Разработка урока оказание первой помощи при ожоге
Конспект (проект) урока ОБЖ в 6 классе
Тема: Первая помощь при ожоге
Цель:
сформировать понятие обучающихся об ожогах, знание о видах и степенях ожогов, правилах оказания первой помощи при ожогах;
способствовать развитию внимания, памяти, мышления, интереса к изучаемой теме;
создать условия для сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, работа с таблицей, фронтальный опрос, решение ситуационных задач, работа с учебником, объяснение, взаимоконтроль.
Формы организации УПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
Вербальные средства обучения (учебники, справочники);
Средства новых информационных технологий (СНИТ) – мультимедийное оборудование
Планируемый результат обучения: учащиеся должны
— знать понятие ожога, виды и степени ожогов, правила оказания первой помощи при ожогах;
— уметь оказать первую помощь при ожогах
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
2. Этап проверки выполнения д/з
2.1.Фронтальный опрос
1. Что называется травмой?
2. Какие виды травм бывают?
3. Перечислите виды травм.
4. Назовите особенности оказания первой помощи при травмах.
Решение ситуационных задач.
Ситуация. Девочка порезала палец. По совету подруг сорвала лист крапивы и обмотала палец, но кровь не останавливалась, а палец опух.Что нужно было сделать девочке? Выберите правильный вариант ответа.
Не обматывать, а съесть крапиву.
Приложить к ране свежий толченый лист крапивы.
Опустить палец в воду.
Поймать лягушку и привязать ее к ране.
Ситуация. В походе мальчик споткнулся о корень и рассек колено. Он обработал рану йодом, положил на неё вату и перебинтовал. Вата намертво прилипла к колену и оторвать её было невозможно. Как надо было поступить, чтобы этого не произошло? Выберите правильный вариант ответа.
Поднять ногу, чтобы кровь отхлынула в другую часть тела.
Не надо было накладывать вату, а перебинтовать, обработав йодом края раны.
Обработать рану слюной, подуть на неё и залепить жевательной резинкой.
Работа с таблицей.
Задание: соотнесите определения из левого столбца и определениями из правого столбца.
Проверка учителем
3. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
От ожогов не застрахован никто. Их случайно могут получить и взрослые, и дети, поэтому знать о том, как осуществляется первая доврачебная помощь при ожогах, должен каждый.
4.Этап усвоения новых знаний.
Метод – работа с учебником.
Тема: «Ожог (термический ожог)» — с.145-146 (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – М., 2013 г.)
Метод — беседа.
Что может послужить причиной получения ожога?
При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги.
Метод – объяснение.
От чего зависит тяжесть ожога?
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV).
1 степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцево-кислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
3 степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице.
Какие правила необходимо соблюдать при оказании первой медицинской помощи при ожогах?
При оказании помощи:
1. прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2. обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3. нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4. на ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5. провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
Чего категорически нельзя делать при ожогах?
отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
Этап первичной проверки усвоения новых знаний.
Метод – взаимоконтроль.
Задание: составить 3 вопроса по изученному материалу и задать эти вопросы одному из одноклассников.
Этап закрепления знаний и умений.
Метод — беседа.
Задание: ответить на вопросы по изученному материалу.
В какой последовательности пострадавшему оказывается первая помощь при ожогах?
Какие меры предосторожности надо принимать, чтобы не получить солнечный ожог?
Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог?
Этап информации о домашнем задании.
Составьте вопросы к параграфу «Оказание первой помощи при травмах», используя слова «Что?», «Как?», «Чем?», «Куда?»
Этап подведения итогов урока.
Краткое сообщение учителем о выполнении намеченной цели, задач занятия.
Оценка работы класса и отдельных учеников учителем и обучающимися.
Источник
План-конспект к уроку ОБЖ
1 курс
Тема урока: «Виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах.»
Цели и задачи урока.
Образовательные:
Изучить правила и способы оказания первой медицинской помощи при различных видах ожогов;
сформировать знания о степенях ожогов;
сформировать знания о видах ожогов;
Развивающие:
развить познавательные и творческие способности учащихся;
развить образное мышление;
развивать готовность учащихся к действиям в экстримальных ситуациях для реализации учебных целей и саморазвития;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;
воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;
воспитывать доброжелательность среди учащихся, трудолюбие, нацеленность на результативность обучения.
Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Основные понятия для изучения:
Ожоги
Термические ожоги
Химические ожоги
Электрические ожоги
Лучевые ожоги
Ожог 1 степени
Ожог 2 степени
Ожог 3 степени
Ожог 4 степени
Оборудование
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Презентация
видеоролик
Пояснительная записка.
Данный урок является 4 уроком по теме «Основы медицинских знаний». Информация, которая получена на этом уроке, важна и необходима. Этот урок формирует знания о видах и степенях ожогов. В ходе урока учащиеся изучат правила и способы оказания первой медицинской помощи при термических ожогах.
В итоге будут получены знания о видах и степенях ожогов, а также учащиеся будут уметь оказывать ПМП при термических ожогах.
Ход урока.
Организационный момент .
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Ребята я хотел бы начать нашу работу на уроке с просмотра видеоролика. Давайте посмотрим этот ролик и размыслим: действительно ли жизнь в современном мире практически на каждом шагу подвержена различным опасностям?
(Приложение №1-видеоролик)
Учащийся: Да действительно. В нашей повседневной жизни нас очень часто поджидают разные опасные ситуации.
Учащийся: Зачастую, по дороге в колледж или из колледжа, мы встречаем пожарные машины, которые спешат на помощь.
Учитель: Как вы уже поняли тема нашего урока «Первая помощь при ожогах».
(Слайд № 1 –презентация)
Сегодня мы будем говорить об ожогах: их видах и степенях. И конечно же о правилах и способах оказания первой медицинской помощи при различных видах ожогов.
Давайте выясним, что такое ожог?
Слайд №2-презентация
Рассмотрев эти фотографии мы выяснили: Ожоги – это повреждения покрова кожи, вызванные термическим действием высокой температуры, парами, газами, химикатами, солнечными лучами и т.д.
Давайте познакомимся с видами ожогов и причинами их возникновения.
Слайд №3-презентация
Мы уже знаем виды ожогов и их причины.
Виды ожогов и причины ожогов
Термические ожоги
Пламя. Контакт с горячими предметами. Трение (например, ожоги от веревок), пар, горячие жидкости.
Химические ожоги
Промышленные химические вещества, включающие пары и газ. Химикаты домашнего употребления, такие как растворители, различные чистящие вещества, отбеливатели.
Электрические ожоги
Ток низкого напряжения в электрических приборах. Разряды молнии.
Лучевые ожоги
Солнечный ожог. Длительное пребывание под ультрафиолетовой лампой.
А как вы считаете, какие ожоги наиболее опасные?
(Звучат ответы учеников)
Верно, термические ожоги наиболее опасны. Они возникают чаще всего в быту при пользовании неисправными нагревательными приборами, но они могут носить и массовый характер, например при пожарах, катастрофах, авариях.
Особенно опасны ожоги, которые нанесены открытым пламенем, когда поражаются верхние дыхательные пути и значительная часть тела. Чем обширнее ожог, тем тяжелее общее состояние пострадавшего и хуже прогноз.
Слайд№4-презентация
Термический ожог — это повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры (огня, кипятка, пламя, раскаленного утюга).
Слайд№5-презентация
Основные причины термических ожогов:
Шалость с огнем;
Небрежное поведение на кухне, при курении, у костра;
Тушение пожаров.
Ещё следует запомнить, что ожоги бывают разной тяжести. От чего же зависит тяжесть ожога?
Слайд№6-презентация
Тяжесть ожогов зависит от высоты, длительности воздействия, от площади и глубины повреждения тела, а также от возраста пострадавшего ( у ребенка она максимальная). Чем обширнее ожог, тем глубже повреждение тканей, тем большую опасность он представляет для жизни человека. При больших по площади ожогов происходит опасное для жизни обезвоживание организма.
Запомните :
Слайд№7-презентация
Правила определения ожога:
Поверхность головы и шеи- 9%
Рука- 9%
Грудь и живот – 9%
Нога – 18%
Когда же площадь поражений кожи превышает 10% ,то следует ожидать развития ожогового шока.
Из тяжести ожога вытекает степень ожога. Различают 4 степени ожогов
Слайд№8 –презентация.
Ожог I степени проявляется покраснением кожи, ощущением незначительной боли.
