Шпагат с врожденным вывихом бедер
Верхняя выворотность, амплитуда и подвижность тазобедренного сустава — обязательные требования к поступающим в профессиональную балетную школу. Форма классического танца требует идеально развернутого положения бедра.
К сожалению, глубина вертлужной впадины (место, в котором находится бедренная кость) и угол раскрытия сустава заложен у человека с рождения. Повлиять с помощью тренировок можно лишь на мягкие ткани (связки, сухожилия тазобедренного сустава), но никак не на шейку бедра и положение впадины, которая влияет на угол раскрытия сустава.
Разберемся по порядку.
Тазобедренный сустав состоит из вертлужной суставной впадины и бедренной кости. Генетически у человека закладывается положение впадины и шейки бедра. По мере взросления хрящевые ткани заменяются костными, образуя стабильный сустав, который или способен к раскрытию, или нет.
Различают несколько видов строения шейки бедра. Простыми словами, ее положение может близиться к углу 90 градусов, или к углу 180 градусов. Кроме того, положение вертлужной впадины тоже может ограничивать движение: шейка бедра упирается в волокнистое кольцо по краю и не дает раскрыться суставу. С этим ничего нельзя поделать, даже если растягивать связки.
Сгибание сустава. Граница вертлужной впадины, которая определяет верхнюю выворотность. Дальше нее шейка бедра продвинуться не может
Многое зависит от угла, который образует шейка бедра. Различают нормальную деформацию (120-135 градусов), варусную (менее 120), вальгусную (более 135). Гибкость и эластичность человеческих суставов — отклонение от нормы, которое необходимо для гимнастики и балета. Детям с такими природными данными отдается преимущество.
Углы, которые образует шейка бедра
Определить строение шейки бедра можно только с помощью рентгеновского снимка, но каждый человек, начав делать упражнения на растяжку, может почувствовать, когда ограничивается амплитуда движений. Это становится понятно почти сразу.
Выворотность тазобедренного сустава
Нередко можно встретить такой парадокс: взрослый человек, который никогда не занимался гимнастикой или балетом, начинает заниматься стретчингом и добивается первых успехов через пару месяцев, особенно в растяжке поперечного шпагата. Всё почему? От природы ему был дан подвижный тазобедренный сустав, и стоило ему начать растягивать мягкие ткани (связки и сухожилия), как постепенно стали уходить все ограничения для поперечного шпагата.
А есть и обратная ситуация: человек может долго заниматься всеми видами растяжки, даже овладеть правым и левым продольным шпагатом, но если строение сустава закрытое, добиться полной выворотности не получится. В таком случае мышцы внутренней стороны бедра «спят», потому что так и не получается включить их в работу: растяжка постоянно останавливается в одном и том же месте.
Таким образом, сесть на поперечный шпагат могут не все, и дело не только в упорстве к достижению цели. Есть законы природы, которые сильнее человека и против которых почти невозможно переступить)
Другое:
Как балерина ломает стопу для танца на пуантах
Почему у балерин растут косточки на ногах
Природные данные будущего артиста балета
Поддержать канал «Всем балет!» можно по ссылке. Спасибо!
Источник
Первая, вторая, третья, четвёртая, пятая части материла про гибкость.
Сегодня поговорим про тазобедренный сустав (ТБС). Вы ведь про шпагат хотите узнать, так? А ТБС — это тот сустав, на который ляжет большая часть ответственности за ваше желание сидеть в шпагатной позе. Но не только на него. Давайте разберёмся.
Поехали — мини-урок анатомии
Тазобедренный образован вертлужной впадиной и головкой бедренной кости.
Вертлужная впадина имеет форму полусферы, в которую помещается головка бедренной кости и внутри которой она двигается.
Бедренная кость имеет шейку, а на этой шейке расположена головка.
