Физкультура в школе врожденный вывих
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ №2»
врожденного вывиха бедра и дисплазия
План-конспект практического занятия
Учебная дисциплина: «ПМ04 Проведение лечебной физической культуры»
Курс: второй
по специальности: 340202 Медицинский массаж
(для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Квалификация: медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу
Преподаватель: Трапезникова В.И.
2014г
Пояснительная записка
Актуальность проблемы врожденного вывиха бедра и дисплазии связана с частотой встречаемости данной патологии.
Врожденный вывих — одна из самых частых деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая более 3% от всех ортопедических заболеваний. Дисплазия тазобедренного сустава встречается у 16 из 1000 новорожденных, а вывих формируется у 5 из 1000.
Раннее лечение ставят в основу профилактики инвалидности при этом заболевании, так как полного выздоровления можно добиться только при лечении детей с первых дней жизни.
Практическое занятие нацелено на формирование профессиональных умений и навыков. Задачи практического занятия: закрепить теоретические знания, научить использовать физические упражнения и массаж для профилактики и лечения пациентов с врожденным вывихом бедра и дисплазией.
Для решения цели практического занятия необходимо усвоить:
— Причины, способствующие возникновению этой патологии;
— Классификацию дисплазий тазобедренного сустава по степени тяжести;
— Клинические признаки врожденного вывиха бедра как у новорожденных, так и у детей старше одного года;
— Показания и варианты лечения данной патологии в различных возрастных группах (ЛФК, массаж, шины различных конструкций, вытяжение по Мay, оперативные вмешательства).
— Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
— Последовательность действий при назначении ЛФК больному.
Каждый студент должен уметь:
- Знать и уметь использовать средства, формы и методы ЛФК.
- Провести занятие по лечебной физкультуре в комплексе лечебных мероприятий по показаниям при данной патологии.
- Провести лечебную гимнастику в сочетании с процедурой массажа.
- Провести лечебную гимнастику в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболевания.
Учебный план практического занятия.
Предстоящее занятие будет иметь следующую форму:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания, постановка цели занятия.
- Беседа со студентами. Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым. Работа в парах (с куклами).
- Обобщение полученных знаний и умений.
- Подведение итогов и результатов занятия.
- Задание для самостоятельной работы дома.
Материально-техническое обеспечение занятия: кабинет техникума, массажные кушетки, валики, куклы, учебно-методические материалы по дисциплине.
врожденного вывиха бедра и дисплазия.
- Врожденный вывих является тяжелым ортопедическим заболеванием, которое часто приводит к инвалидности.
- Необходима ранняя диагностика. Здесь, как ни при какой другой ортопедической патологии, прогноз тем более благоприятный, чем раньше поставлен диагноз и начато адекватное лечение.
- Несмотря на то, что заболевание известно давно, этиология и патогенез в достаточной мере до настоящего времени не изучены. Это создает условия для множества неточностей и ошибок в постановке диагноза. Часто ставится диагноз врожденного вывиха бедра там, где имеется только дисплазия. При неправильной укладке ребенка во время рентгенологического исследования возможен ошибочный диагноз при нормальном тазобедренном суставе. Врожденный вывих необходимо ставить только там, где он есть, так как нужна совершенно различная тактика лечения данных состояний.
- Патология в 4-7 раз чаще встречается у девочек.
Различают 3 степени дисплазии тазобедренного сустава:
- Предвывих (дисплазия I степени) — недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
- Подвывих (дисплазия II степени) — недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
- Вывих (дисплазия III степени) — недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.
Причинами возникновения дисплазии у младенца могут быть:
- заболевания матери в первом триместре беременности (сустав формируется с 4 по 12 неделю беременности),
- эндокринные факторы,
- прием медикаментов,
- влияние экологических факторов, наследственная предрасположенность, а также ягодичное предлежание и женский пол ребенка,
- маловодие,
- крупный плод. При этом у ребенка снижается объем движений в тазобедренных суставах, что препятствует их нормальному развитию,
- гинекологические заболевания матери (миома матки, спаечный процесс в матке и др. процессы, которые могут затруднять внутриутробные движения ребенка)
- нередко вывих бедра наблюдается у маловесных (меньше 2500 г) новорожденных.
