Согласно учению канта время это растяжение души
3. человек сам конструирует познания и познает то, что сконструировал
4. границы познания на уровне рассудка – не подвижны, на уровне разума – подвижны
ПО КАНТУ, АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ, РАССУДКА И РАЗУМА:
1. трансцендентны
Трансцендентальны
3. антонимичны
4. апостериорны
СОГЛАСНО КАНТУ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. всеобщими формами бытия материи, ее атрибутами
2. внешними условиями, каркасом, «мировой сценой» для существования и движения тел
Условиями ощущений, априорными формами чувственности
4. чувствилищем Бога
**. РЕЛИГИЯ, ПО ФЕЙЕРБАХУ:
1. это продукт человеческой фантазии: не Бог создал человека, а человек Бога
Это опиум для народа
3. это система, связывающая человека с Богом
4. должна быть религией сердца (любви), а не религией христианского Бога
СУЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ВЫРАЖЕН СМЫСЛ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА КАНТА:
Человек – всегда цель, никогда – средство»
2. «человеку – друг, товарищ и брат»
3. «человек человеку – волк»
4. «человек человеку – бог»
СОГЛАСНО УЧЕНИЮ КАНТА, ВРЕМЯ – ЭТО:
1. растяжение души
2. ожидающе-удерживающая актуализация
Априорная форма чувственности
4. атрибут материи
СОГЛАСНО УЧЕНИЮ ГЕГЕЛЯ, ПЕРВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ОТЧУЖДЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ ЯВЛЯЕТСЯ:
Природа
2. человеческое общество
3. антиномии
4. мировой дух
ПО КАНТУ, АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ, РАССУДКА И РАЗУМА:
1. трансцендентны
Трансцендентальны
3. антонимичны
4. апостериорны
СОГЛАСНО УЧЕНИЮ КАНТА, ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИНОМИЙ ГОВОРИТ О:
1. выходе к границам познания
2. выходе к абсолютной истине
Том, что процесс познания бесконечен
4. том, что процесс познания завершен
АГНОСТИЦИЗМ В УЧЕНИИ КАНТА ОЗНАЧАЕТ:
Непознаваемость мира ноуменов
2. познаваемость мира феноменов
3. непознаваемость мира феноменов
4. познаваемость мира ноуменов
ФИЛОСОФИЯ В ЦЕЛОМ
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
Аксиологией
2. гносеологией
3. теологией
4. онтологией
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ УКАЗАННЫМИ ПРИМЕРАМИ:
Обыденная философия — С
Философско-художественное мышление — В
Теоретическая философия — А
A. Г. В. Ф. Гегель «Наука Логики»
B. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
C. А. Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
ВОПРОСЫ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИР САМ ПО СЕБЕ, ИЛИ ОН СУЩЕСТВУЕТ ОТ БОГА; ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В МИРЕ; КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЕГО РАЗВИТИЯ ОТНОСИТСЯ К …
1. социальной философии
2. философской антропологии
3. онтологии
Гносеологии
БУКВАЛЬНО ТЕРМИН «МЕТАФИЗИКА» ПЕРЕВОДИТСЯ КАК:
1. то, что вместо физики
То, что после физики
3. то, что равно физике
4. то, что перед физикой
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
1. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины
2. не имеют ничего общего с жизнью обычных людей
Носят всеобщий, предельный характер
4. имеют отношение к сверхъестественному миру
ПОДЧИНЕНИЕ ВСЕХ СФЕР КУЛЬТУРЫ ВЛИЯНИЮ РЕЛИГИИ:
Сакрализация
2. секуляризация
3. пантеизм
4. антропоцентризм
ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ МИРА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. стремление познать причинно-следственные связи между явлениями
Перенос основных черт человеческого рода на мироздание
3. теоретический характер познания
4. логический характер размышлений
ПО Ф. ЭНГЕЛЬСУ, ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – ЭТО:
Вопрос об отношении мышления к бытию
2. вопрос о связи человека и общества
3. вопрос о связи между добром и злом
4. вопрос о счастье
АРИСТОТЕЛЬ СЧИТАЛ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ – ЭТО:
1. религия
Наука
3. искусство
4. мифология
ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧАСТНЫМ НАУКАМ ФИЛОСОФИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ:
1. аксиологическую
2. мировоззренческую
Методологическую
4. критическую
КАК НАИВЫСШУЮ КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТ:
1. антисциентизм
2. волюнтаризм
Сциентизм
4. нигилизм
ВОПРОСЫ: КАК И ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА, СВОБОДА И ДРУГИЕ ПОДОБНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ В РОЛИ ЦЕННОСТЕЙ, КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИХ МЕСТО В ЦЕННОСТНОЙ ИЕРАРХИИ, ОТНОСЯТСЯ К:
1. онтологии
2. философской антропологии
3. гносеологии
Аксиологии
5. социальной философии
ОСВОБОЖДЕНИЕ ВСЕХ СФЕР КУЛЬТУРЫ ОТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ:
5. сакрализация
Секуляризация (2)
7. пантеизм
8. антропоцентризм
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЕСТЬ ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРОВАНИЕ ТАКИХ КАЧЕСТВ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ, КАК:
Критичность
2. внешняя привлекательность
3. вежливость
4. мечтательность
ФИЛОСОФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ:
Мировоззрения
2. миросозерцания
3. мировосприятия
4. миропредставления
ОНТОЛОГИЯ – ЭТО УЧЕНИЕ О:
1. о природе ценностей
Бытии
3. прекрасном и безобразном
4. морали
ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО
ОТНОСИТЕЛЬНО НЕЗАВИСИМОЕ ОТ ПРИРОДЫ ДУХОВНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОРОЖДЁННОЕ РАЗНООБРАЗНЫМИ ФОРМАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, НАЗЫВАЮТ:
1. техносферой
2. формацией
3. расой
Обществом
ОСОБЕННОСТЬЮ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ:
Механизация производства
2. ведущая роль сферы услуг
3. развитие информационный технологий
4. ведущая роль церкви в общественной жизни
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Установление общих закономерностей развития общества
2. европоцентризм
3. деление истории на формационные этапы
4. признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур
ЕДИНИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА БЕЗ УЧЕТА ЕГО РЕАЛЬНЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
Индивидом
2. личностью
3. субстратом
4. элементом
5. мировой дух
УЧЕНИЕ ОБ АРХЕТИПАХ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО СОЗДАНО:
1. М. Хайдеггером
2. Э. Фроммом
К.-Г. Юнгом
4. З. Фрейдом
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ», ПО МНЕНИЮ К. ЯСПЕРСА, ЯВЛЯЕТСЯ:
1. началом единой мировой истории человечества
2. началом антропогенеза
Моментом начала распада общечеловеческой культуры на культуры локальные
4. переходом от модерна к постмодерну
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИТ:
1. производство товаров массового спроса
2. сфера услуг, образования и науки
3. машиностроение и металлургия
4. сельское хозяйство
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА СЧИТАЕТ ЧЕЛОВЕКА:
Биосоциальным существом
2. животным
3. субстанцией
4. техническим существом
В БУНТЕ ПРОТИВ АБСУРДА ВИДЕЛ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:
1. З. Фрейд
А. Камю
3. М. Хайдеггер
4. К. Маркс
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПО З. ФРЕЙДУ, ФУНКЦИОНИРУЕТ НА ОСНОВЕ:
1. первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия
2. интеллектуальной интуиции
Импульсов, исходящих из области сознания
4. архетипов
ВЫСКАЗЫВАНИЕ «ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА» ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЮТ С ФИЛОСОФСКИМИ ВЗГЛЯДАМИ:
1. Сократа
2. Ф. Ницше
Н. Макиавелли
4. Г. Гегеля
Э. ТОФФЛЕР ПРЕДЛОЖИЛ ФУТУРОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ:
1. «заката Европы»
Третьей волны»
3. «массового общества»
4. «столкновения цивилизаций»
СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ ОБ «ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ»:
Платон
2. Пифагор
3. Сократ
4. Аристотель
АВТОР ВЫСКАЗЫВАНИЯ: «ЧЕЛОВЕК – ЭТО КАНАТ, НАТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ»:
Ф. Ницше
2. Л. Витгенштейн
3. А. Камю
4. Ж.-П. Сартр
