Признаки растяжения цепи змз 409
Вопросы риторические, потому как никто на них из руководства завода не ответит 🙁
А жаль, интересно было бы послушать их мнение.
Не секрет, что у двигателей, которые ставятся на УАЗ, а это ЗМЗ-409 есть один очень неприятный момент связанный с ГРМ (ГазоРаспределительный Механизм). Раньше о нем и знать не знали работал он себе и работал. Но в какой-то момент эффективные менеджеры решили, что надо экономить и поставили однорядную цепь, к тому же самого низкого качества. Тут и начались проблемы у владельцев автомобилей УАЗ.
Едешь ты, казалось бы на новом автомобиле, и тут: БАЦ! Рвется цепь.
У кого то на 40 тысячах, у кого-то вообще на 20.
Машина обездвижена и требует весьма квалифицированного ремонта.
Завод конечно же боролся с этой проблемой: винил во всем некачественные гидронатяжители, рапортовал о победе, но почему-то однорядные цепи до сих пор рвутся. Так и не победив эту проблему (а что толку её побеждать? Надо просто качественные комплектующие ставить!) завод вернулся к двухрядным цепям.
…Длинное вступление, но вдруг кто еще «не в теме».
Итак приезжает к нашим друзьям, в сервис «Автоцепь» УАЗ Патриот 2017 года. Машине, соответственно меньше двух лет, пробег 20 тыс. км., находится на гарантии у дилера и обслуживалась строго по регламенту, пока владельцу это не надоело.
Причины обращения: плохо «тянет», страшные звуки из-под капота, «рокот» от двигателя.
Открываем капот, подкапотное пространство как у нового автомобиля.
Двигатель в идеальной чистоте (снаружи)
Но гидронатяжитель вытянулся во всю длину, а это признак того, что цепь уже растянута.
Ремень уже «уставший» надо менять.
Ремень в трещинах — под замену.
Рама в таком виде как будто машине лет 10, не меньше.
Рама на второй год уже вся ржавая
Снимаем клапанную крышку.
Да…уж…
Под клапанной крышкой
Видимо заводчане неправильно истолковали фразу «всё в шоколаде«.
Зачем было двигатель изнутри покрывать шоколадом?
Хотя нет, это не шоколад, это отложения масла. Того самого, которое «УАЗ», оно же Лукойл, рекомендованное заводом. Масло, однозначно, не предназначено для таких режимов работы и просто «горит».
Цепь растянута, Успокоители сломаны.
Под передней крышкой видим, что успокоители разломаны — следствие того, что цепь растянулась выше всякой нормы. Отсюда и страшный рокот.
Обломки успокоителя цепи
Цепь подпилила натяжитель, но это не страшно.
Натяжитель цепи хорошо так пропилен.
Страшнее то, что болтающаяся цепь начала «пилить» крышку и стенки ГБЦ. Были случаи когда цепь пропиливала их насквозь.
Следы от цепи на передней крышке
Следы от цепи на ГБЦ
Снизу тоже шоколад. Но было бы странно его там не найти.
Двигатель снизу.
Поддон, после отмывки от «гудрона» порадовал » узором дамасской стали». Правда, тут то не сталь, а алюминий. Ну хорошо хоть эти трещинки не на сквозь.
Трещинки в поддоне — результат литья.
Сравнили старую цепь с новой. (Старая «Кировская», новая из комплекта Автоцепь.)
Смотрите насколько вытянулась старая цепь, тут не миллиметры, тут уже сантиметры.
Старая цепь значительно вытянулась — признак плохого качества материала.
Наверное уже читатели утомились рассматривать «косяки» двигателя, поэтому продолжение будет во второй части.
Вопросы же: Почему через год эксплуатации цепь вытянулась и все разнесла? Почему рекомендованное масло горит? Почему рама через год вся ржавая? Почему ремень на выброс? К сожалению, останутся без ответа.
Подробнее о ГРМ смотрите на УАЗбуке
Сайт сервиса Автоцепь (а заодно и магазина).
Подписывайтесь на канал! Следите за новостями при помощи форума и соц.сетей, задавайте вопросы на почту info@uazbuka.ru.
Источник
Приехал на сервис УАЗ Патриот 2012 года выпуска (судя по VIN номеру), пробег 107 тыс. км. Приехал своим ходом, с жалобой: Что-то тянуть стало плохо.
УАЗ Патриот 2012 года выпуска
При диагностировании подозрения легли на систему ГРМ.
Тут надо сделать ремарку, про то, чтобы у читателя не складывалось впечатление, что совсем уж всё плохо. Надо понимать, что на сервис приезжают с какими-то проблемами, а не просто так. Но все же, система привода ГРМ у двигателя ЗМЗ-409 — самое слабое звено и это, прежде всего, связано с качеством комплектующих, которые ставят на заводе.
При кажущейся простоте конструкции цепного привода ГРМ тут очень много «подводных камней», начиная с качества обработки металла звездочек и звеньев цепей, заканчивая правильной геометрией деталей и всей системы в целом.
Итак, разбираем…
Нижняя цепь ГРМ
На двигателе стоят однорядные втулочные цепи, со втулками 6.35 мм, которые применялись с середины 2010 года по 2012 год (Евро-3).
На нижней цепи логотип производителя обнаружить почему-то не удалось, на верхней цепи отчетливо виден значок АО «Кировский завод цепей», который входит в холдинг «Акмаш-Холдинг».
Верхняя цепь ГРМ с логотипом Акмаш-Холдинг (Кировского завода)
Внешне цепи выглядят более-менее «живыми», намеков на разрушение нет.
Смотрим на звездочки распредвала.
Звездочка распредвала со следами выработки
Звездочка распредвала со следами выработки
На звездочках видна выработка на боковой поверхности. Но если присмотреться, то заметно, что зубья стали намного тоньше, по сравнению с новой звездочкой. И к тому же втулка цепи сумела продавить канавку с выступом по краям, которую заметно под углом.
Если посмотреть профиль зуба, то видно как цепь набила канавки
Если посмотреть профиль зуба, то видно как цепь набила канавки
Натяжитель не заклинил и не развалился, что даже странно.
Натяжитель цепи не рассыпался, как это часто бывает
Натяжитель цепи не рассыпался, как это часто бывает
Звездочка промежуточного вала.
Маленькая звездочка с такими же канавками как и звездочка распредвала, а вот большая…
Звездочка промежуточного вала, она составная
Звездочка промежуточного вала, она составная
Увидели «прикол«?
На маленькой звездочке зубья есть, а на большой их практически нет!
Зубья на большой звездочке стерты, скоро она станет круглой и гладкой
Интересно, долго ли оставалось работать системе до момента, когда звездочка сала бы полностью гладкой?
Скорее всего недолго.
Вот и звездочка на коленчатом валу тому в подтверждение.
Звездочка коленвала может похвастать только парой зубов
Звездочка коленвала может похвастать только парой зубов
Почему такое случилось?
Виной всему качество, точнее его отсутствие.
Металл у звездочек очень мягкий, следов закалки зубьев ТВЧ не видно. К тому же толщина зубцов изначально меньше чем надо. (Их толщина 4мм., а по ГОСТ 591-69 должна быть 5 мм.)
Форма у зубов выполнена не совсем точно.
Для примера посмотрите какой должен быть профиль зубьев согласно ГОСТу:
Профиль зубьев звездочки со смещением центров дуг впадин
Профиль зубьев звездочки со смещением центров дуг впадин
В общем то все печально. То цепи рвутся, то вот так стачиваются звездочки в ноль. А в итоге, из-за бракоделов страдают обычные люди!
Новый комплект привода ГРМ с двухрядной цепью
Естественно, неисправные элементы привода ГРМ удалили и заменили на комплект с двухрядной цепью.
