Получил ушибы при дтп
Даже самые внимательные и имеющий большой опыт водители могут попасть в аварию. Даже если авария произошла по чужой вине, последствия бывают непредсказуемыми. Кто-то отделается лёгким испугом или парой ссадин, но иногда всё оборачивается серьёзнее. Приходится узнавать, что такое определение степени тяжести вреда здоровью при ДТП, в каком порядке и какие проведут исследования, изучать перечень необходимых документов. Виновника ждёт серьёзное наказание.
С какой целью устанавливают степень тяжести?
При наличии пострадавших в серьёзной аварии приезжает скорая помощь, и всё это отражается в справке о ДТП. Первая сторона отводится для записи информации о месте и времени происшествия, а также об участниках, их транспортных средствах, идентификации страховых полисов и т. д. На второй стороне указываются сведения о количестве пострадавших и погибших, был ли вызов скорой помощи, и если да, то какая бригада выезжала. Этот материал – первая ступень к тому, чтобы в будущем определить полученный вред и его степень тяжести при ДТП.
В России исследование могут проводить с целью:
- определения способа наказания для виновного лица;
- получения компенсации от страховой компании.
Справка о ДТП обязательно должна содержать информацию о потерпевших или погибших (на оборотной стороне).
Если есть возможность, стоит как можно скорее проверить написанное в выданной справке о происшествии. Некорректные, неточные сведения осложнят работу экспертной комиссии и получение страховой выплаты.
Становится возможным установить тяжесть нанесённого вреда здоровью с помощью судебно-медицинской экспертизы.
Строго прописанная законом процедура осуществления требует исполнения обязательных критериев:
- Исключительно госучреждения, осуществляющие судебно-медицинские исследования, и ИП, лицензированные на исполнение этого функционала, уполномочены созывать комиссию и выдавать заключение.
- Право проводить исследование имеют только штатные сотрудники этих учреждений с соответствующей квалификацией эксперта.
- Постановление в письменном виде по решению суда – необходимое основание для инициации исследования. Разрешение можно получить в прокуратуре или полиции.
- В состав рабочей группы непременно входит судмедэксперт и врачи с узкой специализацией, соответствующей расследуемому делу.
- Все члены комиссии одинаково ответственны за свои решения, наделены равными правами и имеют определённые обязанности.
По итогам работы комиссия выдаст заключение с указанием связи о причине и следствии полученных увечий/иным вредом со случившейся аварией. Чаще всего при наличии таких узкоспециализированных врачей, как гинеколог, нарколог или токсиколог, определяется степень тяжести вреда здоровью при ДТП. Врач-гинеколог или специалист этой сферы присутствует при потере беременной женщиной ребёнка из-за аварии. Психиатра приглашают, когда у пострадавшего есть признаки расстройства психического характера.
Если человек после ДТП начинает употреблять наркотики или заболевает токсикоманией, то в состав комиссии войдёт нарколог или токсиколог.
Устанавливаемая степень вреда
Причинённый ущерб, характеризующий степень тяжести травмы при ДТП, будет рассчитываться по специальной таблице. За ущерб, нанесённый здоровью, считают возникшие изменения и прекращение работы органов, тканей, организма в целом. Сюда же относят нарушение подвижности конечностей. Появившиеся из-за происшествия психологические проблемы или наркотические пристрастия и токсикомания тоже приравниваются к причинённому вреду.
Согласно закону № 194н от 24.08.2008, принятому учреждением Минздравсоцразвития РФ, полученный вред делится на три степени:
- тяжкий;
- средний;
- лёгкий.
С помощью этого разделения устанавливается наказание для лица, виновного в аварии.
Присуждаемое наказание зависит от условий конкретного дела, но есть следующие способы воздействия на нарушителя:
- Нанесение лёгкого вреда здоровью карается административной ответственностью. Возможно присуждение штрафа в размере 2500 – 5000 р. или до 1 – 1,5 лет изъятие водительских прав.
- Когда экспертное заключение определяет среднюю тяжесть, санкции становятся строже (взыскание 10000 – 25000, отстранение от руля на 1,5 – 2 года). Действия виновника всё ещё относятся к разряду административных правонарушений.
- Причинение тяжкой степени влечёт уголовную ответственность, нарушителя могут посадить за решётку от трёх до девяти лет и изъять удостоверения водителя на 3 года.
Виновным в причинении тяжкого вреда есть чего опасаться – их деяние будет расценено как уголовно наказуемое.
Судмедэксперты решают, как оценивается вред здоровью при ДТП. Зачастую решение судьи базируется на заключении, вынесенном судмедэкспертами.
Процедура выявления полученного вреда
Для вычисления формулы расчёта тяжести последствий при ДТП созванная комиссия руководствуется указанными нормативными документами:
- Постановление Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 – при проведении исследования.