Ожог II степени характеризуется сильной болью, интенсивным покраснением кожи с образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью.
При ожоге III степени место ожога выглядит как обнаженная рана.
IV степень ожога (обугливание) – самая тяжелая форма ожога, при которой повреждаются кожа, мышцы, сухожилия, кости.
Как действовать при ожогах или в случае опасности их получить?
Слайд№9-презентация
Оказание первой медицинской помощи начинается с тушения воспламенившейся одежды. С этой целью пострадавшего нужно облить водой, а если воды нет набросить на него одеяло, пальто, чтобы прекратить доступ кислорода.
Если загорелась одежда, надо погасить пламя или быстро скинуть ее. Чтобы не травмировать пострадавшего, нельзя пламя сбивать, нужно укутать горящего несинтетической плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода к огню и таким образом потушить его.
Нельзя бежать в горящей одежде: огонь только усилится.
Что категорически нельзя делать при ожогах !
Слайд №10-презентация
Сдирать с поврежденной кожи одежду;
Вскрывать пузыри и отслаивать кожу;
Обрабатывать рану на месте лопнувшего пузыря йодом, зеленкой и другим спиртосодержащими растворами;
Накладывать на ожоги бактерицидный пластырь;
Смазывать место кремами и жирами, посыпать мукой и крахмалом.
Мы уже знаем об ожогах очень много. А сейчас давайте поговорим об оказании первой медицинской помощи при термических ожогах.
Слайд №11-презентация
При ожогах 1 степени. Приложить на место ожога холод или подставить под струю холодной воды на 5-10 минут. Обожженную поверхность спиртом, водкой.
При ожогах 2- 4 степени. Обработать ожоговую поверхность пенообразующими аэрозолями или накрыть стерильной простыней, поверх которой положить пузыри со льдом или пакеты со снегом, холодной водой.
Дать пострадавшему 1-2 таблетки анальгина.
Вызвать «скорую помощь».
Предложить пострадавшему обильное питье (теплый чай, минеральная вода и др.)
Закрепление пройденного материала.
Тест по теме: Термические ожоги и ПМП.
1.Что означает понятие «термический ожог»?
А) повреждение тканей тела, вызванное воздействием низкой температуры; Б)воздействие на кожу солнечных лучей, кислот и щелочей; В)повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры.
2.Основными причинами ожогов являются:
А) небрежное поведение на кухне, шалости с огнем, у костра, тушение пожара, спешка и невнимательность при обращении с нагретыми или раскаленными предметами;
Б) ссора с соседями, пожар в соседнем доме,
В) укус собаки, отравление угарным газом, удар грома;
3.Какой ожог поверхности тела может закончиться смертью?
А) ½; Б) 1/3; В) ¼.
4.Сколько степеней ожогов существует?
А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.
5.Какими признаки появляются на поверхности кожи при ожоге второй степени?
А) образуются волдыри (пузыри с жидкостью);
Б) покраснела кожа на месте ожога;
В) видна обнаженная рана.
6.Как выглядит на поверхности кожи ожог третьей степени?
А) покраснела кожа на месте ожога;
Б) образуются волдыри;
В) обнаженная рана;
Г) произошло обугливание и пахнет жареным мясом.
7. Как рекомендуется стаскивать, или отдирать одежду, нижнее белье или обувь, если они «приварились» к поверхности?
А) сначала рукава, потом остальную часть;
Б) разрезать на части;
В) ничего не трогать до приезда скорой помощи.
8.Что рекомендуется проделать в первую очередь для уменьшения боли при ожогах первой степени?
А) обожженное место завернуть в чистую ткань, подставить под струю холодной воды на 10-15 минут;
Б) выпить обезболивающую таблетку;
В) приложить лед или снег, повязку пропитанную спиртом;
Г) засунуть обожженную часть в морозильную камеру.
9.Как следует поступать при тяжелых ожогах (3-й и 4-й степени) для предотвращения ожогового шока?
А) дать выпить обезболивающее средство с горячим чаем, или минеральной водой, уложить спать, позвонить по телефону «03»;
Б) освободить пострадавшего от одежды, дать выпить обезболивающее средство, придать телу удобное положение, обеспечить обильным питьем.
