Когезионная прочность и прочность на растяжение
Лабораторная работа № 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
И КОГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ ПОКРЫТИЙ
Цель работы: ознакомиться с методами определения прочности сцепления и когезионной прочности газотермических покрытий. Освоить методику испытаний покрытий на прочность сцепления вытягиванием конического штифта и методику определения когезионной прочности покрытий при растяжении.
Общие сведения
При определении области использования того или иного метода напыления необходимо иметь представление об износостойкости, жаростойкости, коррозионной стойкости, теплоизоляционных свойствах и ряде других характеристик покрытий. Для газо-термических способов нанесения покрытий используют самые разнообразные материалы: металлы, сплавы, керамику, пластмассы, обеспечивающие требуемую эксплуатационную надежность покрытий в различных условиях нагружения. Покрытия представляют собой тонкий слой на поверхности основы, поэтому для определения их теплофизических, электрических и физико-механических свойств разрабатываются специальные методики, существенным образом отличающиеся от методик определения аналогичных свойств компактных материалов.
Прочность сцепления является одним из основных критериев, позволяющих определить область применения и эксплуатационные характеристики покрытий. Сравнивая результаты различных испытаний покрытий на прочность сцепления, необходимо учитывать особенности методик, по которым были получены эти данные.
Испытания на прочность сцепления вытягиванием штифта. Образец для испытаний представляет собой основу 1 с центральным отверстием, в которое по скользящей посадке вставляется штифт 2 (рис. 3.1). Штифт устанавливается заподлицо с плоскостью основы. После сборки образца на верхнюю поверхность основы и торцевую поверхность штифта напыляют покрытие 3. При испытании основу 1 устанавливают на упоры 4, а штифт 2 вытягивают вниз. Отношение величины нагрузки, при которой происходит отрыв штифта от покрытия, к площади торцевой поверхности штифта характеризует прочность сцепления покрытия с основой.
Основным недостатком этого метода испытаний является то, что даже при высокой точности скользящей посадки между поверхностями штифта и основы образуется свободный участок покрытия, в котором кроме растягивающих напряжений действуют напряжения изгиба, приводящие к разрушению покрытия при более низких значениях нагрузки. Отделение покрытия от основы начинается по периметру зазора, после чего поверхность разрушения распространяется по переходной зоне.
Рис. 3.1. Схема испытания покрытия на прочность сцепления
вытягиванием штифта: 1 – основа; 2 – штифт; 3 – покрытие; 4 – упоры
Для определения прочности сцепления покрытия с цилиндрической поверхностью испытания проводят на образце, конструкция которого представлена на рис. 3.2. В цилиндре 1 сверлят отверстие, в которое по скользящей посадке устанавливают штифт 2. Торец штифта обрабатывают таким образом, чтобы образовалась единая цилиндрическая поверхность, на которую напыляют покрытие 3. Прочность сцепления покрытия в этом случае определяется как отношение нагрузки, при которой происходит отрыв штифта, к площади его поперечного сечения. Такую схему испытаний используют в тех случаях, когда необходимо определить прочность сцепления покрытия на деталях, имеющих форму тел вращения, например, на валах.
Рис. 3.2. Схема испытания покрытия на прочность сцепления с цилиндрическим образцом по штифтовой методике: 1 – основа; 2 – штифт; 3 – покрытие
Клеевая методика определения прочности сцепления. На предварительно обработанную торцевую поверхность цилиндрического образца (толщина покрытия должна быть одинаковой по всей торцевой поверхности образца) напыляют слой покрытия. К поверхности покрытия приклеивают цилиндрический образец, диаметр которого равен диаметру образца с покрытием, и проводят испытание на растяжение. Прочность сцепления при такой схеме испытания определяется как отношение разрушающей нагрузки к площади торцевой поверхности образца с покрытием.
Склеивание можно производить эпоксидными или полиэфирными смолами. При склеивании образцов необходимо обращать внимание на то, чтобы клей не проник через покрытие к основе. Если толщина покрытия превышает 0,04 мм, просачивания клея к основе не происходит.
В настоящее время не существует единой клеевой методики определения прочности сцепления покрытий. В большинстве случаев экспериментальные образцы с покрытиями имеют диаметр 10 — 40 мм. Данный метод испытаний применим только для покрытий, прочность сцепления которых с основой не превышает прочности клеевого соединения на разрыв. Типичная схема клеевой методики определения прочности сцепления газо-термических покрытий представлена на рис. 3.3, а. На напыленную поверхность основы 1 эпоксидной смолой приклеена бобышка 2. Вокруг бобышки после полимеризации смолы сделана проточка 3. Собранный таким образом образец вставляется в зажимное приспособление разрывной машины (рис. 3.3, б) и испытывается на растяжение. Прочность сцепления покрытия с основой определяется как отношение величины разрушающей нагрузки к площади поперечного сечения бобышки.
