Испытания строп на растяжение
Цитата |
---|
Олег Иванов пишет: Коллеги! На практике каждые шесть месяцев нужно испытывать стропа статической нагрузкой. А ни в нормативном документе указание такое не нашли. Неужели ошибаемся? Вопрос не прост: ибо по идее есть т.н. гарантийный срок эксплуатации стропа и если он истекает, но строп в нормальном состоянии — то его можно не выбрасывать (нет такого браковочного признака). А как тогда удостовериться, что он выдерживает нагрузку? Вот с поясами монтажными все понятно — там четко написано, вынь да положь испытание. А со стропами? Поделитесь, пожалуйста, практикой. PS Что характерно, в учебной литературе попадалось про испытания стропов |
Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации (РД 10-33-93) [с изменением N 1 (РД 10-231-98)]. Госгортехнадзор России, 20.10.1993, постановление Госгортехнадзора России от 08.09.1998 N 57
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ
5.1. При испытаниях стропов статической нагрузкой по
п. 4.3
их ветви должны быть расположены под углом 90° друг к другу.
Допускаются испытания под другим углом с соответствующим пересчетом действующих нагрузок.
При серийном изготовлении стропов время их выдержки под нагрузкой составляет 3 мин., при индивидуальном изготовлении — 10 мин.
Испытательную нагрузку создают с помощью тарировочных грузов или нагрузочных приспособлений с контролем величины нагрузки посредством измерительных приборов.
5.2. Элементы стропов (соединительные звенья, крюки) испытывают на соответствие требованиям
п. 4.4
с помощью нагрузочных устройств или стендов, снабженных приборами, контролирующими величину действующей нагрузки.
5.3. Соответствие материалов и полуфабрикатов элементов стропов и сварочных материалов требованиям
п. п. 2.2.1,2.2.3,2.3.1
— 2.3.5 проверяют по технической документации на изготовление, утвержденной в установленном порядке.
Качество материалов проверяют по сертификатам или результатам лабораторного анализа.
5.5. Отклонение длин ветвей по
п. 2.1.10,
размеры алюминиевых втулок по
п. 2.4.7,
радиус гибки по
п. 2.4.10,
глубину вмятин по п. 2.4.12, увеличение диаметра сечения элемента и относительное смещение концов элемента по
п. 2.5.3,
размеры сварных швов по
п. 2.5.4
проверяют с помощью универсального мерительного инструмента.
5.6. Качество сварных соединений, выполненных контактной сваркой, по п. 2.5.3 проверяют путем их осмотра, обмера и механических испытаний звеньев на статическое растяжение по ГОСТ 6996.
5.7. Твердость металла по
п. 2.4.14
определяют по ГОСТ 9012, предел текучести, временное сопротивление разрыву и относительное удлинение металла — по ГОСТ 1497, ударную вязкость металла — по ГОСТ 9454.
7.3. Контроль состояния стропов при эксплуатации
7.3.1. В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах, эксплуатирующихся в условиях групп классификации режима 7К — 8К и 1К — 6К соответственно.
7.3.2. Применяемые при ремонте материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также используемые технологические процессы и методы контроля должны соответствовать требованиям настоящего РД.
После ремонта стропы подлежат техническому освидетельствованию на предприятии, на котором они ремонтировались.
При техническом освидетельствовании стропы должны подвергаться внешнему осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность, в соответствии с требованиями настоящего РД.
7.3.3. Стропы, прошедшие после изготовления приемо-сдаточные испытания на предприятии-изготовителе, не подлежат первичному техническому освидетельствованию.
7.3.4. Исключен. — Постановление Госгортехнадзора РФ от 08.09.1998 N 57.
7.3.5. Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с требованиями ст. 7.3.28 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
7.3.6. Браковка колец, петель и крюков производится:
при наличии трещин;
при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
7.3.7. Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.
Результаты осмотра стропов заносятся в журнал учета и осмотра. Форма журнала — см.
Приложение 5.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 08.09.1998 N 57)
7.3.8. Не допускаются к эксплуатации стропы:
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 08.09.1998 N 57)
при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;
с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
с крюками, не имеющими предохранительных замков.