Как проявляется?
Некоторые признаки вывиха бедра может заметить мама малыша. Следует обратить внимание на следующие симптомы:
- Дополнительная складка на бедре;
- Асимметрия ягодичных складок и ягодиц;
- Асимметрия при отведении ножек;
- Асимметрия кожных складок при выпрямленных ножках. Симптом не постоянный. При полностью нормальных тазобедренных суставах в 30 — 36% имеет место асимметричность складок;
- Положительный симптом «щелчка» при отведении – приведении бедер (информативен до 3 месяцев);
- Щелчок, возникающий в момент сгибания ножек в коленных и тазобедренных суставах;
- Ограничение разведения бедер, особенно одностороннее. В норме угол отведения от средней линии тела составляет 80-90 °;
- Укорочение ножки ребенка – согнув ноги, стопы малыша прижимают к столу, и по уровню стояния коленного сустава определяют укорочение соответствующего бедра. Или сравнивают длину вытянутых ножек.
Если диагноз врожденного вывиха бедра не был поставлен вовремя или родители, по какой-то причине не обращались к врачу, то ребенок поздно начинает ходить, прихрамывает, имеет «утиную походку». Из-за большой нагрузки формируется искривление позвоночника.
Но дисплазия тазобедренных суставов является причиной не только собственно вывиха бедра, но и одной из причин деформирующего артроза и болезни Пертеса у взрослых. Если врожденный вывих бедра не вылечен, то в суставе развивается диспластический коксартроз – тяжелое инвалидизирующее заболевание тазобедренных суставов, сопровождающееся болями, нарушением походки, снижением объема движений в суставе. Ухудшение состояния (в том числе и первые проявления – боль, хромота, контрактура) происходит, как правило, в периоды гормональных сдвигов в организме: в 12-15 лет, у женщин во время беременности и после родов. А вообще это может произойти в любом возрасте. Лечение такого состояния может быть только оперативным. При этом чем позже проводится операция, тем меньше вероятность полного выздоровления.
Диагностика
В роддоме педиатры должны тщательно осмотреть ребенка на предмет врожденной патологии тазобедренного сустава. Кроме того, за состоянием суставов малыша внимательно следит педиатр, наблюдающий его с момента рождения. В случае, если у врача возникают какие-либо подозрения, ребенка направляют на дополнительное обследование — УЗИ тазобедренных суставов или на консультацию к детскому ортопеду.
Плановое посещение детского ортопеда обязательно проводится в 1 месяц, а затем — в 3, 6 и 12 месяцев (или когда ребенок начнет ходить).
Ортопед проводит клинический осмотр и при необходимости направляет ребенка на ультразвуковое исследование (УЗИ) тазобедренных суставов. Это безвредный метод обследования, который однако не дает полной картины патологических изменений в суставе. В большей степени УЗИ подходит для скрининга, то есть обследования всех новорожденных на предмет патологии тазобедренных суставов. Кроме того, УЗИ может быть полезно в качестве контроля за эффективностью лечения.
При наличии дисплазии или подозрении на нее врач может назначить рентгеновское исследование тазобедренных суставов. Рентгенография позволяет объективно оценить состояние суставов.
Лечение.
Если детский ортопед подтверждает диагноз вывиха (а также подвывиха или предвывиха) бедра, то лечение начинают немедленно. При недостаточности лечебных мероприятий с ростом ребенка наблюдается переход легкой степени дисплазии в подвывих, а подвывиха в вывих. Необходимо помнить, что лечение врожденного вывиха бедра длительное (как правило, от одного месяца до одного года) и комплексное. Родителям придется быть терпеливыми: терапия дисплазии тазобедренных суставов длительная, непрерывная, и поначалу тяжело воспринимается ребенком.