Поскольку тбс – это шаровидный сустав, то он может совершать большое количество движений:
· Сгибание
· Разгибание
· Отведение
· Приведение
· Внешнее вращение
· Внутреннее вращение
· Круговое движение
При всём разнообразии движения этот сустав должен быть стабильным. И для его укрепления природа покрыла вертлужную впадину вертлужной губой – вспомогательной структурой волокнистого хряща. Этот слой хряща позволяет углубить впадину и захватывает при этом головку бедренной кости, поддерживая её контакт с впадиной.
Капсула тбс – мощная и плотная. Посмотрите на рисунок, какие массивные связки укрепляют этот сустав.
Теперь взглянем на количество мышц, пересекающих его:
Представление о том, что так много мышц и связок держат рассматриваемый сустав должно навести на мысли о его функции. Ведь зачем-то он создан таким укреплённым!
Функции тазобедренного сустава
И оказывается, что основная функция тбс – поддерживающая. Это несущий сустав! Он держит вес головы, туловища и рук как в статическом положении, так и в динамическом при ходьбе, беге, подъёме по лестнице и т.д..
Исходя из функции нужно понимать, что нельзя разболтать свой тазобедренный сустав просто из прихоти, потому что нынче модно всем сидеть в шпагате, и не иметь потом печальных последствий при движениях.
Особенности строения
Мы познакомились с общим строением ТБС. Теперь рассмотрим возможные варианты, так как наш внутренний рисунок отличается друг от друга, и нет среднего идеального человека (он есть только на картинках в анатомических атласах).
И как раз эти особенности будут влиять на наши возможности в отведении бедер (для поперечного шпагата) и в сгибании-разгибании (для продольного).
Даже если все мышцы и связки обладают достаточной эластичностью, то всё равно при отведении бедер в разные стороны, рано или поздно кости соприкоснутся друг с другом, и дальше движение будет невозможно.
И вот тут мы подходим к тому, чтобы узнать два параметра: угол наклона и угол отклонения бедра. От них и будет зависеть, так сказать, костная возможность движения в тазобедренном суставе.
Угол наклона
Если мы рассматриваем скелет фронтально (глядя прямо на него) и проведём ось через бедренную кость и ось через шейку бедра, и измерим угол между ними, то получим угол наклона. На рисунке показаны 3 варианта углов.
Считается, что нормальный угол наклона у взрослого человека составляет около 125 градусов. Некоторые источники допускают цифру до 135 градусов.
Если этот угол значительно меньше — такой вариант называется варусом.
Если значительно больше — вальгусом.
При бОльшем угле наклона тбс обладает большей амплитудой на отведение.
При меньшем угле наклона в тбс меньше отведения, так как большой вертел бедренной кости (выпуклость на бедренной кости) раньше встречается с подвздошной костью при движении.
И на эти углы мы никак повлиять не можем!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Это строение наших костей!
Считается, что у женщин угол наклона несколько меньше, чем у мужчин (из-за более широкого таза). А это означает, что женщинам представляется менее возможным сделать максимальное отведение бёдер. Тот самый поперечный шпагат!!!!!!!!!!!!!!
Кроме того!
Шейка бедренной кости может иметь различные длины и форму у разных людей. Есть данные, что у одного и того же человека длина левой и правой шейки бедра могут отличаться. И если шейка короткая, до движение до момента соприкосновения костей будет ещё меньше.
Есть данные, что при вальгусном тбс нагрузка на бедро увеличивается при ходьбе до 225 кг на 1 квадратный сантиметр (при норме 18 кг на сантиметр квадратный). При варусном — до 70 кг на квадратный сантиметр. Соответственно при более интенсивных физических нагрузках эти цифры возрастают.
Угол отклонения
Ещё один важный параметр — это угол отклонения.
Если мы посмотрим на ТБС сверху, то окажется, что шейка бедра может смотреть вперёд под разными углами. Это и есть угол отклонения — угол между шейкой бедра и фронтальной плоскостью.
В среднем, считается, что у новорожденных этот угол составляет около 40 градусов, а у взрослых 12-15 градусов.
И, конечно же, здесь есть свои вариации.