Рис. 3.3. Схема испытания покрытия на прочность сцепления с использованием клея: 1 – основа; 2 – бобышка; 3 – проточка; 4 – клей; 5 – покрытие
Для определения прочности сцепления покрытий с основой разработаны специальные приспособления. Устройство одного из них показано на рис. 3.4. Перед проведением испытаний нижний торец цилиндра 1 приклеивают к поверхности напыленного покрытия эпоксидной или полиэфирной смолой холодного отверждения. При повороте ручки 2 вокруг шарнира 3 в направлении, указанном стрелкой, тяга 4 перемещается влево. Перемещение этой тяги передается через гидроцилиндр 5 тяге 6, которая поворачивается вокруг оси вращения против часовой стрелки. При этом под действием упора 7 рычаг 8 повернется относительно оси 3 вверх. Рычаг 8 состоит из двух параллельных пластин, между которыми расположена опора 9. Перемещение рычага 8 вверх передается цилиндру 1 через упор 10. При движении цилиндра 1 вверх усилие передается через клей и покрытие на изделие, опора 9 упирается в поверхность покрытия. В результате этого на поверхности покрытия под цилиндром 1 возникнут растягивающие напряжения, которые приведут к отделению покрытия от поверхности изделия. На рычаге 8 установлен упор 11, который обеспечивает движение цилиндра 1 перпендикулярно к поверхности покрытия. Усилие, возникающее при отрыве покрытия, можно определить по манометру 12, установленному на гидроцилиндре 5. В месте склейки по периметру цилиндра 1 в покрытии делается проточка, глубина которой равна толщине напыленного слоя.
Рис. 3.4. Устройство для определения
прочности сцепления покрытий по клеевой методике
При испытании покрытий на прочность сцепления по штифтовой и клеевой методикам наблюдаются различные виды разрушений – отслоение покрытий от основы (адгезионное разрушение); разрушение по слою покрытий (когезионное разрушение); адгезионно — когезионное (смешанное) разрушение. Характер разрушения покрытий определяется соотношением их когезионной и адгезионной прочности. Если когезионная прочность покрытия значительно превышает прочность его сцепления с основой, покрытие отделяется от основы. Если прочность сцепления покрытия с основой существенным образом превышает величину его когезионной прочности, разрушение произойдет по слою покрытия, и тонкий слой покрытия останется на поверхности основы. Когда прочность сцепления покрытий с основой равна их когезионной прочности, может проявиться любой из указанных видов разрушения.
Испытания покрытий на прочность сцепления при сдвиге. Определение прочности сцепления покрытий при сдвиге можно произвести на экспериментальном образце, схема которого представлена на рис. 3.5. К покрытию 1, напыленному на основу 2, приклеивают полосу 3. Полученный таким образом образец подвергают растяжению. Прочность сцепления покрытия с основой можно определить как отношение максимальной величины усилия, при котором происходит отделение покрытия от основы в результате сдвига, к площади, по которой произведено склеивание. Однако следует учитывать, что полученные результаты будут несколько отличаться от истинных значений, так как при таком методе испытаний в покрытии могут действовать не только усилия среза.
Прочность сцепления покрытий при сдвиге на цилиндрическом образце можно определить следующим образом. Покрытие 1 напыляют на центральную часть цилиндрического образца 2 (рис. 3.6). Образец без покрытия входит по скользящей посадке в матрицу 3, изготовленную из конструкционной стали твердостью HRC 58 — 60. При вдавливании образца с покрытием в матрицу под действием касательных напряжений происходит отрыв покрытия от основы. Величину прочности сцепления определяют как отношение разрушающей нагрузки к площади цилиндрической поверхности, на которую нанесено покрытие. Одинаковая толщина покрытия по всей длине образца обеспечивается его механической обработкой (шлифованием). Перед испытанием по краям покрытия прорезаются канавки 4 до поверхности основы (рис. 3.6).
Рис. 3.5. Схема испытания покрытий на прочность сцепления при сдвиге на плоском образце: 1 – покрытие; 2 – основа;
3 – полоса, приклеиваемая к основе с покрытием
Рис. 3.6. Схема определения прочности сцепления покрытий
при сдвиге на цилиндрическом образце
Испытания покрытий на прочность сцепления при изгибе. При испытаниях на изгиб прочность сцепления оценивают, сопоставляя величины прогиба напыленных образцов, при которых в покрытии появляются трещины. Оценку прочности сцепления можно проводить не только в момент появления трещин в покрытии, но и по месту их появления, а также по величине площади образца, на которой покрытие отслоилось от основы. Схема испытаний представлена на рис. 3.7.
