Расчет канатов на растяжение

Стальные канаты согласно Госгортехнадзору, рассчитываются по формуле:
.
S = P/K,
.
Где
S – самое большое усилие на канат, кг;
P – разрывное усилие каната, кг;
K – табличный коэффициент запаса прочности, выбирается из таблицы 1. (для грузовых и тяговых канатов, а также оттяжек (расчалок).
Когда проверяют канаты на прочность, их разрывное усилие берется из сертификата, а в случае его отсутствия определяется практически, путем лабораторного испытания. В этом случае расчет каната ведется по суммарному усилию разрыва отдельных проволок, умноженному на 0,83.
Размеры барабанов для каната.
Самый меньший диаметр барабана или блока, который допускается огибать стальным канатом рассчитывается по формуле:
D ≥ d(с – 1),
Где
D – наименьший диаметр канавки огибаемого барабана или блока, мм;
d – диаметр каната, мм;
e – коэффициент, который зависит от типа грузоподъемной машины и режима её работы. (выбирается по таблице 2. см. ниже)
Диаметр уравнительного блока нужно принимать на 40% меньше диаметра барабанов и блоков.
Более детально про виды, типы свивок, вес стальных канатов Вы можете узнать в статье: Характеристики стальных канатов. Канат двойной свивки типа ТК, ЛК-Р.
Таблица 1.
Наименьшие допустимые значения коэффициентов запаса прочности К.
Уход за стальными канатами. Смазка канатов.
Нельзя допускать резких переломов, «жучков», сплющивания каната из-за падения предметов или защемления его. Необходимо постоянно смазывать канаты специальной мазью не содержащей влаги, это мази с таким составом по весу:
- — масляный гудрон — 68%;
- — битум марки 3 — 10%;
- — канифоль – 10%;
- — технический вазелин – 7%;
- — графит – 3%;
- — озокерит – 2%.
Также возможно смазывать стальные канаты вязким минеральным маслом по типу вискозина.
Периодичность смазки стальных канатов.
Период смазки зависит от того находится он в работе или просто хранится на складе:
- — при работе – через каждые 1,5 месяца;
- — при хранении на складе – через 6 месяцев.
Расход смазки.
Расход смазки зависит от того новый канат или б/у. Если канат новый, то расход составляет 0,3 кг на 100 п.м. каната, а если б/у – 0,45 кг на 100 п.м. каната.
Идеально было бы не допускать канаты трению о кирпичные здания и металлоконструкции, соприкосновения их с электросварочными проводами.
Хранить желательно в сухих, закрытых помещения, хорошо смазанными (с периодичностью смазки описанной выше), в бухтах и на деревянном настиле.
Таблица 2.
Наименьшие допустимые коэффициенты запаса прочности e.
Выбраковка стальных канатов.
В таблице 3 приведены данные согласно которым происходит отбраковка грузовых канатов по количеству обрывов проволок. При подсчете обрыв толстой проволоки принимается за 1.7, а тонкой — за 1.0. В табл. 3 приведены значения для трех типов каната 6 × 19 = 114, 6 × 37 = 222, 6 × 61 = 366. Если необходимо подсчитать отбраковку каната, которого нет в табл. 3, то данные этой таблицы нужно умножить на отношение числа проволок в наружных слоях прядей искомого каната и ближайшее значение по табл. 3. Это число берется самое близкое по количеству проволок и прядей в сечении.
К дальнейшей работе канат не допускается, если обнаружилась оборванная пряжа.
Таблица 3.
Нормы отбраковки грузовых канатов.
Таблица 4.
Коэффициент уменьшения допускаемого числа обрывов проволок при наличии поверхностного износа и коррозии проволок каната.
Источник
При работе каната под растягивающей нагрузкой действие её на каждую проволоку, составляющую канат, весьма сложно и различно по своему характеру. Проволоки могут подвергаться растяжению, изгибу, сжатию и скручиванию; эти сложные напряжения зависят от многих причин, в том числе от диаметра и числа проволок, числа прядей, углов наклона проволок и самих прядей, конструкции и материала сердечников, качества изготовления, условий работы и других факторов. Следовательно, аналитически невозможно точное определение величины рабочего напряжения в канате вследствие чего выбор размера каната производят из условия, аналогично выбору цепей:
, (2)
где Fmax — наибольшее допускаемое растягивающее усилие;
Fp — разрывающая сила (указывается в паспорте каната заводом-изготовителем, может быть принята по табл. 2);
n — коэффициент запаса прочности каната (табл. 3).
Срок службы каната зависит от числа перегибов и диаметров блоков или барабанов, которые он огибает. В данном случае большое значение имеет явление усталости материала каната, причём чем меньше диаметр барабана или блока, тем сильнее сказывается влияние усталости и быстрее наступает разрушение. Критическим размером диаметра D6 блока или барабана считают: D6 = 12dk (dk — диаметр каната); при меньших значениях D6 работа стального каната не допускается, так как канат в этом случае сильно деформируется и в короткое время изнашивается. Минимально допускаемый диаметр D6 блока или барабана должен быть больше на 40-50% критического размера. Из этих соображений срок службы канатов определяют отношением D6 /dk По правилам и нормам Госгортехнадзора выбор минимально допустимого диаметра D6 и соответствующего этому диаметру запаса прочности каната п можно производить по данным табл. 3.
Считают, что при постоянной нагрузке и отношении D6/dk срок работы каната примерно обратно пропорционален числу перегибов, причём за один перегиб принимают переход каната из прямого положения в изогнутое или наоборот, из изогнутого в прямое. Если канат работает с обратным перегибом, т. е. перегиб меняется в сторону, противоположную предшествующему, то такой перегиб считается как два одинарных, и время службы каната сокращается в два раза.
До настоящего времени расчёт размеров каната на прочность, как можно видеть из формулы (2), является условным, поэтому во всех ответственных узлах тросы должны проходить проверку на разрывное усилие с учётом тех условий эксплуатации, для которых стальной канат предназначен.
Правильно назначенная смазка и надлежащий уход при эксплуатации значительно повышают срок службы канатов, предохраняя их от ржавления и истирания отдельных проволок друг от друга и о поверхность блоков и барабанов. Смазку канатов осуществляют специальными канатными мазями, которые состоят из смеси графита и вазелина или смеси дёгтя и животного жира.
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПОДБОРА И РАСЧЁТА КАНАТОВ СЛЕДУЮЩИЙ:
1. Выбирают канат по табл. 2 или справочникам в зависимости от его назначения (по группам, перечисленным выше).
2. Назначают диаметр проволоки, из которой сплетён канат; с целью предупреждения быстрого износа проволока не должна быть слишком тонкой; так, например, для грузоподъёмных механизмов кранов, мощностью до 10 ч- 15 квт, толщину проволок принимают в пределах 0,6 -1,0 мм; для пассажирских подъёмников 0,5 — 0,8 мм; эти назначения согласовывают с табличными данными.
3. Выбирают расчётный предел прочности проволоки пределом прочности , обычно указываемый в таблицах справочников (см. табл. 2).
4. Определяют диаметр каната соответственно с выбранной толщиной проволоки и пределом прочности <тв согласно табл. 2 или справочников.
5. Исходя из условий работы грузоподъёмного механизма, выбирают запас прочности n в увязке с принятым диаметром каната и диаметром блока или барабана по табл. 3 или справочникам.
6. Проверяют максимально допускаемое усилие, которое может выдержать канат Fmax по формуле (2) и сопоставляют с заданным для расчёта усилием. Если расчётное усилие несколько больше заданного или равно ему, то расчёт можно считать законченным.
гибкий тяговый канат сварной цепь
Таблица 3
Группы грузоподъемных машин и механизмов | Тип приводов режимы работы | Наименьший допускаемый диаметр барабанов или блоков D6 | Наименьшее допускаемое значение коэффициента запаса прочности n |
А. Краны стреловые на автомобильном-гусеничном и железнодорожном ходу; краны и подъемные механизмы на строительных и временных работах | Ручной привод | 16dk | 4.5 |
Машинный привод Легкий режим Средний режим Тяжелый режим | 16 dk 18 dk 20 dk | 5.0 5.5 6.0 | |
Б. Все остальные типы кранов и подъемных механизмов. | Ручной привод | 18 dk | 4,5 |
Машинный привод Легкий режим Средний режим Тяжелый режим | 20 dk 25 dk 30 dk | 5.0 5.5 6.0 | |
В. Лебедки грузоподъемностью до 1 Т. | Ручной привод | 12 dk | 4,0 |
Г. Подъемники грузовые с проводниками и пассажирские | Машинный привод Легкий режим Средний режим Тяжелый режим | 40 dk 40 dk | 9,0 12,0 |
Источник
При покупке такелажных приспособлений важно знать, какую нагрузку выдерживает трос, поскольку любой перегруз может привести к обрыву подвесной системы. Допустимые значения стального каната определяются его прочностными характеристиками, которые могут варьироваться согласно конструкции, диаметру и способу производства.
Разновидности стальных канатов
Тросы относятся к крученым или витым изделиям, изготавливаемым из стали, синтетических и органических нитей. В производстве стальной продукции применяется оцинкованная высокоуглеродистая проволока сечением 0,4–3 мм, обладающая значительным запасом прочности при нагрузках на разрыв (от 130 до 200 кгс/мм2).
Металлические нити, используемые в изготовлении продукции, бывают нескольких марок. Наилучшими прочностными характеристиками обладает проволока категории В, менее качественным считается сырье марок I и II. Прежде чем определить, какую нагрузку выдерживает трос 5 мм или другой толщины, следует принять во внимание, что вне зависимости от качества материала канаты различаются между собой по конструкции и бывают трех типов:
- Одинарной свивки – сделаны из одной пряди с проволокой одинакового сечения. Их элементы свиваются вокруг одной из металлических нитей до 4-х слоев. Маркируются стальные тросы как сумма из цифр, указывающих на число проволок в плетении. Например, 1+9+9 говорит о том, что в канате имеется 19 проволок, из них одна размещается в центральной части, 9 свиты в первом слое и 9 во втором.
- Двойной свивки – изготовлены из нескольких прядей, накладываемых в 1–2 слоя вокруг сердечника. Для сердечника используют свитую проволоку, органические или минеральные материалы, которые улучшают прочность стального троса и предотвращают проваливание прядей внутрь изделия. Чаще всего такую продукцию применяют для тросовой работы.
- Тройной свивки – сделаны из нескольких тросов. Как и при двойной свивке, они имеют сердечник, однако изготавливаются из проволоки меньшего сечения и используется там, где необходима повышенная гибкость канатов (как правило, для кабельных работ).
Проволока, расположенная в разных слоях, может иметь точечное, линейное или точечно-линейное касание. Устанавливая, какую нагрузку выдерживает трос диаметром 6 мм или иной толщины, нужно учитывать, что канаты с точечным касанием (ТК) актуальны только при незначительных пульсирующих нагрузках. Изделия с линейным касанием (ЛК) отличаются обширной сферой применения, а с точечно-линеныйм (ТЛК) используются в местах, где ЛК не могут обеспечить рекомендуемый запас прочности.
При изготовлении продукции обычно применяется крестовая свивка. Проволока в ее наружном слое имеет различное направление, что гарантирует более крепкое сплетение и простоту в эксплуатации. По желанию заказчиков заводы-производители могут изготовить и другие разновидности свивки, такие как одностороннюю и комбинированную.
Помимо классификации по конструкции, канаты делятся по степени скручивания и могут быть гибкими или жесткими. Последние характеризуются более высокой прочностью на разрыв, поскольку выпускаются из малого числа металлических нитей большого диаметра. Для сравнения гибкости тех или иных модификаций можно воспользоваться таблицей.
Вид | Конструкция | Коэффициент гибкости |
Однопрядный | 1х19 | 5 |
1х37 | 7 | |
ЛК-О | 6х19+1 | 12 |
ТК | 6х19+1 | 15 |
ТЛК-О | 6х37+1 | 21 |
Тройной свивки | 6х6х7+7 | 27 |
Параметры прочности стальных тросов на разрыв
Чтобы установить, какую нагрузку выдерживает стальной трос, важно учесть, что его выбор определяется двумя основными параметрами – разрывной и рабочей прочностью.
Разрывная прочность
Под разрывной прочностью понимается минимальное усилие на канат, при котором он будет рваться. Если необходимо определить эту величину троса стального, характеристики на разрыв берут из ГОСТ или выявляют по формуле:
R=Kd2, где
- K – коэффициент запаса прочности;
- d – диаметр, мм.
Коэффициент К при подсчете разрывной нагрузки тросов является неизменным и выбирается в зависимости от разновидности конкретной продукции. Так, если надо выяснить значение изделия однопрядного типа, используют показатель 70. Для каната с одним органическим сердечником берут цифру 40, с несколькими сердечниками – 34.
