Сестринский уход при вывихе нижней челюсти

Сестринский уход при вывихе нижней челюсти thumbnail

Уход за больными челюстно-лицевой хирургии.

В полости рта у человека всегда имеется большое количество патогенных микроорганизмов. Особенно разнообразна и вирулентна микрофлора при наличии зубов с гангренозно распавшейся пульпой и при воспалительно-деструктивном патологическом процессе в периодонте.

Повреждения челюстно-лицевой области, особенно раны, проникающие в полость рта, переломы челюстей с повреждением слизистой, в первые же часы после травмы инфицируются патогенной микрофлорой, что способствует развитию в них гнойного и гнилостного процессов. Соответствующим уходом за пациентом можно предупредить развитие таких осложнений и улучшить условия для заживления раны. Правильно организованный уход за полостью рта в общем комплексе лечебных мероприятий имеет существенное значение.

При переломах челюстей, прежде всего огнестрельных, из-за болезненности и отечности тканей больной не может самостоятельно очистить полость рта, такие пациенты чаще не в состоянии пережевывать пищу. Пищевые остатки, сгустки крови, частицы омертвевших тканей задерживаются в полости рта, в межзубных промезкутках, особенно если наложены назубные проволочные шины и т. п., и создают благоприятные условия для бурного размножения гнилостных и гнойных микроорганизмов.

Поэтому основой специального ухода за пациентом является тщательное очищение полости рта от остатков пищи, густой слизи, сгустков крови, что лучше всего достигается промыванием (инстилляциями) полости рта обильной струей жидкости-антисептика из резинового баллона или ирригационной кружки (рис. 35). Для промывания применяют теплый (37— 38 °С) 1 % раствор калия перманганата или фураци-лина в разведении 1:5000. Остатки пищи, задерживаемые между лигатурами и резиновыми кольцами и не смытые струей жидкости, удаляют деревянной палочкой с ватным шариком на конце, смоченным 3 % раствором водорода пероксида. Наиболее плотно фиксированные на шинах и зубах остатки пищи извлекают из щелей между шиной и зубами зубоврачебным пинцетом. Одночелюстные шины можно очистить зубной щеткой, если эта процедура не вызывает боли, после чего вновь проводят орошение полости рта раствором антисептика. Такую очистку шин необходимо выполнять после каждого приема пищи, не менее 5—6 раз в день. Ходячие больные после обучения сами промывают полость рта. При плохом уходе за полостью рта появляется гнилостный запах.

Для ходячих пациентов в палате или в специальной комнате подвешивают ирригационную кружку, в случае большого количества пациентов выделяют ирригационную комнату, в которой кружку заменяет металлический бак вместимостью 20—30 л, имеющий у дна один или несколько кранов. На краны надевают резиновые дренажные трубки с зажимами, и каждый пациент, присоединив к трубке индивидуальный стерильный наконечник, самостоятельно орошает полость рта над раковиной.

уход за больными

Днем наконечники хранятся в банках с дезинфицирующим раствором около кровати пациента, ночью дежурный персонал промывает наконечники, стерилизует их кипячением, а утром вновь раздает пациентам. Перед промыванием полости рта на пациента надевают клеенчатый фартук.

У пациентов с повреждениями челюстей и особенно слизистой полости рта отмечается повышенное выделение слюны. Для уменьшения саливации им дают ежедневно по 1—2 таблетки аэрона или по 5—8 капель настойки белладонны 2—3 раза в сутки, или вводят под кожу 0,5—1 мл 1 % раствора атропина сульфата. Самым эффективным средством в борьбе с гнилостным запахом является тщательный уход за полостью рта. Для предупреждения мацерации кожи при постоянном вытекании слюны и орошающей жидкости кожу на подбородке и шее смазывают 10 % раствором медного купороса и покрывают тонким слоем вазелина или цинковой мазью.

