Конспект урока обж 6 класс ожоги
МБОУ Прокошевская ОШ
Кстовского района, Нижегородской области
Тема урока:
«Термические ожоги.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах»
учитель ОБЖ
Юдина Е.В.
д.Прокошево
Тема урока: «Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»
Цели урока: познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7 )
1 степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
3 степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице.
Оказывается, наш «второй хлеб», наша «палочка-выручалочка» в домашнем меню, любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Если ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапивы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.
Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г еловой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.
И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего каланхоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.
Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.
Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности — 9%, поверхность груди и живота — 18%, задняя поверхность туловища — 18%, поверхность одной нижней конечности — 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.
При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.
Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.
При оказании помощи: (слайд 8)
1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )
- отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
- рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
- накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
- место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
Для закрепления Кроссворд (слайд 10 )
Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.
По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.
По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.
Литература и ресурсы.
- https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&stype=image
- Павлова О. В., Попова Г П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5—11 классах. Волгоград. 2006 г
- Митрофанов А. М., Аделев А. И., Киселев Ю. П. ОБЖ. 5 класс. Учебное пособие, Тамбов, 2002 г
- Завьялов В.Н., Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, Просвещение. 1986 г
- Программа MyTestX. Адрес для закачки программы: https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm
- Тесты по основам медицинских знаний, ПДД. Газета. Полоса безопасности. Февраль, 2006 г, №2 (32).
Источник
Урок по ОБЖ в 6 классе
ТЕМА: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТМОРОЖЕНИИ И ОЖОГЕ
Составил Гладков С.А.
Цель: обучение умению оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.
Задачи
образовательные:
Ознакомить с понятиями » Тепловой, солнечный удар, отморожение, ожог»
Научить различать степени отморожений и ожогов.
Ознакомить, с правилами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе отморожении и ожоге.
развивающие:
Способствовать развитию навыка работы с учебником.
Способствовать развитию монологической речи учащихся.
Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.
воспитательные:
Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в критических ситуациях.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление новой темы.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель входит в класс, приветствует детей. Отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Что такое ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение?
Ситуационные задачи.
Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появилась кровоточащая ссадина. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?
Играя в футбол, один из игроков оступился и упал, жалуется на боль в ступне. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?
Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как Вы будете оказывать ему первую помощь?
3. Изучение новой темы.
Солнечный удар — это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. (слайд 2).
Первые признаки солнечного удара — покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. (слайд 3).
Причины:
Возникновению солнечного удара способствует душная безветренная погода, длительное воздействие солнечных лучей на затылочно-теменную часть головы.
Во время похода необходимо в качестве профилактики покрывать голову легкой шапочкой, не совершать в жаркое время дня длительных переходов, не спать на солнце, обливать голову холодной водой. (слайд 4).
Тепловой удар — это болезненное состояние, вызванное перегревом тела. (слайд 5).
Причины:
Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.
Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды. (слайд 6).
Признаки:
Признаки теплового удара: вялость, усталость, головная боль, головокружение, покраснение лица, повышение температуры тела, сонливость, ухудшение слуха, нередко рвота. (слайд 7).
Первая помощь:
• перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок.
Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
• расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;
• тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего. (слайд 8).
Если человек в сознании, ему надо давать обильное питье (холодный чай или слегка подсоленную воду).
Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нем ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего. (слайд 9).
Отморожение.
Во время зимнего лыжного похода может возникнуть отморожение. Отморожение — это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры. Наиболее часто отмораживают пальцы ног и рук, уши, щеки, кончик носа. (слайд 10).
Симптомы:
Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 11).
Причины:
Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 12).
Первая помощь:
Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.
Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой, если есть возможность разместить его в тепле. (слайд 13).
После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела мягкую стерильную повязку, укутать его теплой одеждой.
При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними вату или марлю. Нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.
При любой степени отморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (для чего нужно иметь при себе термос с кипятком). (слайд 14-15).
Термический ожог — это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др. (слайд 16).
Степени термического ожога.
Ожог первой степени,при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.
Ожог второй степени,при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.
При ожоге третьей и четвертойстепени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация. (слайд 17).
(слайд 18-21).
Первая помощь:
• Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);
• снять одежду и обувь с пораженного участка;
• охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;
обработать обожженный
участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой;
наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;
приложить к месту ожога свежую тертую морковь, луковую или картофельную кашицу.
дать обильное питье; (слайд 22).
В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо срочно доставить в лечебное учреждение. (слайд 23).
При термических ожогах запрещается:
оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;
отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;
вскрывать ожоговые волдыри;
обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир;
оставлять на длительное время (более 1 ч) открытым пораженный участок. (слайд 24).
4. Физкультминутка.
Представьте, что ваш товарищ получил солнечный удар, Вы отнесли его в прохладное место, расстегнули тесную одежду. У Вас в руках полотенце. Покажите как Вы будете обмахивать пострадавшего?
Вы находились на морозе, Ваши щеки побелели. Покажите ваши первые действия по возвращению домой?
5. Закрепление новой темы.
Работа в группах. (Упражнения для закрепления темы)
1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.
Признаки
Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий
Вторая
Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей
чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью
Первая
2. Дополните предложения
Отморожение и общее переохлаждение организма могут наступить при …
3. Выпишите необходимые вещи для оказания первой помощи при солнечном ударе.
4. Решите задачу.
Две девочки катались на лыжах, не обращая внимания на мороз. Одна заметила, что у другой побелел нос.
Как поступить девочкам?
1. Что есть силы растереть нос снегом.
2. Сунуть нос в сугроб, ведь трава под снегом не мёрзнет.
3. Прикрыть нос варежкой и идти домой.
4. Не обращать внимания, всё пройдёт само.
6. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Можно ли протыкать пузыри при II степени обморожения и ожога? Почему?
— Нужно ли накладывать повязку на место ожога?
7. Домашняя работа.
8. Рефлексия.
Отметить настроение групп на уроке.
Было грустно
Было интересно
Заставляет задуматься
1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.
Признаки
Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий
Вторая
Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей
чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью
Первая
Источник
Тема урока: Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах
Класс: 6 класс
Цель: формировать представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.
Задачи:
Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);
Развивающие: развивать навыки предвидения и анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Определение темы и целей урока.
- Работа над новым материалом.
- Практическая работа.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
II.Актуализация опорных знаний.
Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)
Вопросы:
1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)
2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)
3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)
4.Табельное средство остановки крови (Жгут)
5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).
-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)
III.Определение целей и темы урока.
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Что такое ожог? У кого был подобный случай?
-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?
-Какие поставим для себя цели?
IV.Работа над новым материалом.
1.Объяснение материала.
Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)
-От чего возникают ожоги?
При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от пламени, кипятка и горячего пара называются термическими.
При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.
В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают
4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)
2. Работа в парах.
-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)
1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень
2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень
3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень
4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень
-Проверим себя.
3.Практическая работа.
(СЛАЙД 8)
1 степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.
(СЛАЙД 9)
3 степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.
Вовремя учителем и другими учениками исправляются ошибки, если они имеются).
4.Понятие об ожоговой болезни.
При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.
Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.
При оказании помощи:
1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД 10)
- отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
- рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
- накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
- место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
V. Подведение итогов урока.
-Смогли ли решить поставленные задачи?
-Где могут пригодиться полученные знания?
-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?
VI.Постановка домашнего задания.
- Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
- Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
- Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.
Источник