10.При ожогах категорически нельзя делать:
А) давать пострадавшему обильное питье, обезболивающие таблетки, разрезать одежду и обувь, отслаивать кожу, раздевать пострадавшего, обрабатывать раны различными животными жирами;
Б) отрывать одежду от тела, вскрывать волдыри, обрабатывать раны различными мазями и посыпать порошками, накладывать на ожог лейкопластырь;
В) отрывать часть одежды вместе с кожей, придавать обожженной части удобное положение, давать обезболивающее средство, транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение, обрабатывать место ожога различными мазями и порошками.
Для того чтобы избежать ожогов запомните эти заповеди
Слайд№12-презентация
Рефлексия.
Ребята, что вы узнали нового на уроке?
Итог урока: (подведение итогов, объяснение домашнего задания)
Источник
Урок-соревнование по теме :
« Первая помощь при термических ожогах». 8 класс
Цель: Расширить знания о первой помощи при термическом ожоге.
Задачи:
Обучающая:
Расширить знания, умения и навыки учащихся в оказании первой помощи при ожоге.
Коррекционно- развивающая:
Развивать речь, логическое мышление, самостоятельность в принятии решений при оказании помощи.Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера. Развивать умения выполнять самоанализ своей деятельности.
Воспитательная :
Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать в группе и самостоятельно.
Социализация
Воспитывать познавательный интерес, умение ориентироваться в окружающем мире.
Словарь: Ожог, первая помощь.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: словесный( рассказ, беседа), практическая работа, коррекционно- развивающие упражнения.
Оснащение урока: проектор, компьютер, магнитная доска, оценочный лист, иллюстрации, слайды,
материал для практического задания. ( бинты, салфетки, ткань, обезболивающие таблетки, «Пантенол», лёд в пакете, тёплый чай, кукла для демонстрации практического задания).
Ход урока
- Организационный момент.
Цель- подготовка учащихся к работе на уроке.
— приветствие;
— проверка учащихся
— проверка готовности учащихся.
2. Психологический настрой
Цель- переключить внимание на предстоящий урок
Называют учащиеся день недели, урок по счёту, название месяца, какой день следующий и т. д.
3. Актуализация знаний.
Цель- организовать познавательную деятельность учащихся.
Привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемой новой темы.
Коррекционно- развивающие упражнения
Слово учителя.
Сегодня мы проведём не обычный урок, урок – соревнование. Соревнование будет проходить в несколько этапов. Выполнять будете задания, которые будут оцениваться в баллах. Задания по повторению изучаемого ранее материала, и задания по новой теме.
Я надеюсь , что вы все будете очень внимательны , наблюдательны, смекалисты.
Каждый получил оценочный лист, выполняя задания ставить себе баллы.
Коррекционно- развивающие упражнения на повторение пройденного материала.
Какая тема урока была на прошлом уроке, давайте вспомним вместе, выполняя задание.
1 этап соревнования ( два уровня)
Задание под названием — «Не ошибись». Среди букв найти спрятанные слова.
Зачеркните все буквы М и Н (мтнемрнмнимчнемснкминйм монжмонгм)
Кто правильно выполнит задание получает один балл. Поставьте в оценочный лист.
2 этап соревнования ( два уровня)
Задание под названием — « Путаница» Слова запутались и нарушился порядок слов в предложении. Навести порядок .
Ожог действия от высокой или химических веществ повреждение это тканей организма
температуры. Проставьте над каждым словом номер по порядку и получите предложение.
Прочитайте предложение. Получаете один балл. Заполните оценочный лист.
– (Ожог – это повреждение тканей организма от действия высокой температуры
или химических веществ).
3 этап соревнования ( два уровня)
Задание под названием –« Угадайка» Что может вызвать термический ожог?
Отметь правильный вариант ответа знаком « +»
Горячий утюг, радуга, солнце, раскалённый металл, дождь, пар от жидкости, голубое небо, кипяток.
Прочитайте слова.
На рисунке проставьте степень ожога карандашом ,
Получаете один балл за ответ. Заполните оценочный лист. Вы получили 3 балла.
4. Сообщение нового материала.
Цель- Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале.
Обращение к учащимся . Мы не определи тему урока. Посмотрите , пожалуйста на предметы, подумайте и скажите, почему я их вам показываю? Как назвать все предметы. Для чего они нужны. (для оказания первой помощи). Записать тему урока. Первая помощь при ожоге.
