Сопромат задача на растяжение и кручение
Задача. Для заданного стального бруса d=50мм (материал – сталь Ст3) построить эпюры крутящих моментов, углов поворота поперечных сечений. Проверить прочность бруса, если допускаемое касательное напряжение [τ]=30МПа. Подобрать для бруса кольцевое сечение при . Сравнить сечения по расходу материала.
1.Расставляем сечения на характерных участках. Начинаем расчет от свободного конца бруса, рассматривая правую часть и отбрасывая оставшуюся левую часть с заделкой. Каждое сечение рассматриваем отдельно, определяя в нем значение крутящего момента.
Строим эпюру МК
2.Строим эпюру углов поворота сечений. Углы поворота сечений определяем по формуле
Расчет ведем по сечениям от неподвижного конца – стены А, в которой угол поворота равен нулю φА=0. В формуле обязательно следует учитывать знаки крутящих моментов.
Модуль сдвига для Ст3 G = 0,8·105 МПа = 0,8·108 кПа.
Определим полярный момент инерции для круглого сечения:
Вычисляем углы поворота сечений — от стены А.
Если требуется перейти к градусной мере, то:
Далее вычисляем все последующие углы поворота, учитывая ранее найденные:
Строим эпюру φ
3.Проверим прочность бруса по формуле
Максимальный крутящий момент с эпюры МК = 0,75 кНм.
Определим полярный момент сопротивления сечения:
Тогда —прочность обеспечена.
4.Подбираем кольцевое сечение для вала с .
Наружный диаметр кольца определим по формуле проектного расчета для кольцевого сечения:
Тогда d = 0,8 · 60 = 48 мм.
Проверим прочность подобранного сечения. Полярный момент сопротивления для кольца:
Тогда— прочность обеспечена.
5. Сравним варианты – круглое и кольцевое – по расходу материала
В задаче площадь круглого вала А = 19,6 см2, а у кольцевого сечения (полого) А = 10,7 см2, что позволяет говорить об экономии материала почти в два раза. Т.о. брус (вал) кольцевого сечения экономичнее равнопрочного сплошного.
Объясняется это эпюрой касательных напряжений в сплошном брусе.
Для вала определить диаметр, построить эпюры крутящих моментов и углов закручивания.
1) Определяем величины внутренних крутящих моментов M. Для этого разбиваем стержень на участки (I, II, III, IV) и производим расчёт M со свободного конца стержня. Крутящий момент M в сечении равен алгебраической сумме моментов, действующих на стержень с одной стороны (справа) от рассматриваемого сечения.
Расчёт M соответственно по участкам IV, III, II, I:
MIV=M4;
MIII=M4 – M3;
MII = M4 – M3 – M2;
MI = M4 – M3 – M2+M1.
Зная числовые значения крутящих моментов M, строится эпюра M, при этом положительные значения M откладываются вверх, а отрицательные – вниз от горизонтальной линии.
2) Определяем диаметр стержня из условия прочности: Выразим –полярный момент сопротивления при кручении круглого стержня через диаметр:тогда получим:
берётся из эпюры M по абсолютному значению. Диаметр стержня d округляется до большей величины.
3) Производим расчет жесткости вала при кручении, где — модуль сдвига, а (см4) – полярный момент инерции сечения.
4) Производим расчет – углов закручивания концов участков стержня, начиная от закреплённого конца стержня, где ,(рад):Значения крутящих моментов на участках берутся из эпюры крутящих моментов с учётом их знака. Получив численные значения , строят эпюру . Примерная эпюра показана на рисунке.
Для стального вала, нагруженного внешними крутящими моментами, построить эпюры внутренних крутящих моментов, определить размеры поперечного сечения в виде кольца (d/D=0,85) из условий прочности и жесткости, построить эпюры максимальных касательных напряжений, абсолютных и относительных углов поворота поперечных сечений.
Дано:
Определим внутренние крутящие моменты. Расчет внутренних крутящих моментов проводится с помощью метода сечений.
Участок LK: МL= М4 = 5 кНм; МК=М4=5кНм.
Участок KD: МК= М4 — M3 = 5-8 =-3кНм; MD= М4 -M3=5-8=-3кНм;
Участок DC: MD= М4 -M3+M2=5-8+6=3кНм; MC= М4 -M3+M2=5-8+6=3кНм;
Участок CB: MC= М4 -M3+M2-M1=5 -8+6-4=-1кНм; MB= М4 -M3+M2-M1=5 -8+6-4=-1кНм.
Покажем эпюру крутящих моментов на рис.б.
Определяем размеры поперечного сечения вала из условия прочности и жесткости:, где полярный момент сопротивления сечения и полярный момент инерции сечения равны:Максимальный внутренний крутящий момент:
Тогда из условия прочности:
А из условия жесткости: Окончательно принимаем D=90мм.
Для подобранного сечения вала его геометрические характеристики:
Рассчитаем касательные напряжения для участков:
Построим эпюру касательных напряжений на рис.в.
Расчет относительных углов поворота на участках:
Сначала определим жесткость сечения вала при кручении:
Тогда:
Эпюра θ показана на рис. г.
Определение угловых перемещений характерных сечений (идем от опоры В, в которой угол поворота равен 0):
Эпюра φ представлена на рис.д.
Стальные стержни 1 и 2 нагреваются на . Площадь стержней А.
Определить максимальные напряжения.
При нагреве стержней на возникнут температурные напряжения.
Напряжения, вызванные изменением температуры в стержне постоянного сечения, не зависят от его длины, площади поперечного сечения, а зависят от модуля упругости, коэффициента линейного расширения и разности температур .
