При дтп получил только ушиб
Пост опубликован: Февраль 16, 2017
Недавно Верховный суд вынес нестандартное решение относительно выплат страховых компенсаций по полису ОСАГО, которое заинтересует большинство автомобилистов. Теперь даже ушиб мягких тканей, который ранее вообще не рассматривался страховщиками, как вред здоровью, тоже должен быть оплачен в соответствии с полисом. Причем не важно, привела травма даже к временной потере нетрудоспособности, или нет.
Прецедентом к такому решению ВС стала авария, произошедшая в Новосибирске еще в декабре 2014 года. Банальное столкновение не привело к серьезным травмам, но у пассажирки автомобиля, в который врезалась машина виновника ДТП, был зафиксирован ушиб челюсти, который перетек во внушительный синяк, то есть на медицинском языке – отек мягких тканей. Никаких других повреждений диагностировано не было. Тем не менее, водитель авто, а по совместительству муж пострадавшей, решил что раз человек в аварии пострадал, то компенсация должна быть и обратился в страховую компанию виновника аварии. Однако, этот страховщик платить отказался т направил мужчину в его собственную страховую компанию, с которой он заключал договор ОСАГО. С законодательной точки зрения страховщик прав, если в аварии нет пострадавших и участвовали только две машины, то пострадавший должен обращаться по прямому урегулированию убытков в ту фирму, где и оформлял страховку. Но юристы, к которым обратился потерпевший, заявили, что в данной ситуации как раз есть человек, получивший травму в результате ДТП. А значит, прямое возмещение ущерба тут неприменимо.
Однако, страховщик продолжал настаивать на своем отказе в выплатах. Дело дошло до судов. Истец требовал от страховой компании ответчика выплаты непосредственно самого страхового возмещения, неустойки за отказ сделать это в добровольном порядке, штраф в размере 50% от этой суммы и компенсацию морального вреда. Ленинский районный суд Новосибирска встал на сторону страховой компании и в иске отказал, сославшись на то, что ушиб и синяк нельзя квалифицировать как вред здоровью, что подтвердил некий эксперт, предоставленный стороной ответчика. Апелляционная инстанция также подтвердила это решение. Дело дошло до Верховного суда и там уже сочли, что выводы судов низших инстанций расходятся с нормами действующего законодательства. И только там истец смог достучаться до правды и получить удовлетворение по своему иску и страховые выплаты.
Но почему же дело не было решено еще на уровне самих страховых компаний и пришлось ввязываться в продолжительную судебную тяжбу. Как считает Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», проблема в том, что страховые компании сегодня в большей мере заинтересованы не в отстаивании прав своих клиентов или честном исполнении своих обязанностей по отношению к ним, а в экономии собственных денег. Если есть хоть минимальная возможность не платить по полису, страховщики хватаются за нее обеими руками.
«Медицинские диагнозы не должны влиять на юридическую сторону и дела и на саму систему выплат по страховым случаям. Сначала регистрируется ДТП с пострадавшим. Потом человек обращается в страховую и потом, пока расследуется дело, ГИБДД запрашивает степень вреда здоровью. Может несколько месяцев пройти до получения результата. По сути, «вред здоровью» это термин, по которому выясняется, стоит ли привлекать водителя к административной ответственности за его причинение, или нет, и это не должно влиять на выплаты по ОСАГО и нельзя использовать степень вреда как основание для отказа по страховке. Необходимо учитывать сам факт, что человек в принципе обратился за медицинской помощью и при выплате исходить из этого, а не от степени полученного вреда».
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 закона об ОСАГО потерпевший должен обратиться к своему страховщику только в случае, если произошло столкновение двух транспортных средств и вред причинен только этим транспортным средствам. В силу ст. 6 Закона об ОСАГО «объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших». Обратите внимание, что про степень нанесения вреда в ней ничего не сказано.
