деформации:
Соответственно, относительную поперечную деформацию определяют по формуле:
При растяжении размеры поперечного сечения бруса уменьшаются, и ε’ имеет отрицательное значение. Опытом установлено, что в пределах действия закона Гука при растяжении бруса поперечная деформация прямо пропорциональна продольной. Отношение поперечной деформации ε’ к продольной деформации ε называется коэффициентом поперечной деформации, или коэффициентом Пуассона μ:
Экспериментально установлено, что на упругой стадии нагружения любого материала значение μ = const и для различных материалов значения коэффициента Пуассона находятся в пределах от 0 до 0,5 (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициент Пуассона.
Абсолютное удлинение стержня Δl прямо пропорционально продольной силе N:
Данной формулой можно пользоваться для вычисления абсолютного удлинения участка стержня длиной l при условии, что в пределах этого участка значение продольной силы постоянно. В случае, когда продольная сила N изменяется в пределах участка стержня, Δl определяют интегрированием в пределах этого участка:
Произведение (Е·А) называют жесткостью сечения стержня при растяжении (сжатии).
Механические свойства материалов.
Основными механическими свойствами материалов при их деформации являются прочность, пластичность, хрупкость, упругость и твердость.
Прочность — способность материала сопротивляться воздействию внешних сил, не разрушаясь и без появления остаточных деформаций.
Пластичность – свойство материала выдерживать без разрушения большие остаточные деформации. Неисчезающие после снятия внешних нагрузок деформации называются пластическими.
Хрупкость – свойство материала разрушаться при очень малых остаточных деформациях (например, чугун, бетон, стекло).
Идеальная упругость – свойство материала (тела) полностью восстанавливать свою форму и размеры после устранения причин, вызвавших деформацию.
Твердость – свойство материала сопротивляться проникновению в него других тел.
Рассмотрим диаграмму растяжения стержня из малоуглеродистой стали. Пусть круглый стержень длинной l0 и начальным постоянным поперечным сечением площади A0 статически растягивается с обоих торцов силой F.
Диаграмма сжатия стержня имеет вид (рис. 10, а)
где Δl = l — l0 абсолютное удлинение стержня; ε = Δl / l0 — относительное продольное удлинение стержня; σ = F / A0 — нормальное напряжение; E — модуль Юнга; σп — предел пропорциональности; σуп — предел упругости; σт — предел текучести; σв — предел прочности (временное сопротивление); εост — остаточная деформация после снятия внешних нагрузок. Для материалов, не имеющих ярко выраженную площадку текучести, вводят условный предел текучести σ0,2 — напряжение, при котором достигается 0,2% остаточной деформации. При достижении предела прочности в центре стержня возникает локальное утончение его диаметра («шейка»). Дальнейшее абсолютное удлинение стержня идет в зоне шейки ( зона местной текучести). При достижении напряжением предела текучести σт глянцевая поверхность стержня становится немного матовой – на его поверхности появляются микротрещины (линии Людерса-Чернова), направленные под углом 45° к оси стержня.
Расчеты на прочность и жесткость при растяжении и сжатии.
Опасным сечением при растяжении и сжатии называется поперечное сечение бруса, в котором возникает максимальное нормальное напряжение. Допускаемые напряжения вычисляются по формуле:
где σпред — предельное напряжение (σпред = σт — для пластических материалов и σпред = σв — для хрупких материалов); [n] — коэффициент запаса прочности. Для пластических материалов [n] = [nт] = 1,2 … 2,5; для хрупких материалов [n] = [nв] = 2 … 5, а для древесины [n] = 8 ÷ 12.
Расчеты на прочность при растяжении и сжатии.
Целью расчета любой конструкции является использование полученных результатов для оценки пригодности этой конструкции к эксплуатации при минимальном расходе материала, что находит отражение в методах расчета на прочность и жесткость.
Условие прочности стержня при его растяжении (сжатии):
При проектном расчете определяется площадь опасного сечения стержня:
При определении допускаемой нагрузки рассчитывается допускаемая нормальная сила:
Расчет на жесткость при растяжении и сжатии.
Работоспособность стержня определяется его предельной деформацией [ l ]. Абсолютное удлинение стержня должно удовлетворять условию:
Часто дополнительно делают расчет на жесткость отдельных участков стержня.