В первый месяц после рождения применяется широкое пеленание ребенка. Принцип широкого пеленания сводится к следующему: обычная фланелевая пеленка складывается в виде прямоугольной распорки шириной 15-17 см и прокладывается между отведенными в стороны на 60-80° ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах. Края свернутой пеленки должны доходить до колен. Если вы ребенка не пеленаете, можно прокладывать пеленку поверх памперса и ползунков и при помощи завязок в виде ползунков зафиксировать на плечиках малыша.
Также необходимо проведение лечебной гимнастики — разведение бедер при каждой смене памперса, переодевании ребенка. Полезно плавание на животе.
- Велосипед (поочередное сгибания и разгибание ножек).
- Вращательные движения в тазобедренном суставе, ножка согнута в коленном суставе (некоторые авторы рекомендуют только вращение внутрь).
- Разведение и приведение ножек.
Упражнения повторяют либо при каждой смене подгузника (каждое упражнение по 10-15 раз), или 2-3 раза в день (каждое упражнение 25 — 30 раз).
Лечебная физкультура при дисплазии тазобедренного сустава должна проводиться на твердой, ровной поверхности, а не на кровати. Если применяются конструкции для разведения ножек, нужно уточнить у лечащего доктора, как и когда, проводить упражнения.
Кроме того, малышу, страдающему дисплазией тазобедренного сустава, ежедневно проводят массаж спины, ягодиц, бедер и поясничной области (поглаживание, растирание, легкое разминание мышц).
Массаж и лечебную физкультуру должен проводить только специалист.
В более тяжелых случаях применяют специальные шины, удерживающие бедра ребенка в положении отведения, что способствует правильному развитию тазобедренного сустава. Внимание! При дисплазии тазобедренных суставов в положении отведения бедер ребенок должен находиться круглые сутки. Поэтому применяются конструкции, не препятствующие движениям конечностей, чтобы не нарушать кровообращение и нормальное развитие нежных суставных поверхностей, мышц.
В случае, если широкого пеленания и гимнастики окажется недостаточно, ортопед назначит одно из ортопедических пособий:
- стремена Павлика — являются самими щадящими для тазобедренного сустава и самыми удобными для ребенка и родителей пособием. Назначаются детям с третьей недели до 9 месяцев.
- подушка Фрейка — пластиковые штанишки, которые поддерживают ножки в положении «лягушки». Назначается детям с 1 месяца до 9 месяцев со сменой пособия по мере роста ребенка.
- шины-распорки (шину с бедренными туторами, шина для хождения, шина с подколенными туторами).
Лечение направлено на фиксацию тазобедренных суставов в функционально выгодном положении — сгибания и отведения. Наиболее оптимальным устройством с 1 месяца до 6-8 месяцев считаются стремена Павлика или отводящая шина с подколенными туторами. С 6-8 месяцев назначают отводящую шину с бедренными туторами, а при разрешении врачом-ортопедом ходить ребенку — отводящую шину для хождения.
Кроме того, для лечения ребенка применяют физиотерапию, в частности, электрофорез с кальцием на область тазобедренного сустава;
Самое главное — не прерывать лечения. Иногда случается, что родители снимают шины и другие фиксирующие устройства, не проконсультировавшись с ортопедом. Ни в коем случае не следует этого делать, поскольку недолеченный врожденный вывих бедра может привести к развитию диспластического коксартроза. Лечение такого состояния может быть только оперативным.
При консервативном (то есть безоперационном) лечении врожденного вывиха бедра ребенок долго не ходит. Понятно желание родителей увидеть ребенка на ножках к исходу первого года жизни, но без разрешения ортопеда ребенка ставить на ноги нельзя. При неэффективности консервативного лечения проводится операция. Суть операции — вправление головки бедренной кости и восстановление анатомического соответствия элементов тазобедренного сустава. Объем операции определяется сугубо индивидуально (иногда в процессе лечения может потребоваться несколько операций). После операции проводится длительная фиксация, затем восстановительное лечение с использованием адекватной физической нагрузки на суставы, лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии.