ДУХОВНО-ТЕЛЕСНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Личность
2. индивид
3. особь
4. герой
32. ВЫСКАЗЫВАНИЕ «ЧЕЛОВЕК – ЭТО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ» ПРИНАДЛЕЖИТ:
Аристотелю
2. Плотину
3. Диогену Синопскому
4. Эпикуру
НОВОЕ ВРЕМЯ, ПРОСВЕЩЕНИЕ
МЕТОД ПОЗНАНИЯ, РАЗРАБОТАННЫЙ Ф. БЭКОНОМ, ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ:
1. разложение сложного на простое
2. силлогистическое умозаключение
3. умозаключение от общего к частному
4. умозаключение от частного к общему
**. ИДЕАЛ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, СФОРМРОВАННЫЙ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЛ В СЕБЯ:
Эксперимент как базовый метод эмпирического исследования
Представление о каузальности явлений и процессов
3. обязательную ссылку на авторитет Священного Писания
4. опору на систему мира Аристотеля
***. ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ХАРАКТЕРЕН/ХАРАКТЕРНА:
1. концепция естественной любви
Принцип деизма
Пафос разума, исторический оптимизм и идея прогресса
4. концепция естественных прав человека
5. принцип креационизма
ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Р. ДЕКАРТ ВЫДВИНУЛ:
1. концепцию предопределения
2. концепцию тождества бытия мышления
Концепцию врождённых идей
4. концепцию предустановленной гармонии
РОДОНАЧАЛЬНИК ЭМПИРИЗМА В ГНОСЕОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
Ф. Бэкон
2. Т. Гоббс
3. Р. Декарт
4. Дж. Локк
**. К ОСНОВНЫМ ЧЕРТАМ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МОЖНО ОТНЕСТИ:
Источник
Наиболее важной частью «Критики чистого разума» является учение о пространстве и времени.
Дать ясное объяснение теории пространства и времени Канта нелегко, поскольку сама теория неясна. Она излагается как в «Критике чистого разума», так и в «Пролегоменах». Изложение в «Пролегоменах» популярнее, но менее полно, чем в «Критике».
Кант полагает, что непосредственные объекты восприятия обусловлены частично внешними вещами и частично нашим собственным аппаратом восприятия. Локк приучил мир к мысли, что вторичные качества — цвета, звуки, запах и т. д. — субъективны и не принадлежат объекту, так как он существует сам по себе. Кант, подобно Беркли и Юму, хотя и не совсем тем же путем, идет дальше и делает первичные качества также субъективными. Кант по большей части не сомневается в том, что наши ощущения имеют причины, которые он называет «вещами в себе» или ноуменами. То, что является нам в восприятие, которое он называет феноменом, состоит из двух частей: то, что обусловлено объектом, — эту часть он называет ощущением, и то, что обусловлено нашим субъективным аппаратом, который, как он говорит, упорядочивает многообразие в определенные отношения. Эту последнюю часть он называет формой явления. Эта часть не есть само ощущение и, следовательно, не зависит от случайности среды, она всегда одна и та же, поскольку всегда присутствует в нас, и она априорна в том смысле, что не зависит от опыта. Чистая форма чувственности называется «чистой интуицией» (Anschauung); существуют две такие формы, а именно пространство и время: одна для внешних ощущений, другая — для внутренних.
Чтобы доказать, что пространство и время являются априорными формами, Кант выдвигает аргументы двух классов: аргументы одного класса — метафизические, а другого — эпистемологические, или, как он называет их, трансцендентальные. Аргументы первого класса извлекаются непосредственно из природы пространства и времени, аргументы второго — косвенно, из возможности чистой математики. Аргументы относительно пространства изложены более полно, чем аргументы относительно времени, потому что считается, что последние, по существу такие же, как и первые.
Что касается пространства, то выдвигается четыре метафизических аргумента:
1) Пространство не есть эмпирическое понятие, абстрагированное из внешнего опыта, так как пространство предполагается при отнесении ощущений к чему-то внешнему и внешний опыт возможен только через представление пространства.
