Как проверить растяжение цепи мотоцикла

Как проверить растяжение цепи мотоцикла thumbnail

Приводные цепи для мотоцикла.

Цепь на мотоцикле выполняет роль приводного механизма, через ведущую звездочку (малую), посаженную на вал двигателя мотоцикла, энергия передается на звезду, звезда тянет цепь, цепь в свою очередь тянет «на себя» заднюю звездочку, которая соединена с диском колеса мотоцикла.

Не зря же есть выражение про цепь и звенья цепи, вся цепь и звезды связаны единым механизмом и работают «как часы» до тех пор, пока некоторые части изнашиваются.

Износ на различных деталях из систем привода мотоцикла отражается по-разному на старте, остановке, движении мотоцикла, а так же на ощущении мотоциклиста от управления с исправной или изношенной приводной системой мотоцикла.

Нак определить состояние звездочек и цепи на мотоцикле.

Как проверить состояние цепи и приводных звездочек на мотоцикле.

Износ приводных звездочек мотоцикла.

На передней звездочке изнашиваются зубцы, примерно одновременно с задней звездочкой.

На зубцах появляются сколы, зубья стачиваются, искривляются, так же редко зубья на передней (ведущей) звездочке обламываются.

Задняя звездочка – ведомая, «болеет» теми же «болячками», что и передняя, так же изнашиваются зубцы, скалываются, в некоторых ситуациях обламываются, однако задняя звезда еще и может быть повреждена при падении мотоцикла при ДТП или даже когда мотоцикл падает «на ровном месте».

На фотографии показано сравнение изношенной и новой звездочек для мотоциклов

На фото показаны две звездочки верхняя новая, нижняя с изношенными зубьями.

Износ цепи мотоцикла.

Износ цепи выявить довольно просто. Помните, обрыв изношенной цепи на скорости может привести не только, к поломке металлических деталей но и травмам самого мотоциклиста. Однако хорошая качественная цепь, обрывается очень редко, для того, чтобы произошел разрыв, цепь на мотоцикле должна быть достаточно сильно изношена или слишком сильно натянута.

Обычно износ цепь на мотоцикле выражается в том, что цепь вытягивается, а уже вытяжение цепи отражается в шуме на ходу, на любой скорости, звук походит на «шу-шу-шу» иногда, если на цепи еще и присутствует ржавчина можно отчетливо услышать «свист» роликов.

Внимание обрыв цепи на мотоцикле, может произойти даже с новой цепью, если она неправильно установлена или слишком перетянута!

Так же износ цепи отражается на неравномерности хода, так на ускорении можно почувствовать (рывки), а при резком торможении вытянутая цепь способна «прошагать» по звездочкам при этом мотоциклист почувствует биение в области цепи, будто бы по маятнику мотоцикла ударили молотом.

Как проверить состояние передней звездочки на мотоцикле (ведущей звезды).

Схема 1. Износ передне йи задней звезды на мотоцикле.

Схема 1. Износ звездочки мотоцикла.

Для того, чтобы проверить состояние передней звездочки, достаточно снять защитный кожух, как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле смотрите ниже в аннотации №1.

Когда передняя звездочка установлена то оценку ее состояния придётся производить, проворачивая заднее колесо, чтобы осмотреть все зубцы.

Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 1.

Немедленная замена передней звездочки на мотоцикле (ведущей) требуется, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке отсутствуют зубцы, загнуты или на зубцах присутствуют значительные сколы!

Как проверить состояние задней звезды на мотоцикле (ведомой звезды).

Заднюю звезду осмотреть достаточно просто. Необходимо заменить (заднюю) ведомую звезду, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке присутствуют значительные сколы, отсутствуют зубцы или они изогнуты, так же необходимо произвести замену, если звезда повреждена или деформирована (например, при падении мотоцикла).

Как проверить состояние цепи мотоцикла.

Оценку состояния цепи нужно начать с осмотра уровня вытяжения. На маятнике мотоцикла, есть индикатор натяжения цепи.

Состояние цепи мотоцикла, где расположен натяжитель цепи и как регулируется натяжение приводной цепи.

