Конспект первая помощь при растяжении

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;
  • рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
  • сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;
  • изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
  • обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;
  • установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.

Развивающие:

  • развивать знания учащихся о безопасном поведении;
  • способствовать развитию интереса к анатомии.

Воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся;
  • гигиеническое воспитание.

Оборудование: учебные таблицы, стенды, схемы наложения повязок, схема типов переломов, схема “Неотложные действия”; бинты, шины.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (показ таблиц, схем, рисунков);
  • демонстрационные (способ наложения повязки, шины);
  • практические (оказание учащимися помощи условно пострадавшему).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

  1. Почему темя – наиболее уязвимая часть черепа? (Остатки самого большого родничка)
  2. Почему удар в височную область опаснее, чем в лобную? (Височная кость наиболее тонкая)
  3. Какая часть преобладает в черепе человека: лицевая или мозговая? (Мозговая)
  4. Почему берцовая кость может выдержать тяжесть автомобиля? (Внутри расположены волокна, придающие прочность)
  5. Какое значение имеет свод стопы? (Свод стопы нужен, чтобы походка человека была более пружинистой, т.к. именно свод стопы выдерживает всю тяжесть скелета и внутренних органов)
  6. С точки зрения строения скелета объясните, почему подросткам нельзя носить тяжелые вещи. (У подростков в скелете сохраняется большое количество хрящей, поэтому при ношении тяжестей может развиться искривление позвоночника и плоскостопие)
  7. Какой из суставов имеет сложное строение и наиболее уязвим? (Коленный сустав)
  8. Как с возрастом изменяется состав костей?
  9. Назовите функцию суставной жидкости. (Суставная жидкость выполняет роль смазки, уменьшающей трение)
  10. Почему с возрастом подвижность суставов уменьшается? (Происходит замена органических веществ на минеральные; уменьшается количество синовиальной жидкости, суставы теряют свою эластичность)
  11. Почему утром рост человека на 1– 2 см длиннее, чем вечером? (Межпозвоночные диски, состоящие из хряща, уплощаются, т.к. выдерживают всю тяжесть тела)

III. Изучение нового материала

Различают закрытые и открытые повреждения. Наиболее часто встречаются закрытые.

Запишем

Типы повреждений

закрытые

открытые

  • растяжения и разрывы связок и суставов;
  • вывихи;
  • переломы костей

переломы костей

Первый тип, который рассмотрим, – растяжения и разрывы связок суставов.

Все данные будем заносить в таблицу “Повреждения опорно-двигательной системы”.

Растяжения и разрывы связок возникают в результате резких и быстрых движений. Эти повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.

Появляется резкая боль, особенно в первый момент, быстро развивающаяся припухлость, кровоподтек, ограничение и болезненность движений в суставе. В качестве первой помощи необходимо обеспечить полный покой и возвышенное положение пострадавшей конечности, холодные примочки и лед.

При растяжении связок рекомендуется повязка на сустав, но очень тугие повязки накладывать нельзя. Почему? (Предупреждает кровотечение). Дальнейшее лечение должно проводиться по указанию врача. На голеностопный сустав накладывается стремевидная повязка. Рассмотрите ее на стенде, а правила наложения продемонстрируют в процессе выполнения практической работы наши специалисты.

Повреждения опорно-двигательной системы

Тип повреждения

Характерные признаки

Доврачебная помощь

Растяжение связок

Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек

Давящая повязка, холод

Вывих

Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава

Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее

Переломы

  1. Закрытый

Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости

Обездвижить – наложить шину; обезболивающие

  • Открытый

Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять!

При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка (помним о правилах асептики и антисептики); шина; обезболивающие

Следуем дальше – вывих.

При прыжках и падениях с большой высоты, сильных ударах и ушибах вдруг перестает действовать какой-то сустав или вся конечность. Кожа вокруг сустава вздувается, а попытки двигать им вызывают сильную боль. Обычно это связано с нарушением расположения костей в суставе – вывихом. Что делать? Ни в коем случае не пытаться “ вправлять” сустав. Нужно обеспечить его полную неподвижность, покой. Руку следует прибинтовать к телу или использовать повязку “косынка”, на ногу наложить шину. Шиной называют специально изготовляемые приспособления для обеспечения неподвижности при переломах. Существуют специальные медицинские шины, которые принимают форму конечности.

**Демонстрация (если есть возможность).

А как поступить в случае ее отсутствия? (Можно использовать подручные средства: фанера, палка, ветка дерева, картон, лыжа). Очень важно уменьшить боль. Для этого применяют обезболивающие и холод. При вывихах верхних конечностей пострадавшие могут прийти сами в медицинское учреждение или могут быть доставлены на любом транспорте в положении сидя. Больных с вывихом нижних конечностей транспортируют в положении лежа.

