Нарушения речи после ушиба

Нарушения речи после ушиба thumbnail

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив – желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи – будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи – ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ («Вы гуляли сегодня?»), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения («Какие заболевания вы перенесли в детстве?»).

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая – кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы – за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года – Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

Читайте также:  Ребенок ушиб коленку что делать

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция – метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Своеобразным и очень эффективным средством психотерапии служит и сама атмосфера центра, организатором и вдохновителем которой является Виктор Шкловский – человек, воплотивший в жизнь самые смелые замыслы своих научных наставников. Достигнутые результаты позволяют надеяться на ощутимый прогресс в этой области. В последние годы в результате осуществляемой в центре комплексной системы реабилитации восстановление высших психических функций произошло у 43,4% больных, отсутствие улучшения было только у 2,9%. 17–22% пациентов возвратились к тем или иным видам работы.

Домашнее задание

Мой отец недавно перенес инсульт. Пострадала речь. Он занимается с логопедом, но проблемы уходят медленно. Скажите, а могут ли в этой ситуации чем-то помочь близкие больного?

Маргарита, Магнитогорск

Отвечает доктор медицинских наук, сотрудник НИИ неврологии РАМН Наталья Шахпаронова:

– Родные и близкие пациента после инсульта должны с ним как можно больше разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и «речи про себя». Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно.

Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий будет вкладом в восстановление его речи.

При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение – обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях.

Смотрите также:

  • Николай Шинаев: «Чтобы противостоять стрессам, нужно свой организм тренировать» →
  • Научный взрыв мозга. Какие новые методы лечения применяются в неврологии? →
  • Медпомощь онлайн. Польза или потерянное время? →

Источник

У пациентов с органическим поражением головного мозга часто наблюдаются проблемы с речью – ее частичная или полная утрата, неправильное произношение, искажение звуков. Эти речевые нарушения сильно снижают качество жизни пациента и заставляют его изолироваться от людей. Что происходит с человеком, потерявшим возможность контролировать свою речь, и как ему можно помочь, рассказывает учитель-дефектолог Республиканской клинической больницы медицинской реабилитации Илона Кочетова.

Причины речевых нарушений

Это происходит вследствие нарушения мозгового кровообращения, опухоли, нейроинфекции, черепно-мозговой травмы. Иногда нарушения обнаруживаются после проведения нейрохирургической операции. В зависимости от того, в какой зоне был задет речевой центр, может развиться то или иное речевое нарушение.

К счастью, это обратимый процесс. При вовремя начатой планомерной работе потерянные функции можно восстановить. Я сейчас как раз работаю с таким пациентом. Он поступил после инсульта с диагнозом «афазия», вообще не понимал обращенную к нему речь, говорил, но лексикон при этом был весьма скудным, не мог писать, читал только простые слова. Прошло 5 месяцев после начала занятий – он уже вышел на работу и живет обычной жизнью.

Читайте также:  Болит палец от ушиба

Формы речевых нарушений

Самые распространенные речевые нарушения, с которыми поступают пациенты, – афазия и дизартрия.

Причина афазии (утрата речи) – повреждение речевого центра в головном мозге, проще говоря, не поступает сигнал от мозга к языку. Причина дизартрии (неправильное произношение) – отсутствие связи между мозгом и мышцами, которые участвуют в артикуляции. Другими словами, это неполный паралич органов артикуляции. Человек все понимает, пишет, читает. Но слова произносит неправильно.

Эти речевые нарушения имеют 6 различных форм и могут быть выражены слабо, умеренно или сильно. Так, человек с легкой степенью дизартрии может путать буквы в слове, к примеру, вместо «кран» говорить «кнар». Понимание обращенной к нему речи, чтение и письмо (эти функции напрямую связаны с речью) у него сохраняются. Человек с сенсорной афазией может понимать речь других людей, но при этом сам он не в состоянии выразить свои мысли. Он может вести себя импульсивно, активно жестикулировать, его речь кажется другим бессмысленным потоком слов. При этом интеллект его полностью сохранен. Пациент с тяжелой формой афазии (сенсомоторной) не понимает обращенной к нему речи и сам не может ничего сказать. Если обратиться к нему с самой простой инструкцией, например, поднять руку или показать телефон, он не поймет этих слов.

Как правило, проблему замечает лечащий врач, который ведет пациента по его основному заболеванию. Как правило, он приглашает невролога и логопеда, и они уже выставляют окончательный диагноз. Лечение речевых нарушений нужно начинать как можно раньше, буквально на больничной койке стационара. И продолжать после выписки в реабилитационном учреждении. Это даст больше шансов на выздоровление.

Как проходит реабилитация речевых нарушений

К примеру, в нашей больнице с ними работают пять опытных логопедов. Работа основывается на индивидуальном подходе, используются различные реабилитационные методики по восстановлению речи, большое количество наглядного материала, специальные упражнения, тексты.

При дизартрии используем артикуляционные, дыхательные упражнения, мимическую гимнастику, упражнения для улучшения просодической стороны речи.

Занятия длятся 30–40 минут. При легкой степени они проходят через день, при тяжелой – каждый день. Реабилитация после черепно-мозговой травмы длится 21 день, после инсульта – 28 дней. За это время у пациента может начаться прогресс, но и после выписки останавливать занятия ни в коем случае нельзя. Иначе есть риск отката к прежнему состоянию.

Логопед-афазиолог – довольно редкий специалист. Не во всех регионах его можно найти. Тем не менее надо искать и не сдаваться. Во-первых, можно обратиться в поликлинику по месту жительства. При наличии симптомов терапевт/врач общей практики даст направление на реабилитацию. К нам в больницу едут со всей республики.