Рабочая прочность
Чтобы подобрать изделие под конкретные условия работы, необходимо ориентироваться на рабочую прочность стальных тросов на разрыв. Этот параметр определяется как допустимое натяжение, которое канат может выдержать при эксплуатации без потери целостности. Для подсчета значения можно использовать следующую формулу:
Р= R/К, где
- R – разрывная прочность, кгс;
- K – коэффициент запаса крепости.
Важно учитывать, что данный параметр, равно как и разрывное усилие, зависит от толщины каната. Иными словами, характеристики стального троса 5 мм будут отличаться, например, от разрывной нагрузки троса 6 мм. Обратите внимание, что за единицу измерения при подсчетах рабочей крепости принимается 1 килоньютон (кН), равный 100кг.
При определении допустимого и разрывного усилия стальных канатов таблица ниже поможет выяснить характеристики наиболее распространенных диаметров.
Диаметр | Допустимая нагрузка на трос, кН | Разрывное усилие, кН |
2 мм | 0,47 | 2,35 |
3 мм | 1,06 | 5,29 |
4 мм | 1,88 | 9,41 |
5 мм | 2,94 | 14,7 |
6 мм | 4,24 | 21,2 |
8 мм | 7,52 | 37,6 |
10 мм | 17,6 | 58,8 |
Как понятно из предложенной таблицы, канаты данных диаметров будут продолжительное время функционировать без повреждений при нагрузках в диапазоне 47–174 кг. Вместе с тем, усилие, необходимое для их повреждения, составляет от 235 кг для металлического троса 2 мм до 5880 кг для троса 10 мм.
На основании сказанного можно сделать вывод, что параметры прочности канатов играют основополагающую роль при покупке. Если заблаговременно выяснить разрывные нагрузки стальных тросов и подобрать их под конкретные рабочие условия, изделия будут надежно и длительно выполнять свои функции при перевозке или подъеме грузов.
Источник
Грузовые, стреловые, вантовые, несущие и тяговые стальные проволочные канаты перед установкой на грузоподъемную машину следует проверить расчетом:
где /раз— разрывное усилие каната, Н, принимаемое по сертификату (при проектировании можно использовать данные таблицы 11.3); ^—наибольшее натяжение ветви каната без учета динамических нагрузок, Н; к — коэффициент запаса прочности, зависящий от типа привода (ручной, машинный) и режима работы механизма: для кранов с ручным приводом к = 4, с машинным — к= 5…о; для лифтов грузовых без проводника и малых к = 8… 13; для лифтов грузовых с проводником и пассажирских к- 9…25; при подъеме и опускании грузов с помощью приводной лебедки к = 4; при подвешивании груза через крюки, петли или серьги к = 6; при строповании грузов для подъема и опускания к= 12.
Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано суммарное разрывное усилие, то значение Ррлз получают умножением суммарного разрывного усилия на 0,83.
Длина ветви стропа /min из условия обеспечения требуемого угла наклона к вертикали (угол не должен превышать 60е)
где а — максимальное расстояние между центром тяжести груза и местом закрепления стропа, м.
При известной массе груза Q натяжение, возникающее в каждой ветви стропа, Н,
где Q— масса груза, кг; g — ускорение свободного падения: ? = 9,81 м/с2; т — число ветвей стропа; Кн — коэффициент неравномерности распределения массы груза на ветви стропа: при т ? 4 Кн = 0,75, а при т 4 Ки = 1; а — угол наклона строп к вертикали, град.
Разрывное усилие ветви стропа, Н,
По известному разрывному усилию Рраз и данным таблицы 11.3 или соответствующих стандартов подбирают канат конкретного типа и диаметра.
