Конспект урока обж 6 класс ожоги

МБОУ Прокошевская ОШ

Кстовского района, Нижегородской области

Тема урока:

«Термические ожоги.  

Оказание первой медицинской помощи при ожогах»

                                     учитель ОБЖ

                        Юдина Е.В.

д.Прокошево

Тема урока:  «Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»

Цели урока:  познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Проверка  домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.

I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7  )

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице. 

Оказывается, наш «второй хлеб», наша «палочка-выручалочка» в домашнем меню, любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Если ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапивы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.

Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г еловой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.

И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего каланхоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.

Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.

Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности — 9%, поверхность груди и живота — 18%, задняя поверхность туловища — 18%, поверхность одной нижней конечности — 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи: (слайд 8)

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

Для закрепления Кроссворд (слайд 10 )

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.

Читайте также:  Ожог лица кипящим маслом

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Литература и ресурсы.

  1. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&stype=image
  2. Павлова О. В., Попова Г П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5—11 классах. Волгоград. 2006 г
  3. Митрофанов А. М., Аделев А. И., Киселев Ю. П. ОБЖ. 5 класс. Учебное пособие, Тамбов, 2002 г
  4. Завьялов В.Н., Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, Просвещение. 1986 г
  5. Программа  MyTestX. Адрес для закачки программы: https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm
  6. Тесты по основам медицинских знаний, ПДД. Газета. Полоса безопасности. Февраль, 2006 г, №2 (32).

Источник

Урок по ОБЖ в 6 классе

ТЕМА: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТМОРОЖЕНИИ И ОЖОГЕ

Составил Гладков С.А.

Цель: обучение умению оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.

Задачи

образовательные:

  1. Ознакомить с понятиями » Тепловой, солнечный удар, отморожение, ожог»

  2. Научить различать степени отморожений и ожогов.

  3. Ознакомить, с правилами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе отморожении и ожоге.

развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка работы с учебником.

  2. Способствовать развитию монологической речи учащихся.

  3. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.

воспитательные:

Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в критических ситуациях.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

3. Изучение новой темы.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель входит в класс, приветствует детей. Отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Что такое ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение?

Ситуационные задачи.

  • Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появи­лась кровоточащая ссадина. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Играя в футбол, один из игроков оступился и упал, жалуется на боль в ступне. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как Вы будете оказывать ему первую помощь?

3. Изучение новой темы.

Солнечный удар это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. (слайд 2).

Первые признаки солнечного удара покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. (слайд 3).

Причины:

Возникновению солнечного удара способствует душная безветренная погода, длительное воздействие солнечных лучей на затылочно-теменную часть головы.

Во время похода необходимо в качестве профилактики покрывать голову легкой шапочкой, не совершать в жаркое время дня длительных переходов, не спать на солнце, обливать голову холодной водой. (слайд 4).

Тепловой удар — это болезненное состояние, вызванное перегревом тела. (слайд 5).

Причины:

Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.

Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды. (слайд 6).

Признаки:

Признаки теплового удара: вялость, усталость, головная боль, головокружение, покраснение лица, повышение температуры тела, сонливость, ухудшение слуха, нередко рвота. (слайд 7).

Первая помощь:

• перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;

уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок.

Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;

• расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;

• тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего. (слайд 8).

Если человек в сознании, ему надо давать обильное питье (холодный чай или слегка подсоленную воду).

Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нем ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего. (слайд 9).

Отморожение.

Во время зимнего лыжного похода может возникнуть отморожение. Отморожение — это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры. Наиболее часто отмораживают пальцы ног и рук, уши, щеки, кончик носа. (слайд 10).

Симптомы:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 11).

Причины:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 12).

Читайте также:  Какие продукты способствуют заживлению ожогов

Первая помощь:

  • Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.

  • Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой, если есть возможность разместить его в тепле. (слайд 13).

  • После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела мягкую стерильную повязку, укутать его теплой одеждой.

  • При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними вату или марлю. Нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.

  • При любой степени отморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (для чего нужно иметь при себе термос с кипятком). (слайд 14-15).

Термический ожог это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др. (слайд 16).

Степени термического ожога.

Ожог первой степени,при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени,при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертойстепени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация. (слайд 17).

(слайд 18-21).

Первая помощь:

• Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);

• снять одежду и обувь с пораженного участка;

• охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;

  • обработать обожженный

участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой;

  • наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;

  • приложить к месту ожога свежую тертую морковь, луковую или картофельную кашицу.

  • дать обильное питье; (слайд 22).

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо срочно доставить в лечебное учреждение. (слайд 23).

При термических ожогах запрещается:

  • оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;

  • отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;

  • вскрывать ожоговые волдыри;

  • обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир;

  • оставлять на длительное время (более 1 ч) открытым пораженный участок. (слайд 24).

4. Физкультминутка.

Представьте, что ваш товарищ получил солнечный удар, Вы отнесли его в прохладное место, расстегнули тесную одежду. У Вас в руках полотенце. Покажите как Вы будете обмахивать пострадавшего?

Вы находились на морозе, Ваши щеки побелели. Покажите ваши первые действия по возвращению домой?

5. Закрепление новой темы.

Работа в группах. (Упражнения для закрепления темы)

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

2. Дополните предложения

Отморожение и общее переохлаждение организма могут наступить при …

3. Выпишите необходимые вещи для оказания первой помощи при солнечном ударе.

4. Решите задачу.

Две девочки катались на лыжах, не обращая внимания на мороз. Одна заметила, что у другой побелел нос.

Как поступить девочкам?

1. Что есть силы растереть нос снегом.

2. Сунуть нос в сугроб, ведь трава под снегом не мёрзнет.

3. Прикрыть нос варежкой и идти домой.

4. Не обращать внимания, всё пройдёт само.

6. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Можно ли протыкать пузыри при II степени обморожения и ожога? Почему?

— Нужно ли накладывать повязку на место ожога?

7. Домашняя работа.

8. Рефлексия.

Отметить настроение групп на уроке.

Было грустно

Было интересно

Заставляет задуматься

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

Источник

Тема урока:  Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах  

Класс: 6 класс

Цель: формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Задачи:

Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);

Развивающие: развивать  навыки предвидения и  анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)

Вопросы:

1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)

Читайте также:  Жидкость внутри волдыря ожога

2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)

3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)

4.Табельное средство остановки крови (Жгут)

5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).

-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)

III.Определение целей и темы урока.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что такое ожог? У кого был подобный случай?

-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?

-Какие поставим для себя цели?

IV.Работа над новым материалом.

1.Объяснение материала.

Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)

-От чего возникают ожоги?

 При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от  пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. 

При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.

В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают

4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)

2. Работа в парах.

-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)

1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень

2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень

3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень

4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень

-Проверим себя.

3.Практическая работа.

(СЛАЙД 8)

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.

(СЛАЙД 9)

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации  делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.

Вовремя учителем и другими учениками  исправляются ошибки, если они имеются).

4.Понятие об ожоговой болезни.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи:

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД  10)

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

V. Подведение итогов урока.

-Смогли ли решить поставленные задачи?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?

VI.Постановка домашнего задания.

  • Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
  • Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
  • Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.

Источник