БОЛЬШИЙ УГОЛ
МЕНЬШИЙ УГОЛ
Чем угол отклонения меньше, тем больше внешнего вращения, а значит и отведения.
Чем угол больше — тем меньше внешнего вращения.
Оптимальный вариант для балетных — небольшой угол отклонения и длинная шейка бедра. В таком случае диапазон движения ТБС будет максимально большим. Но с этим рождаются!!!!
Как понять, какой у вас сустав? Рентген вам в помощь.
Особенности движения
Отведение одного тазобедренного сустава автоматически вызывает отведение другого. Приблизительно после 15 градусов отведения одного бедра, второе тоже отводится, и позвоночник наклоняется в сторону опорной ноги. То есть и позвоночник и весь таз включены в это движение.
Вращение бедра наружу способствует большему отведению. Поэтому абсолютно логично при выполнении отведения направлять носки вверх, а не внутрь.
Если вы делаете какие-либо упражнения на отведение бедра (типа бабочку или сам поперечный шпагат), и при этом заворачиваете стопы внутрь — вы создаёте опасное положение не только для самого тазобедренного сустава, но и для коленного — компенсация скручивания приводит к повышенной нагрузке на внутреннюю часть колена и может привести к подвывиху коленной чашечки или растяжению связок.
Еще раз напоминаю, что способность в большей или меньшей степени отводить бедро и вращать его наружу определяется костной структурой и капсулой. Тренировки на это не влияют. Разве что в детском возрасте можно до некоторой степени увеличить этот диапазон.
Но если вам сильно больше 6 лет, или даже сильно больше 16 лет — я бы не рекомендовала «выпрыгивать из штанов».
Наклон таза
Таз может двигаться вперёд-назад вокруг венечной оси проходящей через оба тазобедренных сустава.
Нейтральное положение, задний наклон таза, передний наклон таза.
При заднем наклоне таза бедро находится в некотором разгибании.
При переднем — в некотором сгибании.
Пояснично-тазовый ритм
Комбинация движений нескольких суставов одновременно позволяет достичь большей амплитуды, чем изолированное движение.
Для того, чтобы дотянуться до пола при прямых коленях, необходимо движение не только в тбс (мы помним, что при разогнутом колене тбс сгибается только до 90 градусов), а также передний наклон таза и сгибание в поясничном отделе позвоночника.
Выводы для тех, кто любит выводы:
— Есть определенные особенности строения, при которых большие амплитудные движения просто-напросто невозможны.
-Большие амплитудные движения — это всегда движение нескольких сегментов, а не одного.
— Не стоит нарушать функцию любой ценой, если ваше тело не предназначено для шпагата, даже если это сейчас очень модно и популярно.
Берегите себя и не травмируйтесь!
Спасибо, что зашли на мой канал и уделили мне своё внимание!
Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал, если вам полезны все эти штучки!
Источник
Всем Здравствуйте, нигде не могу найти в интернете об этом информацию, думала тут, дорогие девушки поможете у кого была такая проблема. В детстве мне поставили диагноз дисплазии тазобедренного сустава, мне делали массаж и на данный момент различия в длинне ног нет. хотела сесть на шпагат и вообще растянуться как следует, но не знаю можно ли это при этом диагнозе? У кого была такая же проблема?
Полина
[2081681667] — 18 апреля 2015, 14:38
1.
Гость
[1191618281] — 18 апреля 2015, 15:20
я не знаю что такое дисплазия, но когда в 25 я начала активно садиться на шпагат, у меня закричали суставы и даже после отмены упражнений я 3 недели хромала и восстанавливалась. больше не хочу. длинна ног у меня с детства немного отличается.
2.
Гость
[745383071] — 18 апреля 2015, 16:46
У меня дисплазия, ни в коем случае никакой растяжки. Плавание, велосипед, подкачать ноги можно, поднимая груз, но никаких прыжков, бега и приседаний с грузом. Удачи Вам
3.