Эти напряжения создадут усилия:
Тогда крутящий момент:
Касательные напряжения:
Следует помнить, что при нагреве стержней в них возникают сжимающие напряжения, а при охлаждении – растягивающие. Эти напряжения, суммируясь с напряжениями от силовых факторов, могут значительно превышать допускаемые. Это обстоятельство следует учитывать при проектировании элементов конструкций.
К стальному валу приложены три известных момента:
Требуется: 1) установить, при каком значении Х угол поворота правого крайнего сечения вала равен нулю; 2) для найденного значения Х построить эпюру крутящих моментов; 3) при заданном значении [τ] определить диаметр вала из расчета на прочность и округлить его до ближайшей большей величины, соответственно равной 30, 35, 40, 45, 50, 60, 70, 80, 90, 100 мм; 4) построить эпюру углов поворота; 5) найти наибольший относительный угол закручивания (в градусах на 1м длины).
Решение: Обозначим границы участков русскими буквами А,……,Д.
I.Записываем условие, что угол поворота крайнего правого сечения (Д) вала равен нулю – исходя из условий задачи.
Данный угол поворота является суммой углов поворота вала на каждом участке:
Угол поворота на участке определяется по формуле:
, где М к — крутящий момент на данном участке, l — длина участка,
G — модуль сдвига , — для стали
— полярный момент инерции
Таким образом, , и с учетом условия задачи:
Так как вал имеет постоянное поперечное сечение, то
(1)
Определяем внутренние крутящие моменты на участках методом сечений. Идем от свободного конца вала, на каждом участке мысленно проводим сечение и рассматриваем равновесие всегда правой отсеченной части:
Подставляем найденные значения моментов в уравнение (1) :
2. Строим эпюру крутящих моментов. Для этого подставляем в выражения для моментов Мк найденные значения Х.
Полученные значения откладываем в виде ординат на эпюре
3.Определяем диаметр вала из условия прочности:
, где —максимальное касательное напряжение,
— максимальный крутящий момент (берется с эпюры Мкр по модулю),
— полярный момент сопротивления сечения
[τ]=80 МПа — допускаемое касательное напряжение
Определяем диаметр:
Принимаем диаметр вала d=45 мм=4,5 см
4. Построение эпюры углов поворота начинаем от опоры и строим нарастающим итогом. Предварительно посчитаем жесткость вала:
Угол поворота в левой опоре равен нулю, поскольку в заделке поворота быть не может:
В последней точке угол поворота должен получиться равным нулю (по условию задачи), таким он и получился. Строим эпюру углов поворота.
5. Наибольший относительный угол закручивания определим по формуле:
Полученный результат переведем в градусы на метр длины:
Пусть:М1=5кНм, М2=10кНм, ℓ=1м, [τ]=100МПа, G=8∙1010Па
Требуется: 1) Построить эпюру крутящих моментов и подобрать размеры поперечных сечений заданной формы, соблюдая следующие соотношения между ними:
2) Построить эпюру углов поворота.
Сначала составляем уравнение статики для всего бруса:
(1)
Здесь два неизвестных, следовательно, требуется еще одно уравнение. Его получим, если сформулируем условие совместности деформаций всех трех участков бруса. Оно заключается в том, что поворот правого опорного сечения относительно левого опорного сечения для рассматриваемого бруса невозможен, поскольку оба его концы жестко защемлены:
φI+ φII+ φIII=0.
Учитывая, что
получаем:
(2)
Сократим на , тогда будет:
(2′)
Выразим моменты инерции сечений разных форм с учетом заданных соотношений размеров:
При h/b=2: β=0,229, и тогда IкIII= β∙h∙b3=0,229∙(2b)∙b3=0,458∙ b4=0,458∙ c4.
Итак, все моменты инерции выражены через один параметр с, что позволит довести до числа решение уравнения (2′):
или после сокращения на с4:
(2′′)
С помощью метода сечений выразим неизвестные крутящие моменты через один из реактивных опорных моментов, например, через МА:
(а)
(б)
(в)
С учетом (а), (б) и (в) уравнение (2′′), будет:
откуда находим значение МА:
— 13,892МА=3,33.
МА=-0,24кНм
Тогда из (а), (б) и (в) найдем:
Эти результаты показаны в виде эпюры крутящих моментов.
Подбор размеров сечений производится по условиям прочности:
— на первом участке
Для круглого сечения
При заданном соотношении d=c:
Тогда
— на втором участке
Для кольцевого сечения
Здесь мы должны учесть соотношения размеров, при которых и найдены внутренние усилия, то – есть
тогда:
— на третьем участке
Для прямоугольного сечения . При соотношениях
По таблице α=0,246. И тогда Wк=2∙0,246∙с3.
Из условия прочности
Из трех требуемых значений «с» (0,023м, 0,04м и 0,046м) принимаем наибольшее с=0,046м и тогда проектные значения размеров сечений на разных участках должны быть
— на первом участке: круглое сечение диаметром d=0,046м,
у которого
— на втором участке: кольцевое сечение с внутренним диаметром d=0,046м, а внешним у которого
— на третьем участке: прямоугольное сечение шириной b=c=0,046м
и высотой h=2b=2∙0,046=0,092 м,
у которого Iк=β∙h∙b3=0,229∙0,092∙0,0463=205∙10-8м4.
2. Построение эпюры углов поворота.
Для этого вычисляются углы поворота сечений, расположенных на границах участков бруса (эти сечения на схеме обозначены цифрами в кружочках), они откладываются в виде ординат, вершины которых соединяются прямыми линиями. Так:
α0=0, поскольку крайнее левое сечение жестко защемлено и поворачиваться вокруг продольной оси z не может,