11.3. Технические характеристики стальных канатов
Диаметр каната, мм | Масса 100 м смазанного каната, кг | Разрывное усилие каната в целом, Н, при временном сопротивлении разрыву (маркировочной группе) проволок, МПа | |||
1400 | 1600 | 1700 | 1800 | ||
Канат типа ТК6 х 19(1 + 6 + 12) + 1 о. с. | |||||
11 | 43,3 | 52550 | 60050 | 63850 | 65800 |
И,5 | 71,5 | 86700 | 99000 | 105000 | 108000 |
17,5 | 107 | 129000 | 147500 | 157000 | 161500 |
19,5 | 127,5 | 154500 | 176500 | 187500 | 193500 |
21 | 149,5 | 181000 | 207000 | 220000 | 227000 |
22,5 | 173,5 | 210000 | 240000 | 255000 | 263000 |
24 | 199 | 241000 | 275500 | 292500 | 302000 |
27 | 255,5 | 309500 | 354000 | 376000 | 387500 |
29 | 286 | 347000 | 396500 | 421500 | 434000 |
32 | 353 | 428000 | 489500 | 520000 | 536000 |
35 | 427 | 518000 | 592000 | 614500 | 648000 |
Канат типа ТК6х 37(1 + 6 +12 + 18) + 1 о. с. | |||||
9 | 27,35 | — | 36850 | 39150 | 41450 |
11,5 | 42,7 | — | 57550 | 61050 | 62550 |
13,5 | 61,35 | — | 82400 | 87700 | 89600 |
15 | 83,45 | 98400 | 112000 | 119000 | 122000 |
18 | 109 | 128000 | 146500 | 155500 | 159500 |
20 | 138 | 162000 | 185500 | 197000 | 202000 |
22,5 | 170,5 | 200000 | 229000 | 243500 | 249000 |
24,5 | 206 | 242500 | 277000 | 294500 | 301500 |
27 | 245,5 | 289000 | 330500 | 351000 | 360000 |
29 | 288 | 339000 | 387500 | 412000 | 422000 |
31,5 | 334 | 393500 | 449500 | 478000 | 489500 |
33,5 | 383,5 | 451500 | 516500 | 548500 | 561500 |
36,5 | 436 | 514000 | 587500 | 624000 | 639500 |
38 | 492 | 580000 | 662500 | 704000 | 721500 |
39,5 | 551,5 | 650000 | 743000 | 789500 | 808500 |
Канат типа ЛК6 х 19-114 | |||||
11,5 | 487 | — | 67500 | 71750 | 73950 |
13 | 597,5 | — | 82850 | 88050 | 90750 |
15 | 852,5 | 139500 | 118000 | 125500 | 129500 |
17,5 | 1155 | — | 159500 | 169500 | 175000 |
И и ц | Масса 100 м смазанного каната, кг | Разрывное усилие каната в целом, Н. при временном сопротивлении разрыву (маркировочной группе) проволок, МПа | |||
1400 | 1600 | 1700 | 1800 | ||
19,5 | 1370 | 166600 | 189500 | 201500 | 208000 |
22 | 1745 | 211500 | 241500 | 256500 | 264500 |
25,5 | 2390 | 290000 | 331500 | 352000 | 363000 |
28 | 2880 | 349000 | 399000 | 424000 | 437000 |
32,5 | 3990 | 484000 | 553000 | 587500 | 605000 |
Канат типа ТЛКбх 37-222 | |||||
15,5 | 851,5 | — | 116000 | 123500 | 127000 |
17 | 1065 | — | 145000 | 154500 | 159000 |
19,5 | 1450 | 161000 | 184000 | 195500 | 201500 |
21,5 | 1670 | 199000 | 227500 | 242000 | 249500 |
25 | 2245 | 268000 | 306500 | 325500 | 335500 |
29 | 3015 | 360500 | 412000 | 437500 | 351000 |
30,5 | 3405 | 407000 | 465000 | 494000 | 509500 |
33 | 3905 | 466500 | 533000 | 566500 | 583500 |
35 | 4435 | 530000 | 605500 | 643500 | 663500 |
39 | 5395 | 445000 | 737000 | 783000 | 807500 |
Пример. Определить, будет ли обеспечена безопасность при выгрузке автомобильным краном из кузова автопоезда контейнеров с новым оборудованием, приобретенным предприятием. Масса каждого контейнера составляет 1900 кг, автокран укомплектован стропом типа 4УСК из стального каната ТК6 х 19(1 + 6 + 12) + 1 о. с. диаметром d— 11 мм (временное сопротивление проволок разрыву 1400 МПа), угол наклона ветви стропа к вертикали а = 45е.
Решение. Натяжение, возникающее в каждой ветви стропа,
где т — 4 — число ветвей стропа; = 0,75 — коэффициент неравномерности распределения массы груза на ветви стропа, соответствующий значению т = 4.
Разрывное усилие ветви стропа
где к — 6 — коэффициент запаса прочности для кранов с машинным приводом.
По таблице 11.3 для каната диаметром 11 мм (при временном сопротивлении проволок разрыву 1400 МПа), разрывное усилие равно 52550 Н, что больше /раз= 51330 Н. Следовательно, используемый строп обеспечит безопасность при разгрузке оборудования.
Источник