2) Пространство есть необходимое представление a priori, которое лежит в основе всех внешних восприятии, так как мы не можем вообразить, что не должно существовать пространства, тогда как мы можем вообразить, что ничего не существует в пространстве.
3) Пространство не есть дискурсивное, или общее, понятие отношений вещей вообще, так как имеется только одно пространство и то, что мы называем «пространствами», является частями его, а не примерами.
4) Пространство представляется как бесконечно данная величина, Которая содержит внутри себя все части пространства. Это отношение отлично от того, какое имеется у понятия к его примерам, и, следовательно, пространство не есть понятие, но Anschauung.
Трансцендентальный аргумент относительно пространства выводит из геометрии. Кант утверждает, что евклидова геометрия известна а priori, хотя она синтетична, то есть не выводится из самой логики. Геометрические доказательства, утверждает он, зависят от фигур. Мы можем видеть, например, что если даны две пересекающиеся под прямым углом одна к другой прямые, то через их точку пересечения под прямым углом к обеим прямым может быть проведена только дна прямая линия. Это знание, как полагает Кант, не выведено из опыта. Но моя интуиция может предвосхитить то, что будет найдено в объекте, только в том случае, если она содержит лишь форму моей чувственности, предопределяющую в моей субъективности все действительные впечатления. Объекты чувства должны подчиняться геометрии потому что геометрия касается наших способов восприятия, и, следовательно, мы не можем воспринимать иным образом. Это объясняет, почему геометрия, хотя она синтетична, является априорной и аподиктичной.
Аргументы в отношении времени в существе своем те же самые, заключением того, что геометрию замещает арифметика, поскольку счет требует времени.
Исследуем теперь эти аргументы один за другим.
Первый из метафизических аргументов относительно пространства гласит: «Пространство не есть эмпирическое понятие, отвлекаемое от внешнего опыта. В самом деле, представление пространства должно уже лежать в основе для того, чтобы известные ощущения были относимы к чему-то вне меня (то есть к чему-то в другом месте пространства, чем то, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог представлять их как находящиеся вне [и подле] друг друга, следовательно, не только как различные, но и как находящиеся к различных местах». Вследствие этого внешний опыт является единственно возможным через представление пространства.
Фраза «вне меня (то есть в другом месте, чем я сам нахожусь)» трудна для понимания. Как вещь в себе я не нахожусь нигде, и ничего нет пространственно вне меня. Под моим телом можно понимать только феномен. Таким образом, все, что действительно имеется в виду, выражено во второй части предложения, а именно что я воспринимаю различные объекты как объекты в разных местах. Образ, который может при этом возникнуть в чьем-либо уме, — это o6pаз гардеробщика, который вешает разные пальто на разные крючки; крючки должны уже существовать, но субъективность гардеробщик приводит в порядок пальто.
Здесь существует, как и везде в теории субъективности пространства и времени Канта, трудность, которую он, кажется, никогда не чувствовал. Что заставляет меня расположить объекты восприятия так, как это делаю я, а не иначе? Почему, например, я всегда вижу глаза людей над ртами, а не под ними? Согласно Канту, глаза и рот существуют как вещи в себе и вызывают мои отдельные восприятия, но ничто в них не соответствует пространственному расположению, которое существует в моем восприятии. Этому противоречит физическая теория цветов. Мы не полагаем, что в материи существуют цвета в том смысле, что наши восприятия имеют цвет, но мы считаем, что различные цвета соответствуют волнам различной длины. Поскольку волны включают пространство и время, они не могут быть для Канта причинами наших восприятий. Если, с другой стороны, пространство и время наших восприятий имеют копии в мире материй, как предполагает физика, то геометрия применима к этим копиям и аргумент Канта ложен. Кант полагал, что рассудок упорядочивает сырой материал ощущений, но он никогда не думал о том, что необходимо сказать, почему рассудок упорядочивает этот материал именно так, а не иначе.