Гость
[3950810244] — 18 апреля 2015, 17:26
У меня был такой диагноз.
До идеального шпагата не хватает сантиметров 5. Не сяду никогда. В остальном — спокойно занималась гимнастикой (конечно не профи, для себя). Но не спешите. У меня полгода ушло на это.
5.
София
[1369475815] — 18 июня 2015, 17:46
Здравствуйте! Тренер сборной России по художественной гимнастике. Балерина. Много кратный лауреат конкурсов артистов балета. Предлагаю услуги хореографа по программе похудения! Художественной гимнастики для взрослых! Балет! Хотите иметь стройное тело, приходите на занятия. И мы вам поможем справиться с лишними кг и обвисшей кожей!!! И иметь гибкое, шикарное тело! Запись по тел 89261279140 София
6.
Камила
[3278441244] — 16 мая 2017, 18:24
Полина
Всем Здравствуйте, нигде не могу найти в интернете об этом информацию, думала тут, дорогие девушки поможете у кого была такая проблема. В детстве мне поставили диагноз дисплазии тазобедренного сустава, мне делали массаж и на данный момент различия в длинне ног нет. хотела сесть на шпагат и вообще растянуться как следует, но не знаю можно ли это при этом диагнозе? У кого была такая же проблема?
7.
Наталья
[1776454811] — 13 января 2018, 23:28
У меня такой же диагноз, мне 40 лет,сажусь на шпагат и постоянно делаю растяжку,мышцы сами этого требуют.
8.
Юлия
[1140070676] — 24 января 2018, 09:25
Полина
Всем Здравствуйте, нигде не могу найти в интернете об этом информацию, думала тут, дорогие девушки поможете у кого была такая проблема. В детстве мне поставили диагноз дисплазии тазобедренного сустава, мне делали массаж и на данный момент различия в длинне ног нет. хотела сесть на шпагат и вообще растянуться как следует, но не знаю можно ли это при этом диагнозе? У кого была такая же проблема?
9.
Дима
[2272700208] — 05 марта 2019, 22:55
Наталья
У меня такой же диагноз, мне 40 лет,сажусь на шпагат и постоянно делаю растяжку,мышцы сами этого требуют.
10.
Дима
[2272700208] — 05 марта 2019, 22:56
Дима
Я когда немножко растягиваюсь, то норм. А когда чуть сильнее в разножке наклоняюсь, то потом хромаю и больно неделю ходить. Правый шпагат сажусь, левый почти. Поперечный- мне не сесть.
Дисплазия обоих суставов в связи с не до развитием тазовой кости…. в высоту втянулась, а в ширь — нет. Врачи прогнозируют старость с палочкой.(ну как старость.. скорость)
Парень, 28 лет
У меня прям тазобедренные кости выпирают в стороны и из-за этого бедра как у девушки широкие. Это ***
С детства акробатикой занимался
Пью хондропротекторы еще
11.
Гость
[3344558674] — 16 мая 2019, 11:56
Наталья
У меня такой же диагноз, мне 40 лет,сажусь на шпагат и постоянно делаю растяжку,мышцы сами этого требуют.
Внимание
Администрация сайта Woman.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах, о которых идет речь в этой ветке. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть не безопасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!
12.
Гость
[893747187] — 27 мая 2019, 07:53
Дисплазия правого тазобедренного, он лучше в шпагатах чем левый. Легче тянется. Кости таза у парня развалились — надо качать боковой пресс и среднюю ягодичную
Источник
24.03.2017
Просмотров: 58049
Предлагаем вашему вниманию одну очень интересную статью о выворотности. К сожалению, из-за частой перепечатки не можем точно сказать, кто автор и где первоисточник.
Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы).
Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].
Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.
Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.
Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.
В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.
Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.
Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».
Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.
Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.
Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.
В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».
Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .
Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».
«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].
Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).
Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?
Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].
Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.
Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).
В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.
В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.
Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.
Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .
Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.
Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.
Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.
Литература
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.
3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.
5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.
6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.
7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Источник