Читайте также:  Растяжение мышц руки лекарства

Следующий тип повреждения – перелом. Из самого названия повреждения попробуйте дать определение.

Переломом называется нарушение целостности кости.

Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе нарушается какая-нибудь часть поперечника кости, чаще в виде продольной щели – трещина кости. Рассмотрим схему:

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, осколочные, по типу “зеленой веточки” (Демонстрация таблицы).

Рассмотрите внимательно схемы. Какой тип резко отличается? Чем? Это открытый перелом. Он опасен прежде всего возможностью инфицирования раны и кровотечением. Потому важно помнить два правила об асептике и антисептике.

Асептика – это профилактическое уничтожение микробов и предупреждение их внедрения в рану. Асептика достигается строгим соблюдением основного правила – все, что соприкасается с раной, должно быть стерильным (не иметь микробов). Нельзя трогать рану руками, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.

Антисептика – метод (способ) лечения бактериального загрязнения и инфицированных ран путем борьбы с возбудителями инфекции, внедрившимися в рану или ткани.

  • Какое правило важно соблюдать при наложении повязки при открытом переломе (об асептике).

Закрытый перелом кажется менее опасным, но это заблуждение. Например, осколочный требует обязательного хирургического вмешательства – операции. Для предохранения кожи от давления при наложении шин под них подкладывают вату или мягкую ткань. Проводить шинирование лучше всего, имея двух помощников для поддержки и закрепления шины при бинтовании. Теперь ваша задача в течение 2х минут ознакомиться с первой медицинской помощью при переломах различных костей (учащимся предоставляются распечатки).

IV. Закрепление изученного материала.

Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.

№1

Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.

Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.

№2 Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.

№3

После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.

№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.

№5

Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.

Определить тип повреждения.

Оказать помощь.

Предложить способ транспортировки. **Правильность выполнения задания оценивается медицинским работником, “специалистами по повязкам из других команд”.

Дополнительные вопросы на закрепление:

1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).

2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).

3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).

V. Подведение итогов – обобщение.

VI. Домашнее задание: § 8.

Источник

Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов

Цель: расширить представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Задачи: закрепить знания учащихся о строении сустава и познакомить с возможными функциональными изменениями, вызванными травмами;

Познакомить со способами оказания первой помощи при травмах;

Научить распознавать виды травм (растяжение, вывих, ушиб) по внешним и болевым признакам;

Развивать у учащихся внимание и наблюдательность;

Воспитывать навыки работы в группе и взаимопомощи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

на сегодняшнем уроке мы проверим материал прошлого урока и изучим новую тему. За правильный ответ – получаете жетон, по количеству которого в конце урока вы получаете оценку вот по этим критериям. Слайд №1.

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд №2 назовите названия отделов и костей верхней конечности.

Слайд №3 из каких трёх отделов состоит нога человека?

  1. Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

  1. Беседа по вопросам.

  1. Вспомните, как соединяются между собой кости скелета.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы с использованием наглядного материала.

— Давайте посмотрим на слайде №4 строение сустава. Головка одной кости соединена с впадиной другой кости связками. Сверху соединение покрыто суставной сумкой, защищающей сустав от повреждений. При неосторожных или неловких движениях, падении может произойти травма – повреждение сустава.

Читайте также:  Компресс при растяжении связок колена

Подумайте и назовите сами тему нашего урока. Слайд №5

А теперь подумайте, чему мы должны научиться на уроке?

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией наглядного материала и проведением наблюдений.

— итак, кости сустава соединены связками. При сильном, резком движении эти связки могут растянуться. Такая травма называется растяжением. Слайд №6. Очень часто растяжение связок возникает при подвёртывании стопы (например, при игре в футбол или беге). Повреждённое место начинает сильно болеть, появляется припухлость. Эти явления называются симптомами травмы.

Какую же помощь мы можем оказать в этом случае человеку? В первую очередь необходимо приложить холод.

Как вы думаете, для чего? (Демонстрация рисунка «Оказание первой помощи при растяжении») Слайд №7.

После охлаждения необходимо наложить тугую повязку, чтобы зафиксировать травмированное место.

Почему важно неподвижное положение повреждённого сустава?

Далее необходимо помочь пострадавшему добраться до больницы, где врач назначит правильное лечение. (На доске)

Растяжение

Резкая боль Отёк

Наложить холод, тугую повязку

Слайд №8 давайте ещё раз посмотрим на строение сустава. Головка одной кости прилегает к впадине другой. Бывает, что при травме головка кости выпадает из впадины другой кости. (Демонстрация рисунка «Вывих плечевого сустава».) Такой вид травмы называется вывихом.