- Закон № 73-ФЗ от 31.05.2002 – для оформления заключения.
Объектом для проведения исследования является:
- живой человек;
- труп или его сохранившиеся части;
- весь материал по делу, который удастся получить.
При проведении процедуры подробно изучают весь материал, имеющий отношение к исследованию:
- административные подтверждения – справку, постановление, фотографии с места произошедшего ДТП, если они есть;
- медицинские документы – отчёт бригады скорой помощи, выезжавшей на место происшествия, карточку пациента из больницы.
Судмедэксперты могут отправить запрос в поликлинику о выдаче медкарты для уточнения: имело ли исследуемое лицо повреждения или серьёзные заболевания до аварии.
Иногда судмедэксперт при наличии информации только медицинского характера способен определить как нанесённый вред здоровью при ДТП, так и степень тяжести. Некоторые дела допускают такую возможность.
После получения всех материалов проходит опрос потерпевшего с осмотром. Проводят все необходимые дополнительные обследования, например, ультразвуком. Меры принимаются для точного установления состояния человека после дорожного происшествия.
Получив всю необходимую информацию, комиссия тщательно её анализирует и выдаёт своё решение в письменном виде. В документе обязательно указывается тяжесть причинённого вреда, а внизу ставится подпись входящего в состав комиссии судмедэксперта.
Для получения каких-либо дополнительных сведений, документов, судмедэксперт составляет ходатайство. Тогда заседание комиссии возобновится после их получения.
От чего зависит присваиваемая степень
Перед сотрудником, ответственным за судебно-медицинский анализ, стоит ряд вопросов. Ответ на них поможет ему выявить степень тяжести.
Комиссия обязана выяснить:
- как влияют нанесённые при аварии травмы на жизнь потерпевшего – представляют ли опасность, смогут ли спровоцировать летальный исход;
- последствия полученных увечий;
- продолжительность потери трудоспособности – временная (как долго продлится) или стойкая (каково её процентное значение);
- полученный вред здоровью и жизни.
Под стойкой нетрудоспособностью понимается как абсолютная утрата трудоспособности, так и временная, имеющая тенденцию к сохранению и периодически повторяющаяся.
Профессиональная потеря трудоспособности проявляется в невозможности заниматься определённым видом деятельности.
Степень тяжести присваивается по таблице, находящейся в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.2008.
Ориентируются по следующему:
- квалифицирующим признакам;
- медицинским критериям.
По этому источнику вычисляют процентное значение стойкой утраты общей трудоспособности в случае получения значительных повреждений, отравления и прочих воздействий внешней среды. Оценка всегда будет кратной пяти для удобства подсчёта.
Подробнее о сроке нетрудоспособности
Период нарушения трудоспособности человека называют длительностью расстройства здоровья.
Потерю трудоспособности разделяют на подвиды:
- временная;
- стойкая.
При временной трудоспособности эксперт анализирует всю предоставленную медицинскую документацию с целью:
- установления характера нанесённых повреждений, их степени выраженности;
- вычисления стандартной продолжительности лечения;
- установление срока восстановительного периода.
Судмедэксперт критически оценивает полученную информация – он вычисляет только те повреждения, которые имеют причинно-следственную связь с произошедшей аварией.
Комиссия оценивает только полученные травмы, и длительность именно их лечения и восстановления. Если человек имел проблемы со здоровьем до аварии, то их лечение не будет оценено.
Учитываются многие факторы, в их числе:
- общий уровень здоровья потерпевшего;
- иммунитет;
возрастной диапазон; - образ жизни – имеет ли вредные привычки и прочее.
Бывают ситуации, что по семейным обстоятельствам или личным мотивам человек отказывается от листа нетрудоспособности и спешит на рабочее место.
Судмедэксперты выявляют причину, если состояние потерпевшего стало хуже после аварии или он получил дополнительные осложнения. Если самочувствие потерпевшего ухудшено неквалифицированной медпомощью, то экспертная комиссия обязана указать это в заявлении.
Если состояние больного ухудшилось после ДТП из-за некачественной медпомощи, то изначально присвоенная степень причинённого вреда не изменяется в большую сторону. Комиссию интересуют исключительно травмы, полученные исследуемым объектом в дорожно-транспортном происшествии. Именно от этой информации будет зависеть полученное виновником наказание и последующие выплаты, например, по ОСАГО. Однако когда полученные увечья влияют на хронические болезни или травмы, полученные до аварии, специально созванная комиссия определит их степень тяжести.
Ориентируясь на общую клиническую картину, выявляют три степени потери трудоспособности:
- Нанесение тяжёлого вреда. Будет стойкая нетрудоспособность – по таблице оценивается более 30%. Длительная потеря здоровья требует превышающего 120 дней лечения.
- Получение средней тяжести. Утрата трудоспособности получает оценку от 10% до 30%. Временная нетрудоспособность длится менее 21 дня.