Метод испытаний царапанием. Этот метод используют для определения прочности сцепления покрытий из мягких металлов (цинка, алюминия, свинца). На покрытии специальным резцом перпендикулярно к поверхности основы наносят две параллельные канавки таким образом, чтобы полностью прорезать покрытие. Прочность сцепления характеризуется расстоянием между этими канавками, при котором покрытие отделяется от основы.
Рис. 3.7. Схема испытания покрытий на прочность сцепления при изгибе
Испытания циклической ударной нагрузкой. При этом методе поверхность покрытия подвергают многократному воздействию падающего шарика или молоточка. Оценку прочности сцепления проводят по характеру отслаивания покрытия, а также по развитию отслоения в зависимости от числа ударов.
Испытания выдавливанием. В пластину с покрытием с обратной стороны вдавливают стальной шарик, что приводит к вспучиванию основного металла и покрытия. После деформации образца исследуют характер разрушения покрытия и оценивают площадь, на которой произошло отслоение напыленного слоя от основы.
Методы определения когезионной прочности покрытий
Для определения когезионной прочности покрытий наибольшее распространение получили испытания на растяжение и изгиб.
Определить когезионную прочность покрытий при растяжении можно с помощью образца, конструкция которого показана на рис. 3.8. Образец представляет собой стальную трубку 1 внешним диаметром 5,5 мм, длиной 127 мм и толщиной 1,0 мм, на концах которой имеются утолщения 2 с внутренней резьбой для закрепления образца в зажимах разрывной машины при проведении испытаний. На вращающийся образец напыляют покрытие 3 толщиной ~ 3,0 мм. Для получения одинаковой толщины покрытия по всей длине образца его протачивают или шлифуют. В центральной части образца делают проточку глубиной 0,05 мм для того, чтобы разрушение при растяжении произошло на этом участке. После этого трубку из образца удаляют и проводят испытание покрытия на когезионную прочность его растяжением в продольном направлении.
Клеевая методика определения когезионной прочности покрытий при растяжении заключается в следующем. На торец стержня 1 наносят тонкий слой легкоплавкого припоя 2 (рис. 3.9). На припой после пескоструйной обработки напыляют покрытие 3 (рис. 3.9, а). Затем напыленное покрытие отделяют, расплавляя припой (рис. 3.9, б). Полученный слой покрытия приклеивают к торцам стержней 4 и 5, концы которых фиксируются в закрепляющем приспособлении разрывной машины (рис. 3.9, в). Испытание на растяжение такого образца позволяет определить прочность материала покрытия в поперечном направлении при условии, что прочность клеевого соединения превышает прочность межчастичных связей в покрытии.
Рис. 3.8. Схема определения когезионной прочности покрытий
при растяжении в продольном направлении
Рис. 3.9. Схема определения когезионной прочности покрытий при растяжении с использованием клея: 1, 4, 5 – стержни; 2 – припой; 3 – покрытие; 6 – клей
Испытания покрытий на изгиб производятся на образцах прямоугольной формы. Образцы вырезаются из покрытий, отделенных от основы. Схема испытаний аналогична схеме, представленной на рис. 3.7.
Источник
Автор Роман Шушков На чтение 5 мин. Просмотров 670
А Вы знали, что у штукатуров есть такое понятие, как штукатурный обрызг? Его ещё называют “адгезионный слой”.
По сути, задача этого слоя — создание шероховатой высокоадгезионной поверхности — чтобы цементная штукатурка, которая ляжет сверху, хорошенько приклеилась. Кстати, в процессе высыхания она благополучно набирает не только адгезионную но и когезионную прочность.
То что набрызгано — обрызг, там, где видны следы от гладилки — предварительное промазывание “насдир” для улучшения адгезии (подробнее ниже)
- Что такое адгезия основания?
- Можно ли её как-нибудь усилить?
- И что это в конце-концов за зверь такой — “когезия”?
Давайте разбираться
????????
Когезия в строительстве
Если просто, когезия — это связь между молекулами внутри материала.
По сути, речь идёт о прочности материала (тела), например, плиточного клея, и его способности противостоять внешнему воздействию — “на разрыв”, если быть совсем точным “на когезионный разрыв”.
Разумеется, речь идёт о “телах”, которые уже успели набрать свою заложенную прочность????.
Отсюда и название: когезионная прочность, или такое понятие, как “степень когезионной прочности”.
Разница между адгезией и когезией хорошо видна на этом изображении:
Связи, которые отображены голубым — когезия, оранжевым — адгезия.
Справка из википедии: Когезионный (англ. cohesion от лат. cohaesus — «связанный», «сцепленный»).
Адгезия и строительные материалы
Адгезия — это сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел.