В отношении времени эта трудность даже больше, поскольку при рассмотрении времени приходится учитывать причинность. Я воспринимаю молнию перед тем, как воспринимаю гром. Вещь в себе А вызывает мое восприятие молнии, а другая вещь в себе В вызывает мое восприятие грома, но А не раньше В, поскольку время существует только в отношениях восприятии. Почему тогда две вневременные вещи А и В производят действие в разное время? Это должно быть всецело произвольным, если прав Кант, и тогда не должно быть отношения между А и В соответствующего факту, что восприятие, вызываемое А, раньше, чем восприятие, вызываемое В.
Второй метафизический аргумент утверждает, что можно представить себе, что ничего нет в пространстве, но нельзя представить себе, что нет пространства. Мне кажется, что серьезный аргумент не может быть основан на том, что можно и нельзя представить. Но я подчеркиваю, что отрицаю возможность представления пустого пространства. Вы можете представить себя смотрящим на темное облачное небо, но тогда вы сами находитесь в пространстве и вы представляете тучи, которые не можете видеть. Как указывал Вайнингер, пространство Канта абсолютно, подобно пространству Ньютона, а не только система отношений. Но я не вижу, как можно представить себе абсолютно пустое пространство.
Третий метафизический аргумент гласит: «Пространство есть не дискурсивное, или, как говорят, общее, понятие об отношениях вещей вообще, а чисто наглядное представление. В самом деле, можно представить себе только одно-единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними разумеют лишь части одного и того же единого пространства, к тому же эти части не могут предшествовать единому всеохватывающему пространству как его составные элементы (из которых возможно было бы его сложение), но могут быть мыслимы только как находящиеся в нем. Пространство существенно едино; многообразное в нем, а, следовательно, также общее понятие о пространствах вообще основывается исключительно на ограничениях». Из этого Кант заключает, что пространство является априорной интуицией.
Суть этого аргумента в отрицании множественности в самом пространстве. То, что мы называем «пространствами», не являются ни примерами общего понятия «пространства», ни частями целого. Я не знаю точно, каков, в соответствии с Кантом, их логический статус, но, во всяком случае, они логически следуют за пространством. Для тех, кто принимает, как делают практически в наше время все, релятивистский взгляд на пространство, этот аргумент отпадает, поскольку ни «пространство», ни «пространства» не могут рассматриваться как субстанции.
Четвертый метафизический аргумент касается главным образом доказательства того, что пространство есть интуиция, а не понятие. Его посылка — «пространство воображается (или представляется — vorgestellt) как бесконечно данная величина». Это взгляд человека, живущего в равнинной местности, вроде той местности, где расположен Кенигсберг. Я не вижу, как обитатель альпийских долин мог бы принять его. Трудно понять, как нечто бесконечное может быть «дано». Я должен считать очевидным, что часть пространства, которая дана, — это та, которая заполнена объектами восприятия, и что для других частей мы имеем только чувство возможности движения. И если позволительно применить такой вульгарный аргумент, то современные астрономы утверждают, что пространство в действительности не бесконечно, но закругляется, подобно поверхности шара.
Трансцендентальный (или эпистемологический) аргумент, который наилучшим образом установлен в «Пролегоменах», более четок, чем метафизические аргументы, и также с большей четкостью опровергаем. «Геометрия», как мы теперь знаем, есть название, объединяющее две различные научные дисциплины. С одной стороны, существует чистая геометрия, которая выводит следствия из аксиом, не задаваясь вопросом, истинны ли эти аксиомы. Она не содержит ничего, что не следует из логики и не является «синтетическим», и не нуждается в фигурах, таких, какие используются в учебниках по геометрии. С другой стороны, существует геометрия как ветвь физики, так, как она, например, выступает в общей теории относительности, — это эмпирическая наука, в которой аксиомы выводятся из измерений и отличаются от аксиом евклидовой геометрии. Таким образом, существует два типа геометрии: одна априорная, но не синтетическая, другая — синтетическая, но не априорная. Это избавляет от трансцендентального аргумента.