Источник
В 2015 году компания «Лентранс» в рамках сотрудничества с предприятиями МО РФ ввела в действие испытательный стенд по контролю качества и проверке изделий допустимой статической нагрузкой от 1 до 300 тонн.
Компания «Лентранс» производит независимую экспертизу, проверку качества производимой и закупаемой продукции, а также периодическую проверку грузоподъемных средств.
Первый в России современный горизонтальный испытательный стенд WLW-3000, оборудован компьютерным управлением и электрогидравлическим приводом. Предназначен для проведения испытаний на растяжение и/или разрыв цепей, якорей, стропов, скоб и других грузоподъемных средств.
Объекты испытаний:
- Якорные цепи длинной до 27,5 м, пробной и разрывной нагрузкой по ГОСТ 228-79 (до 92-2/2а и 76-3/3а мм пробной нагрузкой; до 76-2/2а и 62-3/3а разрывной нагрузкой);
- Судовые якоря (Холла, Матросова, ПДС и пр.) пробной нагрузкой по ГОСТ 766-74;
- Канаты (с заделкой в огон);
- Стропы канатные, цепные, текстильные и круглопрядные;
- Скобы, талрепы, блоки такелажные;
- Твистлоки и контейнерные стяжки;
- Рым-болты и рым-гайки;
- Тали рычажные и цепные;
- Цепи грузовые и такелажные;
- Многооборотные средства крепления на судах поднадзорных РМРС и РРР;
- Другие грузоподъемные средства.
1. | Диапазон измерения нагрузки: | от 10 до 3000 кН. |
2. | Относительная погрешность измерения нагрузки показания: | 2% (от 10 до 60 кН) 1% (от 60 до 3000 кН) |
3. | Ход поршня: | 1500 мм. |
4. | Диапазон измерений перемещений: | 0 — 1500 мм. |
5. | Относительная погрешность перемещения: | ≤ 0,5 Fs. |
6. | Дискретность измерения перемещения: | ≤ 0,01 мм. |
7. | Скорость движения поршня при растяжении: | 0-90 мм/мин |
8. | Полезная длина для испытаний (не включая ход поршня): | 29500 мм. |
9. | Метод захвата: | штифт с установкой в скобу. |
10. | Контроль (способ управления): | компьютерное управление. |
11. | Измерение испытательной нагрузки: | два высокоточных тензометрических датчика |
12. | Измерение смещения: | фотоэлектрический датчик. |
13. | Габариты оборудования (ДхШхВ): | 34036х1970х900 мм. |
14. | Масса: | ~ 42500 кг. |
Аттестаты и свидетельства:
Испытательная машина аттестована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева». По результатам аттестации выдан Аттестат за № 2301с/а-006-2016
Испытательная машина откалибрована в соответствии со «Стандартными методиками силовой поверки испытательных машин ASTM E4-10», «Стандартом для универсальных и работающих на растяжение/сжатие испытательных машин ISO75001», а также с «Российскими стандартами и методиками по поверке испытательных машин».
Компании «Лентранс» выдано:
- свидетельство Российского Морского Регистра Судоходства № 15.07820.381 на проведение освидетельствование и проверку изделий из калиброванной цепи, якорей, строп и судового такелажа на растяжение до 300 тонн.
- свидетельство Российского Речного Регистра Судоходства № №131385 от 21.10.2015г.
Деятельность одобрена:
- ВП МО РФ
- Российским Морским Регистром Судоходства
- Российским Речным Регистром
По результатам испытаний выдается протокол установленного образца.
Компания «Лентранс» осуществляет комплексные поставки цепей и грузоподъемной продукции. Наличие испытательной лаборатории позволяет проводить тестирование поставляемой продукции и гарантировать ее качество. Компания «Лентранс» также проводит испытательные тесты по запросам сторонних организаций.
Приглашаем Вас к сотрудничеству!
Источник
Предыдущая часть документа
5.1. При изготовлении стропов необходимо выполнять операционный и приемочный контроль.
5.2. Операционный контроль должен осуществляться внешним осмотром во время выполнения или после завершения определенных операций по изготовлению деталей стропов. При этом изготавливаемые элементы стропа, а также качество выполненных швов должны соответствовать требованиям настоящего РД и проектной документации на изготовление стропа.
