Каким способ образовано слово ушиб

Памятка
для определения
способа образования
слов в русском языке
(продукт проектной деятельности учащихся
11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна
Возможные трудности
При выборепроизводящего слова
(при имеющемся производном)
При определении способа словообразования
Причины
Неправильное восстановление словообразовательной цепочки
П
Что нужно знать?
В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:
существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).
Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).
Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.
Советы
Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.
Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:
-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например: близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной, здоровенный.
Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:
-выбери слова с приставкой и суффиксом;
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Схема словообразовательного разбора:
определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово(сочетание слов), от которого оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
определить способ образования исследуемого слова.
Пример словообразовательного разбора:
бездомного (н.ф.−бездомный) – прилагательное
имеет значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
дом→бездомный. Образованно с помощью приставки без- и суффикса — н —
слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Источник
Маришка Дьячкова
18 ноября 2018 · 1,1 K
Каким способом словообразования образованы слова; антимир, сероватый безверие, взрыв, подоконник, медсестра, стенгазета. мгу, плащ-палатка, сумасшедший.?
Менеджер. Знаток в разных областях. Знание-сила!
Антимир — префиксальный (анти)
сероватый — суфиксальный (оват)
Безверие — префиксальный (без)
Подоконник — префиксально-суфиксальный (под, ник)
медсестра — сложение основ без соед гласной + Лексико-синтаксическое словообразование образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке медицинская сестра
стенгазета и плащпалатка по тпкому же принципу.
Новогодние ассоциации: буквы «Е» и «Ё».
Вопросы и ответы. Кью. Бег. Nike Run Club. Кофе, дети, блошиные рынки. Красота, порядок… · instagram.com/sashabo
Как можно не любить две точки буквы «ё»? Я стараюсь расставлять их везде-везде. Эти точки подчёркивает ворд и гуглдокс, как если бы я сделала ошибку. Ну и что? Я всё равно люблю эти точки. И буква «ё» в печатном тексте мне страшно мила.
ЁЛКА. Привет, ёлка! Ёлка.
Мама принесла из леса кучу крошек-ёлочек малышек, и они за 10 лет выросли и стали выше меня ростом. Теперь у неё вокруг дома больше 15 ёлок, хаотично разбросанных по участку, и она украшает часть из них старыми, иногда слегка битыми советскими игрушками, найденными в дачных запасах, сосланными из города. Дети и квартира с битыми игрушками – не вариант, а вот на улице – в самый раз. Загадка в том, что эти ёлочные игрушки куда более живучие, чем целые городские: падение в сугроб не вредит подбитым мухоморам и дирижаблям, а вот паркет для всех домиков и шишек губителен.
У моего брата каждый год дома появляется искусственная белая ёлочка – ей, одной и той же, уже 10 с лишним лет (сколько и его браку с Викой). Она красивая и небольшая и она уже стала их собственной привычкой, традицией, их Новым Годом вместе – а теперь и их детей. Они украшают одну и ту же ёлочку игрушками из детства Вики и Марка, и теперь это уже игрушки из детства моих племянников Ханны и Иосифа.
Мои друзья, которым не досталось собственных традиций из прошлого, каждый год покупают 1-2 новые игрушки, и так собирают свои собственные коллекции. Каждый год добавлять новую игрушку к собранным – это тоже традиция.
Я мечтала об огромной ёлке в этой своей квартире с момента покупки квартиры (с осени 2017 года). И вот она (нарядная, на праздник к нам пришла). Моя супер-пихта (каждое утро опрыскиваю её, наливаю воды и скармливаю ей таблетку аспирина, чтобы она достояла). Надеюсь, что достоит. Я повесила на неё игрушки из очень разных детств – мое детство, детство моих родителей, детство того, с кем я живу, и детство всех мам и бабушек – все игрушки, которые нашлись в потёртых коробках и контейнерах ИКЕА. Нашлась и новая звезда (их нашлось целых две, одинаковых) – откуда-то из ОБИ, может быть, но выглядит – прекрасно. Даже нашлись игрушки из детства Эрика – когда ему было 4 месяца, наступил его первый Новый Год, и я в декабре шила мягкие шарики сама, вручную – разноцветные квадратики фетра стали охапкой шаров, которые он, уже четырёхлетний, вешает сам.
Ёлка – какой-то странный ритуал (ритуал, даже не традиция). Приносишь домой целое настоящее огромное дерево. И оно стоит. Это дико, еси подумать. Но это дерево становится семейным древом, когда на нём висят все эти шарики-люди, которые были когда-то живыми и тоже украшали свои ёлки. Ёлка как семейное дерево – и Новый год как повод вспоминать своё детство и то, откуда взялись традиции, или как построить свои собственные с чистого листа.
Буквы «е» и «ё» – что ещё можно придумать про Новый год?
(ВАЖНО: на обложке – голуби на Ёлку, которые я не смогла не купить. КАК ОНИ ПРЕКРАСНЫ! Просто приложу ссылку, потому что это лучшая дикая игрушка (есть и просто красивенные), которую я видела like ever)
Искусственные языки: что такое «сольресоль»?
Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала «Лингвоед» · t.me/lingvoed
Я решил написать серию постов об искусственных языках, которые были изобретены мыслителями, писателями и музыкантами за последние 200 лет. Одним из самых оригинальных, на мой взгляд, является язык французского музыканта Жан-Франсуа Сюдра, который назывался сольресоль. В основе этого языка лежит нотная грамота, которая по замыслу музыканта, является самым универсальным средством общения.