На схеме показан натяжитель, на вашем мотоцикле тип натяжителя может быть другой но в целом расположение натяжителя, кроме редких моделей мотоцикл с левой стороны.

Обычно индикатор натяжения, расположен с левой стороны. Осмотрите шкалу, если остается 3-2 деления, цепь требует замену, вообще из практики, как только натяжитель цепи «перешагивает» за середину, цепь лучше заменить, так, как в дальнейшем цепь будет вытягиваться достаточно быстро.

Далее нужно очистить цепь от старой смазки и грязи, для более качественной очистки желательно использовать специальный очиститель, рекомендуем использовать мото-химию от Кастрол или Ликви Моли. Наносим очиститель и чистой ветошью вытираем цепь, повторяем до полной очистки.

Во время очистки цепи, обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей между пластинками цепи. Если резинки-уплотнители в хорошей форме, это положительный знак. Если же «торчат усы – резинка лопается и два кончика торчат из цепи», требуется немедленная замена цепи. Обилие ржавчины, скрежет роликов не является обязательным показанием для замены цепи на мотоцикле, но в сочетании с разрушенными резиновыми уплотнителями, вытянутой цепи по шкале натяжителя, потребуют от вас произвести замену приводных звезд и цепей.

Некоторые цепи на некоторых моделях мотоциклов (в основном кросс или эндуро) выпускаются с приводными цепями без резиновых уплотнителей между пластинками. Для состояния такой цепи, применяйте те же правила, что и для цепи с уплотнителями.

Читайте также:  Как лечатся растяжения поясницы
Аннотация №1. Как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле.

На разных моделях мотоциклов данный процесс занимает разное время и требует разные инструменты. Если у вас на мотоцикле «тросиковое» сцепление, то процесс снятия защитного кожуха очень прост. Достаточно отвернуть все болты и запомнить их расположение, аккуратно снять защитную крышку с ведущей звездочки.

Если у вас на мотоцикле гидравлическое сцепление, то достаточно отвернуть все болты и аккуратно снять крышку. Для того, чтобы поставить крышку, нужно будет одеть крышку на шкив сцепления, при этом на крышку следует надавить, чтобы поставить ее на место.

Источник

Всем привет, с вами Питбайк клуб!

Приводная цепь и звезды должны быть связаны и работать «как часы», однако некоторые элементы этой системы изнашиваются, а это сказывается на ощущении мотоциклистом байка. Происходит это из-за того, что каждый элементы системы изнашивается не пропорционально остальным.

Как проверить состояние цепи и приводных звездочек на мотоцикле.

Износ приводных звездочек мотоцикла

Ведущая и ведомая звезды изнашиваются примерно одинаково. Со временем звезды стачиваются, искривляются, а случаются даже обломы зубьев.

Однако ведомая звезда (задняя) больше подвержена износу, так как помимо привычного воздействия трения она получает механические повреждения при падениях.

На фото показаны две звездочки верхняя новая, нижняя с изношенными зубьями.

Износ цепи мотоцикла

Износ цепи контролировать достаточно просто, но если за ним не следит можно получить травмы или траты. Так, обрыв цепи влечет за собой не только повреждение элементов байка, но и может привезти к падению.

Обычно износ цепь на мотоцикле выражается в том, что цепь вытягивается, а уже вытяжение цепи отражается в шуме на ходу, на любой скорости, если на цепи еще и присутствует ржавчина можно отчетливо услышать «свист» роликов.

Внимание обрыв цепи на мотоцикле, может произойти даже с новой цепью, если она неправильно установлена или слишком перетянута!

Так же износ цепи отражается на неравномерности хода, так на ускорении можно почувствовать (рывки), а при резком торможении вытянутая цепь способна «прошагать» по звездочкам при этом мотоциклист почувствует биение в области цепи, будто бы по маятнику мотоцикла ударили молотом.

Схема 1. Износ звездочки мотоцикла.

Для того, чтобы проверить состояние передней звездочки, достаточно снять защитный кожух.

Когда передняя звездочка установлена то оценку ее состояния придётся производить, проворачивая заднее колесо, чтобы осмотреть все зубцы.

Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 1.

Немедленная замена передней звездочки на мотоцикле (ведущей) требуется, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке отсутствуют зубцы, загнуты или на зубцах присутствуют значительные сколы!

Как проверить состояние задней звезды на мотоцикле (ведомой звезды)

Заднюю звезду осмотреть достаточно просто. Необходимо заменить (заднюю) ведомую звезду, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке присутствуют значительные сколы, отсутствуют зубцы или они изогнуты, так же необходимо произвести замену, если звезда повреждена или деформирована (например, при падении мотоцикла).

Как проверить состояние цепи мотоцикла

Оценку состояния цепи нужно начать с осмотра уровня вытяжения. На маятнике мотоцикла, есть индикатор натяжения цепи.

На схеме показан натяжитель, на вашем мотоцикле тип натяжителя может быть другой, но в целом расположение натяжителя, кроме редких моделей мотоцикла, обычно с левой стороны.

Как правило, индикатор натяжения, расположен с левой стороны. Осмотрите шкалу, если остается 3-2 деления, цепь требует замену. Вообще из практики, как только натяжитель цепи «перешагивает» за середину, цепь лучше заменить, так как в дальнейшем цепь будет вытягиваться достаточно быстро.

Далее нужно очистить цепь от старой смазки и грязи, для более качественной очистки желательно использовать специальный очиститель, рекомендуем использовать мото-химию. Наносим очиститель и чистой ветошью вытираем цепь, повторяем до полной очистки.

Во время очистки цепи, обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей между пластинками цепи. Если резинки-уплотнители в хорошей форме, это положительный знак. Если же «торчат усы – резинка лопается и два кончика торчат из цепи», требуется немедленная замена цепи. Обилие ржавчины, скрежет роликов не является обязательным показанием для замены цепи на мотоцикле, но в сочетании с разрушенными резиновыми уплотнителями, вытянутой цепи по шкале натяжителя, потребуют от вас произвести замену приводных звезд и цепей.

Некоторые цепи на некоторых моделях мотоциклов (в основном кросс или эндуро) выпускаются с приводными цепями без резиновых уплотнителей между пластинками. Для состояния такой цепи, применяйте те же правила, что и для цепи с уплотнителями.

Читайте также:  Снять отек растяжение щиколотки

А на сегодня у нас всё.

Спасибо за внимание. Надеемся что наш обзор оказался для вас интересным!

Пожалуйста, оцените наш труд лайком и поделитесь вашими мыслями в комментариях.

Питбайк клуб — магазин эндуро техники, запчастей и экипировки с очень быстрой доставкой по всей России!

Написать нам: monkey.link/pitbikeclub

Следите за нами в соцсетях:

https://vk.com/pitbikeclub
https://www.instagram.com/pitbikeclub/
https://t.me/pitbikeclub
https://zen.yandex.ru/pitbikeclub

Источник

Передача тяги на колесо — цепь, ремень и кардан

Передачи тяги на колесо обычно уделяют не слишком много внимания. Всю славу забирает двигатель, источник тяги, зовущей вперёд, и звука, вызывающего улыбку на вашем лице. Но задумайтесь-ка: если тягу с двигателя не передавать на колесо, вы никуда не поедете.

Вот почему сегодня мы поговорим о конечной передаче тяги на колесо и о трёх её видах: цепи, ремне и кардане.

Цепь мотоцикла

Цепь

Цепь — наиболее типичный вид привода на ведущее колесо мотоцикла, но хотя прототип приводной цепи можно увидеть ещё в зарисовках великого Леонардо да Винчи, первые мотоциклы оснащались не цепью, а ремнём.