Важно тщательно соблюдать все рекомендации врача – это позволит избежать развития осложнений и, в большинстве случаев, к 1-2 годам снять диагноз.
Профилактика.
Для того, чтобы суставы малыша развивались нормально, врачи рекомендуют делать широкое пеленание или вовсе не пеленать ребенка.
Ни в коем случае не следует делать так называемое тугое пеленание, когда ножки малыша выпрямляются и туго стягиваются пеленкой. Для правильного развития суставов необходим адекватный объем движений в них, а в покое — так называемое физиологическое (или естественное, предусмотренное природой) их положение, когда ножки ребенка согнуты в коленях и разведены.
Литература
1. Белая Н.А.
Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое пособие для медицинских работников. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004.
2. Епифанов В.А.
Лечебная физическая культура. Учебное пособие. М.:
«ГЭОТАР-Медиа», 2006.
3. Макарова И.Н.
Массаж и лечебная физкультура. Справочник для врачей и студентов медицинских вузов. М.: Эксмо, 2009.
Источник
Сегодня публикую
комплекс специальных
упражнений для дошкольников
с врожденным вывихом бедра
Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,
начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения
Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать
ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-
дой ноги.
Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх
прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.
Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые
ноги вверх. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-
ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-
рить 5-6 раз для каждой ноги.
Упражнение 5. Исходное положение — лежа на
здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-
вторить 5-6 раз для каждой ноги.
Упражнение 6. Исходное положение — лежа на
животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),
в области средней трети голени закрепить отягощение
Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-
воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.
Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-
воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.
Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-
вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-
рить 3-4 раза каждой ногой.
Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-
соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.
При неэффективности консервативных методов ле-
чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-
од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-
репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется
навык произвольного расслабления мышц (что необхо-
димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии
головки бедра).
На второй день после операции назначается лечеб-
ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-
личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-
вую повязку снимают через 1 месяц после операции.
комплекс специальных
упражнений в послеоперационный период
Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать
ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-
дой ноги.
Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх
прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.
Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-
воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые
ноги вверх. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-
ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-
рить 5-6 раз для каждой ноги.
Упражнение 5. Исходное положение — лежа на
здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-
вторить 5-6 раз для каждой ноги.
Упражнение 6. Исходное положение — лежа на
животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),
в области средней трети голени закрепить отягощение
(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-
щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.
Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-
ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-
рону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.
Источник
Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппарата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимущественно левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сумки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кзади по подвздошной кости.
Клиническая картина врожденного вывиха бедра проявляется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведения согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, наличии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведения и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отдела, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отмечается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «утиная» походка (плавно переваливающаяся). Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные результаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в родильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 месяцев. Тактика последующего лечения может быть консервативной или оперативной. При консервативном лечении осуществляется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шинами ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в течение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в положении максимальной коррекции. Оперативное лечение применяют при отсутствии положительных результатов консервативного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой. В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра лечебная физкультура является основным средством формирования здорового сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка.
Задачи ЛФК— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра; — формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь
ной коррекции (совместно с ортопедами); — укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь); — развитие в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах;— коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающих при лечении с использованием шин.
Средства реабилитации, используемые при врожденном вывихе бедра: лечение положением, физические упражнения и массаж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.
Лечение положением — одно из первых и наиболее доступных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 месяцев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедрами).
, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)
2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.
3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.
Физические упражнения бывают общеразвивающие и специальные; первые начинают использовать с начала жизни ребенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взросления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет). На первом году жизни, как правило, физические упражнения сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами поглаживания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бедра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бедра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение. С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошкольного возраста для закрепления результатов консервативного лечения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузочном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного возраста (5—6 лет).
Вводная часть занятия (3—5 мин).
Источник