Ребенок часто получает ушибы

: Время прочтения:

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Читайте также:  Ушиб тазобедренного сустава признаки

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Читайте также:  Ушиб стопы или голеностопного сустава

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Источник

  • Anonymous

    24.04 16:34

    #85303325

    У меня дочка в 2014 году идет в первый класс. Ребенок как ребенок, гиперактивности у нее нет, послушная, но за прошлый год несколько раз получала травмы: ломала руки на детской площадке, в саду ударилась сильно головой(остался шрам), постоянно какие то ушибы и синяки из сада приносит. Драк нет, но то оступится,то с лестницы кубарем скатится (на подготовке к школе было), то с горки упадет…. Реально переживаю сейчас за то, как в школе будет. Как вы думаете, должна ли я предупредить учителя (скоро собрание в школе), что мой ребенок часто получает травмы, с целью, чтобы она обратила на нее особое внимание. С 01 класса еще и продленка будет. Я очень переживаю.

  • Anonymous

    24.04 16:37

    #85303389

    Да, конечно, предупредите. Нам еще анкеты давали, где надо было указать, какие слабые места у ребенка в плане здоровья.

  • Anonymous

    24.04 23:46

    #85309129

    Я тоже предупреждала в анкете, в школе от этого никуда не деться, учитывая, как там дети себя ведут на переменах и особенно на продленке. Постоянно внушаю своей не бегать по классу и коридорам. Учительница от них отойти не может на перемене, у мальчишек фингалы часто. За время нашей учебы с некоторыми детьми случались страшные травмы в началке.

  • на продленке цветочки по сравнению с переменами

  • +100. самые опасные травмы именно на продленке случаются.

  • я бы предупредила. сказала бы об этом учителю с глазу на глаз. и в анкете указала бы, если будее заполнять.

  • А какая формулировка? Склонна падать на ровном месте?

  • Anonymous

    25.04 12:28

    #85314737

    Плохая координация, например

  • Anonymous

    25.04 12:30

    #85314768

    а спортом ребенок занимается?

  • Я искренне до конца не понимаю, что сможет сделать преподаватель. Если только запретить в категоричной форме выходить из класса ( а туалет? ) на переменах, а на прогулке заставить сидеть на скамейке. Маму это порадует? Может ребенка в секцию хоть какую для развития координации и решать проблему, а не информировать о ней? Толку-то? Их 25 человек будет, не меньше. Не усмотрит все равно.

  • Anonymous

    25.04 13:26

    #85315803

    Занималась художественной гимнастикой, после переломов рук-пришлось оставить в прошлом году.Сейчас ходим на плавание один раз в неделю

  • Anonymous

    25.04 13:31

    #85315884

    У меня муж планировал ее в УШУ отдать, но потом она две руки сломала, со смещением, делали репозицию, какое теперь уже УШУ… На плавание я планирую теперь ее отдать в следующем году в спорт школу, если возьмут.

  • Простите, а как-то по медицинской части вы проверялись углубленно? Просто такие травмы да еще периодически это как-то странно. Ну синяки дело обычное, но я даже при экстриме в спорте ни разу ничего не ломала. Растяжения максимум были. По сути — только ребенка настраивать, что ей нельзя то-то и то-то. Педагог не усмотрит не от нежелания, а от невозможности. В школах на переменах царит броуновское, ускоренное в десятки раз, движение детей.

    Читайте также:  Ушиб вены на ступне

  • на переменах кошмар,все носятся как сумасшедшие,а на продленке все по кружкам или кабинетам…у нас так.

  • Anonymous

    25.04 14:26

    #85316787

    По медицинской части -ребенок нормальный, к школе готов, на учете нигде не стоим. Она, в отличие от других детей,сама не склонна куда-то лезть или ввязываться в драки. Просто за ней нужно следить, так как иногда она не видит элементарной опасности. Вот в саду, например. упала потому что в 17 00 почему то уборщица решила помыть полы, в результате она подскользнулась, ударилась лбом о железную ножку стола и рассекла его (шрам так и не прошел). Может не увидеть рядом качающиеся качели, засмотреться, пару раз «спасала» ее таким образом.Я не говорю про необходимость «приставить» к ней педагога, просто про то, чтобы учитель лучше лишний раз «занимал» ее, чтобы она не в коридоре бегала, а в классе лучше сидела на переменах.

  • Anonymous

    25.04 14:27

    #85316806

    «»»Она, в отличие от других детей,сама не склонна куда-то лезть или ввязываться в драки.»»» — вы ниче не попутали, дамО?

  • Anonymous

    25.04 14:58

    #85317204

    НЕТ

  • ИМХО — Вам нужно развивать координацию движений. Спорт. Лазилки. Упражнения на координацию. Игры с мячом. Как-то так.
    Что сделает учитель, если она на детской площадке ломала руки, гуляя, видимо, с мамой

    А ещё может кальция не хватает (про переломы)? Творожком кормите, сыром, орехами.

  • Если бы это помогало, я тоже мама такого ребенка, дочке скоро 10 лет, очень рана научилась кататься на самокате, роликах и фигурных конька, отлично плавает. НО всегда куда-то бежит и полностью отсутствует чувство страха, я весь персонал нашего травмпункта знаю в лицо, говорю постоянно что-бы смотрела куда бежит, последнее достижение — падение с лестницы, в данный момент долечивает компрессионный перелом позвоночника.

  • Ох, вот на кого бы я не надеялась, так это на педсостав. В школе отношение иное и свобод больше. Сад закончится ровно 1 сентября. Индивидуального внимания получить вряд ли удастся, разве что конверт.
    З.Ы. Я имела ввиду возможную нехватку кальция и, как следствие, переломы.

  • Anonymous

    25.04 16:48

    #85318781

    С кальцием проблемы тоже нет. Упала с высоты 2,5 метра просто, на горке оступилась.

  • Anonymous

    25.04 17:13

    #85319122

    «Вам нужно»
    Ну уж мама не глупее Вас! Наверное, старается все таки улучшить ситуацию.
    Как у нас народ любит советы давать, когда не просят!

  • А, то есть мама не спрашивает совета? Так, чисто поговорить? Ну, и вообще-то мой пост начинался с ИМХО.
    Так что я , с Вашего разрешения позволю себе дать ещё один совет, пусть и непрошенный, но лично Вам — идите по известному адресу.

  • Самокат-ролики это немножко не то. Я имела в виду виды спорта, развивающие координацию, внимание, реакцию. Большой теннис, например. Нам айкидо помогает (у дочки тоже проблемы были с координацией).

  • Офигеть. А голеностоп проверить может? Связки? Получается, что у нее травмы из-за того, что нижняя часть ноги разболтана как бы. У меня такое после гимнастики было. Ноги подворачивала постоянно, правда не падала. Еще можно посмотреть на подошву каблука — нет ли стертости в одну сторону? Если ноги заваливает, то тоже может спотыкаться.

  • Anonymous

    25.04 20:14

    #85321373

    Автор спрашивала, говорить учительнице или нет.
    По поводу того, что ей делать со своим ребенком, она вас не спрашивала, получше вас знает.
    Страна советов собралась. ИМХО у нее

  • Anonymous

    26.04 09:36

    #85327334

    Тогда отдавайте детей в нормальные школы, а не в коррекционные, где ВСЕ дети бешеные. Как вы попали в такую школу, просто интересно. В обычных школах такого НЕТ.

  • Источник