5.3. Приемочный контроль должен выполняться по окончании изготовления стропа и включает следующие операции:
— внешний осмотр всех элементов стропов на наличие отклонений от требований настоящего РД и проектной документации на изготовление;
— измерения размеров лент, швов, петель, концевых элементов готовых стропов (контроль которых предусмотрен настоящим РД) в объеме 2 % изготовленной партии, но не менее двух единиц;
— проведение статических испытаний.
5.4. Обнаруженные при приемочном контроле дефекты стропов устраняются или стропы бракуются в случае неустранимых дефектов.
5.5. Стропы, прошедшие приемочный контроль, заносятся в журнал учета изготовления стропов и на них заполняется паспорт. В журнале должны быть указаны:
— наименование стропа;
— грузоподъемность;
— номер нормативного документа (или технологической карты), по которому строп изготовлен;
— номера сертификатов на ленту и нити;
— для концевых металлических звеньев — номер сертификата на примененные звенья или на металл, из которого они изготовлены, если концевые звенья изготовлены на предприятии — изготовителе стропов;
— результаты статических испытаний стропов.
6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ
6.1. При испытании готовых стропов определяют следующие показатели: размеры стропа (L, В и А), качество сшивки, количество сшитых слоев, соответствие исходных материалов (ленты, нити) требованиям ТУ или другой нормативной документации, утвержденной в установленном порядке, грузоподъемность, коэффициент запаса прочности, наличие маркировки, упаковку, наличие сопроводительной документации.
6.2. При визуальном контроле стропов во время испытаний проверяют:
— количество сшитых слоев ленты;
— отсутствие дефектов (потертостей по поверхностям стропов и кромкам ленты, продольных разрезов, надрывов и проколов ленты, разрушений кромок ленты, повреждений сшивок).
6.3. Проверка размеров стропов должна проводиться универсальными измерительными средствами (линейка, рулетка, штангенциркуль), точность измерений длины стропов, петель, швов в растянутом состоянии — 3 мм, стежков — 1 мм.
6.4. Статические испытания ленточных стропов выполняют для каждого изготовленного стропа на предприятии-изготовителе методом статического нагружения нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа в 1,25 раза. Нагружение стропа должно выполняться плавно, без рывков. При проведении испытаний на предприятии-изготовителе допускается выдерживать строп под воздействием нагрузки в течение не менее 3 мин.
Строп считается выдержавшим испытания, если во время их проведения не произошло разрывов швов, распускания или разрыва лент, остаточных деформаций концевых элементов или изменение размеров стропа (например, не соответствующего требованиям п. 3.2.6 настоящего РД).
6.5. Допускается выполнять испытания стропа тарированным грузом с помощью подъемного устройства. При этом строп одним концом навешивают на крюк подъемного устройства, а другим концом прикрепляют к контрольному грузу. Затем выполняют подъем стропа с контрольным грузом таким образом, чтобы контрольный груз оторвался от поверхности пола помещения на 50-100 мм. Строп в таком положении с грузом выдерживают не менее 3 мин и затем плавно опускают.
6.6. Элементы стропов — концевые металлические звенья, — крюки, скобы при их изготовлении для поставки на предприятия, производящие текстильные стропы, испытывают согласно требованиям п. 4.4 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» (РД 10-33-93) и при положительных результатах испытаний снабжают сертификатом предприятия-изготовителя.
6.7. Для подтверждения коэффициента запаса прочности одного изготовленного стропа из партии следует выполнять контрольные испытания на отсутствие разрушения (в том числе разрыва) стропа. Указанные испытания должны выполняться нагрузкой на строп, в 7 раз превышающей грузоподъемность стропа, и выдержкой под данной нагрузкой в течение 10 мин.
Строп-образец должен отбираться из каждой партии в 250 стропов или из серии продукции того же типа, что и испытуемый образец.
В тех случаях, когда стропы изготавливаются с металлическими концевыми звеньями, имеющими разрывное усилие с коэффициентом запаса прочности, меньшим соответствующего коэффициента запаса прочности сшитого из ленты стропа, испытательный образец должен быть отобран из этой же партии или серии, но без металлических концевых звеньев.
Если стропы, составляющие партию или серию, имеют такую длину, что не могут быть испытаны на имеющемся оборудовании, образец должен быть изготовлен идентично, но иметь длину, пригодную для испытания.
6.8. Машину для проведения испытаний рекомендуется выбирать в соответствии с требованиями, указанным в ISO 2307.
Допускается проводить испытания тарированными грузами, как это описано в п. 6.5.
6.9. Прилагать усилие к стропам следует так, чтобы растяжение стропа происходило при постоянной скорости в 6-10 % начальной длины стропа в минуту, но не превышало 250 мм в минуту.
Постоянная скорость нагрузочных машин может также использоваться при условии, что скорость растяжения не превышает 250 мм в минуту. Рекомендуется, если это возможно, прилагать усилие при такой скорости, чтобы минимальное нормативное разрывное усилие достигалось в пределах (60±10) с.
6.10. Допускается испытывать стропы с мягкими петлями без концевых креплений, используя стержни захватов разрывной машины близкого или аналогичного диаметра (чтобы результирующий угол между частями петли не превышал 20°).
6.11. При проведении испытаний стропа без концевого элемента необходимо обеспечить, чтобы все строчки шва были лишены непосредственного соприкосновения со стержнем во время испытания.
6.12. Если хотя бы один строп из трех испытываемых образцов промышленной партии разрывается до того, как испытательное усилие достигает 90 % нормативного минимального разрывающего усилия, вся партия стропов должна быть забракована. Если строп разрывается при усилии, меньшем чем минимальное нормативное разрывающее усилие, но по крайней мере равном 90 % этого усилия, допускается испытать еще два других стропа, отобранные из той же партии. Если эти два дополнительно испытуемых стропа выдерживают минимальное нормативное разрывное усилие, партия может быть принята; если же нет — грузоподъемность всех стропов, составляющих партию, должна быть немедленно снижена до новой расчетной рабочей нагрузки исходя из фактического разрывного усилия самого худшего из испытанных стропов и соответствующего ему фактического коэффициента запаса прочности.
Примечание по технике безопасности. Во время испытания под нагрузкой в ленте накапливается значительная энергия. Если строп разорвется, эта энергия внезапно высвободится. Во избежание несчастных случаев при проведении испытаний стропов персоналу необходимо принять полноценные и эффективные меры предосторожности, которые предписаны Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
6.13. При испытаниях многоветвевых стропов (2-4 ветви) статической нагрузкой их ветви должны быть расположены под углом 120° друг к другу, если иное не оговорено заказчиком. Испытательную нагрузку при проведении таких испытаний создают аналогично описанной в пп. 6.5-6.10 настоящего РД.
6.14. Элементы стропов (концевые звенья, крюки, скобы) испытывают на соответствие требованиям п. 4.4 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» (РД 10-33-93).
6.15. Соответствие материалов и полуфабрикатов металлических элементов стропов и сварочных материалов требованиям «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству.и безопасной эксплуатации» (РД 10-33-93) проверяют по технической документации на изготовление, утвержденной в установленном порядке. Качество материалов проверяют по сертификатам или результатам входного контроля.
Следующая часть документа
Источник
Стропы после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе. Стропы должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность в течение 10 минут. Сведения об изготовленных стропах заносятся в журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором указывается:
· Паспортная грузоподъемность
· № нормативного документа (технологическая карта)
· № сертификата на применяемый материал
Стропа снабжаются прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания.
Вопрос 4. Какие плакаты и трафареты должны быть на рабочих местах, где производятся работы по перемещению грузов кранами?
· Плакаты/трафареты по типовой строповке грузов (типовые методы)
· Плакаты по технике безопасности для стропальщиков
· Схемы кантовки грузов (места зацепа при кантовке)
· Схемы строповки сложных узлов и деталей
· Таблички с фамилиями лиц, ответственных за производство работ кранами
Вопрос 5. Подобрать стропа к грузу весом _____ т.
Определив вес поднимаемого груза, стропальщик должен правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой из его ветвей. Строп подбирается по грузоподъемности и по длине. По грузоподъемности строп подбирается исходя из веса поднимаемого груза и числа ветвей стропа, на котором поднимается груз. Для этого вес груза делится на число ветвей стропа. При этом надо учитывать, что угол между ветвями не должен превышать угол 900.
Билет №7
Вопрос 1. Требования к объему и перемещению предельных по весу и мелкоштучных грузов.
Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Так же нельзя превышать грузоподъемность тары, груз нельзя укладывать выше бортов тары (от края тары до груза расстояние должно быть не менее 100 мм).
Предельный груз – груз, вес которого близок к грузоподъемности крана.
Подъем такого груза осуществляется следующим образом:
1. Поднимаем груз на высоту 200-300 мм
2. Останавливаем его. Выдерживаем груз на весу некоторое время для проверки правильности строповки
3. Немного приспускаем груз для проверки тормоза крана. Если тормоз удержал груз, то можно продолжать транспортировку.
Груз поднимем на высоту не менее 500 мм выше встречающихся на пути предметов или оборудования и транспортируем на заранее подготовленное место.
Вопрос 2. По каким признакам бракуются стальные стропа, изготовленные по ГОСТу?
Стропы бракуются, если:
· Отсутствует или повреждена маркировочная бирка
· Имеется деформация или его износ с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%
· Имеются трещины на прессовочных втулках или изменение их размеров более чем на 10% от первоначального
· Имеются признаки смещения канатов в заплетке и втулках
· Имеется уменьшение первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более
· Имеются выдавливания или расслоения прядей
· Имеются перекручивания, заломы и перегибы
· Строп поврежден в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда
· Имеется обрыв одной пряди нескольких прядей
Строп бракуется, если число видимых обрывов наружных проволок превышает число обрывов в таблице:
Число видимых обрывов | ||
3d | 6d | 30d |
4 | 6 | 16 |
Где d – диаметр каната/стропа в мм
Вопрос 3. Правила подвешивания грузов на двурогий крюк крана.
При подвешивании груза на двурогий крюк, стропа накладываются так, чтобы нагрузка распределилась на оба зева крюка равномерно. Подвешивать груз на один рог двурогого крюка запрещено.
Вопрос 4. Рассказать о способах строповки груза при помощи грузовых штырей, проката, труб.
Грузовой штырь применяется для перевозки деталей, имеющих отверстие. Для изготовления штырей применяется сталь марки 20. Перед транспортировкой и кантовкой деталей с применением штырей стропальщик должен убедиться, что штыри по внешнему виду соответствуют размеру, обозначенному на клейме, и не погнуты. Штыри следует подбирать по диаметру отверстия и по грузоподъемности. Угол перекоса штыря в отверстии не должен превышать 100-120, иначе штырь под нагрузкой может выдернуться из отверстия.
Трубы и круглый металл малых диаметров стропится пакетами, а тяжелые болванки и трубы больших диаметров – поштучно.
Строповка круглого металла и труб чаще всего выполняется стропами способом «мертвая петля» («удавка»). Подъем коротких труб и болванок допускается одним стропом способом «удавка». Взаводских условиях строповку круглого металла производят с помощью клещевых захватов. Особенно это целесообразно делать в кузнечных и термических цехах, где заготовки имеют высокую температуру. Для строповки профильного металла (уголок, швеллер, тавровые балки, рельсы) применяют клещевые захваты и подхваты. При обвязке профильного металла канатными стропами под острые углы и кромки подкладываются подкладки. Крупноразмерный профильный металл удобно транспортировать клещевыми захватами с соответствующей профилю металла формой.
Вопрос 5. Подобрать стропа к грузу весом _____ т.
Определив вес поднимаемого груза, стропальщик должен правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой из его ветвей. Строп подбирается по грузоподъемности и по длине. По грузоподъемности строп подбирается исходя из веса поднимаемого груза и числа ветвей стропа, на котором поднимается груз. Для этого вес груза делится на число ветвей стропа. При этом надо учитывать, что угол между ветвями не должен превышать угол 900.
Билет №8
Источник