Например, плиточного клея с плиткой и штукатуркой или цементной гидроизоляцией. Как раз недавно сцеплял клей ceresit cm17 с цементной гидроизоляцией и плиткой 1200*600:
Важно перед тем, как был нанесён клей основания (штукатурка и плитка) были тщательно промазаны плиточным клеем.
Или адгезия герметика с плиткой:
Этот скрин я сделал из видео Шайтера Андрея. Кстати, очень рекомендую к просмотру — много любопытного узнаете о герметике.
В ролике есть фрагмент, где наглядно видно как герметик рвётся при когезионном разрыве:
Справка из википедии: Адгезия (от лат. adhaesio — прилипание)
Иными словам, когда упоминают про адгезию, то имеют ввиду прочность сцепления в местах соприкосновения разных материалов, а когда когезию — рвётся в середине (теле) материала.
Наглядный пример из жизни: штукатурка + плиточный клей + плитка
На самом деле все, кто трудиться на стройке очень часто сталкиваются с проявлениями этих видов разрушений.
Случай первый— когда когезионная прочность сильнее, чем адгезионная прочность:
Представим себе, что нам понадобилось демонтировать уложенную пару недель назад плитку.
Берём для этого широкое зубило, обычный молоток:
Этого друга можно смело награждать всевозможными почестями. Чего только он не видел — и барбекю с печами им клали и стены ломали…)Зубило, шириной 10 см иногда очень выручает. Как только встретил его в Кастораме, сразу же купил.
Вставляем зубило между плиткой и основанием и начинаем производить удары, тем самым прилагая усилие “на разрыв”. Т.е мы не сверху бьём, а сбоку, иначе плитка разобьётся и эксперимент будет провален.
Если в этом случае плитка вместе с клеем легко отпадает от стяжки или штукатурки, не оставляя там следов или наоборот — весь клей остался на основании, а плитку даже и чистить не надо, то в этом случае адгезионное сцепление было крепче, чем когезионное.
Случай второй — когда адгезионная прочность сильнее, чем когезионная:
Если в нашем примере остаётся клей и на штукатурке и на плитке и разрыв идёт в слое плиточного клея, то здесь когезия была слабее нежели адгезия.
На фото яркий пример когезионного разрыва или “когезионного разрушения” внутри слоя — вся штукатурка, как видите на плитке.
На самом деле, в данном случае она осыпалась даже тогда, когда я просто проводил по ней пальцем… Да, и такое бывает…
Можно ли усилить адгезию и когезию?
Усиление адгезии
Для этого как раз и существуют специальные пропитки, те же самые грунтовки для предварительной обработки поверхности. Например, популярная на сегодня Грунтовка ceresit ct17:
Или адгезионная добавка для штукатурки. К примеру адгезионную добавку ceresit cc81 я использовал при штукатурке лестницы:
На самом деле зачастую, чтобы улучшить адгезию достаточно просто тщательно пропылесосить + перед тем как штукатурить или наносить смесь — тщательно промазать оcнование (на сдир), а там нед всякого рода углубления руками в перчатках + соблюдать все технологические процессы и условия при проведении работу.
Поверьте, если в жару попытаться приклеить плитку на клей, который уже минут пять, как “начёсан” — ничего хорошего из этого не получится (на солнце и в ветреную погоду влага очень быстро испаряется из плиточного клея и верхний слой выветривается и адгезия плитки с клеем сильно уменьшится).
Разумеется, существуют специальные клея с увеличенным открытым временем, но это не панацея.
Улучшение когезионной прочности
Существуют пластификаторы на подобии этого:
Которые помимо всего прочего увеличивают прочность цементной смеси + придают ей гидрофобные свойства, чтобы готовый бетон меньше впитывал влагу.
Методы испытания адгезии и когезии (ГОСТ-56387-2018)
Расскажу на примере плиточного клея и ГОСТ-56387-2018. У самого простого плиточного клей класса C0, адгезия после выдерживания приклеенной на него плитки в комнатных условиях 27 суток должна быть не менее 0,5 MPa.
Проверка:
Сверху к плитке приклеивают штамп с помощью высокопрочного клея (эпоксидного например), далее через 24 часа к штампу прикладывают нагрузку с постоянной скоростью возрастания (250 ± 50) Н/с.
После чего смотрят, где порвётся. Разрушения делят на два уже знакомых Вам типа:
Адгезионные разрушения:
Разрушения могут быть на границе между поверхностями клеевого раствор и основания:
Разрушение между поверхностями керамической плитки и клеевого раствора:
В случае если оторвался штамп от самой плитки, то опыт повторяют:
Когезионные разрушения:
Разрушение происходит внутри слоя клеевого раствора:
Внутри керамической плитки:
Разрушение происходит внутри слоя клеевого раствора:
Подробнее о том как обрабатывают результаты и производят вычисления читайте в ГОСТ-56387-2018)
На сегодня всё). Всем добра!)
Источник