Ремень

Ременная передача

Первые ремни изготавливались из наиболее прочного из доступных материалов — кожи. Однако, по современным меркам кожаный ремень годится только для одежды: он проскальзывает, протирается, теряет зацеп и рвётся, поэтому в первой половине 20 века от ремней практически полностью отказались в пользу цепей и карданов. Но ремни снова в моде: материалы и технологии производства приводных ремней сделали в 70-80х годах огромный скачок благодаря повсеместной индустриализации, потребовавшей дешёвых и надёжных приводов для станков, насосов, силовых механизмов, и химическая промышленность создала новые волокна и полимеры, организовала их в композиты и придала этим композитам форму для максимально надёжной работы. А следом за станками и тракторами ремни вернулись и на мотоциклы.

Преимущества ремня

Чаще всего они используются на круизёрах, но BMW, Buell и производитель электроциклов Zero ставят ремни на спортбайки ради их выраженных преимуществ над цепью. Для начала, ремни не нуждаются в смазке, поэтому они чище. Также они тише, дольше служат, и — за вычетом обычного визуального осмотра — практически не требуют никакого обслуживания. Ну и не забудем о приводных ремнях скутеров, некоторые из которых по кубатуре, массе и мощности превышают вполне «взрослые» мотоциклы. Клиновидные ремни не только обеспечивают передачу тяги с коленвала на колесо, но и обуславливают работу самой автоматической непрерывной трансмиссии: принцип плавного изменения передаточного числа вариатора опирается на то, что приводной ремень долго сохраняет габаритные размеры, не вытягиваясь и не изнашиваясь.

Если ремни так хороши, почему же их не ставят на другие типы мотоциклов?

Есть несколько причин. Сегодняшние синхронные (зубчатые) ремни столь же прочны, как и цепи, и лишь немногим шире, но они не могут работать на малых радиусах, поэтому для них приходится применять зубчатые шкивы большого диаметра (то, что в случае с цепью называется звёздами), и если ведущий шкив сделать хотя бы в полтора раза большего размера, чем обычную переднюю звезду, то ведомый шкив (задняя «звезда») получается просто колоссальным. А замена ремня обычно требует снятия всего заднего маятника.

Кардан

Похоже, что кардан — идеальный вариант передачи тяги на колесо? Да, те, у кого мотоцикл на кардане, так и думают. Кстати, карданы с 1923 года применяются на мотоциклах BMW.

Кардан

Исторически карданная передача применяется преимущественно по причине её долговечности и минимальных требований к обслуживанию, — рассказал менеджер по связям с общественностью североамериканского офиса BMW Рой Ольермюллер.

Плюсы и миинусы кардана

Карданы практически не нуждаются в обслуживании, невосприимчивы к агрессивным факторам внешней среды и — за вычетом всякого рода сбоев — служат весь срок службы мотоцикла. Это всё неслабые плюсы, но есть и минусы: карданы дороги, тяжелы и отнимают больше мощности, чем другие варианты конечной передачи. И если производитель не готов применять пару дорогих и ещё больше отнимающих мощность конических передач, то кардан подойдёт к двигателю с продольным коленвалом. Плюс, не будем забывать об эффекте кардана, возникающем на резком открытии газа — задняя подвеска разжимается и зад мотоцикла поднимается, а не прижимается к земле, как на мотоциклах с цепью или ремнём. Но продуманная конструкция передачи и маятника практически нивелирует этот эффект.

Цепи и звёзды

И вот так мы приходим к роликовой цепи — наиболее часто применяемом типа передачи тяги на колесо. Как и с любыми вещами в массовом производстве, важным фактором является цена передачи, а цепи и звёзды дёшевы.

Читайте также:  Деформации при растяжении и сжатии рисунок

Ещё они компактны, довольно надёжны, легко заменяются, удобны для управления передаточным числом и максимально эффективны в плане передачи мощности. Да, цепи нуждаются в регулярной очистке и смазке, причём иногда незапланированной, поэтому в дорогу приходится брать некоторое количество багажа для работы с цепью.

Они довольно быстро изнашиваются в сравнении с ремнём или карданом, но идеального варианта не существует и все типы передачи тяги на колесо — это компромиссы.

По своей сути цепь — это последовательность маленьких подшипников, соединённых между собой пластинами, организованными в четыре ряда — два внутренних и два внешних.