Кроме того, суды первых инстанций при рассмотрении этого дела не учли еще одного важного документа. А именно правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего. Этот документ утвержден постановлением правительства от 15 ноября 2012 года N 1164 и в нем четко прописано, как, за какие повреждения, а главное, сколько должны выплатить человеку, получившему травму в аварии. Фактически , бумага представляет собой некий «прайс-лист» для страховщиков, где четко указаны конкретные суммы выплат за сломанные руки, ноги, полученные вывихи, ушибы, синяки или сотрясение мозга. Именно в этих правилах упомянуто то, что должно было быть принято во внимание при рассмотрении «новосибирского дела». В пункте 43 говорится, что «ушибы, разрывы и иные повреждения мягких тканей отнесены к вреду здоровью потерпевшего и подлежат возмещению страховщиком причинителя вреда». По сути, дело не стоило «выеденного яйца», однако страховщики устроили из него целый бюрократический бенефис. Причина, по мнению Александра Холодова, проста – деньги.
«Любая страховая компания, это коммерческая организация и её цель — извлечение прибыли, причем любым путем. Поэтому страховщики все чаще стараются найти любые, даже нелепые, отказы и причины, чтобы людям не выплачивать деньги. Некоторые страховые компании вообще ведут себя как мошенники, занимаясь юридической казуистикой, от чего страдают автомобилисты. Если раньше страховщики зарабатывали на объемах продаж своих полисов, то сейчас, когда они упали, фирмы стараются «отбить» свою прибыль на занижении выплат по страховым полисам. Именно на это и смещен акцент».
Новосибирская судебная тяжба вокруг выплат по ОСАГО, это далеко не единичный подобный случай. Все чаще пострадавшие в ДТП вынуждены идти в суды, чтобы получить надлежащую им по закону компенсацию за понесенный ущерб. Страховщики привыкли, что из-за синяков, ушибов и легких вывихов мало кто, из попавших в аварию, обращается к ним за выплатой. Тем более, что многие суды до сих пор решают, что ущерб здоровью причинен только в случае потери трудоспособности у пострадавшего. Время, потраченное на обследования в больницах и траты на медикаменты, не учитываются. По мнению экспертов, в устоявшейся судебной практике необходимо провести серьезные изменения и попросту навести порядок. Закон есть закон и если человеку положена компенсация, то он должен её получить в кратчайшие сроки и без всякой волокиты со стороны страховщиков, как бы невыгодно это последним было.
Артем Андриянов
Источник
Дорожно-транспортные происшествия, пожалуй, одни из самых распространенных сегодня. Они случаются каждый день и абсолютно на разных участках дороги. Под ДТП понимается событие, которое произошло с транспортным средством во время его движения, в результате чего пострадали люди, получили повреждения транспортные средства, был причинен вред строениям и сооружениям, испорчены грузы. По сути, все ДТП связаны с материальным ущербом и влекут за собой ответственность, предусмотренную для водителя.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с легкими телесными повреждениями при ДТП, то вам следует помнить, что:
|
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
|
Виды ответственности, применяемые к виновнику ДТП
Согласно действующему законодательству, для водителя предусмотрено три вида ответственности за ДТП. Назначение санкций зависит от степени тяжести этих последствий, на основании их, дело может рассматриваться по:
- Гражданскому кодексу;
- Кодексу РФ об административных правонарушениях;
- Уголовному кодексу.
Последние два предусмотрены для случаев, при которых были повреждены автомобили и причинен вред здоровью людей. Соответственно, виды наказания по каждому из перечисленных законодательных актов тоже разные – от штрафов и до лишения свободы, поэтому в рассмотрении каждого дела необходим индивидуальный подход, учитывающий множество деталей и нюансов.
Важно! Автомобиль рассматривается как источник повышенной опасности, а значит, ответственность за ситуацию на дороге несет водитель. Даже, если он не является виновником ДТП, в котором есть пострадавшие люди, без последствий данное событие не бывает.
Как квалифицируются повреждения, полученные пострадавшим при ДТП
Вид ответственности, которая будет применена к водителю, зависит от того, какой степени тяжести был нанесен вред здоровью пострадавшего человека. Это могут быть:
- легкие телесные повреждения;
- средней тяжести;
- тяжёлые;
- летальный исход.
Для ДТП с легкими телесными повреждениями наказание может быть назначено по административно-правовому кодексу и не предполагает лишение свободы водителя, но только если не будет доказан факт, что наезд был совершен умышленно. В других случаях санкции более жёсткие: от штрафов с лишением права вождения автотранспортного средства до ареста и исправительных работ.
Осторожно! От того, как будут квалифицированы телесные повреждения, полностью зависит дальнейшее наказание и судьба водителя. Этому моменту нужно уделить особое внимание.