Следующая важная статья теории:
Изгиб балки
Источник
Любой каркас здания состоит из ряда «плоских» элементов жестких и хорошо воспринимающих нагрузки в своей плоскости, но гибких в перпендикулярном направлении. Основное назначение связей — объединять плоские элементы в пространственную систему, способную воспринимать нагрузки, действующие на здание в любом направлении.
Во-вторых, связи обеспечивают устойчивость сжатых и сжато-изогнутых стержней. Опасность потери устойчивости таких элементов объясняется тем, что стержни каркаса имеют большие длины и относительно небольшие компактные поперечные размеры. Связи раскрепляют сжатые элементы в промежуточных точках, уменьшая расчетные длины элементов в направлении этих раскреплений.Если же в эту систему добавить связь, то она обеспечит геометрическую неизменяемость.
На примере видно, что при отсутствии связей стержневая система, представляющая собой многопролетную продольную раму, может оказаться изменяемой.
Если же в эту систему добавить связь, то она обеспечит геометрическую неизменяемость.
Красный стержень будет сжиматься, а синий растягиваться.
Расположение связей
Схемы вертикальных связей могут быть различными в зависимости от шага колонн, от необходимости использования проема между стойками и т.п.
Теперь давайте поговорим о древесине в частности.
Дерево практически одинаково работает как на сжатие, так и на растяжение вдоль волокон, поэтому связи в деревянном каркасе можно располагать в любом направлении. Для наиболее эффективной работы связи — необходимо соблюдать угол 45 градусов. Но не всегда это удается сделать.
Так же деревянные конструкции имеют малое термическое расширение (по сравнению, например со стальными), соответственно по длине здания связи лучше размещать по краям, чтобы они сразу же включались в работу.
В стальном же каркасе, необходимо размещать связи только в середине температурного отсека, что обеспечивает свободную деформацию продольных элементов при колебаниях температуры.
В нашем случае связи изготавливались по одной с каждого края и на каждом этаже. За исключением мест, где из-за проемов нельзя было соблюсти угол 45 градусов – здесь были добавлены дополнительные связи. На 1-ом этаже связи работают на растяжение, а на втором на сжатие.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ
1 Разметка
Связь временно прикручивается к каркасу для разметки пазов и торцов самой связи. Все делается по месту под каждую связь индивидуально.
2 Изготовление пазов
Дисковой пилой по разметке делаются запилы на глубину 25мм.
Далее стамеской выбираем древесину.
3 Изготовление связи
Для изготовления связей используется доска 25х100мм, которая распиливается дисковой пилой в необходимый размер.
4 Обработка антисептиком
Далее необходимо обязательно обработать все вновь образовавшиеся поверхности элементов каркаса антисептиком. Он защищает древесину от поражения дереворазрушающими грибами, водорослями, мхами, а также насекомыми. Обратите внимание, что для каркаса используется антисептик для внутренних работ.
5 Монтаж связей
В конце связь устанавливается в пазы и крепится к каркасу 70 гвоздями. Минимум по два в каждом узле.
Дополнительная жесткость всего каркаса обеспечится:
1 Горизонтальные жесткие диски
1.1. Жесткий диск межэтажного перекрытия, состоящий из системы балок и подшивки пола и потолка жесткими листовыми материалами.
1.2. Жесткий диск покрытия, состоящий из конструкции крыши, обрешетки с металочерепицей и подшивка потолка.
2 Вертикальные жесткие диски
2.1. Жесткий диск внутри дома в перпендикулярном направлении, состоящий из перегородки на 1 этаже усиленной крестовой связью.
2.2. Межэтажная лестница, тоже считается относительно жестким диском в продольном направлении за счет своей конструкции (в частности «мощным» косоурам сечением 50х200мм).
2.3. Относительно жесткие диски стен, состоящие из имитации бруса снаружи и гипсокартона внутри.
3 Прочие элементы
Сюда можно отнести: внутренние перегородки, проемы стен и т.д.
Все это в совокупности дает очень жесткую и надежную конструкцию.
Дом простоял уже 2 года и неоднократно был испытан сильными ветрами скоростью около 20м/с. Чтобы понимать, такой ветер способен разрушать заборы, кровлю зданий и деревья.