Цель нашего занятия научиться оказывать первую помощь при термическом ожоге.
Будьте внимательны и наблюдательны. Следующие баллы вы получите при выполнении практических заданий после просмотра теоретического материала.
Показ слайдов 1-10. После просмотра провести физминутку.
5. Физминутка . Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора , физминутка нам нужна. Слайд – физминутка.
Теперь на практике покажем как оказать первую помощь при ожоге
6.Практическая работа – показ действий оказания помощи при ожоге на кукле.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в ситуации. Рассмотреть ситуации. Вызов ученика по его желанию. Показ на кукле.
Ситуация № 1
Пролил горячий чай на руку, покраснение , пузырей нет . Твои действия?. Какой степени ожог.?
Выбрать правильный ответ. Показ на кукле.
1.Подставить руку под воду , подержать 10-15 минут.
2.Обработать спреем «Пантенол».
Ситуация № 2
Ожог горячим утюгом. Покраснение кожи, отёчность, появились пузыри. Ожог какой степени? Твои действия? Показ на кукле.
Выбрать правильный ответ.
1.Сделать не тугую повязку.
2. Наложить лёд на повязку или воду в пакете.
3. Обратиться к врачу.
Ситуация № 3
Человек оказался в зоне пожара. На коже кровавые пузыри, повреждение ткани под кожей , мышц, костей. Какая степень ожога? Твои действия? Показ на кукле.
Выбрать правильный ответ.
- Накрыть тканью.
- Дать обезболивающее средство ( анальгин).
- Дать тёплый чай.
- Вызвать скорую помощь.
Чего нельзя делать? Учитель называет все средства , которые нельзя применять при ожоге.
Четвёртый этап соревнования- « Смекалисмый» разгадать кроссворд. Получаете два балла.
- Закрепление полученных знаний.
Цель- закрепить знания и умения , полученные на практической работе.
Дифференцированный подход.
Первый уровень усвоения
Кроссворд.
- Необходимое средство при ожоге.
- Что накладывают при ожоге 2 степени?
- Какое обезболивающее средство дают при ожоге 3 степени? Вставь две буквы А , получишь слово. . н . льгин
- Что ещё дают при ожоге 3 степени, так как организм человека теряет много жидкости.
Получаете два балл.
Первый уровень усвоения.
Необходимое средство при ожоге.
- Убери все буквы после буквы Д
Холодильник
- Что накладывают при ожоге 2 степени? Вместо красной буквы О вставь буквуЯ
- Повозка о =я
- Какое обезболивающее средство дают при ожоге 3 степени?
Вставь вместо точек букву А , получишь слово . н . льгин
- Что ещё дают при ожоге 3 степени, так как организм человека теряет много жидкости.
Убери все буквы в слове Чайка после буквы Й .
Второй уровень усвоения. Получаете два балла.
Записать слова : холод , повязка, анальгин, чай.
Составь предложения устно, используя данные слова.
- Повторение.
Цель : систематизировать, обобщить, и воспроизвести учебный материал.
Пятый этап соревнования.
Игра “Не навреди”.
– Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в оказании первой помощи, которые вы изучили и усвоили на уроке, помогут тем, кому вы будете оказывать помощь. Все громко говорят «да» или «нет». За правильный ответ ставите плюс, за неправильный минус .
- Ожог первой степени необходимо держать под водой 10- 15 минут.
- Пузыри при ожоге можно прокалывать.
- При ожоге необходимо дать тёплый чай.
- При ожоге третьей степени можно держать ожог под водой.
- При ожоге первой степени можно обработать ожог спреем « Пантенол».
- Ожог можно смазать зелёнкой.
- Ожог можно обработать йодом.
- При ожоге 3 степени необходимо вызвать скорую помощь.
- При ожоге первой степени обязательно вызвать скорую помощь.
- Подведение итогов.
Цель- сделать вывод, подвести итог, как работал класс на уроке, отметить учащихся, выяснить , что нового учащиеся узнали.
Итоги подводятся по оценочному листу . Все зачитывают сколько набрали баллов. Учитель дополняет учеников.
Наш урок подошёл к концу и главным итогом урока является не баллы , которые вы заработали, а умения , которые вы получили на уроке.
Урок окончен .Всем спасибо. До свидания.
Источник