У пациентов с повреждением челюстно-лицевой области, как правило, нарушаются условия естественного приема пищи. В таких случаях используют поильники. Современный фарфоровый поильник напоминает обычный чайник для заварки чая, только внутри его нет решетки у розкка и он не имеет крышки. Перед кормлением на рожок поильника надевают резиновую трубку длиной 20—25 см. Для питания пациентов с переломами челюстей, если у них нет заболеваний желудочно-кишечного тракта и других органов и систем, требующих специальной диеты, могут применяться все продукты, но они должны быть подвергнуты специальной механической обработке. Для питания больных с челюстно-лицевыми повреждениями применяются две диеты. Первая предназначена для пациентов, которые могут питаться только через поильник или зонд. Это так называемая «зондовая» (жидкая) диета. Для приготовления блюд второй диеты продукты после термической обработки пропускают только через мясорубку, после чего их разводят до кашицеобразной консистенции. Эту пищу (мягкая диета) больные могут принимать без трубки. Большое значение имеет температура подаваемой пищи, оптимальной принято считать температуру 40—50 °С. При кормлении больного через поильник пища должна поступать в полость рта небольшими порциями, по 5—10 мл

Если больной может сидеть, то его удобнее кормить в сидячем положении. Тяжелобольных кормят в положении лежа на спине со слегка приподнятой головой.

При повреждениях, сопровождающихся большими сквозными дефектами тканей щек, губ и челюстей, конец резиновой трубки доводят до корня языка. Если применено межчелюстное скрепление отломков челюстей, трубку вводят до середины языка через имеющиеся дефекты в зубном ряду или в позадимолярное пространство. Если у пациента не повреждены губы и щеки, он может активно «подсасывать» пищу из поильника. Через несколько суток больные могут уже питаться самостоятельно с помощью поильника. После окончания кормления пациент орошает полость рта большим количеством кипяченой воды или раствором фурацилина (1:5000). Через 2—3 недели, в зависимости от процесса заживления раны, пациента переводят на вторую диету, а еще через 2—3 недели — на общую.

— Также рекомендуем «Одонтогенные кисты. Признаки и лечение одонтогенных кист.»

Оглавление темы «Заболевания полости рта.»:

1. Кровотечение после удаления зуба. Переломы и ранения нижней челюсти.

2. Переломы и ранения верхней челюсти.

3. Первая помощь при ранениях и переломах челюстно-лицевой области.

4. Репозиция отломков челюстей. Закрепление отломков челюстей.

5. Временное и постоянное шинирование челюстей.

6. Вывихи нижней челюсти. Вправление нижней челюсти.

7. Уход за больными челюстно-лицевой хирургии.

8. Одонтогенные кисты. Признаки и лечение одонтогенных кист.

9. Врожденные кисты и свищи шеи. Кисты слюнных желез.

10. Одонтогенные опухоли и опухолеподобные образования. Фиброма полости рта.

Источник

Общий уход. При повреждениях челюстно-лицевой области большое значение имеет не только своевременное проведение лечебных манипуляций, но и общий уход за пострадавшим.

При неогнестрельных и особенно при огнестрельных переломах верхней челюсти необходимо следить за состоянием носового дыхания, характером выделений из носовых ходов, освобождать носовую полость от кровяных сгустков и корок. В носовые ходы надо вводить 3—5% раствор протаргола, эмульсию стрептоцида (на вазелиновом или растительном масле).

В первые дни пострадавший должен находиться в постели в полусидячем положении; при этом устраняются застойные явления в легких и, кроме того, уменьшается опасность попадания в дыхательные пути (аспирации) содержимого полости рта (слюны, слизи, остатков пищи, гнойного и гнилостного отделяемого ран) и возникновения воспалительных легочных осложнений. Пострадавшего с более тяжелыми повреждениями, если позволяет его состояние, следует периодически переворачивать с боку на бок, что также уменьшает застойные явления в легких.

Если нарушена целость стенок ротовой полости, что сопровождается постоянным вытеканием изо рта слюны и пищи, грудь пострадавшего необходимо закрывать клеенчатым нагрудником или же подвязывать под подбородок клеенчатый или резиновый мешок-слюноприемник. Таким больным для уменьшения слюноотделения назначают три раза в день по 5—8 капель настойки белладонны (T-rae Belladon-пае). Некоторые авторы (Д. А. Энтин) рекомендовали применять для уменьшения слюноотделения аэрон. Аэрон дают два раза в день по одной таблетке (каждая таблетка аэрона содержит 0,0004 г камфарнокислого гиосдиамина и 0,0001 г скополамина), растворяя их предварительно в воде.

Уход за полостью рта. При ряде повреждений челюстей и мягких тканей челюстно-лицевой области в значительной степени страдает жевательная функция, а часто и подвижность языка, вследствие чего нарушается самоочищение полости рта. В результате этого в отдельных участках рта скапливаются гнойные выделения из ран, задерживаются остатки пищи. Все это приводит к сильному загрязнению полости рта и служит одной из причин возникновения воспалительных осложнений.