- Нанесение лёгкого вреда. Потеря трудоспособности небольшая, не превышает 10%. Потерпевшему присваивают временную нетрудоспособность длительностью менее 21 дня.
Комиссия не оценивает ссадины, кровоподтёки, ушибы, т. е. небольшие телесные повреждения поверхностного характера. Если эти явления не являются препятствием к возвращению на рабочее место и не провоцируют проблемы со здоровьем.
Медицинские критерии
Судмедэксперты основывают свой расчёт на медицинских критериях, согласно которым выявляется степень полученного для здоровья вреда. Прописаны в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 194н, подпункты 6, 7 и 8.
Определяют повреждения, приводящие к получению тяжёлого вреда, при которых скорость и качество оказания медпомощи решающего значения не имеют:
- обильная кровопотеря;
- травмы спинного мозга, внутричерепные, крупных сосудов, солнечного сплетения, щитовидки;
- переломы хребта, черепа, костей;
- прерывание беременности, если из-за аварии случился выкидыш, погиб плод или произошли преждевременные роды;
- потеря речи, органа или ухудшение/потеря его функций (глухота, слепота);
- появление зависимости от наркотических или токсических веществ, психические расстройства;
- обезображивание лица.
В последнем случае на комиссии должен присутствовать пластический хирург. Если имеет место необратимое изменение лица, то по экспертизе будет выявлен только сам факт увечья. В дальнейшем определять полученную степень тяжести будет суд. Те дефекты, которые не пройдут самостоятельно, называются неизгладимым изменением.
При оценивании степени выбирают один, наиболее тяжёлый признак. В то же время при существовании нескольких равнозначных травм во внимание будет принята их совокупность.
Если повреждения представляют друг для друга отягощающий фактор, то все они имеют значение при определении степени вреда.
К лёгкой степени полученного вреда относятся:
- лёгкое сотрясение мозга;
- перебои в работе организма, проходящие в течение трёх недель.
Средняя степень причинённого вреда ставится в следующих случаях:
- средняя стадия сотрясения мозга;
- потеря трудоспособности на 1/3 (длительная).
При получении вреда лёгкого и среднего отмечается невозможность выйти на рабочее место от 1 до 20 суток.
Нанесение тяжкого вреда регулируется статьёй 264 УК РФ. К этой категории относят вред, вызывающий угрозу для жизни или создающий предпосылки для наступления опасного состояния:
- множественные переломы, например, бедра, ключицы, грудной клетки, рёбер и т. д.;
- рана кожи головы, переходящая в область черепа – как с повреждением, так и без проникновения в область головного мозга;
- внутричерепная травма;
- ожоги 3 – 4 степени;
- впадение в состояние комы, шока 3 – 4 степени;
- обильная кровопотеря;
- возникновение психических расстройств, пристрастий к вредным веществам.
Обязательно оценивают влияние полученных травм на последующую жизнь, длительность лечения и реабилитационного периода, будет ли потерпевший в состоянии вернуться к своей профессиональной деятельности.
Юридическая сторона вопроса
При полученном вреде здоровью возбуждают дело, даже если потерпевший не предъявил никаких претензий. Иногда при получении лёгкого вреда стороны пытаются договориться мирно, чтобы избежать длительных судебных разбирательств. Потерпевший и виновник вправе заключить соглашение. После получения денег пострадавший пишет расписку, в которой указывает полученную сумму и подтверждает отсутствие претензий к виновнику.
Однако нередко потерпевшая сторона настаивает на получении полной компенсации, включая возмещения морального вреда. По ГК РФ предусмотрены компенсации такого рода.
Такие иски поступают чаще всего в следующих случаях:
- погиб ребёнок у беременной женщины или потеря родственника в аварии;
- получение увечья, причиняющего сильную боль;
- потеря возможности исполнять рабочие/профессиональные обязанности после произошедшей трагедии;
- появление нарушений психической системы.
Нужны веские основания, подтверждающие полученный моральный вред. Например, в суд можно обратиться с заключением психиатра, оказывающего пострадавшему помощь после аварии.
Для предъявления требований к виновнику нужно подать иск в районный суд туда, где находится ответчик. Необходимо составить исковое заявление грамотно и хорошо обосновать сумму компенсации.
После дорожного происшествия потерпевший вправе обратиться за возмещением по ОСАГО в страховую компанию виновника. По договорам, заключённым с начала апреля 2015 г. максимальный размер возмещения составляет 500 000 р. Если фактический размер ущерба превышает установленный законом лимит, недостающую сумму требуют с лица, виновного в совершении нарушения. При отказе или игнорировании требований о покрытии ущерба или расходов, связанных с лечением, нарушителя можно привлечь к ответственности в судебном порядке.
Post Views: 2
Источник
Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник