Кручение с растяжением внутренние усилия
Внутренние усилия при кручении
Кручение стержня вызывается действием нагрузок, образующих моменты относительно его оси. Такие нагрузки называются скручивающими. Они могут быть сосредоточенными и распределенными по длине стержня. Например, на рис. 8.1 показаны сосредоточенные скручивающие моменты М{ и М2, приложенные в сечениях z = cnz=b,w скручивающая нагрузкаm(z), распределенная на участке стержня от с до d. Ее равнодействующая равна
Кручение как основной вид деформации характерно для элементов машиностроительных конструкций, таких как валы двигателей, оси моторных вагонов и локомотивов и т. п. В строительных конструкциях кручение может иметь место при пространственной работе элементов стержневых систем, что в большинстве случаев является нежелательным.
Рассмотрим стержень, находящийся в равновесии под действием произвольных скручивающих нагрузок (см. рис. 8.1). Для определения внутренних усилий в стержне применим к нему метод сечений и рассечем его в произвольном сечении z• Влияние любой
Рис. 8.1
из отброшенных частей стержня можно заменить действием только одного внутреннего усилия — крутящего момента Mv = М. Для его определения составим уравнение равновесия оставшейся левой части стержня (см. рис. 8.1):
Таким образом, крутящий момент в поперечных сечениях стержня определяется как сумма скручивающих нагрузок, приложенных к одной из его частей. Крутящий момент будем считать положительным, если при взгляде на сечение со стороны внешней нормали он стремится повернуть оставшуюся часть стержня против хода часовой стрелки (рис. 8.2, а, б).
В общем случае крутящие моменты переменны по длине стержня. Закон их изменения можно изобразить графически с помощью эпюры крутящих моментов. Для правильного построения эпюры Мк используется дифференциальное соотношение между крутящим моментом и распределенной скручивающей нагрузкой.
Вырежем из скручиваемого стержня на участке, где действует m(z), элемент dz и рассмотрим его равновесие (рис. 8.3). Влияние отброшенных частей стержня заменим действием крутящих моментов ЛГ и М* = Л/ + dM ‘, где dM„ — приращение (диффе-
К К К ку к
ренциал) крутящего момента на длине dz.
Рис. 8.2
Рис. 8.3
Вследствие малости dz распределенную в пределах элемента нагрузку можно считать постоянной.
Составим уравнение равновесия элемента:
где произведение mdz представляет собой равнодействующую скручивающей нагрузки на участке dz.
Поделив это уравнение на dz, получим искомое дифференциальное соотношение
Из этого соотношения следует, что на участках стержня, свободных от распределенной скручивающей нагрузки, крутящий момент является постоянным или ступенчато-постоянным по величине, а на участках, где т = const, он изменяется по линейному закону.
Пример 8.1. Построим эпюру крутящих моментов для стержня, показанного на рис. 8.4, а. Вычислим значения крутящих моментов в характерных сечениях стержня, начиная со свободного конца.
Рис. 8.4
На участке ЛВ крутящий момент изменяется по линейному закону от 0 в сечении Л до 2та в сечении В. На участках ВС и CD крутящий момент имеет постоянное значение, равное соответственно 2та и —Ъта. Эпюра крутящих моментов приведена на рис. 8.4, б.
Источник
Кручением называется такой вид деформации бруса, при котором в его поперечных сечениях возникает только один внутренний силовой фактор – крутящий момент T.
Брусья, испытывающие кручение, принято называть валами.
Внутренний крутящий момент
Внутренние скручивающие моменты появляются под действием внешних крутящих моментов mi, расположенных в плоскостях, перпендикулярных к продольной оси бруса.
Скручивающие моменты передаются на вал в местах посадки зубчатых колес, шкивов ременных передач и т.п.
Величина крутящего момента в любом сечении вала определяется методом сечений:
т.е. крутящий момент численно равен алгебраической сумме скручивающих моментов mi, расположенных по одну сторону от рассматриваемого сечения.
Правило знаков внутренних скручивающих моментов:
Положительными принимаются внутренние моменты, стремящиеся повернуть рассматриваемую часть вала против хода часовой стрелки, при рассмотрении со стороны отброшенной части вала.
В технике наиболее широко используются валы круглого поперечного сечения.
Теория кручения круглых валов основана на следующих гипотезах:
- поперечное сечение, плоское до деформации вала, остается плоским и после деформации;
- радиусы, проведенные мысленно в любом поперечном сечении, в процессе деформации вала не искривляются.
Напряжения при кручении
В поперечных сечениях вала при кручении имеют место только касательные напряжения.
Касательные напряжения, направленные перпендикулярно к радиусам, для произвольной точки, отстоящей на расстоянии ρ от центра, вычисляются по формуле:
где Iρ — полярный момент инерции.
Эпюра касательных напряжений при кручении имеет следующий вид:
Касательные напряжения меняются по линейному закону и достигают максимального значения на контуре сечения при ρ= ρmax:
Здесь:
— полярный момент сопротивления.
Геометрические характеристики сечений:
а) для полого вала:
б) для вала сплошного сечения (c=0)
в) для тонкостенной трубы (t0,9)
где
— радиус срединной поверхности трубы.
Деформации
Деформации валов при кручении заключаются в повороте одного сечения относительно другого.
Угол закручивания вала на длине Z определяется по формуле:
Если крутящий момент и величина GIρ, называемая жесткостью поперечного сечения при кручении, постоянны, для участка вала длиной l имеем:
Угол закручивания, приходящийся на единицу длины, называют относительным углом закручивания:
Расчет валов сводится к одновременному выполнению двух условий:
- условию прочности:
- условию жесткости:
Для стальных валов принимается:
Используя условия прочности и жесткости, как и при растяжении – сжатии можно решать три типа задач:
- проверочный расчет, заключающийся в проверке выполнения условий прочности и жесткости при известных значениях крутящего момента, размеров и материала вала.
- Проектировочный расчет, при котором вычисляются диаметры:
при этом берется большее из найденных значений, а затем принимается стандартное значение по ГОСТ. - Определение грузоподъемности вала:
Из двух найденных значений крутящего момента необходимо принять меньшее.
При кручении, наряду с касательными напряжениями в поперечных сечениях, в соответствии с законом парности, касательные напряжения возникают и в продольных сечениях. Таким образом, во всех точках вала имеет место чистый сдвиг.
Главные напряжения σ1 = τ, σ3 = -τ наклонены под углом α=±45о к образующей.
Потенциальная энергия упругой деформации определяется по формуле
или для участка вала при постоянном T и GIρ
Лекции по сопромату >
Примеры решения задач >
Источник
Кручением называется нагружение, при котором в поперечном сечении бруса возникает только один внутренний силовой фактор — крутящий момент.
Внешними нагрузками также являются две противоположно направленные пары сил.
Рассмотрим внутренние силовые факторы при кручении круглого бруса (рис. 26.1). Для этого рассечем брус плоскостью I и рассмотрим равновесие отсеченной части (рис. 26.1а). Сечение рассматриваем со стороны отброшенной части.
Внешний момент пары сил разворачивает участок бруса против часовой стрелки, внутренние силы упругости сопротивляются повороту. В каждой точке сечения возникает поперечная сила dQ (рис. 26.1б). Каждая точка сечения имеет симметричную, где возникает поперечная сила, направленная в обратную сторону. Эти силы образуют пару с моментом
dm = pdQ;
р — расстояние от точки до центра сечения. Сумма поперечных сил в сечении равна нулю:
С помощью интегрирования получим суммарный момент сил упругости, называемый крутящим моментом:
Практически крутящий момент определяется из условия равновесия отсеченной части бруса.
Крутящий момент в сечении равен сумме моментов внешних сил, действующих на отсеченную часть (рис. 26.1 в):
Эпюры крутящих моментов
Крутящие моменты могут меняться вдоль оси бруса. После определения величин моментов по сечениям строим график-эпюру крутящих моментов вдоль оси бруса.
Крутящий момент считаем положительным, если моменты внешних пар сил направлены по часовой стрелке, в этом случае момент внутренних сил упругости направлен против часовой стрелки (рис. 26.2).
Порядок построения эпюры моментов аналогичен построению эпюр продольных сил. Ось эпюры параллельна оси бруса, значения моментов откладывают от оси вверх или вниз, масштаб построения выдерживать обязательно.
Примеры решения задач
Пример 1. На распределительном валу (рис. 26.3) установлены четыре шкива, на вал через шкив 1 подается мощность 12 кВт, которая через шкивы 2, 3, 4 передается потребителю; мощности распределяются следующим образом: Р2 = 8 кВт, Р3 = 3 кВт, Р4 = 1кВт, вал вращается с постоянной скоростью ω = 25 рад/с. Построить эпюру крутящих моментов на валу.
Решение
1. Определяем моменты пар сил на шкивах.
Вращающий момент определяем из формулы мощности при вращательном движении
Момент на шкиве 1 движущий, а моменты на шкивах 2, 3, 4 — моменты сопротивления механизмов, поэтому они имеют противоположное направление. Брус скручивается между движущим моментом и моментами сопротивления. При равновесии момент движущий равен сумме моментов сопротивления:
2. Определяем крутящие моменты в поперечных сечениях бруса с помощью метода сечений.
3. Строим эпюру крутящих моментов. Заметим, что скачок на эпюре всегда численно равен приложенному вращающему моменту.
Выбираем соответствующий масштаб.
Откладываем значения моментов, штрихуем эпюру поперек, обводим по контуру, записываем значения моментов (см. эпюру под схемой вала (рис. 26.3)). Максимальный крутящий момент на участке III Мкз = 320 Н*м.
Пример 2. Выбрать рациональное расположение колес на валу (рис. 26.5). m1 = 280 Н • м; т2 = 140 Н • м; т3 = 80 Н* м.
Примечание. Меняя местами колеса (шкивы) на валу, можно изменять величины крутящих моментов. Рациональным расположением является такое, при котором крутящие моменты принимают минимальные из возможных значения.
Рассмотрим нагрузки на валу при различном расположении колес.
Из представленных вариантов наиболее рационально расположение шкивов в третьем случае, здесь значения крутящих моментов минимальны. Вывод: при установке шкивов желательно, чтобы мощность подавалась в середине вала и по возможности равномерно распределялась направо и налево.
Пример 3. Для бруса, изображенного на рис. 2.34, а, построить эпюру крутящих моментов.
Решение
1. Заданный брус имеет три участка I, II, III. Напомним, что границами участков являются сечения, в которых прилажены внешние (скручивающие) моменты.
В данном случае проще, применяя метод сечений, оставлять левую и отбрасывать правую часть бруса — это дает возможность не определять реактивный момент в заделке.
Проводим произвольное поперечное сечение на участке I и составляем уравнение равновесия для оставленной части бруса, изображенной отдельно на рис. 2.34, 6:
В любом сечении участка I крутящий момент имеет найденное значение M1z = т. Из уравнения равновесия для оставленной части значение M1zполучилось со знаком плюс. Это указывает на то, что выбранное направление M1z соответствует действительному.
Эпюра крутящих моментов на этом участке — прямая, параллельная оси абсцисс. Согласно принятому правилу знаков М1я отрицателен, и ординаты эпюры откладываем вниз от ее оси.
2. Проводим произвольное поперечное сечение на участке II и составляем уравнение равновесия для оставленной части бруса, изображенной отдельно на рис. 2.34, в:
Откуда
И в этом случае выбранное направление MIIz соответствует действительному. В любом сечении участка II крутящий момент MzII= 2m. Согласно принятому правилу знаков, MzIIположителен и ординаты эпюры откладываем вверх от ее оси.
3. Проводим произвольное поперечное сечение на участке III и составляем уравнение равновесия для оставленной части бруса, изображенной отдельно на рис. 2.34, г:
откуда
В любом сечении участка III MzIII = —Зт.
Эпюра крутящих моментов представлена на рис. 2.34, д.
При нагружении бруса сосредоточенными моментами эпюра всегда имеет такой же характер, как и в рассматриваемом случае: на отдельных участках она ограничена прямыми, параллельными оси абсцисс; в местах приложения внешних (скручивающих) моментов получаются скачки на величину этих моментов.
Пример 4. На вал насажены шкивы 1, 2, 3, 4 (рис. 2.35, а). Шкив 1 передает от источника энергии на вал мощность N1 = 5,2 кВт, а остальные шкивы снимают с вала и передают рабочим машинам мощности соответственно N2 = 1,5 кВт; N3 = 1,7 кВт; N4 = 2,0 кВт. Вал вращается с частотой п = 240 об/мин. Построить эпюру крутящих моментов.
Решение
При построении эпюры крутящих моментов потери в подшипниках не учитываются, поэтому сумма снимаемых с вала мощностей равна подводимой к нему мощности (Л^—N2+Nb+N4). В действительности потери имеют место, но их величина незначительна — не превышает 1—2% передаваемой мощности.
Вычислим внешние (скручивающие) моменты, приложенные к валу:
где
На рис. 2.35,6 показана расчетная схема вала. Вал имеет три участка I, II, III. Эпюра крутящих моментов начинается от середины шкива 1.
На участке I
на участке II
на участке III
Эпюра крутящих моментов показана на рис. 2.35, в.
Поменяем местами шкивы 1 и 2 (рис. 2.36, а). Расчетная схема вала показана на рис. 2.36, б.
Эпюра крутящих моментов начинается от середины шкива 2.
На участке I
на участке II
на участке III
Сравнивая эпюры крутящих моментов (см. рис. 2.35, б и 2.36, в), видим, что во втором случае максимальный крутящий момент меньше, чем в первом. Следовательно, второй вариант расположения ведущего шкива предпочтительнее.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие деформации возникают при кручении?
2. Какие гипотезы выполняются при деформации кручения?
3. Изменяются ли длина и диаметр вала после скручивания?
4. Какие внутренние силовые факторы возникают при кручении?
5. Что такое рациональное расположение колес на валу?
6. Для заданного вала (рис. 26.6) выбрать соответствующую эпюру крутящих моментов (а, б, в), m1= 40 Н • м; m2= 180 Н • м; m0= 280 Н • м.
7. В каком порядке рациональнее расположить шкивы на валу для уменьшения нагрузки на вал (рис. 26.7)?
ЛЕКЦИЯ 27
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
Построение эпюр крутящих моментов
Иметь представление о деформациях при кручении, о внутренних силовых факторах при кручении.
Уметь строить эпюры крутящих моментов.
Деформации при кручении
Кручение круглого бруса происходит при нагружении его парами сил с моментами в плоскостях, перпендикулярных продольной оси. При этом образующие бруса искривляются и разворачиваются на угол γ называемый углом сдвига (угол поворота образующей). Поперечные сечения разворачиваются на угол φ, называемый углом закручивания (угол поворота сечения, рис. 26.1).
Длина бруса и размеры поперечного сечения при кручении не изменяются.
Тема 2.5. Кручение. Внутренние силовые факторы при кручении 217
Связь между угловыми деформациями определяется соотношением
l— длина бруса; R — радиус сечения.
Длина бруса значительно больше радиуса сечения, следовательно, φ » γ.
Угловые деформации при кручении рассчитываются в радианах.
Гипотезы при кручении
1. Выполняется гипотеза плоских сечений: поперечное сечение бруса, плоское и перпендикулярное продольной оси, после деформации остается плоским и перпендикулярным продольной оси.
2. Радиус, проведенный из центра поперечного сечения бруса, после деформации остается прямой линией (не искривляется).
3. Расстояние между поперечными сечениями после деформации не меняется. Ось бруса не искривляется, диаметры поперечных сечений не меняются.
Внутренние силовые факторы при кручении
Кручением называется нагружение, при котором в поперечном сечении бруса возникает только один внутренний силовой фактор — крутящий момент.
Внешними нагрузками также являются две противоположно направленные пары сил.
Рассмотрим внутренние силовые факторы при кручении круглого бруса (рис. 26.1).
Для этого рассечем брус плоскостью I и рассмотрим равновесие отсеченной части (рис. 26.1а). Сечение рассматриваем со стороны отброшенной части.
Внешний момент пары сил разворачивает участок бруса против часовой стрелки, внутренние силы упругости сопротивляются повороту. В каждой точке сечения возникает поперечная сила dQ (рис. 26.16). Каждая точка сечения имеет симметричную, где возникает поперечная сила, направленная в обратную сторону. Эти силы образуют пару с моментом dm = pdQ; p — расстояние от точки
218 Лекция 26
до центра сечения. Сумма поперечных сил в сечении равна нулю: . ΣdQ = 0.
С помощью интегрирования получим суммарный момент сил упругости, называемый крутящим моментом:
Практически крутящий момент определяется из условия равновесия отсеченной части бруса.
Крутящий момент в сечении равен сумме моментов внешних сил, действующих на отсеченную часть (рис. 26.1в):
Эпюры крутящих моментов
Крутящие моменты могут меняться вдоль оси бруса. После определения величин моментов по сечениям строим график-эпюру крутящих моментов вдоль оси бруса.
Крутящий момент считаем положительным, если моменты внешних пар сил направлены по часовой стрелке, в этом случае момент внутренних сил упругости направлен против часовой стрелки (рис. 26.2).
Порядок построения эпюры моментов аналогичен построению эпюр продольных сил. Ось эпюры параллельна оси бруса, значения моментов откладывают от оси вверх или вниз, масштаб построения выдерживать обязательно.
Примеры решения задач
Пример 1.На распределительном валу (рис. 26.3) установлены четыре шкива, на вал через шкив 1 подается мощность 12 кВт, которая через шкивы 2, 3, 4 передается потребителю; мощности распределяются следующим образом: Р2 = 8 кВт , Рз = 3 кВт , Р4 = 1кВт ,
Тема 2.5. Кручение. Внутренние силовые факторы при кручении 219
вал вращается с постоянной скоростью ώ = 25 рад/с. Построить эпюру крутящих моментов на валу.
Решение
1. Определяем моменты пар сил на шкивах. Вращающий момент определяем из формулы мощности при вращательном движении
Момент на шкиве1 движущий, а моменты на шкивах 2, 3, 4 — моменты сопротивления механизмов, поэтому они имеют противоположное направление. Брус скручивается между движущим моментом и моментами сопротивления. При равновесии момент движущий равен сумме моментов сопротивления:
220 Лекция 26
2. Определяем крутящие моменты в поперечных сечениях бруса
с помощью метода сечений.
Сечение I (рис. 26.4а):
— m4 + МК1 = 0; МК1 = m4; МК1 = 40Н • м — крутящий момент отрицательный.
Сечение II (рис. 26.4b):
— m4 – т3 + МК2= 0; МК2 = m4 + m3; МК2 = 40 + 120 = 160Н•м — крутящий момент отрицательный.
Сечение III (рис. 26.4в):
— m4 – т3+ т1 — Мкз = 0; —Мкз = m4 + т3— т1;
-Мкз= 40 + 120 — 480; МКз= 320 Н • м — крутящий момент положительный.
Сечение IV:
MK4= — m4 – т3+ т1 – т2= 0.
3. Строим эпюру крутящих моментов. Заметим, что скачок на
эпюре всегда численно равен приложенному вращающему моменту.
Выбираем соответствующий масштаб.
Откладываем значения моментов, штрихуем эпюру поперек, обводим по контуру, записываем значения моментов (см. эпюру под схемой вала (рис. 26.3)). Максимальный крутящий момент на участке IIIМкз =320Н•м.
Пример 2.Выбрать рациональное расположение колес на валу (рис. 26.5). т1= 280 Н • м; т2= 140 Н • м; т3= 80 Н • м.
Примечание. Меняя местами колеса (шкивы) на валу, можно изменять величины крутящих моментов. Рациональным расположением является такое, при котором крутящие моменты принимают минимальные из возможных значения.
m0 = т1+ т2 + т3 = 280 + 140 + 80 = 500 Н • M.
Тема 2.5. Кручение. Внутренние силовые факторы при кручении 221
Рассмотрим нагрузки на валу при различном расположении колес.
Из представленных вариантов наиболее рационально расположение шкивов в третьем случае, здесь значения крутящих моментов минимальны. Вывод: при установке шкивов желательно, чтобы мощность подавалась в середине вала и по возможности равномерно распределялась направо и налево.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие деформации возникают при кручении?
2. Какие гипотезы выполняются при деформации кручения?
3. Изменяются ли длина и диаметр вала после скручивания?
222 Лекция 26
4. Какие внутренние силовые факторы возникают при кручении?
5. Что такое рациональное расположение колес на валу?
6. Для заданного вала (рис. 26.6) выбрать соответствующую
эпюру крутящих моментов (а, б, в). m1 = 40Н•м; т2 = 180Н•м;
m0 = 280Н•м.
7. В каком порядке рациональнее расположить шкивы на валу
для уменьшения нагрузки на вал (рис. 26.7)?
Тема 2.5. Кручение 223
ЛЕКЦИЯ 27
Тема 2.5. Кручение.
Напряжения и деформации
При кручении
Иметь представление о напряжении и деформациях при кручении, о моменте сопротивления при кручении.
Знать формулы для расчета напряжений в точке поперечного сечения, закон Гука при кручении.
Напряжения при кручении
Проводим на поверхности бруса сетку из продольных и поперечных линий и рассмотрим рисунок, образовавшийся на поверхности после деформации (рис. 27.1а). Поперечные окружности, оставаясь плоскими, поворачиваются на угол φ, продольные линии искривляются, прямоугольники превращаются в параллелограммы. Рассмотрим элемент бруса 1234 после деформации.
При выводе формул используем закон Гука при сдвиге и гипотезу
224 Лекция 27
плоских сечений и неискривления радиусов поперечных сечений.
При кручении возникает напряженное состояние, называемое «чистый сдвиг» (рис. 27.16).
При сдвиге на боковой поверхности элемента 1234 возникают касательные напряжения, равные по величине (рис. 27.1в), элемент деформируется (рис. 27.1г).
Материал подчиняется закону Гука. Касательное напряжение пропорционально углу сдвига.
Закон Гука при сдвиге τ = Gγ,
G — модуль упругости при сдвиге, Н/мм2; γ — угол сдвига, рад.
Источник