Спасибо за внимание!
Заходите на YouTube (там больше информации) — https://www.youtube.com/channel/UCNeubEL_-n99_yIVRfzQ1hA
Источник
Цитата:
Сообщение от SergL
В крестовых вертикальных связях в определённых случаях будут возникать сжимающие усилия от обжатия колонн. При этом, оба элемента связи будут выключаться.
Сжимающие усилия в обеих ветвях крестовых связей от обжатия есть, на мой взгляд, ключевой недостатк данной конструкции. Но говорить при этом, что оба элемента будут выключаться я бы не стал. Более того, проектировщик обязан, с моей точки зрения, исключить это явление. Каким образом говорите? Да просто подобрать сечения элементов так, чтобы устойчивость от усилий обжатия была обеспечена при гибкости в пределах 200-400. Рассмотрим пример: есть однопролетное здание во 2-м снеговом районе пролетом 24 метра и высотой 6 метров. Для него стоит задача запроектировать крестовые выключающиеся связи.
Усилия в колонне при таких условиях N~15 (т); полная длина ветви при шаге колонн 6 (м) L=8.48 (м). Принимаем сечение связей из одиночного уголка 125х8 с непрерывностью обеих ветвей. Тогда усилие обжатия при сечении колонн I25Б1 будет 1.54 (т), гибкость Я=341, коэффициент продольного изгиба Y=0.0622, коэффициент условий работы = 0,75, а условное напряжение сжатия G=1258 < 0.75*2450=1837 кг/см2. Здесь все посчитано по не актуализированному СНиПу, уж извиняйте, хотя для примера это не важно. При таких условиях, ветви связи устойчивы при типичных условиях эксплуатации и выключаются только при действии дополнительных горизонтальных нагрузок.
В приведенном примере рассмотрена вертикальная связь по колоннам. Если мы теперь попробуем тот же фокус с горизонтальными связями по покрытию, то усилие обжатия в связевом блоке верхнего пояса при таких же геометрических размерах будет уже N~6,5 (т) — пояс условно принят из двойного уголка L125х8, а усилие в нем N~45 (т). Со всеми, что называется, вытекающими …. В этом случае, не считаю возможным применения данного сечения, так как в отсутствии горизонтальных сил покрытие получается не работоспособным.
Цитата:
Сообщение от Ayvengo
А почему 4 года не писали в ЦНИИСК, пока СП проходил апробацию?
Кто Вам это сказал? В июне 2011 года я написал довольно резкое письмо на имя И.И.Ведякова с предложением вести совместную работу по выявлению и устранению ошибок СП, прося в замен оперативную информацию по исправлениям. На удивление, мне ответили и около года я вел переписку с Б.С. Цетлиным. Мои замечания касались, правда, только расчетной части, но по одному прокатному двутавру я задал более 20 вопросов, которые по СП были не ясны или просто ошибочны. И это при том, что в СНиП по этому виду профиля вопросов никогда не возникало.
Последний раз говорил с Борисом Соломоновичем по телефону где-то в феврале этого года. Выяснилась одна любопытная вешь: в начале осени 2014 ЦНИИСК официально передал (вот куда — не помню) на утверждение и внесение в нормы более 100 (ста!) изменений/исправлений/уточнений. В феврале не было «ни ответа, ни привета».
В июле сего года наша организация написала официальный запрос в Минстрой с просьбой пояснить как же поступать в сложившейся ситуации: тупо пользоваться ошибочными формулами из официального документа или же нарушать его, корректируя на свой страх и риск указанные ляпы. Стоит ли говорить, что никакого ответа мы не получили . Хотя тут как раз я этих «ребят» и «понимаю» — сказать то им нечего .
Задавали в ЦНИИСК (правда уже не мы) вопросы и по связям. Обещали корректировку …
Источник
инженер-конструктор
Регистрация: 23.04.2007
Сообщений: 451
Решил просмотреть еще раз, что уважаемый AndyWasHere написал, чтобы себя немного развеселить:
Цитата:
вообще, испортили настроение впи*зду… извините конечно, но люди, которые называют себя специалистами не должны городить такую *уйню…
Цитата:
и только не надо кричать, что в учебнике неправильно напсиано. ряд постеров не тянет по уровню на студентов второго курса, чтобы оценивать учебники
За эти высказывания — ЗА обеими руками и ногами, особенно эти хороши:
Цитата:
дело в том, что при попытке сместить ригель этой рамы вправо, связь оказывается сжатой. а это несвойственно связи
Цитата:
да, сжатые связи как категоря существуют, но нет никакой необходимости устраивать их там, где можно поставить растянутые
Писали же, что им «несвойственно» на сжатие работать.
Цитата:
что касается приложенного рисунка, то у меня он вызвал большой вопрос. я понимаю, что его вумные дядьки рисовали, но я бы им задал вопрос по этому поводу
Представляю, как они все перепугались! «Ужо я им задам»
Цитата:
все дело в том, что крествые вертикальные связи на сжатие не считают — иначе вы там получите элемент, сечением близким к несущей колонне
Про сечение, близкое к несущей колонне — круто! А про то, что крестовые связи не считают на сжатие никогда — тоже вранье! В учебниках, конечно, могут так и написать, так как это общераспространенная практика. Но если вы СНиП хоть раз открывали в месте, где про связи написано, то например для связей покрытия написано:
п. 13.21 При применении крестовой решетки связей покрытий ❗ допускается ❗ расчет по условной схеме в предположении, что раскосы воспринимают только растягивающие усилия
Цитата:
батенько, это вещь, которая вам кажется очевидной, на самом деле сложнее. на вашем рисунке типичное шарнирное сопряжение как в плоскости, так и из плоскости (из плоскости связи там вообще лист, а его изгибная жесткость нулевая, т.е. шарнир)
Ну идет ломаный стержень сверху вниз, ничем не прерывается, единственно, делается равнопрочный монтажный стык, неважно: с помощью двух уголков на монтажной сварке, либо вообще заводской шов встык. Где там «типичное шарнирное соединение» из плоскости? И для кого оно типичное?
AndyWasHere!
То у вас связям несвойственно на сжатие работать, то свойственно. То грозите «вумным дядькам», которые «Молодечно» разработали, то траверсы хотите делать в узле связей, то в ничем не разрезанном стержне видите «типичное шарнирное соединение». Вы бы сначала, прежде чем советы давать, книжки почитали, а то получается, что из 23 сообщений этой темы 30 % ваши посты, а толку от них никакого, а только одно хамство, да ничем не обоснованные амбиции.
Цитата:
нравитесь мне такие как вы вначале просите совета, а затем начинаете ср*ть на тех, кто вам подсказывает
«Подсказывает»! , Ликбез-то вам и проводили.
Мне кажется, что вы в данной теме вы сыграли роль надписи в общественном месте: «Энди был здесь». Просто был… и все.
Эх! DEMa на вас нет!
Единственно о чем жалею, что я неправильно один раз выразился про запрещение поворота из плоскости, но грамотные люди, гляди на схемку и просмотрев приложенный файл, а также на узел, сразу бы всё поняли.
Связи никакой там нет, ни на картинке ни в файле , просто я при наложении шарнира в том узле не освобождал связи поворота ИЗ ПЛОСКОСТИ, вот и всё, т.е. стержень из плоскости СПЛОШНОЙ.
Да мало ли чего я не написал. Вы главное, рисунок смотрите и все поймете.
Для грамотного инженера, главное не надпись над чертежем, а сам чертеж. Вот написал я что у меня портальная рама — вы, вместо того, чтобы смотреть на работу конструкции, полезли в книжки, и стали убеждать меня, как она работает. Написал, про запрещение поворота, вы сразу начали думать, как ее к каркасу траверсами цеплять.
А если бы я конструкцию хером назвал, вы бы тоже, прочитав соответствующие книжки, стали убеждать меня, что она работает на поднятие и опускание? На заборе ведь тоже написано. 😉
Сейчас разобрался я с этой проблемой, не без помощи a0.
Думал подскажут мне и другие: ЛИС, The_Mercy_Seat, mela, Евгений Екатеринбург и др. умные люди, но видимо, тема для них простая и неинтересная оказалась
А вообще, нужно было бы мне поиск по сайту сделать, только не портальные связи искать, а устойчивость арок, так как ситуация в этом случае примерно аналогичная.
Источник