Знакомьтесь, это Сюдр:
Сольресоль имеет следующие структурные особенности:
- фиксированный порядок слов (подлежащее — сказуемое — обстоятельство — дополнение);
- словообразование аналитического типа (местоимение я обозначается как доре, ты — доми и так далее);
- линейные связи в лексической системе (например, антонимы по отношению друг к другу пишутся в зеркальном порядке: миляси означает любить, а силями – ненавидеть).
Жан-Франсуа стремился создать универсальное средство коммуникации, но не смог избежать влияния родного языка. Например, перед существительными необходимо ставить артикль ля, вот такая отсылка к французской грамматике. Если вы хотите попрактиковаться в сольресоль, то начать изучение можно с названий временных периодов. Система такая:
доредо — час;
дореми — день;
дорефа — неделя;
доресоль — месяц;
дореля — год;
дореси — век.
Обратите внимание, что отсутствует цепочка дорере.По правилам в сольресоль запрещается дублировать ноты-слоги!
Источник
Всего найдено: 8
Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный. Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).
Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Л. Н. Берковича «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).
Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-???????? 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- (приставочно-суффиксальный способ)!!!!!!! Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена
Ответ справочной службы русского языка
В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.
Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Приставочный.
Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?
Ответ справочной службы русского языка
Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся.
Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный?…)
Ответ справочной службы русского языка
Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.
Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный. Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-
способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный …)
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.
Источник
1
2
1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ? 3. Каким способом образовано слово ОБЛАЧНОСТЬ? 4. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении А и Б? А. Больной уснул. Б. Больной ребёнок уснул. 5. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ? 6. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ? 7. Каким способом образовано слово ПРАВНУК? 8. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ?
3
9. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ? 10. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ? 11. Каким способом образовано слово БЛЕСТЯЩИЕ в словосочетании БЛЕСТЯЩИЕ СПОСОБНОСТИ? 12. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ? 13. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА? 14. Каким способом образовано наречие ИЗДАЛИ? 15. Каким способом образовано выделенное слово в предложении Он сказал это В ШУТКУ. 16. Каким способом образовано выделенное слово в предложении. В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась.
4
17. Каким способом образовано слово АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ? 18. Каким способом образовано слово СТОЛОВАЯ в предложении А и Б? А. Школьная столовая находилась на первом этаже. Б. Столовая комната находилась на первом этаже. 19. Назовите способ образования слова ИНТЕРЕСНЫЙ. 20. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом. (1) Много любопытного было в этом доме. (2)Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.
5
21. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник. 22. Из предложений 3-11 выпишите слово, образованное сложением основ. (3) Кочегар сказал, что угля не хватит до станции. (4) Это был удар. (5) Если мы сейчас остановимся в лесу, то подмоги будет ждать неоткуда. (6) Если сказать об этом пассажирам, начнётся паника. (7) Не сказать нельзя. (8) Ведь бандиты наступали нам на пятки. (9) Нужно обязательно сказать пассажирам и идти рубить лес. (10) «Дядя Михей, тормози паровоз!»,- крикнул Новиков. (11) Через десять минут большая часть пассажиров вышла из вагонов Выпишите из предложений 1-4 слова, образованы сложением основ. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей- из определённых чувств, свойств, понятий. (3) Одного из таких чувств- чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. 24. Выпишите из предложений 1-3 существительное, образованное приставочно- суффиксальным способом. (1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.
6
25. Выпишите из предложений 1-3 прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1) Современная молодёжь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман. 26. Выпишите из предложений 7-10 существительное, образованное бессуффиксным способом. (7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9) Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота. 27. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончаровой. 28. Выпишите из предложений 1-3 слово, образованное приставочным способом. (1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью… 29. Из предложений задания 28 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
7
30. Из предложений 1-3 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом. –(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и –разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну. 31. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую. (3) Издали доносились голоса. (4) Мы пошли на этот звук. (5) Через пять минут мы встретились с отрядом Каменщика. 32. Из предложений 2-6 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую. (2) Народ начал собираться в клубе. (3) Клуб стал наполняться дымом от папирос и говором крестьян. (4) Вскоре появился председатель. (5) Он огласил тему своего выступления: «Положение трудящихся масс в Америке». (6) Все стихли и приготовились слушать. 33. Из предложений 4-6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. (4) Андрею приснился сон. (5) Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. (6) Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.
8
34. Из предложений задания 33 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части в другую. 35. Из предложения 5,6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. (5) Лесистый участок дороги мы проехали минут за двадцать. (6) Дальше начиналась степь.
9
1Приставочный 2Суффиксальный 3 4А – переход от одной части речи в другую, Б – суффиксальный 5Бессуффиксный 6Сложением основ 7Приставочный 8Суффиксальный 9Бессуффиксный 10Суффиксальный 11Переход от одной части речи в другую 12Сложением основ 13Приставочный 14Переход от одной части речи в другую 15Переход от одной части речи в другую 16Переход от одной части речи в другую 17Приставочно-суффиксальный 18А – переход от одной части речи в другую, Б – суффиксальный 19суффиксальный
10
20Погонится 21Отъезд 22Паровоз 23Милосердия или милосердие и старомодный 24Соотечественников 25Современная 26Тишь 27Недаром 28Уедет 29Весточки или весточка 30Дымок 31Издали 32Трудящихся 33Ручищи 34Наутро 35Лесистый
Источник