Лёгкий вред и что подразумевается под этим понятием
Говоря о лёгком вреде, причиненном здоровью, подразумевают незначительные (легкие) телесные повреждения, не угрожающие жизни человека, а только приведшие к кратковременному ограничению трудоспособности. Какой будет назначен вид лечения пострадавшему – нахождение на стационаре или амбулаторное – не важно, главное, чтобы оно не превышало 21 день. Данное состояние должно быть подтверждено медицинскими документами (амбулаторной картой с заключением, историей болезни).
В любом случае водитель всегда оплачивает лечение пострадавшего, и даже если лицо, получившее лёгкие телесные повреждения, впоследствии не имеет к нему никаких претензий, ответственность за ДТП будет назначена, т.к. это предусмотрено ГК РФ.
Обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом
О том, что водитель в любом случае несет ответственность, говорит ст.1079 ГК РФ. Связано это с тем, что вождение автомобиля относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и обязанность полного возмещения вреда, согласно законодательству, возлагается на владельца источника опасности. Исключения составляют те случаи, когда:
- транспортное средство выбыло из обладания владельца по вине третьих лиц или непреодолимой силы;
- ДТП с легкими телесными повреждениями произошло в результате злого умысла потерпевшего (к сожалению, случаи мошенничества имеют место быть).
Ответственность за нанесение легких телесных повреждении по КоАП
Если пострадавший при ДТП получил легкие телесные повреждения, то данное событие протоколируется как административное правонарушение, которое в дальнейшем подлежит рассмотрению и определению наказания согласно ст. 12.24 КоАП. К виновнику ДПТ могут быть применены следующие санкции:
- штраф в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей;
- лишение права вождения на срок до полутора лет.
Кроме этого может быть назначена дополнительно моральная компенсация и материальная, включающая все затраты, которые потерпевший понес в связи с лечением.
Важно! У составленного протокола срок действия два месяца, но если полученные травмы приводят к госпитализации, то его оформление возможно после выздоровления пострадавшего и проведения судмедэкспертизы.
Компенсация затрат на лечение пострадавшего
Даже при легкой степени тяжести вреда здоровью при ДТП компенсация водителем средств, затраченных на лечение пострадавшего, является обязательной. Ущерб здоровью компенсируется в денежном эквиваленте, а общая сумма может включать затраты на:
- стационарное лечение;
- лекарственные препараты и медицинские приспособления;
- массажи;
- физиопроцедуры;
- рентген;
- анализы и диагностические мероприятия;
- транспортные услуги (например, оплату такси для поездок в поликлинику);
- посещение психолога (даже ДТП, причинившее лёгкие повреждения, может вызвать необходимость в психологической поддержке).
Важно! Все затраты должны быть подтверждены документально, к делу обязательно прилагаются чеки, квитанции и т.п.
Как взыскать моральный вред с виновника ДТП
Кроме затрат материальных, пострадавший вправе потребовать моральную компенсацию, и это установлено Гражданским законодательством. Под моральным вредом понимают психологические и физические страдания, которые были причинены человеку в связи с временной нетрудоспособностью или травмами. В случае, если ущерб квалифицирован как «лёгкий», то для получения данной компенсации пострадавший должен подать в суд отдельный иск, приложив установленные документы, но процедура требует принятия окончательного решения судом и постановления о том, признан водитель виновным в ДТП или нет.
Даже в том случае, если суд оправдает водителя, иск на взыскание моральной компенсации может быть подан, но в этом случае на основании того, что автомобиль является источником повышенной опасности, владелец которого отвечает за последствия. В этой ситуации есть небольшой нюанс: рассчитывать на получения компенсации можно только в том случае, если в действиях пострадавшего не было злого умысла (т.е. это не должен быть пешеход, который, например, специально бросился на автомобиль с целью получения впоследствии денежной компенсации).
Что является самым важным в рассмотрении ДТП
В любой ситуации следует понимать, что каждый случай ДТП, в котором есть пострадавшие, пусть даже с травмами лёгкой степени, индивидуален, и требует участия опытного юриста. Это важно обеим сторонам по делу:
- водителю (необходимо, чтобы лёгкие повреждения «случайно» не оказались средними или умышленно попавший в аварию пешеход, не стал злоупотреблять в требовании суммы моральной компенсации);
- пострадавшему (причиненный вред здоровью и нравственным сторонам должен быть компенсирован сполна, особенно, если водитель грубо нарушил правила или умышленно совершил наезд).
