Какие ушибы после аварии
Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник
Содержание
- Самая типичная травма
- Ушибы и растяжения, более серьезные травмы
- Особенности хлыстовых травм у детей
- Участник ДТП на улице: переломы, удары, раны
- Профилактика травматизма
Ежегодно количество автомобильных аварий с участием детей не уменьшается, и связано это со многими факторами. Прежде всего, это невнимательность самих родителей, водящих автомобиль, и опасные ситуации на дорогах. Но дети могут получать травмы при ДТП, если они пешеходы, а также в случаях нарушения правил при катании на велосипедах и скейтах, роликах. Наиболее легкими травмами бывают ушибы и растяжения, но возможны переломы конечностей, костей таза и позвоночника, повреждения головы и внутренних органов. Какой же должна быть профилактика детского травматизма в ДТП?
Самая типичная травма
Самая частая травма, которую получают дети в качестве пассажиров при ДТП, — это ушибы и растяжения, при которых затрагиваются голова и лицо, конечности. На их долю приходится до 75% всех повреждений. В остальных случаях это тяжелая травма, сочетанное поражение конечностей (перелом, как открытый, так и закрытый), сотрясение мозга, совместно с повреждениями внутренних органов. Около 10-15% повреждений и травм в детском возрасте, могут закончиться летальным исходом в результате поражений мозга, позвоночника, массивных кровотечений и переломов.
Травма утяжеляется зачастую еще и по вине родителей, если они пренебрегают правилами перевозки маленьких пассажиров и не пристегивают их ремнями безопасности или не фиксируют в специальных креслах. Так, при столкновении автомобиля, если дети не зафиксированы, они по инерции будут двигаться вперед с такой же скоростью, какая была у машины. В это время сам автомобиль уже сильно снизил скорость из-за торможения и удара. Поэтому удары о лобовое стекло или детали внутреннего интерьера будут сильными (чем выше скорость, тем сильнее травма ). От положения, где в момент аварии находились дети в автомобиле, сильно зависит особенность повреждения, его сила и тяжесть, особенности поражения головы или тела.
Ушибы и растяжения, более серьезные травмы
Если дети находятся на задних сидениях автомобиля, они не пристегнуты в автокреслах или ремнями безопасности, высока вероятность черепно-мозговых поражений, зачастую несовместимых с жизнью из-за мощных ударов головой, вылета через лобовое стекло.
Если дети расположены на заднем сидении, особенно по центру, возможны ушибы и растяжения, а также повреждения различной тяжести и локализации, начиная от костей конечностей, заканчивая позвоночником и шеей. Если дети стоят на сидении, особенно вероятны переломы и тяжелые удары головой, если дети лежат на заднем сидении — высок риск перелома позвоночника.
В случае мелких аварий именно у малышей наиболее часты ушибы и растяжения в силу особенностей организма, большей податливости тканей и суставов. Не менее редки черепно-мозговые повреждения, и они лидируют в числе причин смерти при ДТП. Это связано с тем, что относительно тела голова гораздо тяжелее, чем у взрослых, а мышцы шеи и связки развиты слабо.
Особенности хлыстовых травм у детей
Из-за диспропорций тела и большого размера головы относительно тела дети нередко получают хлыстовые травмы позвоночника в области шейного отдела. Позвонки в этой зоне хрупкие, из-за чего возможен перелом и тяжелые поражения. При резком торможении голова детей сначала по инерции движется вперед с сильным сгибанием в шейном отделе, а в момент удара из-за противодействующей силы она резко запрокидывается назад с сильным переразгибанием. Это приводит к сильной компрессии позвонков, травме связок и мышц. Часто дети при серьезных ДТП получают травмы шейного отдела позвоночника, лицевые повреждения и переломы черепа. Если бы дети были пристегнуты ремнями безопасности, летальность при ДТП у них была бы снижена на 40-50%.
Участник ДТП на улице: переломы, удары, раны
Нередко дети становятся участниками ДТП на улице. Катание на велосипеде, переход улицы в неположенном месте, игры у дороги — это грозит тем, что их может сбить автомобиль. Нередко такое происшествие приводит к серьезным травмам, порой до летальных. Наиболее часто при таком повреждении возникает перелом голени или бедра, тазовых костей или верхних конечностей, могут быть удары головой из-за падений на асфальт. Если ребенок был на велосипеде, травмы утяжеляются из-за дополнительного воздействия еще и деталей. Обычно это комбинированный перелом ног (открытый или закрытый), повреждение рук, ссадины, ушибы и растяжения.
Нередко виновны в этом не только сами дети, оставленные без присмотра, но и водители, смотрящие в телефоны, а не на дорогу. Детей нередко сбивают во дворах, на пешеходных переходах, тротуарах и придворовой зоне. И важно, чтобы родители донесли до своих малышей важность того, что нужно смотреть по сторонам, особенно там, где часто ездят машины.
Профилактика травматизма
Естественно, что основная профилактика травматизма детей при их перевозке в салоне авто — это применение ремней безопасности или автомобильных кресел, которые будут фиксировать их в максимально безопасном положении. Такая профилактика важна не только для малышей, но и детей постарше, сегодня после 7 лет разрешено фиксировать детей ремнями безопасности, но нужно следить за этим всегда, чтобы ребенок ехал только пристегнутым.
Не менее важна и профилактика уличного травматизма, где дети становятся участниками аварий во время прогулок или катаний на различных видах транспорта. Родители должны учить детей правилам дорожного движения, но этого недостаточно. Важно объяснить им, что далеко не все взрослые ездят по правилам, и даже переходя улицу на зеленый свет, нужно еще внимательно смотреть по сторонам. То же самое касается и дворов, стадионов и детских площадок, даже туда сегодня умудряются заезжать автомобилисты. Кроме того, дети должны помнить о том, что нельзя ходить по улице, где ездят машины, с наушниками в ушах, для профилактики травматизма у них должны быть активны все органы чувств. Сигнал водителя и визг тормозов, вовремя услышанный ребенком, может спасти ему жизнь. Важно постоянно повторять правила, даже если вам кажется, что дети взрослые и все сами знают, лишняя безопасность никому еще не повредила.
Источник
Следует иметь в виду, что любой случай травмы обладает своими особенностями, локализация и характер повреждений во многом зависят от типа и марки автомобиля.
Травмы нижних конечностей (деформация кузова ТС, удар об элементы кузова, педали, приборную панель и т.д.);
Переломы костей тазового кольца и бедренных костей при ударе об элементы кузова, приборную панель и т.д.
Повреждения передних поверхностей коленных суставов и верхних третей голеней от удара о щиток управления.
Перелом лодыжек в результате взаимодействия стоп с педалями и полом.
Травмы верхних конечностей
Повреждения от взаимодействия частей тела водителя с рулевым колесом
Повреждения больших пальцев кистей и соответствующей межпальцевой складки.
Травмы плечевого пояса
Повреждения от ремней | Повреждения плеча от удара |
Ремни безопасности могут причинять повреждения: у водителей — в области левой половины груди и левого плечевого пояса, у пассажиров — в области правой половины груди и правого плечевого пояса.
Травмы грудной клетки (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.);
Травма внутренних органов (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.)
Более чем у 50% пострадавших повреждения сопровождаются шоком, искажающим клиническую картину и создающим значительные диагностические трудности. Наиболее часто повреждаются печень, селезенка, тонкая кишка, реже — толстая кишка.
Черепно-мозговые травмы
Сотрясение головного мозга
Сотрясение мозга происходит при прямом ударе или резком замедлении движения головы. При сотрясении мозга происходит временное нарушение функций мозга, но мозг не получает физических повреждений.
Ушиб головного мозга
При такой тяжёлой черепно-мозговой травме (ЧМТ) как ушиб головного мозга возможен перелом костей свода черепа, либо перелом основания черепа с ликвореей (истечение спинномозговой жидкости из уха или из носа).
Вдавление головного мозга
Чаще всего головной мозг сдавливается излившейся под твердую мозговую оболочку кровью (внутричерепная гематома), реже костными отломками при вдавленном переломе.
Травмы позвоночника
Травмы шейного отдела позвоночника
При резком изменении скорости у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы шейных позвонков. Шейный отдел позвоночника является наиболее уязвимым по отношению к травме, что объясняется слабым мышечным корсетом, небольшими размерами и низкой прочностью шейных позвонков.
Травма шейных позвонков чаще, чем в других отделах, может сопровождаться повреждением спинного мозга и нервных корешков.
Травмы пояснично-грудного отдела позвоночника
Повреждения от выпадения из салона/кузова автомобиля аналогичны повреждениям при падении с большой высоты. В данном случае, можно говорить о компрессионном переломе позвоночника. Чаще всего компрессионные переломы позвоночника случаются в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночного столба.
Ранения мягких тканей лица и туловища
Чаще всего у пострадавших встречаются множественные рвано-ушибленные, резаные раны мягких тканей головы, лица, кистей и предплечий от осколков ветрового или бокового стекол. Кроме этого, выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить дополнительные повреждения в виде «штампованных» ушибленных ран, рваных, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран.
Термическая травма
Иногда ДТП может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер повреждений в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.
Внутренние и наружные кровотечения
Травмы, как правило, сопровождаются кровотечением. Различают внутренние и наружные кровотечения. Из наружных кровотечений наибольшую опасность представляет венозные и артериальные кровотечения.
Наибольшую сложность в определении представляют скрытые внутренние кровотечения.
Одна из причин клиническая смерть в результате ДТП — массивная кровопотеря при травме. Характерно, что при темпе кровопотери более 150 мл/мин. смерть наступает через 15-20 минут, если кровотечение не будет остановлено немедленно.
Источник: «Проведение аварийно-спасательных работ
при дорожно-транспортных происшествиях»
Часть I «Организация и тактика проведения работ»,
Учебно-методическое пособие, Архангельск 2010г.
Источник