Сальниковая цепь

Сальниковая цепь

Бессальниковые цепи десятилетиями были нормой, но их было сложно поддерживать в смазанном состоянии, а значит, они подвержены быстрому износу в случае загрязнения, требовали более частой подтяжки и замены. Затем кому-то пришла в голову гениальная идея смазать цепь раз и навсегда и загерметизировать смазку. Так родилась сальниковая цепь. На сальниковых цепях смазка набита в трущиеся части под давлением или вакуумом при сборке цепи, а затем между внешними и внутренними пластинами на ось устанавливается резиновый сальник, запирающий смазку во втулке и предотвращающий попадание в неё грязи и воды. Сальниковые цепи обычно служат значительно дольше бессальниковых.

Растяжение цепи

Вы наверняка слышали о том, что у кого-то старая цепь «растянулась». Но на самом деле цепи не растягиваются, а увеличение их длины происходит в результате износа и истончения осей и втулок. Небольшое увеличение зазора втулки в каждом звене цепи в итоге приводит ко вполне ощутимому изменению её общей длины и расстояний между звеньями. С износом цепи её ролики, то есть внешние части втулок, которые контактируют со звездой, распределяют нагрузку неравномерно и начинают изнашивать её зубья, придавая им загнутую форму. С учётом того, что цепь работает примерно на одной шестой предела выносливости, намного более вероятно срезание всех зубов со звёзд, чем разрыв цепи от износа. Довольно часто изношенные звёзды можно увидеть прикреплёнными к стене над верстаком у мотомехаников как пример недальновидного отношения к мотоциклу.

К счастью, цепь и звёзды подают недвусмысленные сигналы об износе, включая шумную работу, дёрганую передачу тяги, вибрацию. Хотите узнать, насколько ваша цепь изношена? Читайте чуть ниже.

Смазка цепи

Поскольку большинство важных частей цепи смазаны с завода и герметичны, нет нужды топить сальниковую цепь в смазке. Всё, что действительно нужно при обслуживании цепи — это нанести немного смазки на ролики (которые, кстати, не вращаются — поэтому само слово «ролики» не совсем корректно) для поддержания сальников в хорошем состоянии. При нанесении смазки из баллона держите трубочку так, чтобы смазка попадала между внешними и внутренними пластинами цепи на внутренней части цепи. Тогда центробежная сила распределит смазку по всему сальнику. Наносить смазку на внешнюю часть цепи на задней звезде можно, но не слишком эффективно. О том — чем смазывать цепь мотоцикла, буду писать в другой раз — хочется попробовать разные варианты и есть несколько «подопечных». Напишите в комментариях свои варианты смазки и почему именно ей смазываете свои цепи.

Определяем износ цепи

Независимо от того, с какой тщательностью вы чистите и смазываете цепь, она вместе со звёздами рано или поздно износится. Проще всего определить их износ — это посмотреть на заднюю звезду, потому что её жизнь щадит меньше всего. Симметричны ли зубцы или скорее похожи на загнутые акульи зубы? Во втором случае это явный признак того, что финальная передача скоро потребует замены.

Ещё один простой тест — это попробовать оттянуть цепь от задней звезды на середине облегающей звезду части цепи. Если при отведении цепи под звеньями возникает видимая глазом щель — цепь удлинилась и требует замены.

И, наконец, износ можно просто замерить. Поставьте мотоцикл на передачу и попросите помощника перекатить его так, чтобы нижняя часть цепи натянулась. Теперь измерьте расстояние между шестнадцатью последовательными втулками. Если оно больше  256,5 мм, то цепь вытянулась больше, чем на 1%, допускаемый нормативами производителей (это верно для наиболее типичных 520, 525 и 530 цепей). Всегда заменяйте цепь вместе со звёздами, потому что изношенные компоненты приведут к ускоренному износу нового.

Надо помнить что износ цепи и «растяжение» цепи это разные вещи, растяжение цепи проверяется на конкретном мотоцикле по мануалу — разные модели мотоциклов  имеют разное отметку на маятнике и разное расстояние от данной отметки до «отведенной» цепи.

Источник