Источник
- VZV
- 23.10.2007, 13:25
- Просмотров: 3095
Ситуация такова: въехали мне сегодня тостаточно ощутимо в зад, ну там оформили как положено, справка о ДТП, группа разбора.
Теперь, по прошествии 4-х часов начинаю чувствовать, что появляется головная боль и головокружение — видать о подголовник достаточно сильно приложился (может сотряс лёгкий, может ещё чего). Как эти симптомы грамотно задокументировать, чтобы явствовало, что они явились следствием ДТП?
Обсуждение закрыто модератором
alex999 23.10.2007, 13:30
#
не так это просто то есть, оформить повреждения можно в травмпункте, например, но связать их прямо в ДТП, теперь, если Вы не выссказывали жалобы на самочувствие при оформлении, не привлекали скорую, будет очень трудно, практически, невозможно. Если, только, не добиваться медэкспертизы
VZV 23.10.2007, 13:38
#
в объяснениях я написал «сильно ударился головой о подголовник". Это может как-то помочь?
Просто сразу после ДТП жалоб на здоровье не было.
Бегемот 4×4 23.10.2007, 13:50
#
труднодоказуемо, может ты дома ударился об скалку жены и теперь хочешь нахаляву на лечение денег получить. Судмедэкспертизу, и то она не даст 100% ответа. А скорей всего в стиле "сотрясение мозга. Могло стать следствием ДТП".
alex999 23.10.2007, 13:57
#
и еще, я недавно столкнулся с тем, что есть письмо Ген. прокуратуры от 03.11.2004 № 16-14-03, которое разъясняет, что степень тяжести вреда сдоровью пострадавшего может быть установлена только судебно-медицинским исследованием. Во как
Arkhipov K. 23.10.2007, 16:24
#
Я с этим меньше года назад столкнулся Потерпевший получил травмы, зафиксировал их в скорой, в травмпункте, затем все доки по травме передал в ГАИ (при желании он мог еще где-нибудь обследоваться и включить данные обследования в общий пакет документов, но видимо поленился), инспекора отдела дознания ГИБДД направили все эти документы на судебно-медицинскую экспертизу, где эксперты уже делали заключение, вред какой степени тяжести нанесен пострадавшему.
Соответственно вывод: если потерпевший в ДТП первоначально жаловался на травмы (зафиксировал их в протоколе-скорой-травмпункте, пусть даже без рентгеноснимков и детального обследования), он может впоследствии (в течении ближайших нескольких дней) пройти полное медобследование, документы по которому надо передать в ГАИ для приобщения к делу и передачи на СМЭ для выводов.
alex999 23.10.2007, 16:37
#
да, так можно, но не тянуть ибо есть сроки для административного расследования
VZV 23.10.2007, 17:22
#
я зафиксировал факт удара головой в объяснении если теперь ещё зафиксировать в травпункте — нормально будет?
P.S. кроме как в обяснении фиксировать было негде — скорую при такой травме вызывать не резон, а какой протокол может быть если въехали в меня? Нарушений ПДД нет — есть только справка о ДТП — в ней не пожалуешься на головную боль.
VZV 23.10.2007, 14:07
#
А если всё ж к дохтуру сходить и справку получить то как правильно ходатайствовать о её приобщении к делу?
alex999 23.10.2007, 14:12
#
а чего добиваетесь ?
VZV 23.10.2007, 14:27
#
Справедливости! мало того, что оппонент въехал мне в зад, так он ещё сделал это перестроившись из соседнего, притормаживающего ряда! А после этого пытался что-то предъявить в мой адрес, и при том матерными словами нехорошо бранился.
В итоге у меня машинка покоцана, голова бо-бо и вообще неприятно как-то..
alex999 23.10.2007, 14:37
#
ну ну
412-ый:-))) 23.10.2007, 13:39
#
Re:а сотряс имхо и проявляется не сразу….
isms 23.10.2007, 14:10
#
А легкий вообще не диагностируется. ТИпа только со слов:
"вполне возможно, что сознание терял, т.к. не помню, как мне протягивали штуку баксов, но помню, что потом рука дающего оскудела".
Да и экспертиза напишет "возможно ЧМТ", что судьи трактуют "скорее не былоЮ чем было".
Источник