Еще один вариант – связаться с логопедом онлайн, например, по видеосвязи, по скайпу. При легкой и средней форме можно работать вполне эффективно. Желательно выходить на связь с логопедом два раза в неделю. Он будет оценивать состояние, давать задания и контролировать их выполнение.

Если затянуть с восстановлением и обратиться к логопеду, скажем, через два года, то даже при интенсивной работе больших улучшений не будет. Как ни странно, такие случаи бывают. Пациенты с сенсорной афазией часто подстраиваются под свою болезнь, начинают хорошо ориентироваться в своем бытовом пространстве дома и какие-то элементарные вещи они понимают, смотрят телевизор вместе с семьей, машут головой, если к ним обращаются с вопросом. Часто родственники даже не знают, что их близкие люди заболели. Они не замечают, что человек, к примеру, перестал читать или писать от руки.

Если у вас есть сомнения по поводу близкого человека, попросите его прочитать фрагмент из книги или переписать его на бумаге. Посмотрите, изменились ли речь, интонация, темп чтения, почерк. Можно разложить перед человеком три предмета и попросить его сказать, где тут телефон, расческа или яблока. Если он не сможет это сделать – это повод обратиться к врачу.

Важно помнить, что родственники не в состоянии оценить состояние пациента. Такую оценку может дать только логопед. Но кое-то они сделать могут. При реабилитации речевых нарушений исключительно важна поддержка близких людей.

Рекомендации для родственников пациентов с афазией и дизартрией

Люди с сенсорной афазией все слышат, но при этом они не понимают окружающих. Если хотите представить, каково это, вообразите, что к вам обращается иностранец на неизвестном языке. Кто-то реагирует испугом, кто-то раздражением. Есть определенные правила общения с такими людьми, их надо знать. (Правила вы найдете в конце статьи.)

Читайте также:  Сколько длится ушиб ноги

Одна из основных рекомендаций – не относиться ко взрослому человеку как к ребенку. Допустим, заболел мужчина 55 лет, до инсульта он работал на должности руководителя, у него семья, дети, статус. Да, он потерял речь, но интеллект-то у него сохранен. И вот родственники, пытаясь научить его заново читать и писать, дают ему букварь. Это может спровоцировать агрессию со стороны пациента. И это понятно. Поэтому наглядный материал должен быть достаточно взрослым.

К счастью, многие родственники пациентов интуитивно сразу находят правильный подход, не только поддерживают близкого человека, но и вместе с ним занимаются – пишут, считают, даже поют песни. Упражнения для самостоятельных занятий есть в отрытом доступе в интернете. При желании их можно найти и скачать.

На эффективное восстановление речи влияет много факторов. Имеет значение очаг поражения головного мозга и его размеры. Также важно как можно раньше начать реабилитацию. По результатам исследований наилучшая эффективность достигается при старте в первые 3 месяца.

Восстановление речи – очень длительный и трудоемкий процесс, он не заканчивается в реабилитационном отделении. Когда человек возвращается домой и приступает к самостоятельной работе, ему важна поддержка родственников в его занятиях. Они часто испытывают огромный дискомфорт, стеснение, недоверие, не хотят, чтобы кто-то видел их недуг. Но это ошибка. Я настаиваю, чтобы мои пациенты не изолировали себя от общества, а обязательно оставались в своем привычном близком кругу людей, способных поддержать их. По моему опыту так пациенты восстанавливаются быстрее.

Еще крайне важна мотивация самого пациента. Речевые нарушения – это не то, что пройдет само со временем. Хочет ли человек сам прилагать усилия и двигаться к выздоровлению? У меня был пациент с сосудистой патологией. По профессии он журналист, речь – это его заработок. Поэтому и мотивация у него была крайне высокая, занимался он с полной отдачей. В результате ему удалось вернуться в профессию.

Тем не менее даже с немотивированным человеком мы продолжаем работать. Хвалим его, поддерживаем, вызываем положительные эмоции. В нашей больнице с пациентами работают еще и психологи – они восстанавливают когнитивные функции (память, внимание, мышление) и вселяют веру в себя.

Что касается возраста, то я могу согласиться с утверждением, что молодые люди, как правило, отстраиваются быстрее. Но это происходит не всегда. Я могу привести пример, когда вот уже пять лет 20-летний парень пытается восстановиться после ДТП, но пока еще не может выйти на работу. А потерявшая речь 75-летняя женщина за 3 месяца так отстроилась, что теперь самостоятельно живет в квартире, отвечает на телефонные звонки – и родственники за нее спокойны.

Рекомендации по общению с людьми с афазией

  • Говорите медленно, короткими предложениями, интонационно выделяя важные слова.
  • Спрашивайте, понимает ли вас человек.
  • Когда важно обеспечить понимание, задавайте простые вопросы, требующие ответа «да/нет».
  • Давайте время на ответ, не торопитесь и проявляйте терпение.
  • Показывайте человеку, что вы его понимаете или не понимаете.
  • Используйте жесты, рисунки, показывайте на предметы. Можно использовать для общения самодельные или готовые наборы картинок или символов.
  • Иногда человеку с афазией проще нарисовать, чем сказать: имейте при себе пишущие принадлежности.
  • Когда говорите, можно попробовать записывать на бумаге ключевые слова в качестве зрительной опоры. Однако учтите, что часто при афазии сильно нарушено и чтение.
  • Устраняйте отвлекающие факторы и фоновый шум (радио, ТВ).

Чего не стоит делать

  • Говорить как с ребенком или как с человеком с нарушениями слуха или интеллекта.
  • Говорить за человека, заканчивать за него предложения.
  • Обсуждать человека в его присутствии, даже если он плохо понимает речь.
  • Проявлять нетерпение, требовать речевого общения на прежнем уровне.
  • Заниматься по азбуке или букварю.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

Источник