Назначение полосканий рта в таких случаях нецелесообразно, так как необходимые для очистки рта энергичные движения мягких тканей губ и щек невозможны. Поэтому при повреждениях челюстей и прилежащих мягких тканей следует регулярно производить промывания рта из кружки Эсмарха. Можно пользоваться также для этой цели большим шприцем или резиновым баллоном, но такое промывание дает меньший эффект. Обычно для промывания применяют слабый теплый раствор марганцовокислого калия 1 : 1000—1 : 2000 (один кристаллик на стакан воды). Этот раствор обладает известным дезодорирующим действием и устраняет на некоторое время неприятный запах изо рта.

Иногда для более энергичного смывания слизи со слизистой оболочки полости рта прибегают к теплым щелочным промываниям (1—2% раствор двууглекислой соды или раствор нашатырного спирта 1:400—1:600). Перед промыванием рта снимают повязку, закрывающую рану, и подвязывают больному на шею большой клеенчатый передник. Если больной может сидеть, он наклоняет голову вперед и промывание делают над большим тазом или ведром. Голову лежачего больного поворачивают набок, подставляя под нижний угол рта лоток. Кружку Эсмарха поднимают над головой больного приблизительно на высоту 1 м. Отодвигают шпателем губы и щеки, вводят в рот надетый на конец резиновой трубки наконечник (стерилизованный) и струей жидкости промывают преддверие, а затем и полость рта (рис. 319).

Промывание рта при челюстной травме

Чтобы больной не захлебнулся, промывания необходимо делать с перерывами. С этой же целью следует рекомендовать больному во время промывания рта производить выдох. По окончании выдоха промывание прерывают.

При наличии межчелюстного скрепления и, следовательно, неподвижности нижней челюсти полость рта промывают через дефекты зубного ряда или же направляют струю жидкости в полость рта через промежуток позади последних больших коренных зубов, вводя наконечник глубоко в преддверие полости рта попеременно справа и слева. Одновременно промывают струей жидкости сообщающиеся с полостью рта раны мягких тканей.

Больным с проникающими ранениями промывание рта и смену повязок производят 2—3 раза в день по указанию врача. Более частое промывание и необходимая при этом смена повязки слишком утомляют больного. При проникающих ранениях содержимое рта постоянно вытекает из раны, поэтому необходимо следить за состоянием кожи в окружности ранения. Если под влиянием постоянного смачивания появляется раздражение кожи, окружность раны следует смазать цинковой мазью (Ung. Zinci oxydati) или 10% раствором медного купороса (Sol. Cupri sulfurici 10%), а затем покрыть слоем вазелина.

После промывания рта удаляют пинцетом оставшиеся кусочки пищи, отторгающиеся участки тканей и костные осколки. При наличии шин проверяют состояние лигатур, прикрепляющих шину к зубам, правильность ее положения (хорошо ли прилегает к зубам, не сместилась ли на слизистую оболочку десны). Если имеется межчелюстное скрепление, контролируют состояние резиновых колечек. В случае необходимости подтягивают или сменяют лопнувшие лигатуры, заменяют резиновые колечки.

Питание. Питание больных с повреждением челюстно-лицевой области имеет свои особенности. Ввиду нарушения у таких больных функции жевания, а иногда и глотания они должны получать пищу в измельченном, кашицеобразном, а иногда и в полужидком виде.

Для введения полужидкой пищи пользуются поильником, на носик которого надевают дренажную трубку длиной 20—25 см. Конец резиновой трубки вводят в полость рта. При межчелюстном скреплении трубку проводят через дефект зубного ряда, а при наличии всех зубов ее продвигают в преддверие полости рта за последний большой коренной зуб. Приподнимая поильник и несколько наклоняя его, вливают в полость рта небольшими порциями полужидкую пищу (рис. 320).

Кормление больного с челюстно-лицевым повреждением из поильника

В первые дни, чтобы больной, не приучившийся пользоваться поильником, не захлебнулся, следует периодически сжимать пальцами резиновую трубку, надетую на носик поильника. Таким путем можно обеспечить поступление в рот количества пищи, необходимого для глотка. В дальнейшем больные сами сжимают пальцами трубку, регулируя поступление пищи.

Некоторые больные вводят в рот измельченную или кашицеобразную пищу с помощью чайной ложки и засасывают ее через промежутки в зубном ряду.

При обширных повреждениях челюстно-лицевой области или присоединяющихся воспалительных процессах, обусловливающих невозможность глотания пищи, приходится в течение некоторого времени вводить пищу с помощью зонда через рот, а иногда через носовые ходы или же через прямую кишку. Следует, однако, подчеркнуть необходимость быстрого перехода на питание с помощью поильника, что значительно улучшает состояние пострадавшего, угнетенного невозможностью приема пищи обычным путем. Кроме того, это облегчает уход за больными.

В тех случаях, когда больной не может глотать, пищу вводят при помощи нетолстого желудочного зонда или резинового катетера с достаточным просветом, надетого на воронку. Зонд вводят в верхнюю треть пищевода на глубину около 25 см от уровня передних зубов или же носового отверстия. Необходимо проверять, не попал ли конец зонда в гортань и трахею. С этой целью вливают через воронку небольшое количество жидкости (не более 2—3 столовых ложек); если жидкость проходит свободно и не появляется кашель, значит зонд введен правильно. Тогда постепенно вливают в воронку жидкую пищу, которую получают больные, питающиеся е помощью поильника.

Кормление через зонд проводится 3—4 раза в день.

Через прямую кишку хорошо всасываются вода и некоторые вещества — ряд солей (хлористый натрий, хлористый кальций), углеводы (сахар, глюкоза), алкоголь. Жиры и белки, даже содержащиеся в молоке и яйцах, всасываются плохо и в небольших количествах. Следовательно, питание через прямую кишку не может быть полноценным. Поэтому введение жидкости и питательных веществ таким путем -следует рассматривать лишь как вспомогательный и временный способ питания больного.

Соли и углеводы следует вводить в изотоническом растворе (хлористый натрий — в виде 0,85—0,9% раствора, глюкозу — в 5,4% растворе, тростниковый сахар — в 8,5% растворе).

Кишечник перед введением питательной или капельной клизмы должен быть очищен. Поэтому за час до питательной клизмы делают очистительную клизму. Питательную клизму вводят подогретой до температуры тела; количество вводимой жидкости колеблется от 300 до 400 мл. При пользовании капельной клизмой (60—90 капель в минуту) количество жидкости, вводимой за один прием, можно довести до 1—1,5 л.

Источник

Причина: чрезмерное отрывание рта во время еды, разговора, пения.

Симптомы:

— открытый рот, невозможно закрыть,

— «пустой сустав», головка скуловой кости расположена под скуловой костью,

— смещение челюсти вперед при двустороннев вывихе и в сторону при одностороннем вывихе.

Алгоритм неотложной помощи:

1. Усадить, успокоить.

2. Обезболить ненаркотическими анальгетиками.

3. Транспортная иммобилизация пращевидной повязкой.

Тактика: транспортировка в травмпункт.

Если фельдшер опытный можно вправить вывих: (Рис. 25)

1.Местно обезболить 2% новокаином в полость сустава.

2. Больного усадить, помощник фиксирует голову руками сзади.

3. Медработник становится перед больным, вводит в рот на нижние большие коренные зубы обернутые бинтом большие пальцы, захватывая угол челюсти остальными четырьмя пальцами.

4. Большими пальцами надавливает на коренные зубы книзу и кзади, одновременно угол челюсти направляет вперед и вверх. При вправлении челюсти слышен щелчок.

5. После вправления обработать полость рта раствором антисептика,наложить пращевидную повязку на 2-3 дня и рекомендовать протертую пищу.

III. Заключение.

Знание клиники закрытых и открытых повреждений, умение своевременно диагностировать их и грамотно оказать доврачебную помощь чрезвычайно важно для среднего медицинского работника. Это зачастую позволяет предотвратить тяжелые осложнения и летальный исход.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. АФО головы.

2. Функция СМЖ.

3. Этапы обследования пациентов с ЧМТ.

4. Инструментальные методы исследования пациентов с ЧМТ.

5. Причины высокой летальности при ЧМТ.

6. Виды закрытой ЧМТ.

7. Виды открытой ЧМТ.

8. Симптомы перелома свода черепа.

9. Виды перелома основания черепа по анатомическому призна­ку.

10.Симптомы перелома передней черепной ямки.

11.Симптомы перелома средней черепной ямки.

12.Симптомы задней черепной ямки.

13.Симптомы сотрясения головного мозга.

14. Лечение сотрясения головного мозга.

15.Симптомы ушиба головного мозга.

16. Лечение ушиба головного мозга.

17.Симптомы сдавления головного мозга.

18. Лечение сдавления головного мозга.

19.Препараты для дегидратационной терапии при повышеном

внутричерепном давлении.

20.Метод лечения при проникающих ранениях черепа.

21. Виды операций на головном мозге при ранениях черепа.

22.Виды челюстно — лицевой травмы.

23.Перечислите особенности ран в области лица.

24.Симптомы перелома носа.

25.Первая помощь при ранениях лица.

26.Первая помощь при переломе носа.

27.Симптомы перелома нижней челюсти.

28.Первая помощь при переломе нижней челюсти .

29.Симптомы вывиха нижней челюсти.

30. Первая помощь при вывихе нижней челюсти .

Тестовые задания.

Выберите один правильный ответ.

1. Потеря сознания, памяти, тошнота, рвота, головокружение относятся к симптомам:

а) менингеальным,

б) общемозговым,

в) локальным,

д) стволовым симптомам.

2. Парезы и параличи относятся к симптомам:

а) менингеальным,

б) общемозговым,

в) локальным,

д) стволовым симптомам.

3. Головная боль, неукротимая рвота, ригид­ность затылочных мышц относят­ся к симптомам:

а) менингеальным,

б) общемозговым,

в) стволовым,

г) локаль­ным симптомам.

4. Нарушение дыхания, пульса, стабильности артериального давления, глотания, терморегуляции относят к симптомам:

а) менингеальным,

б) общемозговым,

в) стволовым,

г) локальным симптомам.

5. Травма в анамнезе и быстро исчезающие общемозговые симптомы ука­зывают на:

а) сотрясение головного мозга,

б) ушиб головного мозга,

в) сдавление головного мозга,

г) перелом основания черепа.

6. Травма в анамнезе, общемозговые, менингеальные и локальные симп­томы указывают на:

а) ушиб головного мозга,

б) сотрясение головного мозга,

в) сдавление головного мозга,

г) перелом основания черепа.

7. При сотрясении головного мозга сознание:

а) ясное,

б) кратковременная потеря сознания,

в) длительная потеря сознания,

г) светлый промежуток.

8. При ушибе головного мозга сознание:

а) ясное,

б) кратковременная потеря сознания,

в) длительная потеря сознания,

г) светлый промежуток.

9. При сотрясении головного мозга рвота:

а) не бывает,

б) однократная,

в) повторная,

г) неукротимая.

10. При ушибе головного мозга рвота:

а) не бывает,

б) однократная,

в) повторная,

г) неукротимая.

11. Основной симптом сотрясения головного мозга:

а) ретроградная амнезия,

б) усиление рефлексов,

в) расширение зрачков,

г) антероградная амнезия.

12. «Светлый промежуток» характерен для:

а) сотрясения головного мозга,

б) ушиба головного мозга,

в) сдавления головного мозга,

г) пере­лома основания черепа.

13. Основное лечебное мероприятие в стационаре при сдавлении головного мозга:

а) строгий постельный режим,

б) дегидратационная терапия,

в) трепанация черепа,

г) люмбальные пункции.

14. Вид ЧМТ, симптомом которой является ликворея из уха и носа:

а) сотрясение головного мозга,

б) сдавление головного мозга,

в) перелом основания черепа,

г) перелом свода черепа.

15. Симптом «очков» при переломе основания черепа отличается от гематом при пря­мой травме:

а) временем появления,

б) обширностью,

в) высотой припух­лости.

16. Ликворея из носовых ходов отличается от кровотечения пятнами на хлопчатобумажной ткани. При наличии в крови ликвора пятно становит­ся:

а) округлым,

б) одноцветным,

в) двухцветным.

17. Термин «ретроградная амнезия» означает:

а) нарушение акта глотания,

б) отсутствие реакции зрачка на свет,

в) отсутствия памяти на период перед травмой,

г) отсутствие памяти на период после восстановления сознания.

18. Термин «антероградная амнезия» означает:

а) нарушение акта глотания,

б) отсутствие реакции зрачка на свет,

в) отсутствия памяти на период перед травмой,

г) отсутствие памяти на период после восстановления сознания.

19. При подозрении на черепно-мозговую травму больному необходи­мо:

а) создать покой,

б) дать седативные препараты,

в) ввести наркотические обезболивающие.

20. Помощь при кровотечении из носа и ушей при ЧМТ:

а) промыть, затем затампонировать,

б) промыть любым антисептиком,

в) ввести стерильные ватные шарики.

21. Помощь при носовом кровотечении в результате перелома носа:

а) голову слегка наклонить вперед, передняя тампонада,

б) голову запрокинуть назад, передняя тампонада,

в) уложить пациента на спину, передняя тампонада.

22. Вид повязки при переломе нижней челюсти:

а) пращевидная,

б) «чепец»,

в) крестообразная,

г) колосовидная.

Тема:«Хирургические заболевания шеи, трахеи, пищевода».

Форма организации учебного процесса: лекция.

Тип лекции: текущая.

Вид лекции: информационная.

Время лекции: 2 часа.

Цели:

учебная: знать

q методы обследования больных с хирургической патологией шеи, трахеи, пищевода;

q виды врожденной хирургической патологии шеи, трахеи, пищевода и методы ее коррекции;

q основные виды хирургической патологии шеи, трахеи, пищевода, особенности их лечения.

воспитательная: осознать важность правильного и своевременного оказания помощи.

развивающая: развивать логическое клиническое мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Место проведения: медицинский колледж.

Межпредметные связи: травматология, основы сестринского дела, пропедевтика клинических дисциплин, медицина катастроф.

Внутрипредметные связи:

1. Этапы развития и становления хирургии. Организация хирургической помощи населению.

2. Обезболивание.

3.Основы трансфузиологии.

4.Оперативная хирургическая техника.

5. Раны.

6. Кровотечения.

7. Профилактика хирургической ВБИ.

8. Десмургия.

9. Периоперативный период.

10. Хирургическая инфекция.

Оснащение: конспект лекции, тематические таблицы.

Литература для преподавателя, используемая при разработке

лекции:

1.Жуков Б. Н., Быстров С. А., Москва, 2007.

2. Рубан Э. Д. «Хирургия», Ростов-на-Дону, 2006.

3.Дмитриева З. В., Кошелев А. А., Теплова А. И. «Хирургия с основами

реаниматологии», Санкт-Петербург, 2001.

4.Колб Л. И., Леонович С. И., Яромич И. В. «Общая хирургия», Минск, 2003.

5.Максименя Г. В., Леонович С. И., Максименя Г. Г. «Основы практической

хирургии», Минск, 1998.

6. Аванесьянц Э. М., Цепунов Б. В., Французов М. М. «Пособие по

хирургии», Москва, 2002.

7. Руководство по скорой помощи, (национальный прект «Здоровье»), коллектив авторов , выполнено в соответствии с техническим заданием Минздравсоцразвития РФ «О вопросах информационного обеспечения срвчей и средних медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» № 1287-ВС от 16.03.2006 г., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Литература для студентов:

Основная литература:

1. Буянов В. М. «Хирургия», Москва, 1998, с. 379-396.

2. Жуков Б. Н., Быстров С. А., Москва, 2007, с.258-272.

Дополнительная литература:

1. Дмитриева З. В., Кошелев А. А., Теплова А. И. «Хирургия с основами

реаниматологии», Санкт-Петербург, 2001.

2. Рубан Э. Д. «Хирургия», Ростов-на-Дону, 2006.

3. Колб Л. И., Леонович С. И., Яромич И. В. «Общая хирургия», Минск, 2003.

4. Максименя Г. В., Леонович С. И., Максименя Г. Г. «Основы практической хирургии», Минск, 1998.

5. Морозова А. Д., Конова Т. А. «Хирургия», Ростов-на-Дону, 2002.

6. Аванесьянц Э. М., Цепунов Б. В., Французов М. М. «Пособие по хирургии», Москва, 2002.

Домашнее задание: изучение конспекта лекции, изучение основной и дополнительной литературы.

Этапы лекции:

1. Организационный момент- 1 мин: преподаватель проверяет готовность

студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация занятия: излагается тема, учебные цели, наименование

основных вопросов – 4 мин.

3. Сообщение новых знаний- 85 мин.

Структура лекции:

1. Вступление: тема, учебная цель, наименование основных вопросов,

рекомендуемая литература, состояние вопросов и проблем, актуальность

данной темы для практической деятельности.

2. Основная часть: изложение теоретического материала.

3. Заключение: выводы и обобщения по теме, значение для практической деятельности.

План лекции:

Источник