Наложить холод

Зафиксировать сустав в неподвижном положении

Резкая сильная боль

Невозможность движения

Вывих

— если не зафиксировать сустав в неподвижном положении, то кость в свободном положении может порвать суставную сумку и усилить повреждение. Чтобы зафиксировать травмированный сустав, необходимо наложить повязку. У медиков есть специальное приспособление для фиксации сустава. Она называется шина. (Демонстрация рисунка «Наложение шины и «косыночной» повязки при вывихе».) Слайд №9

V. Обобщение материала.

— глядя на рисунок, мы попробуем зафиксировать плечевой сустав при вывихе с помощью обычной косынки или платка. (Демонстрация «косыночной» повязки на учащемся.)

Далее учащиеся работают в парах (тренируются в наложении повязки).

VI. Закрепление знаний.

1. Заполнение таблицы на доске. Давайте вспомним какие бывают виды травм? А симптомы и помощь при травме предлагаю вам определить самостоятельно. А остальные запишите какие бывают виды травм.

Вид травмы

Симптомы

Помощь при травме

  1. Выполнение заданий 33-34 на с. 22-23 в рабочей тетради.

Если останется время

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 56-57. Читайте внимательно. И запоминайте о какой травме идёт речь, чтобы могли о ней рассказать.

  2. Беседа по вопросам.

  1. Почему нельзя самим вправлять вывих?

  2. Какие бывают ушибы? Назовите их симптомы.

  3. Какую помощь можно оказать при ушибе?

VII. Подведение итогов урока.

Итак, какая была у нас цель на уроке? Поднимите руку, кто научился оказывать первую помощь при травмах. Теперь подсчитайте жетоны и оцените свою работу на уроке по критериям. Слайд №10.

VIII. Домашнее задание. Слайд №11.

  1. Выполнить в рабочей тетради задание 35 на с. 23.

Источник

Тема урока: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.
Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,
вывихах, растяжениях.
Задачи урока: 
• образовательные: охарактеризовать различные виды травм.
• развивающие: научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; ознакомить с мерами предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
• воспитательные: продолжить формирование знаний и умений о здоровье человека, о бережном отношении к нему. Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации,  шины, бинты, дощечки, косынки; на каждый стол – задания в конвертах для работы.

                                                Ход урока 
I. Оргмомент

   Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Актуализация знаний и практических и умственных умений

  1. Игра  “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

(Череп, позвоночник, свободная нижняя конечность.)

2. Из предложенного списка костей выберите те, которые образуют скелет  верхней конечности: грудная кость, кости кисти, тазовая, локтевая, бедренная, лучевая, плечевая, малая берцовая.

 3. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.)  
Ребро. (Грудная клетка.)

Читайте также:  Электрофорез при растяжении связок коленного сустава

2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.)
3-я группа  
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)  
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Фаланги пальцев кисти. (Скелет свободной верхней конечности.)  
Кости предплечья. (Скелет свободной верхней конечности.)

III. Изучение нового материала.

Учитель.   В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи.  Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе,  в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости.  Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы.  

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.  Травмы бывают, химические, психические, механические.

    — Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.

РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов.  Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают при неловких движениях, ушибах.
Первая помощь-

  • наложение тугой повязки
  • создать суставу покой
  • Холод

Ситуации при которых могут быть растяжения. примеры Как избежать.

ВЫВИХ-это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможноть движений.

Виды вывихов:

  • вывих плечевого сустава
  • Вывих локтевого сустава
  • Вывих голеностопного сустава

 Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач.  

Оказание первой помощи:

  • покой суставу
  • Мягкая давящая повязка
  • Косыночная повязка
  • Холод

ПЕРЕЛОМ-  это повреждение костей.

Бывают открытые и закрытые.

Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.

Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков.

— Чем вызваны переломы?

Не прямым воздействием

При падении на руку приводит к перелому ключицы.

Прямым воздействием

Прямой удар в грудь – перелом ребра.

Как распознать перелом.

Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.

Оказание первой помощи:

1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
 Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.  
 При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:
1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.
2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный.

ПРИЧИНЫ:

  1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника –ушиб головы или перелом конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
  2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
  3. Пренебрежение правилами техники безопасности.

ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

Учебно-тренировочные задания.

Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические, фанерные), перевязочный материал.
Задание для 1-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте.
Задание для 2-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте.
Задание для 3-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана ключица. Свои действия обоснуйте.

Оценки за урок.

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

Источник