Попытаемся теперь рассмотреть вопросы, которые ставит Кант, когда он рассматривает пространство в более общем плане. Если мы исходим из взгляда, который принимается в физике как не требующий доказательств, что наши восприятия имеют внешние причины, которые (в определенном смысле) материальны, то мы приходим к выводу, что все действительные качества в восприятиях отличаются от качеств в их невоспринимаемых причинах, но что имеется определенное структурное сходство между системой восприятии и системой их причин. Существует, например, соответствие между цветами (как воспринимаемыми) и волнами определенной длины (как выводимыми физиками). Подобно этому, должно существовать соответствие между пространством как ингредиентом восприятий и пространством как ингредиентом в системе невоспринимаемых причин восприятий. Все это основывается на принципе «одна и та же причина, одно и то же действие», с противоположным ему принципом: «разные действия, разные причины». Таким образом, например, когда зрительное представление А появляется слева от зрительного представления В, мы будем полагать, что существует некоторое соответствующее отношение между причиной А и причиной В.
Мы имеем, согласно этому взгляду, два пространства — одно субъективное и другое объективное, одно — известно в опыте, а другое — лишь выведенное. Но не существует различия в этом отношении между пространством и другими аспектами восприятия, такими, как цвета и звуки. Все они в их субъективных формах известны эмпирически. Все они в их объективных формах выводятся посредством принципа причинности. Нет оснований для того, чтобы рассматривать наше познание пространства каким бы то ни было отличным образом от нашего познания цвета, и звука, и запаха.
Что касается времени, то дело обстоит по-другому, поскольку, если мы сохраняем веру в невоспринимаемые причины восприятии, объективное время должно быть идентично субъективному времени. Если нет, мы сталкиваемся с трудностями, уже рассмотренными в связи с молнией и громом. Или возьмем такой случай: вы слышите говорящего человека, вы отвечаете ему, и он слышит вас. Его речь и его восприятия вашего ответа, в той мере, в какой вы их касаетесь, находятся в невоспринимаемом мире. И в этом мире первое предшествует последнему. Кроме того, его речь предшествует вашему восприятию звука в объективном мире физики. Ваше восприятие звука предшествует вашему ответу в субъективном мире восприятии. И ваш ответ предшествует его восприятию звука в объективном мире физики. Ясно, что отношение «предшествует» должно быть тем же самым во всех этих высказываниях. В то время как, следовательно, существует важный смысл, в котором перцептуальное (perceptual) пространство субъективно, не существует смысла, в котором перцептуальное время субъективно.
Вышеприведенные аргументы предполагают, как думал Кант, что восприятия вызываются вещами в себе, или, как мы должны сказать, событиями в мире физики. Это предположение, однако, никоим образом не является логически необходимым. Если оно отвергается, восприятия перестают быть в каком-либо существенном смысле «субъективными», поскольку нет ничего, что можно было бы противопоставить им.
«Вещь в себе» была очень неудобным элементом в философии Канта, и она была отвергнута его непосредственными преемниками, которые соответственно впали в нечто, очень напоминающее солипсизм. Противоречия в философии Канта с неизбежностью вели к тому, что философы, которые находились под его влиянием, должны были быстро развиваться или в эмпиристском, или в абсолютистском направлении фактически в последнем направлении и развивалась немецкая философия вплоть до периода после смерти Гегеля.
Непосредственный преемник Канта, Фихте (1762-1814), отверг «вещи в себе» и довел субъективизм до степени, которая, по-видимому, граничила с безумием. Он полагал, что Я является единственной конечной реальностью и что она существует потому, что она утверждает самое себя. Но Я, которое обладает подчиненной реальностью, также существует только потому, что Я принимает его. Фихте важен не как чистый философ, а как теоретический основоположник германского национализма в его «Речах к германской нации» (1807-1808), в которых он стремился воодушевить немцев на сопротивление Наполеону после битвы под Иеной. Я как метафизическое понятие легко смешивалось с эмпирическим Фихте; поскольку Я был немцем, отсюда следовало, что немцы превосходили все другие нации. «Иметь характер и быть немцем, — говорит Фихте, — несомненно, означает одно и то же». На этой основе он разработал целую философию националистического тоталитаризма, которая имела очень большое влияние в Германии.
Его непосредственный преемник Шеллинг (1775-1854) был более привлекателен, но являлся не меньшим субъективистом. Он был тесно связан с немецкой романтикой. В философском отношении он незначителен, хотя и пользовался известностью в свое время. Важным результатом развития философии Канта была философия Гегеля.
Источник