Материалы по теме:
Многострадальный ЗМЗ-409
Мифы и реалии ЗМЗ-409 (1)
Мифы и реалии ЗМЗ-409 (2)
Источник
Доброе время суток! При пробеге 55200км порвало цепь ГРМ. Произошло все это на ходу без каких либо признаков и звуков. Мотор работал тихо и ровно. И вот на светофоре трогаюсь, поехал, поворачиваю налево и все, приехали. На табло загорелись лампочки как горят при включенном зажигании и послышался писк как бензин заканчивается. Доехал до обочины накатом и остановился. Попробовал завести, но двигатель не завелся. Сразу подумал на датчик коленвала, так как это единственный датчик без которого мотор не заведешь. Позвонил другу Армахе, он заехал в магазин, купил датчик и привез его мне. Датчик стоит 7300тг. Этим временем я скинул защиту снизу, открутил датчик и когда он мне его привез, сразу поставил новый и….. двигатель так же не завелся. В голову пришел сразу второй вариант — это обрыв цепи. Но как то не хотелось в это верить. Ну ни как это не проявлялось. Не гремело, не звенело… Позвонили Даулю, он приехал на ML и утащил меня домой на галстуке))) Хорошо, что все произошло в городе, в 15 мин от дома. А если бы это было за 400 км от города?! Ну да ладно. Позвал жену, открутил маслозалевную пробку на крышке клапанов и она стала крутить стартер, а распредвалы стоят. Так не хочется в это верить!!! Но это произошло. Порвалась цепь ГРМ! Что случилось — то случилось. Нужно устранять поломку. Поехал на базар, просмотрел разные варианты цепей, но они мне не понравились. Даже по упаковке было видно, что не качественные. Метки чуть ли маркером не нарисованы на звездочках. Позвонил в ВИРАЖ и там сказали, что есть набор ЗМЗ. Приехал, мне показали и я сразу его забрал. Хоть он и стоил дороже на 6000 чем на базаре. Все было достойно упаковано, двухрядная цепь, гидронатяжители с набитым логотипом и датой изготовки, успокоители, прокладки, натяжители со звездочками, комплект болтов и книжка с инструкцией. Ну все как положено. Купил сразу новые ролики и новый радиатор, так как родной начал сочиться в местах завальцовки пластиковых бочков. Так же купил масленый фильтр. Все вместе вышло в районе 50000тг. Затолкали с соседом машину во двор и начался мой ремонт. Предварительно посмотрел ролики как это делается. Увидел ролик Суприка, у него тоже цепь оборвало, только верхнюю, а у меня нижнюю. На ролике он сильно ругался на конструкторов двигателя)))) Кто разбирал, тот его поддержит) Потому что, чтоб вытащить лобовую крышку нижнюю, надо снимать кронштейн, на котором крепится компрессор кондея и геныч. А чтоб снять этот кронштейн, нужно снимать крепление двигателя к раме. Ну как то так. Чтобы снять фланец с коленвала нужно вспомнить не одну японскую мать)))) Хорошо у меня сосед Серега токарь. Он сильно меня выручил. Изготовил мне специальный съемник для этого дела и мы вместе с ним сняли всё-таки этот фланец. От того масла, которое я заливал — я отказался. Кто читает мои дополнения, тот поймет. Зря Суприк на него перешел, не советую. После того как отмыл лобовые крышки, установил все звездочки, надел цепи, предварительно выставив метки — начал обратную сборку. Кстати нижняя лобовая крышка снимается вместе с помпой. Хорошо, что я сам начал делать. Представляю, что бы мне сделали на СТО! Столько мелких нюансов, которые сделаешь, только сам для своей машины. Я уверен, что на СТО это бы делать может быть бы и не стали. Например тщательно очистить все поверхности от остатков прокладок, которые были посажены на герметик. Прогнать резьбу там где туго болт выкручивался и очень туго вкручивался и тд… На все про все у меня ушло 3 дня. Поставил новые цепи со всеми звездочками и натяжителями, новые ролики и новый радиатор. Когда снимал защиту двигателя, отломился болтик на М6. Ну думаю, когда соберу дрыгатель потом высверлю. И вот уже закручиваю крышку клапанов и слышу ДЗЫНЬ и болт ломается на пополам. Эх, малость перетянул. Что делать?! Снимать опять крышку клапанов?! Тут звонит телефон. Смотрю звонит свояк Андрюха. Сейчас говорит подъеду. Я вышел на улицу и он подъезжает. Заходим во двор и я показываю ему отломленный болт. Он говорит, что это ерунда, можно его выкрутить не снимая крышку клапанов. Собирай, говорит, смело и заводи. Он уехал, я собрал все мелочи, подключил датчики, затянул шланги, поменял масленый фильтр, залил масло, антифриз и затолкал ключ в замок зажигания. После трёхсекундной паузы повернул ключ. Мотор завелся и после того как насос закачал масло в систему заработал чисто. Набрал прогревочные обороты. Я вслушиваюсь в звук двигателя. Мотор работает чисто и ровно. Но на панели горит чек. После того как двигатель прогрелся я его заглушил. Убрал все инструменты, умылся, переоделся и решил проехать, чтоб посмотреть как едет машина с новой цепью. Выгнал машину со двора и поехал. Глянул на панель, а чек уже не горит. Ура!!! Значит все отлично! Возникло такое ощущение, что с натяжителями на подшипниках двигателю работается гораздо легче. Приехал, домой и начал смотреть ролики как выкрутить сломанный болт. Увидел один ролик, где мужик сначала надкернил сломанную часть болта, потом просверлил в нем отверстие, примерно глубиной 1 см и завернул в это отверстие типа мечека с обратной резьбой. Когда этот мечек уперся, он начал крутиться вместе с остатком сломанного болта и выкрутил его. Вот такая не хитрая процедура. Поехал на Тастак, купил необходимые сверла и такие МЕЧЕКИ (у них есть название, но я его забыл) и поехал к Сереге на работу. Там все сделали как в том ролике и легко выкрутили обломок болта. Продули отверстие воздухом и вкрутили новый болт. Затем выкрутили обломанный болт под машиной. Прогнали везде резьбу и поставили новые болты, прикрутив защиту двигателя. Ура, работа выполнена! Всем пацанам огромное спасибо. А Сергею отдельно СПАСИБО. Всем удачи на дорогах. А теперь фото.
Источник
Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 409 обеспечивает равномерное натяжение привода газораспределительного механизма на работающем двигателе. Устройство подключено к системе смазки мотора, в конструкции предусмотрен башмак, исключающий колебания свободных ветвей цепи. В процессе эксплуатации натяжитель изнашивается, что приводит к проскакиванию звеньев цепного привода по приводным звездочкам и нарушению фаз газораспределения.
Узнайте какой гидронатяжитель цепи на УАЗ Патриот лучше подходит.
Особенности гидронатяжителя на УАЗ Патриот
Для привода распределительных валов в моторах ЗМЗ 409 используется двойной цепной привод. Нижний натяжитель (расположенный горизонтально на крышке механизма) применяется для обеспечения корректного привода промежуточного вала. Устройство воздействует на цепь через качающийся рычаг, на противоположной части цепи предусмотрен пластинчатый успокоитель.
На шестерне промежуточного вала установлено дополнительное зубчатое колесо, вращающее 2 распределительных вала при помощи вторичного цепного привода. Второй натяжитель располагается в головке блока цилиндров, предусмотрено 2 успокоителя ветвей цепного привода. Оба натяжителя оборудованы запорными кольцами, установка в корпусе клапана позволяет гасить колебания цепи механическим и гидравлическим способами.
Принцип функционирования
Устройство представляет собой металлический корпус цилиндрической конфигурации, который подключен к масляной магистрали. Внутри находится подвижный плунжер, оснащенный вспомогательной пружиной. В конструкции узла предусмотрен транспортировочный стопор, используемый при монтаже или хранении снятого элемента.
После пуска силового агрегата жидкость поступает во внутреннюю полость натяжителя, что приводит к выдвиганию тела плунжера из корпуса.
Элемент воздействует на специальный башмак или на рычаг натяжного приспособления (зависит от модели мотора ЗМЗ 409).
Плунжер способен двигаться назад при гашении колебаний цепи. При изменении частоты вращения происходит колебание привода ГРМ, усилие передается на башмак и на стержень плунжера. Внутри кожуха предусмотрен шариковый обратный клапан, который перекрывает масляный канал.
Гашение колебаний происходит за счет сжатия пружины и фильтрации масла через щель между плунжером и корпусом. В конструкции узла предусмотрено специальное кольцо, автоматически ограничивающее обратный ход плунжера по мере износа цепи привода распределительных валов.
Снятие гидронатяжителя цепи
Алгоритм замены натяжителей на силовых агрегатах ЗМЗ 409, установленных на внедорожниках Patriot с механической коробкой передач:
- Для снятия устройств натяжения потребуется накидной гаечный ключ с размером зева 12 мм и отвертка с плоским жалом. Чтобы поменять верхний узел, нужно отвернуть 2 болта. Корпус устройства удерживается рукой, поскольку изделие выталкивается из посадочного гнезда усилием сжатой пружины.
- Снять крышку и вытащить из штатного отверстия изношенный элемент. При демонтаже устройства рекомендуется осмотреть башмаки и звездочки, поскольку износ элементов повышает шумность работы цепного привода распределительных валов.
- Для фиксации корпуса при дальнейшей разборке используются губки тисков, разведенные на расстояние 19 мм. Категорически запрещается зажимать кожух, поскольку материал деформируется и трескается.
- Выкрутить плоской отверткой резьбовую пробку с установленным внутри клапаном.
- Вытащить из полости корпуса пружину, а затем выдвинуть плунжер.
Из чего состоит гидронатяжитель.
Нижний натяжной узел снимается и разбирается по аналогичной схеме. Перед началом демонтажа рекомендуется приготовить ветошь или тряпку, поскольку из канала выльется 15-20 мл моторного масла.
Снятые крышки натяжителя необходимо промыть бензином и выкрутить болт, закрывающий технологический канал. Резьба очищается от загрязнений, покрывается густой смазкой, а затем болт закручивается на место.
Профилактические меры
Под профилактическими мерами подразумевается очистка натяжителя и проверка работоспособности узла:
- После разборки детали от каждого натяжителя складываются в отдельную тару, а затем промываются бензином. Для очистки скрытых полостей используется кисть с жестким синтетическим ворсом.
- Промытые детали протираются мягкой салфеткой, а затем проходят визуальный контроль. Если на поверхности элементов обнаруживаются царапины или сколы, то весь механизм гидравлического натяжителя подлежит утилизации. Попытка установить узлы от другого изделия приводит к некорректной работе натяжного приспособления.
- После сборки выполняется тестовый прогон устройства, стержень плунжера не должен цеплять за внутренние части натяжителя. Если фиксируется контакт между деталями, то дальнейшая эксплуатация натяжного устройства запрещается.
- Не допускается обратный ход плунжера, который преодолевает усилие ограничительного кольца. При дальнейшей эксплуатации подобного устройства буду наблюдаться колебания ветвей цепи, приводящие к повреждению элементов конструкции газораспределительного механизма.
Как собрать устройство
Установка нового или очищенного натяжителя производится после смазки канала в блоке цилиндров. Для снижения риска течи масла рекомендуется заменить прокладку, расположенную под крышкой натяжного устройства.
Перед монтажом производится процедура зарядки натяжителя, которая выполняется специальной оправкой или при помощи подручных средств.
Алгоритм сборки очищенного натяжного приспособления для мотора ЗМЗ 409 состоит из этапов:
- Для сборки элементов потребуется самостоятельно сделать цилиндрическую оправку из стального листа. Для формирования приспособления необходимо отрезать полосу листа шириной 12-15 мм и длиной 23-25 мм. Рекомендуется использовать материал толщиной около 1,0 мм, обеспечивающий жесткость конструкции. Оправка формируется плоскогубцами, диаметр детали равен диаметру плунжера.
- Вставить втулку в полость корпуса, боковые стенки поджимают ограничительную пружину.
- Задвинуть по шаблону плунжер (до упора в торец корпуса). При монтаже допускается использовать тонкую отвертку, которой дополнительно отгибается кольцевой пружинный элемент.
- Вынуть шаблон из корпуса.
- Смонтировать в полость плунжера пружину, узел устанавливается в тиски (зажимать кожух запрещается).
- Аккуратно закрутить резьбовую пробку с клапаном. При закручивании чувствуется усилие, вызванное сжатием пружины.
- Корректно собранным считается натяжитель с полностью задвинутым в полость корпуса плунжером.
- Смонтировать деталь на двигателе, не следует воздействовать с усилием на выступающую плоскость плунжера. После размещения детали в канале блока или крышки запрещается нажимать на натяжитель.
После установки узла необходимо привести плунжер в рабочую позицию (разрядка натяжителя). Для доступа к рабочему элементу в крышке имеется пробка, закрытая болтом. Жалом тонкой отвертки следует нажать на натяжитель. Сработавшая пружина выталкивает инструмент, одновременно плунжер соприкасается с приводом башмака натяжного устройства.
Источник